Сетевое взаимодействие школа колледж

Обновлено: 08.07.2024

Сетевое взаимодействие – это совместная деятельность образовательных учреждений (организаций), направленная на обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Сетевые формы взаимодействия набирают обороты в системе образования, сегодня их рассматривают в ряду инноваций, приписывая значительное число возможностей и достоинств. В современном информационном обществе, где информация распространяется с огромной скоростью, без сетевого взаимодействия невозможно представить инновационные процессы.

ГБПОУ Юридический колледж реализует сетевые формы взаимодействия в образовательной деятельности с 19 образовательными организациями:

В целях реализации образовательных программ, удовлетворения спроса населения на образовательные услуги, в том числе формирующие современные умения и навыки для учебы, жизни и труда, повышения качества и доступности для обучающихся услуг по профессиональной ориентации Стороны договариваются о сетевом взаимодействии для решения следующих задач:

В рамках ведения сетевого взаимодействия Стороны:

Результат сетевого взаимодействия образовательных учреждений - это формирование ресурсов безопасной образовательной среды. Повышается качество образовательных услуг, которое в новых социально-экономических условиях в большей степени ориентировано на запросы обучающихся и их родителей. Стимулируется творческая активность участников сетевого взаимодействия в системе социального партнерства на основе формирования ресурсов безопасной образовательной среды.

Калайтанова Юлия Юрьевна


Ставропольский региональный многопрофильный колледж

Ресурсы образовательной системы – это всё то, что непосредственно участвует в образовательном процессе. Типы образовательных ресурсов, которые могут быть использованы как сетевые, представлены пятью обобщенными группами: кадровые, информационные, материально-технические, учебно-методические и социальные ресурсы [2, 3, 4].

Сетевая организация образовательных ресурсов, в рамках которой происходит совместное использование различных ресурсов, имеющихся в отдельных единицах сети, другими образовательными организациями на основе взаимовыгодных соглашений, выступает одним из стратегических решений в рамках модернизации региональной системы профессионального образования.

Сетевая деятельность образовательных организаций признается сегодня важным фактором их инновационного развития – ресурсного, содержательного, организационно-технологического. Она позволяет не только расширить возможности в области социализации детей и молодежи, но и оптимизировать трудозатраты, получая при этом более качественные образовательные результаты.

Целями работы ПРЦ являются:

- повышение конкурентоспособности выпускников посредством ресурсного обеспечения качественно нового уровня профессионального образования;

- повышение качества подготовки рабочих кадров и специалистов, оказание методической помощи педагогам системы профессионального образования, удовлетворение кадровых потребностей работодателей, образовательных и профессиональных запросов населения региона;

- развитие социального партнерства между сферой экономики и сферой образования на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования региона и их равного доступа к научно-методическим, материально-техническим, информационным, кадровым ресурсам.

Создание профильного ресурсного центра стало новым механизмом взаимодействия профессиональных образовательных учреждений региона и предприятий – социальных партнеров. Модель социального партнерства основана на обобщении и систематизации имеющегося в колледже опыта подготовки специалистов и направлена на усовершенствование технологий взаимодействия с организациями в условиях изменяющегося рынка труда. Отношения социального партнерства колледжа с организациями осуществляются через использование целого комплекса форм, средств и методов работы. В их структуре наиболее важное место занимают:

Профильный ресурсный центр обладает расширенным перечнем направлений деятельности, которые обусловлены его задачами: образовательная, методическая, информационная, инновационная, экспертная и организационная деятельность.

В систему сетевого взаимодействия Центра входят организации, объединенные как стратегические партнеры. К ним относятся:

- органы законодательной и исполнительной власти Ставропольского края;

- научно-исследовательские институты учреждений высшего образования;

- бизнес – партнеры, к которым относятся крупные предприятия г. Ставрополь и Ставропольского края;

- клиентская сеть, включающая в себя профессиональные образовательные организации Ставропольского края.

Реализация целей создания и функционирования Центра определяет две основные группы пользователей услуг:

  • заказчики (Министерство образования Ставропольского края; центры занятости г. Ставрополь и края; юридические (предприятия и организации) и физические (население, родители и (или) законные представители обучающихся) лица);
  • потребители (непосредственные, то есть лица, проходящие подготовку в ПРЦ (обучающиеся ПОО, направленные для освоения программ профессиональных модулей и/или практик; сотрудники бизнес-партнеров; население); опосредованные, то есть те, к кому придут трудоустраиваться или продолжать обучение лица, прошедшие подготовку в ПРЦ).

Сформированный комплекс организационно-педагогических условий создает возможности для развития сотрудничества колледжа с организациями, что рассматривается в качестве дополнительных резервов повышения качества профессионального образования. Социальное партнерство обеспечивает профильному ресурсному центру колледжа высокий уровень конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, помогает смягчить социальные последствия проводимых реформ в образовании, улучшает качество управленческой деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время сектор экономики испытывает острую потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена, поэтому актуальной является задача создания целостной гибкой системы непрерывного профессионального образования, которая бы эффективно решала задачи социально-экономического развития страны, поскольку «многие граждане сегодня не могут реализовать свои профессиональные знания, найти такую работу, которая позволяла бы им иметь достойную зарплату, развиваться, строить карьеру

Организация взаимодействия школа-СПО-результаты сотрудничества

Рябухина Т.А., учитель математики школа №40

Лашова Е.В., преподаватель математики ГБПОУ СОУОР

Как решить поставленную задачу в условиях нашего города?

На сегодняшний день 89% старшеклассников города Саратова охвачены профильным и углублённым обучением.

На наш взгляд, эффективная организация профильного обучения должна строиться на основе сетевого взаимодействия и сотрудничества школ с учреждениями профессионального образования.

Учитывая данные социологического опроса выпускников 9 классов и их родителей, мы пришли к выводу, что 38% обучающихся на ступени основного общего образования устремлены в учреждения среднего профессионального образования. Поэтому весьма перспективными направлениями инновационной деятельности школ города являются:

1. Формирование условий для профессионального самоопределения учащихся через специализацию в рамках предпрофильного обучения.

2. Отработка механизмов взаимодействия школ города с учреждением СПО с целью формирование единого образовательного пространства на основе интеграции содержания среднего общего и среднего профессионального образования путем сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования.

Принимая во внимание тот факт, что сегодня город Саратов – площадка для освоения особой экономической зоны (ОЭЗ) регионального уровня промышленно-производственного и особой экономической зоны туристско-рекреационного типа , приоритетной становится задача приведения рынка образовательных услуг в соответствие с потребностями рынка труда, обеспечение предприятий и организаций-резидентов необходимыми специалистами.

Эту задачу успешно решает Саратовский техникум строительных технологий и сферы обслуживания . В настоящее время техникум готовит специалистов по направлениям:

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

Технология продукции общественного питания

Поварское и кондитерское дело

Страховое дело (по отраслям)

Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

Организация обслуживания в общественном питании

что продиктовано потребностью города.

Поскольку интеграция общего и среднего профессионального образования нацелены на профессиональное самоопределение обучаемых, использование кадрового и технологического потенциала данного техникума позволит расширить возможности выбора обучающимся индивидуальной образовательной траектории с учетом его будущей профессии, обеспечит его социализацию.

Наш проект нацелен на то, чтобы в условиях образовательного кластера у школьников, работающих в режиме партнерства с техникумом, формировались исследовательские компетенции, являющиеся залогом успешности дальнейшего профессионального самообразования.

Одним из наиболее эффективных способов организации исследовательской деятельности обучающихся будет являться использование метода проектов. При этом непременным условием осуществления проектной деятельности станет наличие практической составляющей, которую ученик успешно сможет реализовать в мастерских техникума под руководством мастеров производственного обучения и преподавателей техникума.

Функционирование научно-педагогического сообщества строится и предполагает дальнейшую работу на основе взаимодействия методических объединений школы с цикловыми методическими комиссиями техникума, что позволит готовить обучающихся к конкурсам учебно-исследовательских работ.

В связи с вышесказанным, изменяется миссия школы. Она теперь носит инновационный характер, а именно — координация образовательной траектории школьника с учетом его будущей профессии и изменяющихся социально-экономических условий города, региона.

В своем выборе школьники утвердились после презентационных мероприятий, проводимых в школе, и участия в Дне открытых дверей в техникуме. Обучающиеся обосновывают свой выбор так: 83% опрошенных считают, что по выбранной профессии они сумеют трудоустроиться , 15% уверены, что среднее профессиональное образование – хороший старт для получения высшего по выбранному направлению в ВУЗе по заочной форме (при этом срок начала трудовой деятельности резко сокращается), 2% среди опрошенных продолжают семейные профессиональные традиции.

По результатам опроса можно сделать вывод, что снижение производства в последние десятилетия наложило отпечаток на выборе выпускниками школ технического направления профессиональной деятельности. Девятиклассники нынешнего поколения росли в пору, когда предприятия были закрыты или возрождались, при этом широко развивалось индивидуальное предпринимательство в сфере обслуживания и питания.

В настоящее время школа и техникум прорабатывают варианты сотрудничества через систему воспитательной работы.

мы предполагаем получить следующие результаты:

профессиональное самоопределение учащихся школы будет обоснованно подкреплено возможностью практического ознакомления с предстоящим видом профессиональной деятельности за счет интеграции основного общего образования со средним профессиональным;

предпрофильное обучение будет сопровождаться профессиональным становлением выпускника на базе техникума, что повысит конкурентоспособность выпускника школы, практически освоившего одну из рабочих профессий;

выпускникам будет обеспечен высокий уровень образования, соответствующий новым образовательным стандартам, запросам социума, интересам самого обучаемого;

школа и техникум обретут опыт работы в условиях сетевого партнерства, что является потенциалом инновационного развития нашего города.


В статье автор пытается описать актуальность организации сетевого взаимодействия в системе среднего профессионального образования.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, система образования, профессиональное образование, совместная деятельность.

Система профессионального образования (далее — СПО) — это большой и значимый сегмент российской системы образования. По статистике насчитывается более 3 тысяч профессиональных образовательных организаций, а количество обучающихся превышает 3 миллиона человек. В настоящее время система профессионального образования пользуется популярностью среди молодежи, а специальности и рабочие профессии СПО стали осознанным выбором абитуриента и своеобразной гарантией успешного начала карьеры.

Развитие и модернизация российской системы образования способствует перестройке деятельности профессиональных образовательных организаций. В последнее время они ищут новые формы работы с обучающимися, новые модели взаимодействия, которые обеспечат повышение качества образовательных услуг на протяжении всего учебного процесса. Взаимодействие профессиональных образовательных организаций становится современной технологией, позволяющей им не только выживать, но и динамично развиваться.

В целях обеспечения качества подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и служащих к потребностям экономики профессиональные образовательные организации системы СПО сталкиваются с проблемой увеличения финансовых затрат на организацию и обеспечение образовательного процесса. Особенно это касается тех направлений, где подготовка рабочих и специалистов ориентирована на высокотехнологичные отрасли экономики, которые требуют от современных выпускников обладать компетенциями, отвечающими международным требованиям. Непрерывное наращивание ресурсного потенциала на базе отдельных профессиональных образовательных организаций, особенно в условиях многоуровневой и многопрофильной структуры, становится неэффективным и не способствует достижению высокого уровня подготовки кадров по всем направлениям. В этой ситуации решением может стать переход к концентрации дорогостоящих ресурсов в рамках создания сетевых объединений нескольких профессиональных образовательных организаций. Сетевое объединение — это вариант сетевого взаимодействия, которое широко рассматривается в различных исследованиях.

Сетевое взаимодействие — это особый формат совместной деятельности нескольких образовательных учреждений, в том числе с привлечением органов исполнительной власти, работодателей и их объединений, методических, общественных и иных организаций, формируемых для взаимного научения, совместного обучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробации или внедрения учебно-методических комплексов, методов и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования.

В настоящее время сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная, оптимальная и эффективная форма достижения целей в любой сфере, в том числе и в образовании. Являясь противоположностью иерархической структуры организации совместной деятельности, сетевое взаимодействие предлагает горизонтальные отношения, основанные на равенстве и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений. Основой возникновения и развития сетевого взаимодействия является наличие у ряда субъектов общественных отношений общего интереса по тому или иному поводу, которым может быть проблема, событие и т. д., что станет для них объединяющим началом. Сетевое взаимодействие предлагает отношения участников, основанные на равенстве и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений, что также обеспечивает эффективность деятельности образовательной организации в достижении образовательных целей.

Сетевые формы взаимодействия набирают обороты в системе образования, в том числе и в СПО, сегодня они рассматриваются в числе инноваций, приписывающих значительное количество возможностей и преимуществ. В современном информационном обществе, где информация распространяется с огромной скоростью, невозможно представить инновационные процессы без сетевого взаимодействия. Любая организация всегда испытывает дефицит — ресурсный, кадровый, материально-технический.

Причиной формирования сетевого взаимодействия в СПО может быть любое образовательное мероприятие: реализация образовательной программы, проведение демонстрационного экзамена, подготовка студентов к специализированным мероприятиям (олимпиадам, конкурсам профессионального мастерства, чемпионатам Ворлдскиллс и т. п.).

Итак, можно сделать вывод, что для системы среднего профессионального образования потребность в сетевом взаимодействии выражается в новых возможностях, предлагаемых новой формой работы. Сетевое взаимодействие позволяет решать образовательные задачи, которые ранее были не под силу отдельному образовательному учреждению. Сетевое взаимодействие также порождает новые формы работы и форматы взаимодействия (сетевые проекты и программы, условия обмена образовательными результатами, сетевые объединения). Таким образом, создается потенциал, который приведет как к развитию системы профессионального образования в целом, так и к повышению качества образовательной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): сетевое взаимодействие, профессиональное образование, совместная деятельность, система образования, форма работы, взаимная заинтересованность, повышение качества, российская система образования, система среднего, совместное принятие решений.

Читайте также: