Сетевое взаимодействие в сельской школе

Обновлено: 30.06.2024

В статье представлено описание подхода педагогического проектирования деятельности образовательного учреждения в условиях сетевого взаимодействия на основе анализа имеющегося опыта в педагогическом университете Барнаула, этапов внедрения форм сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями региона. Определяются основные позиции развития в условиях применения дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в вузе и школе.

Ключевые слова

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ, ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Текст научной работы

Сетевое взаимодействие образовательных организаций регламентировано Законом об образовании (статья 15) и определено социальной ситуацией. Это связано с разными (пересекающимися) факторами деятельности школ и вузов. Некоторые затруднения современных образовательных учреждений во многом связаны с тем, что учащиеся получают информацию не столько от учителя\преподавателя, сколько из других источников. В настоящее время образовательная организация нередко проигрывает более современным, более технологичным, более привлекательным для подростков источникам образования.

Согласно концепции модернизации Российского образования [1] общеобразовательная школа должна формировать новую систему знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции. Цели образования, которые ориентируют педагогов на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, предполагают изменить требования к существующим образовательным технологиям, критериям оценивания результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования. Эти же положения закреплены в Федеральном государственном образовательном стандарте по подготовке учителя.

Особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность). Т.е., необходимо организовать целевую научно-методическую поддержку профессиональной деятельности учителя в ситуации инновационного преобразования образовательного учреждения.

Основными партнерами образовательных учреждений являются: государство в лице органов государственной власти; муниципальные сообщества в лице родителей и общественности; обучающиеся; социум, – каждый из которых выдвигает свои запросы к учреждению и имеет свои потребности. При этом, многие школы сельских районов Алтайского края испытывают нехватку не только молодых специалистов, которые с учетом новых требований смогут способствовать развитию подрастающего поколения, но и педагогических кадров по многим предметным областям для закрытия вакансий. На наш взгляд, качественное и максимально полное удовлетворение запросов субъектов внешней среды образовательных учреждений возможно через организацию сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями и организациями. Тем более, что в рамках государственной политики в области образования утверждается идея создания новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций.

В последние годы отечественными и зарубежными исследователями опубликован целый ряд работ, посвященных проблемам организации сетевого взаимодействия различных организаций. В 2000-х гг. началась активная разработка проблем сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Под сетевым взаимодействием образовательных учреждений понимаем процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния объектов (субъектов) друг на друга, результатом которого являются новые социально-педагогические структуры, обладающие новыми свойствами и особенностями общественных отношений. При этом, достигается согласование особых интересов отдельных социальных образований, удовлетворение взаимных потребностей, в том числе оптимальное использование кадрового, научно-методического и материально-технического потенциала, развиваются новые социальные качества, расширяются возможности базового образования и профессиональной подготовки, а также организация внеурочной деятельности.

Основной сущностной характеристикой процесса моделирования является его опосредованность, поэтому в основу построения модели вошли следующие педагогические условия организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений:

  1. Обеспечение нормативно-правого регулирования для возможности сетевого взаимодействия образовательных учреждений (на различных уровнях: муниципальный, региональный и т.д.).
  2. Создание материально-технической базы, обеспечивающей функционирование возможностей электронного образования.
  3. Широкое проектирование и использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе.
  4. Возможность осуществления перемещений учащихся и (или) учителей образовательных учреждений (организаций), входящих в договор о сетевом взаимодействии образовательных учреждений.
  5. Создание условий для становления мотивации учащихся к участию в сетевых взаимодействиях, представлении собственных профессиональных достижений педагогическому сообществу.
  6. Развитие ИКТ-компетенций педагогов и учащихся.

Педагогические условия формируются комплексно, включая разные составляющие (педагогические, методические, административные), задачами нашего исследования является педагогическое проектирование и реализация в педагогическую действительность следующих условий: широкое проектирование и использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе; создание условий для становления мотивации учащихся к участию в сетевых взаимодействиях, представлении собственных профессиональных достижений педагогическому сообществу; развитие ИКТ-компетенций педагогов и учащихся [3].

Таким образом, разработанная модель рассматривается нами как элемент функциональной системы, представляющая собой обособленную целостность. Ее цель – создание динамичной системы связей между качественным разнообразием образовательных учреждений для организации взаимодействия посредством концентрации их образовательных ресурсов, для удовлетворения развивающихся потребностей и способностей личности и социума в образовании, предоставления каждому возможностей реализации собственной системы получения образования.

Моделирование сетевого взаимодействия образовательных учреждений осуществляется в три этапа: проектировочно-организационный, процессуальный, аналитический.

Цель проектировочно-организационного этапа – проектирование деятельности и подготовка к ее осуществлению. Он включает проведение определенных, логически взаимообусловленных действий, среди которых: обследование и анализ образовательной среды; определение партнеров по сети; создание пакета документов, обеспечивающего функционирование сети; формирование кадровых резервов и учебно-методических ресурсов; распределение функций и полномочий между участниками сети; определение критериев и показателей эффективности работы сети.

После проведения подготовительных мероприятий, начинается этап непосредственного взаимодействия – процессуальный, цель которого – реализация направлений взаимодействия, выявленных на основании точек соприкосновения в поле деятельности образовательных учреждений.

Цель третьего, аналитического этапа – диагностика и анализ результатов, определение новых путей развития. На данном этапе осуществляются обработка, анализ, систематизация полученной на втором этапе информации; сопоставление полученных результатов поставленным целям; подготовка аналитических материалов и принятие управленческих решений на их основе; выявляются условия сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с высшими учебными заведениями, распространяется и тиражируется опыт. Поэтому средствами данного этапа являются комплексный мониторинг и публикации, в том числе выпуск сборников методических материалов.

Реализация этапов этой модели хорошо способствует решению проблем, связанных с закрытием свободных вакансий на период временного замещения учительских кадров студентами и магистрантами выпускных курсов педагогического вуза. Эта модель реализована в Алтайском государственном педагогическом университете, начиная с 2015 года. В том числе, важность приобретает организационный аспект закрепления молодых педагогов на работу в учебном заведении после окончания вуза.

Студенты, которые посетили этот урок высказали свои отзывы:

Из отзывов студентов выпускного курса видно, что модель реализации сетевого взаимодействия находит успешное воплощение по привлечению молодых кадров в сельские школы Алтайского края.

Модернизация системы образования, происходящая сегодня способствует перестройке деятельности образовательных учреждений, которые ищут новые формы работы с обучающимися, новую модель, позволяющую обеспечить сохранение и укрепление знаний обучающихся на протяжении всего процесса обучения. Во многом результат такой деятельности заключается во взаимодействии всех участников образовательной деятельности, что ведет к формированию сетевой организации на школьном и районном уровнях. Что же такое сетевое взаимодействие ОУ? Это среда, в которой любое ОУ или педагог могут взаимодействовать с любым образовательным и другим учреждением или педагогом по вопросам совместной работы, обмен идеями, создание нового интеллектуального продукта. Надо отметить, что сетевое взаимодействие будет постоянно реформироваться, оно не может быть постоянным, оно мобильное и зависит это от его целевого назначения.

При сетевом взаимодействии круг взаимодействующих постоянно увеличивается и следовательно, результаты работы становятся более качественными.

Основная цель сетевого взаимодействия – не только поставить в известность о чем-либо, но и выработать новую сеть, достичь ее субъектов. Смысл такой работы - во встрече разных, непохожих друг на друга участников сетевого взаимодействия. В настоящее время большое развитие получает сетевое взаимодействие, осуществляемое между школами нашего кустового объединения. Такое взаимодействие позволяет педагогам лучше ориентироваться в дополнительных образовательных услугах, в изменениях программы мероприятий и других образовательных услуг. Возможности в нашей школе не в полной мере позволяют осуществлять сетевое взаимодействие, но благодаря модернизации образования в будущем я надеюсь, что сетевое взаимодействие в нашей школе будет представлено следующей схемой:

Генеральское.jpg

Схема сетевого взаимодействия в школе

Цель данного конкурса: проверка уровня готовности выпускников 11-х классов к итоговой аттестации.

1. Развитие познавательного интереса и творческих способностей.

2. Воспитание математической культуры.

3. Поддержка математического образования в старшей школе.

4. Расширение профессиональных интересов в среде учителей математики и развитие их сотрудничества. Сетевое взаимодействие в рамках проведения данных мероприятий позволило оценить возможности учащихся, развить познавательный интерес, расширить профессиональный интерес в среде учителей и расширить рамки их сотрудничества.

Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, но и идет процесс диалога между школами и процесс отражения в них опыта друг друга. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве зеркала, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым. У участников сети наблюдается потребность друг в друге, в общении равных по статусу педагогов.

Для сокращения времени пребывания в школе старшеклассников и для свободы выбора темы элективного курса, их можно вести в рамках дистанционного обучения. Это позволит ребятам свободно выбрать элективный курс, а может быть и не один, повысит мотивацию учащегося к осознанному планированию своей учебной деятельности, создаст возможность для проектной и исследовательской деятельности в рамках избранного курса.

Организация сетевого взаимодействия в школе потребует определенных знаний и умений от педагогического коллектива, поэтому необходимо педагогам пройти курсы различной направленности. Полученные знания помогут учителям готовить мультимедийные рефераты, презентации уроков, элективные курсы, участвовать в дистанционных конкурсах. Также необходимо проводить проектировочные семинары, которые придают сетевому взаимодействию общность теоретического и методологического характера, позволяют систематически развивать участников сетевого взаимодействия, тем самым, повышая их профессиональную компетентность через обмен результатами.

От организации сетевого взаимодействия в нашей школе ожидаются следующие результаты:

• обновление форм и методов работы;

• повышение качества работы образовательного учреждения;

• активизация участия ОУ в решении конкретных образовательных проблем в процессе выхода в сетевое пространство.

Таким, образом, в условиях сетевого взаимодействия успешно развивается, совершенствуется разноуровневое развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, осуществляется единство методической и образовательной функции процесса обучения.

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в основу развития системы образования заложены такие принципы, как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

Эти принципы позволяют реализовать модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений, предполагающая использование современных информационно–телекоммуникационных технологий, средств телекоммуникаций с использованием сети Интернет.

Форма сетевого взаимодействия образовательных организаций сегодня актуальна и за ней будущее.

Сетевое взаимодействие – это горизонтальное взаимодействие между образовательными учреждениями по распространению функционала и ресурсов.

Есть ли необходимость образовательным учреждениям создавать инновационное сетевое взаимодействие?

- инновационные сельские образовательные учреждения не могут развиваться в закрытой системе (в рамках одной школы), им необходим поиск единомышленников для реализации общей образовательной стратегии, приводящей к системным изменениям структуры, содержания и дидактического обеспечения деятельности образовательного учреждения.

- организация методической работы в современных условиях развития образования.

- потребность оперативного удовлетворения профессиональных запросов педагогов.

В-четвёртых , доступности информации:

- для большинства учащихся, стремящихся повысить свой уровень образованности, компетентности.

В-пятых , социальный заказ:

- необходимость получения дополнительного образования в условиях современного развития общества.

Вышеизложенные причины указывают на то, что для эффективной работы инновационного образования нужна новая система взаимодействия, управления и распределения ресурсов, а именно – сетевое взаимодействие.

- создание условий для взаимодействия всех участников образовательного процесса в сети с использованием информационно – коммуникационных технологий и современных средств телекоммуникации.

- разработка сетевого стандарта ( плана) деятельности педагогов, входящих в сеть;

- совершенствование единого информационного и деятельностного образовательного пространства для сетевого взаимодействия, а также его открытость и публичность;

- выработка практических рекомендаций по корректировке процесса реализации, по принятию управленческих решений сетевого взаимодействия в условиях школьной (сельской) образовательной среды;

- построение конструктивного диалога образовательного сообщества с сельским сообществом, управлением образования для разработки инструментариев мониторинга результативности и социальных последствий сетевого взаимодействия;

- формирование ключевых компетентностей педагогов и учащихся.

Сроки реализации проекта 3 года.

Методы реализации проекта:

- изучения опыта работы школ РФ по сетевому взаимодействию;

- создание нормативно – правовой базы;

- создание материально – технической базы;

- обучение администрации и педагогов методам работы в сетевом взаимодействии;

- составление плана интеграции и партнерства образовательных организаций

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- Результаты итоговой аттестации.

- Уровень сформированности ключевых компетенций и УУД.

- Имидж и рейтинг школы, конкурентоспособность её выпускников.

- Степень удовлетовренности образовательно-воспитательным процессом.

- Статус образовательного учреждения.

Краткий анализ теоретических источников по проблематике реализуемого проекта.

5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте приоритетного национального проекта: "Образование".

Проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

Одно из направлений повышения качества образования это организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих инновационные программы, с другими образовательными учреждениями.

миллионы людей разных государств мира получили дистанционно качественное образование.

Изучив опыт школ регионов РФ, мы увидели различные модели сетевого взаимодействия.

- дистанционная форма обучения для системы профильного обучения, а также при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ;

- обучения для детей-инвалидов и других категорий учащихся.

МБОУ СОШ №2 города Томска накоплен опыт сетевого взаимодействия со многими образовательными учреждениями по различным направлениям:

Востребованность этой формы обучения растет с каждым годом и отвечает меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

Первый этап 2016-2017 учебный год

  1. разработка положения о дистанционном сетевом узле ОУ
  2. создание пакета документов организационного, методического, нормативно-правового характера, обеспечивающего

функционирования сети ОУ;

  1. создание сетевого объединения на основе действующих школьных творческих групп.
  2. создание структуры управления Сетью на всех ее уровнях;
  3. проведение обучающих семинаров для педагогов по использованию технологий дистанционного взаимодействия с ОУ;
  4. определение направлений взаимодействия:

- нормативно регулирующая деятельность;

-деятельность, направленная на повышение уровня профессиональной компетентности педагогических коллективов школ сети;

- работа с одаренными школьниками;

- инновационная и опытно - экспериментальная деятельность;

-деятельность по предоставлению услуг дополнительного образования и услуг учреждений социально - культурной сферы.

  1. организация обучения педагогов технологии дистанционного обучения, знакомство с электронными ресурсами.
  2. обследование инновационной образовательной среды с целью определения ключевых направлений научно-методической работы на уровне отдельных образовательных учреждений;

9. определение внутренних ресурсов и внешних связей с другими образовательными ресурсами для расширения и развития инновационного потенциала;

10.распределение функций и полномочий между всеми участниками сети;

11.определение критериев и показателей эффективности работы сети.

Второй этап 2017-2018 учебный год

Реализация мероприятий по намеченным направлениям дистанционного взаимодействия:

1.ведение курсов профельного обучения обучающихся 10-11 классов

2.работа с одаренными школьниками, сетевые научно-практические видеоконференции, КВН;

3.инновационная и опытно - экспериментальная деятельность педагов, обмен опытом в применении инновационных технологий в режиме реального времени в форме вебинаров, трансляций открытых уроков и внеурочных мероприятий;

4. деятельность по предоставлению услуг дополнительно образования.

Третий этап 2018 - 2019 годы .

1. Организация мониторинга реализации инновационного проекта. 2.Выполнение анализа дистанционного обучения.

3.Организация информирования о ходе реализации программы участников образовательного процесса, общественности через публичный отчет, сайт школы.

4.Составление рекомендаций по дальнейшему развитию дистанционного сетевого узла ОО.

6.Обобщение и подготовка к диссеминации.

Практическая значимость реализации проекта

- Результаты итоговой аттестации.

- Уровень сформированности ключевых компетенций и УУД.

- Имидж и рейтинг школы, конкурентоспособность её выпускников.

- Степень удовлетовренности образовательно-воспитательным процессом.

- Статус образовательного учреждения.

- Повышение профессиональной компетентности учителя;

- Повышение доли учителей использующих дистанционные

технологии в образовательном процессе;

- Повышение доли учителей, транслирующих свой опыт в

области применения современных технологий, в условиях

- положительная динамика развития ключевых компетенций обучающихся;

- формирование метапредметных компетенций обучающихся;

- повышение доли выпускников, определившихся с выбором профиля при обучении в 10-11 классах школы;

- повышение степени удовлетворенности образовательным

для образовательной организации

- рост достижений всех участников инновационного процесса

- повышение рейтинга школы в муниципалитете.

- повышение качества образования;

-расширение возможностей получения качественного образования обучающимся с разными потребностями и возможностями (одаренные дети и дети с ОВЗ).

Формы результатов проекта в практику ОО

1.сетевое взаимодействия между субъектами образовательного процесса (школа – обучающийся, школа – школа,);

2.модель сетевых профильных классов на базе школы;

3.разработка совместных сетевых профильных программ;

4.расширение спектра внеурочных, элективных и профильных курсов для

обучающихся школы посредством сетевого взаимодействия образовательных учреждений;

Риски реализации проекта и компенсационные меры по их устранению

Не готовность к реализации Проекта и недопонимание частью педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) сути инновационных изменений, обеспечивающих реализацию Проекта.

Разъяснительная работа с использованием различных методов и способов формирования понимания сути инновационных изменений в рамках реализации проекта. Семинары, круглые столы, индивидуальные консультации.

Недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогических работников в работе по форме дистанционный сетевой узел.

Система непрерывного профессионального образования (очные и дистанционные курсы ПК, семинары, вебинары), обеспечивающие каждому педагогу возможность формирования восходящей траектории компетентностного подхода к образованию.

Ошибки при выборе механизмов управления Проектом могут привести к недостаточной координации деятельности заказчиков и исполнителей.

Корректировка хода реализации Проекта и включение изменений в ежегодные планы деятельности школы, структурных подразделений

Недостаточный уровень финансирования

Выделение средств в рамках Проекта модернизации системы образования и средств субвенции на обеспечение государственных гарантий граждан на получение обязательного доступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Привлечение внебюджетных средств.

Недостаточный уровень мониторинговых исследований реализации Проекта может существенно повлиять на объективность принятия решений и его эффективность.

Разработка системы мониторинговых исследований, широкое внедрение рейтинговой оценки в образовательный процесс. Поиски новых форм и механизмов в оценки и контроля деятельности школы в рамках реализации Проекта. Внешняя независимая оценка.

Сартакова Елена Евгеньевна 1 , Покоев Евгений Романович 2
1 Томский политехнический университет, кандидат исторических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного
2 Томский политехнический университет, студент группы 2Д33 Института природных ресурсов


Аннотация
В статье анализируется: понятие модели сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений как идеального представления о реальном процессе формирования совокупности организаций, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления ими; а также предлагается систематика моделей сетевого взаимодействия как совокупность соответствующих организационной, управленческой, педагогической классификаций.

VARIABILITY OF MODELS OF NETWORKING INTERACTION IN RURAL SCHOOLS IN THE PROCESS OF SOCIO-CULTURAL MODERNIZATION OF EDUCATION

Sartakova Elena Evgenievna 1 , Pokoev Evgeny Romanovich 2
1 Tomsk Polytechnic University, PhD in History, Associate Professor, Department of Russian as a Foreign Language
2 Tomsk Polytechnic University, Student, gr.2Д33, Institute of Natural Resources


Abstract
The article analyzes: the concept model of networking rural schools as the ideal picture of the real process of forming set of organizations having common goals, resources to achieve them, and a single point of management; and systematization of network interactive models as a set of the corresponding organizational, administrative, pedagogical classification is offered.

В настоящее время в рамках сетевой теории появилось множество классификаций понятия модели сетевого взаимодействия ОУ. В многочисленных работах по проблемам сетевого образования (см. вторую главу диссертационного исследования) указывались его модели, виды, типы, группы, варианты. Приведем ряд примеров. Наиболее ранним упоминанием одной из моделей сетевого взаимодействия стала сеть “Федеральные экспериментальные площадки” института под рук. А.И. Адамского [1], который считал, что эффективными условиями модернизации системы образования является отработка …новых моделей управления образованием, а также сетевой характер взаимодействия образовательных институтов.

Модели сетевого взаимодействия
сельских ОУ

Формы реального сетевого взаимодействия

Формы сетевого сообщества

Сетевое взаимо-действие с
целью формирования условий для социализа-ции сельских школьников

Читайте также: