Проблемы школьной неуспеваемости в начальной школе пути коррекции

Обновлено: 05.07.2024

На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Проблемы школьной неуспеваемости на начальных этапах работы молодого педагога

Проблемы школьной неуспеваемости на начальных этапах работы молодого педагога
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии


Ключевые слова: начальная школа, младший школьник, школьная неуспеваемость, причины школьной неуспеваемости, преодоление школьной неуспеваемости.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Проблема школьной неуспеваемости, наверное, никогда не перестанет быть актуальной . Причем беспокоит это не только родителей, но и самих детей. Абсолютно очевидно, что в мире просто не существует ребенка, который бы с малых лет хотел учиться плохо. Когда ребенок приходит в школу он, напротив, мечтает об увлекательном и светлом школьном мире знаний и открытий, о встрече с добрыми и умными взрослыми людьми – учителями – о возможности говорить с ними на одном языке, спорить, доказывать, соглашаться, учиться и узнавать новое. Иными словами, каждый ребенок хочет стать “хорошим учеником” и “получать одни пятерки” – эта мотивация является ведущей для детей первых классов. Когда же мечты о пятерках и светлом школьном мире сталкиваются с первыми двойками, желание учиться может ослабеть или пропасть вовсе, а после начинаются проблемы дома: нежелание ходить в школу, прогулы, “трудный” характер.

Как в случае открытого протеста против учителя, так и в случае прогулов у учащегося могут возникать различные деформации развития личности. В нашем обществе обучение в школе является обязательным – все дети непременно должны пройти школьный курс обучения, и если у ребенка возникают проблемы в учебе, он может ощущать себя не таким, как все – хуже всех, никчемнее, слабее. Подобные чувства и мысли могут возникать у любого неуспевающего ребенка, и даже если на словах он утверждает, что ему абсолютно все равно, какие оценки он получает, и что школа ему совершенно не нужна, в глубине души он все равно, даже на подсознательном уровне, может чувствовать себя ненужным и отверженным. В результате очень часто случается так, что неуспевающие ученики ищут круг “единомышленников”, среди которых они уже не будут испытывать негативные эмоции и ощущения. Именно так они с течением времени оказываются на улице в плохих компаниях.

Очевидно, что проблема школьной неуспеваемости самым прямым образом связана с действительно глобальными проблемами не только российского, но и мирового общества – подростковый бандитизм, наркомания, алкоголизм, и так далее. И, что самое поразительное – то, что все эти проблемы можно постараться пресечь еще в зародыше – в то время, когда ребенок только-только пришел в школу и столкнулся со своими самыми первыми трудностями и по каким-то причинам не смог их преодолеть.

Основной причиной школьной неуспеваемости является несоответствие системы школьного обучения и интеллектуальной системы ребенка. И, вопреки сказанному, учебные программы с каждым годом становятся все сложнее и изысканнее, в большинстве случаев совершенно не ориентируясь на контингент, на который они и направлены – на самих школьников. В результате даже наиболее способные к обучению дети уже в течение первых лет обучения – в начальных классах – попадают в разряд неуспевающих.

Несмотря на пристальное внимание психологов и педагогов, практиков и ученых к проблеме школьной неуспеваемости, число учеников, которые испытывают трудности в обучении, постоянно увеличивается. Согласно данным Института возрастной физиологии РАО, трудности в учебе наблюдаются примерно у 30% учащихся начальных классов.

Как отмечает в своих трудах Н. И. Мурачковский, устойчивые второгодничество и неуспеваемость могут стать причиной серьезных психологических последствий. Возможны серьезные отклонения в развитии личности, формирование низкой самооценки, агрессивности, лживости и замкнутости. Неуспеваемость может стать причиной дезадаптации ребенка, резкого снижения желания учиться, и, как следствие, плохое или, порой, даже криминальное поведение.

Очевидно, что школьный педагог должен работать в сотрудничестве с психологом, а также с другими школьными специалистами: с социальным педагогом, врачами, логопедом, и, безусловно, с родителями учащихся. Но данный комплексный подход к решению проблемы возможен далеко не всегда, хоть и строго необходим. Поэтому если точно и своевременно проводить психологическую и педагогическую психодиагностику и профилактику причин неуспеваемости школьников, если найти способ применить некий комплекс методик для осуществления данной цели, то неуспеваемость приобретет оттенок временной трудности, преодолев которую ребенок вновь сможет почувствовать уверенность в собственных силах. Если же бросить все на самотек и не определить причины неуспеваемости ребенка, то данный “недуг” с наибольшей вероятностью разрастется до настоящей проблемы, и из неуспеваемости по одному предмету превратится в стойкую общую неуспеваемость.

Противоречие между большим количеством психолого-педагогической литературы по проблеме неуспеваемости младших школьников, с одной стороны, и малым количеством методических разработок методов коррекции и профилактики неуспеваемости.

Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в школах рассматривались многими психологами, учеными и педагогами (А. Р. Лурия, Н. А. Менчинская, Л. С. Славина, А. Н. Леонтьев, В. И. Зыкова, М. С. Певзнер, М. А. Данилов, А. А. Смирнов и другими). В качестве таких причин в разное время разными авторами определялись: неподготовленность к обучению в школе, педагогическая и социальная запущенность, дефекты речи, соматическая ослабленность ребенка, недостатки слуха и зрения, умственная отсталость, негативные взаимоотношения со сверстниками и с учителями. Однако с каждой из вышеназванных причин трудностей в процессе учебы связывается отставание сравнительно малого числа учащихся по отношению ко всем явно или скрыто испытывающим проблемы в обучении школьникам.

Качественно помочь конкретному ученику не представляется возможным без понимания конкретных трудностей, с которыми он сталкивается. Если вовремя определить саму причину неуспеваемости, и, определив таковую, провести профилактические и коррекционные действия, то данная работа определенно возымеет эффект и пойдет на пользу ребенку.

Объект исследования: неуспеваемость младших школьников .

Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция и профилактика неуспеваемости младших школьников .

Цель исследования: теоретически выявить и путем экспериментальной работы проверить эффективность методов коррекции и профилактики неуспеваемости младших школьников.

Гипотеза: предполагается, что коррекция неуспеваемости младших школьников будет осуществляться успешнее, если своевременно проводить педагогическую и психологическую профилактику, психодиагностику причин неуспеваемости школьников, а также развивать познавательные, эмоциональные и волевые познавательные процессы.

На основе теоретического анализа определить понятие неуспеваемости учащихся и факторов, влияющих на неуспеваемость.

Вывить причины неуспеваемости учащихся с помощью методов психолого-педагогической диагностики.

Разработать комплекс методов коррекции и профилактики неуспеваемости детей младшего школьного возраста.

Определить изменения в учебной успешности учащихся.

Методы исследования: беседа, наблюдение, стандартизированные методики, математико-статистические методы.

Методики исследования: методика “Противоположности”; методика "Выделение существенных признаков"; методика "Исключения лишнего"; методика “Проба на запоминание десяти слов”; методика “Воспроизведение визуальных репродукций”; методика “Заполнение фигур”; методика “Корректурная проба”. В целях осуществления формирующего эксперимента были применены следующие методики: методика развития устойчивости и концентрации внимания; методика развития объема внимания; методика развития осмысления на основе слухового восприятия; методика развития темперамента; методика развития логического и механического запоминания; методика развития долговременной памяти; методика "Графический диктант"; методика изучения переключения внимания; методика "Незаконченные предложения"; методика развития самооценки.

Методология: в основе данной работы лежат методики и концепции Н. И. Мурачковского, Н. А. Меченской, П. П. Борисова, М. А. Гальмонта, Л. С. Выготского, Ю. К. Бабанского, А. Ф. Ануфриева, А. А. Бударного.

Проблема исследования: изучение причин неуспеваемости младших школьников и методов коррекции и профилактики.

Практическая значимость работы заключется в том, что коррекция неуспеваемости младших школьников будет осуществляться успешнее, если преподавателями и воспитателями будет проводиться должная педагогическая и психологическая профилактика, направленная на развитие познавательных, эмоциальных и волевых познавательных процессов. Область примененая разработанной коррекционной программы весьма широка.

База исследования: для решения поставленных задач были исследованы учащиеся 1-3 класса общеобразовательной школы № 16 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Электросталь Московской области. В исследовании приняло участие 50 детей, 7-10 лет, 27 девочек и 23 мальчика.

Структура работы: работа состоит из введения, главы I (“Неуспеваемость младших школьников: теоретические основы, профилактика и психолого-педагогическая коррекция”), главы II (“Результаты эмпирического исследования”), заключения, списка литературы и приложения.

1.1 Неуспеваемость младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Когда ребенок поступает в школу, он уже должен уметь дифференцировать и обобщать явления и предметы окружающего мира, оперировать мыслительными образами и операциями, осуществлять самоконтроль и планировать собственную деятельность. Чрезвычайно важными факторами является положительный настрой и отношение к обучению, способность к регуляции своего поведения, проявление усилий воли для выполнения стоящих перед ним целей и задач. Не менее важными являются и навыки общения со сверстниками и взрослыми, развитая зрительно-двигательная координация и мелкая моторика рук. В этой связи само понятие готовности ребенка к школе – многогранное, комплексное, охватывающее все сферы бытия ребенка.

В зависимости от понимания структуры, сущности и компонентов готовности индивида к обучению выявляются ее базовые параметры и критерии [28, с. 84]. Но у детей, приходящих в школу, способности и уровень развития абсолютно разные, а , следовательно, вместе с подготовленным ребенком в школу могут прийти и дети, не совсем готовые к обучению в школе. Такие дети еще не научились контролировать собственные действия, планировать поступки, имеют низкую мотивацию в учебе. Все их ориентирование происходит только на основании данных органов чувств. У таких детей в подавляющем числе случаев неготовность к процессу обучения в дальнейшем перетекает в педагогическую запущенность, и работать с ними становится все сложнее, как родителям, так и учителям.

Начало школьной жизни – один из переломных моментов в жизни ребенка. Отличительная особенность поступления и учебы в школе в том, что учеба ребенка – обязательная, общественно значимая деятельность. С первого дня учебы вся жизнь учащегося становится другой: теперь она подчинена своду строгих правил, одинаковой системе ценностей и ориентиров поведения для него и его одноклассников. Основным содержанием данной системы – усвоение знаний. Новый, особой тип взаимоотношений устанавливается между учеником и учителем. Педагог представляет собой некий официальный носитель общественного требования к ребенку. Оценка, которую ставят ребенку на уроке, является теперь не личным отношением взрослого (учителя) к ребенку, а объективной мерой его знаний, качества выполненных им учебных заданий. Взаимоотношения среди одноклассников также отличны от тех, к которым привык ребенок, будучи дошкольником. Одной из главных категорий теперь становится оценка, полученная от учителя, общие успехи в учебе, поведение на уроках (которое также подлежит оценке со стороны педагога). Тем самым совместное участие в обязательной деятельности рождает собой новый тип взаимоотношений между школьниками, строящийся на общей ответственности.

Знания, получаемые детьми в школе, носят научный характер. Если ранее начальное обучение являлось некоей подготовительной ступенью к систематическому изучению и усвоению наук, то в настоящее время оно превратилось в исходное звено подобного изучения и усвоения, начинающегося с первого класса школы. Основной формой организации учебной работы детей является урок, время которого рассчитано до минуты. На уроке дети должны следить за тем, что говорит учитель, выполнять его указания, не заниматься посторонними делами и не отвлекаться. Все эти требования касаются развития самых разных личностных и психических качеств, умений и знаний. Ребенку для положительного результата в учебном процессе необходимо обладать развитыми познавательными интересами, достаточно широким умственным кругозором.

Ученик должен обладать тем комплексом качеств, который организует само умение приобретать знания, учиться. В это понятие входит смысловая оценка и понимание учебных заданий, осознание методов выполнения действий, навыки самооценки и самоконтроля [28, с, 84]. Важнейшая сторона в психологической подготовленности ребенка к школе – достаточный уровень его волевого развития. У всех детей данный уровень различен, но для 6-7-летних детей можно выделить одну общую, типичную для них черту – это соподчинение мотивов, дающее ребенку возможность управлять собственным поведением, и эта же черта является необходимой для принятия системы требований, предъявляемых учителем и самой школой, и включения таковой в общую систему деятельности.

В готовность ребенка к обучению в школе в области умственного развития входит ряд взаимосвязанных сторон. Ребенок должен обладать известным запасом знаний об окружающем мире: о предметах, о свойствах этих предметов, о влияниях неживой и живой природы, о труде, о людях, о некоторых сторонах общественной жизни, о моральных нормах поведения – о том, что хорошо, и что плохо. При этом важным является не объем вышеперечисленных знаний, а качество и степень их правильности, обобщенности, четкости, сложившихся в ранние годы жизни представлений. Особую позицию в психологической подготовленности к учебному процессу в школе занимает овладение специальными навыками и знаниями, которые традиционно относятся к грамоте и арифметическим задачам. О готовности к учебе в школе свидетельствуют не сами навыки и знания, а уровень развитости познавательной деятельности и интересов ребенка. Ребенок, поступающий в первый класс, должен уметь планомерно обследовать явления и предметы, выделять их различные свойства [28, с. 85]. Немаловажным является и умение хорошо ориентироваться во времени и в пространстве. Наконец, психологическая готовность к обучению в школу включает в себя качества личности, которые помогают войти в новый для себя коллектив и найти в нем свое место, включиться в общий процесс обучения и общую деятельность.

Занимаясь исследованием учебной деятельности, Д. Б. Эльконин придавал особое значение тому, как ребенком оценивается степень изменений. Эльконин в своих трудах отмечал, что благодаря действию оценки ребенок определяет, на самом ли деле он решил учебную задачи, на самом ли деле он овладел необходимым способом действия на таком уровне, чтобы в дальнейшем использовать изученный способ при решении практических и частных задач [53, с. 101]. Но следует отметить, что таким образом оценка превращается в ключевой момент при определении, насколько реализуемая учащимся учебная деятельность оказала влияние на его личность как субъекта данной деятельности. В практике обучения именно этот компонент выделяется с особенной яркостью. Однако при неверной организации учебной деятельности оценка не исполняет всех возложенных на нее функций. Любая учебная деятельность берет свое начало с рефлексии на изменения и с того, что осуществляется оценивание учителем ребенка, а ребенок постигает умение оценивать себя самого. Оценка как внешнее действие, основанное на результате, способствует выделению ребенком себя как предмета изменений. Неверно выставленная учителем оценка может стать явной причиной развития педагогической запущенности.

Неуспеваемость – это ситуация, в которой результаты обучения и поведение не коррелируют с дидактическим и воспитательным требованием учебного заведения. Она выражается в том, что ученик обладает слабыми навыками счета и чтения, демонстрирует слабый уровень интеллектуального анализа, обобщения, и так далее. Систематическая неуспеваемость приводит к педагогической запущенности, которая несет в себе комплекс негативных личностных качеств, противоречащих системным требованиям общества и школы. Данное явление представляет собой крайне нежелательную позицию с моральной, экономической, социальной точки зрения. Педагогически запущенные ученики зачастую бросают школу (как явно, так и неявно – просто переставая выполнять какие-либо задания и решая, что им это “не надо”), в связи с чем группа риска лишь растет. Неуспеваемость является сложным и многогранным явлением учебной действительности, требующим разносторонних методов решения и подходов к ее изучению [5, с. 234].

Неуспеваемость можно трактовать как несоответствие требований школы и подготовки ученика к усвоению знаний, развитию навыков и умений, формированию воспитанности познавательных отношений и опыта творческой деятельности. Предупредить неуспеваемость возможно путем своевременного обнаружения и устранения всех ее составных элементов. Как следствие, необходимо знать и понимать все возможные факторы, влияющие на школьную успеваемость. Именно они указаны на рисунке 1.

Автор: Светлана Дмитриевна Таратухина

Организация: МОУ СОШ №43

Населенный пункт: г. Борзя

Актуальность выбранной темы заключается в том, что трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующее учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезвычайным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Для того, чтобы этого не произошло, нужно оказать ребенку своевременную и адекватную помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности. (слайд 1)

(слайд 2) Проблема неуспеваемости рассматривается в трудах отечественных ученых: Павла Петровича Блонского, Льва Семёновича ВыгОтского, Константина Дмитриевича Ушинского и зарубежных: Яна Амоса Коменского и других.

В наши дни проблема неуспеваемости начальных классов - одна из самых трудных в педагогической психологии и педагогике. С каждым годом успеваемость падает все больше. Трудности, которые связанны с обучением - это не только внутрисемейная, но и внутришкольная, а также общественная проблема. От нее зависит будущее каждого из граждан нашей страны.

(слайд 3) В своем ежегодном отчете The Global Competitiveness Report Всемирный экономический форум (ВЭФ) собирает различные показатели экономик стран мира и сравнивает их между собой.

Немаловажную роль при этом играет и качество начального образования, которое также исследуют эксперты ВЭФ. По их мнению, именно высокий уровень начального образования является одним из составных будущего экономического успеха страны, а поэтому — нуждается и в тщательном исследовании. В их отчете все страны мира ранжируются по качеству начального (школьного) образования, и этот рейтинг вы можете увидеть на слайде. Последняя версия списка стран по качеству начального образования ( Quality of primary education ) вышла в 2018 году. Чем выше значение индекса у страны, тем выше уровень преподавания в школах.

Как показывает статистика, наиболее развито начальное образование в странах Европы.


В данной статье описываются различные подходы и методы направленные на преодоление неуспеваемости у младших школьников.

Ключевые слова: школьная неуспеваемость, причины школьной неуспеваемости, преодоление школьной неуспеваемости.

Школьной неуспеваемости, как значительной проблеме всегда уделялось особое внимание со стороны таких педагогов и психологов как: А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. С. Цетлин, Ю. К. Бабанский, М. А. Гальмонт. Первопричины школьной неуспеваемости можно классифицировать по различным причинам. Так, психолог В. С. Цетлин обозначал школьную неуспеваемость по длительности, а именно рассматривал первопричины недолгого и долгого действия. Некоторые психологи в своих работах выдвигали предпосылки школьной неуспеваемости с нешироким спектром и с масштабным спектром. Психолог Ю. К. Бабанский подчёркивал в своих работах личный характер неуспеваемости. Так же Ю. К. Бабанский отмечал, что тенденция неуспеваемости находиться на достаточно высоком уровне. Многие психологами и педагогами рассматривались пути и прочны школьной неуспеваемости, но также немаловажным фактором в изучении данной проблемы являлись анализы путей преодоления школьной неуспеваемости [5, c. 32].

Таким образом, следует сделать немаловажный акцент не только на определение причин, но и на реализацию путей преодоления школьной неуспеваемости. Немаловажным в работе со школьной неуспеваемостью является подбор диагностического комплекса, который поможет выявить конкретные причины и на основании полученных результатов, можно будет составить программу занятий для учащихся, и рекомендации для учителей и родителей. Таким образом, выявив первопричины неуспеваемости у школьников, вполне возможно создать пути её преодоления [1, c. 12].

Тогда как другой автор, Ю. О. Рачеева, наоборот считала, что причинами школьной неуспеваемости могут являться случаи негативной учебной деятельности. Автор писала, что преодоление неуспеваемости надо начинать с решения отрицательных мотивов, которые могут проявляться в качестве неприязни к учителю или к предмету. Для преодоления таких отрицательных мотивов, Ю. О. Рачеева предлагала использовать различные педагогические средства, чтобы вызвать у учеников любопытство и любознательность к предмету. Особое место в решении проблем неуспеваемости, автора также отводила и семье. По мнению автора, причинами неуспеваемости школьника со стороны семьи могли служить определённые недочеты в воспитании и образовании внутри семье. В данном вопросе, решение данной проблемы происходит через консультацию психолога с семьей [3, c.93].

Психолог А. В. Сичинава, считала, что неуспевающие ученики часто имеют недостаточную сформированность мотивационной сферы, а также определённые сложности в освоении способов познавательной деятельности. Также автор выделяла основными причинами школьной неуспеваемости наличие повышенной тревожности у школьников по отношению к учению. При наличии вышеперечисленных причин А. В. Сичинава считает, что использование таких факторов, как дисциплинарное воздействие, скорее всего, не принесёт желаемых результатов, а только наоборот лишь ухудшит положение учащегося. По мнению, автора для достижения успеха в учебной деятельности в первую очередь необходим высокий уровень мотивации. Именно мотивацию и влияние мотивации к учению на успеваемость ребёнка А. В. Сичинава рассматривает наравне с когнитивными способностями учащихся. Таким образом, как пишет автор, если сформировать мотивационную сферу у школьников, в дальнейшем она может выступать показателем высокого уровня развития каждого учащегося, а также его социально-психического благополучия [4, c.65].

Авторы считают, что деятельность учителя можно разделить проводится в два этапа:

1-й этап — диагностика и выявление причин неуспеваемости младших школьников.

2-й этап — организация развивающей работы по устранению школьной неуспеваемости.

В подборе авторских методик для выявления данной проблемы делается акцент на тесты интеллекта, внимания, памяти, мышления, восприятия информации, и другие психические процессы [2, c.4].

Исходя из этого, будет несложно подобрать способы и пути последующей коррекции, такие как: беседа с учителем; анализ письменных работ; анализ журнала успеваемости. Таким образом, чтобы помочь неуспевающим школьникам, необходимо проводить коррекционную работу, направленную на создание психологической атмосферы, споспешествующей зарождению у детей интереса к занятиям в школе.

В заключение следует подчеркнуть, что проблему школьной неуспеваемости следует рассматривать в русле конкретной образовательной ситуации, а ее причины — с точки зрения современной образовательной парадигмы, при этом система средств, которая направлена на педагогическую диагностику неуспеваемости должна включать рассмотрение объективности и субъективности каждой причины с целью выработки эффективной технологии педагогического воздействия.

Основные термины (генерируются автоматически): школьная неуспеваемость, автор, преодоление неуспеваемости, причина, школьник, деятельность учителя, мотивационная сфера, неуспевающий, психолог, система мер.

Читайте также: