Школа подготовки вожатых лекции

Обновлено: 02.07.2024

Характеристика личностных качеств вожатого. Педагогическая этика. Культура речи. Культура поведения. Нормативно-правовое регулирование летнего отдыха детей. Лагерь как образовательное учреждение: правовые аспекты. Закон об образовании. Конвенция о правах ребёнка. Ответственность вожатого (дисциплинарная, уголовная, административная, имущественная).

2. Логика развития лагерной системы

Периоды смены. Позиция вожатого в каждом из периодов. Организационный период: цели и задачи; учёт воспитанников смены; знакомство; целеполагание; планирование (план дня, план-сетка смены); основные дела; единые требования; законы и традиции лагеря. Основной период: цели и задачи; основные дела. Методика организации анализа жизни и деятельности в отряде.

3. Основы организаторской деятельности

Основы организаторской деятельности. План смены. План работы вожатого. Тематические дни и смены в лагере. Роль тематических дней в смене. Классификация тематических дней. Конструирование тематических дней. Тематические смены. Ролевые игры в лагере.

Раздел II
Развитие коллектива в условиях детского лагеря

1. Закономерности возрастного развития ребёнка

Особенности психического развития: младший школьник, подросток. Состояние ребёнка в различные периоды. Формы психолого-педагогической поддержки воспитанника.

2. Стадии развития коллектива

Стадии развития коллектива. Способы работы, способствующие развитию коллектива. Формы диагностики развития коллектива, критерии диагностики. Игры на формирование коллектива, позиция вожатого в игре.

3. Воспитательные возможности коллектива

Понятия: коллектив, временный детский коллектив. Педагогическое управление развитием коллектива. Психолого-педагогические методы изучения межличностных отношений в отрядах.

4. Методика работы с отрядом

Стили и методы управления. Микрогруппы, инициативная группа, деловая игра, мозговой штурм. Собрание, заседание. Способы принятия решений. Основы проведения собрания, заседания. Роль участников собрания, заседания.

Раздел III
Копилка отрядного вожатого

1. Самоуправление в лагере

Управление в лагере. Самоуправление: понятие, цели, принципы самоуправления. Формы организации самоуправления в лагере. Роль вожатого в организации самоуправления.

2. Развитие лидерских позиций в условиях лагеря, школы

Тематические основы лидерства. Типология лидеров. Качества лидера, развития лидерских качеств. Лидер как член отряда, влияние лидеров на членов отряда, организация работы лидеров.

Раздел IV
Игровая деятельность в лагере

1. Игровая деятельность

Различные подходы к понятию игры. Классификация игр. Этапы организации игры. Подготовка, проведение, анализ. Позиция вожатого. Игры в различные периоды смены: организационный, основной, заключительный.

Игры на знакомство на дискотеке, в ненастную погоду, с залом, подвижные игры.

Раздел V
Организация досуговой деятельности КТД

Методика конструирования и организация КТД. Этапы КТД: идея, создание, организация, проведение и анализ.

Разработка конкурсно-игровых программ

Необходимость самостоятельного творчества. Конкурсно-игровая программа: идея, содержание, создание, организация, проведение. Оформление. Призы. Анализ дела.

Раздел VI
Оформительские умения в работе вожатого

Стенная газета. Фон. Шрифты. Отрядный уголок. План работы: объявление, изготовление призов и т.д.

Сведения о программе

  • Закон об образовании РФ
  • Положение об учреждениях дополнительного образования

Данная программа создана на основе авторской программы Волобуевой И.И., Сборник № 6 Образовательные программы дополнительного образования детей. М. 2008 г.

Цель: повышение уровня профессионально-педагогической компетентности участников школьного актива.

  • обеспечение школ в г.п.Белый Яр вожатыми;
  • профессиональная подготовка вожатых для работы с воспитанниками;
  • целевая подготовка к включению в инновационную деятельность.
  • повышение интереса к профессии педагога;
  • расширение кругозора;
  • развитие творческих способностей.

Методическое обеспечение программы

Форма организаций занятий: урок-семинар, урок-практикум, урок-путешествие, урок-диспут.

Методы и приёмы обучения: беседа, лекции, рассказ, эвристические, частично-поисковые.

Формы подведения итогов: отчётное выступление, участие в конкурсах различного уровня.

Автор, основатель первого программно­го лагеря в Санкт-Петербурге. Директор частного детского обучающего лагеря "Большая Перемена". Член управляюще­го совета Ассоциации программ­ных лагерей. Более 180 смен. Преподава­тель школы вожатого мастерства в РГПУ им. Герцена.

Цель: формирова­ние психолого-педагогиче­ской компетент­ности обучающих­ся в области организа­ции педагогиче­ской работы с детьми в условиях детского оздорови­тельного лагеря на территории РФ и за её пределами. Задачи: 1. Познако­мить с нормативно-правовой базой профессии вожатого. 2. Научить регулиро­вать деятель­ность детского коллектива во время каникуляр­ной смены с основой на детское самоуправ­ление. 3. Научить планиро­вать деятель­ность детей на принципах доброволь­ности, самодея­тельности, гуманности и демократиз­ма с учетом их интересов и потребно­стей. 4. Сформиро­вать желание создавать благоприят­ные условия, позволяю­щие проявлять детям и подросткам граждан­скую и нравствен­ную позицию. 5. Научить интересно и с пользой для развития организовы­вать время детей и подростков, используя передовой опыт работы со школьника­ми 7-18 лет в рамках лагерной смены. 6. Сформиро­вать готовность обеспечи­вать охрану жизни и здоровья детей во время отдыха и развивающе­го процесса, и многое другое.


РСО-Образование


Онлайн курс


Апр 30, 2021


10082 Зарегистрировалось


Перемены в общественной жизни страны подтолкнули педагогический коллектив школы обратиться к демократической форме организации жизнедеятельности ученических коллективов, обеспечивающей развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижений общественно-значимых целей.

Одним из путей становления активной личностной позиции подростка является его включение в социально значимую деятельность, которая становится системообразующей деятельностью школьника. В этой работе мы исходили из идеи, что процесс воспитания активности, подготовки лидеров управляем и строится на основе сотрудничества и взаимного уважения. Это закладывает фундамент социальной инициативы подростков, способности работы с человеком и для человека.

В теории и практике детское управление школой рассматривается не как формальная совокупность выборных органов, а как процесс преобразования отношений всех участников процесса, организация гуманистических отношений. Наиболее эффективным условием становления таких отношений является деятельность, в которой эти отношения реализуются.

Сопричастность учащихся к детскому самоуправлению в школе стала возможна через организацию школьного вожатского отряда, который стал эффективной организационной формой и одновременно способом становления гражданского и правового сознания учащихся.

В нашей гимназии большое внимание проблеме воспитания лидерских качеств придается прежде всего у ребят, посвятивших себя работе вожатым. Ведь от того, насколько активны ребячьи вожаки, зависит успешность реализации многих планов, в том числе летней оздоровительной кампании.

Большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для дальнейшего развития у них лидерства.

Цели и задачи программы.

Цель : осуществление подготовки вожатых, организаторов детского движения на основе включения их в деятельность по изучению специальных дисциплин и использованию современных образовательных технологий.

- предоставление учащимся гимназии возможности познакомиться с профессиональной работой вожатого;

- включение выпускников школы вожатых в конкурентоспособную обстановку на рынке сезонной занятости;

- создание условий для мотивации учащихся старшей школы участвовать в сезонном трудоустройстве на базе летних лагерей отдыха для детей;

- повышение уровня социальной активности старших гимназистов.

Содержание программы.

Общий объем учебной программы подготовки школьных пионерских вожатых (далее - ШПВ) составляет 274 академических часа (51 лекционных и 54 практических занятий). Занятия проводятся в течение 1,5 месяцев.

1,2-ый год обучения - Школа вожатского мастерства (ШВМ),

3,4-ой года обучения - Школа методического мастерства (ШММ).

Школа подготовки вожатых 1-го года обучения

Программа ШПВ 1и 2 года обучения состоит из 147 часов: 22 лекционных, 25 практических занятий из расчета на 1 группу.

Отбор слушателей проводится по 2 направлениям: анкетирование и собеседование.

Анкетирование позволяет выявить интерес к вожатскому делу, начальные знания в области педагогической деятельности.

Собеседование носит оценочный характер. Оцениваются способности к творческому мышлению, умение решать педагогические ситуации, общая предрасположенность и профессиональная ориентация.

Организационные формы обучения:

Программа предполагает использование активных методов обучения: тренинги, мастер-классы, брифинги, конференции, а также прикладные технологии: сюжетно-ролевые, деловые, армадные игры.

Каждую неделю будущие вожатые Школы апробируют мероприятия, придуманные слушателями ШВМ -3-го года обучения.

Во время реализации программы используется рейтинговая система, состоящая из трех компонентов:

рейтинг педагогического отряда.

Участники ШПВ с лучшими результатами в личном рейтинге выезжают в Инструктивный лагерь для вожатых, минуя конкурсный отбор. По итогам обучения лучшие из лучших выезжают в лагерь - “Инструктив”, где знания, полученные в Школе вожатского мастерства, применяются на практике.

Участники ШПВ с лучшими результатами в личном рейтинге выезжают в Инструктивный лагерь для вожатых, минуя конкурсный отбор. Инструктивные сборы проводятся в течение четырех дней, где вожатые переживают все радости, приключения, проблемы и невзгоды временного детского коллектива.

Объем программы - 86 академических часов: 26 лекционных, 60 практических занятий из расчета на 1 группы.

Школа акцентирует внимание на совместных отношениях в паре: ведь выпускники ШПВ – 3 обязательно работают в паре с выпускниками ШПВ – 1,2. Таким образом, наставничество и работа с новичками продолжается и в лагере.

ШПВ - 3 включает такие лекционные, практические и тренинговые занятия, как: "Наставничество", "Мотивация и стимулирование", "Эффективные коммуникации", "Психология взрослого возраста", "Целеполагание", "Time menegement" и др.

ШПВ для методистов готовит к работе в ДОЛ профессиональных старших вожатых, старших воспитателей, методистов. Основное внимание в Школе уделяется управленческому аспекту при работе с педагогическим коллективом.

ШПВ для методистов включает такие дисциплины, как: "Социальное проектирование", "Диагностические методики", "Командообразование", "Делегирование полномочий", "Управление рисками", "Программный подход", "Самопрезентация и самоэффективность", "Эффективные коммуникации", "Эффективное проведение планерок", "Конфликтология", "Педагогический анализ".

Все выпускники Школы выезжают в качестве помощников вожатых, вожатых, методистов в детский оздоровительный лагерь (ДОЛ), а так же работают в лагере дневного пребывания (ЛДП). Таким образом, руководители вожатских коллективов получают все необходимые знания для эффективного управления своей командой.

Подведение итогов освоения программы.

Подведение итогов (аттестация участников ШПВ) при реализации Программы каждого года обучения предусматривает различные формы контроля:

Текущий контроль

- ответы на проблемные вопросы;

- выполнение практико-ориентированных заданий;

- подготовка проектных разработок

- защита учебных продуктов, разработанных на практических занятиях и самостоятельно;

Итоговый контроль прикладной деятельности слушателей

- комплексный зачет (тестирование) по ведущим вопросам модуля;

Главной особенностью контроля за реализацией данной программы является создание условий для мотивации у обучающихся преимущества самооценки перед оценкой.

Читайте также: