Шацкий бодрая жизнь краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

"Собрания наши стали очень интересны. Было несколько важных дел, которые задели всех. Большое оживление вносит А. Лапин, который однажды защищался против всей колонии, недовольной им за большое опоздание с самоваром. Вышла у него с Гавриловым странная история: самовары не были продуты, а Лапин ушел на станцию. Самовары без него и не хотели наставляться, а Гаврилова не слушались. Собрание хотело было оставить Лапина еще на один день, а тот говорит, что это до такой степени несправедливо, что он лучше уедет в Москву. Тогда решили выразить ему порицание. После как-то Лапин обещался написать в газету, как мальчики ругаются при девочках и как девочки ничего против этого не имеют. Поднялся большой шум. Девочки утверждали, что ничего подобного не было, что Лапин это сам выдумал. Плакала Нина, защитница всех обвиняемых. Темная все-таки история. Статью Лапин написал, но редактор предложил, ввиду резкости ее, собранию внести на обсуждение. Решено было статьи не помещать. Сотрудники указывали, что дело искоренения сквернословия зависит главным образом от девочек. Если они примутся, то зло можно вывести очень скоро, как это было в прежние годы.

С точки зрения присутствия смутной, быть может, мысли о том, какой должна быть наша колония, и можно разобраться в кажущихся противоречиях, которые выдвигаются ответами детей на некоторые вопросы.

"Порядки хороши, и их менять не надо" - таково единодушное признание, за исключением некоторых мелочей: "не хватает коровы и другого скота", "не хватает хлебопечения". Но как же можно считать "порядки" хорошими, если, за некоторыми исключениями, все признают, что "работы идут плохо": и потому, что "лень бывает", и потому, что "за работами разговаривают", "колонисты не понимают своей пользы", "встают поздно", "отлынивают". Бывает и так, "что некоторые чего-нибудь счудят, а другие на это смотрят и стоят, а работа затягивается". Есть причины и более глубокие, более основательные: "работы идут плохо, потому что все берутся за них

недружно", "идут между мальчиками ссоры"; когда же "все дружны и не ленятся, то работы идут хорошо и поспешно". Положим, есть указания и на непривычку, что, в сущности, и служило важной причиной "лени". "Как только приехали в колонию, работы шли плохо, но напоследок они пошли хорошо". В общем, в работах "дело шло бы гораздо лучше, если бы они были дружней".

Что значит, далее, мнение колонистов о хороших "порядках", если есть такое признание: "жизнь в колонии была бы хороша и интересна, если бы колонисты жили дружно, не было бы ссор между ними"; "мы очень много ссоримся и не знаем, почему", - замечает одна девочка. На ссоры или отсутствие дружбы указывают почти все. Указания - настойчивы, и видно, что эта сторона жизни колонии очень тяготит детей: "хорошо, если бы не было ссор".

3) Самообслуживающий труд.

Большим затруднением для работ была вода, которая наполняла наш водоем. Ее надо было отвести; можно было бы откачивать насосом, но наш насос не мог работать грязной водой; рыть же канаву на глубину целой сажени было слишком трудно. Наши механики придумали устроить из лежащих пока без употребления водопроводных труб сифон. Один конец его находился в небольшой яме, на дне бассейна, куда стекала вода из ключа, а другой был опущен в ручей, уровень которого был на сажень ниже. Оставалось только выкачать воздух и пустить по сифону струю воды. Пробовали тянуть воду ртом, но ничего не вышло, разумеется, а поэтому вверху трубы приделали тройник с привертывающейся пробкой. Нижнее отверстие сифона затыкали тряпкой, а к верхнему привернули клапан. Через пробку наливали воду из лейки; когда таким образом вся труба оказывалась полна водой, быстро завертывали пробку и замазывали ее глиной, а внизу вытаскивали тряпку: вода бежала сама. После придумали новое усовершенствование: вместо тряпки приделали кран; таким образом можно было регулировать количество вытекающей воды.

В конце концов добились того, что вода на дн

одном уровне, и работать было удобно. Бассейн решили сделать "с запасом" на 2000 ведер, поэтому пришлось его еще расширить и после приступить к кирпичной кладке. Работа шла медленно и не очень регулярно, так как то тот, то другой "каменщик" отрывался для других работ. К тому же это было первой нашей работой, на которой все учились. Песок для цемента навезен был еще раньше, но его не хватило, и поэтому решили пустить в дело горный нечистый песок, который промыли в ручье нами же придуманной "машиной". Ручей запрудили, сколотили широкий и длинный ящик глубиной вершков в шесть. Ящик поставлен был ниже плотники; вода из ручья текла быстро по длинному деревянному желобу; песок сыпали у верхнего края, вода подхватывала его, перетирала, и глина отмучивалась довольно хорошо в широком ящике, где тяжелый чистый песок падал на дно, а глина с водой стекала через стенки ящика.

4) Общественные и хозяйственные работы.

"Редакции "Нашей жизни" неизвестно, насколько интересуются колонисты огородом, но во всяком случае для тех, кто еще не видал его, можно сообщить, что он сильно поправился. "Исполинский" горох заслуживает особого внимания, так как поднялся больше сажени в вышину: лопатки, наверно, достигнут длины 4 - 5 вершков. Редиска сходит. Мы советуем обобрать ее дочиста колонистам на ужин, а пустые гряды теперь же перекопать с песком и известью. Огурцы цветут замечательно. Появилась масса мелких огурчиков. Есть и вполне готовые огурцы. Надо бы обрывать цветки без завязи, а то растениям приходится тратить на них слишком много силы. На некоторых огурцах эти цветы усыпали собой стебель так густо, что почти скрыли его под собой. Интересно и то, что даже самые плохонькие растения, которые едва-едва показались над землей и выпустили 2 - 3 листочка, тоже цветут и, не унывая, готовятся подарить нам один-два огурчика.

Томаты все обрезаны и подвязаны. У них есть способность выпускать все новые и новые ветки, на которых образуются цветочки, и если не принять

мер, то весь куст покроется массой сочных веток и листьев, а из цветков выйдет много маленьких плодов, которые так и не разовьются. Поэтому стараются оставить только главные ветки, а остальные обрезают. Тогда получится плодов хотя не так много, но больших, которые могут при хорошей погоде вполне созреть.

Первоначальное убеждение детей, что работать в колонии нужно потому, что этого хотят сотрудники, уступило место всеобщему признанию, что работа есть основа нашей жизни и этим колония больше всего и полезна. Это признание, конечно, носило все же несколько теоретический характер, так как оно не могло само по себе заставить колонистов всегда добросовестно относиться к делу.

Сознательно стали относиться дети и к тому, что мешает работать недружная жизнь. Могло бы казаться, что дружба - одно, а работа - другое; могло бы быть, что внутренние нелады только лично неприятны. Но детская мысль идет дальше: между работой и дружбой есть связь, ссоры не только неприятны, но и вредны для колонии. Это - уже серьезный шаг вперед.

Как и раньше, среди колонистов нельзя найти прочной внутренней объединяющей связи (внешняя - трудовая - довольно сильна). Но теперь дети находят ее желательной, и отсутствие ее считают недостатком.

В кратчайшие сроки колония уже была готова принять первую группу, которая состояла из детей, чьи родители представляли рабочий класс и не могли обеспечить благоприятные условия жизни. Воспитанники прибыли в сопровождении наставников Станислава Теофиловича и Валентины Николаевны Шацких, которые готовы были принять на себя все вопросы, касающиеся воспитания в колонии.

На территории колонии к этому моменту уже было построено здание в два этажа с лоджией и балконами по всей протяженности верхнего этажа сооружения. Кухня была возведена из остатков строительных материалов, имела вид небольшого шалаша и была оборудована железной плитой. Наиболее трудоемкие работы были произведены рабочими, на плечи детей легла обязанность по благоустройству территории, соответственно личным нуждам и потребностям.

На помощь новым воспитанникам прибыли и бывшие ученики Шацкого, коих насчитывалось 47 человек разного пола и возраста от 7 до 16 лет. В их задачу входила совместная организация подобающих условий жизни в колонии.

Основа деятельности

Работа закипела практически сразу. Воспитанники разделились на группы по интересам и выбрали бригадиров. Также была сформирована отдельная группа из старших воспитанников 14 - 16 лет. Мальчики, совместно с педагогом, продолжали благоустраивать участок. В их обязанности входило:

  • Удаление остатков насаждений.
  • Прокладка дорожек.
  • Строительные работы.
  • Другие виды тяжелой трудовой деятельности.

Педагоги старались организовывать трудовые действия воспитанников с расчетом развития навыков самообслуживания. Дети получали опыт из различных жизненных сфер и взаимодействия с окружающим миром, бесценные навыки коллективного взаимодействия и общения.

Расцвет и упадок деятельности С. Т. Шацкого

В задачи станций входило:

  • Координация просветительской деятельности среди населения.
  • Организация учебного и воспитательного процесса с колонистами.
  • Создание опорных пунктов по ликбезу.
  • Организация досуга сельского населения.

Вовлеченные в процесс старшие колонисты с удовольствием устраивали для крестьян всевозможные спектакли и выступления, вели борьбу за чистоту и гигиену, обучали сельских детей основам цветоводства и огородничества. По итогам работы в сфере теории и методики преподавания, было создано огромное множество методических программ и пособий для учителей.

В процессе своей работы педагоги стремились привить своим воспитанникам любовь к музыке, театру, живописи, литературе. Ни один тематический вечер не проходил без беседы о выдающихся деятелях своего направления. На музыкальных вечерах Шацкий исполнял оперные арии под аккомпанемент своей супруги. Станислав Теофилович управлял собственным театром, где в качестве актеров были задействованы как воспитанники, так и педагоги. У ребят младшего возраста был театр кукол.

С ростом интереса стал возрастать и процент недоверия к системе Шацкого. Связи с иностранными коллегами были разорваны, а обсуждение достижений колонии прекратились. Шацкого повсеместно обвиняли в злоупотреблении трудовым воспитанием, и в 1932 году станция была закрыта. Колония была переформирована в среднеобразовательное учебное заведение с интернатом и методическим центром для школ Угодско-Заводского региона. Такое грубое отстранение от любимого дела всей жизни сильно сказалось на педагоге и через 2 года у Шацкого не выдержало сердце.

Гост

ГОСТ

Организация колонии

Вскоре на лесной участок прибыла группа детей со своими наставниками - Станиславом Теофиловичем и Валентиной Николаевной Шацкими. Дети были отобраны из семей трудящихся, не имевших возможности создать для них благоприятные условия жизни.

К приезду группы уже было построено большое двухэтажное здание с превосходной лоджией и двумя балконами на север и юг по всей длине второго этажа. Из остатков строительных материалов соорудили импровизированную кухню – шалаш, куда поставили железную плиту. Самую тяжелый труд, корчёвку пней, произвели рабочие, но обустроить для себя необходимые условия жизни предстояло лично детям.

Помимо главных наставников в колонию прибыли бывшие ученики Шацкого для помощи в организации жизни юных воспитанников. А их прибыло немало, всего 47 мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 16 лет.

Основная деятельность

Готовые работы на аналогичную тему

Воспитатели старались организовать жизнь детей так, чтобы через труд они обучались самообслуживанию, приобретали навыки сотрудничества в коллективе, получали многоплановый жизненный опыт из контактов с находящимся вокруг миром.

На следующий год в колонию прибыло уже 55 ребят. К данному времени тут содержались лошадь, куры и гуси, за которыми ухаживали сами дети. Через несколько лет количество колонистов выросло до 100-150 человек.

В задачи станции входила не только организация учебного и воспитательного процесса с колонистами, но и проведение интенсивной работы в этом направлении среди населения. Сотрудники Шацкого приняли участие в просвещении народа, создавая опорные пункты по ликбезу. В данную работу обширно вовлекались и старшие колонисты. Они организовывали для крестьян выступления и спектакли, обучали сельских ребятишек растить цветы в палисадниках, вели борьбу за чистоту и гигиену в жилищах и на улицах. Итогом работы станции в сфере теории и методики преподавания явились бессчетные методические разработки для учителей, учебные пособия и заметки по педагогике.

Педагоги старались привить ребятам любовь к музыке, литературе, театру, живописи. Вечера, приуроченные к слушанию традиционной музыки, сопровождались разговорами о композиторах, о времени, в котором они жили. На данных вечерах Станислав Теофилович исполнял оперные арии, а Валентина Николаевна аккомпанировала и читала лекции. Шацкий управлял и собственным театром, где совместно с детьми в роли актеров выступали учителя. У младших ребят был кукольный театр.

После строительства районной электростанции в колонии была проложена электропроводка, появились радиоприемники. На полях загудел трактор, ыли приобретены сеялка, косилка. Все данные машины обслуживали старшие воспитанники. В этот период колонию навещало немало гостей, желавших познакомиться с навыком организации учебного процесса и воспитательной работы.

Дети почти дошли до леса. К их приезду был построен барак. Большой двухэтажный дом с хорошей террасой и двумя балконами, выходящими на север и юг по всей длине второго этажа. Из остатков здания также была построена хижина и установлена металлическая печь. Это была первая кухня.Рабочие сделали самую трудную из корчевок, но создать нормальные условия жизни для себя предстояло детям.Вместе с Шацким для организации жизни детей пришли несколько молодых людей, которые были его бывшими учениками в московских обществах. Среди них был ученик Строгановского училища А. Гаврилов, впоследствии создатель художественной студии в колонии. Первая группа колонистов состояла из 25 детей старшего возраста, затем пришли остальные. всего в первое лето было 47 мальчиков и девочек от 7 до 16 лет.

Учителя стремились организовать жизнь детей так, чтобы через работу они научились заботиться о себе, приобрели навыки жизни в обществе и получили всесторонний жизненный опыт благодаря контакту с внешним миром. Пять часов в день отводилось на общественную работу.

В следующем году в колонию прибыло 55 детей. К этому времени в доме были коровы, лошадь, куры и гуси, за которыми дети ухаживали сами. В течение следующих нескольких лет число колонистов выросло до 100-150 человек.

Здание школы

В 1925 году было построено новое двухэтажное здание школы — деревянное строение с причудливой шатровой крышей. В нем разместились 5-9 классы, и условия учебного процесса были значительно улучшены. В тот год в колонии было 200 детей, 88 из которых жили в интернате, остальные были приезжими детьми. Интересно проследить социальный состав колонистов. Все 30 учеников на первом этапе были из крестьянских семей, а на втором этапе половина — крестьянские дети, а остальные — из семей рабочего класса и белых воротничков. Значительное место в жизни колонии занимало искусство. Шацкие старались привить детям любовь к музыке, литературе, театру и живописи. Вечера были посвящены прослушиванию классической музыки, сопровождаемому беседами о композиторах, о времени, в котором они жили.

Вот как описывает эти посещения колонист 1920-х годов Юрий Скаткин: Это было настоящее нашествие любопытных учителей, которые открыли для себя неизвестное царство. Почти вся Европа посетила его. Не отставала и Америка — идеями Шацкого заинтересовались две знаменитости: Дьюи и Вуди … Колонистам срочно требовалось создать комитет гостеприимства — встречать гостей, приводить их в колонию, приглашать на обед, развлекать концертами…

Основная деятельность

Учителя старались пробудить в детях любовь к музыке, литературе, театру и живописи. Вечера, посвященные прослушиванию традиционной музыки, сопровождались беседами о композиторах и временах, в которые они жили. На этих вечерах Станислав Теофилович читал оперные арии, а Валентина Николаевна сопровождала его и читала лекции. У Шацкого был свой театр, где учителя вместе с детьми выступали в качестве актеров. Для детей младшего возраста был организован кукольный театр. После строительства районной электростанции в колонии были проложены электрические линии, появились радиоприемники. На полях начал работать трактор, были куплены сеялка и косилка. Все машины обслуживались пожилыми заключенными. В этот период колонию посещало много гостей, которые хотели познакомиться с организацией воспитательного процесса и работы. Но вскоре для станции начались трудные времена.

Педагогика Шацкого

Но вот уже 12 лет Шацкий остается моим самым дорогим, талантливым и мудрым учителем. Я прочитал все, что мог найти о Шацком и его работе. У Шацки я нашел ответы на многие вопросы в области образования, которые мучили и мешали моей работе в течение многих лет. Я создал школу, очень похожую на ту, которую 105 лет назад создал Станислав Теофилович Шацкий.

Таким образом, отечественное образование было лишено замечательного опыта, в котором оно так нуждалось.
Все, что Шацкий включил в единое педагогическое пространство, было разделено четкими границами на множество самостоятельных отделов, тщательно охраняемых от вмешательства соседей, связанных как интеллектуально, так и содержательно. И первые, и вторые пришли из средних и высших педагогических учебных заведений.

Системы обучения

Стране нужны ориентированные на ценности, конкурентоспособные профессионалы. Поэтому педагогическая наука и практика все больше подтверждают мысль о том, что отчуждение ученика и учителя сегодня можно преодолеть только путем гуманизации самой школы.

Гуманизация означает поворот школы к ребенку, уважение его личности и достоинства, доверие к ребенку, принятие его личных целей и интересов.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Здесь Станислав Теофилович вместе со своими сотрудниками в опытной работе проверял идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношения воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества.

Это было детское учреждение, ставшее затем образцом подражания для школ-коммун, которые организовывались в последующее десятилетие, но особенно массово в период гражданской войны. Оно и понятно, ведь Шацким была предложена модель по сути самоокупаемого воспитательного заведения, где благодаря непрерывному сельскохозяйственному труду детей и взрослых удавалось получить средства для существования.

Впрочем, хотя труд и занимал в колонии важное место, ему придавалась, прежде всего, воспитательная направленность. Питомцам был ясен практический смысл их деятельности: они налаживали хозяйство, стремились сделать жизнь в колонии более приятной, уютной и красивой. Так приходило ощущение радости в труде.

Трудовые заботы колонистов остались прежними, но хозяйство расширилось, а труд стал включать в себя больше научных знаний.

Заключение

Концепция Шацкого об использовании социализирующих факторов в учебно-воспитательном процессе была новой и оригинальной не только для России.

Педагогические идеи СТ. Шацкого, которые нашли воплощение в структуре и деятельности школы - коммуны, получили широкое распространение именно потому, что они удовлетворяли потребностям развития общества.

С.Т. Шацкий, человек высокой культуры, владевший несколькими иностранными языками, был чужд национальной и классовой ограниченности. Он всегда был в курсе отечественной и зарубежной педагогики, часто бывал заграницей и охотно использовал лучшие ее образцы в практике работы Первой опытной станции.

Чрезвычайно занятый и перегруженный практической работой, С.Т. Шацкий, к сожалению, уделял мало времени обработке эмпирического материала, фиксации полученных результатов. После него осталось несколько педагогических произведений, но они не дают полного представления о том большом влиянии, каким пользовался С.Т. Шацкий среди учительства, о том, как он создавал из своих соратников и последователей педагогов-энтузиастов и какое влияние оказал он на строительство советской школы.

Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как.

Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия.

Читайте также: