Школа личностного роста для детей

Обновлено: 02.07.2024

У каждого ребенка свой характер. Одни дети раскованные и общительные, другие замкнутые и скрытные. Но и тем и другим иногда требуется психологическая помощь, чтобы успешно общаться со сверстниками и взрослыми, иметь возможность самореализоваться, поверить в свои силы, повысить самооценку и т.д. В этом педагогам могут помочь психологические тренинги для детей и подростков.

Самые интересные и эффективные психологические упражнения и игры для детей разного возраста мы собрали в этой статье.

Зачем нужен психологический тренинг детям и подросткам?

Тренинг – один из популярнейших и эффективных методов достижения результата, использующийся в практической психологии. Он основан на применении ряда психокоррекционных и психотерапевтических приемов.

Тренинги для детей и подростков помогают развить навыки:

  • межличностного и межгруппового взаимодействия;
  • общения;
  • саморегуляции.

Кроме того, специальные психологические тренинги для школьников часто проводят с целью профессиональной самоориентации.

Педагоги-психологи применяют различные виды тренингов, направленных на то, чтобы выработать у детей определенные качества, умения, навыки, способы мышления, модели поведения, психологические установки, корректирующие их психоэмоциональное состояние.

детские тренинги по психологии, психологические игры для подростков

Психологические тренинги для подростков, и в особенности для детей дошкольного и младшего школьного возраста – это, прежде всего, увлекательные игры и упражнения, в ходе которых осуществляется практическое обучение.

Занятия могут проходить как в группе, так и индивидуально. Форма обучения изменяется в зависимости состава и поведения участников тренинга, а также их мотивации. Такой подход позволяет раскрыться каждому ребенку, раскрепощает и учит коллективному взаимодействию.

Максимальную эффективность игровые тренинги приносят лишь в том случае, если ребенок сам заинтересован в изменениях своего поведения, мировоззрения и личностном росте.

Тренинговые упражнения для дошколят

Чтобы внимание детишек не рассеивалось, игры для тренингов дошкольников должны быть недолгими. Лучше за одно занятие провести 3-4 разные игры. Каждая из них должна быть направлена на достижение определенной цели.

психологические тренинги для подростков, тренинговые упражнения

Психологическое упражнение на самоконтроль

Очень важны психологические тренинги для детей, которые учат их сдерживать негативные эмоции. Дошкольникам необходимо почаще напоминать о том, что когда они злятся, а тем более хотят ударить кого-то, необходимо сделать паузу, несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть, а потом встать прямо, закрыть глазки, посчитать до десяти и, улыбнувшись, открыть глаза. Злоба и раздражение боятся спокойствия и улыбки.

Важно подчеркивать, что когда дети научатся управлять своими эмоциями, их можно будет считать по-настоящему взрослыми.

психологические тренинги для детей, подростков, школьников

Психологические тренинги для школьников младших классов

Психологические упражнения для тренингов детей младшего школьного возраста должны прорабатывать их основные внутренние проблемы и учить в будущем справляться с ними самостоятельно.

В психологический тренинг для детей 7-9 лет следует включать:

  • актерские техники;
  • упражнения на релаксацию;
  • различные диагностические методики;
  • арт-терапию;
  • сюжетно-ролевые игры.

Они помогут смоделировать различные ситуации и обыграть возможные варианты поведения.

психологический тренинг для подростков, игры для тренинга

Нужно поставить детей в одну колонну. С этого момента они становятся большой рекой, которая может разливаться на два так называемых рукава – две небольшие речки. Чтобы показать, как эта река разливается, ведущий ставит в начале речки двух ребят – лидеров – и разводит их в разные стороны. Ребята за ними должны встать за одним из лидеров, затем за другим – по очереди. Важно учесть желание каждого лидера. Так дети учатся образовывать подгруппы.

Дети встают в так называемый волшебный круг. Один из них оказывается в его центре. Нужно держать спину прямой, ноги свести вместе. Окружающие его ребята поднимают руки примерно на уровень груди. Расстояние между ними и стоящим в центре не должно быть большим, ведь он начинает падать в любую сторону, а ребята должны его ловить. Эта игра основывается на доверии – умении его проявлять (падение) и оправдывать (дети должны успеть поймать и аккуратно поставить на место).

групповые психологические тренинги, тренинг общения для подростков

Игры для тренингов в подростковом возрасте

Психологические тренинги для подростков главной своей целью должны ставить обучение подрастающего поколения успешному функционированию в постоянно меняющемся современном мире.

Стоит отметить, что к этому критическому возрасту все дети подходят совершенно не подготовленными. Их одолевает масса сомнений как в себе, так и в своих способностях. Часто они совершенно не знают как вести себя в той или иной ситуации, постоянно провоцируя конфликты.

Принимая во внимание особенности подросткового возраста, всевозможные центры сегодня практически повсеместно реализуют специальные тренинговые программы для подростков.

  • тренинг общения для подростков;
  • тренинг личностного роста для подростков.

Тренинги общения для подростков столь актуальны потому, что в этом возрасте ведущей деятельностью становится именно общение со сверстниками. И от того, с кем и как будет общаться ребенок, зависит его дальнейшее развитие, становление его личности. Поэтому очень важно научить ребят выстраивать дружеские отношения. Научить самоутверждаться в коллективе сверстников и привлекать внимание противоположного пола, не нарушая норм социального поведения и не пренебрегая этическими и моральными ценностями.

психологические упражнения для тренингов, игры для тренингов

Тренинги для подростков личностного роста преследуют следующие цели:

  • повысить уверенность в себе;
  • снять страх перед публичными выступлениями;
  • развить целеустремленность;
  • совершенствовать коммуникативные навыки;
  • повысить школьную успеваемость;
  • сформировать лидерские качества.

Провести качественный психологический тренинг для подростков может простой школьный учитель в обычном школьном классе. Главное научиться подбирать игры и упражнения для тренингов, соответствующие поставленным целям и задачам.

Психологические игры для подростков

Мини-игра длится всего 5 минут. Участникам предлагается указать, на сколько баллов из 100 они оценивают свою жизнь, где 100 баллов – это очень счастливая, а 1 – совсем не счастливая.

Оценка должна оглашаться вслух, а затем обосновываться. Членам группы можно задавать друг другу вопросы. Беседа проходит по очереди.

Игру можно сделать еще интереснее, если одни игроки будут называть только положительные события, а другие только отрицательные. Например, первый участник расскажет о счастливых случаях, второй – о грустных, третий – о счастливых и т. д.

тренинг личностного роста для подростков, тренинг-игра

Эта игра – тренинг для подростков имеет два варианта и длится 25 минут.

В первом варианте игроки хаотично перемещаются по помещению и каждому встречному говорят, чем он похож и отличен от него самого.

Во втором варианте игроки разбиваются по парам и первые 4 минуты разговаривают о сходствах, а следующие 4 – о различиях.

В конце обоих вариантов игры идет общее обсуждение темы, в котором каждый из участников должен прийти к мнению, что все люди похожи друг на друга, но при этом очень разные.

Игра нацелена на акцентирование внимания на радостных моментах жизни, она побуждает игроков к рассуждению о том, что приносит им положительные эмоции или принесет в будущем. Вместе с этим игра учит подростков работать в команде и общаться.

Для начала общая группа делиться на маленькие подгруппы по 3 человека. Каждой подгруппе выдается картинка, которая затрагивает одну из сфер жизни. Участники должны придумать историю по этой картинке, затем перейти к следующей и продолжить эту историю. Написание рассказа заканчивается, когда подгруппа опишет все имеющиеся картинки. На описание каждой карточки у игроков есть 5 минут.

В конце все истории зачитываются и обсуждаются. В общем, на игру дается час-полтора.

интересные упражнения для тренинга, психологический тренинг для детей

Цель этого упражнения для тренинга – обучение подростков причинно-следственным связям и побуждение к обсуждению собственных эмоций и чувств. Также игроки, анализируя возможное поведение в той или иной ситуации, научаться реагировать и вести себя правильно.

В первом варианте этой игры на столе или на полу раскидываются листки с началом истории или ситуацией, каждый участник должен подготовить продолжение этой истории. Затем все истории обсуждаются.

Во втором варианте вместо одного человека участвует группа, которая должна инсценировать продолжение истории с листка.

В третьем варианте каждому участнику раздается листок с неоконченным предложением, которое нужно продолжить.

Варианты начал предложений:

Если я влюбился (лась), то…

Если я кого-то ненавижу, то…

Если я очень рад (а), то…

Если я очень грустен (а), то…

Если я не хочу ничего делать, то…

Если я хочу что-то сделать, то…

Если я смертельно болен (а), то…

Если умер кто-то очень близкий, то…

Если от меня ушла девушка (парень), то…

Если я хочу порвать отношения, то…

Если я ревную, то…

Если я злюсь, то…

Если мне нужно бросить учебу, то…

Если я (моя девушка) забеременею, то…

Если меня кто-то третирует, то…

Если мне придет в голову желание покончить с собой, то…

Если мои родители решили расстаться, то…

Если я очень счастлив (а), то…

Если я выиграл (а), то…

Если я проиграл (а), то…

Если я получил (а) огромное наследство от малознакомого родственника, то…

Если я буду сильно пьян (а), то…

Если я боюсь, то…

Если мне нужна поддержка, то…

Если в меня влюбился тот, кто совсем мне неприятен, то…

Если на меня нападут в подворотне, то…

Если я узнаю, что я приемный ребенок, то…

Подобные психологические упражнения для подростков полезны тем, что помогают предотвратить или выявить имеющиеся проблемы и удержать детей от необдуманных поступков.

психологические упражнения для подростков, игровые тренинги

В самом начале игры выбирается царь (его могут назначить игроки), затем он выбирает себе царицу. Правящая пара выбирает себе по два помощника, которые выбирают себе по одному помощнику, а они уже по одному своему помощнику. Это распределение происходит пока все участники не получат роли.

Игра начинается с того, что царь и царица повелевают что-либо изменить в устройстве царства, чтобы жизнь в нем стала лучше. Их указ передается помощникам в порядке ранее созданной иерархии, пока не дойдет до самых низов. Каждый из помощников берет на себя часть работы по приказу правителя и ниже передают указания, с помощью которых царский приказ должен выполнится. Во время игры участники обсуждают, как указ правящей пары повлияет на жизнь всего царства.

Затем роли меняются и игра повторяется. Перед сменой ролей участники обсуждают, понравились ли им указания правящей пары и их роль в этом царстве. Важно, чтобы каждый игрок побывал в каждой роли и высказал свое мнение.

Игра помогает подросткам примерить на себя разные социальные роли и почувствовать ответственность за последствия принимаемых решений. В этой игре можно легко выявить лидеров и ведомых и исходя из этого, продолжать работу с детьми.

Игру стоит проводить не дольше часа, иначе она может надоесть.

В каждом новом коне этой игры для тренинга межличностных взаимоотношений один из участников должен выходить из комнаты, остальные в это время загадывают кого-то из оставшихся.

Вернувшись участник должен задать пять вопросов о загаданном человеке. Ответами на эти вопросы должны быть прилагательные, описывающие загаданного участника. Игра продолжается до тез пор, пока каждый из участников не попробует угадать загаданного человека. В среднем это занимает около 20 минут.

Групповые психологические тренинги с подростками должны вестись с соблюдением определенных правил, обязательных для исполнения каждым членом группы. Их необходимо обговорить на первом тренинговом занятии.

В конце каждого занятия ведущий должен напоминать о необходимости сохранения доверия, появившегося в группе, а для этого участникам не следует делиться или обсуждать услышанное на тренинге с посторонними людьми. Всеми эмоциями участник может поделиться на следующих занятиях со своей группой.

Связь, появившаяся в группе, поможет сохранить настроение и энергетику занятий, и, чтобы эту связь поддерживать, ведущий может предложить участникам прощаться особенным способом.

Во время ритуала прощания все участники должны будут встать в круг и по очереди повторить жест, который будет считаться прощальным. Его может придумать ведущий или сами подростки. Это прощание должно повторяться в конце каждого занятия и передаваться новым участникам.

Желательно уточнить, что такое прощание может использоваться только в группе, как некий тайный знак.

игры и упражнения для тренингов, психологическое упражнение

Детские психологические тренинги: некоторые правила

Конечно, вы можете выработать свои собственные законы и правила для каждой конкретной группы детей, но советуем обязательно включить туда следующие пункты:

  • конфиденциальность;
  • право на личное мнение;
  • искреннее общение;
  • умение слушать = уважение к выступающему.

Надеемся, что эти простые и интересные упражнения для тренинга помогут реализовать поставленные вами воспитательные и обучающие задачи, добиться высоких результатов в личностном развитии ваших воспитанников.

Цель: развитие положительной Я-концепции, жизнестойкости.

1. Стимулировать к самопознанию и саморазвитию, способствовать осознанию своих личностных качеств

2. Формировать более реальную оценку способностей, через возможность увидеть собственные ошибки и недостатки

3. Способствовать осознанию своих неосознаваемых страхов, избавлению от внутренних барьеров

4. Стимулировать к проявлению творческой активности

5. Способствовать развитию навыка принятия себя и других, такими, какие она есть.

6. Формировать жизнестойкость.

Планируемые результаты: интеграция знаний подростков о человеке и мире, способность принимать ими самостоятельное и успешное решение актуальных психологических задач возраста, ориентация активности на такие ценности и цели, которые с высокой долей вероятности обеспечат дальнейшее саморазвитие и самореализацию. Обнаружение участниками своих достоинств и ресурсов развития.

Формат тренинга : группа 10-12 человек, длительность тренинга 90 минут с перерывом на отдых

Форма работы: упражнения для разогрева и настроя на работу, тренинговые игры и упражнения направленные на самопознание, понимание и принятие себя; мозговой штурм для стимуляции дискуссии по теме или вопросу; использования информационно-коммуникативных технологий для повышения мотивации подростков, активизации познавательной деятельности, развития мышления и творческих способностей а так же формирования активной жизненной позиции в современном обществе; обратная связь от психолога. В группе каждый получает мощнейшую поддержку, что позволяет ему двигаться дальше и дает уверенность в своей успешности.

I ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (слайд 1- название тренинга и определение термина личность)

Психолог: Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на тренинге личностного роста и жизнестойкости. Сегодня мы будем говорить о личности и насколько важно для нас всех личностное развитие.

1. Правила тренинга : (слайд 2)

1. Будь активным, действуй, говори!

3. Действуй и говори только от своего имени.

4. Предлагай, пробуй, экспериментируй, не критикуй.

5. Каждый достоин уважение, уважай других- будут уважать тебя.

6. Постарайся понять себя и других. Расскажи что понял и почувствовал.

Контакт с кем и группы вам запомнился?

Что по вашему мнению к этому привело?

II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Психолог: наверное каждый из вас когда– нибудь задумывался над вопросами: кто Я, какой Я, а есть ли во мне силы чтобы чего-нибудь достичь, а на сколько я значим как для себя так и для других, совпадают или не совпадают представления обо мне других людей с моими, какие у меня цели в жизни и чего я могу достичь и т. д….

Психолог: делает нас уникальными и неповторимыми личность каждого из нас.

-Как вы думаете, что обозначает слово ЛИЧНОСТЬ? (ответы участников)

(слайд 3- различные определения личности)

-Так как феномен личности предмет изучения не только психологии, но и других гуманитарных наук однозначного определения у термина нет.

Личность –это психологическое отличие одного индивида от другого.

Личность – это набор индивидуальных качеств человека (мышление, воля, характер, эмоции, темперамент, мотивация и т. д., определяющих его поведение в обществе, говорящих о его ценностях, жизненном опыте, стремлениях.

Личность- субъект социума с набором социальных ролей, определенными привычками и опытом.

Психолог: Как вы думаете, что отличает положительную личность от отрицательной? (беседа подводится к тому, что положительная личность всегда стремиться к самопознанию и саморазвитию).

Инструкция: тренер читает начало фразы и бросает мяч одному из участников упражнения, тот в свою очередь должен продолжить фразу и бросить мяч другому участнику, который тоже должен продолжить фразу своим ответом и т. д.

1. Я словно птичка, потому что…

2. Я превращаюсь в тигра, когда….

3. Я могу быть ветерком, потому что…

4. Я словно муравей, когда…

5. Я стакан воды….

6. Я чувствую, что я- кусочек таящего льда…

7. Я прекрасный цветок….

8. Я чувствую себя скалой…

9. Я сейчас лампочка….

10. Я словно макаронина…

11. Я интересная книжка…

№ Наименование ступеней Критерии саморазвития

1 Успешный ученик Учусь с удовольствием, умею добывать знания;

Есть цель и я знаю как ее достичь, уверен в себе;

Умею писать рефераты, разрабатывать проекты;

Владею компьютером и интернетом;

Ценю время, организован;

Трудолюбив, прилежен, участвую в олимпиадах, конкурсах.

2 Я и моя семья Хороший сын (дочь, стараюсь не огорчать родителей;

Заботливый брат (сестра);

Внимательный внук (внучка);

Против насилия в семье;

Учусь понимать и уважать друг друга в семье;

Будущий семьянин, знаю родословную, ценю семейные традиции.

3 Здоровый человек Веду здоровый образ жизни, против наркотиков, курения и алкоголя;

берегу свое здоровье: слежу за зубами, осанкой, зрением;

Занимаюсь физкультурой и спортом;

За нравственную и духовную чистоту во взаимоотношениях;

Участник экологических акций;

Владею культурой питания

4 Друг Учусь строить отношения со сверстниками;

Умею дружить, никогда не подведу друга;

Умею хранить секреты;

Умею разрешать конфликты;

Готов помочь другу в трудной ситуации;

Внимателен к одноклассникам и друзьям, поздравляю их с днем рождения.

5 Волонтер Готов помогать людям по собственной воле;

Отзывчив к просьбам и нуждам других людей;

Могу научить других тому, что умею сам;

Внимательно отношусь к пожилым людям, участник акций помощи пожилым;

Развито чувство ответственности;

Хочу быть полезен обществу.

6 Житель моего города/ села и т. д. Люблю свою малую родину, земляков;

Берегу природу родного края;

Соблюдаю чистоту в своем районе;

Участник местных праздников и акций;

участвую в благоустройстве;

Знаю историю своего края, ухаживаю за памятниками.

7 Лидер Развиваю в себе лидерские качества и стремлюсь проявлять их в реальных жизненных ситуациях;

Могу вдохновить других и организовать полезное дело;

Познаю себя как личность, умею управлять саморазвитием;

Не боюсь выступать публично, овладеваю качествами ораторского искусства;

Умею вести диалог

8 Толерантная личность Умею общаться и сотрудничать в команде;

Умею управлять своими эмоциями;

Умею ладить с людьми, с пониманием относится к ним;

Умею слушать, сопереживать, ценить мнение других;

Обладаю чувством юмора и умею принимать критику в свой адрес;

знаю свои недостатки и достоинства.

9 Человек демократического общества Знаю свои права и уважаю права других;

Знаю свои обязанности и готов их выполнять;

Знаю правила поведения в опасных ситуациях;

Умею делать правильный выбор;

Имею свою точку зрения и не боюсь выражать свои мысли;

Готов активно пользоваться своим избирательным правом.

10 Культурный человек Дорожу духовными ценностями, посещаю музеи, выставки;

Со мной приятно общаться;

Регулярно читаю прессу, смотрю информационные и познавательные телепередачи;

Развиваю кругозор и интеллект;

Обладаю хорошими манерами поведения;

Обладаю культурой речи, чувством вкуса, слежу за внешним видом.

11 Гражданин России Человек с активной жизненной позицией;

Знаю историю моей Родины;

Мне небезразличны проблемы моей страны;

С уважением отношусь к национальным символам;

Принимаю многонациональность моей страны;

Знаю структуру политической власти страны

Цель: эмоциональная разрядка, положительный заряд эмоций способствует раскрепощению детей.

Психолог: То, каким вы станете человеком, зависит от ваших личных качеств, знаете ли вы свои слабые и сильные стороны (отрицательные и положительные качества) и на сколько, вы стремитесь развить свои положительные качества.

Инструкция: участникам раздаются разноцветные жетоны (вырезанные из цветной бумаги круги или квадратики, цвет жетона соответствует цвету названия ценностей). На всех жетонах участники должны написать свое имя. далее им предлагается поместить жетоны на общей диаграмме (изображенной на ватмане) в соответствии со значимостью ценностей для каждого из участников (чем ближе к центру, тем жизненные ценности более значимы). Далее идет обсуждение для кого, какие жизненные ценности более значимы и почему.

Перерыв на 15 минут

Психолог: Надеюсь, вы понимаете, что состоявшаяся личность это успешная личность, и сейчас я хочу вам предложить потренироваться в понимании успеха, подобрать правильные ключи к успеху.

Инструкция: участникам раздаются карточки с окончаниями фраз. Ведущий читает начало фразы, а участники должны определить по смыслу и зачитать ее конец.

Хорошая учеба в школе залог твоего будущего

Никогда не прекращай учиться

Никогда н6е сравнивай себя с другими веди свой собственный счет

Не тешь и не обманывай себя надеждами на авось и на удачу

Не рассчитывай на других надейся на себя

Деньги с неба не сыпятся. Не посеешь не пожнешь

Добивайся! Верь в себя! не теряй надежды!

Верь в то, чего ты добиваешься

Терпение- последний ключ к успеху!

Вывод: быть успешным это важно и необходимо четко знать каким образом вы будете достигать своих успехов. У каждой цели есть свой способ достижения. Потому что если пробовать каждый из них – это путь к провалу.

Психолог: Интересно а чего же уже достиг каждый из вас? Чем каждый из вас уже может гордиться?

Вывод: главное, это цель, мотивация, вера в себя и старание. Необходимо сделать акцент на том, что каждый талантлив по своему.

Психолог: Каждый человек имеет свой жизненный принцип, как девиз на щите рыцаря.

Инструкция: каждому из участникам предлагается, раскрасить футболку (вырезанную из бумаги) в цвет его характера и написать на ней тот девиз, с которым они бы с удовольствием купили и носили футболку, не стесняясь (чтобы она отображала их жизненное кредо, жизненный принцип).

Участникам предлагается ответить на вопросы:

Какое настроение? Как себя чувствуют? Понравился тренинг или нет?

Что нового для себя они узнали?

Над развитием, каких своих личностных качеств они планируют работать?

Психолог: можно плыть по течению, затерявшись в толпе, а можно стать не таким как все. У человека всегда есть выбор: борьба или бездействие, стремление вперед или смирение с обыденностью. Что выберите вы? (слайд № 4-высказывание великих людей о саморазвитии)

Список используемой литературы:

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1969.

Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация внутреннего потенциала. СПб. : Речь, 2003.

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст : Проблемы становления личности. – М. : Знание, 1994.

Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста. ФОРУМ-ИНФРА-М, Москва- 2007

Трошихина Е. Г. Тренинг развития жизненных целей- СПб. : Речь, 2003.

Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие не только психических процессов, но и свойств личности ребенка. Личностное.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дополнительная общеразвивающая программа

Возраст детей, на которых рассчитана программа: 7-17 лет

Срок реализации 3 года.

Пояснительная записка.

Возрастной период между 10 и 18 годами, определяемый как отрочество и юность, можно разделить на 3 периода, имеющие качественные особенности протекания.

Предподростковый возраст – 10 - 12 лет, характеризуется появлением ряда важных черт поведения и самоощущения. Это стремление к общению со сверстниками, желание утвердить свою самостоятельность, независимость и личностную автономность. Для этого возраста характерна асинхронность развития. Например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики. Нередки случаи, когда интеллектуальное развитие школьника опережает развитие личностных особенностей, или напротив, сильные потребности в самоутверждении и общении не обеспечены соответствующим уровнем развития рефлексии, и подросток не может дать себе отчет, что именно с ним происходит.

В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление; появляется возможность строить сложные умозаключения, развивается рефлексия – средство, с помощью которого подросток может размышлять о себе. Наиболее важным процессом предподросткового периода можно считать развитие познавательной активности и любознательности.

Младший подростковый возраст - это период между 13 и 15 годами, когда наряду с развитием рассуждающего мышления происходит обращение к моральным ценностям группы, в которой существует подросток . У него появляется возможность сопоставлять разные ценности, делать выбор между различными моральными нормами, и часто некритическое усвоение групповых норм. Центральное личностное новообразование этого периода – становление Я-концепции , нового уровня самосознания, выраженного в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие. Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о Я-идеальном. На этот период приходится кризис независимости – период строптивости, упрямства, обесценивания требований взрослых. Позитивный смысл подросткового кризиса состоит в том, что именно через борьбу за независимость подросток удовлетворяет потребность в самопознании и самоутверждении, у него формируется способность полагаться на себя и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

- обретение чувства личностной целостности (идентичности);

- обретение психосексуальной идентичности – осознание и ощущение себя как представителя определенного пола;

- профессиональное самоопределение – самостоятельное определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

Замедленное формирование чувства взрослости, ответственности за свои поступки, отсутствие навыков рефлексии и самоанализа нередко приводят к конфликтам с взрослыми и к социальной дезадаптации. Плохо сказываются на подростках и нарушенные отношения с родителями и учителями, вызывая защитную агрессию и высокую личностную тревогу.

Преподавание основ психологических знаний в школьном возрасте представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом – все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.

Изучение основ психологии может способствовать раскрытию и развитию способностей, овладению навыками самоанализа; пониманию чувств и мотивов поведения других людей; конструктивному повседневному и деловому общению; обучению приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях; умению творчески преодолевать конфликты.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что современная действительность предъявляет личности подростка, юноши сложнейшие требования и способствует увеличению психологических нагрузок. Возникающие конфликтные ситуации могут вызывать состояния стресса и превышать адаптационные возможности индивида. Состояние более или менее длительной дезадаптации личности, в зависимости от силы воздействующего фактора и индивидуальных особенностей субъекта, при недостаточном развитии механизмов психологической устойчивости личности может привести к нарушению психического здоровья, дезорганизации поведения.

Среди разных возрастных групп подростки и юноши оказываются одними из наиболее склонных к негативным коммуникативно-стрессовым воздействиям, что обусловлено, с одной стороны, незрелостью и неустойчивостью их стратегий адаптации, а с другой – огромной значимостью сферы общения в данном возрасте.

Таким образом, несмотря на то, что общение в жизни молодых людей становится более интенсивным и значимым, многие из них испытывают трудности в этой сфере, что способствует появлению проблем в межличностном общении, а в дальнейшем к нервным срывам отдельно взятых личностей. Кроме этого перед учащимися 9 класса остро встает проблема профессионального самоопределения. Знакомство с различными направлениями науки и деятельности человека является залогом успешного профессионального выбора. Психология является одним из таких направлений.

Поэтому в помощь обучающимся была создана дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности, которая способствует развитию важнейшей психологической предпосылки благополучного взросления – развитию адекватного поведения.

Конвенция о правах ребенка;

Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Утверждено Приказом Министерства образования РФ от 22.10.99 № 636;

Этический кодекс педагога – психолога службы практической психологии образования России;

Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.;

Направленность программы социально-педагогическая.

Психология, как наука интегрирует знания о системе целенаправленно организованной поддержки жизненных сил человека, разумного построения его отношений с окружающим миром и людьми, самим собой на основе инициативной активности и нравственной самоорганизации жизни в конкретном социуме.

Вступая во взаимодействие с существующими общественными ценностями, ребенок сравнивает свое поведение с теми образцами, которые предлагаются ближайшим окружением: родителями, учителями, воспитателями и другими значимыми для него взрослыми и сверстниками. При возникновении несоответствия между реальным поведением и предлагаемыми образцами в самосознании ребенка формируются негативные отношения, как к предлагаемым ценностям, так и к самому себе. Младший школьник начинает испытывать трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, которые приводят к тем или иным формам социальной дезадаптации. В связи с этим, главной психолого - педагогической идеей данной программы является, преодоление процесса дезадаптации обучающихся через процесс самопознания и как следствие личностного развития обучающихся.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Новизной программы является то, что она подразумевает усвоение программного материала обучающимися в условиях системно – деятельностного подхода, дает практические навыки, предоставляет возможность самоопределения в дальнейшей профессиональной области. В итоге, обучающиеся приобретают коммуникативные навыки, опыт социального общения и социальной адаптации.

Актуальность данной общеобразовательной программы определяется необходимостью большинству обучающихся овладеть психолого-педагогическим комплексом знаний на уровне самопознания и понимания других людей.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия проходят в форме тренингов, которые приближенны к простому общению, с использованием бесед, диалогов, различных психологических игр, что позволяет наиболее полно достичь, поставленные цели и задачи.

Цель программы : Формирование системы саморазвития и личностного роста обучающихся.

Задачи:

1. Создание условий для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

2. Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

3. Развитие у обучающихся навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

4. Формирование у детей осознания своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей

Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам.

Программа состоит из пяти разделов, каждый из которых имеет свои отдельные задачи.

Формы работы.

При реализации программы используются следующие формы и методы работы: беседа, психогимнастика, ролевая игра, арт-терапевтические техники, дискуссия, проблемные ситуации, эмоционально-гимнастические методы, релаксационные методы, когнитивные методы. Основное содержание занятий составляют тренинговые упражнения, специальные задания, дидактические и развивающие игры.

Организационная структура занятий

Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут.

1. Ритуал приветствия и разминка

Цель: создание атмосферы доверия в группе, положительный настрой участников на работу.

2. Основная часть

Направлена на решение задач данной программы.

Подведение итогов, получение обратной связи. Ритуал прощания.

Разумеется, при необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что результаты отразятся, во-первых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией, мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении, во-вторых – в улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.

Принципы психолого-педагогической программы:

1. принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка;

2. принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка;

3. принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;

4. принцип эмоционально-ценностных ориентации учебно - воспитательного процесса.

Структура занятий : Занятия строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы, метод направленного воображения, игры и другие.

Занятия содержат развивающие, коррекционные упражнения и диагностические задания. Программа рассчитана на работу в группе из 10 человек.

Продолжительность занятия 40 минут. Срок освоения программы: 3 года, по 3 часа в неделю, 108 часов в год.

Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:

педагогический мониторинг, использование методов специальной диагностики;

При составлении программы учитывались следующие положения:

Общая схема построения занятий.

Занятие начинается и заканчивается особыми ритуалами приветствия и прощания. Это необходимо для того, чтобы настроить детей на работу и на выход из нее. После приветствия следует психологическая разминка — упражнение, вводящее учащихся в тему занятия, подготавливающее восприятие основного материала занятия. Далее следует непосредственно основное содержание занятия, отражающее цель и задачи занятия. Заканчивается занятие ритуалом прощания.

Схема построения занятия:

1. Ритуал приветствия.

2. Психологическая разминка.

3. Основное содержание занятия.

4. Ритуал прощания.

Методические средства, используемые в программе.

1. Ролевые игры. Одним из условий формирования и сохранения психологического здоровья детей является их полноценное ролевое развитие. К основным нарушениям ролевого развития относятся: ролевая ригидность — неумение переходить из роли в роль, ролевая аморфность — неумение принимать какую-либо роль, отсутствие ролевой креативности — неумение создавать новые образы или принятие на себя патологических ролей.

В ролевых ситуациях учащиеся сталкиваются с ситуациями, похожими по своему содержанию на те, которые присутствуют в их жизни и деятельности, и должны изменить в них свои установки и отношение. С помощью этого метода у детей можно сформировать новые, более продуктивные навыки взаимодействия.

3. Методы, развивающие воображение. К методам, развивающим воображение, относятся визуализации, вербальные и невербальные игры.

4. Терапевтические метафоры. Использование психологических сказок, или терапевтических метафор помогают в разрешении затруднительных для детей ситуаций, обеспечивая им доступ к внутренним ресурсам и актуализируя их.

5. Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект детей. Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект детей, направлены в первую очередь на знакомство с базовыми, фундаментальными эмоциями (по теории К. Изарда), осознание и выражение их, а также приобретение простейших навыков управления ими. Для этого используются различные приемы: проигрывание, арт-терапевтические методы (рисование, лепка и др.), групповые обсуждения, сочинение и чтение сказок, визуализация, релаксация и др.

7. Групповые дискуссии. Групповая дискуссия построена на принципах субъект-субъектного взаимодействия с детьми и позволяет учащимся проявить и принять различные точки зрения на какой-либо предмет.

8. Арт-терапевтические методы. Арт-терапевтические методы снимают психологическое напряжение, тревогу, повышают творческие способности ребенка, содействует его самовыражению. Важнейший принцип арт-терапии — безусловное принятие и одобрение всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания и качества.

9. Методы релаксации. Релаксация — это достижение общего состояния покоя, отдыха, расслабленности, которое характеризуется уменьшением нервного напряжения.


Нейрошкола – другая школа, новый формат обучения


Супервизия по нейродиагностике 5-6 февраля 2022

СУПЕРВИЗОРСКАЯ ГРУППА “НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА” Видеофрагмент Супервизии Для кого? Что такое супервизия для нейропсихологов? Во-первых, наша группа для специалистов, которые начинают свою практику в качестве нейропсихологов и имеют небольшой стаж, и, конечно, сомневаются, волнуются, но вопросы задать некому! Во-вторых, группа будет полезна для опытных профессионалов, которые смогут поделиться своим опытом, получить […]

нейтротетрадь

Нейротетрадь Центра РОСТ пока в наличии

Нейротетрадь Центра РОСТ Уникальная, разработанная специалистами Центра детской нейропсихологии РОСТ Борисюк Мариной Валерьевной и Александром Валерьевичем Курицыным нейротетрадь предназначена для занятий с детьми 5-9 лет дома. После выполнения интересных печатных заданий можно с помощью телефона/планшета перейти по специальным кодам (QR-cod) на Ютуб канал и выполнить веселые двигательные задания с […]


Нейрозарядка-здоровье на каждый день

Читайте также: