Селевко г к тихомирова н к педагогика сотрудничества и перестройка школы

Обновлено: 05.07.2024

1. Технология успешного обучения всех учащихся В.Ф. Шаталова на основе актуализации возможностей различных видов памяти учащихся, системы опорных сигналов, постоянного контроля и самоконтроля; реализации принципа (правил) равных условий, открытых перспектив, психологического комфорта.

2. Технология личностно- гуманного подхода Ш.А. Амонашвили в обучении шестилеток на основе свободного выбора; учебы на грани познавательных возможностей с соблюдением норм охранительного режима и благоприятной эмоционально-нравственной среды; раскрытия перед учащимися жизненного смысла обучения и пр.

3. Технология опережающего обучения С.Н. Лысенковой, построенного на стремление давать элементы нового знания, которое предстоит усвоить на последующих уроках, в целях создания атмосферы психологической уверенности на предстоящее усвоение материала; облегчение установления связей между изученным и новым материалом. Использование системы опорных схем для соединения наглядных образов с абстрагированными понятиями. Комментирование обучения, доказательно-комментированное рассуждение. Обязательное наличие успеха в учебной деятельности учащихся.

4. Технология обучения творчеству учащихся И.П. Волкова на основе проектирования уроков творчества, отбора узловых вопросов, многократного повторения изучаемого материала, чтения научно-популярной литературы. Алгоритм развития творчества в системе творческих дневников.

6. Технология связи учения с жизнью Т.И. Гончаровой, составные элементы технологии: опора на интерпретацию учащимися событий истории; диалогичность в изложении исторических событий с их оценкой учащимися; проведение исторических параллелей, оценка исторических событий с позиции современности. Элементы голографического подхода с опорой на жизненный опыт учащихся. Трактовка исторических событий учителем, учащимися, независимыми экспертами.

Самостоятельная работа:

- Какие образовательные программы реализуются в Калининградской области и какова их результативность?

- Какие позитивные и негативные тенденции на ваш взгляд наблюдают в образовательной системе региона?

- Каковы пути решения проблем образования в городе и области?

- Что бы Вы хотели изменить в процессе профессиональной подготовки специалиста в нашем вузе?

- Какова роль Калининградского региона в системе российского образования?

- Назовите имена известных педагогов, ученых и практиков, работающих в региональной системе образования.

2. Выпишите основные положения о современных образовательных технологиях из источника №8, с14-31.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1980.

2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создавать. – М., 1992.

3. Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения с голографическим методом проекции. – Екатеринбург, 1996.

4. Волков И.П. Приобщение школьников и творчеству. – М., 1982.

5. Инновационное обучение: стратегия и практика. – М., 1994.

6. Ильин Е.Н. Рождение урока – М., 1986.

7. Селевко Г.К., Тихомиров Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. – Ярославль, 1990.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М., 1998.

9. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М., 1989.

Тема 12. Психологические основы эффективной управленческой деятельности.

1. Сущность и содержание управленческой деятельности.

2. Функции оптимизации управленческой деятельности.

3. Характеристика психологической структуры:

- закон неадекватности самооценки;

- закон расщепления смысла управленческой информации;

Основные дифениции:

Этико-психологические принципы управленческого общения.

1. Принцип создания условий для проявления личностного потенциала сотрудников, их профессиональных знаний, опыта, способностей.

2. Принцип полномочий и ответственности.

3. Принцип поощрения и наказания.

4. Принцип рационального использования рабочего времени руководителя.

Принятие решений – центральный момент управления. Он присутствует в планировании (процесс поиска и принятия решений относительно выбора целей, задач и средств их достижения), в организации (решение, направленное на объединение различных видов ресурсов и совместной деятельности людей), оперативном управлении, мотивации, контроле и т.д.

Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицателнально-отрицательных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

Самостоятельная работа:

1. Сделайте конспект глав №7 (профессиональный стресс) и №8 (технология успеха в профессиональной деятельности) из литературного источника №4.

2. Составте библиографический список по проблеме.

Литература:

1. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии в повседневной работе. – М., 1993.

2. Маршев В.Н. Групповая сплоченность. Социально-психологический практикум. – Калининград: БГА РФ, 2000.

3. Маршев В.Н. Руководитель и коллектив: психология взаимоотношений. –К-д: БГА РФ, 2000.

4. Психология управления: Курс лекций/Л.К. Аверченко и др. – Новосибирск, 1997.

5. Практическая психология для менеджеров/Под ред. Тутушкина М.К. – М., 1996.

6. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Учебник. – М., 2000.

Методические материалы по современным педагогическим технологиям: описание, опыт использования, полезные ссылки.

По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: комплексная: био-, социои психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация.
По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.
По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная (сотрудничество).
По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.
По категории обучаемых: массовая (все категории).

• Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
• Гуманно-личностный подход к ребенку.
• Единство обучения и воспитания.

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:
• Гуманно-личностный подход к ребенку.
• Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
• Концепция воспитания.
• Педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом. Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе -это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:
• новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
• гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
• отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
• новую трактовку индивидуального подхода;
• формирование положительной Я-концепции.

Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:
• личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе - полноценная человеческая личность;
• личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
• личность - цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;
• каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;
• приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).

Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.Гуманное отношение к детям включает:
• педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
• оптимистическую веру в ребенка;
• сотрудничество, мастерство общения;
• отсутствие прямого принуждения;
• приоритет положительного стимулирования;
• терпимость к детским недостаткам. Демократизация отношений утверждает:
• уравнивание ученика и учителя в правах;
• право ребенка на свободный выбор;
• право на ошибку;
• право на собственную точку зрения;
• соблюдение Конвенции о правах ребенка;
• стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема - не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.
Ученье без принуждения характеризует:
• требовательность без принуждения, основанная на доверии;
• увлеченность, рожденная интересным преподаванием;
• замена принуждения желанием, которое порождает успех;
• ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;
• применение косвенных требований через коллектив.

Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает:
• отказ от ориентировки на среднего ученика;
• поиск лучших качеств личности;
• применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);
• учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
• прогнозирование развития личности;
• конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
- превращение школы Знания в школу Воспитания;
- постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
- гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
- развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;
- возрождение русских национальных и культурных традиций;
- сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
- постановка трудной цели.


Идеология и технология педагогики сотрудничества служат не только основанием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.

Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении - будущем всей страны.


работы учителя , воспитателя , руководителя , воспитательного учреждения в целом .

Такой подход обращает школу к личности ребенка , к его внутреннему миру ,

где таятся еще не развитые способности и возможности , нравственные потенции

свободы и справедливости , добра и счастья . Цель школы - разбудить , вызвать к

жизни эти внутренние силы и возможности , использовать их для более полного и

Гуманно - личностный подход к ребенку в учебно - воспитательном процессе -

это ключевое звено , коммуникативная основа личностно ориентированных педа -

гогических технологий . Он объединяет следующие идеи :

• новый взгляд на личность как цель образования , личностную направленность

• гуманизацию и демократизацию педагогических отношений ;

• отказ от прямого принуждения как метода , не дающего результатов в совре -

Новый взгляд на личность представляют следующие позиции :

• личность проявляется , выступает в раннем детстве , ребенок в школе - пол -

• личность является субъектом , а не объектом в педагогическом процессе ;

• личность - цель образовательной системы , а не средство для достижения ка -

• каждый ребенок обладает способностями , многие дети талантливы ;


• приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности

( доброта , любовь , трудолюбие , совесть , достоинство , гражданственность и др .).

Гуманизация и демократизация педагогических отношений . Личностные

отношения являются важнейшим фактором , определяющим результаты учебно - вос -

• педагогическую любовь к детям , заинтересованность в их судьбе ;

• терпимость к детским недостаткам . Демократизация отношений утверждает :

• стиль отношений учителя и учеников : не запрещать , а направлять ; не управ -

лять , а соуправлять ; не принуждать , а убеждать ; не командовать , а организовывать ;

Ученье без принуждения . Основным содержанием новых отношений являет -

ся отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства . Про -

блема - не в абсолютизации принципа , а в определении разумной меры . Вообще

воспитание невозможно без принуждения : это есть усвоение системы общественных

запретов . Но наказание унижает , угнетает , замедляет развитие , воспитывает раба .

Надо отойти от принуждения до таких рамок , когда оно не будет вызывать отторже -

• требовательность без принуждения , основанная на доверии ;

• замена принуждения желанием , которое порождает успех ;

• ставка на самостоятельность и самодеятельность детей ;

Новая трактовка индивидуального подхода . Суть нового индивидуального

подхода в том , чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребен -

ку , а от ребенка к учебному предмету , идти от тех возможностей , которыми распо -

лагает ребенок , учить его с учетом потенциальных возможностей , которые необхо -

димо развивать , совершенствовать , обогащать . Новая трактовка индивидуального


• применение психолого - педагогической диагностики личности ( интересы , спо -

собности , направленность , Я - концепция , качества характера , особенности

• учет особенностей личности в учебно - воспитательном процессе ;

• конструирование индивидуальных программ развития , его коррекция .

Формирование положительной Я - концепции личности . Я - концепция - это

система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе , на осно -

В школьные годы Я - концепция - основа внутреннего стимулирующего меха -

низма личности . Положительная , мажорная Я - концепция ( Я нравлюсь , Я способен ,

Я значу ) способствует успеху , эффективной деятельности , положительным прояв -

лениям личности . Отрицательная Я - концепция ( Я не нравлюсь , не способен , не ну -

жен ) мешает успеху , ухудшает результаты , способствует изменению личности в от -

Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у

ребенка положительной Я - концепции . Для этого в первую очередь необходимо :

• видеть в каждом ученике уникальную личность , уважать ее , понимать , при -

• создавать личности ситуацию успеха , одобрения , поддержки , доброжела -

тельности , чтобы школьная жизнедеятельность , учеба приносили ребенку радость ;

• исключить прямое принуждение , а также акценты на отставание и другие

недостатки ребенка ; понимать причины детского незнания и неправильного пове -

дения и устранять их , не нанося ущерба достоинству , Я - концепции ребенка (« Ре -

• предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положи -

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики со -

трудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении

• содержание обучения рассматривается как средство развития личности , а не

• обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям , умениям и навыкам и

Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде

дидактических идей , используемых в авторских системах педагогов - новаторов :

опорных сигналах В . Ф . Шаталова , в идее свободного выбора Р . Штейнера , в опе -


режении С . Н . Лысенковой , в идее крупных блоков П . М . Эрдниева , в интеллекту -

альном фоне класса В . А . Сухомлинского , развитии личности по Л . В . Занкову , в спо -

собностях творческих и исполнительских И . П . Волкова , в зоне ближайшего развития

Л . С . Выготского , в игре как средстве демократизации личности Д . Б . Эльконина , в

современных идеях гармонизации и гуманитаризации образования Е . Н . Ильина ,

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие

тенденции , по которым развивается воспитание в современной школе :

- постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы ;

- гуманистическая ориентация воспитания , формирование общечеловеческих

- развитие творческих способностей ребенка , его индивидуальности ;

- возрождение русских национальных и культурных традиций ;

- сочетание индивидуального и коллективного воспитания ;

Идеология и технология педагогики сотрудничества служат не только основа -

нием целой системы методов обучения и воспитания , но во многом и определяет со -

Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее , ответственное положе -

ние по отношению к остальным институтам воспитания , деятельность которых

должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесооб -

Важнейшими социальными институтами , формирующими подрастающую

личность , являются школа , семья и социальное окружение ( среда ). Результаты ( лич -

ность выпускника ) определяются совместным действием всех трех источников вос -

питания . Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления , со -

трудничества с родителями , влияния на общественные и государственные институ -

ты защиты детства , их общая забота о подрастающем поколении - будущем всей

применяется в работе учителей и целых школ , как в России , так и за рубежом .

Кроме вышеупомянутых , можно указать также известные школы и имена :

Англия : Саммерхилл ( Педагогика свободы по А . Нейлу );

США : Бруклайн ( Демократия в действии ), Нью - Йорк (« Справедливое со -

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагогика сотрудничества

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) психолого-педагогической практики и науки.

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору развития: комплексная: био-, социои психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация.

По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.

По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная (сотрудничество).

По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.

По категории обучаемых: массовая (все категории).

Целевые ориентации

• Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

• Гуманно-личностный подход к ребенку.

• Единство обучения и воспитания.

Концепция сотрудничества

Особенности содержания и методики

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

• Гуманно-личностный подход к ребенку.

• Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

• Педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный подход

Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом. Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе -это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:

• новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

• гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

• отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

• новую трактовку индивидуального подхода;

• формирование положительной Я-концепции.

Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:

• личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе - полноценная человеческая личность;

• личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

• личность - цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;

• каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;

• приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).

Гуманизация и демократизация педагогических отношений.

Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса. Гуманное отношение к детям включает:

• педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

• оптимистическую веру в ребенка;

• сотрудничество, мастерство общения;

• отсутствие прямого принуждения;

• приоритет положительного стимулирования;

• терпимость к детским недостаткам.

Демократизация отношений утверждает:

• уравнивание ученика и учителя в правах;

• право ребенка на свободный выбор;

• право на ошибку;

• право на собственную точку зрения;

• соблюдение Конвенции о правах ребенка;

• стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Ученье без принуждения.

Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема - не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.

Ученье без принуждения характеризует:

• требовательность без принуждения, основанная на доверии;

• увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

• замена принуждения желанием, которое порождает успех;

• ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

• применение косвенных требований через коллектив.

Новая трактовка индивидуального подхода.

Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает:

• отказ от ориентировки на среднего ученика;

• поиск лучших качеств личности;

• применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);

• учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

• прогнозирование развития личности;

• конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

Формирование положительной Я-концепции личности.

Я-концепция - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение. В школьные годы Я-концепция - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону. Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребенка положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

• содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;

• обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;

• идет объединение, интеграция школьных дисциплин;

• вариативность и дифференциация обучения;

• используется положительная стимуляция ученья.

Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В.Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штейнера, в опережении С.Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П.М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В.А. Сухомлинского, развитии личности по Л.В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И.П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л.С. Выготского, в игре как средстве демократизации личности Д.Б. Эльконина, в современных идеях гармонизации и гуманитаризации образования Е.Н. Ильина, Б.М. Йеменского и др.

Концепция воспитания

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

- превращение школы Знания в школу Воспитания;

- постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

- гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

- развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;

- возрождение русских национальных и культурных традиций;

- сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

- постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики сотрудничества служат не только основанием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.

Педагогизация окружающей среды

Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении - будущем всей страны.

Агишева З.И. (Йошкар-Ола, Марий-Эл);

Жаренова Т.Н. (Лакинск, Владимирская обл.);

Англия: Саммерхилл (Педагогика свободы по А. Нейлу);

Швейцария: Иттиген (Валъдорфская школа).

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1990.

2. Берулаева М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. -1994. - № 5.

3. Бударный А. Принципиально новая организация открывает путь к перестройке процесса обучения в школе //Народное образование. — 1988 — № 1.

4. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М.: Просвещение, 1988.

5. Кочетов А.И. и др. Эксперимент по программе воспитательной работы в школе. - Ярославль, 1994.

6. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. - М.: Просвещение, 1989.

7. Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. - М., 1994.

9. Селевко Г.К. Опыт разработки теории педагогики сотрудничества // Республиканская конференция по активным методам обучения. - Пермь, 1991.

10. Селевко Г.К, Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества. Методические рекомендации. Ч. I, II. - Ярославль, 1988, 1989.

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Читайте также: