Сенсорная комната в доу для детей с овз

Обновлено: 08.07.2024

Статья опубликована в журнале "Воспитатель ДОУ" №3/2013.

В настоящее время приоритетным направлением в работе с детьми с ОВЗ, кроме коррекции, направленной на ослабление, исправление имеющихся отклонений в развитии, выступает создание условий для полноценного развития детей, предупреждения и преодоления проблем, связанных с обучением в школе.

В клинике детских церебральных параличей ведущими являются двигательные нарушения, характеризующиеся центральными параличами определенных групп мышц, расстройствами координации. Кроме того, у детей происходят задержка и нарушение формирования всех видов сенсорных функций, восприятия. Ограничение практического опыта становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций. У детей с ДЦП часто возникают психологические проблемы, связанные с переживанием двигательного дефекта, социальной депривацией; трудности в коммуникации из-за двигательных и речевых нарушений, что порождает психологическую напряженность, социально-психологическую дезадаптацию. У них наблюдаются расстройства в эмоционально-волевой и личностной сферах, что проявляется в неустойчивости эмоций, преобладании негативных эмоций над позитивными.

В практике ДОУ используются различные подходы и технологии для воспитания и обучения детей с нарушениями развития, в основе которых лежит идея индивидуализации воспитания и обучения, учитывающая как состояние здоровья, степень тяжести дефекта, так и индивидуально-типологические особенности ребенка.

Один из видов современных технологий сенсомоторного развития детей — занятия в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для отдыха, расслабления и развития. В сенсорной комнате находятся различные приборы, создающие свето-цветовые и звуковые эффекты. Так, воздушно-пузырьковые световые колонны значительно усиливают сенсорные ощущения. В них перемещаются пузырьки воздуха, меняется цвет воды и можно наблюдать за медленным движением разноцветных рыбок. При этом развиваются зрительное восприятие, внимание, координация, а также состояние покоя, расслабление. Эффект усиливается за счет углового зеркала, находящегося за пузырьковой колонной. Кроме визуального эффекта, при касании ощущается легкая вибрация. Воздушно-пузырьковая колонна может использоваться в режиме подсветки без пузырьков.

В сенсорной комнате есть возможности для развития мелкой моторики. Так, тактильные панели способствуют развитию у детей тактильного, визуального, звукового восприятия; формируют осязательные навыки, мелкую моторику. Рисование песком, или песочная анимация, способствует сенсомоторному развитию, интеграции движений рук и глаз, развитию обоих полушарий головного мозга (поскольку рисование происходит пальцами обеих рук), воображению, а также снятию психоэмоционального напряжения, усилению положительного эмоционального настроя. Вместо песка можно использовать любой мелкий сыпучий материал, например манную крупу или кофе. Занятия желательно сопровождать музыкой.

Важный элемент каждого занятия — этап релаксации, когда ребенок, лежа на мягком пуфе, придающем ему удобное положение тела, или на другом мягком покрытии, расслабляется. Во время отдыха, релаксации и для визуализации звучит успокаивающая музыка.

Методика проведения коррекционной работы основана на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Основной принцип построения занятий — комплексный подход, позволяющий решать коррекционную, развивающую и воспитательную задачи.

Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:

— развитие и коррекция нарушенных функций (осуществляется при выполнении упражнений, заданий, способствующих развитию сенсомоторики, психических функций);

— коррекция эмоционально-волевой сферы (происходит при выполнении релаксационных упражнений, способствующих уменьшению состояния тревожности, снятию эмоционального напряжения, утомляемости, повышению саморегуляции, тренирующих дыхание).

Кроме специального оборудования, создающего особую среду, для сенсорного и моторного развития дошкольников важным элементом в ходе занятий выступают разного рода игровые задания и упражнения с использованием волшебного мешочка, сенсорных ковриков, шнуровок.

В ходе специально организованных игр и упражнений у детей развиваются умения находить сходства, различия, устанавливать связи между явлениями, сравнивать, сосредоточенно рассматривать, выполнять задания. Также приобретается больший объем представлений о различных свойствах предметов. Важную роль при этом играет обучение ребенка определению различных свойств предметов на ощупь. Для этого используются разнообразные игры с применением различных материалов и фактур.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики и тактильной чувствительности

Другой вариант игры с волшебным мешочком, когда внутри его могут находиться разные наполнители: фасоль, горох, чечевица, гречка, пшено, рис, манка, песок, орехи, косточки от вишни или фиников, мелкие камешки, пуговицы, а также различные предметы. Воспитатель называет предмет, а дети должны на ощупь найти и достать его.

Игры в волшебный мешочек могут быть тематическими. Для этого в него можно положить разные предметы по определенной тематике. Например, на Новый год — шишки, маленькие пластмассовые елочные игрушки, каштаны, ребристые грецкие орехи, гладкие желуди, конфетки; при изучении овощей и фруктов — небольших размеров редис, морковку, яблоко, картофель, лук, огурец и т.п.

Детям предлагается по образцу, изображенному на картинке, найти такой же предмет в волшебном мешочке на ощупь. Предметы могут быть разными, например, набор геометрических фигур разной формы, величины и цвета или игрушки небольших по размеру животных, пуговицы разных форм и размеров.

Детям предлагается помочь повару отсортировать горох от фасоли, находящиеся в одной емкости. Для этого им даются пустые лотки. Напоминаем, что работать нужно обеими ручками. В ходе выполнения задания можно задавать вопросы, например: какие блюда можно приготовить из этих круп?

Сенсорные одеяло и коврик представляют собой сюжетное полотно, которое может быть выполнено в различных вариантах с акцентом на заданную тематику. На ткани создается сюжет, планируется каждый элемент, имеющий разную фактуру и расцветку, форму и различное назначение. Например, пуговицы, бусины разного размера, которые можно пришить на ткань; ленточки, петельки, шнуровки, молнии, кнопки; детали на липучках (их можно прикреплять в самых разных местах коврика, перемещая по нему, в зависимости от сюжетно-ролевой игры). Элементы сенсорного одеяла могут иметь разные варианты применения в зависимости от возраста и должны быть безопасными для детей. Сенсорные одеяла, коврики развивают разнообразные тактильные ощущения, цветовое восприятие, пространственную ориентировку, стимулируют развитие зрительной ориентации, воображение, способствуют изучению форм, цветов, времен года, частей тела, алфавита, цифр, чисел.

Для развития мелкой моторики, формирования навыка координированных движений правой или левой руки можно использовать работу с различными по толщине нитками, шнурами.

На листе бумаги формата А4 изображен предмет, например яблоко. Нужно сначала на этой картинке с помощью шнура обвести контур яблока, затем на поверхности шероховатого или ворсистого материала (ковра, бархатной бумаги) по образцу также выложить контур изображенного предмета. Напомнить детям, что выполнять задание нужно обеими ручками. Затем дети отгадывают друг у друга полученные изображения. Также можно использовать для выкладывания контура изображений мелкие предметы — семена, плоды, пуговицы. Образцом может быть сам предмет, а не картинка.

Способствует развитию мелкой моторики, а также творческого воображения. Из муки, соли и воды замешивается соленое тесто, из которого детям предлагается слепить любую фигурку, по настроению, что нравится. Например, животное или цветочек. Выполнять задание можно в крышках от коробок.

В сенсорной комнате на напольном покрытии можно использовать цветные шарики для составления цифр, букв, слов. Задание выполняется каждым ребенком индивидуально. В корзинку (коробочку) кладутся разноцветные шарики из сухого бассейна. Детям предлагается составить из них несколько цифр, букв и слов. Затем дети отгадывают друг у друга полученные изображения. Для этого задания также используются и разноцветные пластмассовые крышечки.

Подвижные упражнения игрового характера

Такие упражнения способствуют тренировке мелких мышц кисти рук и выработке координированных движений. Кроме того, выполнение заданий в группах способствует развитию умения работать в команде, доверять друг другу, воспитывают чувства взаимопомощи, взаимовыручки, вырабатывает групповой дух команды.

Дети делятся на две команды. Участники каждой команды садятся на мягкое ковровое покрытие на небольшом расстоянии друг за другом. Перед первым игроком находятся две корзины: одна с набором шариков (красного, синего, зеленого, желтого цвета) из сухого бассейна, другая — пустая, в которую он должен их положить.

Первый игрок по команде берет из корзины любой из шариков и передает его с помощью поднятых вверх рук назад второму, второй — следующему за ним игроку, и так до тех пор, пока шарик не окажется в руках у последнего. Затем последний игрок должен передать шарик вперед, пока шар не окажется у первого игрока, который кладет его в пустую корзину. Эстафета продолжается до тех пор, пока все шарики не окажутся в другой корзине.

Каждой паре детей нужно по команде набрать как можно больше шариков определенного цвета в свою коробку, на сторонах которой из цветной бумаги наклеены кружки данного цвета. цвет шариков выбирается в игровой форме. Время выполнения задания определяет воспитатель. При проведении такого рода заданий необходимо вначале объяснить детям: в игре они развивают свои пальчики, чтобы лучше рисовать, писать. И во время игры нужно уважительно относиться друг к другу. Можно дать детям иной вариант задания — собирать только маленькие шарики, находящиеся в сухом бассейне. После проведения игры дети с воспитателем подсчитывают количество шариков, определяя победителей. Затем состав групп можно поменять.

В сухом бассейне спрятано несколько предметов, их нужно найти. Детям предлагается зайти в сухой бассейн и найти спрятанные среди шариков предметы.

Дети находятся в сухом бассейне на достаточном расстоянии друг от друга. Лежа на спине, нужно ухватить ступнями и поднять один шарик как можно выше. Далее нужно захватить между ступнями шарик и, подняв ноги, отклонить их вправо и влево. После ребенок ложится на живот и также должен ухватить ступнями шарик и поднять его вверх. Можно менять наклон ног, имитируя стрелку часов, показывающую время.

Упражнение выполняется сидя, находясь в сухом бассейне. Нужно положить один шарик между двумя ладонями и катать его то в одну, то в другую сторону так, чтобы он не упал. Это задание можно выполнять и с двумя шариками. Далее попросить детей назвать все предметы, находящиеся в комнате, такого же цвета, как их шарики.

Упражнение выполняется на напольной сенсорной дорожке, состоящей из разных модулей.

Воспитатель. Представьте себе, что мы находимся в волшебном лесу и идем по лесной дорожке. Идти нужно не спеша, друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Слушаем пение птиц в лесу и журчание ручейка. На нашей дорожке встречаются разные камешки. Вы чувствуете их? Эта разноцветная волшебная дорожка дает нам силы. назовите ее цвета. А какие растения растут около нашей дорожки? По лесной тропинке мы с вами пришли на опушку леса.

Детям предлагается сесть или полулечь на мягкое покрытие, вытянуть ножки, руками опереться сбоку или сзади.

Воспитатель предлагает представить, что ступни — это ушки зайчика, нужно пошевелить ими, как делают зайчики. Посмотреть, у кого какого цвета ушки. Дети называют цвет, исходя из цвета их носочков.

Воспитатель. Представим, что зайчик услышал какие-то звуки и навострил свои ушки. (Показывает движения по образцу. Носочки ступней направлены вверх.) Зайчик испугался, задрожал, и его ушки тоже задрожали.

Дети совершают ступнями легкие движения вправо-влево.

А затем зайчик стал убегать.

Обе ступни ног наклоняют асинхронно то вперед, то назад, например, правая ступня вперед, левая назад и т.д.

Зайчик все быстрее бежит.

Увеличивают скорость движения.

Ступни нагибают вперед к полу и кладут друг на друга, затем меняют их местами.

Из модулей тактильной дорожки (подушечек с разными наполнителями) на полу составляется дорожка, по которой дети будут ходить.

Воспитатель. Представим, что это камешки в реке. Нужно вставать на них осторожно и нельзя наступать в другое место — там вода. По этим камешкам нужно выйти на другой берег.

Детям дается задание — сделать лабиринт из шариков. Для этого на мягкое напольное покрытие кладутся на достаточном расстоянии друг от друга цветные шарики из сухого бассейна в две дорожки так, чтобы получился лабиринт. Детям предлагается пройти по нему аккуратно, не заходя за границы. Можно разыграть сюжетно-ролевую игру, попросив ребят представить себя в образе каких-либо героев сказок. Упражнение надо проводить как индивидуально, так и в командах в форме соревнования.

Упражнения на снятие эмоционального напряжения

Дети располагаются по кругу на мягком напольном покрытии. Воспитатель объясняет, что дети будут играть с кубиком, на каждой стороне которого изображено лицо, отражающее какое-нибудь настроение, эмоцию. Дети должны бросать друг другу кубик и при этом изображать настроение с помощью мимики, соответствующей выпавшему на кубике выражению лица. Перед началом игры каждый ребенок должен взять кубик в руки и внимательно рассмотреть картинки на его сторонах.

Другой пример упражнения. На каждое волокно нужно придумать ласковое имя для себя. Можно, перебирая волокна, за­плетать из них косы.

Релаксационные упражнения (проводятся под музыкальное сопровождение)

Дети ложатся на мягкое напольное покрытие или в сухой бассейн.

Воспитатель. Ложитесь удобно, так, чтобы ваши ручки и ножки отдыхали. Закройте глазки. Представьте, что вы — маленькие разноцветные рыбки, плавающие в море, мягко шевеля своими плавничками и хвостиками. Вы плаваете и видите во­круг других разноцветных рыбок, которые вам улыбаются; вы видите водоросли, разноцветные камешки, лежащие на дне. Вам хорошо и спокойно. Вы решили отдохнуть. Вы представляете, как плавно опускаетесь на мягкий теплый песочек на самое дно моря. Вам хорошо и приятно лежать на морском дне. Вы чувствуете, что набрались сил и хорошенько отдохнули. Поэтому быстренько поднимаетесь на поверхность моря, где видны лучики солнца. Теперь можно открыть глазки и улыбнуться солнышку.

Воспитатель. Закройте глазки. Постарайтесь представить, что вы оказались летом на берегу моря. Вы лежите на теплом песочке, а сверху ласково греет солнышко. Вам тепло и приятно лежать. Вы чувствуете, как солнышко ласково посылает вам свои теплые лучики. Один лучик солнца нежно коснулся вашего личика и подарил вам улыбку. Второй лучик солнышка нежно коснулся ваших ручек и подарил вам ловкость. Третий лучик солнышка коснулся вашего туловища и подарил вам гибкость. А еще один лучик солнца нежно коснулся ваших ножек и подарил вам силу. У вас хорошее настроение, вы отдохнули, откройте глазки.

Воспитатель. Вода в нем чистая и теплая. Вам тепло и очень приятно находиться под водопадом. Вы чувствуете, как струйки воды стекают на волосы, лицо и мягко струятся по всему телу. Давайте немного постоим под водопадом и послушаем его шум. Представьте, что вместе с водой уплывают от вас все неприятности и огорчения, а остается только хорошее. Вы чувствуете, как набираетесь сил, бодрости, становитесь уверенными, у вас хорошее настроение. Вы чувствуете себя бодрыми, веселыми и полными сил. С хорошим настроением откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

Воспитатель. А теперь вы летите на ковре-самолете и оказываетесь на берегу моря.

Звучит спокойная мелодия. Детям предлагается лечь на мягкое напольное покрытие поудобнее, чтобы ручки и ножки отдыхали, и закрыть глазки.

Начинается волшебный сон. Представьте себе, что наступила чудесная летняя ночь, вы лежите на мягком теплом песочке у моря и смотрите на небо. Вы видите, как зажигаются яркие звездочки и медленно-медленно плывут по синему небу. Вам тепло и приятно лежать на песочке. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Дышите ровно и легко. Но ночь подходит к концу, гаснут на небе звезды, и наступает утро. Вы видите, как в небе появляется солнышко, оно ласково греет вас, и настроение становится веселым. Вы отдохнули и полны сил. Теперь откройте глазки и с хорошим настроением улыбнитесь друг другу.

Упражнения на развитие визуализации

Дети устраиваются около воздушно-пузырьковой колонны с рыбками. Они внимательно рассматривают происходящее в ней — как меняется цвет воды, движутся пузырьки и плавают разноцветные рыбки, шевеля хвостиками. Детям предлагается сосчитать плавающих рыбок, выбрать понравившуюся, дать ей имя и следить глазками за подъемом и опусканием разноцветных рыбок — какая рыбка в воде выше поднимется. Затем прикоснуться ладошками к пузырьковой колонне, рассказать о своих ощущениях. Закрыв глазки, дети должны назвать все цвета воды, которые они видели. Далее нужно попросить детей подумать и рассказать, что бы они сделали, если бы стали золотой рыбкой? Какие бы хотели исполнить желания?

Закрыв глаза, дети должны представить перед собой чистый листок бумаги. Мысленно на нем написать свое имя, мысленно взять карандаш, например синего цвета, и раскрасить им свое имя. Затем стереть его и вновь взять любого цвета карандаш и написать свое имя. Открыть глаза и рассказать, кто каким цветом нарисовал свое имя.

Дети сидят на мягком напольном покрытии, закрыв глаза. Напоминаем, что во время этой игры никто не разговаривает. Детям предлагается представить мысленно любой предмет (мячик, елочку, рыбку и т.п.). Далее нужно постараться также мысленно изменить размер этого предмета (увеличить и уменьшить его), изменить его форму (например, сжать как гармошку). Потом предлагается мысленно взять цветные карандаши и аккуратно раскрасить этот предмет в какой-нибудь цвет.

Дыхательные игры и упражнения

Дети стоят на мягком напольном покрытии по кругу, взявшись за руки.

Воспитатель. Представьте ребята, что мы с вами огромный воздушный шар, который, находясь в небе, то поднимается высоко (мы делаем вдох), то опускается вниз (мы делаем выдох). Когда делаем вдох, поднимаем руки вверх, представляя, что наш шар поднимается вверх, когда делаем выдох, опускаем руки, представляя, что наш шар опускается вниз, на землю.

Движения повторяются несколько раз.

Дети садятся или ложатся на мягкое напольное покрытие на воображаемой поляне, на которой спит лев. Детям предлагается рассказать о льве, какой он сильный, спокойный, уверенный.

Воспитатель. Лев лежит и ровно дышит. Давайте и мы с вами будем дышать, как лев, спокойно. А вот лев просыпается и потягивается. Давайте и мы с вами, как лев, тоже потянемся. Мы учимся быть спокойными и уверенными, как лев.

В зависимости от особенностей нарушений, занятия в сенсорной комнате могут отличаться по сложности и насыщенности. Среда сенсорной комнаты — одно из важнейших средств коррекции и реабилитации в процессе психологического сопровождения дошкольников с учетом применения современных технологий.

Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные трудности в развитии и поведении.

Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Применение сенсорной комнаты :

Неврозы и неврозоподобные состояния;

Задержка психомоторного и речевого развития;

Аутизм, адаптационные расстройства;

Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

Развитие двигательных функций.

В процессе занятий дети должны: прежде всего, расширить свой жизненный опыт, обогатить чувственный мир, пробудить познавательную и исследовательскую активность. Для этого необходима специальным образом организованная, психологически безопасная среда, позволяющая ребенку ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения.

Особенно важна интеграция для детей, ведь их сенсорная система только формируется и от ее слаженной работы зависит способность ребенка к обучению. Занятия в сенсорной комнате развивают адаптивные функции воспитанников и повышают его познавательную активность. А именно:

Развитие и гармонизация эмоционально – волевой сферы детей:

- снятие психоэмоционального и телесного напряжения (психоэмоциональная разгрузка);

- развитие навыков саморегуляции и самоконтроля, умения расслабляться, освобождаться от напряжения;

- развитие умение управлять своим телом, дыханием;

- развитие умение передавать свои ощущения в речи;

- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

- развитие позитивного отношения к себе и к окружающему миру;

- развитие уверенности в себе.

Развитие коммуникативной сферы воспитанников:

- развитие эмпатических чувств, желания оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;

- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

- коррекция негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

Развитие психических и познавательных процессов дошкольников :

- развитие произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости;

- развитие памяти, мышления, воображения, восприятия (зрительное, тактильное, слуховое, умственных способностей;

- развитие координации, в том числе зрительно – моторной.

- сенсорное развитие (цвет, форма, величина);

- формирование пространственных представлений.


Для осуществления поставленных задач применяться методы работы в сенсорной комнате такие как :

- игры и игровые упражнения на развитие восприятия, памяти, внимания, речи, воображения, мышления;

- игры и игровые упражнения со специальным оборудованием для развития восприятия, памяти, внимания, речи, воображения, мышления;

- элементы сказкотерапии, арттерапии с импровизацией;

- ролевые игры, театрализации, драматизации;

- музыкотерапия со звуками природы и животных.


Сенсорная комната оборудована по модульному принципу, что позволяет использовать их для релаксации и развития детей, с ограниченными возможностями здоровья.

Проведение занятий в сенсорной комнате осуществляется по назначению врача невролога, по решению ПМПК, по наблюдению педагогов и психолога, а также по запросу родителей.

Занятия имеют следующую структуру:

вводная часть – ритуал начала занятия (ритуал приветствия, разминка);

основная часть – игровое задание на развитие психических процессов;

основная часть – релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;

завершающая часть – ритуал окончания занятия (ритуал прощания, подведения итогов, рефлексия).

Занятия проводятся в 2 этапа:

1. Подготовительный (2 занятия) – спонтанная игра, знакомство с сенсорной комнатой, другими детьми.

2. Основной – коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакция, посредством использования сказкотерапии, сюжетно – ролевой игры, разыгрывания проблемных жизненных ситуаций.

Длительность занятия – 20 – 25 минут.


Рекомендации по проведению работы в сенсорной комнате с детьми, имеющими нарушения в развитии:

- Необходимо детей познакомить с правилами поведения и работы в сенсорной комнате;

- Ограниченное число детей;

- Отсутствие внешних шумов во время проведения занятий;

- Системность и структурированность занятий.


Занятия в комнате с дошкольниками проводятся и начинаются с ритуального приветствия, после чего в разных последовательностях (в зависимости от особенностей сценария) применяются такие методы как тематические ролевые игры, сказкотерапия, песочная терапия, драматизация, игры и упражнения со специальным оборудованием. Ролевые игры в сенсорной комнате активизируют познавательную деятельность воспитанников, а упражнения для релаксации стабилизируют нервную систему и способствуют ее более гармоничному развитию. Игры и упражнения со специальным оборудованием позволяют значительно расширить диапазон работы психолога для достижения поставленной цели каждого занятия.

Если целью занятий в сенсорной комнате является снятие эмоционального, физического напряжения, стресса и восстановление состояния душевного покоя, то занятия рекомендуется начинать с активационного блока и постепенно переходить к более релаксирующим упражнениям. Световые эффекты и подвижные конструкции стимулируют активность ребенка, а все оборудование блока направлены на подвижные игры с повышенной активностью.

После активационного блока занятия продолжаются в релаксационном бассейне с шариками, которые снимают мышечное напряжение. Все действия происходят под успокаивающую музыку, звуки природы или пение птиц, что создает особенную атмосферу, которая обладает целительными свойствами.

Занимающиеся на занятиях, это дети с ограниченными возможностями здоровья. Таким деткам трудно адаптироваться к условиям детского сада, сложности вызывает общение со взрослыми и сверстниками, развивающие занятия не заинтересовывают и быстро утомляют ребенка. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, в оборудование сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста также нуждаются в занятиях в сенсорной комнате, в основном, в связи с трудностями поведения и общения.

Для этого возраста характерными трудностями являются: страхи, тревожность, агрессивность которые часто не поддаются педагогическим и воспитательным воздействиям педагогов и родителей. В работе с такими детьми сенсорная комната является незаменимым местом.


В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, сухой душ, ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально – волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие.

Самым важным и уникальным, моей работы в сенсорной комнате, является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, наши занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.

В результате опыта использования потенциала сенсорной комнаты для работы с детьми, имеющими нарушения развития, можно говорить о неоспоримых преимуществах наличия такого оборудования в арсенале педагога-психолога и других специалистов ДОО. Понятно, что сенсорная комната является лишь одним из инструментов психологического воздействия, однако ее роль, без преувеличения, очень велика и подтверждена эффективными результатами совершенствования сенсорных представлений, перцептивных действий, формирования аналитического восприятия и познавательных психических процессов, улучшения эмоционального состояния детей, что делает сенсорную комнату незаменимой в дошкольной организации.

Использование интерактивных технологий при работе с детьми с ОВЗ В наше время, когда произошла электронизация и компьютеризация всех сфер жизни общества, а мы не можем это игнорировать, перед нами встала.

Использование методов арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ

Использование методов арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ Получение воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых.

Опытно-исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Выступление на тему: «Использование условных обозначений и мнемосхем в опытно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного.

Использование кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ

Использование кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ Цель: Знакомство со свойствами кинетического песка Задачи: -Развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук; -Формирование.

Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая.

Использование пластилинографии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Использование пластилинографии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Использование пластилинографии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Доброго времени суток посетители моей странички. Сегодня.

Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был.

Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно — развивающей работе с детьми с ОВЗ Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами,.

Использование интерактивной песочницы в работе с детьми с ОВЗ В последнее время активно разрабатываются определенные направления работы, которые связаны с увеличением детей с ограниченными возможностями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные трудности в развитии и поведении.

Применение сенсорной комнаты:

Неврозы и неврозоподобные состояния;

Задержка психомоторного и речевого развития;

Аутизм, адаптационные расстройства;

Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

Развитие двигательных функций [2 ,101 ].

В процессе занятий дети должны: прежде всего, расширить свой жизненный опыт, обогатить чувственный мир, пробудить познавательную и исследовательскую активность. Для этого необходима специальным образом организованная, психологически безопасная среда, позволяющая ребенку ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения.

Особенно важна интеграция для детей, ведь их сенсорная система только формируется и от ее слаженной работы зависит способность ребенка к обучению. Занятия в сенсорной комнате развивают адаптивные функции воспитанников и повышают их познавательную активность. А именно:

Развитие и гармонизация эмоционально – волевой сферы:

- снятие психоэмоционального и телесного напряжения (психоэмоциональная разгрузка);

- развитие навыков саморегуляции и самоконтроля, умения расслабляться, освобождаться от напряжения;

- развитие умение управлять своим телом, дыханием;

- развитие умение передавать свои ощущения в речи;

- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

- развитие позитивного отношения к себе и к окружающему миру;

- развитие уверенности в себе.

Развитие коммуникативной сферы:

- развитие эмпатических чувств, желания оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;

- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

- коррекция негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

Развитие психических и познавательных процессов:

- развитие произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости;

- развитие памяти, мышления, воображения, восприятия (зрительное, тактильное, слуховое), умственных способностей;

- развитие координации, в том числе зрительно – моторной.

- сенсорное развитие (цвет, форма, величина);

- формирование пространственных представлений[1,34].

Для осуществления поставленных задач применяются методы работы в сенсорной комнате такие как:

- игры и игровые упражнения на развитие восприятия, памяти, внимания, речи, воображения, мышления;

- игры и игровые упражнения со специальным оборудованием для развития восприятия, памяти, внимания, речи, воображения, мышления;

- элементы сказкотерапии, арттерапии с импровизацией;

- ролевые игры, театрализации, драматизации;

- музыкотерапия со звуками природы и животных.

Сенсорная комната оборудована по модульному принципу, что позволяет использовать её для релаксации и развития детей, с ограниченными возможностями здоровья.

Проведение занятий в сенсорной комнате осуществляется по назначению врача- невролога, врача-психиатра, по решению ПМПК и ПМПк, по наблюдению педагогов и психолога, а также по запросу родителей.

Занятия имеют следующую структуру:

вводная часть – ритуал начала занятия (ритуал приветствия, разминка);

основная часть – игровое задание, направленное на развитие ребёнка-дошкольника;

основная часть – релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;

завершающая часть – ритуал окончания занятия (ритуал прощания, подведения итогов, рефлексия)[3, 96].

Занятия проводятся в 2 этапа:

1. Подготовительный (2 занятия) – спонтанная игра, знакомство с сенсорной комнатой, другими детьми.

2. Основной – коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций, посредством использования сказкотерапии, сюжетно – ролевой игры, разыгрывания проблемных жизненных ситуаций[3,99].

Длительность занятия (в зависимости от возраста) – 20 – 30 минут.

Целесообразно дать рекомендации по проведению работы в сенсорной комнате с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, так как дети с ОВЗ требует особого подхода, особого внимания и определённых технологий при их комплексном сопровождении:

- Необходимо детей познакомить с правилами поведения и работы в сенсорной комнате;

- Ограниченное число детей;

- Отсутствие внешних шумов во время проведения занятий;

- Системность и структурированность занятий[1, 121].

Занятия в комнате с дошкольниками раннего возраста проводятся и начинаются с ритуального приветствия, после чего в разных последовательностях (в зависимости от особенностей сценария) применяются такие методы как тематические ролевые игры, сказкотерапия, песочная терапия, драматизация, игры и упражнения со специальным оборудованием. Ролевые игры в сенсорной комнате активизируют познавательную деятельность воспитанников, а упражнения для релаксации стабилизируют нервную систему и способствуют ее более гармоничному развитию. Игры и упражнения со специальным оборудованием позволяют значительно расширить диапазон работы психолога для достижения поставленной цели каждого занятия.

Если целью занятий в сенсорной комнате является снятие эмоционального, физического напряжения, стресса и восстановление состояния душевного покоя, то занятия рекомендуется начинать с активационного блока и постепенно переходить к более релаксирующим упражнениям. Световые эффекты и подвижные конструкции стимулируют активность ребенка, а все оборудование блока направлено на подвижные игры с повышенной активностью.

После активационного блока занятия продолжаются в релаксационном бассейне с шариками, которые снимают мышечное напряжение. Все действия происходят под успокаивающую музыку, звуки природы или пение птиц, что создает особенную атмосферу, которая обладает целительными свойствами.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста также нуждаются в занятиях в сенсорной комнате, в основном, в связи с трудностями поведения и общения.

Для этого возраста характерными трудностями являются: страхи, тревожность, агрессивность, которые часто не поддаются педагогическим и воспитательным воздействиям педагогов и родителей. В работе с такими детьми сенсорная комната является незаменимым местом.

В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, сухой душ), ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально – волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие.

В результате опыта использования потенциала сенсорной комнаты для работы с детьми, имеющими нарушения развития, можно говорить о неоспоримых преимуществах наличия такого оборудования в арсенале педагога-психолога и других специалистов ДОО. Понятно, что сенсорная комната является лишь одним из инструментов психологического воздействия, однако ее роль, без преувеличения, очень велика и подтверждена эффективными результатами совершенствования сенсорных представлений, перцептивных действий, формирования аналитического восприятия и познавательных психических процессов, улучшения эмоционального состояния детей, активизации их индивидуальных ресурсов, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.

Всё вышеперечисленное делает сенсорную комнату незаменимой в дошкольной организации и способствует эффективному психологическому сопровождению данной категории детей[2, 32].

Список литературы:

1. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребёнка. Учебно-методическое пособие/ Под. ред.С.В. Жолована. –СПб:ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

2.Хоботова С.А. Из опыта работы с безречевыми детьми раннего возраста в условиях детской поликлиники на базе сенсорной комнаты. // Логопед, №6, 2011 .

3.Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Роль светлой сенсорной комнаты в коррекции речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Инновации и традиции специального (дефектологического) образования. – М.: ЛОГОМАГ, отдано в печать (февраль 2012).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе расмотрены аспекты коррекционной работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста с ОВЗ и приведены практические методы проведения работы с использованием сенсорной комнаты и сеансов релаксации

Якимова Татьяна Ивановна, педагог-психолог,

Применение сенсорной комнаты и релаксационных сеансов в работе с детей с ОВЗ для укрепления и сохранения здоровья.

Расслабление - ваше естественное состояние, которое наступает,

когда вы сами перестаете создавать напряжение.

Видьямала Берч, Денни Пенман

Аннотация: в работе рассмотрены аспекты коррекционной работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста с ОВЗ и приведены практические методы проведения работы с использованием сенсорной комнаты и сеансов релаксации.

Ключевые слова: дошкольники, дети ОВЗ, сенсорная комната, релаксация.

У детей с ограниченными возможностями здоровья существуют общие особенности развития, к которым традиционно относятся затруднения в восприятии, хранении, переработке информации; нарушения или трудности речевого развития, снижение динамики психических процессов, замедленность формирования понятий. Часто детям свойственны высокий уровень психоэмоционального и мышечного напряжения. Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему.

Релаксация-это снятие психологического, мышечного напряжения для восстановления сил, эмоциональной разрядки, снижения агрессии. В коррекционно- развивающей работе применяем основные методы релаксации, такие как мышечная, дыхательная и умственная.

Во время сеансов релаксации мы используем следующие оборудование:

Коврики для релаксации.

Аудио оборудование, транслирующее расслабляющую музыку или звуки природы.

Ароматические приспособления: SPA-капсулы, мешочки с ароматными травами.

Релаксация в комплексе с оборудованием сенсорной комнаты помогает достичь общего расслабляющего эффекта, восстановления сил, помогает привести организм в тонус, а также нормализует психофизиологическое состояние после стрессов.

Методика мышечной релаксации по Джекобсону предполагает напряжение каждой группы мышц с последующим расслаблением. Мышечное расслабление используется для снятия эмоционального напряжения.

Свести лопатки на вдохе (как будто бабочка сложила крылья), на выдохе лопатки - развести (бабочка расправила крылышки).

Плечи поднять к ушам на вдохе (прячем голову, как черепаха в панцирь), на выдохе плечи опустить и расслабиться (черепаха высунула голову из панциря)

Метод дыхательной релаксации.

Помогает насытить кровь кислородом, обогатить им каждую клетку организма. Кроме этого, во время выполнения таких упражнений происходит нормализация дыхания, что оказывает успокаивающее воздействие на психику.

Ароматические приспособления мешочки с ароматными травами.

положить палец или руку на живот, чтобы он почувствовал, как работают мышцы живота при дыхании. Живот должен активно сдуваться

(выдох) и надуваться (вдох).

Инструкция для ребенка: представь, как пыхтит ежик, когда идет по лесу.

Данный метод состоит из психоэмоционал

ьных речевок-тренингов, направленных на

то, чтобы фокусировать сознание на устранени

и той или иной внутренней или внешней

Вводная часть перед каждым настроем

Дети ложатся на ковёр, устраиваются по

удобнее. Руки вытянуты вдоль туловища,

расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Игра

ет тихая спокойная музыка.

Ведущий: «Ложитесь по удобней. Закройт

е глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим

нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем

и расслабим их. Давайте помолчим и

прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). П

рислушайтесь к вашему дыханию… (пауза)

телу расслабиться и отдохнуть… (пауза).

оборудование, расслабляющую музыку.

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по

Коврики для релаксации, визуальное

оборудование проектор воздушнопузырьковые трубки, создающие приятные визуальные эффекты.

В практической работе можно использовать комплекс упражнений для релаксации предложенный И.Г.Выготской, Е.Л. Пеллингер, Л.П.Успенской. Частью этого комплекса являются особые упражнения, позволяющие успокаивать детей, особенно заикающихся и снимать характерное чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение. Любые, даже незначительные, стрессовые ситуации становятся избыточными для слабой нервной системы, вызывают и усиливают волнение, ухудшают речь. Из этого следует, что мышечная и эмоциональная раскованность — это главное условие для естественной речи и правильных телодвижений.

Многолетний опыт работы авторов с детьми ОВЗ позволяет им рекомендовать расслабляющие упражнения всем детям. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

Проводя с детьми релаксационные сеансы, мы используем специально подобранные серии музыкальных композиций, что позволяет комплексно воздействовать на ребенка, снимает психоэмоциональное напряжение, помогает в преодолении негативных переживаний и снижает тревожность. Во время проведения релаксации мы рассаживаем детей на удобные мягкие коврики. Для облегчения взаимодействия и ощущения целостности используем форму круга как возможность открытого общения.

Расслабленные мышцы несовместимы со стрессом, беспокойством и тревогой. Именно поэтому мышечное расслабление позволяет привести в равнове­сие напряженное сознание. Результаты грамотно и регулярно проводимой мышечной и эмоциональной релаксации повышают эффективность коррекционной работы педагога с детьми с тяжёлым нарушением речи. Это обеспечивает высокую работоспособность, хорошее настроение, внутреннее спокойствие и уверенность. Опытом доказано, что расслабления можно достичь лишь с помощью регулярного и систематического выполнения приведенного комплекса упражнений в течение длительного времени.

Браудо Т.Е. Пособие по использованию сенсорной комнаты. / Т.Е. Барудо., Ю.А. Кириченко, Е.А. Соловьева. - М.: Издательство АРКТИ, 2005.

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателей детского сада. / Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер, Э.Г.

Пилюгина. - М.: Просвещение, 2000.

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: метод. пособие.М: Сфера, 2008.

Здоровячок, Система оздоровления дошкольников/ авт. – сост. Т.С. Никанорова, Е.М.Сергиенко.-Воронеж: Ч.П.Лакоценин С.С, 2007.

Читайте также: