Школа мужей мольер краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Школа мужей
Тексту пьесы предшествует авторское посвящение герцогу Орлеанскому, единственному брату короля.
Братья Сганарель и Арист безуспешно пытаются убедить друг друга в необходимости измениться. Сганарель, всегда угрюмый и нелюдимый, осуждающий причуды моды, попрекает своего старшего брата за легкомыслие и щегольство: “Вот истинный старик: он ловко нас морочит / И черным париком прикрыть седины хочет!” Появляются сестры Леонора и Изабелла в сопровождении служанки Лизетты. Они продолжают обсуждать братьев,

не замечая их присутствия. Леонора заверяет Изабеллу, что будет ее поддерживать и защищать от придирок Сганареля.

Братья вступают в разговор – Сганарель требует, чтобы Изабелла вернулась домой, а Леонора и Арист пытаются уговорить его не мешать девушкам наслаждаться прогулкой. Сганарель возражает, он напоминает о том, что отец девушек перед смертью вверил их попечению братьев, “Предоставляя нам себе их в жены взять / Иль по-иному их судьбой располагать”. Поэтому, считает Сганарель, каждый из братьев имеет право поступать с девушкой, оказавшейся на его попечении, в соответствии со своими представлениями

Арист может баловать Леонору и поощрять ее страсть к нарядам и развлечениям, он же, Сганарель, требует от Изабеллы затворничества, считая достаточным развлечением для нее починку белья и вязание чулок.
В разговор вмешивается служанка Лизетта, возмущенная тем, что Сганарель собирается держать Изабеллу взаперти, как это принято в Турции, и предостерегает неразумного опекуна, что “Грозят опасности тому, кто нам перечит”. Арист призывает младшего брата одуматься и поразмышлять над тем, что “школа светская, хороший тон внушая, / Не меньше учит нас, чем книга пребольшая” и что следует быть мужем, но не тираном. Сганарель упорствует и приказывает Изабелле удалиться.

Все уходят следом, оставляя Сганареля одного.
В это время появляются Валер, влюбленный в Изабеллу, и его слуга Эргаст. Заметив Сганареля, которого Валер называет “аргус мой ужасный, / Жестокий опекун и страж моей прекрасной”, они намереваются вступить с ним в беседу, но это не сразу удается. Сумев обратить на себя внимание Сганареля, Валер не смог добиться желаемого результата сблизиться с соседом, преследуя единственную цель – иметь возможность видеться с Изабеллой.

Оставшись наедине со своим слугой, Валер не скрывает огорчения, ведь он ничего не знает о чувствах Изабеллы к нему. Эргаст утешает его, справедливо полагая, что “Супругов и отцов ревнивые печали / Дела любовников обычно облегчали”. Валер сетует, что уже пять месяцев не может приблизиться к своей возлюбленной, так как Изабелла не только взаперти, но и в одиночестве, а это значит, что нет и служанки, которая за щедрую награду могла бы быть посредником между влюбленным молодым человеком и объектом его страсти.
Появляются Сганарель и Изабелла, и по их репликам ясно, что они продолжают давно начатый разговор, причем очевидно, что хитрость Изабеллы удалась – она сумела убедить Сганареля в необходимости поговорить с Валером, имя которого девушка, якобы совершенно случайно, где-то слышала. Сганарель, оставшись один, горит желанием немедленно поквитаться с Валером, так как принял слова Изабеллы за чистую монету. Он до такой степени поглощен своими мыслями, что не замечает своей ошибки – стучит в собственную дверь, считая, что подошел к дому Валера.

Молодой человек начинает оправдываться за свое присутствие в доме Сганареля, но вскоре понимает, что произошло недоразумение. Не замечая, что находится в своем собственном доме, Сганарель, отказавшись от предложенного стула, спешит поговорить с Валером. Он сообщает о том, что намерен жениться на Изабелле, и посему желает, “чтоб ваш нескромный взгляд ее не волновал”. Валер удивлен и хочет узнать, откуда Сганарель узнал о его чувствах к Изабелле, ведь ему не удалось приблизиться к ней в течение многих месяцев.

Молодой человек удивляется еще больше, когда Сганарель сообщает, что узнал обо всем от самой Изабеллы, которая не могла скрыть от любимого человека неучтивость Валера, Удивление Валера убеждает Сганареля в том, что речи Изабеллы правдивы. Валер же, сопровождаемый Эргастом, спешит уйти, чтобы Сганарель не понял, что находится в своем собственном доме. Появляется Изабелла, и опекун рассказывает ей о том, как проходила беседа с Валером, как молодой человек пытался все отрицать, но смущенно притих, узнав, что Сганарель действует по поручению Изабеллы.
Девушка хочет быть уверена в том, что Валер вполне понял ее намерения, поэтому прибегает к новой уловке. Она сообщает опекуну, что слуга Валера бросил ей в окно ларец с письмом, она же хочет немедленно вернуть его назад. При этом Сганарель должен дать понять Валеру, что Изабелла даже не пожелала вскрыть письмо и не знает его содержания.

Одураченный Сганарель пребывает в восторге от добродетелей своей воспитанницы, готов в точности исполнить ее поручение и отправляется к Валеру, не переставая восхищаться и превозносить Изабеллу.
Молодой человек, вскрыв письмо, уже не сомневается в расположении к нему юной красавицы, готовой соединиться с ним как можно скорее, иначе ненавистный опекун Сганарель сам успеет жениться на ней.
Появляется Сганарель, и Валер со смирением признается, что понял бесплодность своих мечтаний о счастье с Изабеллой и сохранит свою безответную любовь до гробовой доски. Уверенный в своем торжестве, Сганарель в подробностях пересказывает своей воспитаннице разговор с молодым человеком, сам не ведая того, передает Изабелле ответ возлюбленного. Этот рассказ побуждает девушку действовать дальше, и она уговаривает опекуна не доверять словам Валера, который, по ее словам, намеревается похитить невесту Сганареля.

Вновь одураченный опекун отправляется к Валеру и сообщает, что Изабелла открыла ему черные замыслы неучтивого соседа, замыслившего похитить чужую невесту. Валер все отрицает, но Сганарель, действуя по указанию своей воспитанницы, готов отвести молодого человека к Изабелле и дать ему возможность убедиться в правдивости своих слов. Изабелла искусно изображает негодование, едва завидев Валера.

Сганарель убеждает ее, что оставался лишь один способ избавиться от назойливых ухаживаний – дать возможность Валеру выслушать приговор из уст предмета своей страсти. Девушка не упускает возможности описать свое положение и выразить пожелания: “Я жду, что милый мне, не медля меры примет / И у немилого надежды все отнимет”. Валер убеждается, что девушка им увлечена и готова стать его женой, а незадачливый опекун так ничего и не понимает.
Изабелла продолжает плести свои сети и убеждает Сганареля, что в Валера влюблена ее сестра Леонора. Теперь, когда Валер посрамлен из-за добродетелей Изабеллы и должен уехать, Леонора мечтает о свидании с ним и просит помощи у сестры. Ей хочется, притворясь Изабеллой, встретиться с Валером. Опекун делает вид, что огорчен за своего брата, запирает дом и идет за Изабеллой, считая, что преследует Леонору.

Убедившись, что мнимая Леонора вошла к Валеру, он бежит за комиссаром и нотариусом. Он убеждает их, что девушка из хорошей семьи обольщена Валером и сейчас есть возможность сочетать их честным браком. Сам же спешит за братом Аристом, который уверен, что Леонора на балу.

Сганарель злорадствует и сообщает, что этот бал в доме Валера, куда на самом деле отправилась Леонора. Оба брата присоединяются к комиссару и нотариусу, при этом выясняется, что Валер уже подписал необходимые документы и необходимо вписать лишь имя дамы. Оба брата подписью подтверждают свое согласие на брак с Валером своей воспитанницы, при этом Арист считает, что речь идет об Изабелле, а Сганарель же – что о Леоноре.
Появляется Леонора, и Арист пеняет ей, что она не рассказала ему о своих чувствах к Валеру, так как ее опекун никогда не стеснял ее свободы. Леонора признается, что мечтает лишь о браке с Аристом и не понимает причин его огорчения. В это время из дома Валера появляются молодожены и представители власти. Изабелла просит у сестры прощения за то, что воспользовалась ее именем, чтобы добиться исполнения своих желаний.

Валер благодарит Сганареля за то, что получил жену из его рук. Арист советует младшему брату с кротостью воспринять случившееся, ведь “причиною всего – одни поступки ваши; / И в вашей участи всего печальней то, / Что не жалеет вас в такой беде никто”.

Девушка хочет быть уверена в том, что Валер вполне понял её намерения, поэтому прибегает к новой уловке. Она сообщает опекуну, что слуга Валера бросил ей в окно ларец с письмом, она же хочет немедленно вернуть его назад. При этом Сганарель должен дать понять Валеру, что Изабелла даже не пожелала вскрыть письмо и не знает его содержания. Одураченный Сганарель пребывает в восторге от добродетелей своей воспитанницы, готов в точности исполнить её поручение и отправляется к Валеру, не переставая восхищаться и превозносить Изабеллу.

Молодой человек, вскрыв письмо, уже не сомневается в расположении к нему юной красавицы, готовой соединиться с ним как можно скорее, иначе ненавистный опекун Сганарель сам успеет жениться на ней.

Изабелла продолжает плести свои сети и убеждает Сганареля, что в Валера влюблена её сестра Леонора. Теперь, когда Валер посрамлён из-за добродетелей Изабеллы и должен уехать, Леонора мечтает о свидании с ним и просит помощи у сестры. Ей хочется, притворясь Изабеллой, встретиться с Валером. Опекун делает вид, что огорчён за своего брата, запирает дом и идёт за Изабеллой, считая, что преследует Леонору. Убедившись, что мнимая Леонора вошла к Валеру, он бежит за комиссаром и нотариусом. Он убеждает их, что девушка из хорошей семьи обольщена Валером и сейчас есть возможность сочетать их честным браком. Сам же спешит за братом Аристом, который уверен, что Леонора на балу. Сганарель злорадствует и сообщает, что этот бал в доме Валера, куда на самом деле отправилась Леонора. Оба брата присоединяются к комиссару и нотариусу, при этом выясняется, что Валер уже подписал необходимые документы и необходимо вписать лишь имя дамы. Оба брата подписью подтверждают своё согласие на брак с Валером своей воспитанницы, при этом Арист считает, что речь идёт об Изабелле, а Сганарель же — что о Леоноре.

Пересказала Р. М. Кирсанова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература веков / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. — 832 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Чтобы не повторять обычных фраз о том, что главная идея произведения - обличение тирании, скажу, что я отметила особенного для себя в этой комедии. Для меня эта пьеса - о важности куртуазных манер, либерального духа и уважения к женщине.

Комедия "Школа мужей" создана Мольером в 1661 году и поставлена в театре Пале-Рояль того же года.

В ней опять фигурирует имя Сганареля, как и в "Мнимом рогоносце" (1660), но в этот раз оно дано совсем другому персонажу.

Главный герой уже не комичен, а страшен, его внутренний мир по-настоящему отталкивает - впервые у Мольера появляется та глубина и серьезность темы, которая предвосхищает его будущие пьесы.

Сганарель имеет невероятное самомнение и считает себя в браке господином, а предназначение будущей жены видит исключительно в смиренном служении и собачьей преданности. Он радуется указу короля о том, чтобы убавить роскошь в дворянском одеянии. Ведь скупой тиран не желает тратиться на красивую одежду и украшения для супруги.

Именно ужас перед Сганарелем толкает его воспитанницу Изабеллу сделать все что угодно, лишь бы избежать брачного союза с опекуном, похожим на тюремщика.

Реальный комический эффект достигается благодаря сопоставлению мнимого и реального: Сганарель, выполняя просьбы Изабеллы отнести ответ Валеру, воображает свою невесту преданной ему, тогда как на деле он одурачивается ею. Поэтому перед нами комедию характеров, а не только комедия положений. Смешно именно то, что Сганарель имеет невероятно высокое самомнение, именно потому он и попадается в ловушку, расставленную ему выдумками Изабель.

Движимая настоящим страхом, Изабель изобретает изощренные способы избежать несносной зависимости от Сганареля и достигает своей цели. Но автор намекает на то, что не будь счастливых случайностей, все могло закончиться суровой пожизненной тюрьмой тиранического брака.

Так Мольер приближается к своей заветной мечте - говорить о серьезных, глубоких вещах, пользуясь жанром комедии. В этом он нарушает правила классицизма.

Идея и образы

Продолжается характерная для Мольера схема своеобразного балета из парных образов: двое мужчин – две девушки. Они всячески перекрещиваются в ходе действия, как в танце.

Сганарель на 20 лет младше, чем его брат Арист, но на удивление старомоден в своих принципах. Будучи не по возрасту брюзглив, он чуждается общества, моды, всего нового в жизни, одевается принципиально по-старому и мечтает жить в уединенной деревне.

Его старший брат, Арист, наоборот, молод духом. Он не считает нужным отпугивать людей своей старостью, поэтому следит за собой, красиво одевается, носит модный парик на своих седых волосах. Словом, это человек, который имеет естественное желание нравиться людям, и умеет делать это. Он предпочитает радоваться всему новому и прекрасному в жизни, не смотря на свой возраст.

Чем же страшен Сганарель? Он воплощает в себе грубое отрицание старинного принципа завоевания свободной, уважаемой женщины своей любовью и преклонением - то есть Сганарель противоречит всему тому, что называется во французской культуре куртуазностью.

Историческая основа куртуазности

Можно сказать, что пьеса Мольера – о том, как не надо вести себя, если хочешь, чтобы твоя избранница была тебе верна и любила тебя. Сганарель показывает, как не быть куртуазным.

Надо сказать, что брат Сганареля Арист ( с греч.- лучший) как раз полностью соответствует этим куртуазным требованиям. Он понимает важность быть приятным для других людей, и для дам в том числе, как по части манер, ухаживания за дамой, так и по части собственной ухоженной наружности. Опекун одаривает свою воспитанницу полной свободой выбора и действий, и при этом не скупится на ее щедрое содержание, полное удовольствий и развлечений:

Арист – воплощение новаторской выдумки Мольера в этой пьесе – иметь героя-резонера, того, кто противопоставлен отрицательному герою и высказывает в произведении здравые суждения. Позиция не во всем претендует на абсолютную истину, но она овеяна тем простым человеческим здравомыслием, которое успешно оттеняет дикий нрав и ретроградные взгляды Сганареля.

Отношение к женщине тесно связано с, казалось бы, незначительной деталью, обсуждением которой начинается пьеса, а именно старомодная одежда Сганареля – но именно в ней герой раскрывается заранее.

Ведь если галантный ухажер следует традиции, идущей от средневекового культа Прекрасной дамы, то мужчина-тиран, напротив, не имеет цели стараться нравиться, поскольку его единственная цель - это власть в семье и полное порабощение женщины.

А зачем изощряться, чтобы нравиться рабыне? Она ведь и так полностью твоя, как только станет твоей женой. Как говорит Сганарель, пусть развлекается тем, что чинит его белье или вяжет чулок. Нельзя ей угождать и баловать ее, ведь опасно давать слишком много свободы рабам.

Результаты их противоположных стратегий мы видим в конце произведения – Сганарель оставлен своей избранницей Изабеллой, а Арист, несмотря на то, что на целых 20 лет старше, пробудил искреннюю любовь в молодой девушке Леоноре.

Девушка хочет быть уверена в том, что Валер вполне понял её намерения, поэтому прибегает к новой уловке. Она сообщает опекуну, что слуга Валера бросил ей в окно ларец с письмом, она же хочет немедленно вернуть его назад. При этом Сганарель должен дать понять Валеру, что Изабелла даже не пожелала вскрыть письмо и не знает его содержания. Одураченный Сганарель пребывает в восторге от добродетелей своей воспитанницы, готов в точности исполнить её поручение и отправляется к Валеру, не переставая восхищаться и превозносить Изабеллу.

Молодой человек, вскрыв письмо, уже не сомневается в расположении к нему юной красавицы, готовой соединиться с ним как можно скорее, иначе ненавистный опекун Сганарель сам успеет жениться на ней.

Изабелла продолжает плести свои сети и убеждает Сганареля, что в Валера влюблена её сестра Леонора. Теперь, когда Валер посрамлён из-за добродетелей Изабеллы и должен уехать, Леонора мечтает о свидании с ним и просит помощи у сестры. Ей хочется, притворясь Изабеллой, встретиться с Валером. Опекун делает вид, что огорчён за своего брата, запирает дом и идёт за Изабеллой, считая, что преследует Леонору. Убедившись, что мнимая Леонора вошла к Валеру, он бежит за комиссаром и нотариусом. Он убеждает их, что девушка из хорошей семьи обольщена Валером и сейчас есть возможность сочетать их честным браком. Сам же спешит за братом Аристом, который уверен, что Леонора на балу. Сганарель злорадствует и сообщает, что этот бал в доме Валера, куда на самом деле отправилась Леонора. Оба брата присоединяются к комиссару и нотариусу, при этом выясняется, что Валер уже подписал необходимые документы и необходимо вписать лишь имя дамы. Оба брата подписью подтверждают своё согласие на брак с Валером своей воспитанницы, при этом Арист считает, что речь идёт об Изабелле, а Сганарель же — что о Леоноре.

Авторское посвящение герцогу Орлеанскому предшествует тексту пьесы.

Между братьями Сганарелем и Аристом идет спор, в котором они стараются убедить друг друга в том что им обеим нужно измениться. Сестры Изабелла и Леонора, обсуждая братьев, появляются в сопровождении служанки Лизетты и вовсе не замечают их. Леонора обещает поддерживать и защищать сестру от придирок Сганареля. Тот требует от Изабеллы возвращения домой, а Арист с Леонорой хотят его убедить не мешать девушкам наслаждаться прогулкой. Но Сганарель напоминает, что отец девушек вверил их попечению братьев перед смертью, поэтому каждый из них действует относительно их а соответствии своим представлениям о жизни. Сганарель остается один.

Появляется влюбленный в Изабеллу Валер со слугой Эргастом. Он пытается, разговаривая с Сганарелем, получить возможность видеться с Изабеллой, но ничего не выходит.

Чтоб убедиться, что Валер понял ее намерения, Изабелла сообщает опекуну о ларце с письмом, брошенным Валером в ее окно. Что хочет письмо вернуть, но Сганарель должен дать понять Валеру, что она не знает о его содержании.

Одураченный Сганарель, восхищаясь Изабеллой, отдает Валеру письмо, прочитав которое, тот уже не сомневается в расположении чувств Изабеллы к нему, что она хочет поскорее быть с Валером, иначе опекун сам на ней женится. Он дает понять Сганарелю, что смерился и будет до смерти любить Изабеллу безответно. Пересказав все Изабелле, последний не заметил, сто принес ей ответ возлюбленного. Она дает понять Валеру, чтобы он не медля действовал. Сама же убеждает опекуна, что Леонора влюблена в Валера и, притворяясь Изабеллой, хочет с ним встретиться. Убежден, что преследует Леонору, посылает в дом Валера комиссара и нотариуса для заключения между ними брака, а сам, злорадствуя, бежит за Аристом. Братья дают согласие на брак с Валером своей воспитанницы – Арист думает, что это Изабелла, а Сганарель – Леонора.

Читайте также: