Шесть слов о священстве иоанна златоуста краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Содержание.
I. Введение.
II. Служить, управлять, учить.
III. Заключение.

III. Заключение.
Следует отметить, что вследствие ограничений размера реферата, удалось осветить далеко не все аспекты пастырского служения, описанные святителем Иоанном Златоустом. Но хочется надеется, что автору удалось коснуться именно тех штрихов к портрету священника, которые наиболее актуальны в наше время. Ведь, если у нас не будет таких священников, как описывал Святой, земная Церковь утратить свою силу, как соль, переставшая быть соленой, и она будет попираема врагами.


Список литературы
Источники:
Свт. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений в двенадцати томах, том первый. Изд-во СПбДА, 1895.

Святитель Иоанн Златоуст, будучи диаконом в Антиохии (380-386 гг.), всячески желал избежать принятия пастырского служения.

Святитель с особенным благоговением относится к пастырскому званию, понимает его слишком высоко и потому страшится великой ответственности, соединяемой с этим служением.

«Священство, — говорит он, — совершается на земле, но принадлежит к порядку небесных учреждений, и — весьма справедливо. Ни человек, ни ангел, ни архангел, ни другая какая сотворённая сила, но сам Утешитель установил это служение и побудил людей, ещё пребывающих во плоти, подражать службе ангелов.

Поэтому, священник должен быть так чист, как бы стоял на Небе, посреди ангельских сил…

Какая власть больше этой?

Говоря затем о нравственной чистоте священника, соответствующей высокому служению его, святитель Златоуст вопрошает: каков должен быть тот, кто молится за целый город, за всю вселенную и умилостивляет Бога за грехи всех – не только живых, но и умерших?

Для такой молитвы я не считаю достаточным даже дерзновения Моисея и Илии.

Он (священник) так приступает к Богу, как будто ему вверен весь мир, и он есть отец всех.

Молит о прекращении повсюду войн, утешении мятежей, просит о мире, плодородии, скором устранении всех тяготеющих бедствий, частных и общественных.

Он должен во всем столько превосходить всех, за которых просит, сколько защитник превосходит защищаемых.

А когда он призывает Святого Духа, совершает страшную Жертву и постоянно касается общего всех Владыки, — скажи мне, где поместим его?

Какой потребуем от него чистоты и какого благоговения?

Подумай, каковы должны быть руки, служащие этому?

Каков язык, произносящий эти слова?

Не всегда ли душа светлее и чище, принимающая этого духа? Тогда ангелы предстоят священнику, весь чин небесных сил взывает и, в честь Лежащего, наполняет место около Престола (Кн. 6. С. 106-107).

Неудивительно, после этого, если даже такие великие мужи, как апостол Павел, вознесшийся до третьего Неба и удостоившийся тайн Божьих (2 Кор. 12:2), всегда страшились, взирая на важность пастырского долга.

Обращаясь потом к вопросу о своём уклонении от священства, святитель Златоуст отвечает: «Если бы достаточно только было называться пастырем и исправлять должность как попало, и если бы не было никакой опасности, пусть желающий обвиняет меня в тщеславии. А когда принимающему на себя пастырство должно иметь великое благоразумие, прежде благоразумия великую благодать у Бога, правоту нравов, чистоту жизни и добродетель более, нежели человеческую, то ты не откажешь мне в прощении за то, что я не хотел напрасно и безрассудно погубить себя…


«Душу священника обуревают волны, сильнейшие тех, какие ветром поднимаются на море. И прежде всего видится огромная скала тщеславия, гораздо опаснее скалы сирен, о которой баснописец рассказывает чудеса…

Если бы кто вручил мне настоятельство, то было бы всё равно, если бы он, связав назад мне руки, бросил меня живущим на той скале зверям для того, чтобы они меня каждый день терзали.

Какие же это звери?

Достоинство кандидата в священство святитель Златоуст определяет не внешними его заслугами и даже не одним только благочестием его.

«Знаю многих, — говорит он, — подвизавшихся всё время, изнуривших себя постом, — пока они могли быть в уединении и заботиться о себе, угождали Богу, и каждый день успевали в любомудрии.

А когда, став в толпе, принуждены были исправлять невежество народа, то одни в самом начале оказались неспособными к такому делу, иные же, вынужденные остаться, бросив прежний образ жизни, весьма много повредили себе и не принесли никакой пользы другим.

«Особенно же он должен заботиться о развитии в себе дара слова.

Образованные люди должны больше трудиться, чем неучёные. Никто не обвинит этих последних, если они не произнесут ничего достойного внимания. А те, если не всегда будут произносить что — ибо выше того мнения, какое все имеют о них, получат от всех упреки.

libking

свт.Иоанн Златоуст - О священстве (6 Слов) краткое содержание

Слова о Священстве написаны св. Иоанном Златоустым по следующим обстоятельствам: в 374 году по Р. Х., когда он жил вместе с другом и сверстником своим Василием вдали от мирских дел, собравшиеся в Антиохии епископы вознамерились поставить их обоих епископами, о чем молва дошла и до них; св. Иоанн, представляя высокую важность пресвитерскаго и епископскаго служения и считая себя неприготовленным к надлежащему исполнению обязанностей пастыря Христовой церкви, скрылся тайно от всех и даже от своего сожителя, который и был возведен в сан епископа (вероятно, Рафаны Сирийской, близ Антиохии); но вскоре затем, увидевшись с св. Иоанном, высказал ему свои дружеския упреки за уклонение от священнаго сана, на которые и служат блистательным ответом предлагаемыя шесть слов о Священстве. Таким образом написание этих слов должно быть отнесено к годам после 374-го, но не позже 386 года, в котором св. Иоанн уже был рукоположен в пресвитера.

О священстве (6 Слов) - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

МНОГО было у меня друзей, искренних и верных, знавших и строго соблюдавших законы дружбы; но из многих один превосходил всех других любовию ко мне и столько успел в этом опередить их, сколько они — людей равнодушных ко мне. Он всегда был неразлучным спутником моим: мы учились однем и тем же наукам и имели одних и тех же учителей; с одинаковою охотою и ревностию занимались красноречием и одинаковыя имели желания, проистекавшия от одних и тех же занятий. И не только в то время, когда мы ходили к учителям, но и по выходе из училища, когда надлежало совещаться, какой нам лучше избрать путь жизни, и тогда мы оказались согласными в своих мыслях.

2. Кроме этих и другия причины сохранили единодушие наше неразрывным и твердым; ибо мы не могли превозноситься один пред другим знаменитостию отечества; не было и того, чтобы я изобиловал богатством, а он жил в крайней бедности, но мера нашего имущества столь же была равна, как и наши чувствования. И происхождение было у нас равночестное, и все содействовало нашему согласию.

3. Но когда надлежало ему, блаженному приступить к монашеской жизни и к истинному любомудрию, тогда у нас нарушилось равновесие; его чаша, как более легкая, возвысилась, а я, еще связанный мирскими стремлениями, унизил свою чашу и склонил вниз, отяготив ее юношескими мечтами. Хотя при этом дружба наша и оставалась столь же крепкою, как и прежде, но общежитие расторглось; потому что не возможно было жить вместе занимающимся не одним и тем же. Когда же и я несколько освободился от житейской бури, то он принял меня к себе с распростертыми руками; но и тогда мы не могли соблюсти прежняго равенства; опередив меня и временем и оказав великую ревность, он опять стоял выше меня и достигал великой высоты.

4. Впрочем, как человек добрый и дорого ценивший нашу дружбу, он, отказавшись от всех других, разделял со мною все время, чего и прежде желал, но встречал препятствие к тому в моей беспечности. Кто был привязан к судилищу и гонялся за сценическими увеселениями, тот не мог часто проводить время с человеком, который был привязан к книгам и никогда не выходил на площадь. Но когда, после прежних препятствий, он привлек меня к одинаковой с ним жизни, тогда и выразил желание, которое давно хранил в себе, и уже не оставлял меня ни на малейшую часть дня, не переставая убеждать, чтобы каждый из нас оставил свой дом и мы оба имели одно общее жилище, в чем и убедил меня, и это даже уже было близко к исполнению.

Священники Самарской семинарии - http://www.diveevo.ru/

Учение о пастырстве свят. Иоанна Златоустого в основе своей мы найдем в его шести словах "О священстве" 1 , которые написаны святителем по поводу упреков его друга Василия. Когда собравшиеся в Антиохии епископы решили поставить их обоих епископами, то свят. Иоанн, считая себя неготовым к высокому служению священства и епископства, скрылся, не сказав ничего Василию, которого и рукоположили. Встретившись с Василием, будущий Златоустый архипастырь объясняет другу свое поведение, говоря о своей немощности и неготовности для пастырского служения. При этом свт. Иоанн рисует тот идеал пастыря, который должен иметь в виду каждый православный священник, и знать о котором должен каждый христианин, особенно - желающий стать священником.

Свт. Иоанн Златоуст начинает разговор о пастырском служении с размышления о том, что далеко не все могут стать пастырями, а лишь те, "которые много превосходят всех и столько превышают прочих душевною добродетелию, сколько Саул (превосходил) весь народ еврейский высотою тела (1 Цар. X, 23), или еще гораздо более… сколько одаренные разумом люди отличаются от бессловесных, такое же должно быть различие между пастырем и пасомым…".

Последующие рассуждения святителя показывают правоту этих слов. Свт. Иоанн рисует образ пастыря-воина, отражающего нападения бесчисленных врагов; это и "духи злобы поднебесные", и многочисленные страсти, прельщения и искушения этими духами возгреваемые и насылаемые: "Видишь ли страшное множество врагов и свирепые полчища, вооруженные не железом, но имеющие достаточную силу в самом существе своем, вместо всякого оружия. Хочешь ли видеть и другое войско, дерзкое и жестокое… ?" Свт. Иоанн вопрошает своего друга, описывая борьбу пастыря за себя и за своих пасомых, но это вопросы и к каждому христианину, обязанному постоянно помнить о непрестанной духовной брани.

Сравнивая пастыря-священника с пастухом стад и табунов, Златоуст сетует на то, что пастух овец свободен в своем распоряжении ими, а пастырь "овец словесных" должен убедить пасомых принять врачество недугов душевных, "…он не может с такою же властию лечить всех людей, с какою пастух овцу" и далее: "…Требуется много искусства для того, чтобы страждущие убедились добровольно подвергнуться врачеванию от священников, и даже, чтобы благодарили их за врачевание". Мы видим, что помимо образа воина, свт. Иоанн, для раскрытия сути пастырского служения, использует и образ врача и говорит о необходимости мудрости и гибкости для пастыря, чтобы найти единственно верный способ лечения заблудших и болезнующих душ пасомых: "…Пастырю надо иметь много благоразумия и много очей, чтобы со всех сторон наблюдать состояние души. Как многие приходят в ожесточение и предаются отчаянию в своем спасении потому, что не могут переносить жестокого врачевания, так, напротив, есть и такие, которые, не получив наказания, соответственного грехам, предаются беспечности, становятся гораздо хуже и решаются грешить еще больше".

Пастырь должен трудиться и для возвращения отделившихся от Церкви бывших ее членов, и для этого ему "нужна душа мужественная, чтобы не ослабеть, чтобы не отчаяться в спасении заблуждающихся…".

Поэтому св. Иоанн не устает повторять об ответственности и высоте священнического служения. Священство, по его мысли, "…столько выше всякой власти, сколько дух превосходнее плоти …". Священник должен быть чист, как будто служит он на небесах посреди ангелов, потому что "священнослужение совершается на земле, но по чиноположению небесному; …ни человек, ни ангел, ни архангел, и ни другая какая-либо сотворенная сила, но сам Утешитель учредил это чинопоследование и людей, еще облаченных плотию, сделал представителями ангельского служения".

Совершаемая священником Евхаристия - высшее служение, к которому может быть призван человек на земле: "Кто размыслит, как важно то, что человек, еще облеченный плотию и кровию, может присутствовать близ блаженного и бессмертного Естества, тот ясно увидит, какой чести удостоила священников благодать Духа".

Власть наибольшая на земле - власть священника, связывающего и разрешающего души, сообразуясь с их состоянием: "Земные властители имеют власть связывать, но только тело; а эти узы связывают самую душу и проникают в небеса; что священники совершают на земле, то Бог довершает на Небе, и мнение рабов утверждает Владыка".

Без священников, без церковных таинств, никто не может получить спасения: "…Безумно не уважать такую власть, без которой нам невозможно получить спасения и обетованных благ. Если никто не может войти в царствие небесное, "аще не родится водой и Духом" (Иоанн. 3, 5), и не ядущий плоти Господа и не пиющий крови Его лишается вечной жизни (6, 53), а все это совершается никем иным, как только этими священными руками, т. е. руками священника, то как без посредства их можно будет кому-нибудь избежать геенского огня или получить уготованные венцы?"

Священник больше, чем родители по плоти, так как "одни рождают для настоящей жизни, другие - для будущей".

Поэтому свт. Иоанн говорит, что священник должен иметь выдающиеся качества: "…Великое благоразумие и еще прежде благоразумия великую благодать Божию, правоту нравов, чистоту жизни, и добродетель более, нежели человеческую…".

Это тем более необходимо, так как, по словам Златоуста, "душу священника обуревают волны, большие тех, какие бывают от ветров, возмущающих море". Волны - это страсти и пороки: "…тщеславие. гнев, уныние, зависть, вражда, клеветы, осуждение, обман, лицемерие, козни, негодование на людей невинных, удовольствие при неблагополучии служащих, печаль при их благосостоянии, желание похвал, пристрастие к почестям (оно более всего вредит душе человеческой), учение с угождением, неблагодарное ласкательство, низкое человекоугодие, презрение бедных, услужливость богатым, предпочтения неразумные и вредные… страх рабский, приличный только презреннейшим невольникам, недостаток дерзновения, степенный вид смиренномудрия, но без истинного смирения, уклончивые обличения и наказания или, лучше сказать, пред незначительными людьми - чрезмерные, а пред сильными - безмолвные".

Святитель далее поясняет, что не священство причина всех этих зол, а вверяющие священство недостойным и принимающие священство, "не узнав наперед собственных душ". Златоуст говорит, что именно от недостойных священников нестроения и смятения в церквах: "Отчего, скажи мне, по твоему мнению, происходят такие смятения в церквах? Я думаю, ни от чего иного, как от того, что избрания и назначения предстоятелей совершаются без разбора и как случится".

Священник должен быть всегда ориентирован на делание в духе правды и простоты. Желание власти приводит к боязни потерять ее, а это, в свою очередь, к многим тяжким грехам: "…Опасающиеся и боящиеся низвержения претерпевают жалкое рабство, соединенное со многими бедствиями, и часто принуждены бывают оскорблять и людей и Бога".

Священник должен быть чист от страстей, особенно - хранить душу от гнева: "Ничто так не помрачает чистоту души и ясность мысли, как гнев необузданный и выражающийся с великою силою".

Пастырь, вступая на служение, становится на виду у всех, становится примером для подражания, поэтому "…душа священника должна со всех сторон блистать красотою, дабы она могла и радовать и просвещать души взирающих на него". "Тщательная бдительность и настоящее бодрствование над своей жизнью" должны быть у священника, учил святитель.

Огромная ответственность лежит на пастыре, когда он накладывает то или иное наказание, епитимью, на пасомого. Здесь, по словам Златоуста, очень важно видеть душу пришедшего за помощью и точно определять меру наказания: "Требуется величайшая внимательность. Чтобы то самое, что делается для пользы, не причинило ему большего вреда: ибо за каждый из тех грехов, которые он совершил после такого врачевания, вместе с ним подлежит наказанию и врач, нехорошо лечивший рану".

Пастырь должен хорошо разбираться во всех ересях и ложных учениях о Боге, чтобы спасать от них своих пасомых: "Если пастырь не умеет хорошо отражать все …ереси, то волк может и посредством одной пожрать множество овец".

Пастырь должен учить свою паству. Учить словом и учить делом. Святитель говорит о том, что мало для священника одной праведной жизни, нужно еще и знание и твердое стояние в догматах истины: "Это - совершеннейший способ учения, когда и делами и словами приводят поучаемых к той блаженной жизни, которую предписал Христос".

Священник должен относиться к пасомым как отец к своим малолетним детям: "Как от этих мы не отвращаемся, когда они оскорбляют, или ударяют, или плачут, и даже, когда смеются и ласкаются к нам, не очень заботимся об этом, так и священники не должны ни надмеваться похвалами народа, ни огорчаться порицаниями, если они будут неосновательны".

Священник - всегда учитель. Житейские его заботы не должны мешать его "делам духовным". "Учитель должен… сеять ежедневно, чтобы слово учения, по крайней мере, непрерывностию своею могло укрепиться в слушателях".

"Священники - соль земли", - говорил свт. Иоанн Златоуст, опираясь на апостола и евангелиста Матфея. Пастырь должен, учит святитель, "знать все житейское не менее обращающихся в мире, и быть свободным от всего более монахов, живущих в горах".

Подводя некоторые итоги рассуждениям святителя Иоанна Златоуста о пастырском служении в словах "О священстве", мы можем отметить следующее: Святитель говорит о высоте пастырского служения, с которым не может быть поставлено рядом ни одно дело человеческое на земле. Соответственно, пастырь должен быть чист душою, владеть словом и знать христианское вероучение. Целый ряд образов использует свт. Иоанн для раскрытия различных граней священнического служения: это и, собственно, пастырь и отец, учитель, врач, воин.

Следуя за мыслью святителя, мы начинаем понимать, что священство предполагает святость и никак не менее. Все христиане призваны стать чадами Божиими по благодати, но на священнике - миссия руководства церковным народом, поэтому он должен быть "солью", чтобы "осаливать" других, должен стяжать благодать, стать святым, чтобы помочь в этом пасомым.

1. Свт. Иоанн Златоуст. О священстве / Собр. соч. в 12 т. Т. 1, кн. 2. - М., 1991, репринт.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Читайте также: