Школа самоопределения а н тубельского согласно классификации г к селевко относится

Обновлено: 04.07.2024

Преимущества и недостатки
Для обеспечения возможности ребенку познавать и развивать свою индивидуальность в
школе самоопределения совершается переход от линейного регламентированного
устройства к пространственной организации образовательной среды.
Подготовка к школьному периоду состоит не в формировании первоначальных навыков
чтения, письма и счета, а в подготовке к жизни в свободном образовательном
пространстве школы, умению ориентироваться во взаимодействии с природой,
культурой, другими людьми.
Бальной системы оценивания не существует, переход от оценки к самооценке.
Раз в неделю учащиеся посвящают себя трудовой деятельности. Сами для себя
определяют виды трудовых занятий. Через пару месяцев свое занятие можно поменять.
Учебный год заканчивается творческими экзаменами.
Данная школа воспитывает индивидуальную, творческую личность, хорошо
организованную, самостоятельную, независимую, но тем не менее не способную
конкурировать в жизни.
Также настораживает индивидуальный темп обучения учеников, так как
организованность является не только приобретенным социальным навыком, но и
зависит отчасти от темперамента ребенка.

Что появляется в детском саду:
1. в группе должны появиться часы и маркировка, (дети должны разбираться
во времени, в часах)
2. опознавательные знаки для ребенка, который будет покидать группу –
разработать сообща
3. должны появится места в детском саду и группах, где дети смогут играть
в то, во что хотят и при этом развиваться)
4. обязательное трудовое воспитание в группе и ответственность за какие то
виды труда
5. приглашать интересных людей с интересными профессиями
6. договориться с библиотекой – какие темы дополнительно осветить, с
музеем – по возможности
7. работа по проектам – погружение в проекты
8. вброс темы утром - вечернее обсуждение того, что произошло за день и у
кого какие личные достижения, может отметка на листе этих достижений
9. мастерские….
10 обсуждение с персоналом детского сада о проведении эксперимента
обопознавталеьных знаках у дететй и как к ним относится)

Нажмите, чтобы узнать подробности

– системное образовательное учреждение, обучающее ребят 3-17 лет. Обучение совмещается с работой по формированию индивидуального содержания образования. Это одна из ярчайших не только в России, но и в мире доступных школ, имеющая собственную конституцию.

Цели обучения в школе Тубельского:

Особенностью школы является идея свободного выбора, формирование способностей учеников к самореализации и самоопределению. Изучая обязательные предметы и получая знания, которые необходимы учащимся для познания общей картины мира, при этом им предоставляется право самостоятельно выбирать предметы. Преподаватели помогают найти проблему для более тщательного изучения, индивидуальный темп и способы ее решения, организуют совместную и разделительную деятельность учащихся и учителей. Дети обучаются по учебному плану, который для каждого составляется индивидуально.

Особенностью школы является идея свободного выбора, формирование способностей учеников к самореализации и самоопределению. Изучая обязательные предметы и получая знания, которые необходимы учащимся для познания общей картины мира, при этом им предоставляется право самостоятельно выбирать предметы. Преподаватели помогают найти проблему для более тщательного изучения, индивидуальный темп и способы ее решения, организуют совместную и разделительную деятельность учащихся и учителей. Дети обучаются по учебному плану, который для каждого составляется индивидуально.

Становление личности в школе Тубельского

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

Анализ отечественной научно-теоретической литературы (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, Д.В. Чернилевский) позволил сделать вывод о том, что педагогическая технология связана с системным подходом к образованию, охватывает все элементы педагогической системы: от постановки целей до проектирования всего дидактического процесса и проверки его эффективности. Эффективность дидактического процесса в значительной мере определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией конкретных педагогических технологий, чаще традиционно называемых организационными формами и методами обучения. Педагогические технологии следует рассматривать как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, как систему способов и средств достижения целей управления этим процессом.

Мы, вслед за В.П. Беспалько, М.В. Клариным, Г.К. Селевко, Д.В. Чернилевским, под педагогической технологией понимаем упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях педагогического процесса. Педагогическая технология есть комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные, информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение систематизированных знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения. Следовательно, технология обучения - это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов в профессиональной и общекультурной компетентности и развитии личности студентов.

Понятие технологии обучения создает оптимальные условия для достижения высокой эффективности, которая невозможна без системного подхода к организации образовательного процесса, широкой компьютеризации, применения технических средств обучения, без современных методов обучения, особенно активных, а также без кадров, обладающих квалификацией, отвечающей требованиям современной технологии обучения. Таким образом, вузовский преподаватель перестает быть только одним из основных источников информации, а, сохраняя свои функции воспитателя, становится организатором и творцом новых по своей сущности условий успешного приобретения знаний, умений и навыков.

Поскольку центральной фигурой в процессе образования является обучающийся, то технологии обучения занимается организацией оптимальных условий, которые способствуют процессу усвоения знаний, приобретения умений и выработке навыков. Таким образом, технологии обучения становятся технологией творческой деятельности и способствуют достижению педагогического мастерства.

2. Классификация педагогических технологий.

Существует несколько видов классификаций педагогических технологий. По своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам существующие педагогические технологии имеют сходство, но отличаются по различным параметрам.

2.1. Параметры классификации технологий.

По уровню применения технологии бывают:

  • общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).
  • частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).
  • локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса).

По организационным формам технологии бывают:

  • классно-урочные;
  • альтернативные;
  • академические;
  • клубные;
  • индивидуальные;
  • групповые;
  • коллективных способов обучения;
  • дифференцированного обучения.

По типу управления познавательной деятельностью:

По подходу к ребенку технологии подразделяются на:

  • авторитарные (педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик только объект. Эти технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения);
  • сотрудничества (это демократизм. равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение, находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки);
  • свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности);
  • личностно-ориентированные (они ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития);
  • гуманно-личностные (отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку личности. на помощь ей.);
  • массовая (традиционная) технология (школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика);
  • технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов и типична для гимназического, лицейского, специального образования);
  • технология компенсирующего обучения (используется для педагогической коррекции, поддержки. выравнивания, компенсации).

По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:

  • информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);
  • операционные (обеспечивают формирование умственных действий);
  • технологии саморазвития (направлены на формирование способов умственных действий);
  • эвристические (развивают творческие способности учащихся);
  • прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).

По характеру содержания и структуры технологии бывают:

  • обучающие;
  • воспитательные;
  • светские;
  • религиозные;
  • общеобразовательные;
  • профессиональные;
  • гуманистические;
  • технократические;
  • моно- и политехнологии;
  • проникающие.

По сфере применения в образовательной области можно выделить:

  • универсальные, т.е. пригодные для преподавания почти любого предмета, цикла предметов или образовательной области;
  • ограниченные - для нескольких предметов или областей;
  • специфические - для одного-двух предметов.

По характеру содержания образования технологии бывают:

  • обучающие;
  • воспитывающие;
  • светские;
  • религиозные;
  • общеобразовательные;
  • профессионально ориентированные;
  • гуманитарные;
  • технократические.

По типу организации и управления познавательной деятельностью учащихся (В.П. Беспалько):

  • педтехнология как взаимодействие разомкнутое (неконтролируемая, некорректируемая деятельность учащихся);
  • циклическое (с контролем, взаимоконтролем, самоконтролем);
  • рассеянное (фронтальное) или направленное (индивидуальное);
  • ручное или автоматизированное (с помощью автоматизированных средств обучения).

По стилю управления педагогические технологии делятся на:

  • авторитарные (жесткая организация детской жизни, подавление инициативы и самостоятельности обучающихся);
  • дидактоцентристские (приоритет обучения над воспитанием);
  • личностно-ориентированные (центром образования является личность ребенка).
    • классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);
    • обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
    • система "консультант" (разомкнутое, направленное, ручное);
    • обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;
    • система "малых групп" (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения;
    • компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
    • система "репетитор" (цикличное, направленное, ручное) индивидуальное обучение;
    • "программное обучение" (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

    2.2. Классификация педагогических технологий Г.К. Селевко.

    В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий - В. Г. Гульчевской, В. Т. Фоменко, Т. И. Шамовой и Т. М. Давыденко. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко. Ниже приводится краткое описание классификационных групп, составленное автором системы.

    По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

    По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения, и другие разновидности.

    По ведущему фактору психического развития:биогенные, социогенные, психогенные идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

    В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только какой-либо один-единствеиный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако благодаря своему акценту на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает свое название.

    По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гешталъттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.

    По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знании, умений, навыков по предметам - ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и приходные (формирование действенно-практической сферы - СДП).

    По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

    В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, концепции, в комплексных - комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.

    2.3. Классификация педагогических технологий В.П. Беспалько.

    По типу организации и управления познавательной деятельностью В. П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В. П. Беспалько - дидактических систем):

    2.4. Классификация педагогических технологий по позиции ребенка в образовательном процессе.

    Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

    a) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь "объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

    б) Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

    в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии нс только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими. Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

    г) Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они, отвергая принуждение, "исповедуют" идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистичекую веру в его творческие силы.

    д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

    е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

    2.5. Классификация педагогических технологий по категории обучающихся.

    По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:

    2.6. Классификация педагогических технологий по направлению модернизации традиционной системы.

    а) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

    К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е. Н. Ильина, и др.

    б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В. Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е. И. Пассова, и др.

    в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В. В. Фирсов, Н. П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А. С. Границкая, И. Унт, В. Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С. Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И. Д. Первин, В. К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.

    г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования" учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П. М. Эрдниева, технология "Диалог культур" В. С. Библера и С. Ю. Курганова, система "Экология и диалектика" Л. В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М. Б. Воловича, и др.

    д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка: обучение по Л. Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори, и др.

    е) Альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С: френе, технология вероятностного образования А. М. Лобка.

    ж) Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных - "Школа самоопределения" А. Н. Тубельского, "Русская школа" И. Ф. Гончарова, "Школа для всех" Е. А. Ямбурга, "Школа-парк" М. Балабана и др.).

    3. Новые педагогические технологии.

    Новые педагогические технологии, применяемые в настоящее время в образовательных учреждениях, создаются на основе гуманизации и демократизации отношений (личностно-ориентированные технологии):

    Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде). Школа самоопределения (А.Н. Тубельский). Презентация на заданную тему содержит 24 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500

    Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде) Школа самоопределения (А.Н. Тубельский) Подготовила Валынец Маргарита группы НА-21

    СОДЕРЖАНИЕ Основатели школы адаптирующей педагогики Школа адаптирующей педагогики Классификационная характеристика адаптивной школы (АШ) Акценты целей АШ Концептуальная основа АШ Организационные позиции АШ Методологические позиции АШ Особенности содержания АШ Особенности методики АШ Опрос по АШ Основатель Школы самоопределения (ШС) Классификационная характеристика ШС Целевые ориентации ШС Концептуальные положения ШС Особенности содержания ШС Особенности методики ШС Опрос по ШС Список используемых источников

    Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде) Ямбург Евгений Александрович - заслуженный учитель РФ, директор многопрофильного комплекса № 109 г. Москвы. Бройде Борис Александрович - заслуженный учитель РФ, директор учебно-воспитательного комплекса вариативного образования на базе с.ш. № 26 г. Ярославля.

    Адаптивная школа (школа адаптирующей педагогики) - это школа, где должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. Адаптивная школа (школа адаптирующей педагогики) - это школа, где должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. Прообразом такой школы служит Маннгеймская система, получившая свое название от имени города Маннгейм, где она впервые была применена. Она характеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы организации обучения учащиеся, в зависимости от их способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки, распределялись по классам на слабых, средних и сильных.

    Акценты целей Формирование положительной Я-концепции учащихся. Создание системы адаптирующей педагогики. Создание системы разноуровневого дифференцированного обучения. Дифференцированные цели: траектория продвинутого (гимназически-лицейского) образования: формирование высокого образовательно-воспитательного фона гимназических и лицейских классов; выявление наиболее способных и одаренных детей и создание условий для их развития; качественная подготовка выпускников к обучению в вузах, к самообразованию и творческому труду; траектория базового стандарта: определение и оптимизация содержания базового, регионального и школьного компонентов образования на траектории траектория компенсирующего обучения: организация различных видов компенсирующего обучения; осуществление личностно ориентированного подхода индивидуализация обучения, переход от дифференцированного к индивидуализированному обучению; психолого-педагогическая помощь детям, подверженным психогенной школьной дезадаптации; удержание каждого трудного ребенка в сфере воспитательного влияния школы.

    Концептуальная основа – наличие стандартов Основная гипотеза. Массовая микрорайонная школа должна иметь технологию, способную приспосабливаться, адаптироваться к каждому ребенку. С помощью такой технологии все дети будут усваивать учебный материал (стандарт).

    Организационные позиции Интеграция педагогики, психологии, дефектологии, медицины. Использовать возможности внутриклассной дифференциации по предмету значит включить огромные резервы улучшения учебно-воспитательного процесса. Принцип разделения учащихся на гомогенные классы с различным уровнем программ -тракинг позволяет удовлетворить интеллектуальные потребности способных детей и дать необходимую помощь и поддержку слабым. Помощь сильным и слабым дифференцируется, не затрагивая достоинства и личностного статуса последних, не меняя уровня демократичности отношений в группах и между группами, не внося разделения в школьное сообщество. Обеспечивается переход из одной категории в другую, взаимодействие и взаимопомощь сильных и слабых, система компенсации отставания и т.п. В зависимости от глубины и качества диагностики индивидуальных особенностей детей, наличия материальных и кадровых возможностей к рассмотренным видам дифференциации добавляется организация групп детей с соматическими отклонениями, с околопатологическими особенностями умственного развития, левополушарных и правополушарных детей, а также остро нуждающихся в социальной помощи.

    Методологические позиции Гуманистическая ориентация программы развития школы; демократизм, социальное равенство в получении образования; исключение социальной селекции детей. Адаптирующая педагогика, сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности. Педагогический плюрализм, многоустановочные формы реализации труда, ориентированные на потребности ученика и общества, гармонизация различных под ходов. Принцип оптимизации обучения Ю.К.Бабанского. Принцип дифференциации образования: разделение на основную и дополнительную: коррекционно-развивающую и углубленную траектории. Учет психологических закономерностей личностного развития, диагностическое обеспечение дифференциации. Разнообразие методических средств, максимальная гибкость модели. Социальная направленность, педагогизация окружающей среды.

    Особенности содержания Наличие стандартов. Основную структуру комплекса определяет идея о дифференциации обучения по уровню развития детей. Организационно она реализуется в виде трех учебных потоков-траекторий, построенных по вертикали от первого класса начальной до последнего класса средней школы: траектория базового стандарта; траектория продвинутого (гимназическо-лицейского) образования; траектория компенсирующего обучения. Каждая траектория имеет ряд разветвлений, подуровней и вариантов. Учет личностных качеств ребенка ведется индивидуально. Основной задачей обучения в классах базового стандарта является усвоение ЗУН в рамках базисного учебного плана и образовательных стандартов по предметам. Дополнительной задачей организации педагогического процесса на траектории базового стандарта является вариация содержания и методов обучения с целью их адаптации к конкретному контингенту детей.

    Особенности содержания Главными целями траектории повышенного уровня являются: воспитание интеллектуальной элиты; развитие творческих способностей детей; возрождение русской духовной культуры; обучение самоопределению, поиск области творческой самореализации учащихся. Под компенсирующим обучением в широком смысле слова подразумевается система диагностических, коррекционных, методических, организационных мер, которые предпринимает школа для оказания дифференцированной помощи нуждающемуся в ней ребенку на протяжении всего периода обучения с целью построить индивидуальную траекторию развития, учитывая психофизиологические особенности, способности и склонности, обеспечивая максимально возможную самореализацию личности. Компенсирующее обучение - это создание вокруг ребенка реабилитирующего пространства , в котором компенсируются недостатки школьного образования , семейного воспитания , устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности , охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.

    Особенности методики Педагогика комплекса вариативного образования носит адаптирующий характер, обеспечивает взаимное сближение, приятие, а также совместимость ребенка и школы. Адаптация школы к ребенку; Адаптация ребенка к школе; Адаптация выпускника к жизни. Система дифференциации в учебно-воспитательном процессе предполагает: добровольность и свободный выбор ребенком варианта образования: помощь ребенку в самоопределении и поиске своих задатков и способностей; возможность исправления ошибок в выборе ребенка, миграции его с одного варианта (траектории) обучения на другой. Основной особенностью методик, применяемых в траектории базового стандарта, является оптимальное соотношение традиционных методов и всего лучшего, что есть в современных методиках обучения. Эффективны традиционные объяснительно-иллюстративные методы и приемы, добротное репродуктивное закрепление и повторение, принцип наглядности, практические работы, дидактические игры. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося). Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относятся в первую очередь: педагогическая любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, человеческое тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками; сострадание, участие, необходимая помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

    Особенности методики Не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний: обучение без принуждения (основанное на интересе, на успехе, на доверии); урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их; адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала; одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала; использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий); формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов; взаимообучение, диалогические методики; комментированные упражнения (по Лысенковой); оптимальность темпа с позиции полного усвоения. Из методик внутрипредметной дифференциации здесь находят применение различные виды дифференцированной и индивидуализированной помощи: опоры различного типа (от плаката-примера на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы); алгоритмы решения задачи или выполнения задания (от аналогичного при мера до логической схемы); указание типа задачи, закона, правила; подсказка (намек, ассоциация) идеи, направления мысли; предупреждение о возможных ошибках; разделение сложного задания на составляющие.

    Опрос: Какие классификационные характеристики имеет Школа адаптирующей педагогики? Что является концептуальной основой данной школы? Что относится к методологическим позициям? Что относится к организационным позициям? Назовите особенности содержания Школы. Назовите особенности методики Школы.

    Особенности содержания В дошкольном периоде главное внимание уделяется развитию органов чувств - осязания, обоняния, слуха, зрения, умения владеть собственным телом. В отличие от педагогики М.Монтессори условием такого развития признается деятельность ребенка в естественной природной и социокультурной среде. В Школе самоопределения принципиально отказываются от программирования деятельности детей, воспитатель должен угадать их сегодняшнюю потребность в той или иной деятельности, преобладающее настроение группы и отдельного ребенка, создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодеятельности. В начальной школе (3-, 4-, 5- или 6-летней) идет освоение общекультурных навыков чтения, письма, счета в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания и рефлексии, умения выстраивать собственную деятельность. Важной задачей учителя является не передача общекультурных способов понимания, анализа, выстраивания различных деятельностей, а побуждение к выращиванию и осознанию собственных, индивидуальных способов работы. Содержание уроков, отбор учебного материала определяются учителем вместе с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоящей работы.

    Опрос: Какие классификационные характеристики имеет Школа самоопределения Тубельского? На какие принципы опирается процесс становления личности (конептуальное положение)? Назовите особенности содержания Школы. Назовите особенности методики Школы.

    Список используемых источников Селевко Г.К., Бройде Б.А., Артамонова Р.Б. Дифференциация обучения. Учебно-воспитательный комплекс вариативного образования. - Ярославль: ИПК ПРРО, 1996. Селевко Г.К., Черво Ю.Ю. Программа педагогической коррекции трудновоспитуемости подростков. - М., 1997. Ямбург Е.А. Школа для всех. - М.: Новая школа, 1996. Имею право (сборник школьных законов, придуманных и написанных учениками и учителями Школы самоопределения). - М., 1993. СидоркинА.М. Пособие для начинающих Робеспьеров. - М., 1990. Школа самоопределения: первый шаг. Часть I, II / Под ред. А.Н.Тубельского. - М.: Новая школа, 1991. Школа самоопределения: шаг второй / Под ред. А.Н.Тубельского. - М.: Политекст, 1994.

    Читайте также: