Семинар по жестокому обращению с детьми в доу

Обновлено: 04.07.2024

Цель: Повышение качества оказания психолого-педагогической помощи дошкольникам, оказавшимся в ситуации жёсткого обращения взрослых.

Задачи:

  • Познакомить педагогов со способами взаимодействия с детьми, выступая в одной из ролей ситуации жесткого обращения.
  • Расширение арсенала психолого-педагогических средств и методов общения и с ребёнком.
  • Формирование позитивного адекватного отношения к конфликтным ситуациям общения с ребёнком.
  • Расширение арсенала психолого-педагогических средств и методов регуляции эмоционального состояния педагогов.

Ожидаемые результатом семинара-практикума: формирование представлений о занимаемой роли в ситуации жесткого обращения с ребёнком. Выработка алгоритма действий педагога в конкретных ситуациях в зависимости от роли. Повышение уровня психолого-педагогической грамотности в сфере профилактики жестокого обращения с детьми.

Оборудование: столы, стулья, магнитная доска, бумага, маркеры, ручки, презентация, памятки.

Время: 1.5-2 часа.

Ход семинара

Вступление

Насилие по отношению к ребёнку – опасная как для него, так и для участников ситуация, независимо от занимаемой позиции участников. Последствия пережитого насилия сказывается на протяжении всей жизни ребёнка.

Одним из важнейших направлений работы дошкольного образовательного учреждения является организация взаимодействия с семьями воспитанников, в рамках этого направления, отдельной строкой выделяют - профилактику форм жестокого обращения с детьми.

В ситуации непосредственного взаимодействия с детьми воспитатель оказывается первым, кто может обнаружить признаки жесткого обращения с ребёнком. Сегодня, я предлагаю рассмотреть три позиции или даже роли, в которых может выступить педагог в общении с детьми.

Первая – это воспитатель-жертва, вторая, воспитатель - свидетель, третья, воспитатель-агрессор. Все три позиции имеют свои нюансы, особенности.Надеюсь, что наша встреча пройдет в активном режиме обмена опытом. Этот опыт послужит на будущее для выбора правильных решений и стратегий взаимодействия с детьми.

Выполните определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

- Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” похлопайте в ладоши.

- Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.

- Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.

- Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.

- Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.

- Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.

- Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.

Прежде чем мы приступим к разбору позиций, стоит сказать о самом главном – о последствиях жестокого обращения и насилия над детьми.

Актуальность данной темы, определяется последствиями жестокого обращения с детьми. В результате жестокого обращения с ребёнком происходят нарушения на всех уровнях функционирования личности.

Нарушения, которые являются следствием различных форм жесткого обращения, могут проявляться в настоящем и это отразится на характере общения ребёнка со сверстниками, особенностях поведения в различных ситуациях.

Однако наибольший вред принесут нарушения, которые отразятся на характере отношения ребёнка к миру социальных и личных отношений во взрослой жизни. Боль и страдания, причинённые в детстве, особым образом сказываются на выборе позиции в общении, на выборе средств и методов взаимодействия с миром.

Специалисты, занимающиеся вопросами профилактики жёсткого обращения с детьми, выделяют ближайшие и отдаленные последствия.
Специалисты отмечают, что у детей, которые хронически подвергаются жестокому обращению, формируются 2 крайности: страхи тревожность и агрессивность.

Мы рассмотрим три позиции, в которых может оказаться педагог в общении с ребёнком: жертва, свидетель, агрессор. Наша основная задача выработать алгоритм взаимодействия с ребёнком. Рассмотреть методы оказания психолого-педагогической помощи ребёнку.

Первая позиция, когда воспитатель выступает в роли жертвы. Казалось бы как такое возможно, взрослый, который является образцом и носителем норм, правил становится жертвой агрессивного поведения детей.

Встречались ли вам подобные ситуации?

1.1 Причины агрессивного поведения дошкольников

Ведущий: предлагаю обсудить: как может поступить педагог в подобной ситуации?

- Первый вариант: самый простой – ответить агрессией на агрессию.

Как вы думаете, почему так происходит?

Какой будет результат, изменит ли ребёнок свое поведение сейчас?

Какой вывод он сделает из ситуации?

Ведущий: Если воспитатель выбирает первый вариант, то ребёнок получает подтверждение своей модели поведения – любую проблему можно решить силой, если кричать, бить, ругать то можно получить то, что хочешь и самое главное это работает.

- Второй вариант: выступить в роли родителя – осудить, прочитать нотацию, запретить, ввести ограничения.

Причина – вполне понятна, воспитатель воспитывает, он должен объяснить как правильно себя вести, указать на нарушение, обозначить правила поведения и общения.

Всегда ли это работает?

Особенно с ребёнком, который привык вести себя агрессивно с взрослым?

Чему в данной ситуации учится ребёнок, что он чувствует?

Ведущий: Выбирая второй вариант, педагог с одной стороны реализует свою профессиональную функцию. Но здесь важно понимать: с помощью, каких средств и методов, и что в данной ситуации видит и понимает ребёнок. А видит он, что его воспитывают, говорят как правильно, в тоже время, его чувства и эмоции отходят на второй план.

- Третий вариант: постараться понять, принять, и помочь справится с собственной агрессией, так как это реакция ребёнка, модель поведения, которую необходимо менять.

Участники предлагают аргументированные ответы, возможно обсуждение.

С целью закрепления результатов обсуждения ведущий обращает внимание на схему №1 (приложение №2)

1.2 Методы и приемы оказания психолого-педагогической помощи агрессивному ребёнку

Ведущий: поговорим о способах помощи ребёнку, напомню, что мы рассматриваем данную ситуацию, с точки зрения профилактики жесткого обращения с детьми, и сам факт агрессии к вам со стороны ребёнка, может указывать, на то, что к ребёнку в семье применяется физическое или психологическое насилие. Сама проблема агрессивного поведения детей гораздо шире и требует отдельного рассмотрения.

Мы выбираем третью позицию, при которой воспитатель стремится понять и помочь ребёнку, изменить к себе его отношение.

Ведущий: на основе анализа литературы, я вам предлагаю следующие направления, оказания помощи ребёнку. Схема №2 (приложение №3)

1 Дневник наблюдений: место, время, ситуация, характер взаимодействия – понять механизм запуска агрессии.

На первых этапах работы с ребёнком, необходимо определить, как часто возникают конфликтные ситуации, когда, в какое время чаще всего происходят вспышки агрессии, что предшествует агрессивным действиям. Наиболее эффективной формой является ведение дневниковых записей обоими педагогами. Сбор данных помогает понять: круг ситуаций, где вероятность вспышек агрессивного поведения выше всего, следовательно, можно подготовиться и предотвратить конфликт.

2 Создание условий, когда ребёнок будет уверен, что его принимают хорошим: ситуация успеха, знаки внимания, важные дела, внешние стимулы подсказки;

Ведущий: предлагаю выполнить задание придумать три-четыре ситуации, где ребёнок мог бы почувствовать себя успешным.

Ответы: предложить простую игру, из которой ребёнок выйдет победителем; предложить помочь завершить какую-либо деятельность, положительно оценить его вклад;

Задание – предлагаю записать в табличке, какие знаки внимания педагог может продемонстрировать ребёнку.

Ответы: обнять, комплименты, слова благодарности, сюрпризы.

Ответы: 1-2 простых поручения, интересных для самого ребёнка, подготовка игры или занятия; раздать детям сюрпризы; напомнить о важном деле.

Задание - схематично нарисовать внешние стимулы подсказки, опираясь на которые, ребёнок мог бы контролировать свои действия реакции.

3 Обучение способам саморегуляции: как справится со злостью, как злится и не причинять вред окружающим
Консультация педагога-психолога, программа коррекционно-развивающей работы. (Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Т.П.Смирнова)

4 Система поощрений, положительных подкреплений;

Задание: составить схемы и варианты поощрений, для закрепления социально одобряемого поведения.

5 Готовность к возникновению ситуации- не воспитывать и критиковать, а помочь справится с эмоциями – помнить, что ваши реакции, слова действия служат для ребёнка примером того, как необходимо вести в ситуации агрессии, если вы будете заражаться отрицательными эмоциями и вступать на тропу войны, то поведение ребёнка не изменится.

Алгоритм действия в ситуации конфликта

Ведущий:Как себя вести непосредственно в ситуации агрессии?

В ситуации агрессивного поведения ребёнка, воспитатель должен помнить, что его реакции слова, поведение могут как усилить агрессивные действия, так и своевременно погасить. Можно выделить несколько ключевых правил:

- помнить, что в ситуации вспышки, необходимо демонстрировать спокойствие, уверенность и твердость своих намерений;

- ваши слова и реакция должны быть направлены не на воспитание и критику поведения, и тем более личности ребёнка, а на оказание ему помощи в выражении чувств и эмоций;

Здесь можно выбирать 2 пути, в зависимости от ситуации, особенностей ребёнка, вашего эмоционального состояния:

Важно помнить, что подобная техника может сразу не сработать, поэтому необходимо проявлять терпение и выдержку.

Ведущий: вторая позиция, в которой может оказаться педагог – это позиция наблюдателя. Здесь можно выделить два варианта – педагог наблюдает в поведении ребёнка признаки, которые указывают на факты жесткого обращения, или педагог непосредственно является свидетелем факта жёсткого обращения с ребёнком.

Для того что бы понимать имеет ли место факты жесткого обращения с ребёнком, необходимо владеть следующей информацией: формы жесткого обращения с детьми, признаки в поведении, развитии ребёнка, указывающее на жестокое обращение с ним.

2.1 Формы жестокого обращения с ребёнком

Ведущий:Насилие классифицируется по нескольким параметрам:

  • явное или скрытое (косвенное) – в зависимости от стратегии поведения обидчика;
  • происходящее в настоящем или случившееся в прошлом;
  • единичное или множественное, длящееся долгие годы;
  • по месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или незнакомых взрослых.
    Приложение №6

2.2 Признаки жестокого обращения с детьми

Ведущий: Мы понимаем, что поведение, эмоции, которые испытывает ребёнок, являются отражением того, что с ним происходит.

Следовательно обратив особе внимание на то, как ребёнок себя ведет, на то, как он реагирует в ситуациях общения с сверстниками и взрослыми, мы можем увидеть ряд особенностей или признаков, которые могут косвенно указывать но факты жестокого обращения. Давайте познакомимся с этими признаками:

Возраст 0-6 мес.: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, в 3-6 мес.-редкая улыбка.

Возраст 6 мес. -1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, испуг при попытке взрослых взять на руки, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, хныканье, замкнутость печаль.

Возраст 1,5-3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от агрессивности до безучастности.

Возраст 3-6 лет: пассивная реакция на боль, отсутствие сопротивления, примирение со случившимся, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (проявление действий или поступков, характерных для более младшего возраста)

  • болезненное отношение критике; агрессивность, лживость, жестокость по отношению к животным, младшим; воровство, склонность к поджогам;
  • несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, нервно-психические расстройства и т.п.

Для всех возрастов:задержка физического и умственного развития, задержка речевого и моторного развития, плохая успеваемость, нервный тик, энурез, нарушения сна, тревожность, различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные заболевания, различные аллергии), длительные подавленные состояния, печальный или утомленный вид, опухшие веки, нарушения аппетита, постоянный голод или жажда, санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез, стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание окружающих и т.п.

2.3 Алгоритм действий воспитателя в случае наблюдения факта жестокого обращения с ребёнком

Разбор практических ситуаций

Ведущий: предлагаю обсудить, как может поступить педагог, если он оказался свидетелем следующих ситуаций.

Ситуации выносятся на обсуждение, участники делятся своим мнением и опытом.

1-ситуация: воспитатель, во время переодевания ребёнка к дневному сну увидел на его теле синяки и кровоподтеки; родители привели ребёнка в сад, он переодевается, воспитатель встречает их в раздевалке и замечает на теле ребёнка синяки и кровоподтеки;

2-ситуация: родитель привел ребёнка в детский сад, ребёнок переодевается, но возникает ссора между ребёнком и родителем, родитель грубо ведет себя с ребёнком в раздевалке (швыряет, трясет, шлепает);

3-ситуация: родитель забирает ребёнка из сада и открыто выражает свое недовольство: ругает ребёнка, оскорбляет;

4-ситуация: ребёнок посещает детский сад, но выглядит неопрятно, от него исходит плохой запах, одежда не меняется;

5-ситуация: после выходных, поведение ребёнка резко изменилось, появились выше описанные признаки;

6-ситуация: ребёнок выглядит нормально, поведение не изменилось, но в интимной беседе рассказал, что его бьют, унижают

Алгоритм

1-свидетель самого факта насилия или есть косвенное подтверждение – определился с типом

2-действия по отношению к агрессору, жертве, в зависимости от ситуации

3-общение с ребёнком

4-общение с родителем

Ведущий: Возможный алгоритм действий педагога:

- в ситуации непосредственного общения с родителями, если она приобретает острый характер, в тактичной форме переключить внимание на нейтральную тему, помочь ребёнку успокоится, довести до сведения администрации, обратится за помощью к психологуДОО;

- в ситуации, когда педагог по косвенным признакам может предположить факты жестокого обращения – довести до сведения администрации, зафиксировать следы физического воздействия на теле ребёнка, обратится за помощью е психологу доо;

- в ситуации, когда сам ребёнок рассказал, о том, что его дома бьют или унижают, стараться придерживаться следующих правил:

  • Постарается избегать слов-реакций избегания, проявления сомнений. Постарается сохранить контакт, внимательно выслушать, не давая оценок ни ребёнку, ни ситуации.
  • Постарается не задавать вопросов, быть рядом, выражать доверие и поддержку.
  • Если ребёнок обратится с вопросов, в мягкой форме выразить ему свое сочувствие и понимание.
  • Если вы чувствуете, что ваша безопасность или безопасность ребёнка под угрозой обратитесь за помощью к специалистам.

3.1 Причины эмоциональной неустойчивости педагога

Ведущий: профессия воспитателя доо является одной из самых стресс генных: огромная ответственность за жизнь и здоровье детей, большое количество образовательных, развивающих задач, высокие стандарты к качеству предоставляемых образовательных услуг, а также своеобразный контингент детей, родителей. Все эти внешние факторы накладывают свой отпечаток на личность воспитателя, что отражается на эмоциональном состоянии.

Если вы стали замечать за собой, раздражение в общении с детьми, часто повышает голос, остро реагируете на поведение детей и чувствуете, что теряете контроль, стоит остановиться и проанализировать ситуацию.

Важно определить основные причины, это может быть связано с изменяем общих факторов: семейная ситуация, состояние здоровья, профессиональное или эмоциональное выгорание и тогда стоит, обращается к специалистам.

Однако бывают ситуации, которые не связаны вышеперечисленными факторами, а лежат в плоскости отношения отдельных детей и педагога. Например, расхождение темпераментов, непринятие качеств отдельных детей. И здесь важно обладать средствами самопомощи в острые ситуации.

3.2 Алгоритм самопомощи для воспитателя

Первый шаг - проанализировать ситуации, в которых вас охватывают отрицательные чувства. Самой универсальной формой является дневник самонаблюдений, где вы будете фиксировать ситуации, характер взаимодействия с детьми и ваши эмоции и чувства. В дневнике так же желательно отразить, что конкурентно в поведении детей вас раздражает, злит, прописать все это словами.

Дети в раздевалке переодеваться на прогулку

Миша бегает по раздевалке и всех бьет колготками, на просьбы остановится, не реагирует.

Меня охватывает гнев, я повышаю голос, кричу, сажаю его на стул.

Вторым шагом будет – анализ переживаемых вами чувств. Если это раздражение – скорее всего дети хотят внимания, но не умеют получать его социально приемлемы способами. Если это гнев – то, это может быть протест, борьба за самостоятельность, отстаивание своих прав. Если вы обижаетесь – то, это может быть месть. В зависимости от испытываемых вами чувств вы можете найти способы помощи ребёнку в удовлетворении его актуальных личностных потребностей.

Четвертый шаг – выстроить для себя схему: ситуация взаимодействия- поведение детей – испытываемые вами чувства – приемы самопомощи-практика.

Ведущий: возьмите листочки, и каждый для себя выберите ситуацию, когда вы испытываете сильные отрицательные чувства и напишите:

  • Когда это происходит?
  • Почему это происходит?
  • Какое чувство вас охватывает?
  • Что вы говорите, как вы поступаете?
  • Затем запишите словами – я злюсь, когда …, я хочу.
  • Затем запишите, что вы можете сделать, что бы переключиться, успокоится.

Физические упражнения: взмахи руками, приседания, сильно сжать и разжать кулаки, потереть ладони.

Дыхательные техники: 3 глубоких вдоха и выдоха, когда вдох короче, чем выдох; вдох через одну ноздрю выдох через другую.
Включить в голове приятную картинку – образ, который вас согревает и успокаивает или проговорить важную для вас фразу.

Обмен мнениями.

Ведущий: наш семинар подошёл к концу, предлагаю поделиться впечатлениями и закончить фразу: самым полезным для меня было …

Цель: Повышение качества оказания психолого-педагогической помощи дошкольникам, оказавшимся в ситуации жёсткого обращения взрослых.

Ход семинара

Выполните определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.

Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.

Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.

Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.

Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой

Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.

Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.

Ведущий семинара :

Жестокое обращение с детьми – это умышленные или неосторожные действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.

По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми :

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ) НАСИЛИЕ – это хронические формы поведения, при которых ребёнка унижают, оскорбляют, высмеивают, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы. Психологическое насилие включает в себя продолжающееся, длительное и распространяющееся поведение.

Выделяют 6 форм поведения родителей, приводящих к эмоциональному насилию:

1. Отказ родителей от детей.

2. Изоляция детей:

4. Постоянные оскорбления.

6. Развращение детей.

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ— любое сексуальное действие по отношению к ребенку: прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половой акт. Сюда же относятся наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детям порнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и др.

Ведущий: позиция, в которой может оказаться педагог – это позиция наблюдателя. Здесь можно выделить два варианта – педагог наблюдает в поведении ребёнка признаки, которые указывают на факты жесткого обращения, или педагог непосредственно является свидетелем факта жёсткого обращения с ребёнком.

Для того что бы понимать имеет ли место факты жесткого обращения с ребёнком, необходимо владеть следующей информацией: формы жесткого обращения с детьми, признаки в поведении, развитии ребёнка, указывающее на жестокое обращение с ним.

Формы жестокого обращения с ребёнком

Ведущий: Насилие классифицируется по нескольким параметрам:

явное или скрытое (косвенное) – в зависимости от стратегии поведения обидчика;

происходящее в настоящем или случившееся в прошлом;

единичное или множественное, длящееся долгие годы;

по месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, на улице – со стороны детей или незнакомых взрослых.

Признаки жестокого обращения с детьми

Ведущий: Мы понимаем, что поведение, эмоции, которые испытывает ребёнок, являются отражением того, что с ним происходит.

Следовательно обратив особе внимание на то, как ребёнок себя ведет, на то, как он реагирует в ситуациях общения с сверстниками и взрослыми, мы можем увидеть ряд особенностей или признаков, которые могут косвенно указывать но факты жестокого обращения. Давайте познакомимся с этими признаками:

Возраст 1, 5-3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от агрессивности до безучастности.

Возраст 3-6 лет: пассивная реакция на боль, отсутствие сопротивления, примирение со случившимся, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (проявление действий или поступков, характерных для более младшего возраста)

болезненное отношение критике; агрессивность, лживость, жестокость по отношению к животным, младшим; воровство, склонность к поджогам;

несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, нервно-психические расстройства и т. п.

Для всех возрастов: задержка физического и умственного развития, задержка речевого и моторного развития, плохая успеваемость, нервный тик, энурез, нарушения сна, тревожность, различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные заболевания, различные аллергии, длительные подавленные состояния, печальный или утомленный вид, опухшие веки, нарушения аппетита, постоянный голод или жажда, санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез, стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание окружающих и т. п.

4. Разбор практических ситуаций

Ведущий: предлагаю обсудить, как может поступить педагог, если он оказался свидетелем следующих ситуаций.

Ситуации выносятся на обсуждение, участники делятся своим мнением и опытом.

1-ситуация: воспитатель, во время переодевания ребёнка к дневному сну увидел на его теле синяки и кровоподтеки; родители привели ребёнка в сад, он переодевается, воспитатель встречает их в раздевалке и замечает на теле ребёнка синяки и кровоподтеки;

2-ситуация: родитель привел ребёнка в детский сад, ребёнок переодевается, но возникает ссора между ребёнком и родителем, родитель грубо ведет себя с ребёнком в раздевалке (швыряет, трясет, шлепает);

3-ситуация: родитель забирает ребё нка из сада и открыто выражает свое недовольство: ругает ребёнка, оскорбляет;

Ведущий: Возможный алгоритм действий педагога :

При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим педагогу необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия.

Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками, наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т. д.

Во-вторых, Если факт жестокого обращения подтвердился и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления.

Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью. Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием.

Советы для ведения разговоров с детьми :

1. Подтверждайте невиновность ребенка

Ребенок никогда не является ответственным за то, что стал жертвой жестокого обращения. Это могут быть слова:

Ты ни в чем не виноват.

Я очень рад (а, что ты рассказал мне об этом, никто и никогда не заслуживает того, чтобы с ним жестоко обращались.

Ты не виноват (а) в том, что произошло. Я хочу, чтобы ты помнил (а) об этом.

2. Верьте ребенку.

Наша задача выступать в роли защитников, поэтому мы всегда должны верить ребенку. Наша задача – разговаривать с ребенком. Мы те взрослые, кто представляет интересы ребенка. Оказываем поддержку для обсуждения их проблем. Рассказывать о своей ситуации дети могут бессвязно, история может иметь пробелы, быть хронологически неправильной, некоторые части ее могут казаться целиком бессмысленными и не согласовываться между собой.

3. Оценивайте безопасность.

Определение потребности ребенка в безопасности на данный момент.

4. Оставайтесь спокойными.

Эмоциональный взрыв с вашей стороны может отбить желание у ребенка рассказывать свою историю. Дети не любят огорчать взрослых.

5. Будьте честными.

Очень важно не давать обещаний, которых вы не можете выполнить. Необходимо рассказать ребенку о действиях, к которым следует прибегнуть.

6. Проявляйте терпимость к языку ребенка.

Дети рассказывают о жестоком обращении теми словами, которые они знают. Не всегда этот словарь может быть правильным, может показаться нам шокирующим, если слово не понятно, то лучше уточнить, что именно оно означает.

7. Не подвергайте допросу.

Не обязательно иметь все факты. Это касается вопросов – кто, что, когда, сколько раз…

Игра проводится с помощью вопроса "А что, если?. ", который вы задаете ребёнку, а потом даете ему ответить. Ключ в том, чтобы дать самому ребёнку высказать идею, а потом похвалить и одобрить ее. Можно задать примерно такие вопросы:

Что, если у тебя сломался велосипед, а незнакомец предлагает отвезти тебя домой?

Что, если нас нет дома, а в дверь звонит монтер и говорит, что пришел наладить телефон?

Что, если приходящая няня делает с тобой какие-то вещи и просит тебя никому об этом не говорить?

Что, если кто-нибудь трогает тебя так, как тебе это не нравится или смущает?

Большая женщина даже не слышит его и усаживается на скамейку.

Вопросы для обсуждения текста.

Взаимодействие ДОУ и семьи. Профилактика жестокого обращения с ребенком в семье Взаимодействие ДОУ и семьи: Профилактика жестокого обращения с ребенком в семье Цель: Создание условий для соблюдения прав ребенка в семье.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Ясли-сад комбинированного типа №170 города Донецка"

Семинар-практикум для педагогов

"Профилактика жестокого обращения с детьми"

Дата проведения: 25.12.2019г.

1. Ознакомление педагогов с темой и актуальностью проблемы .

Цель: расширить и детализировать знания педагогов по проблеме насилия над детьми, содействовать в выработке профессиональной компетенции в правовом воспитании, повысить уровень оказания психолого-педагогической помощи дошкольникам, оказавшимся в ситуации жёстокого обращения со стороны взрослых.

- повысить профессиональное мастерство педагогов по проблеме организации работы по правовому воспитанию детей в учреждении дошкольного образования;

- формировать способность в рамках ограниченного времени обмениваться опытом работы используя полученные знания по данной проблеме;

- выработка алгоритма действий педагога в ситуации наличия признаков или факта жестокого обращения с ребенком.

Актуальность проблемы прав ребенка не вызывает сомнений. Подчеркивая актуальность изучения насилия и ненасилия, следует отметить, что, к сожалению, антигуманные отношения, насилие над детьми, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни. Особенно важной в современной российской науке и практике является проблема насилия и жестокости по отношению к детям

Насилие отражается в нарушение прав ребенка: право на жизнь, на честь, на достоинство, на неприкосновенность личности, свободу совести, взглядов, которые являются необходимыми условиями гармоничного существования человека.

Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Сейчас часто и много стали говорить о жестоком отношении к детям со стороны взрослых. И мы сегодня поговорим с вами на эту животрепещущую тему.

Известный польский специалист по предупреждению насилия Лес Алларкон дает такое определение насилия - это действия, совершаемые одним (или несколькими) лицами, характеризующиеся следующими признаками :

- осуществляются сознательно;

- направлены на достижение определенной цели;

- наносят вред (физический, моральный, материальный) другому лицу, нарушающие права и свободы человека;

- тот, кто осуществляет насилие, обычно имеет преимущества (административные, физические, психологические) что делает невозможным эффективную защиту жертвы от насилия.

Физическое насилие: прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, которое может проявляться в виде шлепков, нанесения ссадин, укусов, сотрясений, царапин, ударов, ожогов, удушья, грубых хватаний, отбрасывания в сторону или на пол, бросание предметов в жертву.

Сексуальное насилие: насильственные действия, при которых человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желанию какой – либо форме сексуальных отношений.

Психологическое: нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющихся в применение брани, крика, унижения, оскорбления, шантаже и т.д.;

Экономическое насилие: материальное давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полного контроля над расходами.

Мы понимаем, что поведение, эмоции, которые испытывает ребёнок, являются отражением того, что с ним происходит.

Следовательно, обратив особе внимание на то, как ребёнок себя ведет, на то, как он реагирует в ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, мы можем увидеть ряд особенностей или признаков, которые могут косвенно указывать, но факты жестокого обращения. Давайте познакомимся с этими признаками:

Возраст 0-6 мес .: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, в 3-6 мес. - редкая улыбка.

Возраст 6 мес. -1,5 года : боязнь родителей, боязнь физического контакта с взрослыми, испуг при попытке взрослых взять на руки, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, хныканье, замкнутость печаль.

Возраст 1,5-3 года : боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от агрессивности до безучастности.

Возраст 3-6 лет : пассивная реакция на боль, отсутствие сопротивления, примирение со случившимся, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (проявление действий или поступков, характерных для более младшего возраста)

болезненное отношение критике; агрессивность, лживость, жестокость по отношению к животным, младшим; воровство, склонность к поджогам;

несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, нервно-психические расстройства и т.п.

Для всех возрастов: задержка физического и умственного развития, задержка речевого и моторного развития, плохая успеваемость, нервный тик, энурез, нарушения сна, тревожность, различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные заболевания, различные аллергии), длительные подавленные состояния, печальный или утомленный вид, опухшие веки, нарушения аппетита, постоянный голод или жажда, санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез, стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание окружающих и т.п.

3 . Упражнения:

Выполните определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

- Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” похлопайте в ладоши.

- Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.

- Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.

- Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.

- Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.

- Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.

- Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.

Чтобы вспомнить, какие права имеют дети, предлагаем поиграть в игру. Из ящика поочередно будут выниматься предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.

1. Свидетельство о рождении. - Что это за предмет? О каком праве он вам напоминает? (право на имя)

2. Сердечко. - Какое право может обозначать сердце? (право на заботу и любовь)

3. Домик. - Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (право на имущество)

4. Конверт. - О чем напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)

5. Букварь. - О каком праве напоминает это книга? (о праве на обучение, образование)

6. Игрушечные утенок и утка. - О чем напоминают эти игрушки? (о праве ребенка быть вместе с мамой)

7. Витамины - (право на здоровье)

Не смотря на то, что ребенок является равноправным человеком порой родителям, да и педагогам трудно осознать и принять, что он тоже имеет право на собственное мнение и поступки, что его права, как и любого другого человека, нужно уважать и нельзя нарушать.

в каких сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев?

в какой сказке обижают, неволят, применяют физическое наказание?

какие права Золушки нарушали ее мачеха и сестры?

(жестокое обращение, право на досуг и отдых, уровень жизни необходимый для поддержания здоровья)

в каких сказках нарушено – право на тайну, право на свободу выбора?

в какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечительство? (12 месяцев)

в какой сказке нарушены права, охраняющие материнство и детство?

какой сказке главный герой отказался воспользоваться своим правом

Уже тогда писатели поднимали проблему нарушения прав ребенка. И таким образом, они пытались проводить правовое воспитание через сказки.

Грубым нарушением прав ребенка на сегодняшний день всё ещё остается, жестокое обращение с детьми. Встречается оно, кстати, чаще в семьях.

4. Решение педагогических ситуаций:

Педагогам предлагается объединиться в 4 группы и решить предложенные ситуации.

Предлагаем вам обсудить педагогические ситуации высказать свое мнение или дополнить ответ.

Ира играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иру окликнули подруги, она подняла руку, чтобы помахать им, и . горшок с цветком перевернулся и оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлепала девочку.

Какие права ребенка были нарушены?

Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.

- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его воспитатель.

- Да нет. я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:

- Мне жаль маму. Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.

Как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка. Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании здорового быта?

Мальчик 4 лет, сидя за столом, во время обеда разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новые игрушки, купленные ему родителями. За другим столом дети уже поели и стали заниматься подготовкой ко сну. Воспитатель постоянно делает замечания, пытаясь заставить детей, есть молча.

Нарушает ли воспитатель права ребенка? Что делаете вы в подобной ситуации?

Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя второй смены, поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.

Как считаете Вы? Было ли в данном случае нарушено право ребенка? Какое?

Мы все постарались найти правильный выход из предложенных жизненных ситуаций, затрагивающих права ребенка. Вашему вниманию мы предлагаем послушать притчу о гвоздях, которая заставит нас задуматься о том, какую боль и страдание мы причиняем своим близким необдуманными словами и поступками.

Притча о гвоздях

Жил мальчик с ужасным характером. Однажды отец дал ему мешок гвоздей и велел по одному забивать их в забор каждый раз, когда мальчик теряет терпение и с кем-то ссорится. В первый день он забил 37 гвоздей. Впоследствии, научился контролировать себя, и количество гвоздей ежедневно уменьшалось. Мальчик понял, что легче овладевать своими эмоциями, чем забивать гвозди. Наконец настал день, когда он не забил ни одного гвоздя. Сын подошел к отцу и сказал об этом. Тогда отец велел сыну извлекать из забора по одному гвоздю в те дни, когда он не потеряет самоконтроля и ни с кем не поругается.

Если вы с кем-то ссоритесь и говорите что-то неприятное, то оставляете после себя такие же раны, как эти дыры от гвоздей в заборе. Даже, несмотря на то, что вы много раз потом просите прощения.

Словесные раны наносят такую же боль, как и физические.

Не оставляйте на своем пути дыр! Не забивайте гвоздей вражды, непонимания, жестокости в души людей! Будьте терпимыми!

5. Алгоритм действий воспитателя в случае наблюдения факта жестокого обращения с ребёнком

Ведущий: предлагаю обсудить, как может поступить педагог, если он оказался свидетелем следующих ситуаций.

Ситуации выносятся на обсуждение, участники делятся своим мнением и опытом.

1-ситуация : воспитатель, во время переодевания ребёнка к дневному сну увидел на его теле синяки и кровоподтеки; родители привели ребёнка в сад, он переодевается, воспитатель встречает их в раздевалке и замечает на теле ребёнка синяки и кровоподтеки;

2-ситуация: родитель привел ребёнка в детский сад, ребёнок переодевается, но возникает ссора между ребёнком и родителем, родитель грубо ведет себя с ребёнком в раздевалке (швыряет, трясет, шлепает);

3-ситуация: родитель забирает ребёнка из сада и открыто выражает свое недовольство: ругает ребёнка, оскорбляет;

4-ситуация: ребёнок посещает детский сад, но выглядит неопрятно, от него исходит плохой запах, одежда не меняется;

5-ситуация: после выходных, поведение ребёнка резко изменилось, появились выше описанные признаки;

6-ситуация: ребёнок выглядит нормально, поведение не изменилось, но в интимной беседе рассказал, что его бьют, унижают

Возможный алгоритм действий педагога:

- в ситуации непосредственного общения с родителями, если она приобретает острый характер, в тактичной форме переключить внимание на нейтральную тему, помочь ребёнку успокоится, довести до сведения администрации, обратится за помощью к психологу ДОО;

- в ситуации, когда педагог по косвенным признакам может предположить факты жестокого обращения – довести до сведения администрации, зафиксировать следы физического воздействия на теле ребёнка, обратится за помощью к психологу доу;

- в ситуации, когда сам ребёнок рассказал, о том, что его дома бьют или унижают, стараться придерживаться следующих правил:

Постарается избегать слов-реакций избегания, проявления сомнений. Постарается сохранить контакт, внимательно выслушать, не давая оценок ни ребёнку, ни ситуации.

Постарается не задавать вопросов, быть рядом, выражать доверие и поддержку.

Если ребёнок обратится с вопросов, в мягкой форме выразить ему свое сочувствие и понимание.

Если вы чувствуете, что ваша безопасность или безопасность ребёнка под угрозой обратитесь за помощью к специалистам.

6. Рефлексия

Красный - Я узнал много нового и буду обязательно это использовать;

Желтый - Я это знал, но мне это было интересно;

Синий - Я не всё понял, но я доволен.

3. Доронова Т.Н. «Детский сад и родители: проблемы взаимодействия" - 2003г.

7. Конвенция ООН о правах ребёнка.

8. Кошелева А. Д., Алексеева Л. С. Психологическое насилие над ребенком в семье , его причины и следствия // Насилие в семье : с чего начинается семейное неблагополучие. М.: ГосНИИ семьи и воспитания , 2000.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель семинара: осмысление ключевых проблем в развитии детей, переживших жестокое обращение и насилие.

Задачи:

2. Осознание и осмысление членами педагогического коллектива необходимости изучения возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка.

3. Создать информационные и методические рекомендации по профилактике насилия и жестокого обращения.

Подготовила:

Цель семинара: осмысление ключевых проблем в развитии детей, переживших жестокое обращение и насилие.

2. Осознание и осмысление членами педагогического коллектива необходимости изучения возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка.

3. Создать информационные и методические рекомендации по профилактике насилия и жестокого обращения.

Формы и методы работы:

-Комплекс упражнений разработан для воспитателей. Продолжительность встречи 45 минут.

-Занятие с элементами тренинга.

Ожидаемые результаты:

-воспитатели ознакомлены с понятием и видами жесткого обращения с детьми.

-воспитатели подготовлены к реагированию в ситуации травли и насилия.

на рассмотрении важной проблемы насилия и жестокости по отношению к детям. Для выяснения степени ее актуальности, предлагаю вам ознакомиться со следующими данными: как показывает статистика, ежегодно в России более 100 тысяч детей подвергаются насилию, около 30 тысяч погибают. 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 8 из 10% из них считают их эффективным методом воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей как-то иначе, но не знают как. Таким образом, физические наказания и насилие в семье являются наиболее доступным средством воспитания в семье и в обществе. Как же осуществить воспитание без наказания? Сегодня мы попробуем это сделать.

Выполните определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.

Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.

Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.

Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.

Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой

Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.

Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.

Ведущий семинара:

Жестокое обращение с детьми – это умышленные или неосторожные действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.

По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми:

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ) НАСИЛИЕ – это хронические формы поведения, при которых ребёнка унижают, оскорбляют, высмеивают, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы. Психологическое насилие включает в себя продолжающееся, длительное и распространяющееся поведение.

Выделяют 6 форм поведения, приводящих к эмоциональному насилию:

1. Отказ родителей от детей.

2. Изоляция детей:

4. Постоянные оскорбления.

6. Развращение детей.

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ— любое сексуальное действие по отношению к ребенку: прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половой акт. Сюда же относятся наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детям порнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и др.

Вопрос воспитателям: Что вы испытывали, когда пытались поиграть с ребенком, научить его чему-то, проявить заботу, а получили неадекватную реакцию?

Вопрос детям: Что вы испытывали, когда воспитатели пытались заставить вас выполнить вашу просьбу? Расскажите сейчас, какая установка была вам дана?

Спросите остальных участников группы: что, по их мнению, происходило? Почему дети так странно вели себя?

Игра проводится с помощью вопроса "А что, если. ", который вы задаете ребёнку, а потом даете ему ответить. Ключ в том, чтобы дать самому ребёнку высказать идею, а потом похвалить и одобрить ее. Можно задать примерно такие вопросы:

Что, если у тебя сломался велосипед, а незнакомец предлагает отвезти тебя домой?

Что, если нас нет дома, а в дверь звонит монтер и говорит, что пришел наладить телефон?

Что, если приходящая няня делает с тобой какие-то вещи и просит тебя никому об этом не говорить?

Что, если кто-нибудь трогает тебя так, как тебе это не нравится или смущает?

Ведущий семинара: Как избежать физического наказания? Когда ребёнок вас не слушает:

1. Отвлеките его или переключите на другой вид деятельности;

2. Если он играет с опасными предметами, уберите их повыше, так, чтобы он не мог их достать;

3. Поиграйте вместе с ним, чтобы контролировать, чем он играет и в какие игры;

4. Наказанием для ребёнка будет уже то, что вы не обратите на него внимания и перестанете ему улыбаться;

5. Если вы чувствуете, что теряете контроль над собой и больше не можете сдержаться, уйдите в другую комнату и устройте себе отдых или перерыв. Попробуйте расслабиться и не думать о неприятности или просто досчитайте до 10 и начните думать опять.

Ведущий семинара: Наиболее часто к физическому наказанию приходиться прибегать в случаи постоянного непослушания детей. Во избежание этого необходимо в игровой форме объяснить ребенку какие правила существуют в вашей семье строго их придерживаться.

Посмотрите, перед вами находятся 3 мольберта, соответствующие зонам запрета. На мольберте прикрепляются бумажные цветы:

Этапы деловой игры.

Все участники делятся на две команды. Командам дается задание придумать название, девиз и выбрать капитана.

Командам предлагается ответить на ряд вопросов:

§ Как называется основной документ по правам ребенка. (конвенция о правах ребенка)

§ В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (от 0-18)

§ На кого конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (на родителей)

§ С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельный решения? (с 3х лет)

§ Какой стиль воспитания не совместим с правами ребенка? (авторитарный)

§ Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (и правом и обязанностью)

Работа в паре (по одному человеку от команды). Один игрок объясняет правовой термин, не называя его, не используя жестов, ни рисунков. Другой игрок должен назвать термин.

Правовые термины: право, закон, свобода, конвенция, ответственность, обязательства.

Командам поочередно предлагается назвать сказки, в которых нарушены права.

Капитаны выбирают карточку, на которой написан № статьи конвенции. Команде необходимо инсценировать отрывок из сказки, в которой описывается именно эта статья. Инсценировка без слов, используя только звуковые, танцевальные и музыкальные приемы.

Время для подготовки 1 минута.

Педагогам предлагается разыграть некоторые ситуации и совместно обсудить некоторые варианты возможных решений.

Как в данной ситуации поступить воспитателю?

Как себя вести, если:

вместо сока ребенок прольет на себя тарелку горячего супа. Эта ситуация произошла непосредственно перед праздничным концертом.

Во время тихого часа ребенок не спит. Он мешает спать другим детям, возится, начинает шепотом разговаривать. Воспитатель делает замечание.

Ребенок затихает. Но как только воспитатель выходит из спальни, ребенок тут же вскакивает, садится на кровать к другим детям и мешает им спать.

Как в данной ситуации поступить воспитателю?

Как себя вести, если:

ребенок тихо поет сам себе под колыбельную песню; ребенок молча лежит с открытыми глазами.

Идет открытое занятие с большим количеством гостей. Педагог разносит раздаточный материал на подносе. Один ребенок крутится и отвлекает других. Педагог пытается успокоить его. Ребенок резким движением опрокидывает поднос, и весь мелкий раздаточный материал рассыпается по всей комнате.

Как в данной ситуации поступить воспитателю?

Как себя вести, если:

ребенок опрокидывает свой поднос из-за своей неуклюжести. Ребенок демонстративно отшвыривает предложенный раздаточный материал и категорически отказывается выполнять задание?

Устанавливается 3 мольберта, соответствующие зонам запрета.

На мольберте прикрепляются бумажные цветы:

Участникам предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам.

Полученные результаты анализируются

Доска делится на четыре поля, каждое имеет свое название:

Участникам необходимо перечислить варианты наказаний. В конце обсуждаются наиболее действенныеварианты. Выявляются преимущества и недостатки того или иного варианта

Командам предложено разгадать кроссворд и отгадать ключевое слово по вертикали

Официальное провозглашение каких-либо принципов, положений от лица государства, партии, международной организации, а так же документ, в котором они изложены. Договор, соглашение между государствами по какому-либо специальному вопросу.

Как в данной ситуации поступить воспитателю?

Как себя вести, если:

вместо сока ребенок прольет на себя тарелку горячего супа. Эта ситуация произошла непосредственно перед праздничным концертом.

Во время тихого часа ребенок не спит. Он мешает спать другим детям, возится, начинает шепотом разговаривать. Воспитатель делает замечание.

Ребенок затихает. Но как только воспитатель выходит из спальни, ребенок тут же вскакивает, садится на кровать к другим детям и мешает им спать.

Как в данной ситуации поступить воспитателю?

Как себя вести, если:

ребенок тихо поет сам себе под колыбельную песню; ребенок молча лежит с открытыми глазами.

Читайте также: