Щелкунчик григоровича либретто краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Замечательная музыка, можно сказать – гимн добру и самое знаменитое произведение, которое, наверное, существует. Спектакль, о котором я хочу рассказать, поставлен Юрием Николаевичем Григоровичем в замечательной сценографии Солико Багратовича Вирсаладзе.

Мне кажется, что прежде всего привлекает эта музыка, наверное. Как правило, никто не читал настоящую сказку Гофмана, практически не соответствующую либретто балета, которое написал Мариус Петипа.

Есть такая пикантная подробность, что Дюма написал свою версию сказки на французском языке, перевел Гофмана и чуть-чуть переделал. И Петипа ориентировался не на сказку Гофмана конкретно, а на вот это переложение Дюма. И когда начинаешь читать сказку Гофмана настоящую, то понимаешь, что ничего общего с балетом она не имеет.

Естественно, Чайковский писал по либретто Петипа и немножко отошел от самой сказки. Но фабула единственная, которая связывает все эти произведения – это то, что это романтическое произведение, это конфликт мечты и реальности. Все-таки и Гофман и Чайковский – это великие романтики XIX века.

Развитие действия в основном идет в первой картине. Начинается спектакль с того, что идет рождественский вечер, детям дарят подарки, детям дарят куклы. Маше дарят куклу, которая ей очень нравится, но которая ломается. Ночью она приходит ее укрыть и засыпает рядом с ней.

И ей снится сон, что приходит Мышиный король, который начинает воевать с этой куклой. Маша заступается за куклу, мышиный король убегает и начинаются все превращения. Все остальное – это практически уже без действия, просто чистый, классический танец.

Всегда забывают про один персонаж, у Григоровича он очень важный – это Дроссельмейер. Он связывает все сцены балета. Мой любимый Дроссельмейер, с которым я много работал на сцене, – это Алексей Лопаревич. Несмотря на то, что были легендарные исполнители, такие, как Лавренюк, Левашов, Юрий Ветров. Леша один из тех, кто может встать рядом с этими великими исполнителями.

Первым исполнителем партии Дроссельмейера был Левашов. Именно он заложил традицию такую, что этот персонаж главный, что именно его волей происходят все эти превращения: из комнаты в лес, из леса на елку, с елки на поляну, где происходит венчание, а потом обратно в комнату. И во многом таланту Левашова, я думаю, и Григорович обязан, что эта партия получилась настолько яркая. Последующие исполнители уже отталкивались от опыта персонажа, созданного Левашовым.

Тема счастья, которое все время хочется догнать, встретить, но это невозможно. Реальность и мечты несочетаемы – и про это спектакль.

Сложность партии принца заключается в том, что ты танцуешь не реальное существо, ты не можешь сделать что-то несовершенное, грубое или неправильно. Все должно быть очень легко, очень кантиленно и очень логично, одно вытекать из другого. Принц Щелкунчик, он – мечта, он воображение Маши.

Такой же, очень сложный момент, есть в сцене снежинок, когда они играют в снежки, принц подкидывает снег, он начинает падать между ними – и принц видит, что из девочки, которая его спасла, появилась девушка, и он на нее уже смотрит не как на девочку, а как на девушку.

Мне просто повезло, я несколько репетиций репетировал с Галиной Сергеевной Улановой. И она на моих глазах показывала одной из исполнительниц Маши, когда принц протягивает руки в сцене снежинок, как она должна их положить. Она показывала, как она сначала должна подумать, принять для себя это решение, что она согласна именно этому принцу отдать свою руку. Вот это надо сыграть, в этом большая сложность, но это очень просто выглядит.

Балеты XIX века без белой сцены, так скажем, без белого балета не существовали и обязательно должна была быть сцена, где девушки в большом количестве должны были танцевать в этих белых пачках. По записям спектакля Иванова, в сцене снежинок участвовало шестьдесят четыре танцовщицы. Это была колоссально большая сцена, сейчас в таком составе не танцуют нигде. В версии Юрия Николаевича – это кордебалетная сцена, но все-таки основными героями являются Маша и принц.

История создания

Переложение сказки, по которому было создано либретто балета, сделал в 1844 году французский писатель Александр Дюма. Премьерный показ спектакля состоялся в 1892 году, 18 декабря, в Мариинском театре Санкт-Петербурга. В роли Фрица и Клары выступали дети, учившиеся в Петербургском Императорском театральном училище. Партию Клары исполняла С. Белинская, а партию Фрица – В. Стуколкин.

Композитор


Одним из преподавателей великого композитора был другой великий композитор - А. Г. Рубинштейн. П. И. Чайковский оказался одним из первых студентов Петербургской консерватории. Обучался он в классе композиции. После окончания обучения стал профессором только что открывшейся в Москве консерватории. С 1868 года выступал в качестве музыкального критика. В 1875 году был издан учебник гармонии, автором которого был Пётр Ильич. Скончался композитор 25 октября 1893 года от холеры, которой заразился, выпив некипячёную воду.

Персонажи балета


Главная героиня балета – девочка Клара (Мари). В разных редакциях балета она зовётся по-разному. В сказке у Э. Т. А. Гофмана она носит имя Мари, а Кларой зовут её куклу. После Первой мировой войны героиню стали называть Машей из патриотических соображений, а её брату Фрицу оставили немецкое имя, поскольку он персонаж отрицательный. Штальбаумы – родители Маши и Фрица. Дроссельмейер – крёстный главной героини. Щелкунчик – кукла, заколдованный принц. Другие персонажи - фея Драже, принц Коклюш, Марианна – племянница Штальбаумов. Мышиный король трёхголовый, главный враг Щелкунчика. А также родственники Щтальбаумов, гости на празднике, игрушки, слуги и так далее.

Либретто

Краткое содержание первой сцены первого действия:

Краткое содержание второй сцены первого действия:

Краткое содержание третьей сцены первого действия:

Мари приходит в себя и видит, что комната стала огромной, а она теперь размером с ёлочную игрушку. Щелкунчик с армией игрушечных солдатиков вступает в бой с Мышиным королём и его мышами. Мари от испуга прячется в старый башмак своего дедушки, но, чтобы помочь Щелкунчику, она кидает в Короля крыс туфельку. Мышиный император в замешательстве. Щелкунчик наносит ему удар шпагой. Доброй Мари жалко побеждённого, и она перевязывает ему рану. Армия крыс разбита. В сказочное путешествие над ночным городом в старом дедушкином башмаке увозит Мари Щелкунчик.


Краткое содержание четвёртой сцены первого действия:

Щелкунчик и Мари прилетают на старое кладбище. Начинается метель, и злые снежинки вместе со своей Королевой пытаются погубить Мари. Дроссельмейер останавливает злую метель. А девочку спасает Щелкунчик.

Краткое содержание первой сцены второго действия:

Щелкунчик привозит Мари в сказочный город Конфитюренбург. Здесь полно конфет и пирожных. В городе живут забавные жители, которые очень любят сладости. Жители Конфитюренбурга танцуют в честь приезда дорогих гостей. Мари в восторге бросается к Щелкунчику и целует, и превращается в Принца Щелкунчик.

Краткое содержание эпилога:

Рождественская ночь прошла, и волшебный сон Мари растаял. Девочка и её брат играют с Щелкунчиком. К ним приходит Дроссельмейер, с ним его племянник, который похож на принца, в которого превратился Щелкунчик в сказочном сне Мари. Девочка кидается к нему навстречу, и он заключает её в объятия.


Самые значимые постановки

"ВОЛШЕБСТВО ЗВУКА"

"ВОЛШЕБСТВО ЗВУКА"

"ВОЛШЕБСТВО ЗВУКА" запись закреплена

Балет в 2-х действиях.
Либретто Ю. Григоровича по сказке Э. Гофмана (с использованием мотивов сценария М. Петипа).

Действующие лица и исполнители:
Мари - Валерия Исаева
Щелкунчик-принц - Рустам Исхаков
Дроссельмейер - Олег Шайбаков
Щелкунчик-кукла - Маргарита Шафикова
Мышиный король - Расиль Сагитов

e8c9782c9f22402c8d2f8a4d98bc4040 (700x700, 236Kb)

Хореограф-постановщик — Юрий Григорович
Художник-постановщик — Симон Вирсаладзе
Дирижер-постановщик — Геннадий Рождественский
Краткое содержание

Пролог
В канун Рождества, в красивом доме доктора Штальбаума начинают собираться гости. За взрослыми на цыпочках следуют девочки и маршируют мальчики.
Первое действие
Дети доктора Штальбаума Мари и Фриц, как и другие дети, с нетерпением ждут подарков. Последний из гостей — Дроссельмейер. Он входит в цилиндре, с тростью и в маске. Его способность оживлять игрушки не только забавляет детей, но и пугает их. Дроссельмейер снимает маску. Мари и Фриц узнают своего любимого крестного.

Второе действие
Мари и Принц любуются красотой звездного неба. Внезапно их атакуют мыши. И вновь, Принц наносит им поражение. Все танцуют и веселятся, празднуют победу над мышиным войском.
Испанская, Индийская и Китайская куклы благодарят Мари за то, что она спасла им жизнь. Вокруг танцуют прекрасные феи и пажи. Появляется Дроссельмейер, он опять меняет все вокруг. Все готовятся к королевской свадьбе Мари и Принца. Мари просыпается. Щелкунчик всё ещё у неё в руках. Она сидит в Знакомой комнате. Увы, это был всего лишь сказочный сон…


Читайте также: