Сформированность временных и пространственных представлений начальная школа

Обновлено: 05.07.2024

Развитие пространственных представлений младших школьников мы считаем одной из важных задач обучения в школе, благодаря их немалому значению для усвоения знаний и навыков, как в учебной, так и практической деятельности. Конечно, ребёнок приходит в школу, имея определённый запас знаний, полученных в семье, в детском саду. В школе же продолжается работа по совершенствованию знаний детей о пространстве. Большое внимание этому уделяют не только учителя начальной школы, но также логопеды и психологи. В первую очередь они работают с теми детьми, у которых наблюдается недостаточная сформированность пространственных представлений.

К сожалению, и наш опыт работы показывает, что в результате исследования пространственных представлений первоклассников, выявляются дети, имеющие трудности с различением правой и левой сторон у себя и у собеседника, пониманием предлогов и слов, обозначающих пространственные взаимоотношения. Так в 2006-2007 учебном году 35% первоклассников общеобразовательной школы испытывали затруднения в подборе предлогов при описании местоположения по горизонтальной и/или вертикальной оси предметов, изображённых на картинке, а 19% детей не были уверены при выборе левого и правого направлений. В текущем учебном году детей, испытывающих подобные трудности, 17% и 25% соответственно.

На наш взгляд, это определяет необходимость разработки занятий, направленных на развитие пространственных представлений детей, что будет в дальнейшем способствовать профилактике затруднений в обучении.

Исходя из анализа литературы, мы полагаем, что важными приемами работы по развитию пространственных представлений являются:

  • опора на наглядность ситуации;
  • практическая деятельность с конкретными предметами;
  • использование в развивающей работе дидактических игр;
  • создание игровых ситуаций (ведь именно игровая форма работы вызывает в этом возрасте неподдельный интерес ребёнка);
  • активное употребление детьми в своей речи предлогов и слов, отражающих пространственное положение предметов (например, когда один из участников развивающего занятия предлагает другим свой вариант задания);
  • введение упражнений на различение направления в условиях поворота (сначала реального, затем мысленного) на 90°, 180° в горизонтальной плоскости.

Предлагаем некоторые интересные, на наш взгляд, упражнения, которые были разработаны нами для занятий. Заметим, что для многих упражнений требуется предварительная подготовка используемого материала (например, геометрические фигурки из картона, поле для игры).

Цель: развитие пространственных представлений о расположении объектов по горизонтальной оси.

Используемые материалы: наборы геометрических фигур из цветного картона по количеству учащихся.


Цель: развитие понимания пространственных отношений предметов посредством вербальных обозначений.

Используемые материалы: небольшая картинка, выложенная из паззлов.

Ведущий просит детей встать около двери и сообщает им, что от картинки, которую он собрал, потерялись несколько пазлов (число потерянных пазлов ровняется числу участников) и детям предстоит их. Как найти недостающие элементы картинки подскажет ведущий. Указания месторасположения паззла ведущий сообщает каждому ребёнку по очереди, используя при этом слова и предлоги, с помощью которых определяется местоположение объектов.

Цели: развитие умения самостоятельного употребления слов, обозначающих расположение в пространстве, формирование умения работать в паре.

Используемые материалы: напечатанные на листе бумаги лабиринты по количеству участников, изображение лабиринта на большом листе бумаги формата А4 или А3 (см. Приложение 1).

Перед выполнением упражнения ведущий может предложить ребятам потренироваться на доске, на которую вывешивается большое изображение лабиринта.


Цели: развитие пространственных представлений о расположении объектов по вертикальной оси, развитие умения самостоятельного употребления слов, обозначающих расположение в пространстве.

Используемые материалы: поля из клеток на отдельных листах бумаги по количеству учащихся.

Поле для ведущего

Каждому участнику выдается лист бумаги с полем из клеток. Ведущий же по заранее приготовленному им полю диктует, используя слова, обозначающие пространственное расположение объектов, какие клеточки каким цветом закрасить.

После выполнения задания дети также могут выступить в роли ведущего, отметив на своём поле по 1-2 клеточки и описав их местоположение другим участникам.

Цели: развитие пространственных представлений о расположении объектов в горизонтальной плоскости; развитие умения самостоятельного употребления предлогов, обозначающих расположение в пространстве, формирование умения работать в паре.

Используемые материалы: по 9 кубиков из набора Б.Никитина для одного ребёнка, карточки – ориентиры по количеству учащихся (см. пример ниже) и пустые поля из клеток 3x3 (площадь клетки должна соответствовать площади грани кубика).

Выигрывает та пара, которая соберёт узор быстрее всех без нарушения правил. После того, как в каждой паре узор будет готов, дети меняются ролями.

По желанию ведущего пример выполнения данного задания может быть продемонстрирован им до начало выполнения упражнения ребятами в парах.


Цели: развитие умения использования предлогов и слов, обозначающих расположение предметов в пространстве, развитие памяти и внимания.

Ведущий: А теперь мы проверим, кто у нас внимательный.

Важным моментом в этом упражнении является то, что ребёнок получает навык правильного обозначения местоположения предмета относительно не себя, а других объектов пространства.

Цель: отработка навыка ориентирования на заданном пространстве.

Игра используется для закрепления навыков ориентации в пространстве.


Использованная литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для того, чтобы ребёнок целостно воспринимал окружающий мир, уверенно себя чувствовал на улице, дома, в школе, необходимо развивать все сферы его психологической деятельности.

Одной из такой сфер является пространственно-временное восприятие действительности. Оно включает в себя умение ориентироваться в пространстве и на плоскости; умение ориентироваться в собственном теле; умение ориентироваться во внешнем пространстве улицы, города; знать и уметь ориентироваться во временных отношениях, выражать и понимать пространственные и временные логико-грамматические конструкции.

Существует много интересных игр и упражнений, которые помогают ребёнку развивать эту сферу. Дети могут как в школе, так и дома самостоятельно или с друзьями, родителями выполнять эти задания.

Коррекционные развивающие упражнения для младших школьников.

Тема: Формирование квазипространственных представлений (формирование прстранственных представлений в речи, формирование умения понимать пространственные и временные логико-грамматические конструкции).

Для того, чтобы ребёнок целостно воспринимал окружающий мир, уверенно себя чувствовал на улице, дома, в школе, необходимо развивать все сферы его психологической деятельности.

Одной из такой сфер является пространственно-временное восприятие действительности. Оно включает в себя умение ориентироваться в пространстве и на плоскости; умение ориентироваться в собственном теле; умение ориентироваться во внешнем пространстве улицы, города; знать и уметь ориентироваться во временных отношениях, выражать и понимать пространственные и временные логико-грамматические конструкции.

Существует много интересных игр и упражнений, которые помогают ребёнку развивать эту сферу. Дети могут как в школе, так и дома самостоятельно или с друзьями, родителями выполнять эти задания.

Я предлагаю выполнить детям самостоятельно следующие упражнения.

Эти упражнения способствуют формированию пространственных представлений в речи и на пространстве листа.

Распечатайте детям эти задания и предложите выполнить!

Упражнение 1.



Упражнение 2.

Гост

ГОСТ

Необходимость формирования пространственных представлений у учащихся младших классов

Пространственные представления – это представления об окружающем пространстве и пространственно-временных отношениях, свойствах, форме, величине, а также местоположении и перемещении предметов относительно тела ребенка и других предметов.

Деятельность логопеда направлена на устранение затруднений в освоении навыков письма у детей младшего школьного возраста. Это обусловлено тем, что именно письмо является базовым навыком, на котором основана успешность всего последующего обучения. Как показывает практика логопедической работы, большое значение в коррекционной работе по устранению нарушений письма, является развитие у детей пространственных представлений. Это обусловлено, тем, что в процессе письма в деятельность вовлекаются практически все отделы коры головного мозга, органы слуха и зрения, мышцы пишущей руки и всего тела ребенка.

Значимость развития пространственных представлений у детей младшего школьного возраста обусловлена тем, что данные представления включают в себя:

  1. Ориентирование на листе бумаги во время выполнения различных графических заданий.
  2. 2 Ориентирование в порядке и последовательности выкладывания и написания элементов.
  3. Умение верно оценить размер, расстояние, форму и взаимное положение предметов и их положение относительно учащегося.

Таким образом, значимость формирования пространственных представлений у детей младшего школьного возраста очевидна, так как от их сформированности и развитости зависит уровень освоения навыков письма.

Основные причины и признаки несформированности пространственных представлений у детей младшего школьного возраста

Зачастую несформированность пространственных представлений к младшему школьному возрасту отмечается у детей, имеющих разные степени умственной отсталости, дефекты восприятия, бедность слуховых и наглядных представлений, речевые недоразвития и ограниченный опыт игровой деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Недостаточное развитие пространственных представлений оказывает негативное влияние на освоение детьми младшего школьного возраста письменной речи.

Как показывает логопедическая практика, несформированность пространственных представлений у детей младшего школьного возраста, проявляется в виде следующих признаков (проблем):

  1. Трудности в определении сторон (право и лево), название расположения предметов.
  2. Сложности в понимании схемы своего тела, а также тела того человека, который стоит напротив учащегося.
  3. Неумение верно оценить пространственное расположение окружающих объектов.
  4. Сложности в понимании и усвоении последовательности числовых и предметных рядов (перед, до, за, между), времени суток, дней недели, последовательности месяцев в году и т.д.
  5. Сложности с графическим обозначением направлений. Слабая графомоторная память сохраняет изображение букв зеркально, в результате чего при письме отмечается смешение элементов. В дальнейшем могут развиваться трудности ориентировки на листе, что будет мешать правильному оформлению письменных работ.
  6. Трудности с усвоением временных представлений. На письме это отмечается так, что если слова похожи по внешним признакам, то ошибок ребенок не допускает (зима-лето, день-ночь). В случае, если различия не столь выражены, то при написании возникают определенные затруднения (осень-весна, утро-вечер).
  7. Трудности в понимании и различии возраста, родственных отношений и т.д.
  8. Сложности при изучении предлогов. Отмечаются трудности в дифференциации предлогов, их смешении.

Этапы формирования пространственных представлений в рамках логопедической работы с учащимися младших классов

В рамках логопедической работы, формирование пространственных представлений у детей младшего школьного возраста осуществляется по следующим направлениям:

  1. Освоение схемы собственного тела.
  2. Научение различия правой и левой части тела.
  3. Освоение навыков ориентирования в пространстве.
  4. Освоение навыков самостоятельного определения пространственных соотношений элементов букв и графических изображений.
  5. Освоение навыков ориентирования на плоскости (листе бумаги).

Формирование пространственных представлений в рамках логопедической работы у детей младшего школьного возраста осуществляется посредством следующих двигательных и ритмических упражнений:

Таким образом, значимость формирования пространственных представлений в логопедической работе, не вызывает сомнений. Однако, как показывает практика, пространственные представления формируются очень медленно. Поэтому проводимая логопедом работа должна быть систематической и целенаправленной.

Работа логопеда по формированию пространственных представлений у детей младшего школьного возраста, состоит в том, что он учит:

  1. Лучше осознавать схему собственного тела и называть незначительные части тела у других людей, животных.
  2. Определять и обозначать направления в пространстве, включая работу на листе бумаги, в тетради.
  3. Ориентироваться в пространстве среди окружающих предметов.
  4. Определять последовательность графических знаков.

Выполнение таких заданий позволяет развивать графо - моторные навыки и быстрее и правильнее осваивать пространство листа бумаги.

Основные приемы логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей младшего школьного возраста:

Гост

ГОСТ

Необходимость формирования пространственных представлений у учащихся младших классов

Пространственные представления – это представления об окружающем пространстве и пространственно-временных отношениях, свойствах, форме, величине, а также местоположении и перемещении предметов относительно тела ребенка и других предметов.

Деятельность логопеда направлена на устранение затруднений в освоении навыков письма у детей младшего школьного возраста. Это обусловлено тем, что именно письмо является базовым навыком, на котором основана успешность всего последующего обучения. Как показывает практика логопедической работы, большое значение в коррекционной работе по устранению нарушений письма, является развитие у детей пространственных представлений. Это обусловлено, тем, что в процессе письма в деятельность вовлекаются практически все отделы коры головного мозга, органы слуха и зрения, мышцы пишущей руки и всего тела ребенка.

Значимость развития пространственных представлений у детей младшего школьного возраста обусловлена тем, что данные представления включают в себя:

  1. Ориентирование на листе бумаги во время выполнения различных графических заданий.
  2. 2 Ориентирование в порядке и последовательности выкладывания и написания элементов.
  3. Умение верно оценить размер, расстояние, форму и взаимное положение предметов и их положение относительно учащегося.

Таким образом, значимость формирования пространственных представлений у детей младшего школьного возраста очевидна, так как от их сформированности и развитости зависит уровень освоения навыков письма.

Основные причины и признаки несформированности пространственных представлений у детей младшего школьного возраста

Зачастую несформированность пространственных представлений к младшему школьному возрасту отмечается у детей, имеющих разные степени умственной отсталости, дефекты восприятия, бедность слуховых и наглядных представлений, речевые недоразвития и ограниченный опыт игровой деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Недостаточное развитие пространственных представлений оказывает негативное влияние на освоение детьми младшего школьного возраста письменной речи.

Как показывает логопедическая практика, несформированность пространственных представлений у детей младшего школьного возраста, проявляется в виде следующих признаков (проблем):

  1. Трудности в определении сторон (право и лево), название расположения предметов.
  2. Сложности в понимании схемы своего тела, а также тела того человека, который стоит напротив учащегося.
  3. Неумение верно оценить пространственное расположение окружающих объектов.
  4. Сложности в понимании и усвоении последовательности числовых и предметных рядов (перед, до, за, между), времени суток, дней недели, последовательности месяцев в году и т.д.
  5. Сложности с графическим обозначением направлений. Слабая графомоторная память сохраняет изображение букв зеркально, в результате чего при письме отмечается смешение элементов. В дальнейшем могут развиваться трудности ориентировки на листе, что будет мешать правильному оформлению письменных работ.
  6. Трудности с усвоением временных представлений. На письме это отмечается так, что если слова похожи по внешним признакам, то ошибок ребенок не допускает (зима-лето, день-ночь). В случае, если различия не столь выражены, то при написании возникают определенные затруднения (осень-весна, утро-вечер).
  7. Трудности в понимании и различии возраста, родственных отношений и т.д.
  8. Сложности при изучении предлогов. Отмечаются трудности в дифференциации предлогов, их смешении.

Этапы формирования пространственных представлений в рамках логопедической работы с учащимися младших классов

В рамках логопедической работы, формирование пространственных представлений у детей младшего школьного возраста осуществляется по следующим направлениям:

  1. Освоение схемы собственного тела.
  2. Научение различия правой и левой части тела.
  3. Освоение навыков ориентирования в пространстве.
  4. Освоение навыков самостоятельного определения пространственных соотношений элементов букв и графических изображений.
  5. Освоение навыков ориентирования на плоскости (листе бумаги).

Формирование пространственных представлений в рамках логопедической работы у детей младшего школьного возраста осуществляется посредством следующих двигательных и ритмических упражнений:

Таким образом, значимость формирования пространственных представлений в логопедической работе, не вызывает сомнений. Однако, как показывает практика, пространственные представления формируются очень медленно. Поэтому проводимая логопедом работа должна быть систематической и целенаправленной.

Работа логопеда по формированию пространственных представлений у детей младшего школьного возраста, состоит в том, что он учит:

  1. Лучше осознавать схему собственного тела и называть незначительные части тела у других людей, животных.
  2. Определять и обозначать направления в пространстве, включая работу на листе бумаги, в тетради.
  3. Ориентироваться в пространстве среди окружающих предметов.
  4. Определять последовательность графических знаков.

Выполнение таких заданий позволяет развивать графо - моторные навыки и быстрее и правильнее осваивать пространство листа бумаги.

Основные приемы логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей младшего школьного возраста:

Читайте также: