Схемы по робототехнике в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Анжелика, думаю, что это экспериментальная площадка. В обычных садах и для воспитателей-то нет ноутбуков

Татьяна Дубоенко

Лилия Дегтярева

Готовлюсь к семинару по легоконструированию. Моя тема связана с экологией в детском саду. Может у кого есть материал?

Диана Бусыгина

Нас в педе учили конструированию из лего (робототехника).. Но в детском саду это не реально. Если только в частном, где детей мало, а денег достаточно (для закупки конструкторов.. Они дорогие)

Ольга Дымшакова

😉

Диана, у нас гос.учереждение и робототехника по полной! И на каждом столе планшет и ещё много чего. А на фото Пермский сад "Легополис"

Задача, которая сейчас стоит перед системой российского образования – подготовка инженеров-творцов, которые могли бы изобретать и внедрять новые технологии, аналогов которым не было бы в мире. Сейчас можно утверждать, что в ближайшие пять лет самыми востребованными профессиями будут инженерные специальности. Соответственно, те дети, которые будут увлекаться робототехникой и конструированием уже сейчас – это будущие инженеры-инноваторы, которые будут востребованы в разных сферах жизнидеятельности.

Увлечение робототехникой, программированием, конструированием побуждает детей любого возраста к творческому мышлению и производству уникального продукта. Это залог успешного будущего не только для отдельно взятого ребенка, но и для страны в целом.

Начинать учить детей робототехнике нужно как можно раньше, так как интерес к инженерным специальностям проявляется буквально с 5 лет. Этот интерес нужно развивать и продвигать повсеместно, не только в школах, но и в детских садах, частных клубах и кружках.

Что такое робототехника?

Робототехника - это создание роботов из специальных конструкторов. Мы с этой целью используем наборы LEGO, в которые входят пластиковые детали, двигатели, различные датчики (движения, цвета, препятствия, ультразвуковые и пр.) и программируемый блок. В комплект входит также среда разработки программ, непосредственно с которой и нужно работать, чтобы "оживить" робота.

В чём цель занятий робототехникой?

Ребёнку интересно собственными руками создать настоящего робота и понаблюдать за результатом своих трудов. А перед педагогом стоит другая задача: познакомить детей с основами программирования, развить конструкторские навыки, логику, целеустремлённость, уверенность в себе. Робототехника – это идеальное сочетание развлечения с развитием, удовольствия с пользой.

Как проходят занятия робототехникой?

Детям выдаются наборы конструкторов и инструкция, по которой нужно собрать определённую фигуру (собачку, слона, змею, тачку и др.). Затем начинается самая ответственная часть работы – программирование. На компьютере ребята пишут программу, которая будет управлять роботом, и сохраняют её на закреплённом на роботе программируемом блоке. В конце занятий происходит тестирование роботов – они включаются и делают то, чему их "научили".

Робототехника уже показала высокую эффективность в воспитательно-образовательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей разных возрастных групп.

С помощью конструктора создаются условия для решения задач образовательной деятельности с дошкольниками по следующим направлениям:

• развитие мелкой моторики рук, стимулируя общее речевое развитие и умственные способности;

• обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве;

• получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии;

• расширение представлений детей об окружающем мире;

• развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления;

• обучение воображению, творческому мышлению;

• овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;

• обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.

Занимаясь конструированием, дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей и, следовательно, планировать деятельность.

Таким образом, использование Робототехнике в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Методическая разработка

«Лего-конструирование и образовательная робототехника

Рубаняк Татьяна Юрьевна

Республика Коми, г. Усинск

Основная часть

Список использованных источников и литературы

Приложение 1. Перспективное планирование для воспитанников второй младшей группы (3-4 года)

Приложение 2. Перспективное планирование для воспитанников средней группы (4-5 лет)

Приложение 3. Перспективное планирование для воспитанников старшей группы (5-6 лет)

Приложение 4. Перспективное планирование для воспитанников подготовительной группы (6-7 лет)

В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения), что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе. Конструирование в детском саду было во все времена. Оно проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме.

В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего-конструирование и образовательная робототехника.

Эта технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО), потому что:

- дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.

- формировать познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.

Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

В последние годы стали появляться книги и статьи, которые дают нам информацию о лего-конструировании и образовательной робототехнике.

В современной литературе, на сайтах педагогических сообществ, представлены методические разработки по лего-конструированию и образовательной робототехнике. Например:

-Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехники

Однако весь представленный материал рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и не раскрывает полностью систему работы.

Цель методической разработки: создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по лего-конструированию и образовательной робототехнике, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.

Организовать целенаправленную работу по применению LEGO- конструкторов в ОД по конструированию начиная со второй младшей группы согласно разработанному алгоритму;

Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

Формировать навыки начального программирования.

Развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление, мелкую моторику.

Формировать у детей коммуникативные навыки: умение вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения; умение работать в коллективе, в команде, малой группе (в паре);

Развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах LEGO-конструирования и образовательной робототехнике через организацию активных форм взаимодействия.

Методическая разработка предусматривает использование

- базовых датчиков LEGO WeDo;

- двигателей комплекта LEGO WeDo;

- изучение основ программирования в среде LEGO WeDo.

- принцип личностно-ориентированного подхода;

- принцип доступности (усвоение материала с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников)

- принцип наглядности (эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств, к восприятию учебного материала).

Так же новизна методической разработки выражена в инженерной направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, предусматривает авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты, отвечает требованиям направления региональной политики в сфере образования — развитие научно-технического творчества детей в условиях модернизации производства.

Основная часть.

Курс занятий рассчитан на 4 года, объём занятий – 72 часа (2 раза в месяц в каждой возрастной группе, начиная со второй младшей группы).

Для успешной работы по данному направлению необходимо учитывать ряд условий:

- Организация занятий с обязательным включением различных форм организации обучения, по разработанному алгоритму работы с конструкторским материалом.

Проведение каждого занятия осуществляется строго по алгоритму.

Алгоритм работы с конструктором

Рассматривание образца, схемы, чертежа, рисунка, картинки.

Поиск-выбор необходимых деталей из общего набора.

Сборка частей модели.

Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель.

Сравнение своей собранной модели с образцом, схемой, чертежом, рисунком, картинкой (или анализ собранной конструкции).

Занятия проводятся в соответствии с планированием, которое включает в себя формы организации обучения и решает задачи основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Перспективное планирование для воспитанников второй младшей группы представлено в Приложении 1.

Для реализации программного материала необходимо иметь:

- конструктор LEGO DUPLO;

В процессе реализации психолого – педагогической работы, у детей второй младшей группы будут сформированы знания:

- Знать, называть и правильно использовать детали конструктора.

- Уметь располагать кирпичики вертикально.

- Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

Перспективное планирование для воспитанников средней группы представлено в Приложении 2.

Для реализации программного материала необходимо иметь:

- конструктор LEGO DUPLO;

- конструктор LEGO CLASSIK;

- конструктор LEGO DAKTA

В процессе реализации психолого – педагогической работы воспитанники средней группы смогут:

- уметь анализировать образец постройки (выделять основные части, соотносить их по величине и форме);

- преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя.

Перспективное планирование для воспитанников старшей группы представлено в Приложении 3.

В процессе реализации психолого – педагогической работы воспитанники старшей группы смогут:

- уметь выделять основные и характерные части постройки;

- анализировать образец постройки;

- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;

- создавать постройки по схеме, по замыслу;

- освоить основные компоненты конструкторов ЛЕГО, конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов;

- уметь работать в коллективе, распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом.

Для реализации программного материала необходимо иметь:

- конструктор LEGO DUPLO;

- конструктор LEGO CLASSIK;

- конструктор LEGO DAKTA;

- конструктор LEGO education (эдьюкейшен) 9556.

Перспективное планирование для воспитанников подготовительной группы представлено в Приложении 4.

В процессе реализации психолого – педагогической работы воспитанники подготовительной группы смогут:

- видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части;

- соотносить конструкцию предмета с его назначением;

- создавать различные конструкции одного и того же объекта;

- создавать различные конструкции модели по схеме, чертежу, по словесной инструкции педагога, по собственному замыслу;

- создавать конструкции, объединенные одной темой.

- освоить компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования.

Решение поставленных в методической разработке задач позволит:

- организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности;

- сформировать выраженную активность родителей в совместной образовательной деятельность с детьми по приобщению к техническому творчеству;

- организовать оказание дополнительной образовательной услуги в ДОО по техническому конструированию.

Реализация работы по лего-конструированию и робототехнике в детском саду способствует:

- реализации одного из приоритетных направлений образовательной политики;

- обеспечению работы в рамках ФГОС;

- формированию имиджа дошкольной образовательной организации;

- удовлетворённости родителей в образовательных услугах детского сада;

- повышению профессионального уровня педагогов;

- участию педагогов в конкурсах различных уровней;

- участию воспитанников ДОО в фестивалях робототехники.

В результате организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO-конструирования и робототехники создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности, востребованных в развитии региона.

Список использованных источников и литературы:

Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -2010.-90 с.

Перворобот Lego WeDo [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Lego Group, 2009. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е.В. Фешина.-М.: Сфера, 2011.-128 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта интегрированного занятия по познавательной деятельности и робототехнике

ФИО составителя, группа: Москаленко Наталья Алексеевна.

Образовательные области: познавательная, художественно-эстетическая, речевая, социально-коммуникативная.

Возраст: подготовительная группа

Образовательные:

Закреплять названия деталей конструктора LEGO WeDo 9580.

Научить детей анализировать готовую модель самолёта и самостоятельно применять полученные аналитические умения при конструировании с применением технологических карт.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность в работе с конструктором.

Развивать логическое, образное и пространственное мышление

Продолжать развивать навыки конструирования, творческий подход к выполнению задания.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, взаимовыручку, целеустремлённость.

Воспитывать интерес к техническим видам творчества.

Формировать стремление доводить начатое дело до конца

Воспитывать бережное отношение к используемому материалу.

Дополнительные задачи:

Экспериментирование: экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния датчика наклона на работу модели, а также изучение принципа управления звуком и мощностью мотора при работе датчика наклона.

Программирование: программирование и испытание модели самолета

Словарная работа: Полигон, конструкторское бюро, инженер-конструктор, шестереночная передача, червячная передача.

Подготовительная работа:

Материал и оборудование: раздаточный: ноутбук 1 шт на 2-х детей, Lego-конструктор 9580 1 шт на 2-х детей.

Демонстрационный: Коробка, флэшка, видеофильм, презентация.

Методы, формы, приемы

Организационно-мотивационный Цель: Установка эмоционального отклика детей на предстоящую совместную конструктивную деятельность.

Создать условия для интереса и эмоциональности детей

Активизировать интерес к занятию

Поддерживать интерес к занятию по конструированию

- Ребята, сегодня утром, когда я пришла в группу, я заметила на своем столе маленькую коробочку. Посмотрим, что там внутри? (Да)

- Что это? (это флэшка)

- Сейчас, я включу компьютер, и мы сможем посмотреть, что же записано на этой флешке.

- Ребята, это запись Парада Победы, парад военной техники. Все вы знаете, что приближается великий праздник, День Победы 9 мая. В этот день поздравляют ветеранов войны и устраивают в больших городах парад военной техники, который мы с вами и увидели сейчас.

В нашем детском саду тоже будет проводиться парад военной техники из легоконструкторов. Хотите принять участие в параде с моделями, выполненными собственными руками?

- Тогда начнём готовиться к параду.

Пересказ детей видеофрагмента

Мотивация деятельности детей

Дети входят в кабинет конструирования и садятся на стулья вдоль стены.

Слушают педагога, просматривают видеофрагмент парада Победы на Красной площади.

Включаются в диалог.

Дети слушают воспитателя

Дети активно включаются в образовательный процесс.

Дети заинтересованы в занятии

Дети точно пересказывать видеофрагмент

Дети мотивированы и готовы к основному этапу

Выбор вида деятельности.

Прослушивание конструктивных задач.

Готовность детей к работе на занятии

- Сегодня мы с вами посетим конструкторское бюро и сконструируем военные самолёты по заданной готовой модели с использованием схем. Испытаем свои модели на полигоне. Постарайтесь применить все знания и умения, которые вы получили на предыдущих занятиях.

- Для того чтобы вам весело и легко работалось, послушайте маленькое стихотворение и повторите мои движения:

Мы готовились к полёту,

Но не готовы самолёты.

Вправо, влево - поворот,

А потом наоборот.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседай, не торопись!

И в последний раз присели,

И на небо посмотрели.

Дети слушают воспитателя

Прослушивают условия конкурса.

Выполняют пальчиковую гимнастику совместно с педагогом, повторяя движения.

Встают со стульев и идут за педагогом.

Воспитанники готовы к совместной,

Дети заинтересованы в проведении конкурса

Дети настроились на работу с конструктором

Способствовать развитию творческого воображения

Ребята, а как же мы с вами примем участие в Параде, если у нас нет самолетов?

- Вы знаете, как называют людей, которые строят самолеты? Предполагаемые ответы детей (Инженеры-конструкторы). Молодцы! Правильно ответили на вопрос! Таких людей действительно называют инженеры-конструкторы. Вот и мы с вами сегодня станем инженерами – конструкторами и сконструируем самолеты для нашего парада.

- Вот мы с вами пришли в наше конструкторское бюро, где будем создавать модели самолётов.

Проблема: Ребята, а как нам построить самолет, чтобы он долетел до места проведения Парада Победы и не терял высоту?

Выдвижение гипотезы: Какие будут варианты? Давайте подумаем…

Мотивация деятельности детей

Дети предлагают разные варианты решения проблемы

Дети слушают воспитателя

Дети озвучили варианты решения проблемы

Дети отвечают на вопросы педагога

Дети готовы решать проблему

Ознакомление с материалом

Закреплять знания детей о деталях LEGO

- Какие модели вы видите перед собой?

- Какую военную задачу выполнял этот истребитель?

- Этот самолёт, использовался во время войны для нападения и отражения атак противника. Посмотрите картинку с изображением этого самолёта.

- Как вы думаете, какие части самолёта у неё подвижны и за счёт чего?

- У неё подвижный винт и колеса, они имеют механический привод. В модели использовались шестерёночная и червячная передачи.

- Для вас имеется часть корпуса модели истребителя. Её нужно дополнить недостающими конструкциями без схемы по готовой модели и испытать, подключив к ноутбуку, где в палитре задан готовый проект. Модель можно осторожно трогать руками, рассматривать и ставить обратно. При затруднении задавать вопросы педагогу.

- Требуется два человека для конструирования. Кто хочет собрать самолёт? Подходите к столу и приступайте к конструированию.

- Зачем нужен был учебный самолёт лётчикам?

- Образец вы видите перед собой. Рассмотрите его внимательно.

- Как вы думаете, какие детали у неё подвижны?

У модели движущиеся элементы – винт и колёса с ручным приводом. С виду простая модель, но собирать её нужно вдвоём с особой осторожностью, детали при нажатии легко распадаются и конструкция нарушается.

- Для вас имеются схемы сборки на столах. Модель можно осторожно брать в руки, рассматривать и ставить на место. При затруднении задавать вопросы педагогу.

- Хотите попробовать её собрать?

- Разбейтесь по два человека и приступайте к работе.

- После сборки все модели самолётов приглашаются на полигон для испытательных полётов

Рассматривание схемы и беседа по ним

Дети останавливаются возле макетов самолётов, любуются моделями.

Вступают в диалог с педагогом.

Рассматривают модели готовых самолётов, соотносят с изображениями на картинках истребителя и учебного самолёта.

Прослушивают заданное условие сборки и испытания моделей.

Читайте также: