Сенсорные игры для детей с овз в доу

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

г. Усолье-Сибирское

Воспитатель Е.А. Бабенко

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ

СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ В ДОУ

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, т.к. дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними.

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную (например, между объемными предметами).

Основные задачи в сенсорном воспитании детей второго-третьего года жизни: научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Игры для детей раннего возраста предложены по степени возрастающей трудности, что соответствует программе детского сада.

Игры, включенные в этот раздел, помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Им можно использовать как в свободной деятельности детей, так и на занятиях.

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине

Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ?

Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.

Оборудование: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Цель: Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

Оборудование: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.

Ход: Воспитатель показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дает малышу следующие задания:

- Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой;

- Покатай матрешку в большой машине;

- Поставь маленькую собаку возле матрешки;

- Построй для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких;

- Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;

- Возьми большую собаку и посади ее в большую коробку;

- Собери маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую и т.п.

Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).

УГОСТИ ЗАЙЧИКА

Цель: Учить детей группировать предметы по величине.

Оборудование: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.

Ход: Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь.

КУКЛЫ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Цель: Та же.

Оборудование: Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домик.

Ход: На столах или ковре в разных сторонах стоят игрушечные домики. Напротив, на небольшом расстоянии сидят куклы. Воспитатель показывает детям куклы. Вместе с детьми рассматривает их, отмечает, что куклы большие и маленькие. Затем говорит, что куклы заблудились и предлагает помочь куклам найти свой домик, поясняя, что большие куклы живут в большом домике, а маленькие куклы живут в маленьком домике. Дети выполняют задание, куклы благодарят их за помощь.

КАКОЙ ЭТО ФОРМЫ

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по форме

Оборудование: По четыре круглых и квадратных глиняных бусины одинакового цвета (диаметр 2см). Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

КРУГ, КВАДРАТ

Цель: Учить группировать предметы по форме.

Оборудование: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

ВОЛШЕБНАЯ КОРОБОЧКА

Цель: Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и шарики.

Также эту игру можно использовать и для закрепления величины предметов , делая в коробках большие и маленькие отверстия различных однородных геометрических форм. Можно добавлять отверстия и других геометрических форм, например – треугольные, прямоугольные и т.д.

ЗАШТОПАЙ ШТАНИШКИ

Цель: Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т.п.) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.

Ход: Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки. Дети выполняют задание, волк благодарит их.

ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ

Цель: Учить детей группировать предметы по форме

Оборудование: Вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки.

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА

Цель: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.

ЕЛОЧКИ И ГРИБОЧКИ

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает на панели елочку – элемент зеленого цвета. Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков.

Игру проводят как закрепление после соответствующего занятия.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ БУСЫ

Цель: Та же.

Оборудование: По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.

ПОМОГИ МАТРЕШКЕ НАЙТИ СВОИ ИГРУШКИ

Цель: Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Оборудование: Рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.

Ход: Воспитатель поочередно показывает детям матрешки, одетых в платья четырех основных цветов и говорит, что у каждой матрешке есть свои игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Затем предлагает помочь матрешкам найти свои игрушки. Воспитатель показывает одну из матрешек и предлагает выбрать бусины такого же цвета, как у нее платье. После того как ребенок выберет все бусины и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.

УГОСТИМ МЕДВЕДЯ ЯГОДОЙ

Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.

ПОСТАВЬ БУКЕТ ЦВЕТОВ В ВАЗУ

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.

Оборудование: Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же расцветов.

Ход: Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ШАРЫ

Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.

ПОДБЕРИ ЧАШКИ К БЛЮДЦАМ

Цель: Та же.

Оборудование: Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.

Ход: Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них чашки и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.

Цель: Та же

Оборудование: Вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек, куклы.

Ход: Воспитатель говорит детям, что куклы собрались на прогулку, но не могут найти свои варежки, т.к. варежки перепутались. Затем воспитатель берет одну варежку (например, красную), спрашивает у ребенка, какого она цвета и предлагает малышу найти такую же красную варежку. Ребенок выполняет задание и игра продолжается.

МАГАЗИН ИГРУШЕК

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.

Оборудование: Карточка с нарисованными на ней одна над другой горизонтальными полосами, на небольшом расстоянии друг от друга; вырезанные из картона силуэты разноцветных игрушек (мяч, самолет, машина, кегля и т.п.)

Ход: Воспитатель предлагает поиграть в магазин, но для этого нужно расставить игрушки на полки. Затем предлагает малышу взять одну игрушку и поставить ее на полку (карточку), уточняя ее цвет. Далее воспитатель предлагает ребенку поставить на эту полку игрушки такого же цвета. Когда задание выполнено, то игра продолжается с игрушкой другого цвета.

Так же можно использовать разноцветные полки, а ребенку предложить расставить на них игрушки соответственно с цветом.

Игры и упражнения с предметами

В воспитании детей раннего возраста очень важным является обогащение и совершенствование чувственного опыта в процессе деятельности.

Характерной для этой возрастной ступени деятельностью является деятельность предметная. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что имеет исключительное значение для формирования важных качеств детской психики.

В процессе деятельности у детей развивается мышление, сообразительность, воспитывается сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени каким-то одним делом.

Предметная деятельность имеет важное значение и для сенсорного развития ребенка. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. В процессе действий с предметами у детей второго года жизни развиваются качества обучаемости: сосредоточенность взгляда на предмете, заторможенность движений, сохранение определенной позы, эмоциональная настроенность.

Действия с такими предметами, как дидактические игрушки, всегда ставят перед ребенком умственную задачу, он старается добиться результата – собрать башенку, сложить матрешку и т.п. Так, исподволь формируется целеустремленность. Некоторые дидактические игрушки для выполнения игровой задачи требуют известной последовательности действий и отбора деталей.

Предметные действия развивают координацию и согласованность движений обеих рук ребенка, ведут к образованию связей в работе глаз (часто уха) и рук, обеспечивают овладение пространством.

Цель предложенных ниже игр и упражнений с дидактическими игрушками: развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

СЛОЖИ МАТРЕШКУ

Оборудование: Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера.

Мы – матрешки, мы – сестрички,

В прятки с нами поиграй,

Нас скорее собирай –

Как начнем плясать и петь,

Если будешь ошибаться,

Никому не усидеть!

Мы не будем закрываться!

Сначала игру следует проводить с двусложной матрешкой, затем с трехсложной и т.д. Точно так же вместо матрешки можно использовать бочонки, стаканчики, открывающиеся коробочки, вкладыши различных форм и т.п.

СОБЕРИ ПИРАМИДКУ

Оборудование: Пирамидка, состоящая из 4-5 колец, убывающих по величине.

Ход: Воспитатель показывает ребенку пирамидку, и помогает разобрать ее. Вместе с малышом воспитатель рассматривает колечки, отмечая их форму и цвет и делая акцент на их величину. Затем воспитатель предлагает ребенку собрать пирамидку. Он объясняет, что сначала нужно выбрать самое большое колечко и надеть его на стержень (малыш выполняет задание). Далее воспитатель предлагает сделать то же самое с оставшимися колечками до тех пор, пока пирамидка не будет собрана. В дальнейшем ребенку предоставляется возможность самостоятельно манипулировать с пирамидкой, стараясь собрать ее правильно.

Можно собирать различные пирамидки в зависимости от того, какие цели преследуются. Например: пирамида, состоящая из колец одного размера или цвета; из кубиков, шариков, призм одного или разного размера и цвета; из предметов возрастающих по величине и т.д. СОБЕРИ БУСЫ

Оборудование: Любые предметы с отверстиями для нанизывания различной величина, формы и цвета, шнур или мягкая проволока.

Ход: Воспитатель предлагает ребенку собрать бусы, нанизывая их на шнур. Показывает, как это нужно делать и предлагает малышу продолжить. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему.

Можно собирать различные бусы в зависимости от того, какие цели преследуются. Например: бусы, состоящие из шариков и кубиков различного размера и цвета; из катушек от ниток, маскаронов, колечек, пробочек с отверстиями различных цветов и размеров и т.д.

ПОСТРОЙ БАШЕНКУ

Оборудование: Кубики различного цвета и размера.

Ход: Воспитатель предлагает ребенку построить башенку, накладывая кубики один на другой и возводя постройку вверх.

Эту игру можно проводить различными способами в зависимости от того, какие цели преследуются. Например: построить башенку из кубиков одного цвета и разного размера; из больших или маленьких кубиков разного цвета; из больших или маленьких кубиков одного цвета и т.д.

Упражнения, способствующие развитию мелкой моторики

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Путем узнавания формы, величины, цвета, запаха, вкуса предмета происходит сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В дошкольном возрасте происходит знакомство с основными эталонами цвета (основные цвета спектра, белый, черный, оттенки); формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник, величины (длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий и т. д.). Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения, свои эталоны – во вкусовом, обонятельном восприятии. Для организации воспитания и обучения детей очень важно вызывать и поддерживать интерес к окружающему миру. И здесь неоценимы игры, игровые пособия, которые должны привлечь внимание, заинтересовать. Дидактические игры имеют обучающий эффект, и в этом их основная ценность. В играх дети получают, закрепляют определенный сенсорный опыт.

Игры по сенсорному воспитанию имеют различную направленность. Это игры на развитие :

1. представлений о форме предметов и геометрических фигур;

2. слухового восприятия;

3. представлений о цвете предметов;

4. тактильного восприятия;

5. представлений о величине предметов.

Данные игры создают условия для развития целенаправленного восприятия внешних признаков предметов. Играя, ребенок учится различным приемам зрительного, слухового, осязательного обследования, различает и выделяет качества предметов, сравнивает их по этим качествам и обозначает соответствующим словом.

Примеры дидактических игр.

Вода, крупа, песок, рисование красками оказывают успокаивающее действие на ребенка. Предлагаем детям игры с этими материалами. Они очень любят в них играть.

Игры с красками. Стаканчики с водой ставятся на стол, затем в них поочередно ребенок разводит краски разных цветов. Ребенок следит за тем, как краска постепенно растворяется в воде. Смешивая краски, можно получить множество новых цветов. Создавать цвета можно разными способами : можно сливать воду разных цветов в одном стакане; поочередно обмакивать кисточку с нанесенными разными цветами в стакане с чистой водой. Таким образом, из жёлтого и красного цветов можно получить оранжевый, из синего и жёлтого – зелёный и т. д.

Игры с крупами. Можно опустить руку в крупу (фасоль, гречку и т. д., пошевелить пальцами, пересыпать крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук; спрятать в фасоль мелкие игрушки, а затем искать их.

Игры с пластилином (тестом, глиной). Мнём и отщипываем. Надавливаем и размазываем по картону. Скатываем шарики, делаем колбаски, режем на кусочки. Такие действия познакомят ребенка с мягкой и пластичной фактурой материала, дадут разнообразные тактильные ощущения пальцам рук.

Песочная терапия зарекомендовала себя как один из результативных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Игры с кинетическим песком развивают мелкую моторику, тактильные ощущения, координацию движений. Действия с песком помогают концентрировать внимание. Песок привлекает детей своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. Игры с песком разнообразны. Примеры игр с кинетическим песком.

Отпечатки рук. Отпечатки с помощью формочек. Используем формочки, изображающие животных, транспорт, геометрические фигуры.

Цветные заборчики (из разноцветных счетных палочек). Педагог просит ребенка построить заборчик только из красных палочек. Можно предложить построить один забор, чередуя палочки по цвету.

Трафареты. Цель: закреплять знание о свойстве песка – сохранять форму отпечатков. Учить пользоваться трафаретами.

У нас в группе имеется световой стол-песочница. Световой стол является удобным и современным приспособлением для игр с песком. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка с ОВЗ. Примеры некоторых упражнений:

- Выложить фишками геометрическую фигуру. Найти закопанные фигурки животных, маленькие предметы, геометрические фигуры.

- Рисовать двумя руками симметрично.

- Покатать массажный мячик по песку. Использование трафаретов.

- Использование декоративных украшений.

Дидактические игры по сенсорному развитию детей раннего возраста Нормы сенсорного развития в возрасте 2-3 года При нормальном развитии сенсорных способностей у детей 2-3 лет должны присутствовать следующие.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей первой младшей группы

Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей первой младшей группы "Большой - маленький" Цель: игра знакомит ребёнка с окружающим миром, учит различать цвета, объединять предметы по назначению и сравнивать.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:, Чудесный мешочек,, Определи на ощупь, (найти предметы различающиеся по одному.

Многофункциональные пособия по развитию мелкой моторики и сенсорному воспитанию детей

Многофункциональные пособия по развитию мелкой моторики и сенсорному воспитанию детей Мои детки маленькие и им интереснее играть не заводскими пособиями, а тем, что сделано своими руками. Вот я и расстаралась. ]Многофункциональное.

Пособия по развитию мелкой моторики и сенсорному воспитанию детей в первой младшей группе

Пособия по развитию мелкой моторики и сенсорному воспитанию детей в первой младшей группе Изо дня в день, наблюдая за малышками, сделала вывод, что пособия, изготовленные своими руками куда более привлекательны и интересны для.

Методичка

Сенсомоторное воспитании, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональное благополучие.


Дидактические игры по сенсорному развитию, представлены детям с ОВЗ в доступной форме, позволяют значительно расширить кругозор ребенка, способствуют развитию восприятия, памяти, мышления, воображения. Вместе с тем происходят обогащение и активация словарного запаса и воспитание звуковой культуры речи, что необходимо для развития ребенка.

Дидактические игры по сенсорному развитию позволят детям с ОВЗ решить важные задачи сенсорного воспитания: научат точно, полно и расчлененной воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).

Сенсорное развитие происходит путем узнавания формы, величины, цвета, запаха предмета. Чтобы понять, что из себя представляет предмет, ребенку обязательно надо его потрогать и убедиться, шероховатый он или гладкий. Чтобы понять, что стекло хрупкое, как это ни странно звучит, но ребенку нужно увидеть своими глазами, как разбивается стеклянный предмет.

Опытный путь очень обогащает представление о мире. Причем примитивное сравнение тонкий-толстый, гладкий — шероховатый, большой — маленький и т.д. — это только фундамент. Первоначальные понятия потребуются для более детальных выводов. Сенсорное восприятие помогает уточнять свойства объектов или явлений. Это помогает ребенку делать определенные выводы и действовать в соответствии с ними. Игры для сенсорного развития связаны с определением свойств разных предметов.

Яркость, красочность представленного в дидактических играх, дает возможность ребенку наглядно представить каждый предмет, его своеобразие и красоту, а также способствует обогащению эмоциональной сферы личности ребенка.

Актуальность. Важное значение для подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательной деятельности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка. Для этого необходимо широкое использование разнообразных средств и методов сенсорного воспитания детей с ограниченни возможностями здоровья.

Новизна методической разработки заключается в том, что она полностью построена на дидактических играх с учетом особенности здоровья детей с ограниченными возможностями. Дидактические игры создают целостную систему обучения, доступных для взрослых и детей с ОВЗ.

Основная цель методической работы заключается в том, чтобы совершенствовать, развивать у детей с ОВЗ сенсорные процессы (ощущений, восприятий, представлений) с помощью дидактических игр.

Использование дидактических игр по сенсорному развитию, для детей с ОВЗ, способствует решению следующих задач:

1.Создать условий для дидактических игр по сенсорному развитию у детей с ОВЗ;

2. Формировать у детей интерес к дидактическим играм по сенсорному развитию;

3. Развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

4.Расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.

5. Создать условия для самостоятельного выбора детьми игры; создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

6.Разработать систему занятий по сенсорному развитию с использованием дидактических игр;

9. Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

Принцип построения методической разработки:

  1. Доступность.
  2. Стимулирование познавательных процессов.
  3. Последовательность и системность.
  4. Познание через игровую деятельность.
  5. Взаимодействие с семьёй.

Условия реализации: инклюзивная группа: дети 5-6 лет, для

детей находящихся в домашних условиях

Применение: применять дидактические игры по сенсорному развитию для дошкольников в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи.

Результативность использования данной методической разработки:

педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом. Использование данной методической разработки на занятиях и режимных моментах с детьми с ограниченными возможностями не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности.

Ожидаемый результат: дети должны самостоятельно использовать сенсорные эталоны (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины); перейти от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу (ребенок не просто узнает предмет, но знает его назначение, знает части предмета и их назначение; материал из которого сделан предмет; цвет, форму, размер); активно использовать слова обозначающие действия (смять, сжать, погладить), качества и свойства (мягкость, гладкость); используют предметы в соответствии с их назначением и их свойствами.

Дидактические игры

по сенсорному развитию в старшей группе (5-6лет).

Цель: развивать мелкую моторику; закреплять знания о цифрах от 0 до 10; совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками; развивать слуховое восприятие в процессе определения количества воспроизводимых звуков; развивать зрительное восприятие в процессе соотношения количества точек с цифрой; развивать зрительное восприятие в процессе соотношения предметов с цифрой; воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Материал: прищепки с цифрами; круг, разделенный на 9 секторов, в каждом секторе нарисовано определённое количество точек; круги с изображением предметов-карточки на липучке (10 штук)

Ход игры: Педагог предлагает ребёнку выбрать любой сектор, посчитать количество точек, и выбрать прищепку с цифрой соответствующую количеству точек.

Усложнение: Педагог предлагает посмотреть на круг с секторами, в каждом из которых нарисована цифра, затем предлагает посмотреть на карточку, прикреплённую к центру круга, пересчитать предметы, нарисованные на ней. Далее предлагает прикрепить прищепку с цифрой на соответствующий количеству предметов сектор круга

Цель: развитие мелкой моторики рук, памяти, воображения, логического мышления.

Материал: доска с гвоздями, резинки.

Ход игры: Педагог говорит детям, что на поле спрятались различные геометрические фигуры и предложить с помощью волшебной резинки их отыскать; предложить создать рисунок на доске; выложить большой и маленький домик, цифры, букв

Цель: Развитие мелкой моторики рук, развивать умение работать по образцу; упражнение в счете, развитие быстроты мышления, памяти; воспитание усидчивости.

Материал: скрепки разных цветов, карточки с изображением цепочек, карточки-примеры.

1) Ребенку предлагается выбрать любую карточку с изображением цепочки и повторить чередование цветов, как на карточке.

Усложнение: Когда ребенок освоит этот вариант игры, предложите ему заполнить порядок цветов на карточке и сделать цепочки из скрепок по памяти.

2) Ребенку предлагается выбрать любую карточку с примером и педагог предлагает решить данный пример путем создания,опять же, цепочек соответствующих цветов

Цель: развитие мелкой моторики быстроты реакции, ориентировки в пространстве, зрительное восприятие; развивать умение работать по образцу;

Материал: 32 цветные резинки для волос; 32 карточки с заданиями; звоночек.

Ход игры: дети сидят в кругу у каждого из них есть карточка с заданиями, посередине лежат резиночки. Педагог предлагает надеть резиночки на пальчики, согласно образцу, кто первый выполнит тот звонит в звоночек.

Цель: развитие прослеживающей функции глаз, зрительно-двигательной координации, цветоразличения; формировать умение правильно держать карандаш, ручку; умения строить развернутые высказывания.

Оборудование: листы-задания, игровые элементы (фигурки матрешек с прорезями, геометрические фигуры, карандаши с прикрепленными к ним фигурками) необходимых цветов.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку лист –дорожки, а также игровые элементы. Необходимо найти решение, сопоставить траекторию правильного пути и пройти по линии от одного предмета к другому –т.е. найти домик для персонажа, при этом цвет наряда матрешки будет соответствовать цвету домика .

Цель: Закрепить свойство геометрических фигур (сенсорные эталоны); развитие ориентировки на листке в клутку; развитие внимания, памяти, мыслительных процессов.

Материал: картон-таблица (5 столбцов в 10 рядов) с изображением геометрических фигур (различные по форме, цвету, величине).

Педагог предлагает детям различные игровые действия:

Посчитать количество той или иной геометрической фигуры (круг); посчитать количество маленьких (больших) фигур; посчитать количество фигур определенного цвета; посчитать количество названных фигур в каком-либо столбце (ряду); отгадать загаданную фигуру, которая находиться в определенном ряду, в определенном столбце; запомниь и назвать фигуры на определенной строчке.

Цель: Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.

Материал: образцы различных на ощупь материалов (гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель), наклеенные на картон.

Перед игрой познакомьте детей с различными на ощупь материалами. Для этого надо приготовить по паре образчиков материалов, явно отличающихся на ощупь. Это может быть гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель. Наклейте образчики на квадратные листы картона. Дайте каждому ребенку поиграть с квадратиками, ощупать их. Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые. Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу.

Цель: Развитие мелкой моторики; учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.

Материал: воздушные шарики с различными наполнителями (воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др.) Шарики с каждым наполнителем должны быть парными.

Ход игры: Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Усложнения: можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.


Сенсорная интеграция-самая важная часть для устранения различных нозологий у детей с ОВЗ.У детей с ОВЗ больше всего западает сенсорная часть, а значит именно это должно являться основной стратегией в коррекции. Отметим,что это только часть сенсорной интеграции. С помощью дидактических игр по развитию сенсорных эталонов мы можем нивелировать проблему.

Дидактические игры на восприятие цвета

Цель: Формировать умение различать и называть цвета (красный, синий, жёлтый и зелёный, развивать у детей координацию движений пальцев рук, воспитывать познавательный интерес и усидчивость.

Оборудование: Четыре цветка, выполненных из картона (красный, синий, желтый ); четыре плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как цветы

Ход игры: Предложить детям помочь бабочкам найти свои цветы- посадить на такой цветок такого же цвета, чтобы их не видно было и никто не смог их поймать. В конце игры дети называют цвет бабочек и цветков.

Цель: Продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой( приложение, наложение); упражнять в выделении заданного цвета и правильно называть эти цвета.

Ход игры: Детям раздаются домики с изображением мышки, у педагога

Цель: Формировать умение анализировать цвет предмета; учить узнавать и называть цвет; учить группировать предметы по общему признаки.

Оборудование: Цветные корзинки (красная, желтая, зеленая, синяя, сделанные из картона, вырезанные собаки из картона с бантами тех же цветов

( красный, желтый, зеленый, синий).

Ход игры: - Спросить у детей, какого цвета корзинки?

- Какого цвета бантики у собаки на шее?

- Рассадите собак в корзинке так, чтобы цвет корзинки совпадал с цветом бантиков у собак; в красную корзину – только собаки с красными бантами, желтую – только с желтыми и т.д.

Цель: Формировать в речи названия основных цветов и форм предметов; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: Кружочки разного цвета, пластмассовый или пластиковый стакан соответствующего цвета кружочкам.


-75%

Читайте также: