Семья и детский сад статья

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Петрова Людмила Михайловна

Населенный пункт: ХМАО-Югра, г. Сургут

Успешность решения задач воспитания и развития ребенка во многом определяется уровнем эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Социальная нестабильность, занятость, недостаточная компетентность в вопросах дошкольной педагогики и психологии - вот немногие из причин, ведущие к снижению воспитательного потенциала семьи, изменения ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Семья с ее стилем внутрисемейных отношений, любовью родителей, родных, близких людей, атмосферой родственных эмоциональных связей, укладом, обеспечивает психологическую защиту и комфорт, дает жизненную опору, являясь при этом действенным компонентом воспитания ребенка. Взаимодействие детского сада и семьи - сложная задача, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, единомышленниками, союзниками, друзьями, необходимо их вовлечь в жизнь детского сада. Родители и педагоги детского сада - воспитатели одних и тех же детей и у них одна общая цель - вырастить здоровых, творчески мыслящих детей, социально адаптированных к жизни.

И искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно педагоги, так как они получили для этого специальное профессиональное образование, они понимают механизмы развития ребенка- дошкольника, видят и могут оценить текущую ситуацию и перспективы, они фактически заменяют родителей во время их отсутствия.

Основная цель работы с семьей : способствовать формированию в семье максимальных комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.

Задачи взаимодействия с семьей :

Создание единого образовательного пространства.

Возрождение семейных традиций в совместной деятельности семьи, ДОУ и учреждений дополнительного образования.

Формирование родительской ответственности.

Формирование в семье позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.

Оказание социально-психологической помощи родителям в осознании собственных семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношений с ребенком.

Организация и проведение семейного досуга, совместное творчество.

Концепция работы с семьей основана на положении о том, что в центре внимания семьи должны находиться личность ребенка и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: сама семья, ДОУ и досуг, включая связанное с ним микросоциальное окружение.

Основные принципы, ориентированные на семью предлагаем использовать педагогам в практике своей работы:

Первый принцип . Считать семью основным получателем услуг. Учитывая, что семья является константой в жизни ребенка, признавая ее главенствующую роль в его развитии, необходимо уделять должное внимание семье как центральному элементу в образовании и обеспечении качества жизни ребенка.

Второй принцип . Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей. Этот принцип предлагает специалистам рассматривать членов семьи как главных людей, отвечающих за принятие решений относительно стратегий образования ребенка, и важнейших участников образовательной практики. Если родители будет предоставлена возможность принимать решения, касающиеся обучения и развития ребенка в первые шесть лет его жизни, а также возможность овладеть умениями, которые могут потребоваться для отстаивания его интересов в будущем, то вероятность их дальнейшего участия в образовании сына или дочери будет велика.

Третий принцип. Проявлять гибкость и чуткость в воспитании детей. Предоставлять услуги, призванные улучшить жизнь ребенка и семьи. Этот принцип предполагает уважение культурных различий семей, содействие мобилизации неформальных ресурсов родителей для удовлетворения изменяющихся потребностей ребенка, оказание помощи в доступе к официальным общественным услугам (медицинским, социальным), а также координацию этих услуг.

Воспитателю необходимо взять на себя главную роль в проектировании, запуске и осуществлении мероприятий по работе с родителями. Алгоритм взаимодействия с семьей может быть представлен следующими компонентами:

Выход педагога на личный контакт с родителями: создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

Обогащение воспитательных умений родителей: осознание родителями своей воспитательной роли в семье, опыта взаимоотношений с ребенком, переосмысление своих воспитательных установок, стереотипов;

Совместное сотрудничество: постановка единых целей и задач, выработка согласованных мер к воспитанию и развитию ребенка;

Организация продуктивного общения: обмен мыслями, идеями, чувствами;

Участие родителей в жизни собственных детей через нетрадиционные взаимодействия: выставки выходного дня, создание семейных газет, составление родословной, защита семейных проектов, игротеки, контрольные для родителей и другие.

Одним из ключевых моментов в формировании ответственного родительства является участие родителей в процессе воспитания и образования детей через сотрудничество с детским садом. При этом формы сотрудничества могут быть различными.

Родители могут выступать:

в роли ассистентов и помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми;

в роли эксперта, консультанта или организатора;

Когда дети оказываются в таком едином воспитательном пространстве, они ощущают себя комфортно, спокойно и уверенно, чувствуют свою защищенность в мире, который их окружает.

Гарантом эффективности работы с родителями являются:

установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками;

искренне доброжелательное отношение педагога к ребенку и родителям;

заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка;

системный характер работы.

Участвуя в деятельности по реализации задач ООП ДО, родители:

ощущают себя причастность к организации образовательной деятельности с детьми;

видят, как ребенок общается с другими;

начинают больше понимать в детском развитии;

получают представление о работе воспитателей и начинают испытывать большее уважение к ним;

обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься дома с детьми ;

знакомятся с друзьями своих детей, о которых они рассказывали;

получают возможность помогать ребенку дома в освоении программы.

При участии родителей в жизни группы воспитатели могут:

понять, как родители мотивируют своих детей;

увидеть, как родители помогают своим детям решать задачи;

узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми;

получить пользу от того, что родители наблюдают своих детей во взаимодействии с другими детьми.

Одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительного взаимоотношений между воспитателями, родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к освещению последствий негативных отношений в семье.

В целях педагогического просвещения родителей, воздействие на семейное воспитание используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы. Наиболее распространенной доступной формой работы с родителями является беседа. Она чаще всего возникает непроизвольно, но может быть и заранее предусмотрена. Хотя беседа кратковременна и возникает в связи с запросами родителей или вызвана желанием воспитателя поговорить о ребенке, он не должна вестись мимоходом. Эта форма требует от педагога большого такта, компетентности. Чтобы вызвать у родителей доверие и желание прислушаться к предложениям педагога, беседу следует начинать с констатации успехов ребенка. При этом высказывания педагога должны быть аргументированными, доказательными. А.Аркин очень верно определил воспитательную работу как созидательную. Истинная сущность ребенка, говорил он, не в его недостатках, как это часто думают родители: она заключается в возможности и в его стремлении стать лучше, сильнее, совершеннее. Даже в том случае, когда педагог считает, что родители недостаточно внимания уделяют воспитанию своего ребенка, не стремятся выполнять рекомендации детского сада, он дает им советы, делает замечания в доброжелательной форме.

Широкое распространение должны получить такие формы педагогической пропаганды и приобщение родителей к работе детского сада, как открытые дни и наблюдение за непосредственно образовательной деятельностью детей. Эти формы дают возможность показать родителям работу детского сада, методы обучения детей, которые могут использовать в семье родители. Такое проникновение в жизнь детского сада позволяет увидеть родителям своего ребенка в коллективе. Педагог обращает внимание родителей на характер взаимоотношений детей в играх, в быту, на их гигиенический, трудовые навыки, вместе с родителями анализируют их увиденное, ищут причины отклонения в поведении детей. В последние годы подчеркивается необходимость одновременно привлекать к различным формам педагогического просвещения не отдельных представителей от семей воспитанников, а одновременно обоих родителей. Так например, психологи предлагают включать малые группы родителей в различные тренинги, которые помогают овладеть многими полезными практическими умениями, выработать свою позицию на те или иные проблемы воспитания и семейной жизни в целом.

Следует отметить, что именно партнерские взаимоотношения между родителями и детским садом рассматриваются зарубежными и отечественными педагогами как наиболее способствующие положительных результатов в воспитании и образовании детей, посещающих дошкольные учреждения.

Ожидание родителей от дошкольного образования не возникают сами по себе, они социально формируются. До сих пор педагоги-практики сетуют на то, что некоторые родители считают своей основной задачей привести ребенка утром в детский сад и забрать вечером. И сколько бы усилий не предпринимали педагоги, чтобы убедить родителей в том, что детский сад призван содействовать становлению личности ребенка, обеспечивать психолого-педагогическую поддержку развития в его собственном темпе, предоставлять условия для игр и общение со сверстниками, от педагогов требуют лишь подготовки к школе. Но социально-экономические, культурно- образовательные условия современного общества подвержены динамичным изменениям. И формируется поколение родителей, заинтересованных во всестороннем развитии ребенка, имеющих возможности и желание участвовать в его образовании как условии успешности в будущем.

Стандарт дошкольного образования утвержден, но стал ли он частью сознания педагогической и родительской общественности? Ключевая задача состоит в том, чтобы практики, работающие в системе дошкольного образования, осознали и воплотили в жизнь заложенную в Стандарте идеологию.

Литература:

Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.; Логос, 2002.-384с.

Каган М.С. Философская теория ценности. - СПБ.; Петрополис,1997.-205с.

Михайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. - М.;Просвещение,2015.-126с.


Ключевые слова: детский сад, семья, родители, взаимодействие.

Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама — образцы для подражания [3]. Детский сад — помощник семьи в воспитании и формировании будущего полноценного гражданина страны.

Детский сад и семья взаимодействуют для того, чтобы создать как в детском саду, так и в семье универсальные социально-педагогические и психолого-педагогические условия для целостного развития личности ребенка. Взаимодействие детского сада и семьи показано на рисунке 1.

Взаимодействия детского сада и семьи: цели и задачи [4]

Рис. 1. Взаимодействия детского сада и семьи: цели и задачи [4]

Новые грани взаимодействия детского сада и семьи организуют новое культурно-образовательное пространство, где главной ценностью является личность ребенка и благополучная семья. Ключевым понятием в новом взаимодействии детского сада и семьи является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Назовем некоторые новые грани взаимодействия детского сада и семьи, используемые в детском саду:

– организация тематических выставок родительских и детско-родительских работ, совместное оборудование мини-музеев, фотовыставок и др. [5];

– работа специального сайта детского сада, предназначенного для размещения информации о ДОУ. На сайте представлены фотографии из жизни детского сада, методические рекомендации, достижения и успехи, как детей, так и сотрудников [8];

– создание и работа интерактивной комнаты для родителей, где реализуется инновационная система информирования родителей о жизни их детей в детском саду и консультирования по актуальным вопросам, с использованием современных информационных средств;

– организация информационных стендов [7];

– изучение особенностей семьи и ребёнка, запросов родителей через опрос, интервьюирование, проведения родительского эссе;

– проведение мастер-классов, позволяющих обогатить практический опыт родителей. Такие мастер-классы помогают организовать различные виды деятельности детей в отсутствии соответствующих специалистов, например, педагога по прикладному творчеству. Ведь среди родителей есть высококвалифицированные профессионалы, готовые поделиться своими навыками с детьми [2];

– проведение открытых занятия с детьми для родителей с целью познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Родители видят поведение ребенка, его знания, в сравнении с другими детьми [3];

– организация совместных мероприятий педагогов, родителей и детей [1, с. 131]: праздники, литературные вечера, КВНы, чаепития и др.;

– работа радиоточки детского сада, которая обеспечивает позитивный настрой, психолого-педагогическое информирование родителей; способствует формированию их нового менталитета и изменению самой сущности взаимодействия родителей с детским садом [2];

– работа дублёров любого педагога. Родители проводят утреннюю гимнастику, непосредственно образовательную деятельность, прогулки и др.;

– работа консультативного пункта. Он предназначен для просветительской работы среди родителей, дети которых не посещают дошкольные образовательные учреждения. Зачастую у этих родителей возникают те или иные вопросы, связанные с воспитанием и развитием своих детей. Они могут позвонить в ДОУ и записаться на консультацию к любому специалисту ДОУ. Часто обращаются к учителю-логопеду, педагогу-психологу, старшему воспитателю, заведующему по вопросам подготовки ребенка к школе, диагностического обследования, семейных проблем в воспитании ребенка. Специалист дает необходимые рекомендации и вместе с родителем разрабатывает индивидуальный маршрут развития ребенка. [8];

Таким образом новые грани взаимодействия детского сада с семьей — работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Главная цель новых граней взаимодействия детского сада с семьей — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать близких.

2. Гордиенко Е. А., Юсупова Г. С. Совместная работа ДОУ, семья [Текст] / — М,: АСТ, 2015. — 55 с.

3. Гуз А. А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи. [Текст] / А. А. Гуз — М.: Белый ветер, 2013. — 192 с.

5. Дронь А. В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. [Текст] / А. В. Дронь, О. Л. Данилюк — СПб.: Детство-Пресс, 2012. — 364 с.

6. Дульнев Г. М. Учебно — воспитательная работа в ДОУ: Пособие для учителей [Текст] / Под ред. Т. А. Власовой и В. Г. Петровой. — М.: АСТ, 2014. — 176 с.

7. Настольная книга воспитателя [Текст] / Е. И. Лунина, Н. С. Шепурева и др. — Ростов н/Д, 2011: Изд-во: Феникс. — 383 с.

8. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в ДОУ [Текст] / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. — М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2015. — 255 с.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, семья, ребенок, взаимодействие, семейный театр, единое образовательное пространство, педагогическая культура родителей, практическое занятие, современный детский сад.

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания. Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности.

Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. И мы часто испытываем трудности в общении с родителями:

- Как заинтересовать законных представителей детей к совместной деятельности?

- Как сделать их участниками воспитательно-образовательного процесса?

Постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями помог мне в выборе темы по самообразованию: "Обогащение отношений детей и родителей". Целью данной темы является повышение родительской активности в условиях внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждениях.

Для того, чтобы родители стали активными участниками, я перед собой поставила задачи:

1. Вовлечь их в организацию воспитательно-образовательного процесса.

2. Создать условия для продуктивного взаимодействия и общения детей, родителей и воспитателей.

Но перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада, он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь", значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким. Поэтому я создаю такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

Анализируя свой опыт работы, я пришла к пониманию того, что взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно:

На первом этапе “Давайте познакомимся!” родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы.

Второй этап - “Давайте подружимся!” - предлагает родителям активные методы взаимодействия: “круглые столы”, игровые семинары.

Третий этап называется “Давайте узнавать вместе”, теперь уже можно говорить о функционировании родительско–педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев). На данном этапе родители принимают активное участие в совместном планировании перспектив деятельности для детей.

В работе с родителями использую много различных форм работы:

- общие, групповые собрания;

- консультации и индивидуальные беседы;

- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов;

- совместное создание предметно-развивающей среды;

- родительский уголок: включающий различную информацию;

- продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки);

- праздники, которые можно закончить чаепитием;

- дни добрых дел и т.д.

Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой, но теперь обстановка иная:

- изменилось общение: взаимоотношения стали партнерскими. Уже видно, что родителям интересно в детском саду, они советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник;

- у активных родителей и дети становятся активными.

Решив поставленные перед собой задачи, я могу сделать вывод: как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья, так как ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Детский сад и семья в воспитании ребёнка

Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором растёт и развивается ребёнок. Здесь он черпает информацию об окружающем мире, адаптируется к жизни в обществе, усваивает общепринятые нормы и правила поведения, воспитывает и закаляет характер, проходит жизненно важную первую ступень в собственном образовании.

hello_html_2295cb16.jpg

В любые времена педагоги работали с семьями воспитанников, ища поддержку и понимания проблем ребёнка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Однако родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно, как правило, это не приносит тех положительных результатов, на которые рассчитывают родители.

Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребёнка, которое должны поддерживать и детский сад и семья. Однако в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от воспитания детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где присматривают за детьми, пока родители на работе и мы, педагоги, очень часто испытываем трудности в общении с родителями по этой причине.

Для решения этой актуальной проблемы – вовлечение родителей в обучение и воспитание их собственных детей – педагогический коллектив нашего детского сада придумывает и внедряет инновационные формы работы с родителями. Вместо традиционных родительских собраний и отчётных концертов мы организуем музыкально – поэтические вечера, творческие гостиные, совместные праздники, конкурсы – выставки творческих работ и другие.

hello_html_60258322.jpg

Как показывает практика, применение этих форм организации сотрудничества детей, педагогов и родителей наиболее востребовано и для детей и для родителей.

Для детей - это возможность продемонстрировать навыки и умения, полученные на занятиях в детском саду, для педагогов - научить родителей взаимодействовать с детьми в творческой деятельности и настроить на диалог по воспитанию детей, а для родителей - наладить взаимопонимание и с педагогами и с детьми, выяснить и обратить внимание на возможные проблемы или нюансы в воспитании детей, а может быть и принять к сведению педагогические изюминки, используемые педагогами нашего учреждения.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

У педагогов и родителей одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.

Воспитание и развитие ребёнка невозможны без участия родителей! Чтобы родители стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится!

Читайте также: