Положение об отношении к детям с речевыми нарушениями в доу

Обновлено: 05.07.2024

В связи с выходом нового примерного положения о логопедической помощи в организациях осуществляющих образовательную деятельность мы разработали свое положение о логопедической помощи в ДОО.

ВложениеРазмер
polozhenie_dou_logopomoshchi_20-21gg.docx 33.29 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Решением Педагогического совета Заведующий МБДОУ №72

_________ Е.В. Сагакова

  1. Положение об оказании логопедической помощи в ДОО (далее - Положение) регламентирует деятельность организации (далее - Организация), в части оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной речи (далее - обучающиеся) и трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных).
  2. Задачами ДОО по оказанию логопедической помощи являются:

- организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;

- организация и проведение логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи;

- организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам;

- консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися.

2. Порядок оказания логопедической помощи в ДОО

  1. Логопедическая помощь оказывается в ДОО любого типа независимо от ее организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации образовательных программ. При оказании логопедической помощи в ДОО ведется документация согласно приложению №1 к Положению. Срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента завершения оказания логопедической помощи.
  2. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным нормативным актом ДОО, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из:
  1. количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медик педагогической комиссии (далее - РМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6-12 указанных обучающихся;
  2. количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медико-педагогического консилиума (далее - ПМПк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем- логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся;
  3. количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом Организации, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся.
  1. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (приложения № 2 и № 3 к Положению).
  2. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.

По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение № 4 к Положению) обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.4 Положения.

  1. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК и (или) ППк.

Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года.

Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.

Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта руководителя ДОО.

  1. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем- логопедом с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК и (или) ППк.
  2. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы Организации.
  3. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителем-логопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики.
  4. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям (приложение № 5 к Положению).
  5. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с обучающимися из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная и иная.
  6. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников ДОО, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся. Консультативная деятельность осуществляется через постоянно действующий консультативной центр для детей-инвалидов, не посещающих ДОО и их родителей.
  1. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ
  1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей- логопедов) по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, определяются с учетом локальных нормативных актов ДОО.
  2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп компенсирующей направленности для детей с РАС и детей с ТНР, а также дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать ДОО, получающие образование на дому, имеющие нарушения в развитии устной речи.
  3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.5 Положения.
  1. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
  1. для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/ подгрупповых и индивидуальных занятий);
  2. для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/ подгрупповых и индивидуальных занятий);
  3. для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной ДОО.

При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития.

  1. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:

- для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин;

- для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин;

- для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;

- для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;

- для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.

3.6 Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:

  1. для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования - не более 12 человек;
  2. для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации(проведении коррекционных занятий с учителем- логопедом)не более 12 человек;
  3. для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений

речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная

наполняемость группы определяется в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной ДОО

Документация ДОО при оказании логопедической помощи

  1. Программы логопедической работы.
  2. Годовой план работы учителя-логопеда.
  3. Расписание логопедических занятий.
  4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь.
  5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
  6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.

ФИО родителя (законного представителя)

Согласие родителя (законного представителя) на проведение
логопедической диагностики обучающегося

ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

являясь родителем (законнымпредставителем) (нужное подчеркнуть)

(ФИО, № группы, в котором /ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)

выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.

(подпись) (расшифровка подписи)

ФИО родителя (законного представителя)

ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

являясь родителем (законным представителем) (нужное подчеркнуть)

(ФИО, № группы, в котором /ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)

прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

(подпись) (расшифровка подписи)

Педагогическая характеристика на обучающегося
(ФИО, дата рождения, группа/класс)

  • дата поступления в ДОО;
  • образовательная программа (полное наименование);
  • особенности организации образования:

- группа: комбинированной направленности, компенсирующей

направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др.);

  • факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другого класса, смена учителя начальных классов (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение на основе индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
  • состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и количество детей/взрослых);
  • трудности, переживаемые в семье.

Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность:

- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название);

  • соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для обучающегося по образовательной программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).
  1. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивностъ в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
  2. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
  3. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов - указать длительность, т.е. когда начались /закончились занятия).

Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы.

Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей, результаты контрольных работ и другое).

Учитель-логопед, принявший обращение: _______________________________

(указать ФИО, должность)

Результат обращения: _______________________________________________

Рекомендации по оснащению помещений для логопедических занятий

  1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.

В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.

Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей.

При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать

полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.

  1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,

испытывающими трудности в освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно

развивающих занятий и сенсомоторную зону.

В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.

Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать мебелью для проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий,

приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, учебными пособиями, индивидуальным раздаточным и дидактическим материалами.

При оснащении сенсомоторной зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей обучающихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Социокультурный проект для дошкольников, находящихся в социально опасном положении "Дворовая игра разных национальностей" на 2020-2021 учебный год

Ни для кого не секрет, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных детей. Те самые игры, в которые играли более старшие поколения, в том числе и мы сегодняшние взрослые. Те самые игры, которы.


Положение о календарном учебном графике на 2020-2021 учебный год

Настоящее Положение о календарном учебном графике Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №7 комбинированного вида г.Звенигород (далее - Положение) разработано в .

Цель: своевременное предупреждение, выявление и устранение проблем в речевом развитии дошкольников.

положение о логопедической помощи

положение для доу.


Программа построена на основе методического конструктора "Кейс-метод в дополнительном образовании детей." / под общ. ред. Е.А. Ворониной. — ГБУ ДО ДДТ «Союз. 2019. -5.


Цель клуба "Мы вместе" -оказание социальной поддержки родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в вопросах реабилитации, развития и воспитания детей;-оказание родителям дет.


Вы, сможете использовать материалы этого раздела когда зарегистрируетесь в клубе.
Или после входа в клуб. .

Петрова Е.Т
Положение регулирует работу педагогов в общеразвивающих группах, где дети посещают занятия логопеда. (логопункт)

Ельчанинова И. В.

Организация коррекционной работы с детьми логопедических групп

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организованна и скоординирована работа логопеда, воспитателей и родителей. Одним из важных вопросов взаимосвязи в работе педагогического коллектива является распределение задач.
Важно, чтобы воспитатель и логопед одновременно, каждый на своем занятии решали как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи. Таким образом, развитие речи осуществляется в стройной системе и связано со всеми разделами программы.

Занятия воспитателя строятся с учетом очер .

Читайте также: