Седая легенда краткое содержание

Обновлено: 01.07.2024

Премьера фильма "Седая легенда" Богдана Порембы состоялась в январе 1992 году, то есть снят он был на излете советской власти. Поэтому в нем удивительным образом переплелось старое и новое. С одной стороны сделан фильм по-советски: обстоятельно, с прописанными характерами, с хорошими костюмами, с прекрасной музыкой Е. Доги. С другой – постельные сцены там настолько откровенные, что создается впечатление, что их включили только потому что наконец ЭТО снять стало можно. Хотя, как вариант, что все дело в том, что фильм совместный, советско-польский.

Начинается "Седая легенда" начинается с того, что магнат Ракутович просит у друга князя Кизгайла продать ему холопку Ирину, в которую он влюблен. Но из-за пустяка друзья ссорятся и их давняя привязанность переходит во вражду. Ну, а дальше все завертелось и закончилось народным восстанием, к которому примкнул Ракутович.

Безусловным плюсом фильма являются все мужские роли. И Ракутович (Ульфсак), и Кизгайло (Калныньш), и Конрад фон Цхакен (Кознов), и (монах Алоиз (Немчик) выглядят живыми людьми, со сложными характерами. Безусловным минусом являются все женские роли. Польская актриса И. К. Павлак, играющая жену Кизгайло, переигрывает, да и выглядит перезрелой для этой роли. Мурина, которой досталась роль Ирины, изображает что-то исключительно не от мира сего, что плохо стыкуется как с ее положением холопки, так и с суровым XVII веком. Совершенно непонятно зачем ввели такой персонаж, как Смерть. Ну, не было у Короткевича никаких смертей в книге, у него вообще там никакой мистики нет. Ну и не очень понятно, как 3 человека, дружащие с детства (Кизгайла, Ракутович и Любка), могли быть такими разными по возрасту. Актеры, исполняющие мужские роли, родились в 1947 и 1948 гг., а Ивона Катажина Павляк - в 1963. То есть, разница составляет 15-16 лет, тогда как в начале фильма показаны вполне себе подростки-ровесники.

Я не поняла зачем надо было переделывать достаточно понятный и логичный текст Короткевича. В фильме герои поссорились потому что Ракутович хотел купить девку, а Кизгайло - подарить ее другу. В результате друзья поругались насмерть, а Ирина так и осталась холопкой. То есть, получается, что Ракутович из-за своей спеси не только себе жизнь испортил, но и любимой женщине. Но в книге этот эпизод выглядит иначе.

"Они сидели и пили вместе, и Алехно спросил у Романа, зачем ему это. Тот ответил, что, когда Ирина будет свободной, он попытается завладеть ее сердцем и жениться на ней.
— Гм… Так ведь ты ее в другую неволю тянешь. Ежели дознаются в округе, что ты ее выкупил, она снова будет чувствовать себя связанной. И собака хвостом виляет, когда кинешь ей кусок.
— Вот и хочу тебя просить, чтобы ты отпустил и молчал. Будто бы сам отпустил.
Кизгайла немного подумал.
— Нет, не отпущу, — сказал он. — Хочешь — бери, не хочешь — не бери. Нобилю нельзя жениться на холопке."
(В. Короткевич "Седая легенда")

Еще один момент, которого не было у Короткевича. Отсылая Ирину из замка, Кизгайло предлагает отведать ее своим соратникам. Если учесть, что девица до этого провела в подземелье не один месяц, то… сильно не брезгливые люди в XVII веке жили, сильно. Я бы к ней без противогаза и не подошла. Про то, что в этой сцене рубашка Ирины хоть и не белая, но вполне себе прилично выглядит, то есть, не грязная и не дырявая, а волосы и лицо чистые, я уже молчу.

Несмотря на отдельные недостатки, в целом фильм неплохой, он смотрится и сейчас. И еще там прекрасная песня, которую помнят многие, "Брось в кострище дров охапку, пусть горят пожарче".

Князь Кизигайла отказывается отпустить на волю свою холопку Ирину, в которую влюблен шляхтич Роман Ракутович. Роман в отместку возглавляет крестьянское восстание.

За минуту

Командир отряда швейцарских наемников Конрад Цхакен, получил приказ срочно прибыть в замок своего господина, литовского князя Алехно Кизгайлы. По прибытии он узнает, что в округе началось крестьянское восстание, возглавленное местным шляхтичем Романом Ракутовичем.

Когда-то Кизгайла и Ракутович были друзьями, но однажды они насмерть рассорились из-за того, что Кизигайла не отпустил на волю возлюбленную Ракутовича, простую холопку. Князь Кизгайла по совету своей молодой жены Любки, которая считает такой поступок непозволительным для дворянина, не разрешает князю Роману жениться на своей крепостной Ирине.

В итоге голубоглазую красавицу Ирину обвиняют в преступлении и убирают ее с глаз долой в тюрьму далеко от дома. Но Роман не сдается и готов бороться за свою любовь. Он поднимает бунт, собирает армию из простых крестьян и идет войной на Кизгайлу, несмотря на превосходящие силы противника.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

"Седая легенда".

Попался мне под руку фильм "Седая легенда" с Калныньшем и Ульфсаком. Начала смотреть, будучи уверенной, что снят он в СССР. Ближе к середине озадаченно почесала в затылке и возопила: "Если у нас в мои 17 лет кадры с мимолетно обнаженной женской грудью тянули на "Дети до 16", то тут какой уровень ставили? 50+?" Потому что любовная сцена снята ну очень откровенно. И сцена разгрома села Ракутовича также весьма приближена к реальности. То есть как-то не соотносится эта данность с "Сделано в СССР". Но в тоже время фильм снят очень по-советски: обстоятельно, с прописанными характерами, с хорошими костюмами. Где-то там промелькнул на музыканте парик из XVIII века, но лишь однажды. Как выяснилось, я была права оба раза. Фильм снимался в 1991 то есть, совсем уж на излете советской власти.

Кизгайло.jpg

Князь Кизгайло (И. Калныньш) и его жена Любка (И.К.Павлак).

Рассказывается в нем история любви нобиля Романа Ракутовича к холопке Ирине. Собственно, "Седая легенда" начинается с того, как Ракутович просит у друга князя Кизгайла продать ему Ирину. Но из-за пустяка друзья ссорятся и начинают враждовать. Поскольку снималось это все же еще в СССР (а написание сценария и подготовка к съемкам явно начались года за 2 до 1991), то в фильме много внимания уделено и показу крестьянского восстания, но его это не портит.

крестьяне.jpg

холопка.jpg

Безусловным плюсом фильма являются все мужские роли. Вот просто на кого не посмотри, все сыграли на 5+. И Ульфсак (Ракутович), и Калныньш (Кизгайло), и Кознов (Конрад фон Цхакен), и Немчик (монах Алоиз). Это - совершенно живые люди, со сложными характерами. Безусловным минусом являются все женские роли. Павлак (Любка) переигрывает, да и выглядит перезрелой для невесты. Мурина изображает что-то мимимишное и сюсюсюшное, что никак не стыкуется с суровым XVII веком. Вот просто блаженная какая-то. Смерть - это вообще пришей кобыле хвост. Ну, не было у Короткевича никаких смертей в книге. Зачем придумали?

Ракутович (Ульфсак) Ирина (А. Мурина)

Также явным минусом являются все (к счастью немногие) переделки сюжета Короткевича. Я сначала было думала назвать пост "О княжеской спеси" ибо в фильме герои поссорились потому что Ракутович хотел купить девку, а Кизгайло - подарить ее другу. Вот просто картина маслом: один говорит: "Вот тебе деньги за нее", а другой: "Не надо, я тебе ее дарю". В результате поругались насмерть, а Ирина так и осталась холопкой. Вывод: ну не дураки эти паны? Из-за своей спеси человека практически загубили. А на самом-то деле все не так было.

И тут да, все логично. А в фильме - увы. Еще один момент, которого не было у автора повести. Отсылая Ирину из замка, Кизгайло предлагает отведать ее своим соратникам. Если учесть, что девица до этого провела в подземелье не один месяц, то по идее там не то чтобы насиловать ее, к ней и подойти-то без противогаза или костюма химзащиты было бы страшно. Тоже мне, подарочек. Фу-у-у-у. Ну, про то, что в этой сцене рубашка Ирины хоть и не белая, но вполне себе приличная, не грязная и не дырявая, а волосы и лицо чистые, я уже молчу.

Вывод: смотреть можно. Некоторые несуразности и сю-сю-сю пережить можно. Фильм масштабный, с хорошо проработанными мужскими характерами, неплохими съемками и отличной музыкой. Если что, там композитор - Евгений Дога и этим все сказано. Эротическая сцена снята откровенно, но она вполне к месту. Знаете, я до сих пор забыть не могу как в "Комедии о Лисистрате" Райкин мудями, а Кабо грудями трясли. 29 лет прошло, а развидеть никак не получается. Ибо пошлость невыразимая. А тут - нет. За хорька в качестве домашнего любимца Любки - респект. Правда, в книге был горностай, но ладно.

Седая легенда кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

Богдан Поремба

Евгений (Еужен) Дога

Лембит Ульфсак , Ивар Калныньш , Ивона Катажина Павляк , Алла Мурина , Леон Немчик , Артур Гандрабура , Александр Кознов , Геннадий Гарбук , Юзеф Фрызлевич , Анджей Красицкий , Мария Пробош , Михал Шевчик , Александр Тимошкин , Владимир Сичкарь , Александр Беспалый , Геннадий Шкуратов , Евгений Дземяшкевич , Чеслав Ногацкий

Историко-приключенческий фильм по мотивам повести Владимира Короткевича "Седая легенда".
Пирует шляхта. Женится молодой князь Кизгайла. И даже весть о крестьянском мятеже не омрачает праздника. Спешит на свадьбу и старинный друг - полковник Роман Ракутович. Только не радуется его приезду невеста, предчувствуя надвигающуюся беду.

последнее обновление информации: 01.09.17

кадры из фильма >>

Седая легенда (1991) фотографии

Седая легенда (1991) фотографии

Седая легенда (1991) фотографии

Седая легенда (1991) фотографии

дополнительная информация >>

обсуждение >>

Интересно, с какого перепугу прозу Короткевича во всех хотя бы относительно приличных экранизациях упорно пытаются впихнуть в стилистику "западнославянского модерна"? Как говорят про такое французы. читать далее>>

Только узнал про эту экранизацию Короткевича и сразу посмотрел. Мне понравилось очень. Впрочем, и "Дикую охоту. " я считаю вообще шедевром, особенно, после недавнего восстановления цвета. Изюминку. читать далее>>

. Да, и это тоже правда. То, как обходились с простыми людьми, вполне возможно, и мои предки, я тоже из шляхты, и мне тоже стыдно за это, правда, не было у нас никогда в роду ни магнатов, ни феодалов. читать далее>>

Уже писала на страничке "Дикой охоты короля Стаха" и здесь повторюсь - ВСЕ экранизации Короткевича не просто неудачны, а катастрофически плохи. Очень обидно. Замечательные ведь книги! А фильмы. читать далее>>

Читайте также: