Вода с закрытыми глазами краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся ;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух ;
дать понятие о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, о состоянии воды;
воспитывать чувство эстетического восприятия окружающего мира;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора;
• развитие умений по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
• развитие умений вести диалог с автором.
Формирование УУД
Ι. Организацион-ный момент.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
Ребята, каким вы хотите видеть наш урок?
Что для этого нужно?
Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям именно такой урок у нас и получится.
ΙΙ. Актуализация знаний.
Ков á ль Юрий Иосифович (1938 – 1995)
Прочитайте тему урока. Какой возникает вопрос?
Если такой вопрос, то какую цель определим для работы на уроке?
(Выставка репродукций на экране)
Посмотрите. Что заметили? Как называют человека, который рисует картины? (художник)
2.
5. 6.
С помощью, каких средств художник передает нам настроение, смысл нарисованного?
Что объединяет эти произведения? (изображена природа)
Чем отличаются? (время года, репродукции № 1, 4 нарисованы реалистично, как фотографии, в отличие от репродукций № 2, 3)
Что можете сказать о репродукциях № 2, 3? (одинаковая техника написания)
Что можно предположить? (Может быть это один художник?)
Кто хочет узнать, так это или нет?
(На экране появляются надписи:
5, 6 – это детские рисунки.
Оправдалось ли наше предположение? (Да, Юрий Коваль – автор репродукций № 2, 3)
Что нового узнали о Ю. Ковале? (он художник)
Что узнали из видеоматериала? (Ю.Коваль сочинял стихи, песни, сам исполнял песни, снимался в кино, был артистом)
Ребята, кто знает, как называют человека, который исполняет свои песни? (бард)
Ю. Коваль очень разносторонняя, творческая личность.
Послушайте еще раз отрывок из песни, скажите, что представили?
Темнеет за окном, ты зажигаешь свечи,
И светлая рука стеклом отражена,
И снова к нам с тобой пришел осенний вечер,
И в доме, и в душе покой и тишина.)
А как автор исполняет эту песню?
Что вы почувствовали?
Что хочет сказать об осени Ю.Коваль как поэт и композитор?
(Осень меняет не только все в природе, но и в душе человека. Это удивительное время года.)
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
2. Д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. О риентироваться в тексте.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
III . Работа с текстом
Словарная работа:
В словаре Ожегова-Шведовой:
- Стёганая ватная куртка; ватник
Жестяная кружка – стальная кружка
Студёный – очень холодный
Язь - довольно красивая рыба. Чешуя его имеет сильный золотистый оттенок, нижние плавники - ярко-красные, спинной и хвостовой - темно-серые, иногда слегка красноватые.
Сегодня мы познакомимся с произведением Ю. Ков á ля как раз об осени.
Может наши рассуждения помогут нам прочувствовать это произведение лучше.
- Вспомним, на какие части делят природу?
-Что относится к живой природе?
-Что относится к не живой природе?
-Угадай, о чем мы сегодня беседуем?
Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот с кем мы отправимся, вы мне скажите сами.
Всем нужна я,
Кто такая? ( Вода)
- О каких свойствах воды вы знаете? (Вода - растворитель; текучесть воды)
- Перечислите основные свойства воды (Без цвета, без вкуса и запаха, текучая, прозрачная, принимает форму сосуда)
- Что происходит с водой в реках, озерах и морях? (Она испаряется, превращается в невидимый пар, который расходится в воздухе)
- В каком состоянии находится вода? (В жидком, в твердом и газообразном)
- Вода в одном месте может находиться в трех состояниях одновременно во время ледохода.
- Что на поверхности реки? (Лед и снег)
- Это какое состояние воды? (Твердое)
- Что подо льдом и снегом? (Вода)
- В каком она состоянии? (В жидком)
- Что вы видите над рекой? (Мельчайшие частицы водяного пара)
- В воздухе всегда есть вода. Это водяной пар и облака, которые состоят из очень мелких капелек воды и кристалликов льда.
I . Работа с текстом до чтения.
Какие произведения этого автора вы читали?
Что их объединяет? О чем может быть это произведение?
На какой литературный жанр указывает заголовок? (на сказку, на рассказ) Почему?
Какие особенности у рассказа? А у сказки?
Давайте, перечислим вопросы, которые появились до чтения произведения, и на которые нам нужно постараться ответить?
Почему вода глаза закрывает?
Какое по жанру произведение: сказка или рассказ?
II . Чтение текста
Первичное чтение (читают учащиеся и учитель)
Как нужно стараться читать текст? (выразительно)
Что значит выразительно? (Выразительно читать - это значит передать голосом идею и тему произведения, постараться передать авторское отношение к описанному)
2. Работа с текстом во время чтения – словарная работа.
3. Выявление первичного восприятия .
Почему вода глаза закрывает? Прочитайте из текста. ( Я глотнул еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы - времени, когда вода закрывает глаза. )
(Главной героине Нюрке нравится пить воду с закрытыми глазами, т.к. вода ей кажется вкусней.) Найдите в тексте, прочтите.
Какое это произведение по жанру рассказ или сказка? (рассказ)
Почему? (Нет волшебных героев или предметов, произведение н ебольшое по объёму, содержит малое количество действующих лиц, имеет одну сюжетную линию)
Кто герои рассказа? (автор и девочка Нюрка) По каким словам догадались?
От какого имени образовано имя Нюрка? (производное от имени Анна)
III . Работа с текстом после чтения.
Прочитаем 1 и 2 абзац
Какой день описывает писатель? (Хороший, теплый, солнечный)
Подчеркните слова, которые на это указывают? На какой вопрос они отвечают?
Что это за слова? (Слова-признаки, прилагательные)
На какие черты характера автора указывает последнее предложение? (Автор романтически настроен, склонен к мечтательности)
Прочитаем 3 абзац
Что узнаем из этого отрывка?
Прочитайте, что автор считает главным? ( Но главное происходило в небе. Там шевелились облака, терлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле. )
Как автор описывает движение облаков, выделите в тексте? ( терлись друг о друга солнечными боками)
Какой художественный прием использует Ю. Коваль?
1.Мета́фора - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. 2. Юмористический взгляд на мир природы. (Облака терлись)
Прочитаем 4 абзац
Прочтите, куда выбрался Юрий Коваль из болот? (Выбирался на сухие еловые гривы)
Что такое грива? Почему это слово использует автор? Какой художественный прием используется? (метафора)
Прочитайте последнее предложение в абзаце? ( Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.)
Что оно означает?
Какой художественный прием использует Ю. Коваль? (Принести домой след дня. (о лицетворение - в оплощение чего-нибудь в образе живого существа.)
Ребята, посмотрите на дальнейшее повествование. Что это за запись? (Диалог – разговор между двумя и более людьми)
ΙV . Чтение по ролям.
Как нужно читать авторский текст? Что значит выразительно?
( - соблюдать логическое ударение;
- уметь голосом передать характеры действующих лиц;
- использовать различные интонации (бывает интонация, идущая от смысла (она индивидуальна),
интонация, обусловленная знаками препинания)
Почему Ю.Коваль не прошел мимо, а остался с девочкой?
Какие качества личности автора можно определить, какой он по характеру?
Перечитайте про себя отрывок, с какой интонацией вы бы произнесли слова героя?
( - Ну и ладно, - сказал я, обидевшись. - С тобой по-человечески, а ты. Ладно, я тоже тогда лягу и умру.)
Как вы думаете, с какой интонацией надо прочитать последнее предложение, какой смысл вкладывает автор в эти слова? (Автор шутит, это юмористическая ситуация)
V. Самостоятельное чтение.
Прочитайте самостоятельно до конца
Что почувствовал автор, глотнув воды из кружки? Прочтите. ( Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных озер и болот, долгих дождей и летних гроз.)
Какой художественный прием использует Ю. Коваль? (о лицетворение - в оплощение чего-нибудь в образе живого существа.)
Прочтите последнее предложение. ( Я глотнул еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы - времени, когда вода закрывает глаза. )
Какой художественный прием использует автор? (Вода закрывает глаза – метафора)
Как вы думаете, почему этими строками заканчивается произведение?
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя .
2. Проговаривать последовательность действий на уроке .
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с заголовком .
Вода с закрытыми глазами
С рассветом начался очень хороший день. Тёплый, солнечный. Он случайно появился среди пасмурной осени и должен был скоро кончиться.
Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал к лесу.
День разворачивался передо мной. Вокруг меня. В лесу и на поле. Но главное происходило в небе. Там шевелились облака, тёрлись друг о друга солнечными боками, и лёгкий шелест слышен был на земле.
Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим листом, выбирался из болот на сухие еловые гривы. Я понимал, что надо спешить, а то всё кончится. Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.
Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, к тому месту, где течёт из-под холма ключевой ручей.
У ручья я увидел Нюрку.
Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на траве валялся её портфель. В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на берёзке у ручья.
– Закусываешь? – спросил я, сбрасывая с плеч корзину.
– Воду пью, – ответила Нюрка. Она даже не взглянула на меня и не поздоровалась.
– Что пустую воду пить? Вот хлеб с яблоком.
– Спасибо, не надо, – ответила Нюрка, поднесла кружку к губам и глотнула воды. Глотая, она прикрыла глаза и не сразу открыла их.
– Ты чего невесёлая? – спросил я.
– Так, – ответила Нюрка и пожала плечами.
– Может, двойку получила?
– Получила, – согласилась Нюрка.
– Вот видишь, сразу угадал. А за что?
Она снова глотнула воды и закрыла глаза.
– А домой почему не идёшь?
– Не хочу, – ответила Нюрка, не открывая глаз.
– Да съешь ты хлеба-то.
– Спасибо, не хочу.
– Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так не пойдёшь домой?
– Не пойду. Так и умру здесь, у ручья.
– Нет, не из-за двойки, ещё кое из-за чего, – сказала Нюрка и открыла наконец глаза.
– Это из-за чего же?
– Есть из-за чего, – сказала Нюрка, снова хлебнула из кружки и прикрыла глаза.
– Ну и ладно, – сказал я, обидевшись. – С тобой по-человечески, а ты… Ладно, я тоже тогда лягу и умру.
Я расстелил на траве куртку, улёгся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья. Так не хотелось, чтоб кончался этот день. Ещё бы часок, полтора.
– Тебе-то из-за чего умирать? – спросила Нюрка.
– Есть из-за чего, – ответил я. – Хватает.
– Болтаешь, сам не зная… – сказала Нюрка.
Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, задумавшись, есть мне от чего умирать или нет. Выходило, что есть. Самые тяжёлые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться.
А день кончался. Давно уж миновал полдень, начинался закат.
Облака, подожжённые солнцем, уходили за горизонт.
Горела их нижняя часть, а верхняя, охлаждённая первыми звёздами, потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки.
Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела одинокая ворона. Она, кажется, понимала, что до заката ей сроду не долететь.
– Ты бы заплакал, если б я умерла? – спросила вдруг Нюрка.
Она по-прежнему пила воду мелкими глотками, прикрывая иногда глаза.
– Да ты что, заболела, что ли? – забеспокоился наконец я. – Что с тобой?
– Заплакал бы или нет?
– Конечно, – серьёзно ответил я.
– А мне кажется, никто бы не заплакал.
– Вся деревня ревела бы. Тебя все любят.
– За что меня любить? Что я такого сделала?
– Ну, не знаю… а только все любят.
– Откуда я знаю, за что. За то, что ты – хороший человек.
– Ничего хорошего. А вот тебя любят, это правда. Если бы ты умер, тут бы все стали реветь.
– А если б мы оба вдруг умерли, представляешь, какой бы рёв стоял? – сказал я.
– Это правда, – сказала она. – Рёв был бы жуткий.
– Давай уж поживём ещё немного, а? – предложил я. – А то деревню жалко.
Нюрка снова улыбнулась, глотнула воды, прикрыла глаза.
– Открывай, открывай глаза, – сказал я, – пожалей деревню.
– Так вкусней, – сказала Нюрка.
– Чего вкусней? – не понял я.
– С закрытыми глазами вкусней. С открытыми всю воду выпьешь – и ничего не заметишь. А так – куда вкусней. Да ты сам попробуй.
Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул.
Вода в ручье была студёной, от неё сразу заныли зубы. Я хотел уж открыть глаза, но Нюрка сказала:
– Погоди, не торопись. Глотни ещё.
Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных озёр и болот, долгих дождей и летних гроз.
Я вспомнил, как этой весной здесь в ручье нерестились язи, как неподвижно стояла на берегу горбатая цапля и кричала по-кошачьи иволга.
Я глотнул ещё раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы – времени, когда вода закрывает глаза.
С рассветом начался очень хороший день. Тёплый, солнечный. Он случайно появился среди пасмурной осени и должен был скоро кончиться.
Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал к лесу.
День разворачивался передо мной. Вокруг меня. В лесу и на поле. Но главное происходило в небе. Там шевелились облака, тёрлись друг о друга солнечными боками, и лёгкий шелест слышен был на земле.
Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим листом, выбирался из болот на сухие еловые гривы. Я понимал, что надо спешить, а то всё кончится. Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.
Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, к тому месту, где течёт из-под холма ключевой ручей.
У ручья я увидел Нюрку.
Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на траве валялся её портфель. В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на берёзке у ручья.
– Закусываешь? – спросил я, сбрасывая с плеч корзину.
– Воду пью, – ответила Нюрка. Она даже не взглянула на меня и не поздоровалась.
– Что пустую воду пить? Вот хлеб с яблоком.
– Спасибо, не надо, – ответила Нюрка, поднесла кружку к губам и глотнула воды. Глотая, она прикрыла глаза и не сразу открыла их.
– Ты чего невесёлая? – спросил я.
– Так, – ответила Нюрка и пожала плечами.
– Может, двойку получила?
– Получила, – согласилась Нюрка.
– Вот видишь, сразу угадал. А за что?
Она снова глотнула воды и закрыла глаза.
– А домой почему не идёшь?
– Не хочу, – ответила Нюрка, не открывая глаз.
– Да съешь ты хлеба-то.
– Спасибо, не хочу.
– Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так не пойдёшь домой?
– Не пойду. Так и умру здесь, у ручья.
– Нет, не из-за двойки, ещё кое из-за чего, – сказала Нюрка и открыла наконец глаза.
– Это из-за чего же?
– Есть из-за чего, – сказала Нюрка, снова хлебнула из кружки и прикрыла глаза.
– Ну и ладно, – сказал я, обидевшись. – С тобой по-человечески, а ты… Ладно, я тоже тогда лягу и умру.
Я расстелил на траве куртку, улёгся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья. Так не хотелось, чтоб кончался этот день. Ещё бы часок, полтора.
– Тебе-то из-за чего умирать? – спросила Нюрка.
– Есть из-за чего, – ответил я. – Хватает.
– Болтаешь, сам не зная… – сказала Нюрка.
Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, задумавшись, есть мне от чего умирать или нет. Выходило, что есть. Самые тяжёлые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться.
А день кончался. Давно уж миновал полдень, начинался закат.
Облака, подожжённые солнцем, уходили за горизонт.
Горела их нижняя часть, а верхняя, охлаждённая первыми звёздами, потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки.
Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела одинокая ворона. Она, кажется, понимала, что до заката ей сроду не долететь.
– Ты бы заплакал, если б я умерла? – спросила вдруг Нюрка.
Она по-прежнему пила воду мелкими глотками, прикрывая иногда глаза.
– Да ты что, заболела, что ли? – забеспокоился наконец я. – Что с тобой?
– Заплакал бы или нет?
– Конечно, – серьёзно ответил я.
– А мне кажется, никто бы не заплакал.
– Вся деревня ревела бы. Тебя все любят.
– За что меня любить? Что я такого сделала?
– Ну, не знаю… а только все любят.
– Откуда я знаю, за что. За то, что ты – хороший человек.
– Ничего хорошего. А вот тебя любят, это правда. Если бы ты умер, тут бы все стали реветь.
– А если б мы оба вдруг умерли, представляешь, какой бы рёв стоял? – сказал я.
– Это правда, – сказала она. – Рёв был бы жуткий.
– Давай уж поживём ещё немного, а? – предложил я. – А то деревню жалко.
Нюрка снова улыбнулась, глотнула воды, прикрыла глаза.
– Открывай, открывай глаза, – сказал я, – пожалей деревню.
– Так вкусней, – сказала Нюрка.
– Чего вкусней? – не понял я.
– С закрытыми глазами вкусней. С открытыми всю воду выпьешь – и ничего не заметишь. А так – куда вкусней. Да ты сам попробуй.
Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул.
Вода в ручье была студёной, от неё сразу заныли зубы. Я хотел уж открыть глаза, но Нюрка сказала:
– Погоди, не торопись. Глотни ещё.
Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных озёр и болот, долгих дождей и летних гроз.
Я вспомнил, как этой весной здесь в ручье нерестились язи, как неподвижно стояла на берегу горбатая цапля и кричала по-кошачьи иволга.
Я глотнул ещё раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы – времени, когда вода закрывает глаза.
**** О, эта губительная привычка гоняться за постоянством! О, эта губительная привычка забыв.
Портрет акварелью - легко! материал взят с сайта growcreative. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
Загадочные медузы Бессмертным существом на Земле, вероятно, является медуза. Гидроид Turritops.
Замечательный курорт Тосса де Мар Тосса-де-Мар (Tossa de Mar) курортный пляжный город в&.
-Метки
-Музыка
-Рубрики
-Я - фотограф
Сиреневое море
-Поиск по дневнику
С рассветом начался очень хороший день. Теплый, солнечный. Он случайно
появился среди пасмурной осени и должен был скоро кончиться.
Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот
день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал к
лесу.
День разворачивался передо мной. Вокруг меня. В лесу и на поле. Но
главное происходило в небе. Там шевелились облака, терлись друг о друга
солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле.
Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим листом, выбирался из
болот на сухие еловые гривы.
Я понимал, что надо спешить, а то все кончится.
Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.
Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, к тому месту, где
течет из-под холма ключевой ручей.
У ручья я увидел Нюрку.
Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на траве валялся ее портфель.
В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на
березке у ручья.
- Закусываешь? - спросил я, сбрасывая с плеч корзину.
- Воду пью, - ответила Нюрка. Она даже не взглянула на меня и не
поздоровалась.
- Что пустую воду пить? Вот хлеб с яблоком.
- Спасибо, не надо, - ответила Нюрка, поднесла кружку к губам и
глотнула воды. Глотая, она прикрыла глаза и не сразу открыла их.
- Ты чего невеселая? - спросил я.
- Так, - ответила Нюрка и пожала плечами.
- Может, двойку получила?
- Получила, - согласилась Нюрка.
- Вот видишь, сразу угадал. А за что?
- Ни за что.
Она снова глотнула воды и закрыла глаза.
- А домой почему не идешь?
- Не хочу, - ответила Нюрка, не открывая глаз.
- Да съешь ты хлеба-то.
- Спасибо, не хочу.
- Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так не пойдешь домой?
- Не пойду. Так и умру здесь, у ручья.
- Из-за двойки?
- Нет, не из-за двойки, еще кое из-за чего, - сказала Нюрка и открыла
наконец глаза.
- Это из-за чего же?
- Есть из-за чего, - сказала Нюрка, снова хлебнула из кружки и прикрыла
глаза.
- Ну расскажи.
- Не твое дело.
- Ну и ладно, - сказал я, обидевшись. - С тобой по-человечески, а ты.
Ладно, я тоже тогда лягу и умру.
Я расстелил на траве куртку, улегся и стал слегка умирать, поглядывая,
впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья. Так не хотелось,
чтоб кончался этот день. Еще бы часок, полтора.
- Тебе-то из-за чего умирать? - спросила Нюрка.
- Есть из-за чего, - ответил я. - Хватает.
- Болтаешь, сам не зная. - сказала Нюрка.
Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, задумавшись, есть мне от чего
умирать или нет. Выходило, что есть. Самые тяжелые, самые горькие мысли
пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про
сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться.
А день кончался. Давно уж миновал полдень, начинался закат.
Облака, подожженные солнцем, уходили за горизонт.
Горела их нижняя часть, а верхняя, охлажденная первыми звездами,
потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки.
Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела
одинокая ворона. Она, кажется, понимала, что до заката ей сроду не долететь.
- Ты бы заплакал, если б я умерла? - спросила вдруг Нюрка.
Она по-прежнему пила воду мелкими глотками, прикрывая иногда глаза.
- Да ты что, заболела, что ли? - забеспокоился наконец я. - Что с
тобой?
- Заплакал бы или нет?
- Конечно, - серьезно ответил я.
- А мне кажется, никто бы не заплакал.
- Вся деревня ревела бы. Тебя все любят.
- За что меня любить? Что я такого сделала?
- Ну, не знаю. а только все любят.
- За что?
- Откуда я знаю, за что. За то, что ты - хороший человек.
- Ничего хорошего. А вот тебя любят, это правда. Если бы ты умер, тут
бы все стали реветь.
- А если б мы оба вдруг умерли, представляешь, какой бы рев стоял? -
сказал я.
Нюрка засмеялась.
- Это правда, - сказала она. - Рев был бы жуткий.
- Давай уж поживем еще немного, а? - предложил я. - А то деревню жалко.
Нюрка снова улыбнулась, глотнула воды, прикрыла глаза.
- Открывай, открывай глаза, - сказал я, - пожалей деревню.
- Так вкусней, - сказала Нюрка.
- Чего вкусней? - не понял я.
- С закрытыми глазами вкусней. С открытыми всю воду выпьешь - и ничего
не заметишь. А так - куда вкусней. Да ты сам попробуй.
Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул.
Вода в ручье была студеной, от нее сразу заныли зубы. Я хотел уж
открыть глаза, но Нюрка сказала:
- Погоди, не торопись. Глотни еще.
Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и
рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных
озер и болот, долгих дождей и летних гроз.
Я вспомнил, как этой весной здесь в ручье нерестились язи, как
неподвижно стояла на берегу горбатая цапля и кричала по-кошачьи иволга.
Я глотнул еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы -
времени, когда вода закрывает глаза.
Читайте также: