Шкала настроения в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

С первых же дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира. Взрослые не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, поступкам, явлениям, формируя тем самым внутренний мир ребенка. Эта работа протекает не только в семье, но и в дошкольных учреждениях под руководством воспитателя.

Целенаправленное формирование внутреннего мира ребенка требует от воспитателя не только понимания его индивидуальных особенностей, общего психофизического развития, условий жизни и воспитания в семье, но и знания о его эмоциональных переживаниях, настроениях, чувствах.

Обоснованием необходимости воспитания чувств у ребенка служит прежде всего необходимость формирования гармонически развитой личности и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития. Недооценка этого, как правило, ведет к преувеличенному, одностороннему развитию какого-то одного качества, чаще всего интеллекта, что, во-первых, не дает возможности глубоко понять особенности самого мышления и управления его развитием, а во-вторых, не позволяет до конца уяснить роль таких мощных регуляторов поведения ребенка как мотивы и эмоции.

Краткая справка.

  • Эмоции – очень важный показатель развития личности и потому – является ключом к разгадке неосознаваемых мотивов.
  • Эмоциональные состояния окрашивают все виды деятельности ребенка.
  • Они не только зависят от характера деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на них.
  • Эмоциональные состояния бывают как типичные, так и случайные.
  • При этом все они носят преходящий характер.
  • Все эмоциональные состояния причинно обусловлены, хотя и не всегда ясно осознаваемы.
  • Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются.
  • Они обнаруживаются в различных настроениях.

Настроение – это более или менее длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность ребенка до нескольких дней. При этом нужно учесть, что настроение всегда имеет причину. Оно накладывает отпечаток на поведение детей, окрашивает их деятельность, стимулирует или подавляет развитие личности.

Не трудно заметить, как неопределенны, изменчивы эмоции и эмоциональные проявления маленьких детей, как непосредственны и импульсивны их эмоциональные реакции, кратковременны их переживания. Однако это не является поводом для невнимательного отношения к настроению или эмоциональному состоянию ребенка.

Воспитатель, который предполагает провести игру или занятие, но плохо разбирается в особенностях эмоционального развития малышей, поневоле встает на формальный путь и требует от них лишь безоговорочного послушания, тогда как, управляя развитием чувств детей, он сможет добиться гораздо бóльших успехов в их воспитании.

Следует учесть, что только при благоприятных условиях развития можно говорить, что устойчивые отрицательные эмоциональные состояния нехарактерны для маленьких детей. При неблагоприятных – у ребенка возникают устойчивые негативные эмоциональные состояния и развивается негативное эмоциональное отношение к определенным сторонам жизни. С одной стороны, это способствует повышенной заболеваемости в детских садах простудными и другими заболеваниями, в том числе неврозами; с другой стороны, приводит к развитию у ребенка нежелательных черт характера (мнительность, тревожность, трусливость и т.д.). При неблагоприятном для ребенка психологическом климате, вызывающем тяжелые переживания, часто дети реагируют общими соматическими расстройствами: потерей веса, рвотой, ночным недержанием мочи и т. д. В ряде случаев у детей могут быть расстройства вегетативной нервной системы, истерические реакции, ночные страхи и т. д.

На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и ее мотивов, а также в связи с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Как одно из условий возникновения у дошкольника сложных эмоций и чувств обнаруживаются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболее важных сфер его психического развития.

Следует заметить, что эмоции играют существенную роль в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного поведения. Но для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт, который он может приобрести только под руководством взрослого.

При внимательном отношении к детям можно заметить, что немалую роль в возникновении отклонений в поведении играют отрицательные эмоциональные переживания, которые могут способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия.

Эмоциональное неблагополучие характеризует отрицательное эмоциональное самочувствие ребенка, которое может возникнуть в разных случаях, например, при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования, иногда при отвращении к определенной пище и т.д. Однако наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворенности ребенка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Поэтому ежедневное обращение внимания воспитатели и других детей к эмоциональному состоянию ребенка, его настроению, позволяет нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания и настроения.

Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими выступает в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, оскорбленного самолюбия. Часто мотивы и эмоции ребенка, побуждающие выступать его определенным образом, не всегда легко выявить и это может стать причиной неправильного и поверхностного суждения о причинах тех или иных поступков детей. Так, бывает, что детей, устраняющихся от общих дел, некоторые воспитатели считают равнодушными; тихих, не мешающих им детей считают благополучными и т.п., но при этом не пытаются расшифровать поведение ребенка и часто оставляют его в покое.

Важно выделять из пестрого разнообразия эмоциональных проявлений ведущие эмоциональные переживания ребенка, которые характеризуют его как жизнерадостного или плаксивого… Это возможно только при регулярном отслеживании настроений и эмоциональных состояний ребенка.

Можно научить ребенка управлять своим настроением, но для этого нужно научить его отслеживать свое эмоциональное состояние и правильно его оценивать. В дошкольном детстве важную роль в формировании эмоциональной культуры отводится именно целенаправленному обучению детей под руководством воспитателя.

При организации работы в этом направлении возникает ряд вопросов, которые нуждаются в детализации, переоценке и систематизации.

Варианты отслеживания эмоционального состояния детей.

Цель: отслеживание эмоционального состояния ребенка для повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания своевременной коррекции и полноценной поддержки развитию личности ребенка.

Задачи:

  • Диагностировать эмоциональное состояние ребенка для корректировки силы и интенсивности воспитательного воздействия через наглядные варианты фиксации полученных данных.
  • Учить определять свое эмоциональное состояние.
  • Развивать эмпатийные способности ребенка (способность постигать эмоциональное состояние свое и другого человека).
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание.

Варианты названий и оформления календарей настроения.

Описание работы: данный материал подходит для воспитателей дошкольных учреждений, которые работают с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Данное пособие позволяет отслеживать настроение детей, приходящих в детский сад и следить за изменением настроения в течении дня.

Данный светофор выполнен из трех кругов, соединенных между собой с помощью атласной ленты. Фотографии детей крепятся на бельевые прищепки.

Цель: совершенствовать умение детей определять своё настроение

Формировать умение анализировать события в течении времени, определять настроение.

Способствовать развитию речи, развивать желание рассказывать о причинах изменения своего настроения.

Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие

Воспитывать умение сопереживать друг другу, делить радость.

Ход работы:

Вырезаем 6 кругов из плотной папки (у меня диаметр 17 см.) и склеиваем их моментом между собой.


Затем обклеиваем их самоклеющейся бумагой и на обратной стороне приклеиваем в два ряда атласную ленту соединяя между собой круги. Далее вырезаем еще три круга из папки уже меньшего диаметра (у меня 16 см.) и так же обклеиваем их бумагой соответствующего цвета. Клеем склеиваем полученные круги между собой.

Следующим шагом вырезаем эмоции. Их я нашла в интернете, распечатала и за ламинировала.


Из остатков папки вырезаем заготовки для фотографий (у меня листочки для мальчиков и цветочки для девочек). На них двусторонним скотчем приклеиваем за ламинированные фотографии детей.


Затем готовые листочки и цветочки приклеиваем к прищепкам клеем момент. Я клеила в перчатках,поскольку, очень пачкаются руки.

Вот как выглядит готовый светофор. У нас он весит при входе в группу,чтобы детки, приходя утром в детский сад, могли сразу же отметить свое настроение.

Красный - плохое настроение, грустное;

Желтый - спокойное настроение;




Хочу отметить, что детям очень интересно отмечать не только свое настроение, но и следить за настроением других ребят в группе.

Безопасность детей — важней всего

Безопасность детей — важней всего Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам.

Правила дорожного движения — важная тема на протяжении всей жизни человека!

Правила дорожного движения — важная тема на протяжении всей жизни человека! Правила дорожного движения -неотъемлемая часть нашей жизни. До прихода детей в детский сад,родители показывают малышам светофоры на перекрёстках.

Градусник настроения

Давая такое упражнение первый раз, проговорите уровень настроения малыша в данный момент. Проговорите, как оно будет меняться, если показатели по шкале будут двигаться вверх и вниз. Таким образом ребенок начнет постепенно учиться самоконтролю.

Градусник настроения можно также использовать для работы с отдельными эмоциями: страхом, обидой, ревностью.


А в конце недели соедините все точки линией и получите график настроения.

Дыхание

Вот какое упражнение ему помогает:

  1. Закрыть глаза и представить, что перед тобой — красивый костюм тигра;
  2. Сделать вдох через нос, надувая при этом живот, и провести руками сверху вниз, как бы надевая на себя костюм;
  3. На секунду задержать дыхание и выдохнуть через рот.

Проделать это упражнение нужно 3 раза — ведь тигром стать не так просто!

Танец эмоций

Предложите малышу придумать свои движения для каждой из эмоций. К примеру, разозлившись — топать ногами, когда страшно — приседать, испытывая интерес — кружиться на месте, радуясь — подпрыгивать на одной ноге.


Исполните вместе получившийся танец эмоций и скажите, что ребенок может делать так каждый раз, когда он окажется не в силах справляться с чувствами.

Если ребенок еще маленький, можно называть эмоции и просить показать их с помощью мимики и жестов. Потом перейти к угадыванию.

Играйте всей семьей, считайте очки — пусть это выглядит как веселое соревнование.

Выслушивание

Последний прием подойдет скорее для родителей, однако без него вся остальная работа может оказаться менее эффективной.

Сядьте на одном уровне с ребенком, сделайте глубокий вдох и сосредоточьтесь. Ваше внимание даст ребенку понять, что вы серьезно относитесь к его проблеме и готовы потратить на нее время.

Используйте все органы чувств: зрение, чтобы наблюдать за физическими проявлениями эмоций ребенка, воображение, чтобы взглянуть на ситуацию с другой точки зрения, и слова, чтобы обозначить эмоцию.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

МЕТОДИКА "РИСУНОК СЕМЬИ"
Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде (выявление тревожности у дошкольников).

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
Методика "Выбери нужное лицо"
Данная методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

МЕТОДИКА "ТРИ ДЕРЕВА" (Э. Клессманн)
Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, хорошо зарекомендовала себя методика "Три дерева".

Важно, что в тесте "Три дерева" изначально не ставится задача сравнивать деревья с членами семьи, как это практикуется в других аналогичных тестах, где ребенку, например, дается задание сравнить каждого члена семьи с каким-то животным.

Э. Клессманн рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три каких-либо дерева, и лишь затем сравнить их членами семьи ребенка.

Тем самым отчасти удается обойти "цензуру", препятствующую проникновению бессознательного материала в сознание. По наблюдениям Э. Клессманн, при непосредственной просьбе представить родителей в виде какого-нибудь животного или дерева дети часто "приукрашивают" выбираемый образ из-за определенной "лояльности". Иногда они даже блокируют появление соответствующей ассоциации.

Читайте также: