Сенчин в обратную сторону краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Я остановлюсь на некоторых фактах биографии писателя, может быть, не все из присутствующих хорошо знакомы с этим автором. Роман Сенчин – представитель реалистического направления в современной литературе, он – один из лидеров поколения 30-40-летних писателей, среди которых З. Прилепин, А. Иванов, Д. Гуцко, Г. Садулаев, М. Тарковский, чуть более молодой С. Шаргунов.

Отзыв этот прочитала жена Романа Сенчина – Елизавета Емельянова-Сенчина, она тоже человек творческой профессии, закончила Литинститут, поэт, да к тому же – заядлый блогер. Елизавета отслеживает всю информацию о своём муже-писателе, которая появляется в интернете. Видимо, ей понравился мой отзыв, она выложила его в своём ЖЖ и мы даже вступили в переписку.

То, что я почерпнула из их ЖЖ – это как ещё одна книга. Мне хочется поделиться с вами своими впечатлениями об этой паре. Роман Сенчин – это человек, который живёт своим литературным творчеством, но помимо всего прочего – у него бурная биография, он сменил множество профессий в поисках себя и как писателя, и как человека. Он всё время подчёркивает, что так до конца и не нашёл себя, что он в каком-то смысле ещё не повзрослел. Инфантилизм, вялость, дефицит жизненной энергии и воли – это, по мнению Сенчина, не только его личная проблема, это проблема его поколения, родившихся на рубеже 60-70-х годов. Но Сенчину очень повезло, у него есть муза – жена, друг, соратник, которая защищает его в интернете как тигрица.


В. Криушина, доцент каф. отечественной истории ВятГГУ: «У меня, в отличие от Татьяны Семёновны, не было, к сожалению, возможности напрямую пообщаться с писателем Романом Сенчиным. Я знакома с ним только через его тексты: публицистические, литературно-критические, художественные. Я планировала начать своё выступление совсем с другого, но буквально сейчас мне в голову пришли некоторые мысли, которые я всё-таки хочу озвучить.

Эта встреча, в общем традиционная по форме, меня привела к внутреннему согласию с Романом Валерьевичем в его определении сущности писательства в современной России. Не буду перечислять статьи, которые я у него прочитала, но, честно признаюсь, что когда я познакомилась с его публицистикой, то она понравилась мне едва ли не больше его художественной прозы. Примерно так же высоко (не будучи особо искушённой в филологии) я отзовусь и о его литературной критике. Так вот, Роман Сенчин очень интересно определяет сущность писательства в современной России – это, по его мнению, не удовольствие от выведения букв, рассчитанное на обретение какого-то жизненного комфорта. Это долг, рядышком с которым живёт совесть. Вот эти два понятия, о которых говорит Сенчин, две нравственные категории – долг и совесть, – меня тоже очень волнуют.

Так вот, мне кажется, у Сенчина есть эта способность открыть сердце и наполнять чашу до того предела, когда человек рискует и высказывается в формате, не очень востребованном сегодня, не сериальном, в формате, который не пользуется успехом у сегодняшних тридцатилетних вообще. Прилепин, Ильин, открытые глаза, открытое сердце – вот такая неожиданная параллель возникла у меня прямо сейчас.

Сенчин не раз признавался в том, что он человек, который редко где подолгу задерживался и, тем не менее, он уже более 10 лет живёт в Москве, которую называет тяжёлым городом. Почему он остановился? Почему он не меняет точку в пространстве? В своих произведениях он достаточно точно и определённо отвечает на этот вопрос. И здесь мне кажется путь к пониманию его творчества.

Конечно, у Сенчина отчаянно смелая публицистика, он признаётся, что у нас сегодня можно критиковать только до определенного предела, до уровня министров, выше – нельзя. Вариант – жизнь без выбора или с выбором, который за нас сделали другие, – это его категорически не устраивает. Его не устраивает, что мы ищем пути выхода, пути решения проблем не в себе самих, а ждём эту защиту и помощь от кого-то ещё. Не мы, а кто-то – это, конечно, горькое ощущение.

…Не берусь утверждать, что стихи Логвиновой талантливы…, что они грамотны с точки зрения поэтической традиции, законов жанра. Но они, как говорится, цепляют. И мне было радостно, но и как-то тревожно наблюдать, как отзывается зал на каждое её стихотворение. Струйка прозрачных, невесомых и в то же время таких осязаемых, болезненных даже, словно вытянутые из раны жилки строк, а потом – аплодисменты. Искренние, долгие, как в хронике о Политехническом.

Под простынкой не в полоску
и не в клетку, а в цветочек,
чистый хлопок, сто процентов,
спит мужчина, настоящий,
интересно, неужели
это правда, сяду рядом,
он глаза приоткрывает,
смотрит дико, пахнет мёдом.

То, что у Романа Сенчина доброе, открытое сердце я поняла, когда читала этот текст и другие тексты, где он пишет о своих коллегах, молодых писателях.

Вечный спор, который историки ведут между собой: что достойно объективного и субъективного отражения. Сенчин в своём отзыве на книгу Л. Млечина о Гитлере цитирует Дмитрия Писарева – критика второй половины XIX века, которого сегодня уже почти никто не помнит и не читает. Так вот, Писарев писал, что смысл занятия историей – рассуждать о титанах, титанах порока и добродетели. Главный вывод, который делает Сенчин по поводу популярной исторической литературы, таков: копание в личности, в её пороках и добродетелях, даже если они на потребу толпе, никогда не заменят размышлений об историческом опыте и о тех исторических обстоятельствах, которые позволили личности стать такой.

В. Криушина: «Вы поймите меня правильно, у меня нет никакого национализма и предвзятого отношения к тем же китайцам. Я хочу сказать только одно: история России развивалась как история колонизации русскими, славянскими народами огромной территории под названием Евразия. Это и та самая территория, которую была вынуждена покинуть семья Романа Сенчина. Освоение этого географического пространства – суть исторической миссии русского народа, и сегодня, когда мы говорим о съёживающемся пространстве, о том, что фактически без боя отдаём те земли, в которые был вложен труд многих поколений наших предков, – это нас ни в коей мере не украшает.

Я его ответ перенесла на Сенчина, родившегося в Азии и проживающего сегодня в центре России, сам Роман Валерьевич как-то сказал, что я – акын, поэт, поэтому пою, что вижу. По-моему, очень точное определение того, чем занимается писатель Роман Сенчин.
Я процитировала героя из романа Вишневского потому, что мне кажется, что герои Сенчина в большинстве своём тоже к бунту не склонны. Почему это происходит? Потому что, как мы уже говорили, пространство съёживается, время повернулось в обратную сторону, и мы даже свою национальную природу утратили.

Я после этого для себя написала: герои Сенчина – это, видимо, те самые другие, которые остались после того, как погибли самые талантливые и неординарные. Мне эту мысль было интересно прочитать ещё и потому, что это перекликается с тем, что я не раз слышала от своей мамы. Она объясняет все беды России тем, что у нас никогда не было в стране трепетного отношения к человеческой жизни, люди гибли миллионами и гибли – лучшие, а оставались – другие.

И ещё, сегодня перед нашей встречей мы беседовали с Ириной Николаевной, и я поймала себя вот на какой мысли по поводу надежды. Мне вспомнился древний античный миф о ящике Пандоры. Прекрасная женщина была сотворена богами и послана на землю к человеку в отмщение за то, что он осмелился стоять на земле сам, своими ногами и делать свой собственный выбор. Когда любопытная Пандора открыла ларец, из него вырвались наружу и пошли гулять по земле болезни, несчастья, беды и смерть. Если мне не изменяет память, этот миф дошёл до нас в двух вариантах: в пересказе Гомера и Гесиода. Версии эти отличаются одним маленьким нюансом: прочтением мотива надежды – добро она или зло? Ежели пришла она в мир людей вместе с болезнью и страданием, но не отправилась вместе с ними гулять по миру, а осталась в захлопнутом ящике.

И. Крохова: «Спасибо Вера Александровна, я хотела бы в подтверждение того, что прозвучало в Вашем выступлении, привести несколько цитат:

Очень мне понравилось, как Сенчин описывает природу, его пейзажи немногословны, двумя-тремя предложениями он умеет нарисовать картину. Знаете, как в театре: поставили декорацию, и у тебя уже заработало воображение.

Не хочу проводить какие-то явные параллели, их нет. Просто в моём сознании по силе произведённого впечатления и по некоторым другим моментам эти две книги перекликаются.

Для меня Роман Сенчин стал открытием. Он пишет о стране и людях критически, но меня это не раздражает и не вызывает отторжения – до той поры, пока это искренне, с любовью. Нет ощущения, что человек пишет на заказ, с оглядкой на кого бы то ни было. Я думаю, очень важно быть честным и с читателем, и, в первую очередь, с собой; и надеяться на лучшее.


Т. Лалетина, врач: «У Ёлтышевых нет чувства ответственности, это абсолютно инфантильные люди и роман вовсе не о жителях деревни, это, конечно, роман о каждом из нас. Вот тут говорили о патернализме, о том, что мы русские ощущаем себя детьми, которые не в состоянии нести ответственности за свои поступки. Может быть, в прошлом такая модель поведения была и возможна, но сейчас другие времена: надо учиться жить своим умом, принимать решения самостоятельно, а не перекладывать это на государство.

Я когда прочитала первую часть романа, тоже подумала: о чём говорить? Вот перед нами человек – абсолютно инфантильный, не желающий отвечать за свои поступки, не сумевший воспитать даже собственных сыновей, оба они – никакие. Потом прочитала вторую часть и увидела, как автор абсолютно в классической традиции, показывает нам процесс деградации человеческой личности. Герой теряет всё, он идёт против мира людей, против совести, против себя, против будущего своих собственных детей. Проблема Ёлтышевых в том, что они не в состоянии взглянуть на себя со стороны, открыть глаза, как сегодня уже говорили.


М. Селезнёва, преподаватель химии ВГСХА: «Я для начала хочу процитировать Пушкина:

Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы…

Конечно, законы, принимаемые в белых домах и за красными кремлёвскими стенами, очень верные, правильные и полезные, только вот когда применять эти законы приходится вне белых домов и красных стен с зубцами, то почему-то геноцид получается. То есть у Романа Сенчина наглядно показано, как сегодня существуют две разных России, и как одна другую по сути убивает.

ПОСЛЕ ДИСКУССИИ:

Тут можно читать бесплатно Роман Сенчин - В обратную сторону. Жанр: Русская классическая проза издательство неизвестно, год неизвестен. Так же Вы можете читать полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и SMS на сайте knigi-for.me (knigi for me) или прочесть краткое содержание, предисловие (аннотацию), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Роман Сенчин - В обратную сторону

Роман Сенчин - В обратную сторону краткое содержание

Роман Сенчин - В обратную сторону - описание и краткое содержание, автор Роман Сенчин , читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Kniga-for.me

Роман Сенчин - В обратную сторону читать онлайн бесплатно

В обратную сторону - читать книгу онлайн бесплатно, автор Роман Сенчин

Похожие книги на "В обратную сторону", Роман Сенчин

Книги похожие на "В обратную сторону" читать онлайн бесплатно полные версии.

1398155581

В лице Романа Сенчина в российской литературе появился особый тип писателя – откровенный, безжалостно вскрывающий ужасы жизни современного человека, униженного и оскорбленного. Хотя некоторые считают, что он исписался и не создал ничего нового после своего самого скандального и громкого романа. В сенчинских героях все мелко: и страхи, и радости, и гордость. Не слишком ли он мельчит? В ту ли сторону идет? Не стал ли он похож на своих героев?

Чем можно пожертвовать ради карьеры, успешной жизни в столице, хорошей квартиры на престижной улице? Герои Сенчина обычно жертвуют душой. Отдают способность искренне переживать и соболезновать в обмен на бойцовские навыки будущих яппи. Но ирония в том, что карьера оказывается не такой уж стремительной, жизнь в столице – не такой уж успешной, а улица, на которой стоит твой новый дом, расположена в спальном районе.

Пьянящие нотки сатиры взбадривают привычную манеру письма реалиста Сенчина, заставляя под новым углом взглянуть на его творчество.

Роман Сенчин - В обратную сторону обложка книги

Чем можно пожертвовать ради карьеры, успешной жизни в столице, хорошей квартиры на престижной улице? Герои Сенчина обычно жертвуют душой. Отдают способность искренне переживать и соболезновать в обмен на бойцовские навыки будущих яппи. Но ирония в том, что карьера оказывается не такой уж стремительной, жизнь в столице - не такой уж успешной, а улица, на которой стоит твой новый дом, расположена в спальном районе.
Эта книга малой прозы приоткрывает новую грань таланта писателя - сатирическую. Пьянящие нотки сатиры взбадривают привычную манеру письма реалиста Сенчина, заставляя под новым углом взглянуть на его творчество.

Читайте также: