Школа медиации уральская биеннале

Обновлено: 07.07.2024

Уральская индустриальная биеннале открывает набор в школу медиаторов — специальных проводников по выставке современного искусства. Обучение займет несколько месяцев и будет проходить в Екатеринбурге. Прошедшие итоговую аттестацию получат оплачиваемую работу на проектах 6-й биеннале с сентября по ноябрь 2021 года.

В программу обучения входят тренинги в формате очных интенсивов по выходным дням (два раза в месяц с 10:00 до 18:00), лекции и семинарские занятия по будням в вечернее время (онлайн и очно), встречи с кураторами и художниками, волонтерская практика в период подготовки биеннале, а также промежуточная и итоговая аттестации.

Пройти обучение может каждый, кто успешно преодолеет два этапа отбора и сможет проживать в Екатеринбурге во время обучения. Профессиональная квалификация в сфере искусств необязательно. Главное — искренний интерес к современному искусству, желание разобраться в нем самому и обсудить его вместе с другими, сообщают представители биеннале.

Медиаторы, прошедшие итоговую аттестацию получат оплачиваемую работу на проектах 6-й Уральской индустриальной биеннале с сентября по ноябрь 2021 года. Медиаторы будут проводить экскурсии по проектам биеннале для разных аудиторий, работать на маршрутах биеннале и проводить занятия в учебных заведениях. Также они смогут разработать и реализовать собственный проект по вовлечению сообществ в современную культуру.

Аватар пользователя Екатерина Баранова

Школа медиаторов в Нижнем Тагиле открылась этим летом впервые. В Екатеринбурге медиаторов обучают перед каждой биеннале. Её выпускники — интересующиеся искусством горожане — работают на всех площадках выставки в Екатеринбурге: они знакомят гостей с художественными концепциями, идеями авторов и различными видами современного искусства. Отметим, что в Екатеринбурге медиаторов обучают несколько месяцев, а в Нижнем Тагиле обучение продлилось всего месяц — это очень ускоренный курс молодого бойца-медиатора, говорят организаторы биеннале.


В школу медиаторов в Нижнем Тагиле записалось восемь девушек, но до финала обучения дошли семь. Все они работают в разных сферах, некоторые до попадания в школу медиации ничего не знали о современном искусстве и решили работать на биеннале, чтобы разобраться в нём и в своих отношениях с ним.


Дарья Рыжкова, 23 года, искусствовед

По профессии я искусствовед, современное искусство — основная область моей деятельности. Я всей душой люблю и обожаю тагильское искусство, это мой главный интерес в жизни на данный момент.

Так как я являюсь главным медиатором, то на выставке бываю практически каждый рабочий день, за исключением форс-мажоров. На выставку приходят совершенно разные люди, но в большинстве своём это молодёжь до 30 лет, которая как-то связана с какой-либо художественной тусовкой: это профильные студенты, художники, друзья художников.

К нам каждый день приходит хотя бы 5–7 человек. Это говорит о том, что определённый интерес, конечно, есть, но я, на самом деле, ожидала большего резонанса. Становится немного обидно оттого, что к нам приезжают посетители из Екатеринбурга и других городов, тратят целый день, чтобы посмотреть, что у нас в Тагиле есть интересного, а тагильчане, имея под боком такую шикарную выставку, проходят мимо.

Работать на постоянной основе в сфере современного искусства в Нижнем Тагиле — моя давняя мечта, но такой возможности просто нет, потому что по большому счету у нас нет институций, связанных с этим направлением. Нужно либо переезжать, либо организовывать свои институции, а это очень трудозатратно, когда нет финансовой поддержки. У нас есть специалисты, есть даже определённый интерес публики, но пока не будет какого-то внимания со стороны крупных компаний, мероприятия, связанные с современным искусством, у нас в городе так и будут появляться яркими, но короткими вспышками.

Организаторы биеннале молодцы, что расширяют свою сферу деятельности и организуют арт-резиденции в разных городах на Урале. Это круто, но это довольно короткая история.


Светлана Гончарова, 36 лет, маркетолог

Медиаторство — это не готовые экскурсоводческие истории по шпаргалке, это философия взаимодействия между посетителем и художником, где медиатор формирует повестку экскурсии, подсвечивая интересные для данной аудитории темы. Каждый медиатор и его медиация — это своя история, рассказанная сквозь призму личного опыта и ощущений.

К нам приходит разная публика. Есть много молодых ребят, чья судьба так или иначе связана с творчеством, и в таком случае медиация — это скорее обмен знаниями, энергией. У тех, кто впервые оказался на выставке современного искусства, некоторые произведения вызывают недоумение, и тогда мы уходим в совместные размышления: что считать современным искусством, кто рассудит, почему бумажные котлеты, унитаз или шпингалет могут иметь художественную ценность?

Работая медиатором, я поняла, что искусство может входить с чувствами в противоречивые отношения. И если ты готов принять вызов — welcome на 6-ю Уральскую индустриальную биеннале!


Анастасия Бусыгина, 27 лет, младший научный сотрудник Нижнетагильского музея искусств

Я увлекаюсь кино, изобразительным искусством, работаю акварелью, маслом, создаю художественные композиции в технике коллажирования. Я шла на медиацию не ради работы и заработка, а для получения нового опыта, знакомства и общения с людьми, причастными к искусству или влюблёнными в него. Мы проходили обучение на протяжении месяца, и уже на этом этапе было ощутимо причастие к чему-то большому и важному.

Экскурсия чаще всего — это монолог, а медиация — диалог, и она необязательно должна строиться на фактах о произведении. Мы практикуем различные игры, задаём вопросы посетителям, стараемся перевести общение в неформальное. Медиация больше про чувства, а экскурсия — про мысль.

На биеннале в Нижнем Тагиле приходят совершенно разные посетители. Особенно удивляет, что люди преодолевают большие расстояния, приезжают из других городов группами, семьями и в одиночку. Положительных отзывов гораздо больше, отрицательных я вообще не слышала. Коллекция довольна большая, 13 залов на двух этажах, поэтому каждый может найти что-то своё, что ему откликнется. Я считаю, что тагильчанам интересно современное искусство, ведь не просто так некоторые из них встают утром в свой выходной, чтобы посетить выставку.

Когда мы говорим об искусстве, то кажется, что речь идёт о тяжеловесной мысли. Медиаторы для того и нужны, чтобы помочь понимать, принимать современное искусство, отталкиваясь от любого опыта насмотренности или его отсутствия у посетителя. Иногда медиация проходит в форме игры, иногда с помощью ассоциативного мышления, а иногда получается вывести на личную историю.


Ирина Даренская, преподаватель социально-гуманитарного факультета НТГСПИ

Когда я увидела объявление о наборе в школу медиаторов, то сразу захотела, чтобы меня нашли! Причин несколько. Во-первых, в какой-то момент поймала себя на мысли о том, что на выставке в одной из галерей, смотря на работы, я не понимала их смысла, назначения, идеи. Это вызывало отторжение, какую-то безапелляционную критику. Я поняла, что мне нужно понять, узнать, разобраться, чтобы и дальше не отвергать современность как нечто чуждое и непонятное.

Я не так много времени работаю на выставке, как хотелось бы. Каждую неделю у меня есть рабочая смена медиатора, и если я привожу студентов, то работаю с ними. И всегда это новый интересный опыт.

Знаковым для меня был ещё один посетитель — мама одного из организаторов выставки из Екатеринбурга. У неё был день рождения, и она приехала в этот день в Тагил, чтобы посмотреть выставку, которую создавал её сын. Мы с ней много говорили, рассуждали, интерпретировали работы. Было очень приятно потом читать её отзывы и слышать, что она стала по-иному смотреть на современное искусство.

Самая моя удивительная группа, кто много спрашивал и удивлялся, — это группа учеников класса, в котором учится моя дочь. Мне было важно и интересно посмотреть, как на современное искусство реагируют дети. Это было удивительное приключение по двум этажам современного искусства в окружении 9-летних детей! Интересно ли им это было? Да! И они очень ярко и живо всё трактуют и понимают.



Обзорные экскурсии в будни проводятся в 18:00, в выходные — в 12:00, 15:00 и 18:00. Продолжительность экскурсии составляет 1,5 часа. Предварительной записи не требуется, вход свободный.

Медиаторы – это специально подготовленные проводники, которые проводят экскурсии и реализуют проекты, направленные на вовлечение различных сообществ и социальных групп в контекст современной культуры.

Медиаторы биеннале [Уральской индустриальной биеннале современного искусства – прим. ред.] – люди разного возраста, с разным жизненным профессиональным опытом. Их объединяет глубокий и искренний интерес к искусству и людям, желание учиться и делиться своими открытиями. Я верю, что для успешной работы этого достаточно.

Зачастую в программу подготовки люди приходят для того, чтобы радикально изменить свою жизнь. От скучной, надоевшей работы прийти к тому, что их действительно увлекает. Не секрет, что сфера искусства достаточно закрытая, попасть в нее внешнему человеку бывает непросто, особенно если ты уже немолод. Программа медиации становится таким шансом. Для нас важно дальнейшее развитие самих медиаторов. Я радуюсь, когда слежу за успехами наших медиаторов, за тем, как дальше выстраивается их карьера. Медиаторы Уральской индустриальной биеннале становятся агентами изменений, задающими новые стандарты для музейных институций по работе с аудиторией и дающими импульс для трансформации практик взаимодействия со зрителями в культурном пространстве Екатеринбурга и Урала. Я считаю, что мы взращиваем специалистов нового поколения для города (и региона) в целом.

В разговоре о медиации всегда идет речь о создании пространства диалога и взаимодействия. Можете ли вы рассказать о других важных принципах медиации, которые вы сформулировали для себя за время работы над программами медиации?

Этих принципов очень много, и мы подробно разбираем их на занятиях. Помимо диалога это: безоценочность, свобода и плюрализм взглядов, внешняя, нейтральная позиция по отношению к участникам коммуникации и одновременно критическая позиция (готовность к институциональный критике), гибкость, сокращение дистанции между искусством и зрителем, ориентация на актуальные проблемы и личный опыт, конструктивистский подход к обучению (самостоятельное конструирование знаний, действие в противовес рациональному познанию). О каждом из них можно говорить очень много.

Когда меня просят кратко определить суть работы медиатора, я всегда говорю о трех аспектах его роли: медиатор как переводчик, посредник и проводник.

Медиатор – посредник, выполняющий функцию социального согласования и налаживания коммуникации, поиске точек соприкосновения между всеми участниками процесса: как в глобальном смысле, между элементами системы аудитория-искусство (произведение, институция, художник, куратор, среда, зрительский опыт), так и в частном смысле, настройке коммуникации внутри конкретной группы. Медиатор помогает зрителям увидеть важное в замысле куратора или автора, но это не становятся истиной в последней инстанции. Они выступают толчком для дальнейших рассуждений и интерпретаций зрителей, которые имеют равное право на существование. Медиатор выстраивает, создает среду в группе так, чтобы каждый участник чувствовал себя комфортно для того, чтобы высказываться.

Медиатор – это проводник зрителя на собственном, личном пути к искусству, к обретению смыслов. Он побуждает посетителей высказывать собственное суждение о произведении искусства, опираясь на свой жизненный опыт и знания. Задача медиации – найти точки соприкосновения увиденного с жизненным путем человека, ведь только тогда произведение способно вызвать эмоциональные переживания и обрести глубокое значение для зрителя, обогатить его.

Помогает ли на ваш взгляд, медиация в совершенствовании самих институций? Какие проблемы современных художественных институций может помочь решить практика арт-медиации?

Я рассматриваю внедрение практик медиации как мощный ресурс для модернизации музеев. Музеи, особенно классические, часто находятся в стагнации. Люди часто не понимают, зачем им ходить в музей. Неолиберальная экономика сопровождается интеграцией рыночных принципов работы в ранее сугубо социальный сектор. Перед учреждениями культуры возникла задача привлечения публики. Как определить предпочтения потребителей и сформировать оптимальное предложение? Какие сегменты аудитории существуют? Как оценить эффективность своей работы и удовлетворенность посетителей? Музеи направлены на поиск клиент-ориентированных решений с целью расширения и развития аудитории.

В то же время, растущая демократизация культуры остро поставила вопросы о доступности культуры для всех социальных групп. Насколько институции открыты не только в плане физической доступности, но и в плане доступности содержания для разных категорий посетителей? Кто определяет музейный дискурс и принимает участие в принятии решений? Как существующее в обществе культурное разнообразие представлено в их деятельности, и насколько учтена позиция различных социальных меньшинств? Для этих вопросов социального согласования и нужна практика медиации.

Экскурсии с медиатором предполагают диалог с посетителем, обращение к его персональному жизненному опыту и совместное конструирование смыслов. Медиатор работает с опытом посетителя в его целостности и процессуальности (ожиданиями, предшествующим опытом и отношениями, текущим контекстом и возникающими переживаниями). Таким образом, каждая медиаторская экскурсия может рассматриваться как исследование аудитории, предпринятое совместно с его участниками – исследование, в котором выявленные результаты (ожидания, отношения) сразу же становятся материалом для проработки и трансформации зрительского опыта. То есть, практика медиаторских экскурсий выступает не просто альтернативной формой работы с аудиторией, но и исследовательским инструментом нового типа (партисипаторным), который может быть использован для решения маркетинговых задач развития аудитории. Инструментом, который позволяет институциям выйти на качественно новый уровень коммуникации с нею.

Я верю, что такая трансформация методов работы с посетителем ведет к переосмыслению роли институций в городском социо-культурном контексте, повышению лояльности посетителей и вовлечению новых аудиторий в активную коммуникацию, что в целом повышает качество культурной среды в городах.

Уральская индустриальная биеннале

Уральская индустриальная биеннале

Уральская индустриальная биеннале запись закреплена

Уральская индустриальная биеннале объявляет конкурс на бесплатное обучение в Школе медиации для участников из всех регионов России!

Медиаторы – это специально подготовленные проводники, которые проводят экскурсии и реализуют проекты, направленные на вовлечение различных сообществ и социальных групп в контекст деятельности музея.

Обучение будет проходить в очно-заочной форме. С 20 по 24 апреля пройдет серия интенсивов в Екатеринбурге с экспертами по медиации. С 27 апреля по 14 июня участники работают самостоятельно под онлайн-руководством тьюторов. С 22 по 24 июня в Екатеринбурге будут подведены итоги работы и проведена аттестация.

Программа предназначена для музейных специалистов, специалистов смежных областей, профильных студентов и увлеченных непрофессионалов. Возрастные ограничения: 20+

Благодаря гранту Фонда Михаила Прохорова, генерального партнёра проекта, занятия в Школе медиации бесплатны для участников. К участию приглашаются люди из любой точки страны – расходы на проезд до Екатеринбурга компенсируются (до 15000₽), а также компенсируется проживание на период проведения интенсивов.

На программе обучения вы познакомитесь с технологиями работы с экспозицией и коммуникации со зрителями, освоите методы ведения экскурсий, способствующие развитию диалога с посетителем, опробуете алгоритм социального проектирования, разработаете проект по вовлечению сообществ в жизнь вашего музея и не только.

Чтобы принять участие в конкурсе, необходимо заполнить заявку по ссылке в профиле. Последний срок подачи заявок – 20 марта 2020 года до 24:00 МСК. Заявки, поданные позже объявленного срока, к рассмотрению не принимаются

Читайте также: