Семинар практикум по изодеятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

2. Деловая игра

3. Назовите образовательную область, которая включает развитие продуктивной деятельности и детского творчества

Художественно-эстетическое развитие предполагает
развитие
предпосылок
ценностно-смыслового
восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных
представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной
литературы,
фольклора;
стимулирование
сопереживания
персонажам
художественных
произведений;
реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной,
конструктивно-модельной,
музыкальной и др.).

4. Назовите виды детской изобразительной деятельности

5. Назовите виды изобразительного искусства

6. Назовите основные цель и задачи обучения детей изобразительной деятельности

Цель: развитие творческих способностей детей.
Задачи:
воспитание умения правильно передавать свои
впечатления от окружающей действительности
в процессе изображения конкретных предметов
и явлений.
развитие умений изображения нескольких
предметов, объединенных общим содержанием.
развитие умения составлять узоры, учитывая
ритм, симметрию, цвет.
овладение техническими приемами работы с
различными материалами.

7. Содержание программы по изобразительной деятельности (Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина)

ЗУН,
необходимые для
изображения
предметов
• Передача
формы
• Передача
величины
предметов и их
частей
• Передача
строения
• Передача цвета
ЗУН,
необходимые для
изображения
связного
содержания
• Расположения
в пространстве
• Относительная
величина и
положение
предметов
ЗУН по
декоративной
деятельности
• Ритмическое
повторение
• Чередование
элементов
• Симметричное
расположение
• Ассиметричное
расположение
ЗУН по технике:
Рисования
Лепки
Аппликации
Конструиров
ания

8. Назовите основные принципы построения программы по изобразительной деятельности

Воспитывающий характер обучения
Доступность материала
Построение программного материала от
простого к сложному
Повторность материала

9. Назовите методы и приёмы обучения изобразительному искусству

10. Назовите наглядные методы и приёмы обучения изобразительной деятельности

Наблюдение
Использование натуры
Рассматривание
предметов
в
занятия, обследование
Использование образца
Использование картин
Показ воспитателем приёмов
способов действия
Анализ детских работ
начале
работы,

11. Назовите словесные методы и приёмы обучения изобразительной деятельности

Беседа в начале занятия
Использование образцов художественной
литературы
Указания и пояснения воспитателя в
процессе занятия
Рассказ, объяснение воспитателя

12. Приведите пример использования игровых приёмов обучения изобразительной деятельности

13. Выбор тех или иных методов и приёмов зависит:

От содержания и задач
От возраста детей и их развития
От вида изобразительных материалов
Рассказ, объяснение воспитателя

14. Назовите типы занятий по изобразительной деятельности

Занятия
на
тему,
предложенную
воспитателем (освоение нового програмного
материала, повторение пройденного)
Занятия на тему, выбранную каждым
ребёнком (по замыслу)

15. Назовите основные жанры живописи

16. Назовите основные виды скульптуры

17. Назовите основные виды скульптуры

18. Назовите ЗУН по технике лепки

В лепке следует развивать такие движения рук, которые
позволяли бы детям преобразовывать комок глины,
пластилина, получать поделки разнообразной формы.
Дети постепенно учатся отщипывать маленькие комочки
пластилина от большого, скатывать их прямыми
движениями (палочки, цилиндры и т. п.), кругообразными
(шарики, ягодки, мячи и т. д.).
Учатся приемам лепки: сплющивать комочки, вдавливать,
оттягивать мелкие части и детали изображения, лепить по
частям и из целого куска, использовать стеки.

19. Назовите ЗУН по технике аппликации

• Детей
младшего
возраста
учат
наклеивать
готовые
геометрические фигуры и изображения на бумагу. При этом
показывают приемы намазывания их клеем, наложения на
бумагу. Наклеиваемое изображение плотно прижимается
салфеткой.
• Начиная с 4—4,5 лет дети учатся правильно держать ножницы и
резать ими бумагу. В процессе работы участвуют обе руки: левая
держит и поворачивает листок бумаги, правая действует
ножницами.
• Воспитанники овладевают следующими приемами: резание
бумаги по прямой, наискось; закругление углов; вырезывание
округлых предметов, одинаковых изображений и частей из
бумаги, сложенной вдвое; силуэтное вырезывание на глаз и др.
Дошкольники должны создавать аппликации и предметные,
сюжетные и декоративные композиции.

Семинар может быть полезен воспитателям детского сада. Задачи: Познакомить педагогов с организацией работы с детьми с применением способов нетрадиционной изобразительной деятельности. Раскрыть значение инновационных технологий в изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность использования нетрадиционной техники рисования в детском саду. Повышение педагогической компетенции в формировании у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе необычной изобразительной техники. Развитие творческого воображения и умения работать в коллективе, снижение эмоционального напряжения.

ВложениеРазмер
seminar-praktikum.docx 29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Раскрыть значение инновационных техник и технологий в изодеятельности детей дошкольного возраста.

Задачи: Познакомить педагогов с организацией работы с детьми с применением способов нетрадиционной изобразительной деятельности. Раскрыть значение инновационных технологий в изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность использования нетрадиционной техники рисования в детском саду. Повышение педагогической компетенции в формировании у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе необычной изобразительной техники. Развитие творческого воображения и умения работать в коллективе, снижение эмоционального напряжения.

2.1.Дискуссия о значении использования нетрадиционных техник рисования, а также элементов ТРИЗ технологии и арттерапии в изодеятельности детей дошкольного возраста

3. Итоговая часть. Рефлексия.

1.Теоретическая часть. Инновационные техники и технологии в изодеятельности детей дошкольного возраста.

В изобразительном искусстве техникой принято называть совокупность специальных изобразительный умений, навыков, способов и приемов изображения, посредством которых отображаются предметы, объекты, явления окружающей действительности, создается художественный образ. Показатель владения техникой – способность ребенка варьировать материалы и инструменты для создания выразительного образа. Овладение техникой должно быть, с одной стороны, целенаправленным, т.е. дети должны иметь четкие представления о выразительных возможностях той или иной техники. С другой – обучение не следует превращать в систему инструкций и установок. Обучение художественным техникам предполагает наличие двух компонентов: целенаправленности и элемента спонтанности, творческой непредсказуемости.

Новые материалы, новые способы и представленные нетрадиционные виды техник интересно организуют творческий процесс, как в ходе образовательной деятельности, так и в работе по изобразительной деятельности в свободное время, совместно с родителями, в решении проблемных ситуаций, в ходе проектной деятельности. Так называемое творческое (художественное) экспериментирование и обследование возможностей материалов, техник можно осуществлять во второй половине дня, чтобы не ограничивать действия детей временными рамками.

В свободном экспериментировании с материалами дети обнаруживают ассоциативный образ и впоследствии приходят к пониманию того, что такую технику можно применять при создании определенных изобразительно-выразительных образов-типов (оперенья любой птицы, лепестков цветка, иголок у ежика и др.) и они намеренно будут использовать найденный изобразительный прием в создании образа, предложенного для выполнения педагогом или работая по собственному замыслу.

Одним из условий успешного выполнения задания является его интересное содержание (занимательный сюжет, игровое упражнение, сюрпризный момент), которое служит основой совместного эмоционального переживания. Разнообразные новые формы, необычное содержание занятий создают эмоциональный настрой на творческую деятельность.

Современные исследователи, педагоги (Н.Н. Гусарова, Г.Н. Давыдова, Н.В. Дубровская, И.А. Лыкова, М.И. Нагибина, А.А. Фатеева и другие) представляют свой взгляд на некоторые изобразительные техники, предлагают методы и приемы активизации детского творчества, тематику детских работ.
К изобразительным техникам и приемам они относят:
в рисовании: создание изображения гуашью, акварелью, масляными и акриловыми красками, цветными карандашами; печатание (коробками, штампиками); набрызг по трафарету; техники кляксографии, монотипии и т.п.

при лепке: использование наряду с глиной, соленым тестом и пластилином репейника, пищевой фольги, теплого воска и т.п.
при аппликации: сочетание материалов (бумаги, природных материалов, пластилина), использование пищевых продуктов (крупяных и макаронных изделий, шелухи, толченой яичной скорлупы и т.п.), окрашенного песка и других материалов.

Помимо нетрадиционных техник, можно определить перечень нетрадиционных инструментов, но этот список не конечный, а приблизительный: тычки разных размеров; тонкие веточки веника, прутики; поролон; печати, штампы; палочка от мороженого; ватные шарики, ватные палочки; зубная щетка; пульверизатор с краской; пипетка; ершики для бутылок; ластик, резинка; проволока; мыльные цветные пузыри;
тряпка; свеча; помада; целлофан; перья; пальцы, ладошки, ступни.
Большие возможности для развития фантазии дают творческие задания с элементами технологии ТРИЗ:

Также неоценимое значение имеет использование ИКТ. В процессе обучения изобразительной деятельности можно использовать интерактивную доску, что позволяет качественно, интересно и продуктивно предоставлять информацию детям, применять игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы.

Интерактивные и мультимедийные средства позволяют перейти от объяснительно- иллюстративного способа обучения к деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Результатами такой работы в данном направлении становятся: самостоятельность детей в изобразительной деятельности, активность, умение передавать свои чувства и впечатления при помощи различных средств выразительности, умение находить новые способы для художественного изображения.

Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект. Научившись выражать свои чувства на бумаге в рисовании и аппликации, в поделках, постройках, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего у него не получится. Теперь он уверен, что у него все получится и получится хорошо.

2.1.Дискуссия о значении использования нетрадиционных техник рисования, а также элементов ТРИЗ технологии и арттерапии в изодеятельности детей дошкольного возраста

Участникам семинара предлагаются карточки с хаотично расставленными точками, необходимо увидеть какой-либо образ и дорисовать его.

Упражнение помогает детям развивать воображение, ориентироваться на плоскости, учиться видеть образ и дорисовывать его. Развивает творческие способности детей.

Участникам предлагается карточки с нарисованными на них кляксами различных форм, размеров и цветов. Необходимо «превратить обычную кляксу в фантастическое, сказочное существо и рассказать о нём по плану: Как меня зовут, какой я, где я живу, что я умею делать.

Игра помогает дошкольникам раскрепоститься, развивает воображение и творческое мышление, связную речь, умение соединять различные свойства и качества предметов.

Трём участникам предлагается прослушать музыкальное произведение и нарисовать его.

Остальные участники должны определить, какое произведение нарисовал каждый из участников, объяснить почему они так думают.

Такие задания помогают ребёнку передать на бумаге состояние своего внутреннего мира, развивать творческие способности, более глубокое восприятие музыки и изобразительной деятельности.

Участникам предлагается представить, что они являются частью волшебного леса, кем они будут. (деревья, цветы, животные и т.д.) Представить, какие они и нарисовать себя в любом месте большого ватмана. Рассказать о себе. Все вместе они нарисуют волшебный лес.

Этот приём позволяет ребёнку лучше прочувствовать состояние каких-то живых объектов, что в свою очередь влияет на качество передачи образов при рисовании. В таких рисунках часто можно увидеть индивидуальные черты характера ребёнка.

3. Итоговая часть. Рефлексия.

Сегодняшний семинар помог мне убедиться …

Выполнять задание мне помогало…

В ходе семинара мне было…

Я оцениваю семинар…

1. Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2000.
2. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1998.

3.Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству.- СПб, 2002

4. Казакова Т.Г. Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одаренности: Монография. 2-е изд. М., 2004.
5. Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно- методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

6.Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М., 1996.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Семинар-практикум "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Материал содержит цель, задачи и план проведения семинара-практикума, а также краткое описание нетрадиционных техник рисования для дошкольников.


Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме.

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Дети очень часто стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, вз.



Семинар-практикум "Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности"

Воспитатель создаёт развивающую среду, в которой ребёнок себя реализует, т.е. начинает действовать. Использование д.м.и. в самостоятельной деятельности даёт возможность ребёнку для самовыражения, проя.

В разработке семинара-практикума для воспитателей детского сада по теме "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий" раскрыта работа с дидактическими п.

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни. И, поскольку развитие современного общества носит динамический характер, постольку ключево.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ:

Подготовил: старший воспитатель Золотых О.В.

Форма проведения: семинар-практикум

Актуальность семинара-практикума заключается в том, что согласно ГОС ДО, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру. Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Изобразительная деятельность – одно из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как она связана с самостоятельной, практической и творческой деятельностью детей.

Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.

Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес. Для этого необходимо активизация творческих способностей педагогов, расширение знаний о методах и приемах работы с детьми по развитию творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности.

Цель: обогащать и систематизировать знания педагогов по художественно-эстетическому развитию.

1. Повышение компетентности педагогов в вопросах развития творчества детей средствами изобразительной деятельности.

2. Формирование практических умений педагогов в теории и методике обучения рисования в разных возрастных группах дошкольного учреждения.

3. Совершенствование знаний педагогов по применению арт-технологий и техники оригами в работе с детьми.

Методическое обеспечение:

- Оформление выставки методической литературы по художественно-эстетическому развитию.

- Оформление выставки детских рисунков.

- Изготовление буклетов, памяток.

- Подготовка необходимого материала для практической части семинара.

План семинара-практикума:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

2.1 Методика обучения рисованию в разных возрастных группах детского сада:

3. Итоговая часть. Рефлексия.

Ход семинара-практикума

1.Теоретическая часть.

2. Практическая часть. Методика обучения рисованию в разных возрастных группах детского сада.

Рисование интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает детей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.

Постоянно направляя детское внимание на выразительность изображаемых событий, людей, животных, птиц, предметов, богатство характерных деталей, цветовую гамму, пластичность форм, особенностей композиции, педагог постепенно от занятия к занятию подводит детей к умению элементарно оценивать и обобщать воспринятое. Так расширяется кругозор у детей, накапливается опыт, вызывая чувство радости и удовлетворения.

Педагоги демонстрируют Методику обучения рисованию в разных возрастных группах дошкольного учреждения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимо применений игр и игровых приёмов на занятиях изодеятельностью с малышами от 3 до 6 лет.

Семинар для воспитателей на тему:

Игры и игровые приёмы в обучении изобразительной деятельности дошкольников

Необходимо применений игр и игровых приёмов на занятиях изодеятельностью с малышами от 3 до 6 лет. Вот наиболее интересные из них.

1.Игры для адаптации и знакомства.

Педагог говорит слова приветствия и показывает движения. Дети повторяют движения за ним.

-Здравствуйте, ручки! Хлопаем в ладоши

-Здравствуйте, плечики! Поднимаем и опускаем плечи

- Здравствуйте, локоточки! Руки согнуты в локтях, отводим локти в стороны.

-Здравствуйте, коленки! Хлопаем ладошками по коленкам.

-Здравствуйте, глазки! Мигаем глазами.

Игры с мячом (для малышей лучше использовать не резиновый мяч, а мяч - мягкую игрушку)

Дети встают в шеренгу. Первый называет своё имя и передаёт мяч следующему. Второй игрок называет имя первого и своё, передает мяч дальше. Третий должен назвать имена первого и второго, затем своё и т. д.

В ходе игры, передавая мяч по кругу, дети могут спросить у своего соседа то, что их интересует. Например, – Как тебя зовут? – Какая твоя любимая игрушка? – Есть у тебя брат или сестра?

Дети закрывают глаза, педагог в это время прячет мягкую игрушку Щенка. Затем дети открывают глаза, а педагог предлагает желающему ребёнку найти Щенка в группе. В ходе этой игры дети осваивают пространство комнаты, в котором им предстоит заниматься.

Все эти игры проводятся в период адаптации детей к новому месту. Игры делают период адаптации более легким, интересным, создают атмосферу доброжелательности и доверия между детьми, воспитателями и родителями.

2.Игры для знакомства с изобразительными средствами и материалами.

В гости на занятие приходит Королева- Кисточка (большая кисть, красиво украшенная). Она приводит с собой подружек - Девочек- Кисточек, раздаёт их каждому ребёнку. Затем Королева- Кисточка рассказывает, как с ней нужно обращаться:

- Кисточка любит чистоту, любит купаться (промываем кисточки в стакане)

-Кисточка любит бережное обращение, она очень нежная (несколько раз проводим кистью по тыльной стороне ладони)

- А больше всего на свете Кисточка любит рисовать.

После того, как педагог расскажет все правила, он просит нескольких детей их повторить.

Эта игра поможет закрепить умение промывать кисть каждый раз перед использованием новой краски.

Упражнение повторяется несколько раз, последовательно, в итоге вся вода в стаканчиках становится разноцветной. Кисть должна остаться чистой.

Желательно этот предмет правильно назвать. Другой вариант этой игры- с использованием загадок о принадлежностях для рисования.

Заскучали без водицы (краски).

- Если ей работу дашь

Зря трудился карандаш (стирательная резинка).

- Нарисую, что хочу.

Только носик подточу (карандаш).

- Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

Довольно водит по страничке (кисть).

Проводится для закрепления знаний основных цветов спектра. Каждый ребёнок получает 7 лепестков цветика - семицветика (из цветного картона). Задача игры - правильно сложить волшебный цветок, чтобы лепестки располагались в той же последовательности, что и в радуге (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

Получение знаний о смешивании цветов. Педагог говорит детям, что краски наши не простые, они волшебные. Сегодня мы сами это увидим.

Педагог предлагает детям изобразить жёлтое цветовое пятно и добавить в него несколько капель красной краски. Наблюдают, что в итоге получается оранжевый цвет.

Аналогично проводится смешивание желтой и синей краски для получения зелёного цвета, красной и синей для получения фиолетового цвета.

Используется для знакомства со свойствами пластилина, а так же как разминка на каждом занятии лепкой. Каждый ребёнок получает кусочек пластилина, выбирая тот цвет, какой нравится. Педагог рассказывает, что внутри каждого кусочка кто-то прячется. А чтобы узнать кто, пластилин нужно согреть и размять.

Закрепление знаний о видах бумаги. Педагог просит детей закрыть глаза. На ладошку кладётся кусочек бумаги. Педагог просит ребёнка не открывая глаз, наощупь, определить, какая это бумага (картон, бархатная, газетная, гофрированная и т.д.)

Эти виды игр помогаю детям запомнить правила работы с различными изобразительными средствами. В игре это проходит ненавязчиво, быстро и весело.

3.Игровые упражнения для снятия психофизической напряженности.

Упражнения для расслабления глаз.

Упражнения для верхних конечностей.

Упражнения для шейного отдела позвоночника.

Упражнения для пояснично- крестцового отдела позвоночника.

Эти упражнения необходимы, т.к. занятия в нашей школе развития проходят в вечернее время, дети быстро утомляются. Чтобы этого избежать и проводятся физкультминутки, 2- 3 за занятие продолжительностью 25 минут. Дети быстро их запоминают, старшие воспитанники (5- 6 лет) могут проводить и самостоятельно, по очереди заменяя педагога.

4.Игры для изучения свойств предметов (форма, величина и цвет).

Игры с мячом

Более сложный вариант - выбрать изображения, заданные по нескольким признакам, например, круглый синий, или квадратный красный. Игры-лото имеют много различных вариантов. Их выбор зависит от возраста и уровня обученности воспитанников.

Игры-конструкторы.

Каждый ребёнок получает раздаточный материал (наборы пластиковых геометрических фигур разного цвета). Педагог предлагает каждому составить из них изображение какого- либо предмета (домик, кошка, ракета, машинка). Задача ребенка - правильно назвать все геометрические фигуры, которые он использовал в своём изображении. Игры- конструкторы, как и игры – лото, очень разнообразны и имеют много вариантов применения.

5.Игры- вернисажи.

На доске размещаются несколько репродукций, выполненных в различных жанрах. Задача игры - показать все пейзажи (портреты, натюрморты).

6.Обыгрывание результатов изобразительной деятельности.

Очень важным моментом занятия является подведение итогов и мониторинг. Для этого тоже подходит использование игровых приёмов. Один из них - обыгрывание результатов своей деятельности.

Например, слепили с малышами Улитку. Педагог предлагает: - Давайте придумаем, как её зовут. - Моя улитка - Уля, а твоя? - Моя Улитка пошла в гости к подруге, а твоя куда? - Покажи, как быстро умеет ползать твоя Улитка, а медленно умеет? - Тебе нравится твоя Улитка?

Серия подобных вопросов с ответами малышей дают педагогу представление о том, довольны ли воспитанники результатами своего труда и занятием в целом.

7.Использование игровых персонажей.

К этим игрушкам существует ряд требований:

- Игрушка должна соответствовать возрасту детей.

- Игрушка должна быть привлекательной.

- Игрушка должна быть выполнена из экологически безопасного материала.

- Игрушка должна иметь дидактическую ценность.

- Игрушка должна иметь связь с культурными традициями народа

- Игрушка не должна провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать

- Игровых персонажей не должно быть много.

Так для трёхлеток достаточно применение 3- 4 игровых персонажей

в течение учебного года, для детей постарше- 5-6.

Читайте также: