Вода с закрытыми глазами краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся ;

• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух ;

дать понятие о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, о состоянии воды;

воспитывать чувство эстетического восприятия окружающего мира;

• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора;

• развитие умений по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

• развитие умений вести диалог с автором.

Формирование УУД

Ι. Организацион-ный момент.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

Ребята, каким вы хотите видеть наш урок?

Что для этого нужно?

Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям именно такой урок у нас и получится.

ΙΙ. Актуализация знаний.

Ков á ль Юрий Иосифович (1938 – 1995)

Прочитайте тему урока. Какой возникает вопрос?

Если такой вопрос, то какую цель определим для работы на уроке?

(Выставка репродукций на экране)

Посмотрите. Что заметили? Как называют человека, который рисует картины? (художник)

2.

5. 6.

С помощью, каких средств художник передает нам настроение, смысл нарисованного?

Что объединяет эти произведения? (изображена природа)

Чем отличаются? (время года, репродукции № 1, 4 нарисованы реалистично, как фотографии, в отличие от репродукций № 2, 3)

Что можете сказать о репродукциях № 2, 3? (одинаковая техника написания)

Что можно предположить? (Может быть это один художник?)

Кто хочет узнать, так это или нет?

(На экране появляются надписи:

5, 6 – это детские рисунки.

Оправдалось ли наше предположение? (Да, Юрий Коваль – автор репродукций № 2, 3)

Что нового узнали о Ю. Ковале? (он художник)

Что узнали из видеоматериала? (Ю.Коваль сочинял стихи, песни, сам исполнял песни, снимался в кино, был артистом)

Ребята, кто знает, как называют человека, который исполняет свои песни? (бард)

Ю. Коваль очень разносторонняя, творческая личность.

Послушайте еще раз отрывок из песни, скажите, что представили?

Темнеет за окном, ты зажигаешь свечи,

И светлая рука стеклом отражена,

И снова к нам с тобой пришел осенний вечер,

И в доме, и в душе покой и тишина.)

А как автор исполняет эту песню?

Что вы почувствовали?

Что хочет сказать об осени Ю.Коваль как поэт и композитор?

(Осень меняет не только все в природе, но и в душе человека. Это удивительное время года.)

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. О риентироваться в тексте.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

III . Работа с текстом

Словарная работа:

В словаре Ожегова-Шведовой:

- Стёганая ватная куртка; ватник

Жестяная кружка – стальная кружка

Студёный – очень холодный

Язь - довольно красивая рыба. Чешуя его имеет сильный золотистый оттенок, нижние плавники - ярко-красные, спинной и хвостовой - темно-серые, иногда слегка красноватые.

Сегодня мы познакомимся с произведением Ю. Ков á ля как раз об осени.

Может наши рассуждения помогут нам прочувствовать это произведение лучше.

- Вспомним, на какие части делят природу?

-Что относится к живой природе?

-Что относится к не живой природе?

-Угадай, о чем мы сегодня беседуем?

Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот с кем мы отправимся, вы мне скажите сами.

Всем нужна я,

Кто такая? ( Вода)

- О каких свойствах воды вы знаете? (Вода - растворитель; текучесть воды)

- Перечислите основные свойства воды (Без цвета, без вкуса и запаха, текучая, прозрачная, принимает форму сосуда)

- Что происходит с водой в реках, озерах и морях? (Она испаряется, превращается в невидимый пар, который расходится в воздухе)

- В каком состоянии находится вода? (В жидком, в твердом и газообразном)

- Вода в одном месте может находиться в трех состояниях одновременно во время ледохода.

- Что на поверхности реки? (Лед и снег)

- Это какое состояние воды? (Твердое)

- Что подо льдом и снегом? (Вода)

- В каком она состоянии? (В жидком)

- Что вы видите над рекой? (Мельчайшие частицы водяного пара)

- В воздухе всегда есть вода. Это водяной пар и облака, которые состоят из очень мелких капелек воды и кристалликов льда.

I . Работа с текстом до чтения.

Какие произведения этого автора вы читали?

Что их объединяет? О чем может быть это произведение?

На какой литературный жанр указывает заголовок? (на сказку, на рассказ) Почему?

Какие особенности у рассказа? А у сказки?

Давайте, перечислим вопросы, которые появились до чтения произведения, и на которые нам нужно постараться ответить?

Почему вода глаза закрывает?

Какое по жанру произведение: сказка или рассказ?

II . Чтение текста

Первичное чтение (читают учащиеся и учитель)

Как нужно стараться читать текст? (выразительно)

Что значит выразительно? (Выразительно читать - это значит передать голосом идею и тему произведения, постараться передать авторское отношение к описанному)

2. Работа с текстом во время чтения – словарная работа.

3. Выявление первичного восприятия .

Почему вода глаза закрывает? Прочитайте из текста. ( Я глотнул еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы - времени, когда вода закрывает глаза. )

(Главной героине Нюрке нравится пить воду с закрытыми глазами, т.к. вода ей кажется вкусней.) Найдите в тексте, прочтите.

Какое это произведение по жанру рассказ или сказка? (рассказ)

Почему? (Нет волшебных героев или предметов, произведение н ебольшое по объёму, содержит малое количество действующих лиц, имеет одну сюжетную линию)

Кто герои рассказа? (автор и девочка Нюрка) По каким словам догадались?

От какого имени образовано имя Нюрка? (производное от имени Анна)

III . Работа с текстом после чтения.

Прочитаем 1 и 2 абзац

Какой день описывает писатель? (Хороший, теплый, солнечный)

Подчеркните слова, которые на это указывают? На какой вопрос они отвечают?

Что это за слова? (Слова-признаки, прилагательные)

На какие черты характера автора указывает последнее предложение? (Автор романтически настроен, склонен к мечтательности)

Прочитаем 3 абзац

Что узнаем из этого отрывка?

Прочитайте, что автор считает главным? ( Но главное происходило в небе. Там шевелились облака, терлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле. )

Как автор описывает движение облаков, выделите в тексте? ( терлись друг о друга солнечными боками)

Какой художественный прием использует Ю. Коваль?

1.Мета́фора - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. 2. Юмористический взгляд на мир природы. (Облака терлись)

Прочитаем 4 абзац

Прочтите, куда выбрался Юрий Коваль из болот? (Выбирался на сухие еловые гривы)

Что такое грива? Почему это слово использует автор? Какой художественный прием используется? (метафора)

Прочитайте последнее предложение в абзаце? ( Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.)

Что оно означает?

Какой художественный прием использует Ю. Коваль? (Принести домой след дня. (о лицетворение - в оплощение чего-нибудь в образе живого существа.)

Ребята, посмотрите на дальнейшее повествование. Что это за запись? (Диалог – разговор между двумя и более людьми)

ΙV . Чтение по ролям.

Как нужно читать авторский текст? Что значит выразительно?

( - соблюдать логическое ударение;

- уметь голосом передать характеры действующих лиц;

- использовать различные интонации (бывает интонация, идущая от смысла (она индивидуальна),

интонация, обусловленная знаками препинания)

Почему Ю.Коваль не прошел мимо, а остался с девочкой?

Какие качества личности автора можно определить, какой он по характеру?

Перечитайте про себя отрывок, с какой интонацией вы бы произнесли слова героя?

( - Ну и ладно, - сказал я, обидевшись. - С тобой по-человечески, а ты. Ладно, я тоже тогда лягу и умру.)

Как вы думаете, с какой интонацией надо прочитать последнее предложение, какой смысл вкладывает автор в эти слова? (Автор шутит, это юмористическая ситуация)

V. Самостоятельное чтение.

Прочитайте самостоятельно до конца

Что почувствовал автор, глотнув воды из кружки? Прочтите. ( Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных озер и болот, долгих дождей и летних гроз.)

Какой художественный прием использует Ю. Коваль? (о лицетворение - в оплощение чего-нибудь в образе живого существа.)

Прочтите последнее предложение. ( Я глотнул еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы - времени, когда вода закрывает глаза. )

Какой художественный прием использует автор? (Вода закрывает глаза – метафора)

Как вы думаете, почему этими строками заканчивается произведение?

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя .

2. Проговаривать последовательность действий на уроке .

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с заголовком .

Вода с закрытыми глазами

С рассветом начался очень хороший день. Тёплый, солнечный. Он случайно появился среди пасмурной осени и должен был скоро кончиться.

Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал к лесу.

День разворачивался передо мной. Вокруг меня. В лесу и на поле. Но главное происходило в небе. Там шевелились облака, тёрлись друг о друга солнечными боками, и лёгкий шелест слышен был на земле.

Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим листом, выбирался из болот на сухие еловые гривы. Я понимал, что надо спешить, а то всё кончится. Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.

Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, к тому месту, где течёт из-под холма ключевой ручей.

У ручья я увидел Нюрку.

Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на траве валялся её портфель. В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на берёзке у ручья.

– Закусываешь? – спросил я, сбрасывая с плеч корзину.

– Воду пью, – ответила Нюрка. Она даже не взглянула на меня и не поздоровалась.

– Что пустую воду пить? Вот хлеб с яблоком.

– Спасибо, не надо, – ответила Нюрка, поднесла кружку к губам и глотнула воды. Глотая, она прикрыла глаза и не сразу открыла их.

– Ты чего невесёлая? – спросил я.

– Так, – ответила Нюрка и пожала плечами.

– Может, двойку получила?

– Получила, – согласилась Нюрка.

– Вот видишь, сразу угадал. А за что?

Она снова глотнула воды и закрыла глаза.

– А домой почему не идёшь?

– Не хочу, – ответила Нюрка, не открывая глаз.

– Да съешь ты хлеба-то.

– Спасибо, не хочу.

– Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так не пойдёшь домой?

– Не пойду. Так и умру здесь, у ручья.

– Нет, не из-за двойки, ещё кое из-за чего, – сказала Нюрка и открыла наконец глаза.

– Это из-за чего же?

– Есть из-за чего, – сказала Нюрка, снова хлебнула из кружки и прикрыла глаза.

– Ну и ладно, – сказал я, обидевшись. – С тобой по-человечески, а ты… Ладно, я тоже тогда лягу и умру.

Я расстелил на траве куртку, улёгся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья. Так не хотелось, чтоб кончался этот день. Ещё бы часок, полтора.

– Тебе-то из-за чего умирать? – спросила Нюрка.

– Есть из-за чего, – ответил я. – Хватает.

– Болтаешь, сам не зная… – сказала Нюрка.

Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, задумавшись, есть мне от чего умирать или нет. Выходило, что есть. Самые тяжёлые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться.

А день кончался. Давно уж миновал полдень, начинался закат.

Облака, подожжённые солнцем, уходили за горизонт.

Горела их нижняя часть, а верхняя, охлаждённая первыми звёздами, потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки.

Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела одинокая ворона. Она, кажется, понимала, что до заката ей сроду не долететь.

– Ты бы заплакал, если б я умерла? – спросила вдруг Нюрка.

Она по-прежнему пила воду мелкими глотками, прикрывая иногда глаза.

– Да ты что, заболела, что ли? – забеспокоился наконец я. – Что с тобой?

– Заплакал бы или нет?

– Конечно, – серьёзно ответил я.

– А мне кажется, никто бы не заплакал.

– Вся деревня ревела бы. Тебя все любят.

– За что меня любить? Что я такого сделала?

– Ну, не знаю… а только все любят.

– Откуда я знаю, за что. За то, что ты – хороший человек.

– Ничего хорошего. А вот тебя любят, это правда. Если бы ты умер, тут бы все стали реветь.

– А если б мы оба вдруг умерли, представляешь, какой бы рёв стоял? – сказал я.

– Это правда, – сказала она. – Рёв был бы жуткий.

– Давай уж поживём ещё немного, а? – предложил я. – А то деревню жалко.

Нюрка снова улыбнулась, глотнула воды, прикрыла глаза.

– Открывай, открывай глаза, – сказал я, – пожалей деревню.

– Так вкусней, – сказала Нюрка.

– Чего вкусней? – не понял я.

– С закрытыми глазами вкусней. С открытыми всю воду выпьешь – и ничего не заметишь. А так – куда вкусней. Да ты сам попробуй.

Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул.

Вода в ручье была студёной, от неё сразу заныли зубы. Я хотел уж открыть глаза, но Нюрка сказала:

– Погоди, не торопись. Глотни ещё.

Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных озёр и болот, долгих дождей и летних гроз.

Я вспомнил, как этой весной здесь в ручье нерестились язи, как неподвижно стояла на берегу горбатая цапля и кричала по-кошачьи иволга.

Я глотнул ещё раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы – времени, когда вода закрывает глаза.

С рас­све­том начался очень хоро­ший день. Тёп­лый, сол­неч­ный. Он слу­чайно появился среди пас­мур­ной осени и дол­жен был скоро кончиться.

Рано утром я вышел из дома и почув­ство­вал, каким корот­ким будет этот день. Захо­те­лось про­жить его хорошо, не поте­рять ни минуты, и я побе­жал к лесу.

День раз­во­ра­чи­вался передо мной. Вокруг меня. В лесу и на поле. Но глав­ное про­ис­хо­дило в небе. Там шеве­ли­лись облака, тёр­лись друг о друга сол­неч­ными боками, и лёг­кий шелест слы­шен был на земле.

Я торо­пился, выбе­гал на поляны, зава­лен­ные опав­шим листом, выби­рался из болот на сухие ело­вые гривы. Я пони­мал, что надо спе­шить, а то всё кон­чится. Хоте­лось не забыть этот день, при­не­сти домой его след.

Нагру­жен­ный гри­бами и буке­тами, я вышел на опушку, к тому месту, где течёт из-под холма клю­че­вой ручей.

У ручья я уви­дел Нюрку.

Она сидела на рас­сте­лен­ной фуфайке, рядом на траве валялся её порт­фель. В руке Нюрка дер­жала ста­рую жестя­ную кружку, кото­рая все­гда висела на берёзке у ручья.

– Заку­сы­ва­ешь? – спро­сил я, сбра­сы­вая с плеч корзину.

– Воду пью, – отве­тила Нюрка. Она даже не взгля­нула на меня и не поздоровалась.

– Что пустую воду пить? Вот хлеб с яблоком.

– Спа­сибо, не надо, – отве­тила Нюрка, под­несла кружку к губам и глот­нула воды. Гло­тая, она при­крыла глаза и не сразу открыла их.

– Ты чего неве­сё­лая? – спро­сил я.

– Так, – отве­тила Нюрка и пожала плечами.

– Может, двойку получила?

– Полу­чила, – согла­си­лась Нюрка.

– Вот видишь, сразу уга­дал. А за что?

Она снова глот­нула воды и закрыла глаза.

– А домой почему не идёшь?

– Не хочу, – отве­тила Нюрка, не откры­вая глаз.

– Да съешь ты хлеба-то.

– Спа­сибо, не хочу.

– Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так не пой­дёшь домой?

– Не пойду. Так и умру здесь, у ручья.

– Нет, не из-за двойки, ещё кое из-за чего, – ска­зала Нюрка и открыла нако­нец глаза.

– Это из-за чего же?

– Есть из-за чего, – ска­зала Нюрка, снова хлеб­нула из кружки и при­крыла глаза.

– Ну и ладно, – ска­зал я, оби­дев­шись. – С тобой по-чело­ве­че­ски, а ты… Ладно, я тоже тогда лягу и умру.

Я рас­сте­лил на траве куртку, улёгся и стал слегка уми­рать, погля­ды­вая, впро­чем, на солнце, кото­рое неумо­лимо пря­та­лось за дере­вья. Так не хоте­лось, чтоб кон­чался этот день. Ещё бы часок, полтора.

– Тебе-то из-за чего уми­рать? – спро­сила Нюрка.

– Есть из-за чего, – отве­тил я. – Хватает.

– Бол­та­ешь, сам не зная… – ска­зала Нюрка.

Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, заду­мав­шись, есть мне от чего уми­рать или нет. Выхо­дило, что есть. Самые тяжё­лые, самые горь­кие мысли при­шли мне в голову, и вдруг стало так тоск­ливо, что я забыл про Нюрку и про сего­дняш­ний счаст­ли­вый день, с кото­рым не хотел расставаться.

А день кон­чался. Давно уж мино­вал пол­день, начи­нался закат.

Облака, подо­жжён­ные солн­цем, ухо­дили за горизонт.

Горела их ниж­няя часть, а верх­няя, охла­ждён­ная пер­выми звёз­дами, потем­нела, там вздра­ги­вали синие угар­ные огоньки.

Нето­роп­ливо и как-то рав­но­душно взма­хи­вая кры­льями, к закату летела оди­но­кая ворона. Она, кажется, пони­мала, что до заката ей сроду не долететь.

– Ты бы запла­кал, если б я умерла? – спро­сила вдруг Нюрка.

Она по-преж­нему пила воду мел­кими глот­ками, при­кры­вая ино­гда глаза.

– Да ты что, забо­лела, что ли? – забес­по­ко­ился нако­нец я. – Что с тобой?

– Запла­кал бы или нет?

– Конечно, – серьёзно отве­тил я.

– А мне кажется, никто бы не заплакал.

– Вся деревня ревела бы. Тебя все любят.

– За что меня любить? Что я такого сделала?

– Ну, не знаю… а только все любят.

– Откуда я знаю, за что. За то, что ты – хоро­ший человек.

– Ничего хоро­шего. А вот тебя любят, это правда. Если бы ты умер, тут бы все стали реветь.

– А если б мы оба вдруг умерли, пред­став­ля­ешь, какой бы рёв стоял? – ска­зал я.

– Это правда, – ска­зала она. – Рёв был бы жуткий.

– Давай уж пожи­вём ещё немного, а? – пред­ло­жил я. – А то деревню жалко.

Нюрка снова улыб­ну­лась, глот­нула воды, при­крыла глаза.

– Откры­вай, откры­вай глаза, – ска­зал я, – пожа­лей деревню.

– Так вкус­ней, – ска­зала Нюрка.

– Чего вкус­ней? – не понял я.

– С закры­тыми гла­зами вкус­ней. С откры­тыми всю воду выпьешь – и ничего не заме­тишь. А так – куда вкус­ней. Да ты сам попробуй.

Я взял у Нюрки кружку, зажму­рился и глотнул.

Вода в ручье была сту­дё­ной, от неё сразу заныли зубы. Я хотел уж открыть глаза, но Нюрка сказала:

– Погоди, не торо­пись. Глотни ещё.

Слад­кой под­вод­ной тра­вой и оль­ховым кор­нем, осен­ним вет­ром и рас­сып­ча­тым пес­ком пахла вода из ручья. Я почув­ство­вал в ней голос лес­ных озёр и болот, дол­гих дождей и лет­них гроз.

Я вспом­нил, как этой вес­ной здесь в ручье нере­сти­лись язи, как непо­движно сто­яла на берегу гор­ба­тая цапля и кри­чала по-коша­чьи иволга.

Я глот­нул ещё раз и почув­ство­вал запах совсем уже близ­кой зимы – вре­мени, когда вода закры­вает глаза.

**** О, эта губительная привычка гоняться за постоянством! О, эта губительная привычка забыв.

Портрет акварелью - легко! материал взят с сайта growcreative. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

Загадочные медузы Бессмертным существом на Земле, вероятно, является медуза. Гидроид Turritops.

Замечательный курорт Тосса де Мар Тосса-де-Мар (Tossa de Mar) курортный пляжный город в&.

-Метки

-Музыка

-Рубрики

-Я - фотограф

Сиреневое море










-Поиск по дневнику


С рассветом начался очень хороший день. Теплый, солнечный. Он случайно
появился среди пасмурной осени и должен был скоро кончиться.
Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот
день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал к
лесу.


День разворачивался передо мной. Вокруг меня. В лесу и на поле. Но
главное происходило в небе. Там шевелились облака, терлись друг о друга
солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле.


Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим листом, выбирался из
болот на сухие еловые гривы.



Я понимал, что надо спешить, а то все кончится.
Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.
Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, к тому месту, где
течет из-под холма ключевой ручей.


У ручья я увидел Нюрку.
Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на траве валялся ее портфель.
В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на
березке у ручья.
- Закусываешь? - спросил я, сбрасывая с плеч корзину.
- Воду пью, - ответила Нюрка. Она даже не взглянула на меня и не
поздоровалась.
- Что пустую воду пить? Вот хлеб с яблоком.
- Спасибо, не надо, - ответила Нюрка, поднесла кружку к губам и
глотнула воды. Глотая, она прикрыла глаза и не сразу открыла их.
- Ты чего невеселая? - спросил я.
- Так, - ответила Нюрка и пожала плечами.
- Может, двойку получила?
- Получила, - согласилась Нюрка.
- Вот видишь, сразу угадал. А за что?
- Ни за что.
Она снова глотнула воды и закрыла глаза.
- А домой почему не идешь?
- Не хочу, - ответила Нюрка, не открывая глаз.
- Да съешь ты хлеба-то.
- Спасибо, не хочу.
- Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так не пойдешь домой?
- Не пойду. Так и умру здесь, у ручья.
- Из-за двойки?
- Нет, не из-за двойки, еще кое из-за чего, - сказала Нюрка и открыла
наконец глаза.
- Это из-за чего же?
- Есть из-за чего, - сказала Нюрка, снова хлебнула из кружки и прикрыла
глаза.
- Ну расскажи.
- Не твое дело.
- Ну и ладно, - сказал я, обидевшись. - С тобой по-человечески, а ты.
Ладно, я тоже тогда лягу и умру.
Я расстелил на траве куртку, улегся и стал слегка умирать, поглядывая,
впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья. Так не хотелось,
чтоб кончался этот день. Еще бы часок, полтора.
- Тебе-то из-за чего умирать? - спросила Нюрка.
- Есть из-за чего, - ответил я. - Хватает.
- Болтаешь, сам не зная. - сказала Нюрка.
Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, задумавшись, есть мне от чего
умирать или нет. Выходило, что есть. Самые тяжелые, самые горькие мысли
пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про
сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться.
А день кончался. Давно уж миновал полдень, начинался закат.


Облака, подожженные солнцем, уходили за горизонт.




Горела их нижняя часть, а верхняя, охлажденная первыми звездами,
потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки.


Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела
одинокая ворона. Она, кажется, понимала, что до заката ей сроду не долететь.
- Ты бы заплакал, если б я умерла? - спросила вдруг Нюрка.
Она по-прежнему пила воду мелкими глотками, прикрывая иногда глаза.
- Да ты что, заболела, что ли? - забеспокоился наконец я. - Что с
тобой?
- Заплакал бы или нет?
- Конечно, - серьезно ответил я.
- А мне кажется, никто бы не заплакал.
- Вся деревня ревела бы. Тебя все любят.
- За что меня любить? Что я такого сделала?
- Ну, не знаю. а только все любят.
- За что?
- Откуда я знаю, за что. За то, что ты - хороший человек.
- Ничего хорошего. А вот тебя любят, это правда. Если бы ты умер, тут
бы все стали реветь.
- А если б мы оба вдруг умерли, представляешь, какой бы рев стоял? -
сказал я.
Нюрка засмеялась.
- Это правда, - сказала она. - Рев был бы жуткий.
- Давай уж поживем еще немного, а? - предложил я. - А то деревню жалко.
Нюрка снова улыбнулась, глотнула воды, прикрыла глаза.
- Открывай, открывай глаза, - сказал я, - пожалей деревню.
- Так вкусней, - сказала Нюрка.
- Чего вкусней? - не понял я.
- С закрытыми глазами вкусней. С открытыми всю воду выпьешь - и ничего
не заметишь. А так - куда вкусней. Да ты сам попробуй.
Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул.
Вода в ручье была студеной, от нее сразу заныли зубы. Я хотел уж
открыть глаза, но Нюрка сказала:
- Погоди, не торопись. Глотни еще.
Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и
рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных
озер и болот, долгих дождей и летних гроз.



Я вспомнил, как этой весной здесь в ручье нерестились язи, как
неподвижно стояла на берегу горбатая цапля и кричала по-кошачьи иволга.
Я глотнул еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы -
времени, когда вода закрывает глаза.

Читайте также: