Школа контакта и взаимодействия

Обновлено: 06.07.2024

Летняя школа для педагогов, управленцев и исследователей в сфере образования.

Вместе с экспертами участники летней школы проанализируют последствия обучения в период пандемии для образовательного неравенства и субъективного благополучия и разберут способы его преодоления, в том числе — через укрепление связей школ с родителями, местным сообществом, партнерами в территории.

Лекции и практические занятия пройдут в дистанционном формате. В течение недели по завершении летней школы видео будут доступны для просмотра и выполнения итоговых заданий. В программе возможны изменения. Точное расписание занятий и окончательный список спикеров будут опубликованы после завершения регистрации.

Время сессий - московское.

10:30-11:00. Открытие летней школы. Регламент и оргвопросы.

Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования им. Пинского

Иван Иванов, координатор летней школы

11:00-12:00. Лекция. Субъективное благополучие в школе: мечта или реальность?

Татьяна Канонир, Институт образования НИУ ВШЭ

Сегодня мы можем наблюдать смену парадигм в школьном образовании. Благополучие учащихся и их личностное развитие становится такой же значимой целью для современного образования, как и академические достижения. Но что мы уже знаем о субъективном благополучии школьников и об индикаторах, которые могут помочь нам определить уровень субъективного благополучия в конкретном классе, школе или даже регионе? И главное, что можно сделать, чтобы благополучие школьников не только поддерживать, но и повышать? Эти и некоторые другие вопросы мы обсудим с вами в рамках встречи.

12:30-13:30. Практическая сессия. Стратегии школ по преодолению эффектов пандемии.
На материалах полевого исследования НИУ ВШЭ.

Роман Звягинцев, Центр общего и дополнительного образования им. Пинского

Анастасия Андреева, Лаборатория инноваций в образовании

В рамках мастер-класса эксперты расскажут про реальные практики преодоления эффектов пандемии, собранные в рамках ЦФИ в 2021 году. Мастер-класс основывается на данных интервью директоров и учителей российских школ в разных регионах. Основной фокус анализа — наиболее частотные и, наоборот, уникальные стратегии школ по преодолению негативных эффектов пандемии — стресса, снижения результатов детей, потери коммуникации с семьями, нехватки техники, выбора онлайн-платформ, дистанционного обучения. В рамках обсуждения поднимаются вопросы эффективности тех или иных практик, переносимости их в другие контексты и возможных рекомендаций на основании всей проделанной работы.

15.00-16.10. Продолжение практической сессии.

Мария Добрякова, Лаборатория проектирования содержания образования

Елизавета Сивак, Центр исследования современного детства

Михаил Гошин, Центр общего и дополнительного образования им. Пинского

Татьяна Мерцалова, Центр общего и дополнительного образования им. Пинского

На круглом столе будут представлены актуальные исследования, которые были проведены в Институте образования НИУ ВШЭ и относились к вопросам вовлечения родителей и семей в образование в контексте пандемии COVID-19. Особый фокус в докладах и дискуссии будет сделан на практических уроках и рекомендациях для школ и системы образования.

12.30-13.30. Практическая сессия. Инструмент измерения вовлеченности родителей.

Инна Антипкина, Центр психометрики и измерений в образовании

На мастер-классе мы посмотрим на эволюцию родительских опросников и теоретических моделей родительской вовлеченности с 1960-х гг. до наших дней. Разберем, как решать типичные проблемы родительских опросников. Представим сценарный подход к разработке опросников на примере сценарной шкалы родительской вовлеченности в начальной школе.

14.30-15.30. Экспертная сессия. Школа в кризисе – кризис для школы.

16.00-17.00 Expert-talk.
Встреча с научным руководителем Института образования НИУ ВШЭ, профессором Исаком Фруминым.

В рамках сессии И. Д. Фрумин порассуждает о ситуации в образовании в контексте пандемии COVID-19, а
также ответит на вопросы участников летней школы, которые были присланы в момент регистрации.

11:00-12:30. Панельная дискуссия. Школа и сообщество.

Эксперты Центра общего и дополнительного образования им. Пинского: Сергей Косарецкий, Иван Иванов, Константин Анчиков

Ольга Илларионова, Татановская школа, г. Тамбов

Лилия Федорова, заместитель директора, Школа №82, г. Новосибирск

В рамках дискуссии практики – директора школ расскажут о конкретных кейсах взаимодействия с сообществом, в частности, в условиях дистанционного обучения, а также поделятся конкретными инструментами и советами о том, как выстраивать эффективную коммуникацию с сообществом.

12.30-13.30. Практическая сессия. Инструмент измерения социального капитала школьного сообщества.

Юлия Керша, Центр общего и дополнительного образования им. Пинского

Современная школа для того, чтобы отвечать на вызовы времени и дать шансы своим выпускникам самореализоваться в жизни и профессиональной деятельности, должна быть открытой для родителей и местного сообщества. Школе важно научиться укреплять свой социальный капитал – создавать вокруг себя активное сообщество учеников, выпускников, педагогов, родителей, предпринимателей и неравнодушных людей. Как определить, насколько успешная школа в решении этой задачи и что именно не хватает для ее реализации? На мастер-классе вы сможете узнать об инструменте самодиагностики, позволяющем ответить на поставленные вопросы и дать ориентиры для конкретных действий по развитию сильного школьного сообщества.

15.00-16.00. Практическая сессия. Информационная открытость школы: возможности и риски в ситуации кризиса

Татьяна Мерцалова, Центр общего и дополнительного образования им. Пинского

16.30-18.00. Специальная сессия. Молодые исследователи – школе.

11.00-12.30. Панельная дискуссия. Школа и образовательная экосистема: сценарии развития

Алексей Обухов, Центр общего и дополнительного образования им. Пинского

Андрей Павлов, Центр общего и дополнительного образования им. Пинского

Андрей Андрюшков, Инфраструктурный центр Кружкового движения НТИ

Оксана Глазунова, Федеральный центра детско-юношеского туризма и краеведения

12.30-14.00. Экспертная сессия. Школа после пандемии.

Эксперты Центра общего и дополнительного образования им. Пинского: Сергей Косарецкий, Татьяна Мерцалова, Сергей Заир-Бек, Роман Звягинцев, Юлия Керша
В рамках дискуссии эксперты обсудят наиболее острые вопросы образовательной политики в пост-пандемийный период, а также ответят на вопросы участников летней школы.

Следите за новостями летней школы на нашей странице в Facebook по ссылке.

Ссылка для прохождения итогового теста: ссылка будет опубликована позднее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа – большой светлый дом, в который приходят разные дети из разных семей. Каждая семья – целый мир. Мир разнообразный, со своими традициями, приоритетами, культурой общения и воспитания. Педагогу необходимо найти подход не только к ученикам, но и наладить взаимодействие с родителями, а это залог успешного воспитания. Чтобы добиться успеха - необходимо овладеть Искусством общения с родителями. Все мы - и родители. и учителя, сейчас страдаем от дефицита времени. Нам, педагогам, очень непросто найти свободную минутку для общения с родителями, так как они постоянно куда то спешат. Также некоторым, особенно молодым родителям, сложно идти на прямой контакт с учителем. А так как многие современные родители имеют возможность и желание общения в социальных сетях, то создание группы в соц.сетях может помочь более тесному общению педагога с родителями и обучающимися.

«Группа в Контакте как форма дистанционного общения педагога

(Из опыта работы)

Школа – большой светлый дом, в который приходят разные дети из разных семей. Главная наша цель – счастливые дети, успешные в дальнейшей жизни. Каждая семья – целый мир. Мир разнообразный, со своими традициями, приоритетами, культурой общения и воспитания. Педагогу необходимо найти подход не только к ученикам, но и наладить взаимодействие с родителями, используя разнообразные формы и методы в работе. Ведь залог успешного воспитания – партнёрство, сотрудничество и понимание!

Все мы сейчас страдаем от дефицита времени, нам педагогам очень непросто найти свободную минутку для общения с родителями, так как они постоянно куда то спешат. Также некоторым, особенно молодым родителям, сложно идти на прямой контакт с учителем.

И тут нам приходит на помощь наша страничка в социальных сетях.

Цель создания группы - обратная связь и улучшение работы с детьми и родителями! И хотелось бы, чтобы эта группа "В контакте" очень сдружила коллектив родителей нашего класса.

Группа в Вк является одним из основных инструментов, позволяющий установить связи, где родители будут выступать не просто в роли пассивных слушателей, а в роли активных субъектов, которые будут делиться опытом воспитания, давать советы, принимать участие в групповых обсуждениях, выстраивать общение не только с педагогом, но и между собой.

В то же время можно отметить и стойкое желание большинства родителей оперативно получать информацию о ребенке, его успехах, проблемах.

У меня же как создателя (администратора группы) в сети есть различные возможности привлечения родителей к общению друг с другом:

размещение фотографий с событиями класса (с согласия взрослых), рассказов о детях, участвующих в различных видах деятельности. Можно размещать видеозаписи с утренников, классных вечеров, открытого урока и т.д. Публиковать результаты творческой и интеллектуальной деятельности детей (поделки, презентации, проекты) . Размещать рекомендаций по воспитанию и обучению детей в виде ссылок на психолого – педагогическую литературу и педагогические сайты. Поздравляем детей с Днём рождения.

К его положительным сторонам также относится:

можно вести дискуссию;

ознакомиться с информацией, как и написать свое мнение можно в любое удобное время суток;

можно выкладывать видео и фото;

высокая скорость доставки информации.

Родители в курсе всех новостей из жизни класса.

Но при всём удобстве, есть и минусы. У каждого есть личная жизнь и поэтому, всё, что выкладывается должно быть продумано до мелочей.

Недостатками можно считать и такие моменты:

- необходимость постоянно мониторить записи в группе;

- неофициальный статус такого общения;

После того, как сетевое общение приобретет стабильный и целенаправленный характер, появится четкая обратная связь, надеюсь совместно с родителями усложнять формы взаимодействия:

виртуальные родительские собрания, онлайн – консультации, онлайн – анкетирование,скайп–конференции.
Данные формы взаимодействия родителей и педагога укрепят непосредственное общение сторон, выведут его на качественно новый уровень. Именно поэтому организация сетевого взаимодействия с родителями является одной из интересных и неформальных форм работы, которая на практике показывает положительный результат и вызывает в последнее время заслуженный интерес и у педагогов и у родителей.

В заключении скажу, что общение с родителями через социальную сеть – это современно, эффективно, оперативно, мобильно и не требует дополнительного времени у родителей. Пусто общение приносит только радость и позитив!


В статье рассматривается проблема организации дистанционного социально-психологического взаимодействия в современной школе. Приводятся Интернет-ресурсы, посредством которых возможно наладить слаженное сотрудничество между субъектами образовательного процесса. Описываются достоинства, ограничения, проблемы сетевого социально-психологического взаимодействия и пути их разрешения.

Большинство современных школ — это уже не отдельные образовательные учреждения со своей историей и традициями, а крупные комплексы, объединяющие в себе несколько детских садов, школьных отделений и т. д. Таким образом, общее реформирование привело к тому, что школа стала представлять собой сложноорганизованную систему. Как известно, любая система будет успешно функционировать только при условии слаженного и четкого взаимодействия ее элементов. Не исключением являются и современные образовательные системы.

Основными целями создания системы Интернет-взаимодействия специалистов социально-психологических служб школ с другими субъектами образовательного процесса являются: обмен информацией, опытом, общение, оказание помощи, организация совместной работы и т. д. В каждом конкретном случае цели и задачи могут быть отличными и зависящими, в первую очередь, от специфики запроса.

Другой немало важный вопрос — как организовать подобное сетевое взаимодействие? Современный мир предлагает массу возможностей Интернет-сотрудничества. Специалисты социально-психологических служб могут связываться с родителями, педагогами, обучающимися посредством: электронной почты, социальных сетей, личного сайта и сайта образовательной организации, электронного журнала, ресурсов организации видеообщения (Google — видеозвонок, Skype, сервисы вебинаров и т. д.), Интернет-сервисов для совместной работы (виртуальные доски — Stoodle, Idroo и др., Google — презентации, документы, таблицы) и т. д. Также значительную помощь в организации совместной работы могут оказать виртуальные хранилища информации (Google Диск, Яндекс Диск и др.).

Очевидно, что специалисты социально-психологических служб для налаживания сетевого взаимодействия с каждой целевой группой субъектов образовательного процесса должны выбирать наиболее оптимальные Интернет-ресурсы. Так дистанционное консультирование может осуществляться посредством электронной почты или сервисов видеосвязи. Работа с педагогами, коллегами по службе часто организуется с использованием ресурсов для совместной деятельности и хранения информации (виртуальные доски, Google — презентации, документы, таблицы, виртуальные миры — vAcademia, Timvi), корпоративной почты и т.д. [1].

Особой проблемой является организация взаимодействия с родителями обучающихся. Барьерами очных встреч со специалистами социально-психологических служб школ часто выступают: занятость на работе, нехватка свободного времени. Преградой же перед виртуальными встречами со школьными психологами или социальными педагогами нередко является недостаточный уровень ИКТ — компетентности родителей. Как это ни парадоксально, но и электронный журнал, который был введен уже достаточно давно, по сей день многими так и не освоен.

Данный ресурс включает в себя ряд ключевых разделов: планирование и отчеты, нормативно-правовое обеспечение социально-психологической помощи, логопедическое, социально-педагогическое и психолого-педагогическое сопровождение. Кроме этого, на главной странице ресурса размещены ключевые моменты деятельности Службы (цели, задачи, приоритетные направления в работе, формы деятельности и т. д.), графики работы специалистов социально-психологического сопровождения, адреса их непосредственного нахождения в рабочее время (здания) и контакты. Таким образом, родители, посетив данный ресурс, не только получают необходимую информацию о деятельности специалистов, планах работы, полезные социально-психологические и логопедические материалы, но и возможность выйти на дистанционную связь с ними, задать интересующие вопросы, договориться об очной или Интернет-консультации.

Современный мир — среда активного становления и повсеместного внедрения Интернет-технологий. Система образования активно развивается в данном направлении. Качественное социально-психологическое сопровождение образовательного процесса — во многом условие его эффективности. Именно поэтому оптимизация и внедрение инноваций в развитие социально-психологических служб школ так актуально. Организация сетевого взаимодействия, развитие дистанционной социально-психологической помощи — ключ к решению проблемы очного контакта родителей, педагогов со школьными психологами и социальными педагогами. Данный ресурс дает возможность значительно расширить аудиторию сопровождения, оптимизировать и повысить эффективность социально-психологической поддержки, сделать ее интересной и доступной для каждого. Ведь школьные психологи, социальные педагоги — это особые специалисты, т. к. их задача не только помогать субъектам образовательного процесса в разрешении их актуальных проблем, но и быть рядом именно тогда, когда это особенно необходимо.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, родитель, сетевое социально-психологическое взаимодействие, социально-психологическая служба школ, образовательная организация, педагог, сетевое взаимодействие, совместная работа, специалист, электронная почта.


В статье рассматривается проблема организации дистанционного социально-психологического взаимодействия в современной школе. Приводятся Интернет-ресурсы, посредством которых возможно наладить слаженное сотрудничество между субъектами образовательного процесса. Описываются достоинства, ограничения, проблемы сетевого социально-психологического взаимодействия и пути их разрешения.

Большинство современных школ — это уже не отдельные образовательные учреждения со своей историей и традициями, а крупные комплексы, объединяющие в себе несколько детских садов, школьных отделений и т. д. Таким образом, общее реформирование привело к тому, что школа стала представлять собой сложноорганизованную систему. Как известно, любая система будет успешно функционировать только при условии слаженного и четкого взаимодействия ее элементов. Не исключением являются и современные образовательные системы.

Основными целями создания системы Интернет-взаимодействия специалистов социально-психологических служб школ с другими субъектами образовательного процесса являются: обмен информацией, опытом, общение, оказание помощи, организация совместной работы и т. д. В каждом конкретном случае цели и задачи могут быть отличными и зависящими, в первую очередь, от специфики запроса.

Другой немало важный вопрос — как организовать подобное сетевое взаимодействие? Современный мир предлагает массу возможностей Интернет-сотрудничества. Специалисты социально-психологических служб могут связываться с родителями, педагогами, обучающимися посредством: электронной почты, социальных сетей, личного сайта и сайта образовательной организации, электронного журнала, ресурсов организации видеообщения (Google — видеозвонок, Skype, сервисы вебинаров и т. д.), Интернет-сервисов для совместной работы (виртуальные доски — Stoodle, Idroo и др., Google — презентации, документы, таблицы) и т. д. Также значительную помощь в организации совместной работы могут оказать виртуальные хранилища информации (Google Диск, Яндекс Диск и др.).

Очевидно, что специалисты социально-психологических служб для налаживания сетевого взаимодействия с каждой целевой группой субъектов образовательного процесса должны выбирать наиболее оптимальные Интернет-ресурсы. Так дистанционное консультирование может осуществляться посредством электронной почты или сервисов видеосвязи. Работа с педагогами, коллегами по службе часто организуется с использованием ресурсов для совместной деятельности и хранения информации (виртуальные доски, Google — презентации, документы, таблицы, виртуальные миры — vAcademia, Timvi), корпоративной почты и т.д. [1].

Особой проблемой является организация взаимодействия с родителями обучающихся. Барьерами очных встреч со специалистами социально-психологических служб школ часто выступают: занятость на работе, нехватка свободного времени. Преградой же перед виртуальными встречами со школьными психологами или социальными педагогами нередко является недостаточный уровень ИКТ — компетентности родителей. Как это ни парадоксально, но и электронный журнал, который был введен уже достаточно давно, по сей день многими так и не освоен.

Данный ресурс включает в себя ряд ключевых разделов: планирование и отчеты, нормативно-правовое обеспечение социально-психологической помощи, логопедическое, социально-педагогическое и психолого-педагогическое сопровождение. Кроме этого, на главной странице ресурса размещены ключевые моменты деятельности Службы (цели, задачи, приоритетные направления в работе, формы деятельности и т. д.), графики работы специалистов социально-психологического сопровождения, адреса их непосредственного нахождения в рабочее время (здания) и контакты. Таким образом, родители, посетив данный ресурс, не только получают необходимую информацию о деятельности специалистов, планах работы, полезные социально-психологические и логопедические материалы, но и возможность выйти на дистанционную связь с ними, задать интересующие вопросы, договориться об очной или Интернет-консультации.

Современный мир — среда активного становления и повсеместного внедрения Интернет-технологий. Система образования активно развивается в данном направлении. Качественное социально-психологическое сопровождение образовательного процесса — во многом условие его эффективности. Именно поэтому оптимизация и внедрение инноваций в развитие социально-психологических служб школ так актуально. Организация сетевого взаимодействия, развитие дистанционной социально-психологической помощи — ключ к решению проблемы очного контакта родителей, педагогов со школьными психологами и социальными педагогами. Данный ресурс дает возможность значительно расширить аудиторию сопровождения, оптимизировать и повысить эффективность социально-психологической поддержки, сделать ее интересной и доступной для каждого. Ведь школьные психологи, социальные педагоги — это особые специалисты, т. к. их задача не только помогать субъектам образовательного процесса в разрешении их актуальных проблем, но и быть рядом именно тогда, когда это особенно необходимо.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, родитель, сетевое социально-психологическое взаимодействие, социально-психологическая служба школ, образовательная организация, педагог, сетевое взаимодействие, совместная работа, специалист, электронная почта.

Читайте также: