Семьеведение в школе когда введут

Обновлено: 05.07.2024

24 марта министр просвещения Сергей Кравцов заявил о том, что в новый учебник по обществознанию включили курс семьеведения. Кто автор этого учебника и на каких ресурсах можно ознакомиться с его содержанием, пока неизвестно. Свойкировский поговорил с учителями-предметниками, которые будут преподавать детям обновлённую дисциплину, и узнали мнение родителей и самих учеников. Все они попытались предположить, что именно будут рассказывать на уроках семьеведения и нужна ли эта дисциплина для воспитания подрастающего поколения.

В Минпросвещения заверяют, что главная задача нового школьного курса – утверждение семейных ценностей. К тому же защита семьи, института брака как союза мужчины и женщины, создание условий для достойного воспитания детей в семье закреплены законодательно в статье 72 новоиспечённой Конституции России.

По мнению специалиста, если в рамках учебного курса будут рассматривать понятие семьи как ячейки общества, рассказывать о необходимости взаимной поддержки, помощи, возможных семейных доходах и расходах при участии сексологов, психологов и юристов, то это вполне нормально.

– Было бы здорово, если бы в этом курсе было вообще всё: начиная от полового воспитания и заканчивая какими-то правовыми аспектами брака. Например, брачный контракт, Семейный кодекс, права и обязанности супругов, воспитание детей, развод, алименты. Достаточно даже говорить об этом вкратце, обзорно, чтобы для детей в будущем это не было каким-то открытием, – уверен Анатолий. – Тут же можно затронуть темы о поиске компромиссов, как сохранить отношения и семью, о ЗППП и немного о морали, потому что современные подростки про секс знают всё, но мало знают о венерических заболеваниях, контрацепции, физиологии, беременности. Они освоили практику, а теорию – нет.

Мужчина уверен, что главная задача школы – это воспитание, но без участия церкви и прочих религиозных организаций. Он также считает, что успех семьеведения во многом зависит от позиции учителя:

Если надо, учитель сделает

Учитель обществознания и права Яна родом из Кирова, но уже 7 лет работает педагогом в одной из петербургских школ. За время преподавания в школе девушка столкнулась с многочисленными изменениями в программе и в приоритетах образования.

– Например, в 5 классе обществознание вынесли во внеурочную сетку и заменили Основами духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР). Преподавание истории сменилось с концентрической системы, при которой всю историю проходят дважды, на линейную, где курс растягивается на 5–11 классы. Изменения ценностей и приоритетов, диктуемые государством, меняют и учебную нагрузку по предметам, – отметила Яна.

Яна не отрицает важность проблемы кризиса института семьи, которая актуальна в обществе уже не одно десятилетие. Но девушку также беспокоит, что́ именно будет включать этот курс и кто должен его преподавать.

– Нам однозначно сказали: преподавать будут учителя обществознания, ведь тема семьи поднимается в нашей учебной дисциплине в каждом классе. Мы изучаем роль семьи, семейный бюджет, семейное право, функции семьи, классификации, проблемы, то есть всё это в учебном плане по предмету уже есть. Насколько же целесообразно тогда вводить целый курс подобных тем? И можно ли вообще избежать развала института семьи и брака, введя школьный предмет? На мой взгляд, нет, – считает учитель.

Девушка уверена, что любой предмет можно интересно преподавать и формировать какие-либо умения, используя весь методический и содержательный потенциал.

– Но представим: вот я 27-летняя незамужняя учительница буду рассказывать детям, как нужно строить семью или, что пожалуй ещё лучше, мои коллеги с двумя разводами за плечами, воспитывающие в одиночку детей. Они могут скорее сказать, как не нужно этого делать. Научить распределять обязанности по дому должна семья, любви и заботе – тоже. Школа должна учить совсем другим вещам, – считает Яна.

Девушка закончила школу 11 лет назад, и в то время ученикам никто не говорил, как правильно жить, как создавать семью и нужно ли её создавать вообще. Девушка отметила, что не видит в таких разговорах большой необходимости.

Нужный предмет с неправильным названием

Если мнения учителей более менее схожи – оба считают, что курс семьеведения не может существовать в рамках современной школы, то взгляды учеников и родителей разделились.

Мама девятиклассника Светлана считает, что старшеклассников лучше учить финансовой грамотности и рассказывать о разнообразии профессий:

– Такие мысли для меня актуальны, потому что мой сын на пороге выпуска из школы. И его собственная семья для меня пока второстепенна.

А вот папа одиннадцатиклассника Александр (имя изменено) считает, что курс нужный, но получил какое-то неправильное название.

Мужчина также уверен, что в рамках уроков детям стоило бы рассказывать о взаимопонимании и взаимоподдержке между супругами:

Ученик девятого класса Роман думает, что курс по семьеведению будет также бесполезен и не интересен для учеников, как и курс регионоведения в его школе. Также молодой человек считает, что тема семьи достаточно раскрыта в комплексе школьных предметов:

– Про регистрацию брака, про разводы у нас и без отдельного курса рассказывают на уроках обществознания. Информацию о репродуктивной стороне семьи нам преподают на биологии. Про виды защиты нам рассказывают на ОБЖ. Хоть в обществознание, хоть куда воткните, у нас это и так в каждом предмете почти есть.

В свою очередь Елизавета Трушкова, ученица 11 класса Вятского технического лицея, считает, что курс семьеведения будет полезен для её сверстников и других подрастающих поколений.

– Мне кажется, этот курс будет включать в себя такие аспекты, как семейный бюджет, растраты семьи, как вести себя молодому родителю, что лучше – гражданский или юридический брак. Или, к примеру, уверены ли вы в том, что именно с этим человеком вы хотите заключить брак.

Девушка также отметила, что современным школьникам необходим и курс полового воспитания. Но, по мнению Елизаветы, будет лучше, если его будет вести школьный психолог или классный руководитель.

– Думаю, что в рамках урока обществознания или биологии даже в старших классах многие подростки этого не поймут. И вообще намного лучше, если об этом будут говорить родители детям, нежели учителя.

24 марта министр просвещения Сергей Кравцов заявил о том, что в новый учебник по обществознанию включили курс семьеведения. Кто автор этого учебника и на каких ресурсах можно ознакомиться с его содержанием, пока неизвестно. Свойкировский поговорил с учителями-предметниками, которые будут преподавать детям обновлённую дисциплину, и узнали мнение родителей и самих учеников. Все они попытались предположить, что именно будут рассказывать на уроках семьеведения и нужна ли эта дисциплина для воспитания подрастающего поколения.

В Минпросвещения заверяют, что главная задача нового школьного курса – утверждение семейных ценностей. К тому же защита семьи, института брака как союза мужчины и женщины, создание условий для достойного воспитания детей в семье закреплены законодательно в статье 72 новоиспечённой Конституции России.

По мнению специалиста, если в рамках учебного курса будут рассматривать понятие семьи как ячейки общества, рассказывать о необходимости взаимной поддержки, помощи, возможных семейных доходах и расходах при участии сексологов, психологов и юристов, то это вполне нормально.

– Было бы здорово, если бы в этом курсе было вообще всё: начиная от полового воспитания и заканчивая какими-то правовыми аспектами брака. Например, брачный контракт, Семейный кодекс, права и обязанности супругов, воспитание детей, развод, алименты. Достаточно даже говорить об этом вкратце, обзорно, чтобы для детей в будущем это не было каким-то открытием, – уверен Анатолий. – Тут же можно затронуть темы о поиске компромиссов, как сохранить отношения и семью, о ЗППП и немного о морали, потому что современные подростки про секс знают всё, но мало знают о венерических заболеваниях, контрацепции, физиологии, беременности. Они освоили практику, а теорию – нет.

Мужчина уверен, что главная задача школы – это воспитание, но без участия церкви и прочих религиозных организаций. Он также считает, что успех семьеведения во многом зависит от позиции учителя:


В новые учебники по обществознанию для школьников включен курс по семьеведению, в рамках которого старшеклассникам будут рассказывать о рождении и воспитании детей. Об этом сообщил глава Минпросвещения Сергей Кравцов, передает ТАСС.

Ранее Сергей Кравцов объявил, что во многих колледжах и техникумах срок обучения сократится до двух лет.

Отличить любовь от влюбленности

Азы будущей семейной жизни предполагают закладывать факультативно и еще в начальной школе, чтобы малыши знали, как выстраивать отношения. Подросткам, например, такой курс может помочь разобраться, где настоящая любовь, а где только влюбленность, уберечь от суицида.

мальчик школьник передает письмо девочке, семья

— На заключительном этапе, в старших классах, у нас должна быть самая настоящая подготовка к семейной жизни. Те самые конфликты, семейные споры, которые можно урегулировать, целый пласт конфликтологии в семье мы должны преподавать детям в старших классах, — добавила член Совета Федерации.

Икра из помидоров

Уточняем: не говорит ли введение предмета о неспособности родителей рассказать о семье, научить выстраивать отношения?

О том, какими бывали раньше уроки этики и семейной жизни, вспомнили пользователи в Сети.

сеья держатся за руки мать отец сын


Не доверять дилетантам


Кто будет преподавать — вопрос № 1. По словам эксперта, это не должен быть ни учитель русского языка и литературы, ни биологии (пусть и с большим опытом семейной жизни), а отдельный, специально обученный человек с педагогическим образованием.

мальчик и девочка школьники держатся за руки


Чему же стоит учить в рамках курса? Улаживанию конфликтов, финансовой грамотности, выстраиванию отношений не только супругов друг с другом, но и с родными по обе стороны — тещей, тестем, свекровью, свекром.

Интим не обсуждать?


Интересуемся: разве секс не часть семейной жизни?

— В школе с детьми можно говорить о социальной роли мужчины и женщины, жены и мужа, но интимные подробности, я считаю, не должны выноситься в публичное поле и обсуждаться в классе, — уверена Анна Садриева. — Такие разговоры должны вестись в семье.

Артур Реан, напротив, считает, что в рамках курса нужно говорить об интимных отношениях.

— Говорить, что об этом расскажут в семье… Хорошо, если так, но, как мне представляется, далеко не в каждой семье об этом могут рассказать. Часто родителям гораздо труднее об этом говорить со своими детьми, чем нейтральному постороннему человеку. И, главное, ребенку не всегда приятно слушать об этом от мамы, папы. А вот в обстановке, где это обезличено, такой научно-просветительский подход к теме воспринимается гораздо легче, — считает Артур Реан. — Эта тема должна быть в программе курса: семейной жизни без интимных отношений быть не может, дети должны это знать. Пусть лучше они узнают об этом здесь, на уроках: грамотно, в доверительной обстановке, чем на улицах и подворотнях.

Читайте также: