Шахматный театр в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Плотникова Елена Александровна

Населенный пункт: Воронежская область, Новоусманский р-н, с. Новая Усмань

Цель: формирование и закрепление знаний детей об игре в шахматы.

Задачи:

- развивать пространственное восприятие;

- воспитывать нравственно-патриотические чувства у дошкольников через расширение общего кругозора;

- закрепить элементарные знания об игре в шахматы;

- формировать представление о шахматных фигурах.

- концентрировать внимание с помощью игровой технологии;

- развивать творческие способности с помощью музыкально-ритмических движений.

Актуальность: Шахматы – это интеллектуальная игра, имеющая большое воспитательное значение, развивает логическое мышление и концентрацию внимания. Приобщение детей к игре в шахматы представляется актуальным.

Материалы и оборудование:

Шахматы настольные (полный комплект).

Аудио-видео аппаратура (проигрыватель, проектор, носители).

Площадка для проведения занятия (ковер, шахматное поле, стулья).

Мешочек, Коробка с печатью королевства (посылка).

32 белых квадрата из фетра, 32 черных квадрата из фетра.

Крупные (напольные) шахматные фигуры.

Презентация к занятию.

Предварительная работа:

1. Беседы о шахматах, о правилах игры, о знаменитых гроссмейстерах.

2. Рассматривание иллюстраций с шахматными фигурами.

3. Подготовка музыкальных номеров: танец-театрализация, песни о шахматах.

4. Музыкально-дидактические игры (Мелодия-фигура, Угадай фигуру).

Ход занятия:

(На экране проектора изображены шахматы, звучит фоновая музыка)

Гроссмейстер: Здравствуйте, дорогие друзья! Я – гроссмейстер! А вы знаете, кто такой гроссмейстер? (дети отвечают). Я знаю все о шахматах! Это моя самая любимая игра. Ребята, вы знаете, что игру в шахматы придумали в Индии. Сначала это были простые ходы по клеткам.

Гроссмейстер:

Гроссмейстер: Ну что ребята, поможем? (дети отвечают). Давайте посмотрим, что в этой посылке?

(открывают посылку, а там мешочек с шахматными фигурами, квадраты и крупные фигуры шахмат и достают квадраты).

Гроссмейстер: Посмотрите! Вот оно – настоящее шахматное поле! Какие вы молодцы! Так ловко и быстро собрали шахматные клетки. Посмотрите, что у нас получилось

(обращает внимание на экран, где изображено собранное из клеток фетровое шахматное поле).

Гроссмейстер: Ребята, давайте вместе разберемся вот в чем. Кто из вас знает, что такое горизонталь?

(дети отвечают – горизонт, горизонталь)

Покажите на поле Горизонталь?!

(дети показывают руками, далее появляется слайд с обозначением горизонтали на фото с фетровым шахматным полем).

Гроссмейстер: А вертикаль что такое? Покажите!

(дети показывают вертикаль руками, далее появляется слайд с обозначением вертикали на фото с фетровым шахматным полем)

Гроссмейстер: Какие же вы молодцы, все знаете. Не случайно я обратилась именно к вам! А где располагается Диагональ - тоже можете показать?

(дети отвечают и показывают руками диагональ, далее появляется слайд с обозначением диагонали на фото с фетровым шахматным полем)

Гроссмейстер: Правильно! Теперь мы можем двигаться дальше! Молодцы! Давайте посмотрим, что ещё есть в посылке от Белой королевы?

(вынимает мешочек с фигурами)

Гроссмейстер: Друзья, что это? Мешочек? А что внутри, как думаете?

Давайте потрогаем мешочек, и на ощупь угадаем что там?

Правильно шахматные фигуры. Мне кажется, что это волшебный мешочек. Мы его сейчас откроем.

(пытается открыть мешочек,

на фоне прорывается музыка, как будто хочет вырваться наружу, открывается мешочек, звучит музыка.)

Звучит музыка. А если так…

(закрывает мешочек - музыка прекращается).

Вот это волшебство! Ребята, мешочек хочет с нами поиграть. Попробуем? (дети отвечают)

На экране появляются фигуры и звучат музыкальные моменты, характеризующие шахматную фигуру. Гроссмейстер рассказывает об особенностях каждой фигуры и делает акцент на музыкальной характеристике:

Король – величественная музыка (гимн),на фоне музыки устно рассказать:

Король – самая большая и главная фигура в игре. Если Короля поймали и ему некуда идти, то объявляется Мат. Это значит, что игра закончилась. Король побежден.

(Пешка – веселая, шуточная, задорная мелодия, на фоне музыки устно рассказать):

Пешка – самая маленькая защитница, ходит только вперед на одну клетку. Бьет другие фигуры наискосок и тоже на одну клетку.

(Слон (офицер) – марш, на фоне музыки устно рассказать):

Слон, как его ещё называют, офицер - сильная шахматная фигура. Ходит и бьет только по диагонали, в разных направлениях, на любое количество клеток. Слоны отважно защищают короля.

(Ферзь(Королева) – вальс, на фоне музыки устно рассказать):

Самая сильная фигура в игре, потому что она может ходить абсолютно в любых направлениях. В ее распоряжении все поле, она главная защитница короля.

(Конь – музыка, со звуками лошади, цоканья копыт, на фоне музыки устно рассказать):

(Ладья – полька, на фоне музыки устно рассказать):

Ладья – шахматная фигура, которая ходит только по прямой, вперед, назад и по сторонам. Она похожа на башенку королевского замка.

(Во время звучания музыкальных моментов гроссмейстер помогает угадать жанры музыки и сопоставить их с характеристикой фигуры. Каждой фигуре дается устная особенность, которая относится к правилам игры в шахматы).

Гроссмейстер:Друзья, вот мы и познакомились с основными героями шахматной игры – фигурами. А вы любите загадки? (дети отвечают) У меня в запасе есть несколько загадок про наши волшебные шахматные фигуры. Вы готовы?

Из-за них идет война

Одного поймать в ловушку –

Прекращается игра. (Король)

Кто ходить привык без спешки

Кто берет наискосок?

Ну конечно это - …. (Пешка)

Из пластмассы — я литой.

Я скачу в игре всемирной.

Догадались, кто такой? (Шахматный конь)

Короля нам есть нельзя,

Но свободно можешь есть ты

Вместо этого… (Ферзя)

И не так огромен он,

Но такое же названье

У фигуры этой -… (Слон)

С русским князем по воде,

Но позволено ходить

Лишь по клеточкам… (Ладье)

Гроссмейстер: Друзья, какие же вы молодцы! Как шахматное поле выглядит, вы теперь знаете, как называются фигуры, тоже знаете, даже загадки разгадали. Ребята, может быть, вы споёте какую-нибудь песенку про шахматы?

(дети отвечают, звучит музыка, дети встают у стульчиков)

Шахматная песенка

автор: Любовь Трушина

музыка: Журавлёв Константин

Нам с братишкой сделали
Шахматы точёные:
Королевство белое,
Королевство чёрное.


На доске квадратики
Чёрные и белые.
В бой идут солдатики
Стойкие и смелые.

Припев:
Королева и Ладья,
Кони и Слоны
Защищают Короля
С каждой стороны.


Нам играть по правилам

Пока не получается –
И фигуры ставим мы,
Как нам больше нравится.

Припев:
Королева и Ладья,
Кони и Слоны
Защищают Короля
С каждой стороны.

Гроссмейстер: Какая хорошая песенка! У нас с вами теперь шахматное настроение, правда? Прекрасно! Заглянем в посылку, что там ещё есть?

(приглашает заглянуть в посылку)

Гроссмейстер: Ребята, тут знакомые уже нам шахматные фигуры. Белая королева прислала нам их для того, чтобы мы с вами смогли играть в нашем детском саду по-настоящему. Но для того чтобы начать игру, нам нужно правильно расставить фигуры на поле.

Помните, мы с вами собирали настоящее поле? (дети отвечают). А теперь пришла пора расставить фигуры по местам. Вот – поле!

(достает из-за кулис мягкое поле смотанное в рулон, разматывает его)

Друзья, давайте построимся в две шеренги!

(дети выстраиваются в две шеренги по 8 человек по обеим сторонам поля.) Я расскажу вам, что нужно сделать, чтобы расставить все фигуры в правильном порядке. Сейчас появится музыка, которая звучала, когда мы с вами знакомились с фигурами. Угадайте, что это за фигура и поставьте её также как на картинке (указывает на экран проектора). Готовы? (дети отвечают)

На экране появляется фигура, стоящая на поле, на своем месте. На фоне звучит музыка, характеризующая эту фигуру. Воспитатель помогает. Ребенок, который угадал фигуру, выбирает её и ставит на место, указанное на экране, обращая внимание на номер клетки

Ферзь(королева) - Вальс – цвет фигуры соответствует цвету клетки. Распределяется черная и белая сторона.

Ладья – полька – угловая клетка поля, с обеих сторон.

Конь – музыка, характерная цокоту копыт – вторая от края клетка с обеих сторон.

Слон (офицер) – марш - третья клетка от края с обеих сторон.

Король - гимн, торжественная музыка. – на оставшуюся клетку.

Пешки – веселая, задорная мелодия, все дети вместе расставляют их соответственно картинке.

Фигуры расставляются на фоне звучащей музыки, после этого дети садятся на стульчики.)

Гроссмейстер: Какие вы молодцы! Все правильно расставили! Много мы узнали сегодня о шахматах:

(на экране картинка шахматного поля)

- познакомились с игровым шахматным полем, скажите каких клеточек больше черных или белых? Как думаете?

(Картинки с изображением фигур поочередно выводятся, в конце ферзь)

- узнали, как называются фигуры. Ребята, кто такой Ферзь? Как его ещё называют?

(Картинка Расположение фигур на шахматном поле в начале игры)

- теперь вы знаете, где стоят фигуры в самом начале игры. Ребята, скажите, между какими фигурами стоит конь в начале игры?

(слон и ладья) (дети отвечают).

(Картинка Нападение на Короля, Картинка МАТ - Король повержен)

Гроссмейстер: Молодцы, усвоили основные правила! А сейчас фигуры приглашают вас на танец.

(дети берут фигуры с поля в руки, и становятся на свои места)

Общий танец на шахматном поле, с элементами театрализации. Герои танца: Белый король, Черный король, Белый ферзь, Черный ферзь, Черный конь, Белый конь, Белый слон, Черная ладья и две белые пешки, две черные пешки. Дети в костюмах, танцуют с соответствующими фигурами. (постановка танца варьируется по желанию музыкального руководителя)

Фото и аудио файлы для занятия взяты в открытом доступе интернет ресурсов

Развивать умение выразительно читать свой текст, передавать мимикой, жестами свой образ.

Воспитывать чувства коллективизма. Доставить эмоциональную радость, вызвать желание участвовать в постановке сказки.

Воспитатель: Ребята как вы думаете , кто может жить в теремке?

Воспитатель: А если теремок состоит из черно-белых квадратиков, то каких героев можно поселить в него?

Дети: шахматные фигуры

Воспитатель: Было бы интересно посмотреть такую сказку, а вы сможете показать ?

Дети: покажем сказку новую, интересную.

Ведущий-София : В некотором царстве, в некотором государстве

В далекой стране Индия

Жили –были славные жители-шахматные фигуры

Фигуры были белые и черные

И ходили они только по белым и черным клеточкам

И вот однажды по волшебству попали эти фигуры

И вот получилась новая сказка.

Как на горке, на крутой стоит терем расписной.

Терем, терем, теремок, он не низок, не высок.

Кто там по полю бежит

И сухой травой шуршит?

Это маленькая пешка

Ищет на зиму домишко.

Ксения-ПЕШКА:

Это что за теремок?

Есть крылечко и порог…

Посмотрю-ка я поближе…

Посмотрю-ка я выше, ниже…

До чего же дом хорош!

Лучше дома не найдешь..

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет!

Ни ответа, не привета

И хозяев, значить нету!

Ведущая -София:

Пешка вымыла крылечко.

Затопила жарко печку.

Подметает пешка пол,

Накрывает пешка стол.

На зеленую опушку

Прискакал волшебный белый конь.

Сережа-КОНЬ:

Это что за теремок?

Из трубы идет дымок!

Подскачу- ка я поближе,

Посмотрю-ка я выше, ниже…

Подойду и позову:

Кто, кто в теремочке живет?

Ксения-ПЕШКА: Я-пешка короля Тра-ля-ля

Шагаю лишь вперед, а не наоборот

По чину мне положен- один короткий шаг

Зато назад не может нас передвинуть враг.

Сережа-КОНЬ:

Я волшебный белый конь.

Прыгну я- подковы звяк!

Притаюсь, словно в прятки, и скакну из-за спины.

Ведущая- София:

Поселились пешка и конь в теремке

Стали жить да поживать

И друг другу помогать.

Вместе накрывают стол,

Вместе чай с малиной пьют,

Очень весело живут.

Вдруг откуда не возьмись

К теремочку ладья приплыла.

Маша-ЛАДЬЯ:

Это что за теремок?

Подойду-ка я поближе,

Посмотрю-ка выше, ниже.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

Ксения-ПЕШКА:

Я пешка белая и даже очень смелая.

Сережа-КОНЬ:

Я волшебный белый конь.

Вместе: А ты кто?

Маша-ЛАДЬЯ:

Я- ладья упрямая и хожу лишь прямо

Не петляю : прыг да скок, не шагну наискосок

Стою на самом краю, путь откроют- пойду.

Вместе: А что ты умеешь делать?

Маша-ЛАДЬЯ:

Я умею делать гимнастику , хотите и вас научу?

Знают все, что физкультура

Сильной делает фигуру.

Выходите по порядку

На веселую зарядку!

Мы сначала потянулись, (руки поднять через стороны вверх, потянутся, поднявшись на носочки)

Два – нагнулись, (наклон корпуса вперёд)

Руки в сторону развели, (руки развести в стороны)

Пешку, видно, не нашли (поворот вправо и влево)

Чтобы пешку отыскать ,(погрозить указательным пальцем)

Нужно шахматные фигуры знать (круговые движения пальцем по голове).

Ведущая-Софья: Вот живут они втроем: ладья, волшебный белый конь, пешка маленькая, но очень смелая.

Тут по полю мимо слон шагал.

Вслух о чем - то размышлял.

Увидал он теремок
и решил заглянуть на огонек.

Матвей-СЛОН:

Это что за теремок

Из тубы идет дымок.

Подойду-ка я поближе,

Посмотрю-ка выше, ниже.

Жаркий выдался денек,

Может здесь найду воды глоток.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

Ксения-ПЕШКА:

Я пешка белая и очень смелая.

Сережа-КОНЬ: Я волшебный белый конь.

Маша-ЛАДЬЯ: Я ладья, стройна как статуя.

Вместе: А ты кто?

Матвей-СЛОН: Я –слон, смел и строен, и высок

Предпочитаю ходить и бить

Всегда по своему: наискосок.

Пустите меня в теремок жить.

Вместе: А что ты умеешь делать?

Матвей-СЛОН:

Буду верно вам служить,

Буду терем сторожить.

А еще, если честно вам сказать,

Вас я тоже научу,

Я ни сколько не шучу.

Все, ребята, встаньте в круг.

Ты мой друг и я твой друг

Вместе: Вчетвером мы будем жить,

Песни петь, танцевать, дружить.

Ведущая -София:

Вот живут они в теремочке, теремке

Сделав дело отдыхают смело.

Вдруг по лугу ферзь идет,

Песни весело поет.

Прохор-ФЕРЗЬ:

Это что за теремок?

Подойду-ка я поближе,

Посмотрю-ка выше, ниже.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

Ксения-ПЕШКА:

Я пешка белая. Да к тому же и очень смелая.

Сережа-КОНЬ:

Я волшебный белый конь.

Маша-ЛАДЬЯ:

Я ладья, стройна как статуя

Матвей-СЛОН:

Я слон веселый и очень здоровый.

Вместе: А ты кто?

Прохор-ФЕРЗЬ:

Я ферзь и шаг у меня широк

Могу ходить и прямо и наискосок.

Направо, налево, вперед и назад

Бью я вдаль и в упор.

Вместе: А что ты умеешь делать?

Прохор-ФЕРЗЬ:

Могу загадывать загадки:

Что делают противники за шахматной доской? (играют в шахматы).

Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и чёрное)

Что следует за чёрным полем? (белое поле)

Какую форму имеет центр: круглую или квадратную? (квадратную)

Ведущая-София:

Стали шахматные фигуры с ферзем жить.

Вместе терем убирают,

И друг другу помогают.

Вдруг откуда не возьмись

Появился на лугу белый король.

Оглянулся, потянулся, сам с собой заговорил:

Дима-КОРОЛЬ:

Я прошел хороший путь,

Надо где-то отдохнуть.

Очень жаркий был денек,

Я присяду на пенек.

Это что за теремок?

Подойду-ка я поближе,

Посмотрю-ка выше, ниже.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

Ксения-пешка: Я пешка белая. Да к тому же и очень смелая.

Сережа-КОНЬ:

Я волшебный белый конь.

Маша-ЛАДЬЯ:

Я ладья, стройна как статуя

Матвей-СЛОН:

Я слон веселый и очень здоровый.

Прохор-ФЕРЗЬ:

Я ферзь могучий, в своей стране я самый лучший

Вместе: А ты кто?

Дима-КОРОЛЬ:

Я белый король, люблю гладкий, расчищенный путь

В любую сторону могу шагнуть, но шаг короткий

Всего на клетку могу отойти.

Вместе: А что ты умеешь делать?

Дима-КОРОЛЬ:

Я умею играть на музыкальных инструментах, могу вас научить.

Игра на ложках вместе со всеми.

Ведущая -София:

Вшестером теперь живут,

Вместе песенки поют.

Подметают и стирают,

Варят кашу и кисель.

Вот такая карусель.

Хорошо у них мы видим,

В тесноте, да не в обиде.

После песни все артисты берут шахматные доски в руки , делают зрителям поклон и уходят.

Ведущая- София: Вот такая сказка получилась у нас, надеюсь вам понравилась.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группе.



Досуг - Сказка "Шахматный Теремок"

Досуг -Сказка "Шахматный Теремок"Для детей дошкольного возраста (с 5 до 7 лет)Познакомить детей с шахматными фигурами.


Конспект занятия по развитию речи с использованием театрализации по сказке

Целью является формирования умения детей отражать игровые действия.


Приоритетная образовательная область: _Познавательное развитие, речевое развитие.Интеграция с другими образовательными областями: фэмп, конструированиеЦель: __показать театрализацию сказки.Задачи.


Сценарий сказки "Шахматный Теремок"

Цель. Развитие интеллекта дошкольника в игровой форме.

Действующие лица: дети старшего дошкольного возраста

1 эпизод сцены. Гномы находятся на шахматном поле, расположенном в центре зала. Со своими шахматными досками, один гном ходит важно и проверяет как играют в шахматы остальные гномы. На экране дом гномов лес. Под музыку приходит Белоснежка в гости к гномам-шахматистам

Я пришла вас навестить,

Чем вы заняты друзья?

Гномы. Мы сегодня отдыхаем,

Просто в шахматы играем

Гномы: Тогда слушай и смотри

Гномы начинают рассказывать про шахматы.

Шахматы — это интересно,

И для головы полезно,

Шахматы — это обучение,

Шахматы — это развлечение,

Это множество друзей,

Вместе с другом веселей.

Без сомнений начинай

Все фигурки расставляй.

На экране появляются слайды с фигурами

Пешка, ферзь, король, лошадка,

Слон, ладья …и все в порядке!

А еще нужны часы нам (появляются часы шахматные на экране)

Чтобы время узнавать,

Не успеешь мат поставить,

Значит можешь проиграть!

Выходят часики 2 –а ребенка встают в центре шахматной доски

гномы тоже подтанцовывают

Часы убегают из зала

Пора фигуры приглашать,

Чтоб Белоснежке показать:

В чем заключается игра

И интересна как она

2 эпизод сцены Световой эффект гномы потихоньку под музыку уходят из зала, в это время на экране слайд как идут гномы, Белоснежка отходит в сторону замка и присаживается.

На слайде появляется один из гномов и говорит

Также есть у нас слоны

Вместе: В связке нет слона прикольней.

Слона зовут фигурой легкой

Он ведь легок на подъем,

Все отлично со сноровкой —

Для Ферзя помощник ловкий.

Танец слонов (только по диагонали, один по черной, другой по белой)

На слайде появляется один из гномов и говорит

Ферзь тяжелая фигура,

Слишком тонкая натура.

Самый сильный Ферзь и быстрый

Стал он шахматным министром.

Белый Ферзь (любят свой цвет) :

Очень я люблю на ужин

Что-то вкусное покушать.

Проглочу - к а, ее я!

Черный Ферзь (любят свой цвет) :

Я женская фигура, но с именем мужским

Ходы бывают жёсткими, и не похожий не один

На слайде появляется один из гномов и говорит

Не мила коню неволя,

Перед ним простор широк,

Очень ловко на два поля

Совершает конь прыжок

Поле — прямо, поле — вбок!

На слайде появляется один из гномов и говорит

Ну, а если угрожает

Через тех, кто окружает,

И только лошади играют вдохновенно,

И вы без лошади продуди бы мгновенно

И только пары черно-белых лошадей

Кружатся в вальсе на доске твоих идей

Ход коней (ходят буквой Г, итог вернуться на место)

На слайде появляется один из гномов и говорит

6-й гном: идёт аудиозапись

А сейчас я вам, друзья,

Расскажу про Короля.

Самый главный, самый важный

Наш Король — боец отважный.

ВЫХОД КОРОЛЕЙ

Белый Король :

В заварушке не струхну —

Черный Король :

В рукопашную пойду.

Короли делают несколько движений под музыку: (сражение) по одной клетке продвижение вперед (в стороны, по диагонали) и встречаются друг против друга, но через клетку)

На слайде появляется один из гномов и говорит

7-й гном: идёт аудиозапись

Эта башня боевая

Неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжёлый у ладьи,

В бой её скорей веди

Я - ладья, и так упряма,

Что хожу я только прямо,

Не петляю — прыг да скок,

Не шагаю наискосок.

Так от края и до края

Могу двигаться всегда я.

Ладья имеет крепкий вес,

Она матует там и здесь.

Хоть она не грациозна

К ней относятся серьезно.

И словно подлодка

В несчастного короля.

Прицельно стреляет ладья

Встает со стула подходит к шахматному полю и произносит :

Как всё интересно, а что же дальше!

ВЫХОД ПЕШЕК с выполнением движений

Пешка, маленький солдат,

Лишь команды ждёт,

Чтоб с квадрата на квадрат

На войну, не на парад,

Пешка держит путь,

Ей нельзя пойти назад,

В сторону свернуть.

Чтоб в борьбу вступить скорей,

В рукопашный бой,

Первым ходом можно ей

Сделать шаг двойной.

А потом — вперёд, вперёд,

За шажком шажок.

Ну, а как же пешка бьёт?

Всю доску пройти должна

Превратится там она

В грозного бойца.

Кем ей стать – ферзем, ладьей?

Может быть, конем?

Как решить вопрос такой,

Мы потом поймем.

(встает и говорит) :

Я поняла, что шах – предупрежденье,

А где конец в игре?

Черный Король :

Но мы не будем делать грустной сказку,

Мы вам станцуем менуэт

Все фигуры танцуют, Белоснежка присоединяется к фигурам и занимает место на шахматном поле, в конце танца замирают на месте.

На последнем слайде слова:

И только мудрость шахмат даст ответ

Твоей душе на множество вопросов,

Зиннурова Ольга Юрьевна, музыкальный руководитель

Сценарий сказки

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Сценарий сказки "Теремок", знакомство с названием шахматных фигур. Цель: Доставить эмоциональную радость, вызвать желание участвовать в постановке сказки. Задачи: 1. Развивать умение выразительно читать свой текст, передавать мимикой, жестами свой образ. 2. Воспитывать чувства коллективизма. 3. Обогащать словарный запас слов детей. Инвентарь: домик, стол с посудой, музыкальный центр, накидки с изображением шахмат. Предварительная работа: разучивание стихотворений, знакомство с шахматными фигурами и правилами игры в шахматы.

- развивать у дошкольников мышление, память, наблюдательность, внимание.

Предварительная работа.

Оборудование и материалы.

Ход:

Волшебник стоит на шахматном ковре - самолёте. Звучит музыка, заходят дети.

Дети: Да.

Волшебник: Правильно, я, добрый Волшебник (кланяется), из очень удивительной страны! Ребята, а как вы думаете из какой?

Дети: Увлекательной, волшебной, загадочной, далёкой, шахматной.

Дети: Да…!

Дети: Шахматы

Дети: Шары с фигурами.

(Приземляются, выходят, садятся на стульчики).

Волшебник: « Когда – то давным-давно, на месте старинного шахматного королевства жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого Черный Королевич. Так их прозвали потому, что один любил одеваться в белый кафтан, а другой – в черный.

Вскоре старый король умер.

После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, разругались и пошли друг на друга войной.

Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда - то и появился старый престарый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое может двух братьев померить. Достал Мудрец из котомки доску, поделенную на одинаковые белые и черные клеточки – квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки. В первом ряду по углам разместил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил пешки.

- Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на белые фигуры.

- А где же армия брата? – спросил Белый Королевич.

И мудрец достал из котомки другие фигурки, только черного цвета, расставил их на противоположной стороне. По углам поставил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил в ряд пешки.

- Вот твоя шахматная армия, Чёрный королевич, молвил Мудрец, указывая на чёрные фигуры.

Братья раскрыли рты от изумления и стали расспрашивать Мудреца про диковинную армию, про игру.

Волшебник: Вы внимательно слушали историю про шахматы, но для того чтобы наше путешествие было увлекательным я предлагаю сделать небольшую физкультурная минутку, чтобы восстановить наши с вами силы. Встаём и слушаем меня внимательно, повторяем за мной.

Физкультурная минутка:

- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

Наши ножки разомнём. (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души.

Дети: Да…

Волшебник: Только сразу скажу, что эта игра для упорных, настойчивых, кто умеет внимательно слушать. А вы сможете?

Дети: Да, сможем…

Волшебник:

«На квадратиках доски

Короли свели полки

Нет для боя у полков

Волшебник: (показывает каждую фигуру, ставит Короля на своё место, а остальные фигуры расставляют дети сами или с помощью Волшебника (воспитателя)).

- Знакомьтесь – это Король!

Король всех главней, всех важней,

Нет в шахматном войске важнее вождей!

- Знакомьтесь – это Ферзь!

Чёрный Ферзь – свой любит цвет.

Для белого – нет цвета белого милей.

Другого правила здесь нет:

Напротив друг друга поставим их смелей.

- Знакомьтесь – это Ладья!

Эта башня боевая

Неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжелый у Ладьи,

В бой её скорей веди!

- Знакомьтесь – это Конь!

Прыгнет Конь, Подковы звяк!

Необычен каждый шаг:

- Знакомьтесь - это Слон!

Если Слон на белом поле

Встал вначале (не забудь!)

Он другой не хочет доли-

Знает только белый путь.

А когда на поле чёрном

Слон стоит, вступая в бой,

Ходит, правилам покорный,

Чёрной тропкой Слон такой.

До конца игры Слоны

Цвету одному верны.

- Знакомьтесь – это пешка!

Мы - шахматные Пешки,

В бою не любим спешки.

Шагаем лишь вперёд,

Дети: Да, поиграем.

Волшебник: «Молодцы. Я, думаю из вас мудрые шахматисты получатся.

Если зря не зазнаваться.

Каждый день тренироваться:

Бегать, прыгать, в шахматы играть –

Дети: Да, понравилось!

Читайте также: