Седьмая симфония прокофьева краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Работа студентки 4 курса

Медведевой Ирины Валерьевны

С.С.Прокофьев Седьмая симфония

В Седьмой симфонии выражен светлый взгляд на мир зрелого писателя, сохранившего до конца своих дней юношескую свежеть восприятия жизни.

Симфония отличается высокой простотой, изобилием широко льющихся мелодий. Это характерно для позднего Прокофьева. Не прибегая к стилизации, он создал по истине классическую, ясную и стройную, по-русски певучую симфонию.

Неторопливая первая часть ( Moderato ) написана в сонатной форме и основана на трех ярко индивидуальных темах.

В развитии главной партии (имеет трехчастное строение) тема сменяется контрастными эпизодами – встревоженными колючими пассажами у деревянных духовых и струнных. Затем динамическая реприза темы, в соль диез миноре и ля миноре.

Классическая русская тема сочетается в теме побочной партии. Мелодия начинается в низком регистре и затем развертывается более чем на две октавы вверх.

Разработка : представляет собой новый вариант экспозиции, более динамичный. Прокофьев применяет свой излюбленный метод динамического варьирования целых тем или больших их отрезков. Так, в начале разработки дается новое решительное маршеобразная тема, образованная из интонации заключительной и побочной темы. В симфоническом повествовании это новый более энергичный эпизод.

Затем варьируются мелодические отрывки из первых двух тем экспозиции. Мелодическое развитие приводит к кульминации- более активному, утверждающему варианту побочной партии (в финале симфонии эта тема оказывается главной мыслью всего сочинения). Вслед затем звучит заключительная партия в новом облике. Отметим и небольшую краску в оркестре фортепиано.

Вальс седьмой симфонии - воплощение молодости. Передаёт образ мечтательности и стремительности, насмешливости и нежности. Своеобразные тембровые диалоги . Задорное скерцозное вступление предшествует появлению лёгкой, полётной главной темы.

Тема связующей партии – острая и тревожная.

Небольшая по размерам 3 часть симфонии – задумчивое певучее ( As - dur ), подчёркивается оркестровым приёмом где каждая фраза поручается новому инструменту – сначала виолончель, затем скрипка, кларнет, гобой, английский рожок, фагот, флейта. Тема проводится несколько раз, варьируясь интонационно подобно сказочному образу. В репризе тема продолжает развиваться вариационно.

Музыка 4 части : Яркая и контрастная, выражает жизнерадостность и остроумие. Финал написан в форме, близкой рондо - сонате.

Тема рефрена : (ре-бемоль мажор) проносится в быстром темпе. Тема изложено в простой 3х частной форме, с контрастной маршеобразной серединой.

Небольшая певучая тема ( Poco meno mosso ) приводит ко второму эпизоду ( Moderato marcato , цифра 91). Здесь как и в середине звучит марш – на этот раз мальчишеский и задорный. В коде финала вновь возникает прекрасная тема побочной партии из 1-ой части. Эта широкая мелодия, как бы опоясывает всю симфонию, является её главной темой – темой жизни-утверждения. И снова за ней идёт таинственно – звенящая сказочная мелодия, она растворяется, замирает в грустных прощальных интонациях.

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, 3 трубы, 4 валторны, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, деревянный брусок, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, колокольчики, ксилофон, арфа, фортепиано, струнные.

История создания

Сергей Сергеевич Прокофьев / Sergei Prokofiev

Седьмая симфония — последнее симфоническое сочинение Прокофьева. Она, вместе с Симфонией-концертом для виолончели, Концертино для виолончели с оркестром и Сонатой для виолончели соло, вдохновленны­ми исключительно талантливым исполнителем Л. Ростроповичем, сбли­зившимся с композитором в последние годы его жизни, завершает творческий путь Прокофьева.

Седьмая симфония задумывалась первоначально как произведение для детей. В конце 1951 года Прокофьев сообщил в печати о том, что собирается написать несложную симфонию для радиовещания, рассчитанную на детскую аудиторию. Замысел постепенно приобретал реальные чер­ты, и в начале весны уже был закончен клавир. Весна и начало лета были посвящены оркестровке, а 2 июля в одном из писем композитор сооб­щал, что заканчивает симфонию.

В процессе работы концепция сочинения изменилась, расширилась. Вместо симфонии для детей родилась музыка, в которой лишь в какой-то мере оказался отраженным мир юности.

Симфония отличается выдержанностью стиля, стройностью формы. Она напоена поэзией, ее лирика отличается широчайшим охватом нюан­сов от напряженно-страстной до хрупко-нежной, от мужественной до романтически-порывистой. Музыка жизнелюбива, светла, отличается юношеской свежестью. В ней нет ни острых драматических коллизий, ни резких столкновений. Это — песнь о любви к жизни, к прекрасному. Лишь в самом конце ее разлита светлая печаль — как прощание компо­зитора с жизнью, которая не всегда была для него жестокой и которая, несмотря на всю трагичность советской действительности, все же оставалась прекрасной.

Премьера Седьмой симфонии состоялась незадолго до смерти компо­зитора, 11 октября 1952 года в Москве под управлением С. Самосуда.

Музыка

Первая часть написана в сонатной форме, но это не аллегро, как привыч­но для симфонических циклов, а модерато — более спокойно и медлен­но. Тема главной партии, широкая, распевная в нежном звучании скри­пок производит впечатление выразительной и проникновенной элегии. Ее интонации близки русской народной песне. Побочная партия тоже лирична, но это — лирика другого плана: романтически-приподнятая, гимническая. Она отличается широкими смелыми интервальными хода­ми, строгим ритмом, подчеркивающим твердость поступи. Особую полнокровность придает ей оркестровка — звучание в октаву фаготов, вал­торн, альтов и виолончелей, а далее, с переходом мелодии в более высокий регистр — струнных и высоких деревянных духовых инстру­ментов. Заключительная партия привносит еще один образ — причуд­ливо-сказочный, завораживающий, расцвеченный арфой, треугольником, колокольчиками. В музыке нет конфликта, поэтому разработка сравни­тельно невелика и основана не на столкновении тем, а их еще большем раскрытии, выявлении их возможностей. Так, например, в побочной теме подчеркиваются романтические черты, заключительная приобретает сумрачную, несколько тревожную окраску. Но реприза возвращает прежние настроения, а миниатюрная кода — еще одно напоминание о пленитель­ном грустно-задумчивом облике главной партии.

Симфония п о 7 в диез минор опус 131 (1952) является конечной симфония из Прокофьева .

Это одно из самых лиричных и мелодичных его произведений. Оркестровая текстура очень легкая по сравнению с пятью предыдущими симфониями, а гармоническое и ритмическое письмо более простое. Относительная скромность инструментальных средств и доступность музыкального языка делают это произведение подходящим для исполнения молодежными оркестрами - оно также было частично написано с этим намерением. Эта партитура излучает магическое очарование и ностальгию, которые делают ее достойным художественным свидетельством композитора, вернувшегося как из гордости парижской юности ( Вторая симфония ), так и из вспышек советского патриотизма ( Пятая симфония ). Кода последнего движения, самые длинная , что Прокофьев написал, представляет собой истинное прощание с музыкой, а затем последний шутливым начали напоминающий , что искусство продолжается.

Резюме

Состав

Произведение состоит из четырех частей:

Техническое описание

  • Название: Симфония п о 7 - диез минор, соч. 131
  • Произведение: 1951 - 1952 гг.
  • Создание: 11октября1952 г. в Москве , под руководством Самуэля Самосуда
  • Продолжительность: 35 минут

Оркестровка

История

Состав

Создание и прием

Творение стало поводом для последнего публичного выступления композитора, скончавшегося через несколько месяцев. Прокофьев получил в 1957 году (посмертно) Ленинскую премию за седьмую симфонию.

Анализ

Модерато

Около 9 минут - кажущаяся безмятежность и прозрачность, напоминающая Яна Сибелиуса .

Аллегретто - Аллегро

Около 8 минут - самая скрипучая часть симфонии, несущая в себе далекие отголоски второй части Пятой.

Анданте эспрессиво

Около 5 минут - красивая кантилена на фоне арпеджио , напоминающая Второй скрипичный концерт .

Многолетник - Moderato marcato

Сергей Сергеевич Прокофьев. Симфония № 7 до-диез минор

Симфонию № 7 Сергей Сергеевич Прокофьев написал за год до ухода из жизни. Это одно из последних его творений вообще и последнее произведение в жанре симфонии.

Третья часть – Andante – весьма оригинальна по структуре: сложная трехчастная форма, в которой крайние разделы – тема с вариациями (с тремя в начале, с двумя – в репризе). Тема крайних разделов исключительно спокойна и элегична. Средний раздел своей причудливостью перекликается с заключительной партией первой части, но имеет черты маршевости.

Финал в особенности напоминает о том, что изначально симфония предназначалась детям: его жизнерадостные, энергичные темы напоминают пионерские марши. Но развитие их приводит к возвращению материала первой части: сначала величественным гимном возникает побочная, затем в замедленном темпе проходит заключительная. Здесь она кажется еще более фантастической благодаря глиссандо арфы и тембру ксилофона. Она постепенно истаивает – как воспоминание о прожитой жизни, об ушедшей юности.

Симфония № 7 впервые прозвучала в Москве в ноябре 1952 г. Дирижировал Самуил Самосуд. Сергей Сергеевич Прокофьев присутствовал на премьере – это был последний раз, когда композитор слушал свою музыку в концертном зале.

Читайте также: