Школа без наркотиков профилактика употребления пав среди несовершеннолетних

Обновлено: 02.07.2024

Профилактика употребления школьниками психоактивных веществ, формирование культуры здоровья, ценностных ориентаций школьников, пропаганда гигиенических, психологических знаний о составляющих здоровья, создание в школе условий, препятствующих распространению ПАВ, формирование нравственных качеств здоровой личности.

Содержимое разработки

(на 2020 - 2021 учебный год)

Характеристика проблемы

Целевая программа профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде является основой системного подхода к организации работы по предупреждению детской зависимости. Основная цель программы – недопущение употребления школьниками психоактивных веществ. Профилактика употребления ПАВ – это не только обсуждение вредности и печальных последствий курения, алкоголизма, наркомании, не запугивание их страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование культуры здоровья – понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только сформированность и осознание личностной ценности здоровья позволят ребенку понять, почему и чем для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.

В школе проводятся профилактические мероприятия на недопущение появления этого явления среди школьников. Во время предметных недель проводятся различные конференции, посвященные этой теме, беседы, дискуссии, встречи с работниками правоохранительных органов, с врачами ЦРБ. Организуется показ видеофильмов, кинофильмов для школьников, направленных на формирование здорового образа жизни.

Проводятся конкурсы сочинений, рисунков, плакатов, видеороликов на тему.

Большое внимание уделяется развитию физической культуры и спорта. Регулярно проводятся школьные соревнования по различным видам спорта. Ученики школы принимают активное участие в районных и зональных соревнованиях по разным видам спорта и занимают призовые места.

Пояснительная записка

Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Перед образовательными учреждениями стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса в современном мегаполисе. Учащиеся школы, как всё молодое поколение России, переживают кризисную социально – психологическую ситуацию, когда разрушены прежние стереотипы поведения и ценностные ориентиры, а выработка новых происходит сложно и болезненно. Поэтому часто молодёжь утрачивает ощущение смысла происходящего и находится под воздействием интенсивных стрессовых ситуаций. Отсюда опасность увлечения количества учащихся, подвергающихся вредным привычкам: курению, алкоголизму, наркомании.

Данная программа направлена на то, чтобы уберечь учащихся от вредных привычек, ведь статистические данные говорят о том, что если человека возрасте от 10 до 21 года отвратить от курения, спиртного, наркотиков, то вероятность того, что этот человек вырастет физически и нравственно здоровым увеличивается до 90 %.

Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний помогает воспитать здоровое, физически крепкое поколение.

Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в своей профилактической программе

создание в школьной среде усло­вий, препятствующих распространению ПАВ, становле­нию активно отрицающей позиции по отношению к ПАВ у большинства учащихся.

создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, повышения качества их жизни;

формирование потребности вести здоровый образ жизни;

содействие воспитанию нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции;

выявление особенностей личности учащихся для дальнейшего развития и поиска своего места в жизни.

Задачи, решаемые данной программой:

1. Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению правам человека.

3. Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического соуправления и педагогического коллектива.

5. Содействовать формированию морально-волевых качеств школьников.

6. Создать благоприятный психо-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.

7. Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на жизнь человека.

8. Научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.

9. Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также предоставлять семьям социальную и психологическую поддержку.

10. Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.

Теоретические основы педагогической профилактики

Целями первичной профилактической деятельности в школе является:

Изменение ценностного отношения детей и молодежи к ПАВ и формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;

Сдерживание вовлечения детей и молодежи в использование ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинарко­тических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

Таким образом, стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защи­щающий от возникновения проблем потенциал здоровья - освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с соб­ственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.

Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:

Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у де­тей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;

Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения;

Развитие социально-поддерживающей инфраструктуры.

При организации педагогической профилактики должны быть учтены следующие методические принципы:

комплексный характер педагогической профилактики, т.е. вопросы предупреждения использования психоактивных веществ должны рассматри­ваться в качестве звеньев единой системы воспитательного процесса;

актуальность - содержание педагогической профилактики должно отражать наиболее актуальные для данного возраста проблемы, связанные с различными аспектами наркотизма; содержание мероприятий профилактиче­ской программы определяется в соответствии с тем, как в разных возрастных группах происходят накопление знаний о ПАВ и формирова­ние отношения к ним;

опережающий характер - целевая подготовка детей должна осуществляться заблаговременно, т.е. до наступления того возрастного этапа, когда приобщение к тому или иному виду одурманивания для ребенка становится ре­альным; приоритетным в ее структуре является направление, связанное с пре­дотвращением первичного обращения ребенка к одурманиванию;

конструктивно-позитивный характер, предполагающий не только запрещение тех или иных поведенческих форм, связанных с одурманиванием, но и, главным образом, развитие индивидуальных механизмов, обеспечи­вающих ребенку успешную социальную адаптацию - важно не только сформи­ровать у ребенка представление о недопустимости одурманивания, но и пока­зать ему, как без помощи одурманивающих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой;

при организации педагогической профилактики должен соблюдаться принцип запретной информации - полностью исключается использование све­дений, способных провоцировать интерес детей к наркотизации, облегчающих возможность приобщения к одурманивающим веществам (информация о спе­цифических свойствах различных одурманивающих веществ, способах их при­менения).

Общая логика построения целевой программы требует, прежде всего, формирования в педагогическом коллективе ценностно-смыслового единства по отношению к проблеме наркотиков. Результатом этой работы и должно стать приня­тие целевой программы, выделение специальных групп, актив­но действующих в ее рамках, координирующих ее и оцениваю­щих ее эффективность.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - создание в школьной среде усло­вий, препятствующих распространению наркотиков, становле­ние активно отрицающей позиции по отношению к наркотикам у большинства учащихся.

Технологии профилактики употребления ПАВ в школе

Профилактика зависимости от ПАВ использует разнообразные виды технологий - социальные, педагогические, психологические.

Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей использование ПАВ.

Социальные технологии реализуют следующие направления воздействия:

И нформационно- п росвстительское направление (антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, реклама здорового образа жизни в СМИ, телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики; профилирующие Интернет-ресурсы);

С оциально -поддерживающее направление (деятельность социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолетних с высоким риском вовлечения их в употребление ПАВ; детям и подросткам, испытывающим трудности социальной адаптации);

Создание ситуации успеха (психолого - педагогическое сопровождение всех незащищенных категорий учащихся с целью успешной социализации и адаптации в современных условиях).

О рганизационно-досугово е направление (деятельность

образовательных и социальных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения).

П едагогические технологии профилактики направлены на формирование у адресных групп профилактики ( п режде всего, у обучающихся, воспитанников) представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.

В профилактической деятельности используются универсальные педагогические технологии (беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность и т.д.). Они служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие па адресные группы профилактики.

Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, воспитанников, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ. Целью психологического компонента программной профилактической деятельности в школе также является развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формированию зависимости от ПАВ; формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.

Педагогическая профилактика как основной структурный и содержательный компонент системы профилактики

Реализация педагогической профилактики осуществляется за счет- формирования у обучающихся и воспитанников негативного отношения ко леем формам употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а также посредством формирования у них универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов.

Выделяются два основных направления педагогической профилактики:

непосредственное педагогическое воздействие на несовершеннолетних и молодежь с целью формирования у них желаемых свойств и качеств;

создание благоприятных условий для эффективной социальной адаптации.

Основой содержания педагогической профилактики является система представлений об употреблении ПАВ как многоаспектном социально- психологическом явлении, имеющем социокультурные кории. Исходя из этого, воспитание и обучение опираются на ценности отечественной и мировой культуры, способные выступать в качестве альтернативы идеологии субкультур, проповедующих использование ПАВ.

Для реализации педагогической профилактики используются разнообразные превентивные технологии и формы организации воздействия на адресные группы. К ним относятся:

интеграция профилактического содержания в базовые учебные программы,

воспитательная внеурочная работа (гренинговые занятия, ролевые игры, дискуссии, индивидуальная

работа с обучающимися, воспитанниками,

разработка и внедрение образовательных программ для родителей (законных представителей).

Такие формы деятельности педагогов, воспитателей, школьных психологов, включенные в систему профилактики употребления ПАВ, обуславливают необходимость организации их систематической подготовки к участию в превентивной деятельности.

Основными условиями организации педагогической профилактики являются:

интеграция: реализация целей и задач педагогической профилактики осуществляется в процессе формирования у детей и подростков знаний, умений и навыков, имеющих для них актуальное значение и востребованных

в их повседневной жизни;

целостность: вовлечение в сферу педагогической профилактики всех основных институтов социализации несовершеннолетних и молодежи - образовательного учреждения, семьи, ближайшего окружения;

системность: педагогическая профилактика рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения несовершеннолетнего, а ее задачи соответствуют общим задачам учебно-воспитательного процесса;

комплексность: задачи формирования у несовершеннолетних негативного отношения к употреблению ПАВ реализуются в рамках единого педагогического процесса и сформированного в образовательной сфере профилактического пространства;

безопасность: тщательный отбор информации и форм воздействия на несовершеннолетнего для предотвращения провоцирования интереса к ПАВ;

возрастная адекватность: содержание педагогической профилактики строится с учетом особенностей социального, психологического развития в

конкретном возрасте, а также с учетом реальных для того или иного возраста рисков возможного вовлечения в употребление П AB .

Мероприятия по осуществлению программы

Методическая работа

1. Выступления на педсоветах по вопросам профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних.

2. Создание сектора по профилактике ПАВ.

3. Создание банка данных передового опыта педагогов школы по профилактике ПАВ.

4. Проведение ежегодных профилактических медосмотров.

5. Составление социального паспорта класса и школы.

6. Выступление на совещаниях при директоре школы.

7. Контроль за работой классных руководителей по профилактике вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни.

8. Создание библиотеки методической литературы по данной теме

9. Рассмотрение вопросов по профилактике вредных привычек на заседаниях МО классных руководителей.

10. Проведение открытых уроков и мероприятий по данной теме.

2. Анкетирование учащихся на приверженность к вредным привычкам.

3. Определение уровня воспитанности учащихся

4. Тестирование на определение валеологической грамотности родителей

Курс классных часов

1. Общечеловеческие ценности

2. Личная гигиена – основа профилактики инфекционных заболеваний

3. Определение здорового образа жизни.

4. Определение химической зависимости.

5. Традиции и табакокурение.

7. Курение. Влияние на организм.

8. Правда об алкоголизме.

10. Что такое ВИЧ?

11. Формирование ответственности у подростка за свои действия как фактор защиты от вовлечения в наркотизацию.

12.Алкоголь и алкогольная зависимость.

15. Есть повод подумать

16. ПАВ и последствия их употребления

Внеклассные мероприятия

3. Организация и проведение театрализованного представления

Семейное здоровье

1. Рассмотрение вопросов профилактики вредных привычек на заседаниях родительского комитета и родительских собраний

2. Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек у детей

Необходимость в хорошем образовании не ослабевает. Чтобы соответствовать международным стандартам, выпускник современной школы должен быть интеллектуально и духовно развит, готов к продолжению образования, способен к самореализации, самоопределению, самосовершенствованию.

Современная школа обязана обеспечить своим воспитанникам всестороннее развитие сил и способностей, подготовить их к очень непростой современной жизни: ликвидировать дефицит двигательной активности, решить образовательные задачи в области физического воспитания, обеспечить подготовку в физическом и психологическом плане к службе в рядах защитников отечества. Реализация этих задач возможна только тогда, когда школа сумеет сделать их предметом заботы самих обучающихся, разбудить их активность, самостоятельность и инициативу.

Потребление ПАВ имеет негативные, социальные, экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Постоянно увеличивается число преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Все чаще в СМИ и в сводках МВД звучит информация о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетним, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что говорит о склонности детей к отклоняющемуся от общечеловеческих норм поведению. Многие подростки испытывают состояние стресса, апатии, раздражения, агрессии, озлобленности. Одной из причин этого является отсутствие положительных примеров для подражания в кругу семьи, отход родителей от воспитания подростков, увлеченность своей работой. Происходит деформация духовного мира ребёнка.

Эффективное противодействие распространению алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи включает в себя взаимодополняющие друг друга четыре составляющие: профилактику, лечение, реабилитацию и законодательные мероприятия. Профилактика в первую очередь заключается в информировании о вреде, который оказывают эти привычки не только на организм молодого человека, но и на его социально – психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т.д. А главное необходимо обучать подростков на основе здоровье - сберегающих технологии здоровому образу жизни, противостоянию давлению среды, сознательному отказу от единичных проб психоактивных веществ.

Программа предусматривает работу всего коллектива школы, родительской общественности, органов системы профилактики. Работа, проводимая по профилактической программе, определяет цели, задачи, формы и методы работы школы в данном направлении, прогнозирует ожидаемый результат. Когда каждый ребёнок почувствует социальную поддержку, когда будет создан благоприятный климат для его личностного развития, когда каждый маленький или взрослый человек поймет, что он кому-то нужен, только тогда можно говорить о нравственном становлении общества и государства.

Деятельность по реализации программы включает:

¾ раннее выявление обучающихся склонных к курению, употреблению алкогольных напитков, токсических средств и причин, побудивших к этому;

¾ создание единого банка данных о семьях и несовершеннолетних, нуждающихся в дополнительных условиях воспитания, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, состоящих на профилактическом учёте в школе;

¾ проведение мероприятий по разработке и внедрению новых форм профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних, в т.ч. развитие и поддержка волонтерского движения в подростковой среде; проведение общественных акций по профилактике наркомании, алкоголизма среди обучающихся; по раннему предупреждению и выявлению социального неблагополучия в семьях;

¾ информационно-просветительская работа с родителями (законными представителями);

¾ информационно-методическое обеспечение деятельности по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних;

¾ информационно - просветительская деятельность через освещение информации на стенде, официальном сайте школы, распространение памяток, листовок, буклетов, создание уголков ЗОЖ в классных комнатах.

В своей работе мы руководствуемся следующими принципами:

¾ связь профилактических мероприятий с жизнью;

¾ доступность и осознанность;

¾ системность и преемственность;

¾ учет возрастных особенностей;

¾ сотрудничество школы с внешкольными организациями (медицинские учреждения, КДН, ГОВД).

Система работы школы

В школе создана система работы по профилактике употребления обучающимися ПАВ и снижения количества обучающихся склонных к употреблению табака и алкоголя. Работа по профилактике ПАВ осуществляется всеми работниками школы.

Классный руководитель

¾ о бязательное обследование семей, обучающихся 1-х, 5-х, 1-х классов, вновь прибывших детей, состоящих на различных профилактических учётах, с целью выявления неблагополучных семей, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ;

¾ в ыявление обучающихся употребляющих ПАВ (курение, употребление алкоголя, токсикомания) через осуществление контроля за занятостью учащихся во время перемен, наблюдение, беседы;

¾ индивидуальная работа с выявленными обучающимися их родителями (законными представителями);

¾ своевременное информирование социального педагога, администрацию о случаях употребления обучающимися ПАВ;

¾ дежурство классных коллективов 6-11 классов по школе, осуществление контрольно-пропускного режима;

¾ проведение тематических классных часов по профилактикам ПАВ и ЗОЖ;

¾ организация внеклассной работы с обучающимися;

¾ в овлечение обучающихся в систему дополнительного образования в т.ч. в занятия спортом: спортивные секции, спортивный клуб;

¾ организация питания в школе;

¾ организация обучающихся для участия в социально-психологическом тестировании.

Учителя предметники:

¾ дежурство учителей по школе;

¾ информирование администрации школы о случаях выявления обучающихся в состоянии наркотического опьянения, алкогольного опьянения, случаях курения в школе и на ее территории или обнаружения психоативных веществ;

¾ проведение уроков, направленных на профилактику здорового образа жизни: биология, ОБЖ, физическая культура, химия, окружающий мир, изо;

Социальный педагог, педагог – психолог:

¾ в ыявление и учет детей, имеющих вредные привычки;

¾ составление социального паспорта школы;

¾ ведение банка данных обучающихся, семей, состоящих на внутришкольном учете, контроле, на учете, в ОП по городу Коряжме;

¾ индивидуальная работа с обучающимися, склонными к правонарушениям, имеющими вредные привычки;

¾ посещение семей, с целью выявления неблагополучных семей, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ;

¾ осуществление контрольно-пропускного режима, дежурство на переменах;

¾ рейды родительского патруля на переменах во время учебного процесса и в вечернее время;

¾ проведение тематических классных часов, акций, внеклассных мероприятий;

¾ проведение родительских собраний;

¾ проведение анкетирования по выявлению обучающихся употребляющих психоактивные вещества;

¾ подготовка и рассмотрение материалов на совете общественности;

¾ индивидуальная работа с родителями (законными представителями); проведение социально-психологического тестирования, диагностик на определение уровня тревожности, адаптации, социализации личности,

Администрация:

¾ п ланирование работы педагогического коллектива по профилактике ЗОЖ;

¾ осуществление контроля за организацией работы учителей, узких специалистов школы;

¾ индивидуальные беседы с обучающимися и родителями;

¾ проведение малых педсоветов, совещаний при заместителе директора;

¾ дежурство по школе;

¾ проведение общешкольных родительских собраний;

¾ участие в Совете общественности

Медицинский работник:

¾ проведение тематических классных часов;

¾ проведение медицинских осмотров;

¾ индивидуальная консультативная помощь родителям и учащимся;

¾ выступление на родительских собраниях.

Педагог-библиотекарь:

¾ тематические выставки книг и журналов по ЗОЖ.

Самым главным на первоначальном этапе профилактической работы считается раннее выявление обучающихся, склонных к употреблению психоактивных веществ. С этой целью проводятся

¾ плановые мероприятия по выявлению обучающихся с личностными особенностями, социальными, биологическими, медицинскими предпосылками и мотивами.

¾ Осуществляется наблюдение с целью выявления обучающихся с поведенческими и физиологическими признаками систематического употребления наркотических средств и возможное обнаружение очевидных признаков употребления, диагностики, беседы.

¾ проводятся плановые профилактические осмотры, а также при индивидуальных случаях обращения за мед. помощью вследствие плохого физического самочувствия выявления признаков, которые могут свидетельствовать об употребление ПАВ.

Для эффективности этой работы используются следующие формы:

Большое значение имеет информационное сопровождение обучающихся и родителей по вопросам профилактики, здоровом образе жизни. В школе оформлен тематический стенд по профилактике правонарушений, ежегодно оформляются выставки рисунков, плакатов, информационные материалы к памятным датам.

Так 1 ноября 2019 года в школе проводится очередной День здоровья. В программе мероприятий:

3. Встреча в фойе школы обучающихся Доктором Айболитом и его командой полезными продуктами, коряке встречали обучающихся выдавая витамину здоровья.

4. Линейка, посвященная открытию Дня здоровья для 5-11 классах с участием представителей полиции, ГИБДД и МЧС.

В ходе проведения Дня здоровья в качестве помощников выступают ученики 10-11 классов.

Результатом работы по профилактике употребления ПАВ является снижение количества обучающихся, употребляющих психоактивные вещества.

Дети – это наше будущее. Здоровые дети – это здоровое поколение. Системная профилактическая работа в школе является одним из важных разделов воспитательной работы.

заместитель директора по ВР, классный руководитель

заместитель директора по ВР

в течение всего обучения в начальной школе

в течение всего обучения в начальной школе

Информирование педагогов и о факторах риска наркозависимости детей (стиль педагогического общения как стрессовый фактор)

заместитель директора по ВР

заместитель директора по ВР

Тематический план занятий для младших школьников

1 класс

Занятие

Цель занятия

1.Я — уникальный человек

Дать детям представление о значении нормальных условий жизни для роста и развития

Дать представление о чувствах человека

4.О чем говорят чувства

Дать представление о способах изменения настроения

Научить учащихся оценивать свои поступки

6.Решения и здоровье

7.Полезные и вредные лекарства

Дать представление о привычках, их значение в жизни человека

Занятие

Цель занятия

1.Твои новые друзья

Познакомить учащихся с содержанием курса и его героями

2. Как ты растешь

Дать детям представление о значении нормальных условий жизни для роста и развития

3.Что ты знаешь о себе

Дать детям представление об их физическом развитии

4. Твое настроение

Дать представление о том, что такое настроение и от чего оно зависит

5.Как ты познаешь мир

Сформировать представление об основных органах чувств (зрение, слух, обоняние, осязание), об основных особенностях познания окружающего мира с их помощью

Дать представление о чувствах человека

Дать представление о способах изменения настроения

8. Твои поступки

Научить учащихся оценивать свои поступки

9. Твои привычки

Сформировать представление о привычках, их значение в жизни человека.

Занятие

Цель занятия

1. Как научиться разговаривать с людьми

Научить детей разговаривать с детьми

2. Что такое интонация

Дать представление л роли интонации в общении людей

3. Как научиться преодолевать трудности

Помочь ребенку понять, отчего возникают трудности при общении с людьми, и научиться преодолевать их

4. Как понять друг друга без слов

Сформировать представление о значении мимики и жестов в общении

5. Для чего нужна улыбка

Укрепить представление детей о значении доброжелательных отношений между людьми

6. Умеешь ли ты дружить

Научить детей ценить дружбу

Занятие

Цель занятия

1. Что вы знаете друг о друге

Сформировать адекватную оценку восприятия себя и других

Научить ребят анализировать свои симпатии, привязанности; бережно относиться к чувствам других людей

3. Кто твой друг

Расширить представления детей о дружбе, позитивном отношении к людям

4. Как научиться жить дружно

Объяснить, что дружеские отношения могут и должны иметь место в коллективе не только между близкими друзьями, но и со всеми одноклассниками

5. Как помириться после ссоры

Привить умение находить пути выхода из конфликтов, развить представление о необходимости и важности примирения

6. Какой у тебя характер

Дать учащимся представление о характере, многообразии черт характера

7. Как воспитать свой характер

Дать детям представление о возможности воспитывать в себе определенные черты характера

Научить ребят отстаивать свое мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников

9. Фантастическое путешествие

Обобщение знаний, полученных на занятиях в рамках курса

Система мероприятий по первичной профилактике
употребления ПАВ в основной школе

Мероприятия

Сроки
проведения

Ответственный

Обучающие семинары для педагогов.

заместитель директора по ВР, руководители МО

Тематический всеобуч для родителей.

Неспецифическая диагностика подростков

- выявление индивидуально-личностных особенностей подростков

Специфическая диагностика подростков

- выявление отношения подростков к наркотикам и их употреблению

- проведение анонимного добровольного тестиования

Постоянный анализ информации, полученной в результате неспецифической и специфической диагностики, с целью определения тематик лекций, бесед, дискуссий с подростками

заместитель директора по ВР

Проведение тематических бесед, дискуссий с подростками по различным аспектам проблемы

1 раз в четверть

Организация досуговых мероприятий с целью формирования у подростков принятия себя через вовлечение в новые виды деятельности

педагог-организатор, классные руководители

Организация правовой пропаганды, информационно-просветительской работы с обучающимися, родителями, преподавателями по вопросам предупреждения и пресечения правонарушений связанных с оборотом наркотиков

Тематический план занятий для учащихся основной школы

5 класс

3.Основные нормы и взаимоотношения в группе.

4.Чувства и умения их проявлять.

5.Мое тело – моя собственность

6.Употребление, злоупотребление, болезнь.

Заключительное занятие “Викторина смышленых и находчивых”.

6 класс

1.Умение отвечать за себя.

2.Я особенный и себя уважаю.

4.Виды и формы общения.

5.Умение сказать “Нет”.

6.Что такое наркотики.

7.Правильное и неправильное использование медикаментов.

9.Особенности поведения и черты личности тех, кто употребляет наркотики.

7 класс

1.Как поддерживать дружбу.

2.Как пережить потерю друга.

3.Как прервать нежелательную дружбу.

4.Взаимоотношения с родителями и со взрослыми.

6.Критика, навыки критического отношения.

7.Умение принимать решения.

8.Осторожно – яды: табак и алкоголь.

9.Осторожно яды: токсические вещества и зависимость от наркотиков.

7 класс

1.Умение начинать, поддерживать и прекращать разговор.

2.Агрессивность, неуверенное поведение и поведение с уверенностью.

3.Стресс. Способы борьбы с ним.

4.Поведение в конфликтной ситуации. Разрешение конфликта путем совместного принятия решения.

5.Формирование уверенного поведения.

6.Права человека во всей их совокупности.

7.Встреча миров: мальчики и девочки.

8.Развитие навыков критического мышления и ответственного поведения.

8 класс

1.Знакомство с телом. Знакомство с миром собственных эмоций.

2.Работа с семейными взаимоотношениями.

3.Работа с самооценкой.

5.Развитие навыков давлению со стороны.

6.Снижение деструктивной конфликтности.

7.Тренинг коммуникативной компетентности.

8.Развитие навыков критического мышления и ответственного поведения.

9 класс

1.Влияние наркотиков на организм (дыхание, кашель, сердечно-сосудистую систему, пищеварения, психические функции).

Плата за обман природы. Миф о слабых и безопасных наркотиках.

2.Нормальные способы получения удовольствий. Биологическая и социальная сущность удовольствий.

3.Особенности личности потенциальных наркоманов. Смена социального окружения.

Изменение личности наркоманов. Отношение людей к наркоманам.

4.Возможно ли излечение от наркомании. Кто виноват?

5.Косвенная реклама массовой наркотизации населения. Социальные предпосылки для распространения наркомании.

6.Нравственные нормы как гарантии здоровья. Необходимость личной ответственности за наркотизацию.

7.Отношение государства к наркомании. Ответ защитникам права на существование наркомании.

8.Альтернатива наркотикам. Защищайте сами свое психическое здоровье.

Основные направления профилактической помощи семье

Психолого-педагогическое просвещение – формирование у родителей потребности в психолого-педагогических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и развития своих детей.

Оказание помощи семье в случае, если ребенок начал курить, принимать алкоголь и наркотики.

Предупреждение вовлечения детей в раннее употребление ПАВ (табакокурение, алкоголизм и наркомания)

Индивидуальные консультирования родителей по актуальным вопросам семейного воспитания.

Установление взаимодействия с родителями подростков группы риска.

Социальное вмешательство в семью при наличии асоциального образа жизни родителей.

Название

Аудитория

Описание занятия

Тематические всеобучи

Беседа с презентацией

Основные темы: характеристика возраста: умственное, эмоциональное и социальное развитие, основные проблемы возраста, нарушение отношений с семьей как фактор девиантного поведения.

Беседа с презентацией

Беседа с презентацией

Основные темы: плюсы и минусы Интернета, уход от реальности как тревожный признак, симптомы психологической зависимости от компьютера, рекомендации по организации времени пребывания за компьютером.

Причины, условия формирования, генетическая предрасположенность к употреблению ПАВ, личностные, семейные, макросоциальные факторы риска и защиты от употребления ПАВ.

Лекция с презентацией

Причины, виды, влияние семейного воспитания, способы работы с агрессией ребенка.

Что такое наркотики, ответственность детей, родителей, как вести себя с ребенком, если узнали, что он употребляет ПАВ, куда обратиться за помощью.

Беседа с презентацией.

Знакомство родителей с законодательными актами, защищающими детей от жестокого обращения. Ответственность за жестокое обращение с детьми.

Беседа с презентацией

Основные темы: признаки и характер подросткового суицида, взаимоотношения со своим ребёнком, личность подростка и понимание его проблем.

Беседа с презентацией

Основные темы: Что рассказать ребенку о ПАВ, как поощрять ребенка к откровенному общению, как влияют семейные ценности на формирование умения отказывать окружающим, как научить ребенка отказывать окружающим, почему важна семейная профилактика употребления ПАВ, что делать, если у ребенка сформировалась зависимость от ПАВ.

Тематика лекций для родителей.

“Стоит задуматься, или Крайне тревожная статистика”.

“Опасные заблуждения, или Что мы думаем о наркотиках”.

“Наркотики и подросток, или Педагогические проблемы становления личности подростка”.

“Формирование пристрастия к наркотикам, или Почему подростки принимают наркотики”.

Этапы приобщения к наркотикам, или Как становятся наркоманами”.

“Семья и наркотики, или Влияние дисгармоничных семейных отношений на подростковую наркоманию”.

Наркотики и их жертвы, или Что нужно знать о наркотиках”.

В преддверии опасности, или Как распознать наркоманию”.

“Целевая программа “Школа без наркотиков”, или Что может современная школа”.

Профилактика наркомании, или всем миром на борьбу с дурманом”.

Анкетирование, авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный и стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка.

Причины, по которым уроки нравятся и не нравятся. Об успехах в школе, об интересе к школе, об отношениях в школе.

Конфликт и конфликтная ситуация, причины, неконструктивные и конструктивные пути выхода из конфликта.

Причины, разбор конкретных случаев, пути противостояния сквернословию.

Как наладить нормальные отношения с ребенком?

Безусловная любовь (что такое воспитание, результаты неприятия ребенка).

Помощь родителей: как ее вводить и как давать ребенку больше самостоятельности.

4. Если ребенок не слушается (тон и руководящие указания, как избегать конфликтов, как воспитываться в детях ответственность).

5. Как научиться слушать ребенка (правила активного слушания, три результата активного слушания).

6. Чувства родителей (как сказать о своем переживании, Я-высказывание).

7. Как разрешать конфликты (причины конфликтов, конструктивные и неконструктивные способы разрешения конфликтов).

8. А как насчет дисциплины (правила о правилах, вопрос о наказаниях, трудные дети и четыре причины стойкого непослушания).

10. Ответы на волнующие вопросы родителей.

Коррекционно-развивающие занятия для родителей

Беседа с презентацией:

осознание позиции своего ребенка, попытка встать на эту позицию, особенности детского восприятия реальности, значимость эмоциональных отношений.

(про родительскую любовь): профилактика асоциального поведения, языки любви и разбор конкретных ситуаций.

Тренинговыесовместные занятия родителей и детей. Сплочение, развитие навыков взаимодействия, коррекция негативных эмоций в семье, ресурс семейных отношений.

Мероприятия профилактического лектория для педагогов

Название

Описание занятия

Занятие направлено на формирования у педагогов личностно-ориентированной позиции по отношению к детям, поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем.

В лекции описываются принципы, следование которым способствует налаживанию контакта с трудным ребенком и достижению положительных изменений.

Подходов к профилактике ПАВ среди несовершеннолетних, условия, при которых профилактика оказывается более эффективной.

Факторы риска приобщения к ПАВ и факторы защиты от ПАВ, которые можно применить к школе и семье, способы реализации факторов защиты.

В лекции приведены особенности отвергаемых детей, роли, которые они выполняют в коллективе, последствия отвержения, психологическая работа, рекомендации учителю и родителю.

Знакомство с тренингом как активной формой работы в процессе обсуждения вопросов здорового образа жизни.

Определение психологического здоровья, значимость для физического здоровья, способы поддержания, техники поддержания психического здоровья.

Направлен на формирование позитивной установки при работе с детьми с аддиктивным поведением. Содержит арт-терапевтические техники, способствует снятию эмоционального напряжения.

Агрессия и эмоциональное напряжение, их влияние на здоровье человека, способы работы со своим состоянием: релаксация, дыхательные техники, изо-техники, визуализация, телесно-ориентирванная терапия.

Арт-терапевтический тренинг, направлен на осознание своего отношения к проблемному ребенку, раскрытие собственных ресурсов в работе с проблемным ребенком, рекомендации по построению работы.

Тренинг направлен на развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.

Понимание своих психологических установок и их связи с профессиональной деятельностью.

Сказкотерапия. Цель занятия: дать установку на успешное взаимодействие с учащимися.

Основные темы: что такое конфликт, причины конфликтов между учителями и учениками, рекомендации учителю по профилактике конфликтов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа профилактики употребления ПАВ веществ несовершеннолетними была разработана в соответствии с концепцией профилактики злоупотребления психо-активными веществами в образовательной сфере, утвержденная приказом №28.02 2000г. №619 и одобрена решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 22.05.2000г.

Структура документа

2. План работы по профилактики употребления ПАВ.

3. Диагностический материал.

4. Промежуточные итоги реализации программы

4. Список литературы.

Содержание проблемы

Содержание проблемы профилактики ПАВ среди несовершеннолетних ОУ и обоснования необходимости ее решения.

Важным фактором злоупотребления ПАВ является снижение у большинства детей нравственной психологической защиты и низкий ценностный барьер. Несовершеннолетний, начинающий принимать психоактивные вещества находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны – массовое распространение алкоголя, табака, наркотиков, мощный прессинг рекламных рекламных предложений нового стиля и новых ощущений, связанных с употреблением табака, алкоголя в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания; с другой стороны – растерянность и некомпетентность педагогов, родителей; с третьей - борьба правоохранительных органов с потребителями ПАВ.

Семья сегодня стала наиболее слабым и уязвимым звеном в системе мер по созданию детей жизненной среды, надежно защищенной от наркотиков, алкоголя, табака.

Практически все родители, столкнувшиеся с проблемой потребления ПАВ, оказываются застигнутыми врасплох. Существующая кризисная социальная ситуация привела к разрушению системы ценностей, норм морали и поведения, что привело к таким негативным явлениям, как наркотики, ВИЧ-инфекция. Одной из причин оказалась некомпетентность в данном вопросе, сказывается низкий уровень информированности населения, а также порой искаженность сведений ПАВ.

Основные цели и задачи программы.

Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является: создание условий для формиро­вания у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотиче­ских веществ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

определить специфику наркомании как особого социально-психологического феномена;

выявить социально-психологические причины распространения наркомании в детской и подростковой среде;

обосновать систему педагогических условий предупрежде­ния детской и подростковой наркомании;

разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение наркомании в рамках работы классного руководителя;

определить круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.

Основные направления работы

1. Профилактическая работа с родителями:

- Формирование нетерпимого отношения родителей к наркотизации детей;

- Предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними.

2. Профилактическая работа с детьми:

воспитание подрастающего поколения в духе непринятия наркотических веществ;

включение подростков в организованную борьбу против ал­коголизма, наркомании, токсикомании и курения;

развитие у детей глубокого понимания опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств, для
физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом;

формирование у учащихся убеждения в том, что употребле­ние наркотиков, алкоголя, никотина наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому распаду, утрате трудоспособности, радости человеческого обще­ния, полноценных духовных и половых отношений между женщиной и мужчиной;

развитие у школьников полезных привычек использования свободного времени, стремления к творчеству и богатому духов­
ному общению с интересными людьми.

3. Работа с педагогическим составом:

- подготовка учителей к ведению профилактической работы;

- организационно-методическая антинаркотическая работа.

4. Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотической профилактики.

Принципы работы:

Комплексность или согласованное взаимодействие:

органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании;

специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (воспитатели, педагоги, дошкольные,
школьные, медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, работники детства, работники комиссии по делам несо­вершеннолетних и защите их прав, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних и др.);

• органов управления образования (на федеральном, регио­нальном, муниципальном уровне).

Дифференцированиость: дифференциация целей, за­дач, методов и форм работы с учетом:

• степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.

Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой цен­ности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы:

• социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотиче­ских веществ);

• образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических ве­ществ).

Легитимность: профилактическая работа должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обя­занностей детей и молодежи).

Преемственность. Этот принцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта:

согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;

анализ, обобщение и использование уже существующих тех­нологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы обществен­ных организаций и других образовательных учреждений).

Непрерывность: профилактическая работа не должна ог­раничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополни­тельного образования

Систематичность. Работа по профилактике должна вес­тись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.

Этапы работы:

Первый этап: диагностирующий.

Время проведения: сентябрь (начало месяца).

Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.

определить степень информированности детей и подростков по проблеме;

выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков;

сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.

изучение материалов общероссийских, областных и район­ных социологических исследований с целью получения информа­ции о состоянии проблемы наркомании в целом;

2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения со­ стояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при
работе с определенной группой детей.

Примечание. Анкетирование - метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Анкета - набор вопросов (утверждений), каждый из которых логически связан с центральной задачей исследова­ния, что должно обеспечить получение достоверной и значимой инфор­мации по теме. Пример анкеты, которая может быть использована для изучения характера отношения подростков к наркомании, представлена в приложении.

Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о сте­пени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:

подростки, имеющие опыт употребления наркотических ве­ществ;

подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;

подростки, имеющие четко сформированное негативное от­ношение к употреблению наркотиков.

Второй этап: организационно-практический.

Время проведения: сентябрь - май.

Цель: реализация антинаркотической работы в образователь­ном учреждении.

предоставить детям объективную, соответствующую возрас­ту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках;

способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуж­дения проблем, связанных с наркоманией;

учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;

создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;

обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.

2) метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание кон­кретных жизненных ситуаций);

3) конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).

Читайте также: