Школа отличается по охвату

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК,

ВЫЗВАННЫХ НАРУШЕНИЕМ НОРМ УПРАВЛЕНИЯ

Из научно-методической литературы известно, что в школе и других учебных учреждениях уделяется все большее внимание культуре речи на ее ортологическом и коммуникативно-стилистическом уровнях. Значительно меньшая озабоченность, к сожалению, чувствуется в газетно-журнальной сфере, причем, как ни странно, прежде всего, в отношении низшего, ортологического, уровня. Однако не подлежит сомнению тот факт, что небрежное оформление речи, где бы и по чьей бы вине оно ни проявлялось, негативным образом сказывается на языковой культуре общества в целом и молодежи в частности.

Виды ошибок и причины их возникновения.

Прежде всего, появление ошибок обусловлено неумением говорящих устанавливать связи между частями текста, членами предложения, а также сложностью выбора формы управления. Кстати, последняя проблема до сих пор не решена до конца. Многие лингвисты справедливо указывают на двойственную природу этого синтаксического явления. Управление – факт не только грамматики, но и лексики. Форма здесь неразрывно связана с содержанием и возможностями конкретного слова. Так, можно уделять (оказывать) внимание кому? чему?, проявлять внимание к кому? к чему?, акцентировать (сосредоточивать, заострять, останавливать) внимание на ком? на чем?

При составлении подобных словосочетаний важно учитывать три момента: 1) выбор падежной формы зависимого слова; 2) наличие/отсутствие предлога в структуре словосочетания; 3) семантику словоформ.

Например, чтобы показать, что действие названного глаголом, распространяется на определенный объект, этот объект при одних глаголах должен быть выражен существительным в винительном падеже без предлога ( писать письмо ), при других – в предложном падеже с предлогом о ( вспоминать о письме ). Место осуществления также может быть выражено по-разному; ср.: жить в Приморье – жить на Урале, ехать в Крым – ехать на Кавказ. Возможны случаи, когда для выражения определенного типа отношений одинаково приемлемы не один, а две формы одного и того же слова: говорить о фильме, говорить про фильм. Иногда форма зависимого слова определяется приставкой главного слова; ср.: ехать в город, на пляж, за реку, но наехать на изгородь, на гвоздь и т.д.

Правильный выбор предложно-падежной формы зависимых слов играет важную роль при создании синтаксических конструкций. В современной речи можно выделить следующие типичные ошибки при составлении словосочетаний со связью управления:

Нарушение существующих норм управления приводит к невысокому уровню культуры речи учащихся. Они должны понимать и знать, как нельзя и как надо строить словосочетания со связью управления. Задача преподавателя - научить учащегося видеть и разграничивать взаимосмешиваемые словосочетания.

НЕЛЬЗЯ НАДО

возвращаться со школы возвращаться из школы

одеть пальто надеть пальто

оплатить за проезд оплатить проезд

приехал с Москвы приехал из Москвы

скучать за кем скучать по ком, без кого

Учащийся должен знать, с чем он может перепутать то или иное словосочетание. Например, оскорбиться чем (не на что), обидеться на что (не чем), партнер по чему (не в чём), предпосылки чего (не к чему), равноправны друг с другом (не друг другу), тормозить что (не чему).

Пути преодоления речевых ошибок.

Чтобы избежать ошибок в формах управления, необходимо различать не только лексические значения слов, но и грамматическое содержание конструкций. Например, словосочетание обеспечить кого (что) чем значит: снабдить в недостаточных размерах ( обеспечить Вооруженные Силы надежной сменой) – обеспечить кому (чему) что значит: сделать что-нибудь несомненным, гарантированным обеспечить больному хороший уход) ; отличие конструкции купить молоко от словосочетания купить молока состоит в том, что форма родительного падежа обозначает распространение этого действия на часть объекта, тогда как винительный падеж указывает, что действие переходит на весь предмет.

Чтобы устранить подобные недостатки, требуется систематическая и целенаправленная работа, начинать которую необходимо в школе. Контроль за устной речью учащихся обязательно должен сопровождаться регулярными тренировочными упражнениями. Так, важную роль в формировании у учащихся навыков правильного согласования имен прилагательных и причастий с определяемым словом играет синтаксический разбор предложений. При разборе предложения необходимо уделять внимание не только правильному выделению членов предложения, но и постановке вопросов между ними, тогда последнее позволяет установить логические связи между элементами синтаксической конструкции, их взаимообусловленность, выяснить, к какому слову в предложении относятся определяющие компоненты.

Кроме синтаксического разбора можно предложить учащимся индивидуальные задания по карточкам, например: вставить пропущенные буквы в окончании имен прилагательных и причастий в тексте, согласовать данные в скобках имена прилагательные (причастия) с определенными словами и др.

Полезными будут задания, связанные с различением слов-паронимов. Обычно интерес вызывают задания составить синонимичные ряды для паронимов ( искусный – умелый, квалифицированный, мастерский, виртуозный, артистичный; искусственный – ненастоящий, ненатуральный, поддельный, неестественный ), подобрать антонимичную пару к каждому из паронимов ( нестерпимый – терпимый, слабый; нетерпимый – сдержанный, уживчивый ). Далее можно предложить учащимся определить паронимы по толкованиям их значений. Например: грубый, невоспитанный человек – малообразованный, малосведущий человек ( невежа – невежда ) и т.п. Учащиеся составляют предложения с паронимами, объясняя разницу в их значении ( абонент – абонемент, жесткость – жестокость и др.). На последнем этапе учащиеся исправляют ошибки в употреблении паронимов, редактируют предложения типа: Представленное в статье решение кажется проблемным (проблематичным); Автор брошюры не приводит никаких оснований (обоснований) для своих выводов.

В данной статье продолжена система упражнений, построенных на противопоставлении взаимосмешиваемых словосочетаний.

Практический материал.

Задание 1. Подобрать к беспредложным словосочетаниям со значением процесса предложные словосочетания с тем же значением. Осуществляйте преобразования в двух направлениях.

Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои высказывания в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка. Развивает культуру речи у учащихся.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotkatema_upravlenie_pri_slovah_blizkih_po_znacheniyu.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 422

Кронштадтского района Санкт-Петербурга .

урока по русскому языку в 11-ом классе.

Учитель русского языка и литературы

Шубунова Валентина Ивановна.

1. Учебная: помочь преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками.

2. Развивающая: совершенствование речевых умений учащихся и умений строить свои высказывания в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка.

3. Воспитательная: развитие культуры речи.

В работе над текстом часто приходится сталкиваться с вопросами синтаксического управления – выбором нужной падежной формы и подходящего предлога, так как нередко наблюдаются случаи колебания, вариативности, вызывающие затруднения.

Действительно, перед нами встаёт вопрос, как лучше (правильнее) сказать: предостеречь от кого? (чего?) или предостеречь против кого? (чего?) . В чем смысловое различие между словосочетаниями удостоить чего? – удостоить чем?

Поэтому на уроке мы должны работать над выбором вариативных конструкций в целях предупреждения грамматических недочетов при составлении текста.

– Что такое управление? ( Вид подчинительной связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже ).

Подобное широкое понимание отношений между главным и зависимыми словами давно уже поставлено под сомнение. Возьмем такие словосочетания, как дом из панелей, дом с колоннами, дом в семь этажей, дом кирпичного цвета и т. п. Об этих словосочетаниях не говорится как об управлении, то есть о прямой зависимости предложно-падежной формы, от лексического значения или грамматических особенностей поясняемого ею слова.

В этих сочетаниях важными являются не столько характерные признаки управления, сколько определительные. Поэтому мы должны уметь выбирать ту форму, тот вариант, который уместен в том или ином контексте.

Многие слова, близкие по значению или составу, по-разному управляют другими словами. Например, глагол тормозить требует после себя винительного падежа, а глагол препятствовать – дательного.

Плохая погода тормозила (что?) продвижение отряда вперед.

Плохая погода препятствовала (чему?) продвижению отряда вперед.

Поэтому надо уметь правильно ставить вопрос к зависимому слову.

Заплатить (за что?) за проезд в автобусе – оплатить (что?) проезд в автобусе.

Полон (чего?) впечатлений – наполнен (чем?)фруктами.

Вера (во что?) в успех – уверенность (в чем?) в своих силах.

Упрекать (в чем?) в беспечности – попрекать (чем?) куском.

Беспокоиться (о чем? о ком?) о сыне – тревожиться (за что? За кого?) за здоровье сына.

Доволен (чем?) результатом – рад(чему?) приезду.

Предостеречь (от чего?) от ошибок – предупредить (о чем?) о поездке.

Удивляться (чему?) мужеству твоему – восхищаться (чем?) восходом солнца.

Разочароваться (в чем?) в профессии – быть недовольным (чем?) результатом.

- Итак, что надо знать, чтобы не ошибиться в выборе нужного сочетания слов? ( Знать основные значения падежей и предлогов, а так же лексическое значение слов ).

  1. Тренировочные упражнения на закрепление с комментированием.

1. Упр. 212, 216 (по вариантам с последующей взаимопроверкой).

2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и ставя в нужном падеже слова, данные в скобках. В необходимых случаях добавляйте и соответствующие предлоги.

Задание. Перепишите предложения, выбирая из слов, данных в скобках, нужный вариант. Составьте устно, где возможно, предложения, используя другие, не взятые вами слова из скобок.

1) Учительница… (уделяла много внимания, обращала много внимания) работе с отстающими учениками. 2) Страшная жара… (тормозила, препятствовала) нормальной работе геологической экспедиции. 3) Школа… (отличается, занимает первое место) по охвату учащихся внеклассной работой. 4) Девочка очень бережно … (обращалась, относилась) с книгами. 5) Банка была… (полна, переполнена) воды. 6) Ваня… (рассказал, поделился) о своих впечатлениях от поездки в Москву.

- Правильны ли сочетания:

ехать в поезде - ехать на поезде, работать в поле – работать на поле, слезы в глазах – слезы на глазах? (Да, предлоги выступают как синонимы).

- В то же время надо отметить, что в большинстве случаев эти предлоги различаются в соответствии с присущими им значениями:

а) с географическими объектами сочетается предлог в: в городе, в Сибири, в Белоруссии;

б) при названии островов, полуостровов употребляется предлог на : на Камчатке, на Новой Земле;

в) с названиями гор и горных местностей употребляется предлог на : на Урале, на Казбеке;

- Предлоги в, на имеют свои антонимы , какие? ( В – из, на – с . Например, поехал в Крым – вернулся из Крыма, отправился на Кавказ – прибыл с Кавказа)

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Чем отличается лицей от обычной школы

Взгляд с юридической точки зрения

Система среднего образования стала представлять собой разветвленную систему, включающую в себя несколько видов средних школ. Они имели различия между собой как в правовом поле, так и в педагогических практиках в них. Хорошо или плохо, но по факту уже на старте потенциальный ученик сталкивался с разным подходом к получению им среднего образования и уровень одного заведения мог в разы превышать уровень другого.

Сам по себе закон не в состоянии изменить, как по мановению волшебной палочки тот потенциал, который годами нарабатывался каждым отдельным педагогическим коллективом, но формально юридические различия между ними согласно этому закону были устранены, теперь все они имеют один статус – общеобразовательная организация.

Профильное обучение на основе прежних стандартов в образовании

До упомянутого 2012 года единого закона регулирующего организационно-правовую форму для учебных заведений, как такового не было. Частные приказы издаваемые в Министерстве образования и науки РФ для учреждений образования на базе программы средней школы жестко разграничивали возможности профиля исходя из статуса заведения:

Гимназии относились к гуманитарному профилю.

Лицеям выделялся технический или естественно – научный статус.

В школе со специализацией по углублённому изучению отдельных предметов, профиль соответственно зависел от выбранных к углублённому изучению дисциплин.

Обычная средняя школа конкретных специализаций не имела и несла детям общую программу всеобщего среднего образования.

Преимущества, получаемые от внедрения новой модели

Чем отличается лицей от обычной школы

естественно – научного направления.

Вообще по всей стране многопрофильных общеобразовательных учреждений в сфере среднего образования становится все больше.

На деле же этот закон в первую очередь снял ограничение с тех учебных заведений которые уже накопили потенциал для такого качественного рывка в области расширения спектра общеобразовательных услуг.

Сам же новый подход, принципиально улучшил положение дел в системе среднего образования. Появилась возможность получения ранней профориентации, через возможность профильного обучения в старших классах и пред профильной подготовки в средних. При наличии прежних жестких стандартов возможность учитывать индивидуальные возможности, способности и пожелания учеников практически отсутствовала.

Таким образом обычные средние школы приобрели гораздо больше возможностей, чем было прежде и могут вводить дополнительные программы профильного обучения, соответствующие ФГОС .

Где же образование будет лучше?

Все что было сказано выше, пока что не позволяет считать, что лицей и школа теперь ничем не отличаются друг от друга. С юридической точки зрения они различий не имеют и государство всеми силами старается их уровнять, как говорится, и де-факто тоже. Однако пока что все находится в процессе устремлений к идеальным условиям, достижение которых, как известно, процесс долгий.

Какое образование сейчас предоставляется в лицеи и что следует учесть, выбрав это учебное заведение

Чем отличается лицей от обычной школы

В настоящий момент сфера охвата, предоставляемого лицеями образования постоянно расширяется. Многие ВУЗы страны вводят в свой штат профилирующие лицеи, пока можно назвать следующие направления деятельности лицеев, но в силу внедрения вышеописанного закона — это список будет неуклонно расти:

Лингвистические профили образования.

Соответствует ли название сути самого заведения. Лучше почитать историю учебных заведений города, навести справки и найти действительно те учреждения, которые многие годы работающих по программе лицеев, даже если они стали именоваться просто школами.

Узнать пожелания и наклонности самого ребенка. В любом случае, начальные классы не требуют профильного образования, а к средним классам многое уже станет понятно.

Современная ситуация в области образования в стране. На сегодняшний момент выгодней отличается от предыдущего периода. Вопрос остается только за правильным выбором пути и усердием самого ребенка.

На каком этапе находится ваш онлайн-курс – стагнации или развития? Пока образовательные учреждения размышляют над основными ключевыми показателями успеха онлайн-курсов, представим метрики для отслеживания их эффективности.


Многие онлайн-школы и создатели курсов не измеряют результативность своего образовательного онлайн-продукта, несмотря на огромные финансовые вложения в его работу и запуск.

Почему это не выгодно?

Предположим, что на создание и запуск курса ушли месяцы кропотливой работы над дизайном, контентом и продвижением. Результат на лицо – большой поток студентов и хорошие отзывы.

Стоит ли уже на этом этапе тщательно отслеживать процент доходимости, количество заявок на обучение и сравнивать результаты этого месяца с предыдущим? Стоит, потому что ничто не вечно, и для всего есть срок годности.

Хорошо, тогда на какие показатели нужно обращать внимание? Рассказываем об основных качественных и количественных метриках в этой статье.

Качественные метрики


1. Доходимость.

Высокий уровень доходимости не обязательно является доказательством абсолютного успеха курса, но, все же, позволяет сделать вывод, что большому проценту студентов действительно интересно проходить уроки – ведь если вам неинтересен курс, вы не будете изучать весь материал с начала до конца, особенно если в курсе есть стоп-уроки*.

*Стоп-уроки – уроки, которые позволяют контролировать продвижение ученика по курсу. Основная особенность стоп-урока – не давать пользователю открыть и проходить следующий урок, пока он не выполнит задание в предыдущем.

Вывод: высокий уровень доходимости в определенной степени является показателем хорошего уровня мотивации студентов.

2. Индекс удовлетворенности пользователей.

3. Индекс лояльности пользователей.

NPS (Net Promoter Score) – оценка пользователем курса в целом. В отличие от CSI, где вас интересует оценка деталей курса, здесь вы задаете вопрос, который позволит уловить общий уровень удовлетворенности вашим курсом.

Важно: для объективной оценки обратите особое внимание на количество пользователей, выбравших самую высокую и самую низкую оценку.

Читайте также: