Саймак город краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Цикл из восьми произведений был закончен в 1951 году. Каждый из восьми рассказов представляет собой предание об отдельном эпизоде из истории человеческой цивилизации, которая в будущем исчезла, а её место заняла раса разумных псов. Вопрос существования человека для псов является спорным. Обзор исторических дискуссий по этому поводу в краткой форме представлен в комментариях к преданиям и с нашей точки зрения выглядит комично.

Итак, перед вами — список входящих в цикл преданий. К каждому рассказу прилагается перечень основных действующих лиц, а также упомянутых в тексте героев. Указаны места, где разворачиваются события, а также временная привязка, основу для которой получилось выудить из текста.

Действующие лица: Джером А. Вебстер, его сын Томас Вебстер, робот Дженкинс, марсианин Джуэйн, чиновники и др. Упоминаются предки Джерома А. Вебстера.

Место действия — усадьба Вебстеров (стр. 41), космопорт (стр. 47).

Действующие лица: Брюс Вебстер, его отец Томас Вебстер, робот Дженкинс, Пёс Нэтэниел (он же Вихрь, стр. 5), переписчик Ричард Грант, мутант Джо и др. Упоминаются Джером А. Вебстер, Ален Вебстер, марсианин Джуэйн.

Действующие лица: Кент Фаулер, Пёс Байбак, мисс Стенли и др. обитатели станции на Юпитере.

Место действия — Юпитер (стр. 91).

Действующие лица: Тайлер Вебстер, мутант Джо, робот Дженкинс, Кент Фаулер, Пёс Байбак, журналисты и др. Упоминаются Ален Вебстер, Джером А. Вебстер, Томас Вебстер, Брюс Вебстер, марсианин Джуэйн.

Место действия — Юпитер (стр. 105), Женева (стр. 111).

Действующие лица: Джон Вебстер, мисс Сара, Пёс Эбинизер, роботы Дженкинс, Сыщик и др. Упоминаются Брюс Вебстер, Томас Вебстер, Ален Вебстер, Том (Вебстер?), Пёс Нэтэниел, переписчик Ричард Грант, марсианин Джуэйн.

Место действия — окрестности усадьбы (стр. 132), усадьба (стр. 133), Женева (стр. 136).

Действующие лица: человек Питер, Пёс Джошуа, роботы Дженкинс и Икебод, гоблин, волк Лупус, медведь Мишка, белка Поня и др. Упоминаются Брюс Вебстер, Джон Вебстер, Том (Вебстер?), мутант Джо.

Место действия — усадьба (стр. 179) и её окрестности (стр. 191), замок мутантов (стр. 189), параллельный мир (стр. 199).

Действующие лица: Джон Вебстер, Пёс Хомер, енот Арчи, роботы Дженкинс, Эндрю, Руфес и др. Упоминаются Брюс Вебстер, мутант Джо, Пёс Нэтэниел.

Место действия — усадьба (стр. 210) и её окрестности (стр. 203), лагерь диких роботов (стр. 206), параллельный мир (стр. 210), Женева (стр. 221).

Действующие лица: роботы Дженкинс и Эндрю. Упоминается мутант Джо.

Место действия — усадьба и её окрестности, Здание муравьёв.

Ниже — краткие биографии персонажей, как правило, без упоминания значимости и вклада того или иного лица. В список вошли далеко не все герои, играющие главные роли в романе. В нём отражены те, по которым можно дать хоть какую-то генеалогическую и хронологическую информацию, даже если персонаж удостоился лишь мимолётного упоминания.

Тайлер Вебстер — председатель Всемирного комитета (стр. 112).

""Город" был написан в результате крушения иллюзий. Возможно, людей, подобно мне, утративших иллюзии, не так уж много, но они должны быть. Человечество прошло через войну, не только унесшую миллионы жизней и исковеркавшую миллионы других жизней, но и породившую новое оружие, способное уничтожить уже не армии, а целые народы".

Первое, на что я обратила внимание- обложка. Не могла поначалу понять смысла, думала аллегория, оказалось что нет, книга как раз и о собаках.

Причем тут собаки и закат человечества? Давайте разбираться.

Книга состоит из 8 глав, которые называются "предания", и к каждой главе есть "Комментарий к преданию". Мне понадобилось прочитать 2 главы, чтобы понять канву повествования. Есть еще 9 часть - "Эпилог", которая была написана много позже основного романа.

Предания рассказывают Псы, как люди своим детям сказки на ночь. Это история человечества до того, как оно исчезло, и Псы остались почти единственными обитателями Земли.

Я бы назвала этот роман смесью фантастики и философии, роман-утопия, так как затрагиваются очень глубокие темы.

Началось все с Вебстеров. Поначалу это была целая династия, положившая начало изменениям в истории людей, а под конец книги стало уже именем нарицательным, так Псы называли любого человека.

Глава 1. "Город"

Здесь мы знакомимся с тем Вебстером, с которого все началось. Города на Земле утратили свою ценность, люди переселяются в личные дома.

-К чему мы пришли в итоге? - спросил Вебстер. - Сейчас я скажу, к чему. Кварталы, целые улицы пустых, заброшенных домов. Люди взяли да уехали. А зачем им оставаться? Что мог дать им город? Предыдущим поколениям он что-то давал, а вот нынешнему - ничего, потому что прогресс свел на нет все плюсы города. . Но все это с лихвой возмещалось, поскольку они могли купить дом, который был вдвое лучше и вдвое дешевле; могли жить так, каким хотелось, обзавестись, так сказать, фамильной усадьбой.

Так и появилась усадьба Вебстеров, фамильное гнездо, которое играет немаловажную роль в повествовании.

Глава 2. "Берлога"

Прошли года, сменились поколения Вебстеров, сейчас 2117. Люди создали роботов, полетели к дальним мирам, плотно контактируют с марсианами.

На мой взгляд, это самая трагичная глава, потому что с нее и начался упадок человечества. Здесь на сцену выходит один из главных героев - робот Дженкинс, который служит уже не одному поколению Вебстеров.

Джером А.Вебстер, блестящий хирург, близкий друг марсианского философа по имени Джуэйн, который разработал концепцию, позволяющую землянам прыгнуть вперед на несколько тысячелетий в развитии.

Джуэйну необходима тяжелая операция, которую может провести только Джером. Но, как оказалось, у Вебстера развилась агорафобия, он панически боится покидать свое поместье, не то, что лететь на Марс.Тоже самое было и у его отца (об этом ему рассказал Дженкинс) - вот она, обратная сторона переселения людей из крупных мегаполисов в свои "уголки".

Весь трагизм и катастрофа описаны буквально в последних строках. Когда Джером Вебстер уже победил свой страх и собрался с силами, и ракета стоит на лужайке чтобы доставить его к умирающему другу, - случается непредвиденное.

-. Я не видел причины беспокоить вас, сэр, - ответил Дженкинс. Такая нелепость! Мне удалось втолковать им, что вы и не помышляете о том, чтобы лететь на Марс.

Вебстер оцепенел, сердце его похолодело от ужаса. Руки нащупали край стола, он опустился в кресло и ощутил, как стены кабинета смыкаются вокруг него - смыкается западня, из которой ему никогда не вырваться."

Таким образом, со смертью великого марсианского философа накануне величайшего открытия, человечество потеряло свой шанс на развитие, Джером Вебстер остался в истории как предатель друга и крушитель цивилизации. А виноват ли он? Или именно Дженкинс послужил той песчинкой в маховике истории, которая заставила ее двигаться по другой ветке событий?

Глава 3. "Перепись"

В комментарии к 3 преданию псы уже как самостоятельная раса предполагают, что "род Вебстеров нужен только для того, чтобы нанизать на один стержень предания, которые в остальном слабо связаны между собой".

Здесь мы знакомимся ближе с еще одним видом людей - мутантами, с особыми интеллектуальными способностями, гораздо превышающими способности людей тех времен.

И тут уже появляются Псы, с развитым уровнем разума, они умеют разговаривать с человеком, читать. А выведением их занимался очередной из Вебстеров, который хотел создать цивилизацию Псов и людей, живущих "лапа об руку".

Глава немного сумбурная, по моему мнению, но логично понятной становится в конце книги. Здесь упоминается и о некоем муравейнике - эксперименте мутанта Джо, который направил мир муравьев по другому пути развития. И он же совершенно случайным образом получает в свое распоряжение тот самый труд марсианина Джуэйна, и даже знает, где была ошибка философа.

Глава 4. "Дезертирство"

Глава, подводящая к дальнейшим развитиям в судьбе человечества. Люди осваивают Юпитер, который пока непригоден для жизни. Там есть особая раса - "скакунцы", и ученые изобрели преобразователи, которые позволяют человека перевоплотить в такое существо. Это необходимо,чтобы в теле, приспособленном для условий планеты изучить ее, вернуться на базу и доложить. Только вот ни один ученый не вернулся.

Руководитель направления Фаулер решает сам пойти и узнать, что происходит. С ним отправляется и его видоизмененный старый пес.

И происходит нечто невероятное. Они могут телепатически общаться, видят, насколько прекрасна эта планета глазами скакунцов, обретают новые, сильные тела с невероятными способностями.

И стало понятно, почему никто не вернулся. Все предпочли новую жизнь, которая была намного лучше, чем в теле человека.

Фаулер из последних сил борется с желанием остаться, но ученый в нем берет верх, он понимает, что должен рассказать обо всем и возвращается. Его жизнь больше не будет прежней.

Глава 5. "Рай"

Эта глава является продолжением предыдущей. К этому времени человечество избавилось от самого страшного в истории - убийств. Везде царит мир, даже в животном царстве никто не ест друг друга. Но существует противостояние мутантов и людей.

Ученый Фаулер докладывает мировому комитету о той жизни на Юпитере, которая возможна в теле скакунцов. Таким образом, он превращается в угрозу. Ведь люди, узнав о таких возможностях и почти бессмертии, захотят массово переселиться туда, оставив планету мутантам. И главе комитета - очередному из Вебстеров - приходит кощунственная мысль - убить Фаулера. У него тоже появляется возможность изменить историю человечества. Но совесть и здравый разум побеждают - он понимает последствия такого поступка.

Глава 6. "Развлечения"

Большинство землян все-таки переселилось на Юпитер, на планете осталось примерно 5000 жителей. Роботы все так же производили материальные ценности, правительства не было, всего вдосталь, деньги не нужны. Идеальный мир? Религии перестали существовать, институт семьи потерял свою ценность. Люди просто наслаждаются жизнью.

Усадьба Вебстеров по-прежнему стоит на холме, Дженкинс присматривает за Псами, считается их учителем.

В единственном обитаемом городе на Земле - Женеве - остался один из поколения Вебстеров. Ему приходит мысть посетить родовое гнездо, посмотреть что там происходит.

Ранее он писал исследование про Женеву, и обнаружил там некую систему обороны, активировав которую можно не только защитить то или иное место от вторжения, но, как он считает, не пропустить обороняющихся наружу. После разговора с Псами и Дженкинсом Вебстер меняет историю - запускает систему обороны, а сам уходит в Храм Снов, чтобы спать там целую Вечность. Пусть развивается цивилизация Псов без вмешательства Человека.

Глава 7. "Эзоп"

И снова мы возвращаемся в фамильный дом Вебстеров, где живут оставшиеся представители рода человеческого после закрытия Женевы от внешнего мира. Среди них - Питер Вебстер, последний из династии. Животные живут в мире друг с другом, хищники приходят на специальные пункты кормления.

И новый виток истории - на этот раз люди помогли Псам выжить. "То, что было забыто, было воссоздано". Питер "изобрел" лук и стрелы и убил малиновку, что считается страшным грехом на планете, где насилия уже нет.

Здесь же появляются существа из параллельного мира - их называют "гоблины". Робот Дженкинс решает увести оставшихся людей в иные миры.

Глава 8. "Простой способ"

Прошло уже 10 000 лет, усадьба все так же стоит, а цивилизация развивается по другому пути - мир захватили муравьи. Те самые, над которыми в начале книги мутант Джо провел эксперимент. Они развились, сумели подчинить себе роботов, и теперь вся планета - это огромные стены муравейника.

Дженкинс нашел возможность вернуться в изначальный мир, и ищет способ избавиться от муравьев. Снова на сцену выходит Человек - тот Вебстер, который спит вечным сном - Дженкинс решил узнать, как люди справлялись с муравьями, есть же какой-то выход.

Способ один - отравить. Но в мире, где убийства уже не совершаются, Дженкинс не может пойти на такое. " Лучше потерять этот мир, чем снова убивать" - решает он .

______________________________________________________________________________________

Эпилог был написан Саймаком через 22 года после последней главы, и в некоторых изданиях он не включен в сборник.

Псы ушли в параллельные миры, муравьи не оставили им места. Единственное, что незыблемо - усадьба, как последний символ и память Человека. Усадьба, Дженкинс и мыши - все, что осталось. Даже роботы улетели на другие планеты.

Но, как оказалось, ничто не вечно - Дженкинс обнаруживает, что цивилизации муравьев тоже пришел конец. Это была точка.

В этот же момент за ним прилетает корабль, это роботы решили проверить существует ли Дженкинс еще в этом мире. И они забирают его с собой, ведь там, где они живут, " еще есть чем заняться ".

И Земля остается мышам - последним существам. Дженкинс, как олицетворение всей истории планеты, видевший рассвет и закат нескольких цивилизаций, принимавший непосредственное участие в их развитии, - снимает с себя бремя Хранителя.

Многим читателям, в особенности поклонникам фантастики, хорошо знакомо имя Клиффорда Саймака. Этот выдающийся писатель считается одним из столпов американской и мировой фантастики. Он написал ряд рассказов и романов, которые неизменно пользуются успехом во всём мире.

Основные идеи в творчестве Клиффорда Саймака

В произведениях Саймака есть несколько основных тем, к которым он неоднократно обращался, и которые стали доминирующими в его творчестве. Одна из таких идей — человечество лишь один из многочисленных видов существ во вселенной. И люди обречены на контакты с другим разумом. Но эти взаимодействия носят мирный характер.

В книгах писателя довольно мало динамики, практически нет насилия. Это связанно с тем, что Клиффорд Саймак интересовался человеческой натурой, естеством, а не внешними событиями суетного мира. Даже космос для него не арена для галактических баталий, как это обычно бывает в научной фантастике, а пространство для мирных контактов разумных существ.

Роман повествует о весьма далёком будущем. В те времена на нашей планете существуют уже несколько видов разумных существ помимо людей:

Со временем люди покинуть и переселяются в планетарную систему Юпитера. Их нишу занимают псы в содружестве с роботами.

На Земле ещё существует единственный сохранившейся город — Женева — где живут последние на планете люди. Но постепенно последние представители человеческой расы решают не мешать развиваться псам, в которых видят более достойных хозяев планеты, и скрывают город от всех посторонних глаз.

Воспоминания о людях остались лишь в легендах псов, сохранившихся в письменном виде. Эти предания сопровождаются комментариями псов. Большинство комментаторов считают людей лишь сказкой, в частности из-за того, что согласно этим преданиям именно люди способствовали развитию псов, как разумного вида.

На планете развивается ещё один разумный вид, вытесняющий все остальные — муравьи. Робот по имени Дженкинс, который в былые времена служил людям, решает покинуть родную планету, чтобы не вступать в конфликт с новыми хозяевами земли. По его мнению, лучше мирно уйти, чем развязывать кровопролитный конфликт.

Так вот, спустя более чем двенадцать тысяч лет, некая цивилизация берется выяснять, было ли вообще такое существо, как Человек, или же это всего лишь миф. Все, чем располагает этот постдвенадцатитысячелетний народ, - это устный цикл преданий, который чудесным образом сохранился, передаваемый из поколения в поколение (если конечно это не было выдуманной мистификацией). Но самое удивительное, что народ, который наследовал будущее, – это разумные псы, а в цикле преданий рассказывается, что именно Человек путем хирургии и изменения генного кода сделал пса разумным.

Но ныне от Человека не осталось и следа, и даже земля не хранит истории его бытия. Так, может быть, этого самого Человека не было вовсе? А если и был, то что же с ним случилось, и почему остались лишь псы?

Город. Обложка книги

Однако все, чтобы вы сейчас, мой дорогой читатель, не вообразили о том вероятностном мире будущего, будет слишком просто. Потому что на самом деле все намного более фантастично и необыкновенно. Человечество ожидают такие подвиги, о которых не снилось даже индивидам с самой буйной фантазией. Человек избавится от ужасных мегаполисов, создаст роботов, которые будут делать за него всю бытовую работу, покорит космос, утеряет и обретет философию, которая позволит избавиться от непонимания между людьми, сможет навсегда покончить с насильственной смертью, сделает псов разумными, создаст мутантов, которые опередят все человечество на сотни (даже тысячи) лет и в итоге исчезнут в неизвестном направлении, обретет ключи от самого настоящего рая и многое, многое другое.

Но все эти умопомрачительные чудеса на самом деле всего лишь антураж. Красивый, невероятный, захватывающий, но все-таки антураж. А вопросы, на которые делает упор автор (кто читал произведения Клиффорда Саймака, знает, что основа всех его произведений - прежде всего философия, психология и этика такого явления как человек), гораздо невероятнее, сложнее и интереснее. Эти вопросы изучаются человечеством с самых давних времен и до сих пор на них нет однозначного ответа. Можно ли пожертвовать жизнью одного единственного человека, чтобы спасти весь людской род? Можно ли добровольно лишить жизни себя и себе подобных, чтобы дать возможность нарождающейся цивилизации обрести свой уникальный путь? Что делать с людьми, если они всегда стремятся взять вверх над остальными живыми существами, и путь этот всегда усеян смертью? Можно ли, отказавшись от насилия и убийства, вновь взять в руки оружие, если от этого зависит существование целого народа?

Читайте также: