Шахматный кружок в школе

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЛАНКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрена на заседании МО педагогов

дополнительного образования Согласована с зам. директора по УВР

28 августа 2018 г. (Протокол № 1) ________________/ В.В. Козлова Руководитель МО________ / Т. А. Давыденко 30 августа 2018 г.

Принята на заседании педагогического совета Введена в действие

от 30 августа 2018 г. (Протокол № 1) Приказом №59 от 30 августа 2018г.

Директор __________/ С. А. Воробьёва

Уровень программы – ознакомительный

Возрастная категория: 7-10 лет

Срок реализации программы 3 года

педагог дополнительного образования

Пояснительная записка

Актуальность

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития , формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

Цель программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы .

Задачи:

создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).

воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

Принцип доступности , последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов :

принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира ;

принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Основные методы обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы . Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный . Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый . Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод , для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения . Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Рабочая программа кружка

Кружок "Мир шахмат" проводится с 5классом 3часа в неделю.Дети знакомятся с историей шахмат , узнают названия фигур , учатся играть в шахматы.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Рабочая программа шахматного кружка

Подготовил :учитель высшей

квалификационной категории

Бондаренко Надежда Ивановна

В шахматах много таинственного. И много еще не рассекреченного.

(Б. Спасский, 10 чемпион мира по шахматам)

1.Пояснительная записка.

2. Положение о рабочей программе педагога (утверждена приказом директора от 29.08.2014703, с изменениями)

Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.

Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Рабочая программа учебного предмета учитывает особенности психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обучающиеся с ОВЗ -это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть слабослышащие, слабовидящие, с нарушениями речи.

Педагоги, работающие с детьми с ТНР, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ, совместно с педагогом - психологом организуют работу по индивидуальным планам.

Специалисты сопровождения отслеживают эффективность обучения детей с ТНР, текущие и этапные результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, показатели функционального состояния их здоровья.

Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Формирование у учащихся целостного представления о шахматах и шахматной игре.

Основные задачи программы: систематизировать подходы к изучению шахматной игры; сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации по теории шахматной игры; показать основные приемы эффективного использования основных приемов шахматной игры; сформировать практический навык игры. Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).Формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции). Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику.

Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе внеурочной деятельности, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта.

Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.

2.Общая характеристика курса.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что данный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам этого возраста. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний.

Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.

Программа интегрирована с ежегодным графиком республиканских и школьных соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические и практические знания на турнире, а также выявить недостатки в подготовке.

Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), компьютерных шахмат, активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат), в создании учебно-тематического плана, адаптированного к условиям Лицея.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

· Принцип развивающей деятельности : игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

· Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

· Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

· принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

· принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

· принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

· принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

· принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Основные методы обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения . Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

· Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

· Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

· Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

· Участие в турнирах и соревнованиях.

Предметные компетенции обучающихся:

1. Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

· Участии в тренировочных играх, в районных соревнованиях по шахматам;

· В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.

Компетентностный подход выражен:

· В проведении педагогом инструктажей;

· В применении индивидуальных форм работы;

· В корректировке игры;

· В рекомендациях по выполнению комбинаций.

Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

· Учет результативности участия обучаемых в городских соревнованиях.

2. Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

· Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;

· Изучении специализированной литературы;

· Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.

Компетентностный подход выражен:

· В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;

· В проведении бесед;

· В применении индивидуальных и групповых форм работы.

Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

· Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам;

· Определение уровня эрудиции обучаемых.

3. Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год обучения (97 часов). На реализацию курса отводится 3 часа в неделю .В 5 классе продолжительность занятия 40 минут. Режим занятий обусловлен нормативно-правовой общеобразовательной базой.

Весь учебный материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Изучение программного материала для каждого класса рассчитано на один год. В каждом классе решаются соответствующие задачи.

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций. Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики. Шахматы с полным правом можно назвать великой игрой. Поистине безграничное богатство содержания и возможностей делает эту старинную игру такой притягательной для людей всех возрастов и культурных уровней.

В нашей школе дети имеют возможность заниматься этой полезной, увлекательной, но сложной игрой.

На первых занятиях кружковцы узнают о происхождении шахмат, знакомясь с историей и легендами. Затем начинают приобщаться к самой игре, узнают правила игры и ходы фигур, знакомятся с чемпионами мира по шахматам. В дальнейшем прорабатывается элементарный шахматный материал, основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой фигуры, ее игровых возможностей. Стержневым моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Внимание уделяется простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важная роль отводится развитию комбинационного зрения, базовым принципам планирования. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается более доступный и максимально ориентированный на развитие материал. К практической части подключаются сеансы одновременной игры, тематические матчи, консультационные партии. На занятиях планируется анализировать сыгранные партии, находить и искоренять допущенные ошибки. Далее дети участвуют в шахматных викторинах, конкурсах и турнирах. Для изучения курса мною предусмотрено использование мультимедийных технологий.

Работа с детьми проводится в рамках целостного педагогического процесса, основанного на принципах:

  • доступности в обучении и воспитании, согласно которому работа строится с учетом возрастных особенностей, уровня их обученности и воспитанности (от простого к сложному);
  • наглядности – использование демонстрационной доски, шахматных часов, дидактического материала, помогающего глубокому усвоению учебной программы;
  • индивидуальности – подхода в воспитании с учетом характера, способностей, интересов;
  • коллективности – использования индивидуальной, фронтальной и групповой работы;
  • сотрудничества – создание благоприятных условий для самореализации личности в коллективе;
  • связи теории и практики – применение знаний на практике (ведение партии, решение задач);
  • сочетание уважения к личности ребенка с разумной требовательностью.

Методы обучения:

  • объяснительно – иллюстративный;
  • проблемный;
  • поисковый;
  • эвристический.

Объяснительно – иллюстративный метод предполагает объяснение педагогом темы занятия на демонстрационной доске.

Проблемный метод предполагает активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей посредством решения задач, требующих преодоления трудностей в решении, способствует глубокому и прочному усвоению приобретенных знаний, создает условия для продуктивного мышления и комплексного развития личности воспитанника.

Поисковый метод применяется очень часто. Детям предоставляется возможность самостоятельного решения сложной проблемы: оценка позиции, составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их целесообразности. Я, как руководитель кружка, помогаю ученику, корректирую его действия, но не вмешиваюсь в процесс поиска решения. Метод способствует творческому развитию юного шахматиста.

Эвристический метод используется для развития познавательной активности. Я предлагаю кружковцам исследование различных позиций для определения новых, неожиданных вариантов. Метод способствует формированию объективности самооценки, критичности мышления.

Шахматы, даря детям радость творчества, общения друг с другом, обогащают их духовный мир, являются средством воспитания и обучения ненавязчивого, интересного, увлекательного. Они учат детей логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть результат, планировать свою деятельность, способствуют успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин.

Пользу от шахмат можно разделить на несколько блоков:

1. Ребенок учится принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Пусть решения пока самые простые (куда и какой фигурой пойти), а ответственность не так страшна (самое страшное – проигрыш) – но это уже ответственность.

2. Вырабатывается усидчивость – в течение определенного времени ребенок учится концентрировать свое внимание на одном процессе, на игре в шахматы.

3. У ребенка вырабатывается пространственное воображение .

4. У ребенка формируется внутренний план действий
(способности действовать в уме).

5. Шахматы воспитывают характер, именно за счёт своей спортивной составляющей. Поражение или ошибка – это возможность для развития, любая неудача – это возможность для преодоления. Поэтому очень важно выработать правильное отношение к ошибкам. Желание побеждать и быть лучшим заставит ребёнка заниматься.

4. Содержание программы кружка

Вводное занятие. Что такое шахматы? Развитие шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

Шахматная доска. Поле боя и войско. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Ходы и взятие фигур. Шахматные мудрости. Работа со слайдами.

Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие). Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Превращение пешки.

Ферзь. Ферзь против слона и ладьи. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь - тяжелая фигура. Ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения.

Конь против ферзя, слона и ладьи. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь - легкая фигура. Конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения.

Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля).

Шахматная партия. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Основы дебюта. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Защитись от мата. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила)

Основы Миттешпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.

Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сделать обучение более радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Организация внеурочной деятельности (кружок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

На педагогическом совете

Директор школы: Тимошенко М.В.


Рабочая программа

(первый год обучения)

Программу составила: Фенева О.М.

2018 - 2019 уч.год.

Общая характеристика кружка.

Ø создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;

Ø развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях — от наглядно образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.

Ø развитие внимания и мотивации школьника;

Ø развитие наглядно-образного мышления;

Ø организация общественно-полезной и досуговой внеурочной деятельности учащихся;

Ø включение учащихся в разностороннюю деятельность;

Ø формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

Ø воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

Ценностные ориентиры содержания кружка.

Шахматы способствуют улучшению внимания школьника. Шахматы учат ребёнка предупреждать и контролировать угрозы противника.

Обучение младших школьников шахматам даёт положительные результаты уже сегодня, но от использования межпредметных связей можно ожидать дополнительного эффекта. Эффект будет получен за счёт комплексного представления младшему школьнику знаний и, как следствие, ускорения развития ученика. Шахматы имеют тесные межпредметных связи почти со всеми предметами, составляющими базовый компонент образования в начальной школе. Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале.

Курс шахмат также обеспечивает пропедевтику курса менеджмента,

так как в процессе игры реализуются функции контроля, планирования

и анализа, как и при любом процессе управления. Шахматная партия

является цепочкой принимаемых обеими сторонами решений, а каждый

ход — это аргумент в споре двух конфликтующих структур.

Шахматы являются также удобным материалом для моделирования

34 часа в год из расчета 1 ч в неделю

Программа предназначена для занятий детей младшего школьного возраста.

Возраст детей от 12 лет до 17 лет, численность 5 - 10 человек.

Ожидаемые результаты:

Ø овладение навыками игры в шахматы;

Ø интеллектуальное развитие детей;

Ø результативное участие в соревнованиях различных уровней.

Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

Ø развитие любознательности и сообразительности;

Ø развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

Ø развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

Ø развитие наглядно-образного мышления и логики.

К концу изучения модуля I учащиеся должны знать:

Ø шахматную доску и её структуру;

Ø обозначение полей линий;

Ø ходы и взятия всех фигур, рокировку;

Ø основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья,

ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение,

защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);

К концу изучения первого года учащиеся должны уметь:

Ø играть партию от начала до конца по шахматным правилам;

Ø записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;

Ø находить мат в один ход в любых задачах такого типа;

Ø оценивать количество материала каждой из сторон и определять

наличие материального перевеса;

Ø планировать, контролировать и оценивать действия соперников;

Ø определять общую цель и пути её достижения;

Ø решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

.
Литература для учителя:

Шахматы- школе. Сост.Б.С. Гершунский, А.Н. Крогиуса, В.С.Хелендика.-М.: Педагогика

Оригинальные учебники и пособия-сказки

Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.

Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.

Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.

Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.

Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

Дидактические шахматные сказки.

Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах

И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.

Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.

Сухин И. От сказки – к шахматам.

Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.

Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.

Сухин И. Хвастуны в Паламеде.

Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.

Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.

Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.

Добрыня, посол князя Владимира (былина).

Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.

Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.

Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.

Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик.

Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).

Остер Г. Полезная девчонка.

Пермяк Е. Вечный Король.

Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.

Перечень диафильмов

Дамский Я. Анатолий Карпов – чемпион мира. – М.: Диафильм, 1982.

Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1990.

Сухин И. Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1992.

Экранно – звуковые пособия:

Ø Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. –М.: Диафильм,1990.

Ø Игры в шахматы

Технические средства обучения:

Первый год обучения:

Шахматная доска и фигуры (3 ч)

Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.

Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

Ходы и взятия фигур (13 ч)

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и

подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч)

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство

и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на

понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Запись шахматных ходов (2 ч)

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация.

Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч)

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности

в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и

неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта (4 ч)

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и
расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки.

Чтобы помочь педагогам и самой себе в проведении занятий по обучению детей игре в шахматы, мною разработаны и размещены на Современном Учительском Портале материалы к занятиям кружка "Шахматная школа". Надеюсь, что данные разработки будут востребованы педагогами.



Рекомендации:

Просто отлично! Я не вела такой курс, но теперь очень хочется попробовать. Сама играю в шахматы с детства, участвовала в первенстве института представляла наш факультет.
У нас в институте был такой предмет "Шахматы".

А я не могу похвастаться тем, что являюсь хорошей шахматисткой. Просто в нашем регионе ввели обязательный шахматный всеобуч в начальных классах. Желающих преподавать азы шахматной игры в нашей школе не нашлось. Вот и пришлось изучать мне вместе с детьми эту мудрую науку. Обещают послать на курсы повышения квалификации по данной проблеме.

Я оказалась в сзодной ситуации. Но до предложения вести внеурочку по шахматам год водила своего ребенка на кружок. Вместе делали домашние задания и осваивали игру. Теперь я сама преподаю. Было сложно, перелопачено столько информации! Но Вами просто восхищена: сделать на каждый урок презентацию, да еще какую! А я сейчас готовлю Шахматный праздник для первоклашек. Как только напишу сценарий, обязательно поделюсь. Спасибо Вам огромное за Ваш опыт.

Ольга Викторовна! Спасибо Вам за такую прекрасную методическую помощь, как разработка целого курса шахматной школы! Набираю первый класс-обязательно возьму для них эти внеурочные занятия. Презентации-просто супер!

Ольга Викторовна! Вы помогли мне очень серьезно. Ваша разработка просто отличная. Теперь мои занятия с изюминкой. Спасибо за творчество.

Кружок "Шахматная школа" у нас ведется во всех начальных классах по 1 ч в неделю в рамках внеурочной деятельности. Планируется продолжать шахматный всеобуч и в 5-6 классах. В сентябре 2017 г ожидаются курсы повышения квалификации для педагогов, ведущих шахматные занятия.

Я в восторге от Ваших презентаций и курса в целом. Когда лет 5 назад ( до декрета) я вела 1 год шахматы, то у меня не было ни компьютера , ни проектора. Все на пальцах. Покупала доски бумажные, вырезала фигурки, также весь раздаточный материал. Увидев Ваши разработки я . слов нет, как я обрадовалась ( так как в этом году тоже предложили вести кружок "шахматы"). СПАСИБО!!

Большое спасибо! Впервые стала вести этот кружок. Как нашла Ваши разработки- просто не было предела радости! Большое вам спасибо"

Благодарю за позитивные отзывы. Рада, что мои разработки пригодились педагогам в практической деятельности.

Ольга Викторовна!Хорошая разработка! По презентации есть не точности при пате."Посмотри на диаграмму. Чёрный король должен сделать ход, но нет такого хода, который бы не привёл к шаху. Это пат чёрным, белые выиграли."При пате нет
победителей.

Ольга Викторовна! Какая вы умница!! Просто восторг! Скачаю ВСЁ. Неоценимая помощь в проведении занятий. Огромнейшее Вам спасибо за щедрость.
С благодарностью, Коломенская В.Г.






В 2012-2013 учебном году Приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области во всех общеобразовательных учреждениях региона в рамках внеурочной деятельности был введен обязательный шахматный всеобуч для обучающихся 1-2 классов.

Чтобы помочь педагогам и самой себе в проведении занятий по обучению детей игре в шахматы, мною разработаны и размещены на Современном Учительском Портале материалы к занятиям кружка "Шахматная школа". Надеюсь, что данные разработки будут востребованы педагогами.

Читайте также: