Школа активного гражданина методические рекомендации
Обновлено: 08.07.2024
Проект направлен на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств - благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shkola_aktivnogo_grazhdanina.docx | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по формированию гражданственности
Спицына Т.Д., заместитель директора по ВР
Учиться жить вместе
В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. Постепенно наша страна вступает на путь формирования демократического, правового государства и становления гражданского общества. В этих условиях особую значимость приобретает задача возрождения традиционных патриотических ценностей Отечественной культуры, т.к. будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, защите интересов многонационального государства.
Гражданственность как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным стимулом достижения успеха в международной конкуренции, сохранения и укрепления российской цивилизации. Но в условиях нестабильности общественного развития в России, система гражданско-патриотического воспитания, имеющая в прошлом прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями. Патриотизм неотделим от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который предстоит вновь создавать сегодня, исходя из новых условий и нужд современного общества.
Анализируя современный опыт гражданского воспитания можно выявить ряд противоречий между:
- потребностями общества, государства в формировании гражданина на основе национальных культурно-исторических традиций и преимущественной ориентации молодёжи на абстрактные человеческие ценности;
- потребностью обучающихся в социально значимой деятельности, социального самоутверждения и реальными условиями для их включения в патриотическую деятельность.
Данные противоречия актуализируют проблему духовности человека. При этом, организация гражданского и духовно-нравственного воспитания в школе вооружает школьников знаниями базовых основ русской и общемировой культуры; формирует национальное самосознание, мотивацию к саморазвитию в мире культуры; развивает в каждом ребёнке историческую память, патриотические, гражданские и нравственные чувства; закладывает патриотические основы и умения, необходимые для воспроизводства различных элементов культуры в жизнедеятельности учащихся в школе, семье, окружающей жизни; способствует развитию толерантности, воспитанию доброжелательного отношения к людям других национальностей.
Научные и педагогические основы деятельности по избранному направлению:
Гражданственность, патриотизм и нравственность являются аспектами духовной культуры личности, поэтому решение проблемы гражданско-патриотического воспитания находится в плоскости формирования духовной культуры подрастающего поколения, которую мы рассматриваем как сложное интегративное личностное свойство, включающее гуманистические компоненты базовой культуры личности в их духовной целостности.
Гражданственность нами определяется как комплекс ориентированных на позитивное проявление важнейших качеств и свойств личности в условиях социально значимой деятельности, ее направленности на высшие ценности и нормы общества и государства, ответственности за свой выбор, поведение и самореализацию в интересах их развития и укрепления.
Духовность - это интегративное качество, относящееся к сфере смысло-жизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и “образ человеческий” в каждом индивиде.
Духовно-нравственный компонент гражданско-патриотического воспитания в педагогическом процессе заключается в упрочении духовных связей с окружающей средой, как природной, так и социальной, в формировании устойчивого интереса к историческому прошлому своего народа и народов своей страны, в формировании фундаментальных потребностей: идеальной потребности в познании и социальной потребности “жить для других”.
Возрождение гражданственности и патриотизма в современных исторических условиях является гарантом существования и продуктивного функционирования общества, усиления его культурно-созидательного потенциала, духовного развития составляющих его личностей, установления конструктивного взаимодействия между разными народами в рамках мирового сообщества.
Воспитание духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма предполагает формирование и коррекцию важнейших социально значимых ценностей - качеств, их углубление в процессе овладения знаниями и стимулирования социальной активности детей и молодежи. Это предполагает создание условий для реализации возможностей и способностей личности в различных видах социально значимой деятельности - развивающей и включающей творческое начало.
Гражданское воспитание детей и подростков, в основу которого положен ценностно-деятельностный подход, определяет формирование гражданственности на основе ценностного континуума (мировоззренческие позиции ценностного плана, социально значимые ценности: патриотизм, чувство долга, активность, ответственность, свобода в принятии решений, милосердие и т.п.) и его закрепление в различных звеньях (полях) образовательного пространства: информационном, поликультурном, социальном, воспитательном, в процессе духовно-нравственного развития и социального самоопределения.
Гражданское воспитание основывается на принципах научности, историчности, государственности, приоритетности духовного и культурного наследия России, ее высших ценностей и лучших традиций, системности, преемственности в воспитании духовности, гражданственности и патриотизма с учетом возрастных особенностей и интересов различных групп детей и молодежи, многообразия форм, методов и средств этой деятельности, ее направленности на развитие личности гражданина — патриота России.
Таким образом, концепция проекта МБОУ ТСОШ №1 имени А.А.Мезенцева определяет целевые установки воспитания учащихся соответственно времени и с ориентацией на будущее.
Целью данной деятельности является формирование личности выпускника школы, которому присущи гуманистическая ориентированность и высокая гражданственность, направленность на профессиональный успех и творческая устремленность, интеллигентность, социальная активность и коммуникабельность, чувство гордости за свою страну, малую родину.
Главной задачей работы с учащимися школы можно считать создание условий для активной жизнедеятельности школьников, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей учащихся в интеллектуальном, духовном, культурном и нравственном развитии.
Конечным результатом реализации проекта должны стать:
- положительная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у школьников;
- повышение качества знаний, духовной, нравственной, правовой культуры;
- модульное преподавание основ православной культуры на всех ступенях обучения;
- повышение уровня знаний об отечественной культуре и истории;
- повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации обучающихся;
- увеличение количества детей, охваченных мероприятиями по гражданско-патриотическому воспитанию;
- минимизация негативных проявлений в детской среде, повышение уровня правопорядка.
Оценку эффективности реализации Проекта определяется по следующим показателям:
- Мониторинг сформированности ценностных ориентаций обучающихся (ежегодный анализ результатов).
- Эффективность участия школы в социальных и гражданских акциях, традиционных национальных праздниках, творческих конкурсах, фестивалях, чтениях, соревнованиях разного уровня.
Этапы реализации проекта
Первый этап реализации проекта – аналитико-диагностический (2013 -декабрь)
Задачи первого этапа:
- Формирование нормативно-правовой базы реализации Проекта (Положение о проекте).
- Корректировка учебного плана, рабочих программ учителей.
Второй этап – технологический (2014 - 2016)
Задачи в торого этапа:
- Реализация основных содержательных линий проекта через обогащение содержания образования, активное участие учащихся в социально значимой деятельности.
- Воспитание гражданственности через изучение истории родного края, города, семьи, школы, знаменитых земляков, родителей и выпускников школы.
- Развитие основ гражданско-патриотического и духовного воспитания через обобщение опыта работы участников образовательного процесса, социальное партнёрство, внедрение новых форм, методов и средств по формированию гражданской позиции личности.
Задачи второго этапа реализации Проекта определяют приоритетные направления деятельности по развитию системы гражданского воспитания в школе, а также формы и методы работы в данных направлениях:
1. Реализация основных содержательных линий проекта.
- Изучение воспитательного потенциала содержания учебных дисциплин в области гражданско-патриотического и духовного воспитания.
- Включение в воспитательный процесс инновационных педагогических технологий и методов (ИКТ, метод проектов, коллективное творческое дело, социально-значимая деятельность).
- Оптимизация информационной среды школы (буклеты по основным направлениям деятельности, популяризация достижений учащихся и педагогов, пополнение школьного сайта).
- Развитие системы ученического самоуправления.
- Развитие традиций школы, формирование и сохранение уклада школьной жизни.
2. Воспитание гордости за Российское государство и его свершения
3. Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического и духовного воспитания.
- Создание методической базы данных по проблеме гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания (социальные проекты, введение учебно-исследовательской и поисковой работы учащихся в учебный процесс, проведение круглых столов, работа школьного пресс-центра).
- Реализация социально-значимых проектов по патриотическому воспитанию
- Проведение педагогических советов и круглых столов по проблемам гражданского и патриотического воспитания.
Третий этап – контрольно-обобщающий (сентябрь 2016).
Задачи третьего этапа:
- Обработка данных, полученных в ходе реализации I и II этапов проекта; обобщение экспериментальных и теоретических материалов; создание инновационного банка программ специальных курсов, классных часов с использованием цифровых технологий; популяризация достижений учащихся и педагогов.
- Обобщение опыта работы администрации, педагогов, воспитателей, родителей и учащихся по формированию гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравственным и патриотическим традициям.
- Педсовет “Эффективность гражданского воспитания в школе”.
- Определение перспектив и путей дальнейшего развития.
Предполагаемые результаты реализации проекта и их измерители
1 Повышение качества знаний, духовной, нравственной, правовой культуры
2 Повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации школьников
3 Развитие школьного самоуправления
4 Сформированность Я – концепции, социальная зрелость учащихся
Ответственность за достижение результатов инновационной деятельности лежит на участниках Проекта: администрации школы, учителях-предметниках, классных руководителях, родительском и ученическом коллективах.
Описание системы обеспечения реализации проекта:
Механизм реализации Проекта основывается на совершенствовании форм и методов работы и взаимодействия педагогического и родительского сообщества школы, общественных органов управления, государственно-общественного управления по следующим направлениям:
- ресурсное научно-методическое обеспечение развития системы гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания (разработка мероприятий методическими объединениями, педагогами дополнительного образования, руководителями кружков, клубов, РК, Советом старшеклассников);
- презентация деятельности по реализации проекта и вынесение ее на открытый творческий отчет (включение в предметные недели, в содержание учебных программ и внеурочной деятельности, проведение месячника героико-патриотического воспитания);
- конференции, круглые столы, педсоветы с участием родителей, учителей, учащихся по научно-методической, учебно-исследовательской, практической работе по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию;
- мониторинги результативности деятельности по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, рефлексия и коррекция проекта.
Управление реализацией Проекта формирования гражданской позиции личности осуществляется в установленном порядке:
– взаимодействие между исполнителями Проекта осуществляет координатор – методический совет школы;
– текущее управление реализацией Проекта осуществляется администрацией школы.
В целях визуализации данной информации инициативная группа учащихся может заранее подготовить мультимедийную презентацию, используя информационные материалы (приложение). Можно воспользоваться мультимедийной презентацией, подготовленной Национальным институтом образования.
Ведущий знакомит учащихся с содержанием информационных блоков:
Ведущий организует обсуждение информации, полученной в ШАГе 1
Вопросы для обсуждения:
- Расскажите, что представляет собой современная система здравоохранения Беларуси.
- В Республике Беларусь действуют 16 Республиканских научно-практических центров. В чем особенности данных учреждений здравоохранения?
- Какова, на ваш взгляд, важнейшая задача белорусской медицины?
- Почему Беларусь выбирают площадкой не только для лечения и оздоровления, но и получения медицинского образования?
- Каковы достижения Беларуси в борьбе с вирусными инфекциями (корь, дифтерия, гепатит, туберкулез, краснуха, коронавирус и др.)? Чем обусловлены эти достижения?
- Почему развитие фармацевтической отрасли считается условием национальной лекарственной безопасности государства?
- Какими достижениями фармацевтической отрасли могут гордиться белорусы?
- Какие учреждения образования в Республике Беларусь готовят специалистов для здравоохранения и фармацевтической отрасли?
- В нашей стране насчитывается около сотни медицинских профессий. Какими качествами должны обладать медицинский работник?
- Мы задумываемся о том, чем обязаны врачам, только в критической для собственного здоровья или здоровья близких ситуации. Знаете ли вы, что именами выдающихся врачей названы улицы городов, клиники, исследовательские центры? Есть ли такие объекты в вашем населённом пункте?
- Есть ли среди вас те, кто задумывается о получении в будущем медицинской специальности? Что обусловило такой профессиональный выбор?
В фокусе обсуждения: система здравоохранения, фармацевтическая отрасль, бесплатная и доступная медицинская помощь, высокотехнологичная медицина, передовая медицинская практика, предотвращение распространения болезней и инфекций, экспорт медуслуг, медицинский туризм, высококвалифицированные специалисты в области медицины, компетентность, милосердие, безграничная преданность делу, самоотверженность.
Вопросы для обсуждения:
- Насколько тема здоровья и здорового образа жизни актуальна для вас, представителей молодого поколения? Или забота о здоровье – удел старшего поколения?
- Как вы думаете, что необходимо человеку для сохранения и укрепления здоровья?
- Как вы считаете, что нужно делать, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье?
- Какие условия созданы и создаются в нашей стране для сохранения и укрепления здоровья детей, молодежи, взрослых, для организации здорового образа жизни граждан?
В фокусе обсуждения: здоровая нация, забота государства о здоровье нации, здоровый образ жизни, популяризация здорового образа жизни, оздоровительные мероприятия, критическое отношение к вредным привычкам, отношение к здоровью как величайшей ценности, мотивация к сохранению, укреплению здоровья, активная жизненная позиция, физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия.
Сегодня мы говорили о том, что здоровье человека – это величайшая ценность. В нашей стране созданы все условия для сохранения и укрепления здоровья, так как от здоровья каждого из нас зависит здоровье общества, нации. Наше здоровье – это прежде всего наш образ жизни. И именно от нас зависит будет ли в нем место вредным привычкам, или предпочтение будет отдано физической активности, спорту, рациональному питанию и т.п. – здоровому образу жизни.
- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?
В рамках данного этапа можно предложить учащимся:
составить ТОП-5 достижений белорусской системы здравоохранения за последние 25 лет;
Ключевая идея проекта
Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.
Целевые установки мероприятий проекта для учащихся V–VII классов определяются содержанием девяти тематических блоков, лежащих в основе гражданской компетентности:
Характеристики гражданской компетентности
Активный гражданин стремится к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию
Активный гражданин ценит и уважает институт брака и семьи, он – ответственный семьянин
Активный гражданин осознает себя членом сообщества, стремится сочетать личные и общественные интересы, хорошо воспитан, дисциплинирован, умеет дружить, стремится к новым знаниям
Активный гражданин неравнодушен к тому, что происходит в его ближайшем окружении, и готов прикладывать усилия, чтобы мир рядом с ним становился лучше
Активный гражданин знает, уважает и соблюдает Закон
Активный гражданин социально активен, гордится народом своей страны, осознает себя его представителем, стремится реализовать себя в профессии, чтобы трудиться на благо общества
Активный гражданин осознает ценность и уязвимость природы, стремится к ее сохранению и защите
Активный гражданин знает и ценит культурное наследие своей страны
Активный гражданин политически грамотен, толерантен, обладает широким кругозором
Организационно-методические особенности проекта
Тема классного часа определяется каждым классным руководителем для своего класса в рамках вышеуказанных тематических блоков:
Содержание классного часа определяется классным руководителем с учетом характеристик гражданской компетентности:
Характеристики гражданской компетентности
Активный гражданин стремится к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию.
В фокусе обсуждения:
позитивное отношение к окружающему миру, творческая и социальная инициатива; способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон; умение взглянуть на себя со стороны; умение входить в положение других людей, понимать их чувства, мотивы поведения, прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях; умение выходить из сложных жизненных ситуаций; осознанное отношение к своему здоровью; потребность в самообразовании; воспитание морально-волевых качеств; ценность человеческой жизни; справедливость, бескорыстие, милосердие, доброжелательность, способность к сопереживанию
Активный гражданин ценит и уважает институт брака и семьи, он – ответственный семьянин.
В фокусе обсуждения:
семья и семейные традиции, ценности семейных отношений, семейная дипломатия, обязанности и права в семье, гордость, уважение, чувство любви к своей семье, родителям, родственникам, уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения, умение держать данное слово, забота о своей семье
Активный гражданин осознает себя членом сообщества, стремится сочетать личные и общественные интересы, хорошо воспитан, дисциплинирован, умеет дружить, стремится к новым знаниям.
В фокусе обсуждения:
Активный гражданин неравнодушен к тому, что происходит в его ближайшем окружении, и готов прикладывать усилия, чтобы мир рядом с ним становился лучше.
В фокусе обсуждения:
значение малой родины в жизни каждого человека, знание своих корней, любовь к родной земле, осознание значимости своей деятельности для процветания и развития малой родины, чувство ответственности и гордости за свой край, историко-культурное и духовное наследие
Активный гражданин знает, уважает и соблюдает Закон.
В фокусе обсуждения:
Активный гражданин гордится народом своей страны, осознает себя его представителем, социально активен, стремится реализовать себя в профессии, чтобы трудиться на благо общества.
В фокусе обсуждения:
любовь к Родине, патриотизм, осознание того, что долг каждого гражданина – защита своего Отечества; позитивное отношения к себе и к окружающему миру, соблюдение норм и правил поведения во время общения с окружающими в общественных местах, активная общественная позиция
Активный гражданин осознает ценность и уязвимость природы, стремится к ее сохранению и защите.
В фокусе обсуждения:
любовь к природе и бережное отношение к ней и ее богатствам, понимание красоты, неповторимости природы, экологическая безопасность, экологическая ответственность, экологическая грамотность, участие в экологической деятельности
Активный гражданин знает и ценит культурное наследие своей страны.
В фокусе обсуждения:
ценностное отношение к обычаям, традициям, своего народа, своей семьи; понятие о внешней и внутренней культуре, национальная культура, сохранение культурного и исторического наследия, самореализация в творческой деятельности
Активный гражданин политически грамотен, толерантен, обладает широким кругозором.
В фокусе обсуждения:
бережное отношение к окружающему миру, к себе, к межличностным отношениям со сверстниками и взрослыми, готовность к социальным действиям в соответствии с нормами, принятыми в мировом сообществе
Форма проведения классного часа и его тема
Мероприятия проекта отражаются в плане воспитательной работы классного руководителя, по результатам проведения фиксируются в классном журнале:
Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома
Государственное учреждение образования
Рекомендации про проведению ШАГ в 2021-2022 уч.году
Информационные и методические материалы для организации мероприятий проекта будут размещаться на национальном образовательном портале.
Темы занятий по истории Великой Отечественной войны для IX классов в 2021/2022 учебном году
Международное сообщество накануне и в начале Второй мировой войны
Начало Второй мировой войны.
СССР и Беларусь накануне Великой Отечественной войны
Начало Великой Отечественной войны
Политика геноцида, грабежа и насилия
Антифашистское сопротивление на оккупированных территориях
Боевая, диверсионная и агитационно-пропагандистская деятельность партизан и подпольщиков
Формы и методы борьбы подпольщиков
Деятельность Армии Крайовой (АК), Организации украинских националистов (ОУН) и Украинской повстанческой армии (УПА). Взаимоотношения и формы борьбы
Коренной перелом в Великой Отечественной войне
Освобождение Беларуси от германских захватчиков
Советский тыл в годы войны
Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн. Победа!
Итоги и уроки войны
Занятия по истории
Великой Отечественной войны для IX классов
ШАГ 1
2 сентября 2021г.
Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь.
Информационные материалы размещены здесь.
ШАГ 2
16 сентября 2021г.
Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь.
Информационные материалы размещены здесь.
ШАГ 3
7 октября 2021 г.
Тема: «СССР и Беларусь накануне
Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь.
Информационные материалы размещены здесь.
ШАГ 4
21 октября 2021 г.
Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь.
Информационные материалы размещены здесь.
ШАГ 5
18 ноября 2021 г.
Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь.
Информационные материалы размещены здесь.
ШАГ 6
2 декабря 2021 г.
Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь.
Информационные материалы размещены здесь.
ШАГ 7
16 декабря 2021 г.
Тема "Германский оккупационный режим"
Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь.
Информационные материалы размещены здесь.
Мероприятия
в 2021/2022 учебном году
ШАГ 1
23 сентября 2021 г.
Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь.
Информационные материалы размещены здесь.
ШАГ 2
28 октября 2021 г.
Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь.
Информационные материалы размещены здесь.
ШАГ 3
25 ноября 2021 г.
Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь.
Информационные материалы размещены здесь.
ШАГ 4
23 декабря 2021 г.
Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь.
Информационные материалы размещены здесь.
ШАГ 5
27 января 2022 г.
Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь.
Информационные материалы размещены здесь.
Из опыта реализации проекта
В рамках мероприятия на обсуждение были выдвинуты следующие подтемы:
В наше время уместно говорить об образовании в течение всей жизни, так как в условиях глобальных процессов, происходящих сегодня в экономике, нельзя быть уверенным, что полученная профессия – на всю оставшуюся жизнь. Обстоятельства меняются, и надо быть готовым к смене сферы профессиональной деятельности.
В фокусе обсуждения были: образование ‑ главный приоритет государственной политики; тенденции развития образования в XXI веке; представления о ценности образования в современном мире; формирование интереса к обучению; престижность рабочих профессий; осознание важности образования и науки в современном мире; качество образования.
В фокусе обсуждения: активная гражданская позиция по отношению к труду, профессиональному росту; формирование долгосрочной мотивации учебной деятельности; осознание важности образования для развития личности и общества; интеллектуальный и творческий потенциал; компетентность, мобильность, способность принимать нестандартные, конструктивные решения.
В рамках данного этапа учащимся было предложено:
Читайте также: