Шибц важнейший компонент цифровой школы

Обновлено: 05.07.2024

Основные темы Форума:

Для участия в работе Форума приглашаются делегации из субъектов Российской Федерации в составе следующих представителей: руководитель (специалист) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, методист по учебным фондам, школьные библиотекари, имеющие опыт инновационной деятельности.

Более подробно с информацией о Форуме можно ознакомиться на сайте РШБА.

Ответственный за размещение информации: Валерия Сергеевна Кутузова, методист ГМЦ.

Массово, с достаточно высоким уровнем ресурсного обеспечения данного процесса и заданной заказчиком степенью эффективности может развивать требуемые качества личности только система образования. В качестве заказчика системе образования выступает государство, формализуя общественный заказ, определяя результат на основе изучения и анализа тенденций общественного развития и нормативно закрепляя. Таким образом, социальный заказ никогда не является качественно постоянной категорией. А образовательные системы для достижения требуемых результатов, достаточно четко прописанных в Стандартах, обретают высокую степень способности реагировать на изменения, обучаться, перераспределять ресурсную базу. Вот этот тезис будет являться определяющим для нашего ШИБЦ.

В этой связи вполне своевременным является появление и закрепление ФГОС школьного информационно-библиотечного центра, как закономерного результата эволюции школьной библиотеки.

Теперь определим место и роль ШИБЦ в образовательном процессе. Для этого вновь обратимся к Стандартам. Выделим лишь часть основных акцентов современного образовательного процесса:

• Компетентностные подходы к обучению;

• Раннее выявление и сопровождение одаренности;

• Информационная культура участников образовательного процесса.

Не менее интересными в контексте доклада представляются информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования в части информационно-образовательной среды школы.

Рисунок 1 – Модель образовательного процесса с ведущей ролью ШИБЦ.

· Ресурсное обеспечение образовательного процесса (с учетом специфики приоритетных направлений деятельности учреждения);

· Формирование информационной культуры участников образовательного процесса через освоение новых видов деятельности (при этом повышение квалификации педагогов через освоение новых образовательных практик и инструментария силами как внутреннего, так и внешнего по отношению к субъекту сообщества становится одним из базовых направлений для качественной реализации образовательных задач).

И именно к такому школьному информационно-библиотечному центру мы должны стремиться. Но выполнение любых задач в принципе невозможно без соответствующего ресурсного обеспечения. Наша модель ШИБЦ будет недееспособна без обеспечения ресурсами нового качества, современными. Структура материально-технических ресурсов ШИБЦ отражена в тексте ФГОС. Этой группе посвятим совсем мало времени в силу очевидной необходимости наличия в информационно-библиотечном центре компьютеров (минимум одного), оргтехники. Обязателен выход в Интернет во всех его зонах. Это все очень очевидно. Но самое простое, видимо, всегда порождает большие сложности.

Информационные ресурсы.

Группу информационных ресурсов мы поделим на две категории:

· обеспечивающие деятельность ШИБЦ;

· составляющие информационное поле деятельности.

К первой категории отнесем нормативно-правовые регламентирующие документы, существующий состав которых вызывает больше вопросов, чем несет пользы (но это лейтмотив другого содержания).

А вторая категория представляет собой все видовое многообразие информационных ресурсов, являющихся основой реализации целей учебного процесса. Снова обращаемся к ФГОС. Условно разделим данную категорию информационных ресурсов следующим образом:

· электронные учебные материалы и образовательные ресурсы Интернета;

· печатные образовательные ресурсы по всем предметам учебного плана в фонде;

· электронные информационно-образовательные ресурсы по всем предметам учебного плана в фонде;

· дополнительная литература в фонде;

· отдельной группой выделим ресурсы, создаваемые участниками образовательного процесса.

Большие массивы электронных информационно-методических образовательных ресурсов приведут к осознанной необходимости комплектовать и оценивать их на платформах автоматизированных информационных библиотечных систем, стимулируя расширение номенклатуры традиционных банков, баз данных (в том числе полнотекстовых), электронных каталогов, открытых для доступа всем участникам учебного процесса, в том числе в Сети на платформе средств 2.0. И все это становится возможным в условиях сформированного информационно-образовательного пространства.

Организационные ресурсы .

Новые место и роль ШИБЦ в образовательном процессе влечет за собой организационно более совершенные подходы, направленные на развитие. Определим основные. Итак…

Пространственное расширение ШИБЦ как следствие обновленной миссии модели данного структурного подразделения за счет выделения зон с четким назначением: библиотечная зона, аудио- и видеозоны, компьютерная зона. Схема структурной организации ШИБЦ представлена ниже (см. рисунок 2):

Рисунок 2 - Схема структурной организации ШИБЦ.

Деятельность моделируемого ШИБЦ ориентируется на пользователя. При этом каждый пользователь перестает быть только потребителем ресурсов, а становится источником, выступает в роли автора. ШИБЦ в положительном смысле вынуждает потребителей информационных услуг сотрудничать, порождая круговорот нового знания.

Интеграция ШИБЦ в образовательный процесс (формирование информационной культуры участников образовательного процесса через сопровождение совместных проектов, исследований, поддержку и обеспечение индивидуальных траекторий образования ученика и повышения квалификации учителя и т.п.).

И самая главная группа ресурсов - кадровые.

В условиях кадрового дефицита и в связи с необходимостью решать новые задачи ШИБЦ ориентируется на сотрудничество с педагогическим коллективом (учителя информатики и учителя-предметники с высокой степенью мотивации), с учащимися. Что становится возможным и будет способствовать эффективному достижению новых образовательных результатов в качественно ином формате информационно-образовательного пространства.

Управлять качественно иным содержанием ресурсных групп, обеспечивающих эффективность деятельности ШИБЦ (при условии грамотного управления) должен специалист совершенно иной формации. В связи с этим должна возникнуть двойная квалификация основного специалиста информационно-библиотечного центра - школьного библиотекаря (оптимальный вариант – библиотекарь-педагог информационной культуры).

Преодолевая диссонанс между своими возможностями и требованиями активных участников образовательного процесса, специалист ШИБЦ (библиотекарь) повышает роль школьной библиотеки, эволюционировавшей в ШИБЦ, в образовательном процессе, выводит ее на новый уровень развития, отказываться от традиционности.

Школе необходим Специалист (Библиотекарь), заинтересованный в профессиональном развитии через повышение квалификации, непрерывное самообразование, инициирующий сетевые проекты (минимум на уровне образовательного учреждения) и участвующий в них, не только сам активно использующий современные ИКТ и Интернет-практики, но вовлекающий в этот процесс всех участников образовательного процесса. Только развивающийся кадровый ресурс современного ШИБЦ способен эффективно использовать, приумножать ресурсы др. групп. И на его развитие, в том числе, необходимо затрачивать усилия соответствующих субъектов образовательной системы.

Огромный потенциал, заложенный в модели информационно-библиотечного центра школы как ядра информационно-образовательного пространства, требует дифференцированной практической реализации. Но эффект положительной отдачи будет возникать всегда.

· учебная (действуют Школа новых информационных технологий, Школа библиотекаря)

· формирование профессионального сообщества работников школьных библиотек/медиатек;

· содействие решению актуальных проблем библиотечной практики;

· развитие взаимодействия внутри сообщества.

При использовании блога, в том числе, и как площадки для повышения квалификации библиотекарей через серии тематических публикаций (в частности и по вопросам использования ИКТ и Интренет-практик в школьной библиотеке) и ответы на вопросы библиотекарей, стало заметно повышаться их самомотивация к освоению новых форм работы, вырос интерес к дистанционному общению с коллегами, участниками образовательного процесса. Появилась заинтересованность в новом имидже своей библиотеки. Активизировалось использование ИКТ в деятельности библиотеки. Больше стали интересоваться электронными каталогами, технологиями мультимедиа, вопросами совместимости своих разработок и АИБС с ОС Линукс.

Всё говорит об огромном потенциале представленной модели модернизированной школьной библиотеки – информационно-библиотечного центра в деятельности образовательного учреждения в новой формате информационно-образовательного пространства в свете новых реалий образования, а значит, у нее есть будущее. Главное не упустить момент, просто захотеть реализовать такую модель на практике и начать… с Себя! Успех не заставит себя ждать, нужно только определить из какой почвы он произрастает.

Основные темы Форума:

Для участия в работе Форума приглашаются делегации из субъектов Российской Федерации в составе следующих представителей: руководитель (специалист) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, методист по учебным фондам, школьные библиотекари, имеющие опыт инновационной деятельности.

Более подробно с информацией о Форуме можно ознакомиться на сайте РШБА.

Ответственный за размещение информации: Валерия Сергеевна Кутузова, методист ГМЦ.

Автор: Яровая Любовь Ивановна

Населенный пункт: Белгородская область, п.Ровеньки

Введение

Люди перестают мыслить,

когда перестают читать

Сегодня во всем мире пересматриваются задачи образования. Главной целью является развитие творческой личности, становление человека, который учится всю жизнь и для которого этот процесс становится интересным, поскольку он умеет учиться. Информационно-библиотечные центры становятся важным ресурсом образования, а педагог-библиотекарь - ключевой фигурой в обучении и консультировании учащихся при работе с новыми информационными технологиями.

Предоставляя доступ к информационным ресурсам различных форм и видов, информационно-библиотечный центр помогает в воспитании квалифицированного читателя, обладающего критическим мышлением, умеющего ориентироваться во всем многообразии доступной информации.

Школьный информационно-библиотечный центр занимает важное место в становлении информационной компетентности учащихся, а также содействует развитию навыков непрерывного образования школьников методом обучения их информационно-поисковой деятельности, включающей в себя:

• навыки использования различных способов информационно-поисковой деятельности (библиотечно-библиографическая компетентность);

• умения анализировать и оценивать информацию (критическое мышление);

• умения перерабатывать и структурировать текст (культура чтения);

• умения использовать современные информационные технологии.

И перед нами стоит задача не только передать определённый набор знаний и умений, но и развить у обучающихся стремление к саморазвитию. С помощью поиска новой информации, ее использования, актуализации и умения творчески применять полученные знания на практике. На первый план выходит умение быстро ориентироваться в информационном пространстве, способность находить, анализировать и обобщать информацию. И в этом первым помощником является информационно-библиотечный центр.

1. Паспорт проекта

Школьный информационно-библиотечный центр — центр формирования информационной компетентности участников образовательного процесса

Фактический адрес, телефон, электронный адрес, сайт, директор

Адрес: 309740, Белгородская область,

Ровеньский район, п. Ровеньки, ул. Ленина, д. 147.

Директор: Киселёв Эдуард Николаевич

Нормативноправовая база проекта

Конвенция ООН о правах ребенка;

Руководства Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) для школьных библиотек, 2015 г.;

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утв. Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 04.10.2010г. № 986);

Директор школы Киселев Эдуард Николаевич

Администрация школы, сотрудники ИБЦ Яровая Любовь Ивановна,учителя, технические специалисты учащиеся, родители

Модернизация школьной библиотеки в Информационно-библиотечный центр (ШИБЦ), формирование единой образовательной среды, способствующей информационному обеспечению образовательного процесса, и обеспечивающей необходимые условия для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) как ключевого инструмента новой инфраструктуры школьного образования, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания.

1. Создание нового уровня информационных ресурсов и материально-технической базы, соответствующих современным требованиям образовательного процесса.

2. Организация открытого доступа к информационным ресурсам, обеспечение комфортных условий для их использования всем участникам образовательного процесса.

3. Формирование учебного и методического фонда, соответствующего Федеральному перечню учебников.

4. Комплектование документального фонда библиотеки классической и детской литературой, энциклопедически

5. Внедрение информационных технологий в области библиотечных услуг в деятельности ИБЦ.

6. Формирование информационной культуры учащихся: обучение навыкам поиска, извлечения, критического анализа и самостоятельного использования информации.

7. Взаимодействие усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к чтению школьников

Этапы реализации проекта

  1. Организационный (2021-2022г.) Создание рабочей группы -изучение лучшего опыта и перспективных направлений развития ИБЦ общеобразовательных организаций России;
  2. Этап реализации (2023-2025.) Обновление нормативной базы, пересмотр видов деятельности и спектра услуг. Подготовка кадров формирование ресурсной и материально-технической базы. Освоение новых технологий информационного обслуживания.
  3. Обобщающий (2026) Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальней развития Библиотечно-Информационного центра (ИБЦ) школы
  1. Создание ИБЦ на базе школьной библиотеки
  2. Повышение качества организации библиотечно –информационного обслуживания читателей.
  3. Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к информационным ресурсам.
  4. повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания учащихся, учителей и родителей.
  5. Повышение читательской компетенции детей и подростков
  6. Улучшение комплектования библиотечного фонда.
  7. Укрепление материально- технической базы.

2. Обоснование актуальности проекта

3. Миссия ШИБЦ:

Информационно-библиографическая поддержка всех школьных образовательных проектов и программ.

ведущей целью деятельности школьного информационно-библиотечного центра является обеспечение доступности и удовлетворение информационно-образовательных потребностей субъектов образовательной практики школы, организация коллективного выстраивания нового знания и освоения новых способов работы с информацией, формирование инновационных практик организации образовательного процесса в условиях информатизации..

  1. Задачи проекта:
  1. сбор, организация хранения и обеспечение сохранности и доступности для пользователя;
  2. создание условий для организации работы по формированию и развитию информационной культуры и читательской компетентности.
  3. предоставление пользователям возможности доступа к информационным ресурсам электронной библиотеки;
  4. Создание условий для популяризации чтения;

Образовательная - способствует интеграции отдельных предметных дисциплин в рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности, способствует формированию предметных иметапредметных универсальных учебных действий.

Информационно-методическая - как функция обеспечения доступа участников образовательного процесса к информации способствует формированию навыков метапредметной деятельности, всестороннему овладению навыками работы с информацией. Кроме того, данная функция предполагает развитие педагогических работников и обеспечивает кадровые условия реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Культурно- просветительская – способствует формированию личностных результатов, определенных ФГОС, таких как формирование целостного мировоззрения, ответственного отношения к учению, самообразованию и развитию, воспитание гражданской идентичности и передачи всего комплекса ценностей, заложенных федеральными государственными образовательными стандартами.

7 . Основные направления ИБЦ

  1. Создание единого информационно-образовательного пространства ОУ;
  2. Организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания для всех категорий пользователей, обеспечение их безопасного, свободного доступа и информации, идеям, знаниям, культурным ценностям.
  3. Организация систематического чтения обучающихся с учетом их культурных и языковых особенностей.
  4. Воспитание гражданского самосознания, развитии их творческих способностей, помощь в социализации обучающихся,
  5. Организация досуга, связанного с чтением и межличностного общения в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных психофизических, особенностей обучающихся.
  6. Совершенствование номенклатуры представляемых ИБЦ услуг на основе внедрения новых информационных технологий, компьютеризации библиотечно-информационных процессов, интеграция в киберпространство; организация комфортной библиотечной среды, воспитания информационной культуры учителей и учащихся.

8. Ожидаемые результаты реализации проекта

Реализация мероприятий Проекта позволит создать условия для обеспечения достижения новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) за счёт преобразования библиотеки в информационно – библиотечный центр, который позволит:

- заниматься образовательной деятельностью в комфортной среде, обеспечивающей условия для индивидуальной и групповой работы за счет использования различных зон пространства ИБЦ;

- иметь доступ ко всему объему программных произведений, включенных в образовательную программу школы; справочно-информационной литературе; учебно-методической литературе за счет возможности использования виртуальных библиотек, электронных образовательных ресурсов и учебно-методических комплексов;

- использовать компьютерную технику в ИБЦ для, тиражирования, сканирования, копирования образовательных ресурсов;

- бесплатно пользоваться беспроводным интернетом как с использованием ноутбуков ИБЦ, так и собственных персональных гаджетов с безопасным доступом во всемирную сеть;

- пользоваться ресурсами ИБЦ (печатными, электронными, консультативными) в плане профессионального самоопределения;

Ожидаемые результаты реализации Проекта повлияют на улучшение качества новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), что обеспечит повышение уровня социализации, конкурентоспособности и мобильности выпускников школы.

  1. Информационная справка о школьной библиотеке

Библиотека школы занимает отдельное изолированное помещение, которое включает в себя две комнаты площадью 95 кв.м.

Структура библиотеки: абонемент, книгохранилище

Библиотека оборудована: стеллажи для книг(10 шт.); шкафы (7 шт.); столы для читателей (10 шт.); стулья (18 шт.); компьютер (2шт.); многофункциональное устройство: принтер, сканер и ксерокс, стол библиотекаря (1 шт.); круглый стол – столы - трансформеры, на колесиках.

Организует работу библиотеки один работник – заведующая библиотекой Яровая Любовь Ивановна, работающая на 1,5 ставку. Образование высшее, общий стаж – 36 лет, библиотечный стаж – 36 лет, стаж работы в данном учреждении – 18 лет.

Читайте также: