Школа географа исследователя 8 класс сравнение особенностей циклона и антициклона

Обновлено: 05.07.2024

к УМК Алексеева А.И., Болысова С.И., Николиной В.В. и др.

2. Раскрыть роль атмосферных вихрей в формировании климата России.

Задачи при изучении темы:

Предметные:

-формирование новых понятий – циклоны и антициклоны.

Метапредметные:

-совершенствование умений работать с разными источниками информации текстом учебника, тематическими картами, картосхемами;

-выявление причинно-следственных взаимосвязей – влияния атмосферной циркуляции на климат;

-умение высказывать свои суждения, подтверждая их фактами;

-представление информации в форме компьютерной презентации.

Личностные:

-оценить значимость знаний о циклонах и антициклонах для себя

Вид урока: урок решения познавательных задач

Методы и приемы обучения: исследовательский , эвристическая беседа.

ВложениеРазмер
урок географии "Циклоны и антициклоны" 1.5 МБ
Презентация для самостоятельной работы учащихся на уроке "Циклоны и антициклоны" 2.61 МБ
Презентация для демонстрации на интерактивной доске 2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Циклоны и антициклоны Учитель географии МБОУ СОШ № 44 г.Владимира Денисова Светлана Михайловна

8 класс Циклоны и Антициклоны

Циклон - атмосферный вихрь с низким давлением в центре. В переводе с греческого Kuklon – крутящийся, вращающийся.

Н 748 750 752 В В В В Движение воздуха в циклоне. изобары

Из-за отклоняющего действия вращения Земли воздух отклоняется и закручивается против часовой стрелки !

Н 748 750 752 В В В В Движение воздуха в циклоне. изобары

Н 748 750 752 В В В Воздух в центре поднимается вверх. При подъёме воздух охлаждается! Конденсация влаги

Н 748 750 752 В В В

С циклонами связана неустойчивая, ветреная, с осадками погода.

Антициклон - атмосферный вихрь с высоким давлением в центре. В переводе с греческого Anti - против Kuklon – кружащийся.

В 758 755 752 Н Н Н Н Движение воздуха в антициклоне. изобары

В 758 755 752 Н Н Н изобары В центральной части воздух опускается! При опускании воздух нагревается и иссушается!

В 758 755 752 Н Н изобары

С антициклоном связана солнечная, без осадков погода ! Летом Зимой

Жаркая, ясная, безоблачная погода со слабым ветром!

Морозная, ясная, безоблачная погода. Ветер очень слабый!

Нас просят найти антициклон, в котором высокое давление в центре Из всех городов только Якутск попадает под влияние антициклона Запоминаем Область его влияния показана изолиниями

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.

Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата.


Конспект урока по географии 8 класс "Атмосфера. Циклоны и антициклоны"

Представление об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влияние на погоду и климат. .

Урок географии 8 класс . Тема: Обь – главная река Алтайского края Тип урока – урок исследование Форма работы – проблемная задача.


ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр.


Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы викторины "К неведомым землям" могут быть использованы как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос.

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени.

Циклон - это вихрь с низким давлением в центре; к краям давление увеличивается, поэтому в циклоне воздух движется в направлении к центру, вращаясь в северном полушарии против часовой стрелки.

Антициклон - это вихрь с высоким давлением в центре; к краям давление уменьшается, поэтому в антициклоне воздух движется в направлении от центра, вращаясь в северном полушарии по часовой стрелке.

везде, чаще над океанами, кроме экваториальной области

чаще в тропиках, над океанами и надо льдом

При вторжении теплого воздуха в холодный

При вторжении холодного воздуха

Давление в центре

Восходящее, против часовой стрелки, в Северном полушарии и по часовой — в Южном

Нисходящее, по часовой стрелке, в Северном полушарии и против часовой — в Южном

Влияние на погоду

Уменьшает жару летом и холод зимой; ненастная и ветреная погода

Усиливает жару летом и холод зимой; ясная погода и штиль

Постоянная, 30-60 км/ч, в тропиках быстрее

не подвижне, либо со скоростью 20-40 км/ч

Обозначение на картах

циклон обозначается уквой Н (L)

антициклон обозначается уквой В (H)

Циклон и антициклон играют важную роль в формировании погоды на огромных площадах

Ниже показана схема направления движения воздуха в циклоне и антициклоне в северном полушарии

В курсе географии 8 класса изучается ряд тем, посвященных различным процессам в атмосфере. Их необходимо изучить и понять, так как в них раскрываются причины и способы формирования и изменения погоды, ее предсказания, что имеет практическую ценность для каждого человека.

Циклон и антициклон – обозначение, атмосферные фронты, чем отличаются

Что такое циклоны и антициклоны

Высота их составляет до 20 км., а диаметр может достигать 4-5 тыс. км.

Циклон и антициклон – обозначение, атмосферные фронты, чем отличаются

Рис. 1. Гигантский атмосферный вихрь.

Циклон при этом представляет собой воздушный вихрь, собирающий и выбрасывающий воздух вверх из собственного центра. Антициклон, наоборот, втягивает воздух из верхних слоев атмосферы и распределяет его у поверхности.

Это происходит потому, что циклон представляет собой область низкого давления, воздух устремляется туда, где давление наиболее низкое, то есть в центр циклона. Там формируются восходящие потоки воздуха.

Образуются атмосферные вихри часто в областях атмосферных фронтов, основной причиной их формирования является вращение Земли.

Циклон и антициклон – обозначение, атмосферные фронты, чем отличаются

Рис. 2. Схема структуры циклона и антициклона.

Подобные явления наблюдаются и в атмосфере других планет. Внеземным долгоживущим циклоном является Малое Темное Пятно в атмосфере Нептуна, а антициклоном – Большое Красное Пятно на Юпитере.

Сравнение особенностей атмосферных вихрей

Циклоны и антициклоны обладают чертами различия и сходства. Сходство их состоит в:

  • вихревой структуре;
  • важной роли в формировании погоды над большими по площади регионами.

На появление антициклона оказывает влияние формирование циклонов поблизости – избыточный воздух, выбрасываемый вихрем с низким давлением, накапливается и провоцирует развитие области повышенного давления, антициклонов.

Черты различия атмосферных вихрей представлены в таблице сравнительных характеристик:

Циклон

Антициклон

Чаще над океанами, может образовываться везде, кроме экваториальной области, где не действует сила Кориолиса, связанная с вращением Земли

В тропиках, над океанами и над ледовыми полями

Постоянное, скорость 30-60 кмч, тропические штормовые тайфуны намного быстрее

Малоподвижен или имеет скорость в 20-40 кмч

В центре — низкое, на периферии повышается

В центре — высокое, на периферии понижается

В Северном полушарии вращаются против часовой стрелки, в Южном – наоборот

В Северном полушарии вращение по часовой стрелке, и наоборот – в Южном

Ветер, облака, осадки

Ясно или малооблачно, безветренно, без осадков

На синоптических картах для обозначения циклонов и антициклонов используются буквы: Н – означает область низкого давления, В – область высокого давления.

Циклон и антициклон – обозначение, атмосферные фронты, чем отличаются

Рис. 3. Синоптическая карта.

Виды циклонов и антициклонов

Существует несколько типов циклонов, называемых по месту формирования:

  • арктические;
  • умеренных широт;
  • южные внетропические;
  • тропические.

Большинство циклонов, проходящих по территории России формируются над Атлантикой, двигаются с запада на восток и относятся к арктическим или умеренным. Это большие по площади атмосферные вихри.

Тропические циклоны являются самыми опасными – они характеризуются сравнительно небольшими размерами всего в сотни километров, аномально низким давлением в центре, а следовательно – очень большими скоростями ветров, доходящими до буревых. Именно такие циклоны причиняют наибольшие разрушения в прибрежных странах Азии и Северной Америки. Они возникают только над морем и быстро затухают при переходе на сушу.

Антициклоны и циклоны имеют в среднем срок жизни в 3-10 дней, пока не выровняется атмосферное давление. Однако, существуют и постоянные, существующие годами, например: Исландский и Алеутский циклоны, Индийский и Сибирский антициклоны.

Что мы узнали?

Образование атмосферных вихрей зависит от распределения давления воздуха в атмосфере и сил Кориолиса, возникающих при вращении Земли. При некотором сходстве они много чем отличаются друг от друга: вращаются в разные стороны, обеспечивают разную погоду, возникают в различных условиях.

Оборудование: таблицы, учебник, презентация (см. приложение 3). [ 4] , [ 7], стенная синоптическая карта видеофрагменты: тёплый фронт, холодный фронт.

Ключевые слова: климат, циклон, антициклон, атмосферный фронт, холодный фронт, тёплый фронт.

Ход урока

I . Актуализация знаний (Приложение 3, слайд 1)/

II . Повторение:

III . Новый материал

Ширина фронтов достигает нескольких десятков километров. На фронтах всегда происходит смена температуры, облачности, давления воздуха – смена погоды.

  1. Тёплый воздух надвигается на холодный
  2. Тёплый лёгкий воздух, поднимается вверх
  3. Затяжные дожди
  4. Медленное потепление
  1. Холодный воздух надвигается на тёплый
  2. Выталкивает вверх лёгкий тёплый во воздух
  3. Ливни, грозы
  4. Быстрое похолодание, ясная погода

Помнишь: мы не ждали ни дождя, ни грома,
Вдруг застал нас ливень далеко от дома;
Мы спешили скрыться под мохнатой елью.
Не было конца тут страху и веселью!
Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой
Мы стояли точно в клетке золотистой;
По земле вокруг нас точно жемчуг прыгал:
Капли дождевые, скатываясь с игол,
Падали, блистая.
Вдруг над нами прямо гром перекатился.
Благодатный дождик! Золотая буря!

Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом,
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады за нашим домом.
Завеса мутная дождя
Заволокла лесные дали -
А туча шла гора горою!
И всё раскалывалось ввысь
Плач раздавался колыбельный
И стрелы молний всё неслись
В простор тревожный,
беспредельный.

Циклоны и антициклоны (Приложение 3, слайд 5)

Заполнение таблицы в процессе беседы (учебник страница 62, 63) [ 2, 6 2 -6 3 ]

Циклон

В атмосфере снизилось давленье,
Воздух переходит в наступленье.
Сильный ветер, в тучах небосклон,
Значит, надвигается циклон.
Пробежит со скоростью большой,
Летом — дождь, и снегопад — зимой.

Осень! Летит по дорогам
Осени стужа и стон!
Каркает около стога
Стая озябших ворон.
Скользкой неровной тропою
В зарослях пасмурных ив
Лошадь идёт с водопоя,
Голову вниз опустив.
Мелкий, дремотный, без меры,
Дождик знобящий и серый
Всё моросит, моросит.

  • Какое это имеет значение для формирования погоды в областях, над которыми проходят циклоны? (на стенной синоптической карте учитель показывает пути прохождения циклонов)
  • Почему именно эти области характеризуются образованием фронтов и циклонической деятельностью? (большая разница в распределении атмосферного давления и свойствах воздушных масс).
  • Почему по мере движения от западных окраин страны к востоку циклоны постепенно затухают? (трансформация воздушных масс, постепенная ликвидация различий их свойств, в результате чего воздушные фронты исчезают)

Если господствует антициклон,
Порядки свои установит он:
Давленье высокое, воздух сухой,
Ветер ослабнет. Тишь и покой.
Зимою при солнце крепчает мороз.
Летом “на ясно” укажет прогноз.

Мороз и солнце; день чудесный!
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Полдневный час. Жара гнетет дыханье;
Глядишь, прищурясь – блеск глаза слезит,
И над землёю воздух в колебаньи,
Мигает быстро, будто бы кипит
И тени нет. Повсюду искры, блёстки,
eТрава слегла, до корня прожжена

IV. Закрепление: приложение 3, слайд 8, 9.

V. Практическая работа (смотреть приложение 2)

Погоду 30 января 1994 года разбирают вместе с учителем, а 30 января 1998 года, 30 января 2001 года, 30 января 2002 года самостоятельно (Приложение 3, слайд 10, 11).

VI . Домашнее задание: §9, стр. 61-63, составить задачи.

(Закрепить изученный материал, развитие монологической речи.)

VII. Рефлексия: учащиеся анализируют свою работу на занятии, прослушав притчу.

“Шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: "Что ты делал целый день?" И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: "А что ты делал целый день?" и тот ответил: "Я добросовестно выполнял свою работу". А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовлетворением: "А я принимал участие в строительстве храма!"”

Читайте также: