Сделать рекомендации по улучшению пришкольного участка школы курсовая

Обновлено: 05.07.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Все мы пассажиры одного корабля

из него просто некуда. Вот потому - то

все жители должны сообща спасать

Антуан де Сент Экзюпери.

Характерной особенностью современного города является ухудшение экологической обстановки. Высокая плотность населения, развитие промышленности и обилие транспорта в городах отрицательно сказываются на условиях жизни человека: происходит загрязнение воздуха, почвы и воды, повышается шумовой фон, возрастают стрессовые нагрузки. Все это негативно влияет на состояние здоровья городского населения, значительная часть которого - школьники. Знать, в каких условиях они живут и обучаются, немаловажно. Мы решили составить экологический паспорт школы и пришкольного участка и выяснить, соответствует ли наше школьное здание и классные кабинеты санитарно-гигиеническим нормам. Паспорт позволяет обобщить данные, полученные при выполнении ряда исследовательских работ по экологической оценке школы, ее помещений и пришкольной территории.

Актуальность данной работы связана с все более усиливающимися антропогенными воздействиями на окружающую среду.

Объект исследования:

- Школьное здание и внутришкольные помещения

Цель нашего исследования — изучение экологического состояния школы и пришкольной территории, выявление экологических проблем, связанных с месторасположением школы.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

изучить литературу, используя разные источники информации, о загрязнении воды, воздуха и почвы различными веществами и их влиянии на организм человека;

освоить методики определения физико-химических характеристик проб воды, почвы, растительности, атмосферы;

рассчитать степень загрязнения воздуха выхлопными газами автомобилей вблизи школы

определить физические характеристики и качественный состав воды, почвы, атмосферы.

на основе полученных данных сделать вывод об экологическом состоянии школы и пришкольного участка

II. Основная часть

1.​ Анализ расположения школы в микрорайоне.

Об образовательной организации

Полное наименование организации:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 37" города Смоленска

Краткое наименование организации:

Дата создания организации:

По санитарно-гигиеническим нормам промышленные предприятия, бани, магазины и др., должны располагаться от школы на расстоянии не менее 10 м, автострада – не менее 25 м.[10] Расстояние от нашей школы до ближайшего магазина – 45 м, до автодороги – 54 м. Промышленных предприятий в ближайшей зоне нет.

По нашему мнению, основным источником загрязнения пришкольной территории является дорога. Ведь по гигиеническим требованиям общеобразовательные учреждения размещаются от дорог с регулярным движением транспорта на расстоянии 100 – 170 метров. Мы проанализировали большое количество литературы, связанной с данной проблемой, и пришли к выводу, что автомобильный транспорт и дороги – сильнейшие загрязнители окружающей среды.

2. Влияние автомобильного транспорта на экологическое состояние окружающей среды.

Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения. Это известно всем. Но то, что машина из блага цивилизации может превратиться в ее бич, человечество стало понимать сравнительно недавно. Чем больше машин выходит на улицы, тем труднее жителям мирно сосуществовать с их стальным гудящим и чадящим потоком.

В выхлопных газах содержатся оксид углерода(II), оксиды азота, углеводороды, альдегиды, сажа, бензапирен, формальдегид, бензол и т.п. (всего около 300 различных веществ.) Окись углерода, например, попадая в кровь, так действует на красные кровяные тельца - эритроциты, что они теряют способность транспортировать кислород. В результате наступает кислородное голодание организма, что прежде всего сказывается на центральной нервной системе.

Когда мы вдыхаем оксиды азота, они в дыхательных путях соединяются с водой и образуют азотную и азотистую кислоты. В результате возникает не только раздражение слизистых оболочек, но и весьма тяжелые заболевания. Считается, что оксиды азота в 10 раз опаснее для организма, чем оксид углерода(II).[8]

Именно в развитии автотранспорта и стало быть все в большем засорении атмосферного воздуха многие ученые видят главную причину смертности от рака легких. Ведь при истирании шин об асфальт атмосфера загрязняется резиновой пылью.[7]

Выхлопные газы являются причиной фотохимического тумана. Фотохимический туман возникает в загрязненном воздухе в результате фотохимических реакций, протекающих под действием солнечного излучения. К веществам, участвующим в фотохимических реакциях, относятся альдегиды, раздражающие глаза и вызывающие боль в горле уже при сравнительно малой концентрации. Однако эти вещества влияют на функции легких и органов кровообращения, начиная с такой малой концентрации, когда человек еще не замечает, что ему щиплет глаза.[4]

3. Роль зеленых насаждений в улучшении экологического состояния окружающей среды.

По данным специалистов, запылённость воздуха под деревьями меньше, чем на открытой площадке. Дерево средней величины за 25 ч. восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Крупные лесопарковые полосы являются активными проводниками чистого воздуха. Древесно-кустарниковая растительность обладает избирательной способностью по отношению к вредным примесям и в связи с этим обладает различной устойчивостью к ним. Более активными фильтрами атмосферы являются деревья устойчивые к загрязнению, с большой листовой поверхностью и большим объемом газопоглощения и осаждения пыли. Лучше задерживают пыль растения с шершавыми, морщинистыми и липкими листьями.[11]

Приведем список растений, способных активно очищать воздух от вредных веществ:

— наибольшей газопоглотительной способностью обладают липа и клен;

— поглотители сернистого газа: тополь, ясень, вяз гладкий, липа широколиственная, ива белая;

— поглотители оксида азота: яблоня обыкновенная;

— поглотители свинца: каштан конский, липа сердцевидная, тополь

— поглотители радиоактивности: брусника, дубы.[1]

Степень загрязнения воздуха в промышленных районах города можно оценить по обилию различных лишайников. Лишайники – древняя группа симбиотических организмов, состоящая из гифов грибов и водорослей (цианобактерий). Лишайники способны успешно противостоять абиотическим и биотическим факторам. В то же время они плохо приспособлены к различным проявлениям антропогенного воздействия человека на биоценоз. [3]

В условиях города непосредственное влияние на лишайники оказывают освещенность, температура, физические и химические свойства субстрата и особенно состав воздуха. У лишайников отсутствует непроницаемая кутикула и газообмен происходит свободно через всю поверхность. Также всей поверхностью лишайники впитывают дождевую воду, где концентрируется много токсичных газов. Наиболее опасны для лишайников загрязнители воздушного бассейна города – оксиды азота, серы, угарный газ, соединения фтора.

Степень загрязнения воздуха можно определить по видовому составу и частоте встречаемости лишайников. При этом выполняется следующая закономерность:

1) Чем сильнее загрязнён воздух города, тем меньше встречается в нём видов лишайников (вместо десятков может быть один – два вида);

2) Чем сильнее загрязнён воздух, тем меньшую площадь покрывают лишайники на стволах деревьев.[18]

4. Характеристика почвенного покрова пришкольного участка

Почва - незаменимое достояние и источник богатства человечества, важнейший компонент биосферы, выполняющей в ней ряд глобальных функций. Почвой называется самый поверхностный слой суши земного шара, возникающий в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растений, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Почва представляет собой совершенно особое природное образование, обладающее только ей присущими строением, составом и свойствами. Важнейшим свойством почвы является ее плодородие, т.е. способность обеспечить рост и развитие растений. Это свойство представляет исключительную ценность для жизни человека и всех живущих на суше организмов.

В отношении выполнения экологических функций в биосфере почва является незаменимым компонентом;ее функции не могут быть выполнены никакой другой частью биосферы. Экологические функции почв в биосфере базируются на двух основополагающих ее качествах. Во-первых, почва служит средой обитания, базисом и опорой для огромного числа организмов; во-вторых, почва является необходимым и незаменимым звеном регулирования всех биогеохимических циклов; через почву проходят и почва регулирует круговороты всех элементов биосферы. Все экологические функции почв взаимосвязаны и все вместе во многом определяют условия существования организмов.[12]

5. Характеристика школьного здания и внутришкольных помещений.

В школе расположено:

38 учебных кабинетов общей площадью-2389м 2 ,

2 спортивных зала-278 м 2 и 271 м 2 ,

столовая-211 м 2 ,

актовый зал-176 м 2 ,

библиотека-117 м 2 ,

4 кабинета заместителей директора,

5 подсобных помещений,

8 туалетных комнат.

Воздушная среда в школьных помещениях оказывает постоянное воздействие на организмы учащихся. В ней содержатся различные хими­ческие вещества, которые образуются в результате жизнедеятельно­сти учащихся, в результате деструкции синтетических полимерных материалов, а также микроорганизмы. Концентрация вредных примесей в воздухе школьных помещении не должна превышать установленные санитарно-гигиенические нормы.

Учебный процесс тесно связан со значительным напряжением зрения. Нормальный или немного повышенный уровень освещения школьных помещений (классных комнат, кабинетов, лабораторий, учебных мастерских, актового зала, библиотеки) способствует снижению напряжения нервной системы, сохранению работоспособности и поддержанию активного состояния учащихся. При недостаточном освещении учебных помещений школьники слишком низко наклоняют голову при чтении, письме и других видах деятельности. Это вызывает усиленный приток крови к глазному яблоку, оказывающей на него дополнительное давление, которое приводит к изменению его формы и способствует развитию близорукости. Чтобы избежать этого, желательно обеспечить проникновение прямых солнечных лучей в помещения школы и строго соблюдать нормы искусственного освещения.

Смешанное освещение (естественное и искусственное) не влияет на органы зрения, чего нельзя сказать об одновременном использовании в помещении ламп накаливания и люминесцентных ламп, имеющих разную мощность.

Для человека звук является одним из важнейших воздействий окружающей среды. Ухо человека может воспринимать и анализировать звуки в широком диапазоне частот и интенсивности. Слух - одно из многих удивительных свойств, которое дано человеку самой природой.

Звуки и шумы слишком большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры и даже могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение на человека. Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершенно незримо, незаметно, он не имеет неприятного запаха, не выделяет никакого излучения и ядовитых газов. Тем не менее, он действует на наше здоровье.

Шум один из видов физического загрязнения на рабочем месте. Чаще всего шум представляет собой сочетание многих тонов, разных уровней громкости и высот /частот/. Уровень шума измеряется в децибелах /дБ/. У человека диапазон уровнем звукового давления от порога слышимости до порога болевого ощущения составляет 12O дБ.[12]

Шум приводит к затруднению общения между учениками и учителями, к раздражению..Интенсивный анормативный шум (65—75 дБ) - это шум, неприемлемый для умственного труда. Заглушает повышенный голос учителя, голоса детей. Этот шум быстро утомляет. Его можно сравнить с громкой музыкой по радио, с шумом очень оживленной городской улицы. Он в полтора-два раза больше громкого рабочего неприятного шума. Интенсивный анормативный шум значительно превышает санитарные нормы для умственного труда, нормы допустимых уровней речевого шума, снижает внимание, развивает утомление, оказывает значительную нагрузку на центральную нервную систему, вызывает отрицательные эмоции.[9]

II. Исследовательская часть

1. Экологическое исследование пришкольного участка:

а) Определение содержания количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу транспортом.

Цель: изучить влияние автотранспорта на состояние атмосферного воздуха в районе школы №37.

Для достижения данной цели необходимо было выполнить следующие задачи:

определить интенсивность и состав транспортного потока на контрольных участках;

рассчитать количество топлива разного вида, сжигаемого двигателями автомашин;

рассчитать количество образованных вредных веществ по бензину.

Определение количества единиц автотранспорта, проходящего по контрольному участку исследования.

На основе пятикратного проведения эксперимента были получены усредненные характеристики транспортного потока, представленные в таблице.

Таблица 1. Поток автотранспорта на контрольных участках

Дорога перед школой ул. Рыленкова

Примечание: санитарные требования по уровню загрязнения допускают поток машин в жилой зоне интенсивностью не более 200 автомобилей в час.

2. Рассчитывается общий путь, пройденный выявленным количеством автомобилей каждого типа за 1 час (S, км), по формуле: S = N х I, где N – количество автомобилей за 1 час; I – длина участка, км, равная 0,05 км.

S=270*0,05=13,5 км ( ул. Попова)

S= 185* 0,05=9,25 км (ул.Рыленкова)

3. Рассчитывается количество топлива, сжигаемого двигателями автомашин (R, л), по формуле: R = S х K, где K – расход топлива на 1 км пути, л, приблизительно равный 0,1 л для бензиновых двигателей.

R=13,5 км*0,1= 1,35( ул.Попова)

R= 9,25*0,1= 0,92 (ул.Рыленкова)

4. Рассчитывается объемное количество выделившихся загрязняющих веществ (V, л) на выбранном нами участке дороги по формуле: V = R х k , где k – коэффициент для бензина: при сгорании топлива, необходимого для пробега 1 км, выделяется: 0,6 л угарного газа, 0,1 л углеводородов, 0,04 л диоксида азота.[15]

В таблице представлен расчет количества загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу исследуемым количеством автомобилей, проезжающих на контрольном участке за сутки.

Садовников Владислав – 11 кл,

Бондарева Ксения – 6 кл

Руководители:

II. Основная часть

1.Описание объекта исследований…………………………………….. …………..…5

2. Литературный обзор

2.1. Основы ландшафтного дизайна……………………………………………..…. 6

2.2. Флора пришкольного участка, как элемент ландшафтного дизайна……….…6

2.5. Использование ландшафтного дизайна в учебно-познавательных целях…. 7

3. Практическая часть

3.1. Этапы реализации проекта…………………………………………………………7

3.2. Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории……………………………………………………………………………..……7

С тех пор как человек пахать обрел уменье,

Украсить дом и двор он ощутил стремленье

И стал вокруг себя сажать для красоты

По вкусу своему деревья и цветы.

I . Введение

В рамках областного проекта учащиеся и коллектив педагогов МОУ СОШ №28 начали работу по озеленению пришкольной территории. Школьный двор – это визитная карточка школы, требующая постоянной и целенаправленной работы по благоустройству. Проблема состояния и благоустроенности школьного двора имеет более глубокое экологическое значение, чем, кажется на первый взгляд. По существующим санитарным нормам каждое учебное, дошкольное или оздоровительное учреждение должно иметь выраженную буферную зелёную зону, ограждающую эти особые по своему назначению объекты от загазованной окружающей среды.

Гипотеза: создание элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории может привлечь внимание учащихся и их родителей к экологическим проблемам микрорайона школы и повысить социальную активность населения.

Актуальность выбранной темы: благоустройство территории играет важную роль в жизни человека - красиво устроенные клумбы, малые формы, элементы ландшафта оказывают влияние на настроение человека, его здоровье и настроение, создают благоприятный микроклимат. Данный проект позволяет учащимся, педагогам, родителям прикоснуться к историческому прошлому школы, ее настоящему и будущему. Работа в этом проекте дает возможность педагогам развивать у учащихся патриотические качества, активную жизненную позицию, а также реализовать способности художников, дизайнеров, садоводов, исследователей.

Цель исследования: выяснение влияния создания единого комплекса ландшафтного дизайна пришкольной территории МОУ СОШ №28, на успешную реализацию программы экологического воспитания учащихся и повышение социальной активности и жителей микрорайона школы.

Задачи исследования:

· выяснить мнение учащихся школы и жителей микрорайона о необходимости благоустройства пришкольной территории;

· изучить экологическое состояние пришкольной территории;

· познакомиться с основами цветоводства и ландшафтного дизайна;

· разработать дизайн – проект школьного двора;

· провести поэтапную реализацию мероприятий проекта по благоустройству и озеленению школьного двора.

Объект исследования: современные формы ландшафтного дизайна.

Предмет исследования: возможности создания элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории с учетом ее экологических особенностей.

Место исследования: пришкольная территория МОУ СОШ №28.

Сроки исследования: с 10 сентября 2010 года по 30 августа 2011 года.

Методы исследования :

· анализ научно- популярной литературы по ландшафтному дизайну, учебных пособий по лесоводству и почвоведению;

· исследовательский (определение кислотности почв, ее плодородия и степени освещенности планируемых участков ландшафта);

Механизмы реализации проекта.
А) Выполнение проекта осуществляется по нескольким направлениям (Приложение №1);

Б) Этапы реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории МОУ СОШ №28 (Приложение №2);

В) План мероприятий подготовительного, проектировочного и практического этапов (Приложение №3).

Ожидаемые результаты

Краткосрочные результаты:

1. Анализ результатов социологического опроса населения микрорайона, учителей, учащихся, родителей.

2. Получение сведений о состоянии дендрофлоры в микрорайоне школы путем анализа паспорта зеленых насаждений.

4. Распространение буклетов среди социума микрорайона с целью привлечения внимания к сохранению ландшафтных форм школьной территории.

5. Озеленение и благоустройство пришкольного участка: разбивка клумб, обновление насаждений кустарников, деревьев и т. д. Поддержание чистоты и порядка на школьной территории.

6. Знакомство учащихся с основами цветоводства, овладение агротехническими приёмами выращивания растений.

Долгосрочные результаты:

1. Повышение социальной активности учащихся и родителей.

2. Повышение уровня общей культуры населения микрорайона. Формирование экологического сознания и ответственности у школьников и родителей.

3. Формирование у участников проекта навыков практической природоохранной работы и исследовательской деятельности.

4. Улучшение экологического состояния и эстетического вида пришкольной территории.

5. Формирование личностных качеств учащихся: целеустремлённости, трудолюбия, толерантности.

6. Повышение мотивации и самооценки учащихся, формирование умения делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.

II . Основная часть.

1. Описание объекта исследования.

Наш школьный парк был основан в 1973 году. Основную массу составляют лиственные деревья: тополь пирамидальный-2 шт, рябина -1 шт, клены полевой, американский и татарский – 17 шт, липа сердцелистная – 14 шт, вяз – 6 шт, каштан конский – 32 шт, ясень – 2 шт, робиния белая – 9 шт, тутовое дерево – 22 шт.

На территории нашей школы находится 4 клумбы. Высаживаемые цветы, несмотря на уход, плохо развиваются, и клумбы имеют непривлекательный вид. Центральные клумбы находятся на северной стороне школьного здания и практически лишены солнечного света, что затрудняет выращивание на них цветочных культур. Почва на них не структурированная, глинистая, вода после дождей плохо впитывается. Именно на них было решено провести исследование состава почвы и мелиоративные мероприятия, способствующие улучшению качества грунта, создать ландшафтный дизайн с высадкой таких растений, которые не только способны произрастать в таких жестких условиях, но и разнообразить видовой состав деревьев и кустарников школьного парка.

Школа находится в окружении развитых автомобильных дорог с большим потоком машин. Загрязнение атмосферного воздуха является одной из важных экологических проблем микрорайона нашей школы . Загрязнённость воздуха была подтверждена исследованиями, проводимыми в течение ряда лет учащимися нашей школы по различным методикам. Уменьшить масштабы данной проблемы поможет грамотное озеленение пришкольной территории.

Благоустроенная пришкольная территория может являться площадкой для реализации программы экологического воспитания и образования детей и взрослых, которые будут включены в практическую деятельность по благоустройству и примут участие в массовых природоохранных мероприятиях.

2. Литературный обзор.

2.1. Основы ландшафтного дизайна.

Под ландшафтной архитектурой в наши дни понимается особый вид архитектурной деятельности, направленной на создание гармоничного и целесообразного окружения для человеческой жизни.

В этих целях ландшафтная архитектура использует такие материальные средства, которые всегда существовали в природе (рельеф, вода, растительность и др.) и подвергает их необходимым преобразованиям. Все компоненты ландшафта тесно связаны между собой, их состояние и развитие зависит от конкретных природных условий, от воздействия хозяйственной и социальной деятельности человека. Все это приходится учитывать в работе ландшафтному архитектору.

Цветочно-декоративное оформление является частью озеленительных работ и в большинстве случаев неразрывно связано с древесно-кустарниковыми насаждениями. Цветы нужно высаживать тогда, когда территория полностью благоустроена проложены дорожки и площадки, посажены деревья и кустарники, посеяны газоны. Искусство цветочного оформления состоит в том, чтобы при наименьших затратах получить наибольший декоративный эффект. Цветники - наиболее дорогостоящий и трудоемкий вид из всех форм озеленения. Их размещают на самых видных, парадных местах, вдоль дорожек, на пересечениях основных аллей, причем так, чтобы ассортимент цветочных культур обеспечил непрерывное цветение в течение длительного времени.

2.2. Флора пришкольного участка, как элемент ландшафтного дизайна.

Красота это плод постоянного вдохновения,порожденного упорным трудом. (Делакруа)

Для оформления школьного участка мы выбрали пейзажный стиль. Именно из этого стиля мы можем заимствовать приемы оптического увеличения пространства и усиления его глубины, что необычайно важно для малого по площади современного сада.

2.3. Газоны. Газон придает участку ухоженный и опрятный вид, создает приятный глазу спокойный общий фон, идеальный для любых цветов и композиций растений. На фоне газона особенно ярко проявляется окраска и форма цветов (Приложение №4).

2.4. Виды цветников.

Цветник - очень мощный прием выделения какого-либо участка местности, позволяющий организовать общий план участка, оживить монотонный весной и осенью ландшафт. Цветочное оформление должно быть правильно спланировано и равномерно размещено. Цветники могут иметь различные размеры, формы, композиционные решения, цветочные сочетания декоративных растений в зависимости от назначения и месторасположения. К элементам цветочного оформления регулярного стиля относятся клумбы, рабатки, бордюры, партеры (Приложение №5).

2.5. Использование ландшафтного дизайна в учебно-познавательных целях.

Элементы ландшафтного дизайна можно с успехом применять в учебно-познавательных целях. Например, создание Дарвиновской площадки позволяет проводить наблюдения за развитием последовательности заселения растений в естественных условиях. Экологическая тропа способствует экологическому обучению и воспитанию учащихся. Этнографический уголок - важный элемент краеведческой составляющей воспитания школьников (Приложение №6).

3. Практическая часть.

3.1. Этапы реализации проекта.

-создание цветников с использованием современных элементов ландшафтного дизайна;

- обновление спортивной площадки;

-обновление дендрологического участка территории;

-восстановление травяного покрова территории;

-организация поддержания чистоты и порядка на территории;

Диаграмма 1.

Важное значение мы придавали и изучению литературы по ландшафтному дизайну.
Красивое платье начинается с выкройки, а красивый участок – с эскиза, нарисованного на листке бумаги. В школе был объявлен конкурс эскизов пришкольного участка, которые школьники разрабатывали с учетом освещенности территории, состава почв, видового разнообразия цветочно-декоративных растений. В этом процессе принимали участие и родители. Обсудив эскизы на заседании Совета школы, отобрали лучшие, которые содержали новые элементы ландшафтного дизайна – рокарии, вертикальное озеленение, использование малых архитектурных форм, красивые клумбы, газоны.

Проект оформления пришкольного участка.

Обозначения на плане:

2 – центральное крыльцо;

5 – каменистый рокарий;

6 – круглая клумба;

7 – клумба с альпийской горкой;

8 – керамические вазоны с цветами; 9 – каштановая аллея;


11 – хозяйственные постройки;

12 – спортивные сооружения;

13 – живая изгородь из кустарников;

14 – вертикальное озеленение на столбе;

15 – липовая аллея;

16 – площадка по ПДД

Анализ почвы

Результаты анализа

2. Определение активной кислотности почвы

3. Определение легко растворимых соединений:

Г) ионов кальция

Д) катионов железа (II)

Е) катионов железа (Ш)

Тысячные доли процента

Тысячные доли процента

Сотые или тысячные доли процента

Вывод: почва глинистая, сильношелочная, бедная нитратами и ионами кальция. С учетом проведенных исследований были выбраны растения, соответствующие


кислотности почв и затененности. Идеально подошли хвойные растения: ели, туи, можжевельники, а также многолетние хосты, вербейники.

3.2. Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории.

В ходе реализации проекта были выполнены следующие работы:

1.Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, жителей микрорайона по проведению основных мероприятий проекта (сформированы творческие группы по разным направлениям деятельности, на подготовительном этапе проведена ландшафтная организация школьной территории, выбраны растения для озеленения);
2. Проведен сбор информации и опрос жильцов микрорайона для оценки реализации проекта по озеленению и благоустройству пришкольной территории;
3. Произведена обрезка деревьев, выкорчеваны погибшие деревья и кустарники, побелены стволы деревьев;
4. Проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники);
5.Исследована кислотность и качественный состав почв пришкольной территории;

6. Составлен эскиз ландшафтного дизайна пришкольного участка;

III . Заключение.

В школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно сделать так, чтобы помещение школы и пришкольная территория были притягательными, в чем-то волшебными. В школе и вокруг нее на воспитание ученика должен работать каждый квадратный метр. Реализация данного проекта помогает созданию условий для использования творческих способностей учащихся и вовлечению учащихся школы в процесс дизайнерского преобразования окружающего мира. Не остались равнодушными и жители микрорайона: активизировалась их социальная позиция, которая выразилась в желании помочь в осуществлении данного проекта. Кроме того, повысилась конкурентоспособность школы путем создания имиджа красивого уютного дома, красота которого создается инициативой и трудом детей и педагогов.

Пришкольная территория является эффективным продолжением и дополнением традиционного учебно-воспитательного процесса, экспериментальной и исследовательской деятельности.

Подобные территории - будущее в обучении новых поколений. От личного участия каждого в движении за мир и за здоровую биосферу зависит, каким станет лик Земли и где находится человечество в данный момент: в начале или в конце своего путешествия в будущее.

Практические рекомендации:

1. Продолжить научно- исследовательскую работу по изучению экологического состояния пришкольной территории (кислотности почвы, освещенности, состояние дендрофлоры);

2. Организовать на пришкольной территории проведение экскурсий и практических работ учащихся: фенологические наблюдения, описание природно-антропогенных ландшафтов, изучение влияния антропогенных факторов на состояние растений, видового состава растений;

4. Заложить на школьном дворе розарий, сиренгарий;

5. Освещать этапы реализации проекта в СМИ, вести пропагандистскую работу среди местных жителей с целью привлечения внимания и содействия благоустройству и экологическому оздоравливанию пришкольной территории.

6. Продолжить реализацию проекта согласно плана благоустройства школьной территории.

Список литературы:

1. Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС,2000.

2. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: учебн. Пособие–М.: АО МДС, 1996 г.

3. Акимушкин И. /Причуды природы .М. 1992.

4. Анисенковой / Экологическое образование школьников , И.М. Швец. – Н.Новгород, 1993.

5. Винокурова, В.В. Николина. /Углубленное изучение экологии в школе – Н. Новгород, 1991.

6. Грехова Л.И. В союзе с природой. – М. – Ставр., 2002.

8. Петров В.В. Из жизни зеленого мира . М. : Просвещение , 1982.

9. Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир . М. : Просвещение , 1996.

10. Трубицин М.А., Габрук Н.Г. Практикум по химии окружающей среды. Учебное пособие., БелГУ, 2007, 98 с.

Направления реализации проекта.

Направление

Виды деятельности

- проведение социологических исследований, изучение экологического состояния предполагаемых ландшафтных участков территории школьного двора;
- приобретение учащимися знаний, необходимых для успешной реализации проекта;
- распространение информации среди учащихся и педагогов школы;

- организация и проведение практической работы по реализации проекта по благоустройству и озеленению школьного двора.

Этапы реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории МОУ СОШ №28

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект дает ответы на решение экологического воспитания обучающихся и является кладезем полезных материалов для учителей.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Проектная работа по теме:

Благоустройство

школьного двора и территории,

прилегающей к школе.

ученица 7В класса

Авиастроительного района г.Казани

Кудашова Татьяна Николаевна

Мухаметзянова Алина Ринатовна

Введение cтр

1. Актуальность проблемы. 2-3

2. Цели и задачи.

3. Ожидаемые результаты реализации проекта

4. Сроки и этапы реализации проекта

5. Материалы и инструменты

II. Основная часть.

1. Программа проектных мероприятий 3-5

III. Заключение.

1. Ожидаемые результаты реализации проекта 6

2. Риски реализации проекта и пути их преодоления 6

3. Заключение 7

Человек с древних времен тесно и неразрывно связан с природой. К сожалению, в современный информационный век, век науки и техники, человек постепенно утрачивает эту связь. Особенно это ощущается в крупных городах, а иногда и в сельской местности. Приоритетность экологического воспитания сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди все больше внимания стали обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.

Школьные годы – это годы бесконечных открытий, удивления, восхищения и, конечно, же труда, труда интеллектуального, духовного, годы формирования жизневосприятия, видения предметов и явлений. И нет, и не может быть ничего благороднее, сложнее и ответственнее, чем обеспечение будущего нашей Родины – воспитание человека, способного изменить мир к лучшему, сделать его чище, добрее, справедливее, научиться быть по- настоящему счастливым и успешным. Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту.

Поэтому нужно выбирать такие формы деятельности коллектива учащихся, их родителей и педагогов, которые явились бы развитием творческой деятельности, оказанием практической помощи в оформлении пришкольного двора и воспитанием у школьников бережного отношения к среде обитания.

Школьный двор – часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Эта среда должна быть функциональна и комфортна, так как является составляющей частью процесса обучения. Кроме этого она должна быть и местом проведения свободного времени.

Территория школы – популярное место отдыха для жителей соседних домов, особенно в весенне–летний период. Поэтому ландшафтное озеленение, благоустройство зоны отдыха и территории, находящейся перед зданием школы, является необходимым.

1.Актуальность проблемы

Обследовав школьную территорию, мы заметили, что наш школьный двор выглядит скучно.

Анкетирование учащихся, работников школы показало, что необходимо преобразить ее. Желание учащихся, родителей, сотрудников школы учиться, работать, отдыхать не только со вкусом оформленных стенах школы, но и радоваться видом ухоженных цветущих клумб, спортивных и игровых площадок, расположенных на школьном дворе, привело к созданию проекта по его благоустройству что необходимо преобразить ее. Так родился наш проект по озеленению и благоустройству пришкольной территории. Мы решили порадовать результатом своего труда не только себя, но и окружающих, а также попробовать свои силы в оформительской практике.

Объект исследования

Объектом исследования является школьный двор гимназии и прилегающая к нему территория.

Предмет исследования

Культурные растения (цветы, деревья)

Почва (вид почвы и ее возможности)

Технология изготовления и подбор материалов для создания малых архитектурных форм

Цели и задачи проекта:

Цель: Разработать и реализовать проект в рамках внеурочной деятельности учащихся по решению экологических проблем и экологического воспитания общеобразовательных школ.

- изучение литературы, связанной с ландшафтным дизайном;

- ознакомление с особенностями территории для разработки плана озеленения и благоустройства;

- распределение участков по классам и назначение ответственных за выполнение работы;

- прививание элементарного опыта практической природоохранной деятельности;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, бережного отношения к результатам своего творчества.

3.Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Организация социально – значимой общественной деятельности школьников.

2. Комплексный подход к воспитанию экологической, эстетической культуры, трудовому воспитанию.

3. Обобщение знаний о дизайнерском оформлении и благоустройстве школьного двора и прилегающей территории;

4. Создание условий для возможной организации процесса совместного отдыха детей и взрослых, способствующего их духовному сближению, рождению общих интересов и увлечений;

5. Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;

6. Улучшение эстетического вида школьного двора и территории находящейся за ее пределами, создание благоприятной экологической обстановки.

Теоретическая часть работы

В основу подготовки моей работы вошло изучение источников информации сети Internet и специальной литературы по ландшафтному дизайну, посещение скверов, парков, площадей с целью изучения оформления и озеленения объектов г. Казани.

Практическая часть работы

Практическая значимость моей работы заключается в привлечении учащихся, родителей и учителей к внеурочной деятельности по озеленению пришкольных участков, дала возможность применения полученных знаний на уроках биологии, ИЗО, технологии, географии, привлечение общественности к значимости проекта; улучшение окружающего ландшафта школьного двора; эстетическое соответствие школы и созданного культурного ландшафта.

Все эти этапы работы привели к тому, что перед фасадом школы и на школьном дворе появились ландшафтные работы: дизайнерски оформленные клумбы, цветники, объекты малой формы, которые способствовали развитию эстетического вкуса и созерцанию чувства прекрасного в окружающем мире.

4.Сроки и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: 2 года

Этапы реализации проекта

I этап – организационный.

Сентябрь, 2014 – октябрь, 2014

Выбор темы проекта, постановка целей и задач, подбор материала, составление плана работы, определение участников и партнёров проекта.

II этап – практический (реализация проекта)

Ноябрь, 2014 - август, 2016

Направления деятельности: Учебно-исследовательская работа учащихся, сбор и анализ информации об экологической обстановке в нашей местности, просветительская деятельность, практическая деятельность в решении экологических проблем.

III этап – обобщающий.

Сентябрь, 2016 – декабрь, 2016

Подведение итогов, оценка результативности проекта, сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Внеклассное мероприятие по теме проекта.

5. Материалы и инструменты

Для реализации проекта нам понадобятся материалы и инструменты:

- семена и саженцы;

Всё перечисленное оборудование имеется в школьной мастерской.

II. Основная часть.

План реализации проекта.

Составление плана работы

Изучение вариантов оформление цветочных клумб

Изучение видов цветочных культур

Высадка рассады, посев семян.

Уход за цветами: поливка, прополка, разрыхление.

Анализ выполненной работы

Программа проектных мероприятий

Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий

Собрание проектной группы, выбор темы проекта, постановка целей и задач, подбор материала, составление плана работы

Социологический опрос обучающихся, работников школы

Инициативная группа, педагоги-организаторы.

Проведение оценки экологического состояния школьной территории

Учитель биологии, лаборант, инициативная группа

Конкурс на лучший мини-проект по благоустройству школьной территории.

Ноябрь, 2014-февраль, 2015

учитель биологии, лаборант.

Оценка экологического состояния почвы пришкольного участка

Учитель биологии, химии, лаборант.

Выкорчевывание старых деревьев и кустарников

Разбивка новых клумб на территории школы и находящейся за ее пределами

Территория перед школой

Учитель биологии, Инициативная группа

Расширение цветочно-декоративного содержания клумб.

Территория перед школой

Учитель биологии, Инициативная группа

зоны отдыха на территории школы

Подготовка семян и выращивание рассады

Учитель биологии, Инициативная группа

Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе.

Учитель биологии, Инициативная группа

Уход за посаженными цветочными культурами.

Май- август 2016

Учитель биологии, Инициативная группа

Представление отчета о реализации проекта

В современном озеленении клумбы делают невысокими, вровень с газоном и лишь в особых случаях насыпными, но не выше чем на 5—8 см. Размер клумбы зависит от величины цветника. При оформлении необходимо учитывать продолжительность цветения высаженных растений. Художественная декоративная ценность цветника зависит от подбора растений в комбинации окрасок лиственных и цветочных растений, соразмерности отдельных частей цветника, четкости и ясности рисунка, содержания рисунка, наличия хорошего фона газона, обеспеченности уходом. Удачный подбор растений по окраске листьев или цветов имеет существенное значение: В этом случае значительную помощь оказывают правила гармонических сочетания колеров (окрасок) между собой. Основными или главными окрасками считаются желтая, красная и синяя. Производными колерами будут зеленый, который получается от смешения желтого с синим, оранжевый — от желтого с красным, фиолетовый от синего с красным. Более яркие окраски желтая, оранжевая и красная называются активными и менее яркие — фиолетовая, зеленая и синяя пассивными. Приятное впечатление производит такое сочетание, когда главная окраска располагается рядом с такой производной, в которой отсутствует этот главный колер. Растения одной и той же культуры сочетаются между собой по окраске, особенно при наличии сортов. Части цветника должны быть гармоничными, приятными для глаза. Решить это помогают правила пропорции. В основном для оформления цветочных клумб используются однолетние растения. И выбирают в основном летники, продолжительно и обильно цветущие, отличающиеся декоративностью листьев. Широко их применение на клумбах, рабатках и партерах летнего цветения. Для создания своих клумб будем использовать следующие цветы: бархатцы, петунья. Бархатцы (тагетес)- семейство Астровые. В культуре известно около 30 видов, из которых широко культивируются 3. В диком виде бархатцы распространены в Центральной Америке, и особенно в Мексике. Там это растение считается магическим, и его соцветия используются в религиозных церемониях. Петунья — семейство Паслёновые. Завезена из Южной Америки в 1831 году. Известно около 25 видов петунии. К настоящему времени селекционерами созданы гетерозисные гибриды, которые отличаются очень ранним и обильным цветением, ветвистостью, устойчивостью к неблагоприятным погодным условиям.

Расчет расхода материалов

Для анкетирования нам потребовалась 1 пачка бумаги. Для посадки растений на пришкольной территории и проведение работ - садовые инструменты и посадочный материал, который будет соответствовать данному типу почвы и затененности участка. Денежные средства взяты от сборов макулатуры. Расчет расхода материалов и их стоимости для озеленения пришкольного участка представлены в табличной форме.

Определение расхода материалов и их стоимости

Бумага (для анкетирования)

Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории.

- Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, по проведению основных мероприятий проекта

- Проведена очистка территории от бытового мусора;

- Собраны семена для посадки однолетних цветов.

1. На территории весной участка будут установлены малые архитектурные формы: садовые скульптуры изготовленные руками учащихся;
2. Будет проведено озеленение территории: создание клумб;
3. Для сохранности благоустроенного участка планируется разъяснительная работа среди учащихся.

III. Заключение.

III. Заключение.

Исходя из данного проекта, каждая школа может:

составить проект реконструкции озеленения пришкольной территории с учетом соответствия санитарно-гигиеническим нормам;

провести анализ положения школы;

изучить степень запыленности воздуха в различных участках территории;

изучить видовой состав растительности и ее состояние;

определить уровень шумовой нагрузки на пришкольную территорию.

В ходе работы мы посещали выставки разнообразных цветов, ходили на цветочные ярмарки, консультировались с учителем биологии о растениях, которые растут как в тени, так и на солнце. Прослушав лекции о цветах, мы выбрали для своего участка петуньи и бархотки.

Мы надеемся, что наш проект выйдет именно таким, каким видим его мы ведь в школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно сделать так, чтобы помещение школы и пришкольная территория были притягательными, в чем-то волшебными. На нашем примере может быть, многие жители захотят превратить свои участки в маленькие волшебные страны и проявят свои творческие способности.

Проделанная работа привела к следующим выводам:

1.Экологическое образование и воспитание школьников – приоритетное направление в общеобразовательных учреждениях с целью формирования экологической культуры.

2. Теоретические основы формирования экологической культуры школьников достаточно разработаны и описаны в научной и методической литературе.

3. Для систематизации работы по формированию экологической культуры необходима программа экологического образования и воспитания школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности обучающихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

Вопрос эстетического оформления пришкольной территории и территории прилегающей к ней остается актуальным. Осуществляя данный проект мы приобретаем практические и теоретические навыки по созданию красоты, получаем новые знания в области экологии, активно развиваем креативное мышление. При творческой и созидательной работе на пришкольной территории прививается любовь к природе, к родному краю, к Родине, развивается чувство прекрасного. И чем труднее путь созидания красоты, тем прекраснее творения.

Доклад

Авторский доклад "Озеленение пришкольного участка" очень актуальна в настоящее время, так как этот год - Год экологии. В докладе есть все необходимые этапы для научно-практического исследования. А также Вы найдете анкету-опрос, результаты исследования, а также опыты проведенные лично нами по этой теме.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Благоустройство школьного двора

Назарова Аля, ученица 11 класса

Никифорова А.В., учитель начальных классов

I. Основная часть.

1.1. Зелёные насаждения и их роль в современном мире 7-8

1.2. Роль зеленых насаждений в защите от шума 9

1.3. Роль эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы 10-11

II. Практическая часть 12-14

III .Заключение 15-16

Список использованной литературы 17

Каждый уголок нашего села имеет свою историю. Так и наша школа имеет свою значимую для нас историю.

Школьный двор - это часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности. Эта среда должна быть функциональна и комфортна, так как является составляющей частью процесса обучения. Кроме того она является и местом проведения свободного времени школьников. В 2011г. у нас построили новую школу. Стало очевидно - надо благоустроить, озеленить двор школы, т.к. одной из важных особенностей расположения нашего заведения является то, что оно находится в центре села.

За последние несколько лет в нашей стране развернулась деятельность по созданию и реализации всевозможных социальных проектов. Занимаются этим не только органы власти, а также общественные организации и частные лица. Одним из таких является наш проект благоустройства школьной территории. Творческий подход к идее - наиболее важный аспект в данных проектах. Работа нашего проекта касается не только самого школьного двора, но и прилегающей к нему территорий. “Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор — это лицо школы”. Исходя из этого мы сделали вывод, что вид нашей школы имеет не совсем эстетический вид, а ведь именно это прививает у детей вкус, восприятие красоты. Но делать эту работу предстоит, прежде всего, самим ученикам.

Вид нашей школы имеет не совсем эстетический вид, а ведь именно это прививает у детей вкус, восприятие красоты. Но делать эту работу предстоит, прежде всего, самим ученикам. Новизна нашего проекта заключается в том, что именно благоустройством нашего школьного двора с точки зрения ландшафтного дизайна никто не занимался.

Создание эстетически красивого, приятного, функционального и привлекательного пространства возле школы, может быть социальным началом благоустройства села;

Познакомиться с общественным мнением и на его основе создать дизайн-проект по благоустройству школьного участка в функциональную, приятную, комфортную и красивую мини-экозону для отдыха.

Главные задачи проекта:

- Изучить специальную литературу;

- Обосновать актуальность проблемы преобразования школьного участка;

- Сделать оценку проекта школьного участка и условий практической его реализации;

- Привлечь педагогов, учащихся школы и родительской общественности к вопросам улучшения эстетического оформления школьного двора;

- Познакомить и внедрить школьникам практические способы и методы благоустройства территории;

- Формировать у участников образовательного процесса активной жизненной позиции, быть неравнодушными к судьбе своей малой родины

Особенностью расположения нашей школы является то, что она находится всегда в поле зрения населения с. Бярийе. Коллектив школы несет большую ответственность по воспитанию у учащихся, бережного отношения к своему селу, развитию эстетического вкуса и умению ценить прекрасное. Поэтому в нашей школе сложилась система нравственного и трудового воспитания учащихся, важной частью которой является привитие учащимся любви к природе и труду. Территория нашей школы обширна и разнопланова. Кроме здания школы, на территории располагается пришкольный участок, место для новой спортивной площадки и 2-х квартирное общежитие, которое пустует.

Этапы реализации проекта:

- Подготовительный этап: Мотивация, целеполагание проекта (март- апрель 2016г.)

Проектировочный этап: Построение ориентировочной схемы деятельности (май – сентябрь 2016г.)

- Практический этап: Реализация проекта (октябрь – февраль 2017г.)

- Аналитико-коррекционный этап: Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений

-Заключительный этап: Сопоставление действительных и желаемых результатов работы

Методы исследования проекта

Анализ литературы и электронных источников;

Беседа с учителем биологии, географии, черчения, математики; Практический опыт;

Анализ и описание результатов.

I. Основная часть

1.1 Зелёные насаждения и их роль в современном мире

Правительство любой страны старается заботиться о внешнем виде своей территории (город, село), об его окружающей среде. А социально значимые объекты о внешнем виде территорий, дворов. Поэтому главной проблемой и задачей является озеленение близ лежащих территорий. Цветочные и зеленые насаждения, опрятные дворы и участки не только украшают, но и дают своё экологическое воздействие.

Главные функции зеленых насаждений:

1. Санитарно - гигиеническая.

Обязательными требованиями к системе озеленения - равномерность и непрерывность. Основными же элементами системы озеленения - это озелененные территории жилых и промышленных районов, парков, набережные, бульвары, скверы, защитные зоны. Так же и в селах, где работают и живут люди.

Зеленые насаждения улучшают микроклимат территории, создают хорошие условия для отдыха на открытом воздухе, предохраняют от чрезмерного перегревания почву, стены зданий и т.д. Это может быть достигнуто при сохранении естественных зеленых массивов в жилых зонах.

Человек не оторван от природы: он как бы растворен в ней, поэтому и работает, и отдыхает интереснее продуктивнее.

Велика роль зеленых насаждений в очистке воздуха. Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько не, обходимо для дыхания трёх человек. За один теплый солнечный день гектар

леса поглощает из воздуха 220-280 кг углекислого газа и выделяет 180-200 кг кислорода.

С 1 кв.м земли и травы испаряется до 200 г/ч воды, что значительно увлажняет воздух. Зеленая трава задерживает заносимую ветром пыль, обладает фитонцидным (уничтожающим микробы) действием и легко дышится. Один гектар деревьев хвойных пород задерживает за год до 40 тонн пыли, а лиственных - около 100 тонн. Также известно, что деревья эффективные средства борьбы с вредными выбросами автомобильного транспорта. Защитные функции растений зависят от степени их чувствительности к различным загрязняющим веществам.

Так же растения усваивают солнечную энергию и создают из минеральных веществ почвы и воды в процессе фотосинтеза, кислород, углеводы и другие органические вещества.

К санитарно-гигиеническим свойствам растений относится их способность выделять особые летучие органические соединения, называемые фитонцидами, которые убивают болезнетворные бактерии или задерживают их развитие. Из древесно-кустарниковых пород, обладающих антибактериальными свойствами, положительно влияющими на состояние воздушной среды, следует назвать ель, березу бородавчатую, дуб, иву, черемуху и сосну. Фитонцидной активностью обладают и травянистые растения - цветы и лианы. На интенсивность выделения растениями фитонцидов влияют сезонность, стадии вегетации, почвенно-климатические условия, время суток. Максимальную антибактериальную активность большинство растений проявляют в летний период. Поэтому некоторые из них можно использовать в качестве лечебного материала.

Не случайно в последнее время в практике озеленения все чаще отдается предпочтение ландшафтному или свободному стилю проектирования.

1.2. Роль зеленых насаждений в защите от шума

Шум не только травмирует, но и угнетают психику, разрушает здоровье, снижая физические и умственные способности человека.

Исследования показали, что характер нарушений функций человеческого организма, вызываемый шумом, идентичен нарушениям при действии на него некоторых ядовитых препаратов.

Различные породы растений характеризуется разной способностью защиты от шума. По данным венгерских исследователей, хвойные породы (ель и сосна) по сравнению с лиственными породами (древесные и кустарниковые) лучше регулируют шумовой режим. Исследования показали, что лиственные породы способны поглощать до 25 % звуковой энергии, а 74 % её отражать и рассеивать. Наилучшим в этом отношении являются из хвойных пород ель, пихта; из лиственных - липа, граб и другие.

Шумозащитная функция в определенной степени зависит от приемов озеленения. Однорядная посадка деревьев с живой изгородью йз кустарника шириной в 10 метров снижает уровень шума. Высокий эффект защиты от шума достигается при размещении зеленых насаждений вблизи источников и шума и одновременно защищаемого объекта.

Зеленые насаждения поглощают пыль и токсичные газы. Они участвуют в образовании гумуса почвы, обеспечивающего её плодородие. Формирование газового состава атмосферного воздуха находится в прямой зависимости от растительного мира: растения обогащают воздух кислородом, полезными для здоровья человека фитонцидами и легкими ионами, поглощают углекислый газ. Зеленые растения смягчают климат. Растения усваивают солнечную энергию и создают из минеральных веществ почвы и воды в процессе фотосинтеза углеводы и другие органические вещества. Без растительного мира жизнь человека и животного мира невозможна. Животные, исключая хищников, питаются только растениями.

1.3.Роль эстетически и экологически привлекательного

пространства возле школы

Школьный двор - это часть образовательной среды, в которой

протекает процесс социализации, воспитания и развития личности. Эта среда должна быть функциональна и комфортна, так как является составляющей частью процесса обучения. Кроме того она является и местом проведения свободного времени школьников. Школьный двор - это территория детства, и очень важно, в каком окружении пройдут важные периоды в жизни детей. Благоустроенная школьная территория - это место, где можно было бы реализовать все свои способности, желания и интересы.

Благоустройство и озеленение подразумевают под собой не просто

высадку деревьев, кустарников или цветов, но продуманный дизайнерский проект, выполненный с учётом многих факторов. Мы все любим и ценим природу, ее красоту и свежий воздух. Многие любят проводить как можно больше времени на природе. Дизайн ландшафта — это искусство, и, так же как и любой вид искусства в нем есть свои правила и нюансы.

Ландшафтное озеленение — это комплекс различных работ, позволяющих улучшить экологическое состояние растений, благодаря чему они будут еще долго радовать вас своими яркими цветами, и создать

атмосферу благоприятную для человека.

Лучший способ привести участок в порядок — посадка деревьев. Правильная посадка деревьев способствуют увеличению содержания кислорода на участке, задерживанию пыли и значительному уменьшению

шума. Мы понимаем, что ландшафтный дизайн должен полностью отвечать всем потребностям в комфорте и красоте, ведь отдых на школьном дворе должен приносить спокойствие и эстетическое удовольствие каждый день. Озеленение и благоустройство территории начинается с проектирования и подбора соответствующего посадочного материала.

Цветы - это идеальный и универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Цветники служат прекрасным украшением. Учитываются их особенности - высота и диаметр куста, сроки цветения, совместимость с другими видами, экологические параметры (переносимость света и тени) и многие другие аспекты.

Озеленение пришкольной территории вносит эстетический аспект в экологическое воспитание школьников: радует глаз разнообразием форм, сочетанием цветов и оттенков.

Современный проект по благоустройству школьного двора заключается в асфальтировании участка цветочными аллеями вокруг него. Профессионально выполненная работа по реализации данного проекта приводит к тому, что школа становится современным и привлекательным учебным заведением.

II . Практическая часть

Сложно научить чувству прекрасного исключительно в рамках школьного урока. Вот если ежедневно встречает каждого ученика уютный и необычный школьный дворик, оформленный к тому же своими силами .

Создать благоприятную атмосферу для учащихся и их учителей - чрезвычайно благородная задача. Она посильна только дружному коллективу. Обстановку и атмосферу в школьном доме творят не деньги, а люди. Конечно, без помощи взрослых нам не обойтись. Поэтому к данной работе мы привлекали родителей. Тот, кто недооценивает свои способности и собственную индивидуальность, проходит мимо возможности украсить свой быт, улучшить условия жизни и работы. Занимаясь обустройством школьного двора, мы остались самими собой, не отказались от своего “я”, подошли к проекту творчески. Выявив актуальность этой проблемы для школы, поставив цели и задачи, которые предстоит решить в ходе этого проекта, дальше мы решили на практике реализовать свои планы. В ходе разработки этой стадии мы не только проанализировали собранную информацию, но и просчитали каким образом можно сдвинуть с мертвой точки эту проблему.

Почему-то школы в большинстве своем, часто выглядят как фабрики: серо, монотонно, без фантазии. Сама школа, её помещения, школьный двор, должны дарить богатство впечатлений, поддерживать чувство свободы, вызывать ощущение теплоты и приветливости..

Работа велась поэтапно:

- Подготовительный этап: Мотивация, целеполагание проекта (апрель - май 2016 г.)

- Проектировочный этап: Построение ориентировочной схемы деятельности (июнь - сентябрь 2016 г.)

- Практический этап: Реализация проекта (октябрь - февраль 2017г.)

- Аналитико-корррекционный этап: Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений (март - апрель 2017г.)

- Заключительный этап: Сопоставление действительных и желаемых результатов работы (май 2017г.)

Этот проект мы начали осуществлять весной 2016 года. В подготовительных и проектировочных этапах работа велась с учителями биологии, географии и математики совместно. Работая с учителем географии (И.И. Егоров), мы собрали некоторые информации и материалы по объекту. Работая с учителями биологии (Атастырова Е.В.) и математики (М.Т. Арсентьева) мы запланировали примерный дизайн школьного участка, рассмотрели и выбрали подходящие для нашей почвы и климата виды и формы растений и цветов. (Приложение 1)

1 зона - игровая с аллеей выпускников (игровая площадка для школьников);

2- я зона - проведения торжественных мероприятий (площадка с необходимым оборудованием)

3- я зона - зона отдыха с водоемом;

Атастырова Е.В. и Арсентьева М.Т. являются одним из тех людей, кто поддержали нашу идею и помогают в воплощении проекта.

А также в подготовительном этапе провели анкету-опрос для учащихся и учителей, т.к. они являются частыми и тесными людьми в жизни школы (Приложение 2).

- Нужен ли школе участок с цветами, деревьями и различными сооружениями?

- Все ли устраивает Вас на пришкольном участке?

На этот вопрос ответили:

- Что хотелось бы изменить?

Внешний вид клумб и деревьев устраивает - 8 человек (20%);

Внешний вид клумб и деревьев не устраивает - 32 человек (80%).

- Чего не хватает на нашем участке?

34 человека (85%) - считают необходимым сделать спортивную площадку и зону отдыха (релаксации);

6 человек (15%) - считают, что школе необходима аллея славы выпускников.

- Какими путями можно воплотить ваши предложения в жизнь?

40 человек (100%) - считают, что внешний вид площадки можно изменить силами учащихся, учителей и родителей без особых затрат.

- Кто должен заниматься работой по озеленению участка?

34 человек (87,5%) считают, что это работа учащихся и учителей;

5 человек (12,5%) считают, что озеленением должны заниматься профессионалы.

Практический этап самый сложный этап проекта. Этот этап для нас еще не закончен, но уже ведутся первые работы по благоустройству школьного двора:

Во-первых, одним из главных принципов школьного ландшафтного дизайна является использование подручных материалов. В ход идет все: камни, автомобильные покрышки, старые тазы, ванны, кастрюли, жесть, фанера, дерево и др. Исходя из этого, летом мы провели опыт, построили водоем из подручных материалов около частного дома для того, чтобы изучить искусственные водоемы для реализации его в проекте. Результат нас удовлетворил, и нам захотелось воплотить идею в жизнь. (Приложение 3)

Во-вторых, осенью этого года мы посадили деревья (ель), как живую изгородь по периметру двора.

В-третьих, каждый год мы сажаем различные виды цветов на клумбах. Нами сделаны только первые шаги по реализации нашего проекта и уже есть результаты.

III . Заключение

Наш проект задуман для всех детей, в первую очередь для учащихся школы. Осуществление проекта имеет большую ценность для учителей, родителей и всех жителей нашего наслега.

Почему? В первую очередь, потому что наша школа становится красивым общественно значимым местом в селе, привлекает многообразием цветочно-декоративных культур, одним словом, уютной зоной отдыха.

Во-вторых, наша школа постоянно привлекает внимание прохожих.

Благодаря нашим стараниям школа превратится в прекрасную сказку, созданную своими руками.

В следующем году мы постараемся обновить территорию: сделать что-то интересное и необычное.

В процессе выполнения проекта были достигнуты следующие результаты:

- Организация социально-значимой общественной деятельности школьников.

- Создание условий для возможней организации процесса совместной работы, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений.

- Приобщение к ЗОЖ как важной составляющей экологической культуры.

- Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.

- Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представления им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения и самовыражения.

Данный проект является важным звеном экологического воспитания младших школьников. Экологическое направление является одним из приоритетных направлений в развитии школы, через реализацию которого формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить учащихся к пониманию красоты окружающего мира, пробудить у них стремление к прекрасному, научить искусству мышления, любви к природе, быть добрыми и полезными. Таким образом, привлечение учащихся к активным экологическим исследованиям, делам помогает воспитывать в них экологическую культуру, бережное отношение к природе. Мы уверены, что психологию человека можно изменить красотой.

Конечно, у нас еще недостаточно опыта, дизайнерских навыков, мы занимаемся благоустройством без финансовых вложений, хотя, как известно любое благоустройство требует финансовых затрат.

Читайте также: