Школа будущего это продолжите фразу

Обновлено: 05.07.2024

Разрыв между школой и реальной жизнью наметился уже давно. И он продолжает расти. Большинство выпускников забывают почти всю школьную программу уже через пару лет, обучение ведется по устаревшим материалам. Вчерашние школьники умеют зубрить, но не знают, как осмысливать информацию, работать в команде, выдвигать и проверять теории, как ошибаться и что с этим делать. Чтобы соответствовать современным реалиям, школа должна измениться. Какие тренды будут определять развитие среднего образования в ближайшие годы?

Разный подход к разным поколениям

Все крупные корпорации, представляя свой продукт, изучают разницу между поколениями, чтобы предложить миллениалам и зумерам именно то, что им требуется.

Например, миллениалам важно выбирать удобный график и поддерживать баланс личной жизни и работы. Тем, кто постарше, важны социальные гарантии. А что важно поколению Z, появившемуся на свет после 2000 года? Какие ценности будут у поколения Alpha – малышей, которые сейчас ходят в садик? Школа должна адаптироваться постоянно, давая всем поколениям возможность для самореализации.

Геймификация

Учеба не должна быть скучной, можно обучаться, играя и увлекаясь этой игрой. Этой идеей сейчас занимается, в частности, International Society for Technology in Education – некоммерческая организация, которая продвигает технологии в образовании.

На недавней выставке этой организации NASA устроили целую игровую секцию с мастер-классами. Microsoft, Minecraft и Google разрабатывают проекты, которые можно использовать на уроках в школе и самостоятельных занятиях дома. Наборы для экспериментов не менее популярны, чем конструкторы и трансформеры. А Science Journal при поддержке Google рассказывает, как проводить несложные опыты, используя подручные средства.

Если NASA считает, что в науке есть место игре, то почему школа все еще стремится к академизму? Даже взрослые учатся быстрее, если в обучении используется элемент игры, что уж говорить о детях.

Профильное обучение

В Москве три четверти всех старшеклассников учатся в профильных классах. Специализированные программы есть почти во всех школах в крупных городах.

Это отличный тренд, но профильные классы – только один из вариантов индивидуализации обучения.

Адаптировать стандартную программу под интересы, склонности и планы ребенка можно и иначе. Например, можно ввести многоуровневую подготовку, когда школьник сам выбирает базовый или продвинутый курс предмета. Ученик сможет изучать все по чуть-чуть, чтобы осознать свои интересы, или отказаться от части необязательных предметов и сконцентрироваться на том, что ему важно – например, на английском и математике.

Адаптивность

Персонализация обучения — это не тренд, это уже абсолютная необходимость. Классно-урочная система была создана в XVI веке. Сегодняшняя программа – продукт ранней индустриальной эпохи, когда школе нужно было учить детей быстро и одинаково. Школа готовила фабричных рабочих, приученных вставать по звонку и работать по инструкции.

Но за последние 150 лет ситуация изменилась. Никому больше не нужны люди, которые знают по верхам все и ни в чем не разбираются глубоко. А ведь большинство выпускников – середнячки. Выучить все и хорошо трудно, иначе все были бы отличниками.

Школа будущего – это не как можно больше информации обо всем на свете. Это самая важная информация об основных явлениях – то, что обязательно пригодится в жизни, вне зависимости от будущей профессии.

Это не одна программа для всех, а персональные траектории, индивидуальные планы и адаптация материалов и подхода под каждого ученика.

Для школы будущего ребенок – не пассивный контейнер для знаний, а полноценный участник образовательного процесса с правом голоса. Такая школа будет развивать сильные стороны и учить, как компенсировать слабые, подстраивать под ученика скорость освоения и стиль подачи материала. Учебный процесс будет базироваться на том, что каждый отдельный ребенок может и хочет, а не на общих для всех нормативах.

Развитие навыков для взрослой жизни

Задача школы – развивать навыки командной работы, поиска информации, креативность и критическое мышление. Иными словами, школа должна учить учиться, сотрудничать с другими и самостоятельно развивать свой потенциал, потому что строгий учитель с указкой не будет стоять над человеком всю жизнь. Но сейчас этому уделяется очень мало времени – его просто нет.

Хотя можно изменить классную работу так, чтобы высвободить время для принципиально иного взаимодействия между учителем и учеником.

Уже сейчас в школах проводят проектную работу – дети выбирают тему, собирают команду, распределяют роли, сами координируют сотрудничество, самоорганизуются. Словом, делают именно то, что им придется делать на работе, во взрослой жизни.

Связь мира школы с миром работы

Как дети выбирают будущую профессию? По совету родителей, по результатам профориентации, иногда – под влиянием СМИ. Но беда в том, что школьники ничего не знают о том, какие специальности будут пользоваться спросом через 5-10 лет. Они не представляют себе ни рынок труда, ни особенности той или иной профессии.

Родители, кстати, этого тоже не знают и продолжают отправлять детей учиться на бухгалтеров и юристов, хотя по прогнозам экспертов уже через несколько лет эти профессии практически исчезнут. Зато спрос на экспертов по кибер-безопасности будет очень высоким. Но об этой работе мама с папой не слышали и потому они ничего не могут посоветовать ребенку.

Именно поэтому важно, чтобы работодатели и школа поддерживали контакт и помогали детям сориентироваться в разнообразии профессий, расширить кругозор и освоить основные знания и навыки, которые потребуются им в работе. Это сведет несоответствие между желаниями школьников и требованиями рынка труда.

Профессиональное обучение за партой

Сейчас школа почти не работает с запросом учеников на внешкольные навыки, но ситуация будет меняться. Есть большая вероятность миграции к формату профессионального обучения в рамках среднего образования, когда ученики уже с 8 класса смогут получать специальность без отрыва от парты. Например, они будут учиться программировать, проводить анализ медиарынка, вести блоги на коммерческой основе, монтировать видео и снимать его.

Пока что школы к такому не готовы и эту нишу занимают EdTech компании и частные образовательные учреждения.

1. Развивать индивидуальность

Рустам Байбурин

заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ по развитию

Должна произойти децентрация, и выиграют школы, которые перестанут противопоставлять себя другим образовательным возможностям, а будут с ними кооперироваться для лучших результатов своих выпускников. В классической школе школьник был объектом образовательной деятельности. Над ним совершали педагогические действия. В школе будущего, хотелось бы на это надеяться, школьник станет субъектом. Тем, кто имеет позицию по поводу своего развития, выступает его заказчиком (в хорошем смысле слова) и сам предпринимает для этого необходимые шаги.

Ирина Лермонтова

Школа будущего должна оценивать не только знания в чистом виде, но и личный прогресс, развивать и поощрять умение ребенка самостоятельно учиться — ставить собственные учебные цели и планировать их достижение, отвечать за собственные результаты, критически мыслить, сотрудничать, проявлять гибкость и креативность, анализировать собственные учебные стратегии, быть настойчивым, не бояться ошибок и извлекать из них полезный опыт.

2. Учить общаться и сотрудничать

Татьяна Бусаргина

Обязательно должно быть больше коммуникаций между самими детьми. Когда весь класс рассажен по двое и повернут лицом к учителю, социализации почти никакой не происходит. В школе должны учить, в первую очередь: коммуникационным навыкам, правильным ценностям, умению искать новые решения. Последнее очень важно, так как общество меняется, и ему нужны новые идеи. Школа должна учить ребенка быть личностью, быть собой, у него должна быть вера в собственные силы. Нужно больше изучать потребности детей, ведь все они чрезвычайно разные. Поэтому нет единого метода обучения: нужно понимать, как детям лучше работается в зависимости от определенных обстоятельств — в группе или парами.

Иван Коломоец

Социализация — вот чему необходимо уделить большое внимание. В современной российской школе в течение урока ученики практически не взаимодействуют между собой — социализация происходит на перемене в то время, когда дети предоставлены сами себе. И ни для кого не секрет, что в большинстве школ учатся дети из разных социальных слоев, и зачастую процессы социализации происходят не самыми гуманными способами.

3. Быть правильно технологичной

Марат Зиганов

Иван Коломоец

Классическая школа, в которой учился я и большинство моих ровесников была спроектирована в эпоху индустриализации и поэтому чем-то напоминала завод. В классической школе царила жесткая дисциплина — четкое время для каждого урока и перемен, четкая продолжительность каждого учебного дня, плановая система и работа в строгом соответствии с указаниями педагога. Школа будущего, в моем представлении, должна быть похожа не на завод, а на современную IT-компанию. Навряд ли можно считать электронные учебники полноценной технологией будущего. Это неэффективное использование достижений науки в образовании. Необходимо создавать принципиально иные, интерактивные продукты и системы, которые смогут обеспечить полноценное взаимодействие с учеником, вовлечь его в образовательный процесс и выстроить индивидуальную траекторию с учетом всех особенностей личности.

4. Предоставлять выбор

Рустам Байбурин

заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ по развитию

Гораздо больше времени стоит уделяться образовательным пробам, служащим опорой для прокладывания своего образовательного маршрута. Учить должны универсальным умениям, которые будут востребованы вне зависимости от выбранной профессии. Должны учить не бояться изменений в жизни, управлять ими, чувствовать себя уверенно, поскольку живём в эпоху перемен.

5. Ориентироваться на настоящее

Марат Зиганов

У ребенка нет понимания, что такое жизнь. Условия изменились: сейчас успех не определяется просто объемом знаний, а в большей степени — комфортным состоянием души и мозгов. А этого уже не так просто достичь. Его нужно кропотливо создавать. Ребенок должен осознавать свое движение по траектории собственного развития. В России система образования должна быть такой, чтобы дети занимались деятельностью, чтобы у них было понимание своих образовательных траекторий. Для этого знание ни в коем случае не должно быть оторвано от действительности, обучение должно быть более практико-ориентированным. Так и детям интереснее, и учителям легче.

Татьяна Бусаргина

В процессе обучения ребенок должен четко понимать, что, как и зачем делается. Чтобы школа не была оторвана от действительности. И здесь могут помочь не только сами преподаватели, но и родители, а самое главное — практики. Это могут быть представители профессий, люди, которые могут поделиться своими историями успеха. Сейчас у нас как: мы долго учимся теории, а потом также долго — практике. А жизнь ведь изменчива, нужно постоянно обновлять свой багаж умений. Сейчас очень часто ребенку твердят, что образование для будущего, а оно для настоящего ведь. Ребенок не должен жить завтрашним днем, он должен применять свое образование, понимать для чего оно ему в целом, сейчас.


Человек

Современная школа перестала устраивать родителей и самих учеников. Все более очевидным становится необходимость изменения существующей образовательной системы. На основе профессиональных мнений мы представили, какой должна быть школа будущего, чтобы потребности учеников, родителей и педагогов были удовлетворены.

Проблемы современной школы

Многие родители жалуются на низкое качество школьного образования. При этом называется перечень проблем, которые кажутся наиболее существенными и требуют обязательного решения.

Все предметы равны

В современном школьном образовании все предметы преподаются на одинаково высоком уровне. При этом не учитываются склонности и интересы отдельных учеников. Каждый учитель считает свой предмет самым главным и ставит порой невыполнимые задачи.

Как результат – дети тратят время и силы на изучение нелюбимых предметов, а на любимые (то есть, те, с которыми ученики планируют связать свое будущее) у них не остается необходимых ресурсов.

Какой будет школа будущего?

Рейтинг школы

Все школы участвуют в рейтинговой системе. Многие показатели, в том числе средний балл учащихся и результаты ЕГЭ, имеют значение в установлении рейтинга, который, в свою очередь, влияет на преференции школы. При этом очень часто оценки не соответствуют реальным знаниям. Ученикам и их родителям довольно сложно ориентироваться в абстрактных баллах полученных на экзаменах, благо сегодня существуют сервисы, которые помогают, например, переводить баллы ЕГЭ по математике в 2021 году.

Бюрократия

Какой будет школа будущего?

Молодые специалисты буквально тонут в рутине и канцелярщине. На все это уходит много времени и внимания, которое можно было бы потратить на что-то действительно полезное и нужное.

Лидеры и отстающие

В современной школе абсолютно разные ученики учатся вместе. Одни быстро схватывают программу и скучают на уроках, другие плохо усваивают материал и пребывают в постоянном стрессе. Учитель, в свою очередь, не успевает подобрать индивидуальный подход и уделить достаточно внимания каждому учащемуся.

‍Недостаточная продолжительность уроков

За 45 минут учитель не успевает выполнить все запланированное. Почти половина урока уходит только на организационные моменты и проверку домашнего задания, а за 20-25 минут объяснить новую тему практически нереально.

‍Слишком объемные домашние задания

Какой будет школа будущего?

‍Нередко ученики засиживаются за выполнением домашнего задания допоздна. Учителя вынуждены задавать большой объем работы на дом, а также весь материал, который не успели пройти на уроке. В итоге дети устают и поздно ложатся спать, что не самым лучшим образом отражается на здоровье, внимании и самочувствии.

Устаревшие методики

Педагогам в возрасте сложно принять новые методы работы. Они испытывают трудности с электронным документооборотом, многие демонстративно выражают неудовлетворенность работой и жизнью в целом. При этом они не хотят разрабатывать и внедрять новые методики в процесс обучения, которых так не хватает в современных школах.

Школьные здания

Какой будет школа будущего?

Из перечисленных недостатков можно понять, что реформирование современной школьной системы – необходимость, продиктованная реалиями сегодняшнего дня. Причем внедрять изменения требуется в основополагающие принципы школьного обучения. Этот процесс будет долгим и, возможно, болезненным для некоторых его участников, но все же, очень важным.

Психологические особенности современного школьника

Современный ученик – это ученик с совершенно новым мышлением и мировоззрением. Нынешнее поколение – самое образованное в сфере технологий.

Сегодня ученикам ничего не стоит зайти в Интернет и найти там всю интересующую информацию. И в то же время многие навыки, которыми обладали предшествующие поколения, современным детям и подросткам уже не свойственны.

Какой будет школа будущего?

Важно отметить и то, что уже в школьном возрасте у учеников формируется моральное сознание и жизненная позиция, однако для окончательного ее становления им не хватает гражданского и социального опыта. При этом важнейшим фактором развития личности является самосознание. Современный социум оказывает существенное влияние на формирование мышления школьников.

Еще одна особенность современного школьника состоит в формировании клипового мышления (особенности современного человека воспринимать информацию образно, через отрывки новостей, короткие трансляции, заголовки в СМИ). Школьнику с клиповым мышлением присущи следующие признаки:

Какой будет школа будущего?

  1. Скудные эмоции.
  2. Невозможность проявить эмпатию.
  3. Поспешность суждений и выводов.
  4. Бедность словарного запаса.
  5. Трудности с запоминанием.

В дальнейшем такие ученики не смогут системно мыслить, системно воспринимать информацию и выстраивать свою речь. Клиповое мышление подразумевает упрощение глубины материала.

Многие исследователи считают, что это своего рода защитная реакция организма на избыток информации. Но поскольку это тот вектор в развитии отношений человека с информацией, который никуда не исчезнет, его следует учитывать и в построении школьных программ.

Концепция школы будущего

После определения основных проблем и изучения психологических особенностей современного школьника, следует перейти к составлению собирательного образа школы будущего.

Здание школы

Начнем, пожалуй, с того, как будет выглядеть школа будущего. Следовало бы отойти от традиционных безликих строений, где учащиеся чувствуют, будто попали в какой-то конвейер. Школа будущего должна быть яркой, оригинальной и комфортной, где дети смогут развивать свою индивидуальность и творчество.

Какой будет школа будущего?

Здание следует разделить на отдельные блоки для начальных, средних и старших классов. Начальная школа будущего должна быть оборудована живым уголком и игровой комнатой, корпуса для среднего и старшего звена – концертным, танцевальным и спортивным залом, стадионом, лекционной аудиторией, различными лабораториями.

В каждом классе должно быть современное оборудование. Всем учащимся необходимо обеспечить индивидуальные современные компьютеры с доступом в Интернет. Школа должна иметь собственный издательский центр, медиатеку, фото- и киностудию. Обязательно наличие медицинского блока.

Задачи учителей

Педагогический коллектив должен создать комфортные условия для учеников в школе, где они смогут проявлять и реализовывать свои способности и таланты. Учебный материал должен постоянно обновляться, вместо устаревшей и ненужной информации требуется добавлять актуальную и интересную.

Какой будет школа будущего?

Также необходимо уделять внимание психологической подготовленности учителей. Они должны хорошо знать психологию ребенка, а в процессе взаимодействия с ним стараться делать так, чтобы ученик был субъектом своей деятельности.

Образовательная среда

Образовательная среда школы будущего должна соответствовать следующим критериям:

  1. Адаптивность. Обеспечение своевременного реагирования школы на внешние изменения.
  2. Каждый ученик должен быть автором образовательного процесса, в котором приоритетными будут духовные ценности.
  3. Технологичность. Только при помощи новых гуманитарных и информационных технологий может быть достигнут гарантированный результат.
  4. Инновационность, динамичность, обновляемость. Это необходимо для обеспечения качественного образования в постоянно изменяющейся социокультурной среде.
  5. Комфорт и оптимистичность. Каждый ребенок должен обучаться в такой обстановке, где он сможет проявить свои индивидуальные способности и возможности.
  6. Открытость. Должен использоваться педагогический потенциал родителей, партнеров школы, а также окружающей среды.

Методы обучения

Какой будет школа будущего?

Методы обучения в школе будущего должны быть неразрывно связаны с освоением новых технологий. На сегодняшний день ситуация в школах с внедрением информационных технологий остается печальной – всего 17 из 42 тысяч российских школ имеют доступ к высокоскоростному интернету. Далеко не все учителя умеют пользоваться компьютерами и интерактивными досками. А между тем, освоение новых технологий является необходимостью не только для современных детей и подростков.

Интерактивные тренажеры

В школе будущего возможно применение интерактивных тренажеров. Уже сегодня есть разработки таких компьютеров, которые автоматически проверяют задания, ставят отметки и, конечно же, обучают. Ученик может без помощи учителя научиться играть на пианино, усвоить урок истории, послушать стихи и различную информацию.

Какой будет школа будущего?

Световая панель и экран предусматривает мгновенную обратную связь, причем объективную и деликатную. Компьютер в считанные секунды обрабатывает информацию об ученике, его настроении, скорости реакции, продуктивности и физическом самочувствии в конкретный момент. На основе этого тренажер выстраивает гибкую программу с учетом интересов и трудностей ученика.

Будут применяться современные пособия, которые помогают ученикам освоить сложные предметы или понятия. Например, для наглядного изучения простых математических действий или решения равенств отлично подойдут учебные весы, а для лучшего запоминания географических названий и их расположения — интерактивный глобус.

Компьютер возьмет на себя всю рутинную работу учителя: обучение новому, проверка знаний, обратную связь. Самому педагогу останется только контролировать динамику ребенка по отчетам компьютера, давать необходимые консультации и обсуждать прогресс ученика.

Обучение при помощи интерактивных тренажеров — это то, благодаря чему школа будущего станет гораздо эффективнее.

Дистанционное обучение

Если до 2020 года форматы и способы дистанционного обучения разрабатывались лишь теоретически, с началом пандемии коронавируса, захватившей нашу планету в начале 2020 года, вопрос дистанционного обучения, человечеству пришлось решать на практике и в срочном порядке.

Однако, несмотря на неплохие показатели Российских школ и ВУЗов, сами учащиеся остались не очень довольными новым форматом обучения. Так, по данным Министерства науки и высшего образования, в России всего 14% студентов ответили, что удовлетворены дистанционным обучением. По другим опросам, 64% родителей утверждают, что ребенку учиться на дому нравится меньше. Это объясняется, в первую очередь, нехваткой общения с одноклассниками.

Несмотря на некоторые негативные стороны удалённого образования, такой формат уже стал реальностью и забывать о его плюсах тоже не стоит.

Благодаря дистанционным урокам ученики могут получать новые знания даже тогда, когда по тем или иным причинам они не могут посещать школу. И если раньше процесс обучения мог прерваться на недели, а то и месяцы, а ребенку затем приходилось наверстывать упущенное, то сегодня получение знаний дистанционным способом позволяет избежать таких провалов.

Помимо инновационных технологий, в школе будущего не обойтись и без уроков, где будет присутствовать живое общение: спортивные и культурные мероприятия, кружки и секции, безусловно, должны занимать свое место в жизни школьников.

Школа будущего: реальность или утопия?

Обобщив вышесказанное, можно определить девиз школы будущего словами В. А. Сухомлинского:

Современные дети живут в мире электронной культуры, в связи с чем, роль учителя должна измениться. Он должен стать координатором информационного потока, но для этого учителю самому необходимо овладеть современными методиками и новыми технологиями в образовании, чтобы общаться с ребенком на одном языке.

Какой будет школа будущего?

Концепция школы будущего, описанная выше – это не утопия, а самая настоящая реальность, воплотить в жизнь которую можно совместными усилиями специалистов на всех уровнях. Главное, что нужно понять и принять: современная школа требует существенного преобразования.

— Нужно ли будет детям будущего ходить в школу или все уроки можно будет проводить в виртуальной реальности?

— Уроки в виртуальной реальности можно организовать уже сейчас. Другой вопрос, что это довольно дорогое удовольствие и не всегда обоснованное. Функция школы, среди прочего, — это социальный сейф, место, в котором ребенок может не только получить знания, но и провести время. Об этом не стоит забывать.

Физически школа, на мой взгляд, будет существовать и дальше. Куда деться ребенку, когда работают родители? Не бегать же по улицам. Виртуальная реальность станет хорошим дополнением, элементом многогранной образовательной среды, основным показателем эффективности которой станет то, что школьники будут лучше усваивать и отрабатывать на практике все необходимые знания и умения.

— Сохранится ли традиционное деление на предметы или их объединят в какие-то смешанные дисциплины? Какие новые предметы должны появиться в программе?

— Что изменится в плане учебников и методических пособий? Как они будут изменяться? Появятся ли новые форматы?

— Учебники в существующем виде постепенно будут уступать связанному комплексу материалов в печатном и цифровом форматах. Это скажется на форме и организации самого процесса обучения. Для чего вообще нужна цифровизация любой отрасли? Она снижает издержки и может создавать дополнительные ценности. Появятся способы, с помощью которых можно будет существенно снижать издержки на административное управление и контроль качества обучения через правильную организацию образовательного процесса. Что точно останется, так это утвержденное государством содержание школьных учебных материалов. Образование — это часть госполитики, потому что это воспитание будущих граждан страны, и утверждение государством содержания образования, конечно, никуда не исчезнет. Будут ли учебные материалы выполнены в форме пособий, будут ли называться учебниками и как будут утверждаться, уже не столь важно.

— Как изменится учитель в школе будущего, какие новые навыки и знания ему понадобятся?

— Учитель будущего станет своего рода наставником, проводником. Безусловно, учителя новой формации постоянно будут обновлять свои знания, развиваться, совершенствовать навыки и личностные качества.

Это принципиально новый формат профессии с более высоким социальным статусом и, как следствие, более высоким уровнем дохода. Причем видится, что это сообщество будет саморегулируемым, то есть объективно лучшие учителя будут подтягивать за собой менее опытных коллег. Социальная сеть в лучшем своем проявлении, когда каждый член сообщества из любого уголка страны получает доступ к самым передовым разработкам, исследованиям, практикам. К таким переменам готовы далеко не все действующие учителя, однако постепенно ситуация будет меняться.

Учителя развиваются не тогда, когда они чему-то учатся (куда-то приехали, и им там читают лекцию), а в процессе работы. Развитие учителя, его собственное обучение происходит во время преподавания, работы с детьми, родителями, коллегами. И одна из основных целей цифровизации — предоставить учителям больше времени для работы с детьми. Как уже показал опыт работы Москвы в цифровом образовании, при наличии нормальной системы управления образовательным процессом никаких отчетов учителя не пишут, все отчеты формируются автоматически, исходя из тех данных, которые есть в системе. Это уже экономит учителям время и дает много дополнительных возможностей.

Читайте также: