Семинар практикум фольклор в доу

Обновлено: 05.07.2024

Цель: расширение знаний педагогов ДОУ по использованию эффективных педагогических средств при ознакомлении детей с народным творчеством.

• Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество;

• Формирование у педагогов понимания значимости использования устного народного творчества в воспитании детей.

План семинара.

3. Мозговой штурм (игровые тематические задания) – музыкальный руководитель Крепс И.И.

Ход семинара – практикума

Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное значение.

Что такое фольклор? Вместо слов устное народное творчество часто говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание.

Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего особого видения мира. Поэтому нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, до умения рассказывать детям сказки и предания своего народа.

В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют " живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности в любой среде, в первую очередь зависит от уровня сформированности коммуникативных умений. Коммуникативное развитие ребёнка наиболее интенсивно происходит в дошкольном детстве и зависит от опыта общения со взрослыми и сверстниками. Устное народное творчество - одно из наиболее подходящих средств формирования коммуникативных умений дошкольников, так как в нём заложены классические языковые нормы, образцы русской речи.

Вспомним виды фольклорного творчества.

Колыбельные песни - песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.

Потешки - короткие стишки, предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями. Наиболее популярные сюжеты потешек: “Ладушки” (в такт стихам хлопают детскими ладошками, при заключительных словах ручки разводят и кладут на голову:“Полетели, на головку сели!”); “Сорока” (игра пальцами ребенка имитирует варку каши и раздачи ее детям); “Идет коза рогатая” (жесты взрослого изображают встречу с козой).

ласкательные слова, детские словообразования).

· Включить Диск с потешками

Пестушки - (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

А в ручки фатюнюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ!

Считалки — вид русского игрового фольклора: рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей.

Сказки. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу.

Скороговорка. Веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз.

3. Мозговой штурм(за правильный ответ очко – сушка)

Викторинапо малым фольклорным жанрам.

1.Образное, краткое изречение, легко определяющее какое-либо явление (поговорка).

2. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом моралью (басня).

3. Устное народное творчество, песня-сказание, основанные на реальных событиях (былина).

4. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование, фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка).

5. Короткий, весёлый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот).

6. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня).

7. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка).

8. Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл(пословица),

9. Краткая, из двух или трёх строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающая приплясом (частушка).

10.Устное народное творчество, народная мудрость (фольклор),

4. Задание - Мы знаем педагогические методы, которые делятся на группы (мольберт:

Нужно распределить приемы и методы по основным методическим группам:

Словесные методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре (чтение, рассказывание сказок, потешек, художественное слово: загадки, пословицы, поговорки, приметы)

Наглядные методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре (рассматривание иллюстраций и картин о прошлом, просмотр видео, мультипликационных фильмов, кинофильмов, сказок и эпизодов исторических кинофильмов)

Практические методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре (рисование элементов народных художественных промыслов, лепка народных игрушек, аппликация жанровых сценок - макетирование).

5. Задание - Далее педагоги делятся на 2 команды(по бейджикам) и выполняют задание.

Кто вперед соберет пословицу (6 воздушных шарика, в них находятся карточки пословиц, разрезанные на слоги, составить пословицу по карточкам, которые разрезаны на слоги.В каждом шарике по пословице)

- Ле ниться да гулятьдобра не ви дать

- Вол ков боя ться в лес не хо дить

- Жар кос тей не ломит

- Без тру да не вы та щишь и рыб ку из пру да

- Ши ло в меш ке не ута ишь

- Че ло век без друзей что де ре во без кор ней

Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)

Главная роль в народной игре? (водящий)

Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)

Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)

Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)

Назовите игрушки наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)

Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

Игры могли быть:

· целовальные. Как правило, в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);

· обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);

• Познакомиться с понятием ФОЛЬКЛОР.

• Научиться различать жанры детского фольклора.

1 теоретическая часть

Что такое фольклор? Вместо слов устное народное творчество часто говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. Понимают этот термин по-разному: иногда за ним подразумевают любое народное искусство - танцы, музыку, резьбу по дереву и даже верования.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название "народно-поэтическое творчество" указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы. 1

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография)2. Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народознания3.

Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация.

Предпосылки возникновения фольклора появились в первобытно-общинном строе с началом формирования искусства. Древнему искусству слова была присуща утилитарность – стремление практически влиять на природу и людские дела.

Фольклорные произведения анонимны. Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В. Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения : там нет "знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней – и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ".4

Безусловно прав академик Д. С. Лихачев, который отмечал, что автора в фольклорном произведении нет не только потому, что сведения о нем, если он и был, утрачены, но и потому, что он выпадает из самой поэтики фольклора; он не нужен с точки зрения структуры произведения. В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры.

Традиционная преемственность охватывает большие исторические промежутки – целые столетия. По словам академика А. А. Потебни, фольклор возникает "из памятных источников, т. е. передается по памяти из уст в уста насколько хватает памяти, но непременно прошедший сквозь значительный слой народного понимания"5. Каждый носитель фольклора творит в границах общепринятой традиции, опираясь на предшественников, повторяя, изменяя, дополняя текст произведения. В литературе присутствуют писатель и читатель, а в фольклоре – исполнитель и слушатель. "На произведениях фольклора всегда лежит печать времени и той среды, в которой они длительное время жили, или “бытовали”. По этим причинам фольклор и называют народным массовым творчеством. У него нет индивидуальных авторов, хотя есть много талантливых исполнителей и творцов, в совершенстве владеющих общепринятыми традиционными приемами сказывания и пения. Фольклор непосредственно народен по содержанию – т. е. по мыслям и чувствам, в нем выраженным. Фольклор народен и по стилю – т. е. по форме передачи содержания. Фольклор народен по происхождению, по всем приметам и свойствам традиционного образного содержания и традиционным стилевым формам".6 В этом состоит коллективная природа фольклора. Традиционность – важнейшее и основное специфическое свойство фольклора.

Всякое фольклорное произведение бытует в большом количестве вариантов. Вариант (лат. variantis – меняющийся) – каждое новое исполнение фольклорного произведения. Устные произведения имели подвижную вариативную природу.

Характерной особенностью фольклорного произведения является импровизация. Она непосредственно связана с вариативностью текста. Импровизация (ит. improvvisazione – непредвиденно, внезапно) – создание фольклорного произведения или его частей непосредственно в процессе исполнения. Данная особенность в большей степени характерна для причитаний и плачей. Однако импровизация не противоречила традиции и находилась в определенных художественных рамках.

Учитывая все эти признаки фольклорного произведения, приведем предельно краткое определение фольклора, данное В. П. Аникиным: "фольклор – это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни".7

Фольклор, как и литература, – искусство слова. Это дает основание использовать литературоведческие термины: эпос, лирика, драма. Их принято называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Жанр – тип художественной формы (сказка, песня, пословица и т. д.). Это более узкая группа произведений, чем род. Таким образом, под родом подразумевается способ изображения действительности, под жанром – тип художественной формы. Новые жанровые формы в фольклоре возникают не в результате творческой деятельности отдельных лиц, как в литературе, а должны быть поддержаны всей массой участников коллективного творческого процесса. Поэтому их смена не происходит без необходимых исторических оснований. В то же время жанры в фольклоре не неизменны. Они возникают, развиваются и отмирают, заменяются другими. Так, например, былины возникают в Древней Руси, развиваются в средние века, а в XIX веке постепенно забываются и отмирают. С изменением условий бытования разрушаются и предаются забвению жанры. Но это не свидетельствует об упадке народного искусства. Изменения в жанровом составе фольклора – естественное следствие процесса развития художественного коллективного творчества.

Каково соотношение между действительностью и ее отображением в фольклоре? Фольклор сочетает прямое отражение жизни с условным. "Здесь нет обязательного отражения жизни в форме самой жизни, допускается условность".8 Ему свойственны ассоциативность, мышление по аналогии, символичность.

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения

Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры - забавы с маленькими детьми ("Сорока", "Ладушки", "Коза" и другие, потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, повторять его действие. Повторяя вместе со взрослым стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.

Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями - играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт.

Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.

Малую форму фольклора можно обыграть разными способами. При этом можно использовать театр (пальчиковый, маски и т. д.). Так же могут быть использованы разные игрушки. Играя в театр и игрушки, дети быстро представляют и запоминают сказки, потешки и т. д. Надевая костюм, ребенок представляет себя тем или иным персонажем.

Потешки— короткие стишки (реже песенки, предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потешек, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение потешек — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние. Наиболее популярные сюжеты потешек: "Ладушки" (в такт стихам хлопают детскими ладошками, при заключительных словах ручки разводят и кладут на голову: "Полетели, на головку сели!"); "Сорока" (игра пальцами ребенка имитирует варку каши и раздачи ее детям); "Идет коза рогатая" (жесты взрослого изображают встречу с козой). Потешки — замечательное изобретение народной педагогики и народного поэтического творчества, основанное на глубоком проникновении в психологию раннего детства.

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)

(загибают пальчики)

А этому не дала:

— Зачем дров не пилил?

— Зачем воду не носил?

Колыбельные песни— песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.

Преобладающие темы — убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем убаюкиваемого ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, могущие заинтересовать и позабавить ребенка, если бы только он понимал слова песни. Это как бы приспособление к интересам ребенка; эта стилизация под детскость, между прочим, очень отчетливо сказывается и в языке (уменьшительные, ласкательные слова, детские словообразования).

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

А в ручки фатюнюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ!

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,

В стороны глядела,

Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

целовальные. Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);

обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья ( характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);

Пример целовальной игры:

Селезень утку загонял,

Молодой серу загонял,

Пойди, Утица, домой,

Пойди, Серая, домой,

Утя семеро детей,

А восьмой Селезень,

Поцелуй разок меня!

Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Ехал грека через реку.

Видит грека: в реке рак,

Сунул грека руку в реку -

Рак за руку грека — цап!

• Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

• От топота копыт пыль по полю летит.

Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм

• "Не беда, что в ржи лебеда, а беды, как не ржи, ни лебеды"

• "Люби жену, как душу, тряси ее, как грушу"

• "В чужих руках ломоть велик кажется, а как нам достанется, так и мал покажется. "

• "На правду, что на солнце - во все глаза не взглянешь"

• "На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся",

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:

Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Он на сивой на телеге, На скрипучем на коне, Топорищем подпоясан, Ремень за пояс заткнут, Сапоги нараспашку, На босу ногу зипун.

Поговорками называются выражения, употребляемые в разговоре, чаще всего, в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность. "Поговорка, - говорит народ, - цветочек, пословица - ягодка". Поговорки называются также "присловьями" и "присказками". Примеры

• "Как две капли воды",

• "Ни дать, ни взять",

• "Как снег на голову",

• "На помине легок",

• "Не по дням, а по часам растет",

• "Ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать",

• "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается".

Приговорки - общение с природой один на один. Приговорки'' обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Приговорка, построенная по принципу просьбы- пожелания, самим словесным строем настраивает ребёнка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде. Для каждого растения своё определение, ласковое слово:

горох крупен и бел,

бобы велики и круты.

Приговорки'' во время игр- это своеобразные просьбы к природе в доброй помощи. Они обращены к ветру, ручью.

Многие нелепицы начинаются с указания на чудо, а затем следует перечисление озорных и диковинных отклонений от общепризнанных и существующих норм:

Курочка бычка родила,

Поросёночек яичко снёс,

Частушка - фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие, юмористического содержания, передаваемая обычно устно.

Фольклорная сказка включает несколько жанров:

• Волшебные сказки. (В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.)

• Новеллистические (бытовые) сказки. (Новеллистическая сказка (или, социально-бытовая) имеет одинаковую с волшебной сказкой композицию, но качественно отличающаяся от неё. Сказка данного жанра прочно связана с реальностью, здесь существует лишь один, земной мир и реалистично передаются особенности быта, а главный персонаж — трикстер, обычный человек из народной среды, борющийся за справедливость с властями предержащими и добивающийся своего с помощью смекалки, ловкости и хитрости.)

• Небылицы. (Небылицы — это сказки, построенные на абсурде. Они небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины, былички, былины.)

2 практическая часть

Цель: Формирование у педагогов целостного представления о русском народном фольклоре, его формах, методах работы с детьми раннего воз

раста с использованием малых форм фольклора.

Правила игры: игра состоит из двух частей – синий и красный геймы. В каждом гейме по 20 вопросов, по 5 в каждой теме. В синем гейме вопросы более простые, они подразделяются по темам:

Каждая тема – по 5 вопросов. За правильные ответы- фишка.

В красном гейме предлагаются вопросы по темам:

Каждый участник борется за себя. Победит тот, кто наберет наибольшее количество баллов.

В завершении синего и красного геймов участникам предлагается один вопрос, на который они могут поставить все набранные баллы. Вступительная часть. Фольклор всегда считается элементом народной педагогики, накапливаем опыт воспитания детей целых поколений. Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений.

Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста позволяет педагогам установить прочную связь с ребенком, помогает принять ребенку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

1 вопрос – Как называются песни, которыми убаюкивают малышей?

Ответ: (колыбельные)

2 вопрос – На каком литературном приеме построены колыбельные песни?

Ответ: (повторы)

3 вопрос – Какая форма народного фольклора направлена только на физическое развитие ребенка?

Ответ: (пестушки)

4 вопрос – Как называется смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок?

Ответ: (прибаутка)

5 вопрос – На какую особенность мышления детей рассчитаны колыбельные песенки?

Ответ: (конкретно образное мышление)

Фольклор как народная художественная педагогика начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек и потешек. С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывается с помощью пестушек не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки. Пестушки, колыбельные песенки вводят его в мир, настраивая на определенный музыкально-поэтический лад, как бы успокаивая.

1 вопрос – Как называют стихотворные обращения детей к различным явлениям природы?

Ответ: (заклички)

2 вопрос – Как называют стихотворные обращения детей к животным?

Ответ: (приговорки)

Ответ: (дразнилки)

4 вопрос – Как называются детские устные рассказы, условно-реалистической или фантастической направленности?

Ответ: (страшилки)

Ответ: (Л. С. Выготскому)

Бытовой фольклор в простой и доступной для детей форме знакомит их с явлениями окружающей жизни, помогает осознать видимые для взрослых закономерности природы, человеческих взаимоотношений.

1 вопрос – Назовите форму потешного фольклора :

По семеро в сани.

Летят три пичужки

Ответ: (скороговорки)

2 вопрос – Какой детский писатель рассматривал перевертыши как собственное творчество детей?

Ответ: (К. И. Чуковский)

3 вопрос – Как еще называют перевертыши?

Ответ: (скоморошины)

Отчет. Семинар — практикум для воспитателей ДОУ

Отчет. Семинар — практикум для воспитателей ДОУ Семинар - практикум "Артикуляционная гимнастика в детском саду" 3 октября 2017 года для педагогов ДОУ, учителем – логопедом Филатовой Т. С. ,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей

ПДО Белоусова Т.В

п. Дубинино 2019 г.

Задачи:

1. Актуализация роли развивающей речевой среды.

2. Развитие речи детей в различных видах деятельности с использованием фольклора.

3. Формирование у педагогов понимания значимости использования устного народного творчества в воспитании детей

План:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть .

3. Рефлексия

4. Музыкальная пауза

Задачи речевого развития детей старшей группы:

- развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

-обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.

- развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.

- обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

- развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.

- воспитывать интерес к письменным формам речи.

- поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

- развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности).

- способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

Задачи речевого развития детей подготовительной группы:

- поддерживать проявление субъективной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

- развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.

- поддерживать использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.

- развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.

- воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.

- развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.

- развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь.

- обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), многообразии жанров.

Развитие речи происходит через чтение художественной литературы. Задачи образовательной деятельности:

- расширять опыт слушания литературных произведений за счет разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, заклички, небылицы, сказки о животных и волшебные), литературной прозы (сказка, рассказ) и поэзии (стихи, авторские загадки, веселые детские сказки в стихах).

- углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.

- развивать умения воспринимать текст: понимать основное содержание, устанавливать временные и простые причинные связи, называть главные характеристики героев, не сложные мотивы их поступков, оценивать их с позиций этических норм, сочувствовать и сопереживать героям произведений, осознавать значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, общего настроения произведения или его фрагмента.

- способствовать освоению художественно – речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы (в том числе по частям, по ролям), выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки (и их фрагменты), придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста.

- поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре – драматизации.

Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В то же время, освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для ее осуществления. Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленной на развитие читательских интересов детей, развитие способностей восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного.

Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.

Одним из важных принципов является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитании дошкольников, при этом предоставляет родителям возможность высказывать свою точку зрения.

Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, поможет родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.

Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, потешки, пестушки. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:

- развивают артикуляционный аппарат,

- дают образцы для составления описательных рассказов.

Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их.

2. Практическая часть.

Цель: Формирование у педагогов целостного представления о русском народном фольклоре, его формах, методах работы с детьми с использованием малых форм фольклора.

Правила игры : игра состоит из разминки и четырех основных конкурсов. В каждом конкурсе по 16 вопросов, по 4 в каждой теме. В разминке вопросы более простые, они подразделяются по темам:

Каждая тема – по 4вопроса. За правильные ответы присуждаются баллы от 10 до 40 (первый правильный ответ 10, второй 20 и т. д.) . За неправильные ответы баллы минусуются. В остальных конкурсах предлагаются вопросы по темам:

За правильные ответы присуждаются баллы от 10 до 40, соответственно вычитаются за неправильные.

В игре принимают участие две команды. Победившей считается та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

Разминка

1 вопрос – Как называются песни, которыми убаюкивают малышей?

Ответ: (колыбельные) – 10 баллов

2 вопрос – Какая форма народного фольклора направлена только на физическое развитие ребенка?

Ответ: (пестушки) – 20 баллов

3 вопрос – Как называется смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок?

Ответ: (прибаутка) – 30 баллов

4 вопрос – На какую особенность мышления детей рассчитаны колыбельные песенки?

Ответ: (конкретно образное мышление) – 40 баллов

Вывод:

Фольклор как народная художественная педагогика начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек и потешек. С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывается с помощью пестушек не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки. Пестушки, колыбельные песенки вводят его в мир, настраивая на определенный музыкально-поэтический лад, как бы успокаивая.

1 вопрос – Как называют стихотворные обращения детей к различным явлениям природы?

Ответ: (заклички) – 10 баллов

2 вопрос – Как называют стихотворные обращения детей к животным?

Ответ: (приговорки) – 20 баллов

Ответ: (дразнилки) – 30 баллов

Ответ: (Л. С. Выготскому) – 40 баллов

Вывод:

Бытовой фольклор в простой и доступной для детей форме знакомит их с явлениями окружающей жизни, помогает осознать видимые для взрослых закономерности природы, человеческих взаимоотношений.

1 вопрос – Назовите форму потешного фольклора:

У Ивашки - рубашка,

у рубашки - кармашки,

Кармашки - у рубашки,

рубашка - у Ивашков.

Ответ: (скороговорки) – 10 баллов

2 вопрос – Какой детский писатель рассматривал перевертыши как собственное творчество детей?

Ответ: (К. И. Чуковский) – 20 баллов

3 вопрос – Как еще называют перевертыши?

Ответ: (скоморошины) – 30 баллов

Ответ: (загадки) – 40 баллов

Вывод:

Потешный фольклор очень тонко, интересно пробуждает в ребенке желание узнать больше и глубже об окружающих предметах, учит понимать переносное, скрытое значение некоторых слов и выражений.

Ответ: (хороводные) – 10 баллов

2 вопрос – Как называются короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения, ведущего или распределения ролей в игре?

Ответ: (считалки) – 20 баллов

3 вопрос – С чем связаны хороводные игры на Руси?

Ответ: (с народными обрядами) – 30 баллов

4 вопрос – Наличие чего обязательно в детских народных играх?

Ответ: (правил) – 40 баллов

Вывод:

Игра – ведущая деятельность ребенка. Народная педагогика предусмотрела все закономерности игровой деятельности: правила, состав участников, роли и т. д. Дети не только играют, но и учатся человеческим взаимоотношениям. Причем усваивают их легко и с интересом

Конкурсы

1 вопрос – Кому из зверей народной речи дают следующие названия: лесник, ломака, ломыка, костоправ.

Ответ: (медведь) – 10 баллов

2 вопрос – Кто это: зловещая ведьма, похитительница детей, повелительница гусей-лебедей и разных лесных тварей?

Ответ: (баба-яга) – 20 баллов

3 вопрос – Вариантов сказки с этой героиней очень много у разных народов, но неизменно в них плачут баба и дед. Кто эта героиня?

Ответ: (курочка-ряба) – 30 баллов

4 вопрос – Из какой сказки следующие герои: комар-пискун, слепень-жигун, муха-горюха?

Ответ: (терем-теремок) – 40 баллов

Вывод:

Великое множество героев русского фольклора, но дети с раннего детства знают их по сказкам, знакомятся с их характеристиками и особенностями. Именно сказки порождают в детях положительное или отрицательное отношение к чертам человеческого характера и поведения.

Ответ: (при купании) – 10 баллов

2 вопрос – Какая форма фольклора учит ребенка диалогической речи?

Ответ: (прибаутка) – 20 баллов

3 вопрос – В каких играх и занятиях эффективно использование закличек?

Ответ: (ознакомление с природой, с животными) – 30 баллов

4 вопрос – В каких режимных моментах можно использовать малые формы фольклора, начиная с рождения?

Ответ: (в режимные моменты – одевание, кормление, купание, укладывание спать) – 40баллов

Вывод:

Использование народного фольклора в различных формах и методах воспитания детей значительно облегчает работу педагогов в проблеме разностороннего развития ребенка.

1 вопрос – В какой сказке чрезмерное любопытство героя было причиной его постоянного выкрадывания?

Ответ: (петушок-золотой гребешок) – 10 баллов

2 вопрос – В какой сказке поведение матери по отношению к своим детям можно назвать безответственным?

Ответ: (волк и семеро козлят) – 20 баллов

Ответ: (лиса, почти 70 сказочных сюжетов) – 30 баллов

4 вопрос – Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям.

Вывод: п онять тонкости человеческих взаимоотношений не всегда просто даже взрослым. Но для детей есть сказки, в которых добро всегда побеждает зло, и отличить одно от другого помогают детям сказочные герои.

1 вопрос – В произведении, какого поэта есть строки:

«Раз в крещенский вечерок

За ворота башмачок,

Сняв с ноги бросали …

Ответ: (Михаил Пришвин) – 20 баллов

3 вопрос – О каком чуде природы рассказал в своей известной сказке русский писатель Аксаков?

Ответ: (об аленьком цветочке) – 30 баллов

Ответ: (Владимир Даль) – 40 баллов

Вывод:

Фольклор – связующая нить веков, которую умело использовали в своем творчестве русские писатели. Этим они подчеркивали неразрывность связи народного художественного слова и авторской поэзии.

Заключительная часть .

Фольклор всегда считается элементом народной педагогики, накапливает опыт воспитания детей целых поколений. Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений.

Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста позволяет педагогам установить прочную связь с ребенком, помогает принять ребенку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

6. Рефлексия

В зал входят Баба Яга и Василиса Премудрая с корзинами в руках. Участникам предлагается угостить яблоком, на котором написано мнение о семинаре – практикуме, если понравилось – Василису, если не понравилось – Бабу Ягу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен для руководителей творческих и проектных групп. Можно провести как отдельное мероприятие так и в рамках педагогического совета.

Муз. руководитель: Валевская О.А.

“Как нет человека без самолюбия,

так нет человека без любви к отечеству,

и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…”

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, до умения рассказывать детям сказки и предания своего народа. Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей нашей с вами деятельности вижу обогащение детей знаниями о национальной культуре. А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи, то тема нашего семинара выбрана неслучайно: “Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре”.

Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.

3. Создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.

4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.

5. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

6. Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс через знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициям.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки – это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Устное народное творчество – это коллективное художественное творчество русского народа, которое веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Образовательный процесс организуется на основе основной образовательной программы “От рождения до школы” под редакцией А.Н. Вераксы ; руководствуюсь ФГОС дошкольного образования, на основе рекомендаций, изложенными в программе “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” (О.Л. Князева, М.Д. Маханева), которая наиболее полно раскрывает цели, задачи и методические приемы этнокультурного воспитания дошкольников. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе становится широкое знакомство детей с различными видами фольклорного творчества. Давайте вспомним виды фольклорного творчества.

Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, – что очень важно для физического развития, – одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка. В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей. (Примеры.)

В детском саду мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества, как потешки. Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить, учит движению. Потешки можно использовать во всех режимных процессах и во всех возрастных группах. В более старшем возрасте 4-6 лет используются потешки, как пальчиковые игры. (Примеры.)

Сказки. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность. Сказки используются во всех возрастных группах. Как отмечал В.А. Сухомлинский, “сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование”.

Считалки – это истории придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Чаще всего считалки используется при проведении подвижных игр на свежем воздухе. (Примеры.)

Пословицы и поговорки. В более, старшем возрасте 4-5 лет используем в своей работе пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы. Например …….

Народные загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность, память. (Примеры.)

Скороговорка, веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно – баловство, любимая игра в словотворчество. (Примеры. )

Ведущий: Давайте вспомним и назовем методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре.

– наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);

–словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок);

–игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).

– практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки – это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д. С. Лихачев, “мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний”. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Решая задачу воспитания у дошкольников патриотизма, интереса к прошлому нашего народа. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Поэтому нам, педагогам, необходимо продолжать знакомить дошкольников с русским народным фольклором, в системе планировать элементы народного фольклора в свободную и непосредственную образовательную деятельность.

Ведущий: – Как в любой игре, у нас есть правила. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде. За правильный ответ команда получает фишку.

– А сейчас хочу представить наше глубокоуважаемое жюри.

Ведущий: Команды готовы? Ну, тогда, пожалуй, начинаем.

У меня к вам есть вопрос,

Кто пословиц знает воз?

Конкурс пословиц.

Вот это и будет нашим первым конкурсом.

Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить. Слушаем внимательно. И так первая пословица для команды. (поочерёдно каждой команде)

1. Волков бояться – (в лес не ходить).

2. Всякое дело – (мастера боится).

3. Делу время – (потехе час).

4. За двумя зайцами погонишься – (ни одного не поймаешь).

5. Не хвались началом – (хвались концом).

6. У ленивого Федорки – (всегда отговорки).

7. Человек без друзей – (что дерево без корней).

8. Семь раз отмерь – (один раз отрежь).

9. Лениться да гулять – (добра не видать).

10. Без труда – (не вытащишь и рыбку из пруда).

1) ПОД ЛЕ ЖА ЧИЙ КА МЕ НЬ ВО ДА НЕ ТЕ ЧЁТ

2) КОН ЧИЛ ДЕ ЛО ГУ ЛЯЙ СМЕ ЛО

3) ЖАР КОС ТЕЙ НЕ ЛО МИТ

4) НЕ ВСЁ КО ТУ МАС ЛЕ НИ ЦА

5) ШИ ЛО В МЕШ КЕ НЕ УТА ИШЬ

6) НЕТ МИ ЛЕЕ ДРУЖ КА ЧЕМ РОД НАЯ МА ТУ ШКА

7) ДОБ РОЕ СЛО ВО И КОШ КЕ ПРИ ЯТ НО

Молодцы! Хорошо поработали.

Ведущий: В этом конкурсе мы проверим, как вы знаете сказки. Я буду поочередно задавать командам вопросы. И так первый вопрос.

1. Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)

2. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка(Лягушка).

3. Имя сестры Бабы – Яги, хозяйки болот (Кикимора).

4. Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).

5. От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).

6. Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).

7. Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).

8. В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).

9. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)

11. Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистую силу.)

12. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)

У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я вам говорю начало имени, а вы вспоминаете окончание.

• Василиса…. (Прекрасная или Премудрая)

• Финист… (Ясный сокол)

• Иван…. (Царевич или дурак)

Русские народные сказки. Каждой команде по очереди называть р.н. сказки в течение одной минуты. Выигрывает та команда, которая за отведенное время назовет большее количество сказок.

1. Образное, краткое изречение, легко определяющее какое-либо явление (поговорка),

2. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом моралью (басня).

3. Устное народное творчество, песня-сказание, основанные на реальных событиях (былина),

4.Основной вид устного народного творчества, художественное повествование, фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка),

5. Короткий, весёлый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот),

6.Устное народное творчество, народная мудрость (фольклор),

7. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня),

8. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка),

9. Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица),

10. Краткая, из двух или трёх строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающая приплясом (частушка).

Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах:

• светлица (светлая парадная комната в доме)

• горница (верхняя комната)

• косоворотка (рубаха с косым воротом)

Ведущий: Ну что ж, а сейчас жюри объявит нам результаты.

Жюри объявляет количество баллов каждой команды. Можно наградить участников призами или вручить благодарности и грамоты.

Список литературы:

Русский фольклор / Под ред. В. П. Аникина; – М.: Худ. Лит., 1985.

2. Т. М. Акимова, В. К. Архангельская, В. А. Бахтина/Русское народное поэтическое творчество (пособие к семинарским занятиям). – М.: Высш. Школа,1983.

Читайте также: