Конструирование из пластилина в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Изготовление самодельных конструкторов с объемными трёхмерными деталями с помощью пластилина и палочек (зубочисток или спичек), игры и упражнения с ними способствуют решению ряда образовательных задач и содействуют всестороннему развитию детей. Такие поделки обогащают игровую среду и подходят для занятий со старшими дошкольниками не только в детском саду, но и дома. В статье представлены механизмы изготовления конструктора, разнообразные виды деятельности с ними и образцы работ воспитанников подготовительной группы.

Моргун Мария Викторовна,
воспитатель ГБОУ Школа № 2127, г. Москва

Современный мир требует от педагогов новых технологий, методов и инструментов в обучении дошкольников. Нужны обучающие игры, игрушки, которые формируют актуальные для детей умения и навыки, необходимые для выбора профессии и дальнейшей взрослой жизни. Для этой цели развивающая среда любого дошкольного учреждения оснащена большим количеством уже готовых наборов конструкторов. Но особый интерес ребенка вызывает самостоятельно придуманный и смоделированный, практически значимый элемент игры, который он может изменять по ходу ее сюжета. Дошкольник увлеченно и с удовольствием занимается конструированием и во время занятий с воспитателем, и самостоятельно.

Изготовление деталей конструктора

Для изготовления самодельного 3D-конструктора с плоскими и объемными трёхмерными деталями понадобятся разноцветный пластилин и зубочистки без острых концов, которые легко отрезать ножницами. Можно использовать спички, серу с которых легко снять тряпочкой, смоченной в горячей воде.

Из пластилина скатываются разноцветные шарики, обязательно одного размера. Это будут соединительные элементы, крепления. Шарики соединяются с помощью зубочисток или спичек под разными углами, что позволяет ребенку создавать как плоские, так и объемные элементы конструктора. В дальнейшем из готовых элементов можно создавать целые игровые макеты: улицы, космодром, футбольное поле и т. п.

Такой вид конструирования актуален для последующего освоения ребенком таких видов деятельности, как прототипирование, робототехника, инженерия.

Варианты моделирования с использованием конструктора

Игровые упражнения построены по принципу перехода от простого к сложному, подобраны с учетом возраста, интересов и навыков старших дошкольников, позволяют закреплять уже имеющиеся знания и умения и приобретать новые. В частности, они расширяют представления о геометрических фигурах, формах, их названиях и способах постройки. Дети упражняются в строительстве деталей по образцу с их последующим преобразованием. Также закрепляются навыки счета. В значительной степени развиваются мелкая моторика, пространственное восприятие, образное мышление.

Игры такого рода дают неограниченную возможность придумывать и создавать собственные постройки, проявлять инициативу и самостоятельность; развивают речь и помогают устанавливать дружеские отношения со сверстниками во время совместной деятельности.

Для организации работы можно использовать специальные карточки, где нужно сначала посчитать количество палочек и шариков для изготовления плоских (карточки 1–6) или объемных (карточки 7–10) конструкций, а затем сложить их по образцам. Соединяя получившиеся детали, можно создавать различные постройки. При этом следует обращать внимание детей на то, что объемные конструкции удобнее начинать строить снизу вверх, так, как строят дом: сначала фундамент, стены, а затем потолок. Дети могут определить это и опытным путем. Во время занятий вводятся названия новых объемных геометрических фигур: куб, треугольная призма, параллелепипед и др.

После успешного освоения поделок с опорой на наглядность можно переходить к постройкам по замыслу детей, комбинируя отдельные детали в целые поделки, необходимые для определенной игры. Вот несколько примеров таких работ: футбольные ворота, звездочка, заборчик, ракета (поделки 1–4). Поделки выполнили воспитанники подготовительной группы.

Для сюжетно-ролевых игр и инсценировки литературных произведений можно изготавливать декорации: кровать, стол, стул и даже целый дом. При желании постройки покрывают тканью, бумагой и т.п. (поделка 5).

Примеры игровых заданий

  1. Игроки собирают на время выбранную по договоренности конструкцию. Выигрывает самый быстрый строитель.
  2. Игроки получают одинаковое количество шариков и палочек. Выигрывает тот, кто соберет самую устойчивую, высокую или необычную модель.
  3. Игроки получают задание придумать как можно больше конструкций, используя только треугольники (поделки 6–8), квадраты, ромбы и т.п.

Каждый педагог, исходя из уровня подготовки и возрастного развития детей, может увеличить количество названий объемных фигур и вариантов игр с ними.

Результаты
После проведения серии игровых занятий по пространственному конструированию из пластилина и палочек старшие дошкольники выучили названия куба, треугольной призмы, треугольной пирамиды, параллелепипеда. Они научились строить эти трехмерные фигуры по образцу и по замыслу, преобразовывать плоские фигуры в объемные путем достраивания, тренируя пространственное восприятие. Также происходило закрепление навыка счета при пересчитывании элементов конструктора. В итоге развивающую среду группы дополнил новый самодельный конструктор.
Литература
1. Куцакова, Л. В. Конструирование из строительного материала: старшая группа [для занятий с детьми 5 – 6 лет] / Л. В. Куцакова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2014. – 52, [2] с.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Воспитатель: Самылина Татьяна Дмитриевна

Цель:

Изготовление 3D конструктора из пластилин и зубочисток для детей подготовительной группы.

Упражнять: Развить фантазию, и развивает логику пространственного мышления, креативность, мелкую моторику рук, а еще это – прекрасная психологическая разгрузка.

Задачи:

- развивать пространственное восприятие;

- развивать глазомер и мелкую моторику;

- развивать воображение, творческое мышление;

- закрепить знания о геометрических фигурах;

- научить конструировать 3D фигуры.

Предварительная работа:

1. -Познакомить с понятием 3D фигура;

2. - Просмотр презентации "3D фигуры в жизни человека";

3. - Проведение техники безопасности при работе с зубочистками и пластилином;

4. -Игра "Что похоже на круг (квадрат, ромб и т.д.)";

6. Рассматривания иллюстраций 3D конструктора

Оборудование:

Компьютер, макеты фигур: куб, пирамида и т.д., пластилин, дощечки для пластилина, стеки, зубочистки, салфетки бумажные и матерчатые.

Ход занятия

Воспитатель:

-Здравствуйте ребята, я рада вас всех видеть.

-Давайте начнем его с нашего приветствия.

Первый лучик, нежный лучик,

Заглянул он к нам в оконце.

И принес в своих ладошках

Теплоту, частицу солнца.

Организационный момент

Это целая страна.

Дарит чудеса она

Всем, кто мастерит

Дети: (конструктор)

Воспитатель:

Какие вы молодцы дружно угадали.

Воспитатель: Ребята вы пришли утром в сад и, наверное, заметили в группе, что то интересное у вас на стоялых?

Дети: Да мы заметили интересные фигуры

Воспитатель: А как вы думайте, чем мы сегодня будем заниматься? Вы уже угадили загадку и эта вам подсказка на вопрос.

Дети: Мы сегодня будем собирать фигуры из зубочисток.

Воспитатель: Вы почти угадали, только я немного вас поправлю. Мы будем сегодня конструировать, и делать 3 D фигуры.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Для многих из нас зубочистка — это всего лишь предмет гигиены, с помощью которого можно привести в порядок ротовую полость после плотного и вкусного обеда. На самом же деле из этих тонких деревянных палочек можно сделать массу интересных поделок. Но сразу же хочется сказать, поделки из зубочисток требуют достаточно сильной концентрации и усидчивости, поэтому знакомство с этим видом творчества мы начнём из самых простых и легких предметов.

Сколько пальчиков у нас?

Продолжаем на другой:

Вот шестой, седьмой, восьмой…

Да, девятый он такой!

Сколько пальчиков всего?

- Ровно десять! О-го-го.

Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.

Ребенок загибает левой рукой пальчики на правой руке. На пятый пальчик большой палей поднимает вверх.

Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.

Воспитатель: А теперь мы с вами разделимся на подгруппы по 4-5 человека, и каждая подгруппа будет выполнять свою фигуру.

Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

Соблюдать порядок на рабочем месте.

Нельзя брать зубочистку и пластилин в рот

Нельзя тыкать себе и соседу зубочисткой.

После окончания работы убрать рабочее место, все оставшиеся зубочистки отдать воспитателю.

Просмотр презентации: 3D конструктор

Повторения геометрических фигур

Итоги:

Воспитатель: Ребята давайте поставим на выставку наши чудесные работы и вместе оценим наши старания.

Дети: Озвучивают и анализируют, что получилось, что было трудно, что легко.

Воспитатель: Вот и подошло наше занятие к концу. Мы сегодня потрудились на славу и у нас получились у каждого свой шедевр, своя замечательная фигура. До новых встреч









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по кружку. Изготовление из пластилина "Ёжик"

Занятие в средней группе.


Образовательная: формировать умение наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность. Формировать умение различать фрукты по вкусу и цвету.Развивающая: развивать память, мышление, .


Конспект занятия в старшей группе "Секреты пластилина"

Вызвать интерес детей к нетрадиционным формам работы с платилином. Развивать интерес ко всему новому и неизведанному. Выяснить из чего делают плстилин.


Конспект занятия по арттерапии. Аппликация из пластилина "Транспорт"

Цель занятия: развивать творческий потенциал детей.



Цель занятия: научить детей изготовлению панно из различных видов семян.


конспект занятия по лепке "Знакомство с пластилином"

Конспекты занятий по лепкев группе раннего возраста(2-3 года)Занятие 1. Знакомство с пластилиномЦель занятия: Познакомить с пластилином и его свойствами; научить разминать пластилин пальцами.

Для многих из нас зубочистка — это всего лишь предмет гигиены, с помощью которого можно привести в порядок ротовую полость после плотного и вкусного обеда. На самом же деле из этих тонких деревянных палочек можно сделать массу интересных поделок.

Но сразу же хочется сказать, поделки из зубочисток требуют достаточно сильной концентрации и усидчивости.

Необычное конструирование направлено на :

- развитие пространственного восприятия;

- развитие глазомера и мелкой моторики;

- развитие воображения, творческого мышления;

- пластилин

- зубочистки

Ход работы:

Скатываем шарики и скрепляем их зубочистками. Играем в несколько подходов - строим геометрические фигуры (круг, квадрат, звезда, многоугольник, ровные и ломаные линии, потом плоские предметы (елочки, лодочки, цветы, солнышко, дальше переходим к объему (домики, пирамидки, человечки, животные). Игра развивает фантазию и координацию движений.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Сегодня я покажу как можно сделать самый простой 3D конструктор своими руками, в домашних условиях. Этот конструктор очень понравится вашим детям и позволит улучшить воображение и мелкую моторику ребенка.

Для создания такого 3D конструктора нам понадобится всего два компонента:

Я думаю к каждом доме эти две вещи всегда найдутся.

Все очень просто. Для начала из пластилина необходимо сделать небольшие шарики. Они будут выступать в качестве соединительных деталей элементов конструктора.

Далее берем зубочистки и соединяем их между собой с помощью пластилиновых шариков. Можно создавать объемные фигуры самой разнообразной формы. И помните, что вы ограничены только вашей фантазией.

Создавайте геометрические фигуры вместе с вашим ребенком. Можно таким образом в игровой форме учить названия таких фигур. Также учить цвета пластилина, из которого будете мастерить поделки.

Для начала можно мастерить простые фигуры, постепенно усложняя варианты исполнения, чтобы ребенку было интересно и не надоедало. Можно разные фигуры изготавливать из пластилина другого цвета.

Варианты простых фигур:

– Самая простая треугольная пирамида. Состоит из шести зубочисток и четырех соединительных элементов.

Лепка из пластилина пошагово — лучшая развивающая методика для детей дошкольного возраста (от 2-3 до 7 лет)! Дети полюбили лепку из пластилина, потому что они могут сотворить все что угодно!

Больше всего дети любят лепить: животных, людей, машины, города. Сейчас очень популярно лепить смешариков, единорогов, котов, ежиков и драконов. Лепить очень полезно. Пошаговая лепка развивает в несколько раз быстрее творческое мышление, фантазию, мелкую моторику, речь, логическое мышление.

Дети от 3 до 7 лет особенно увлечены лепкой. Поэтому мы подобрали интересные идеи поделок, которые очень популярны у детей. Запаситесь пластилином разных цветов, чтобы ребенку было еще интереснее!

Как слепить кошку, кота пошагово


Как слепить собаку


Лепим забавного льва с детьми


Как слепить слона пошагово


Как слепить единорога


Лепим фигурки животных и зверей

Милый беби-жираф


Как слепить гусеницу и пчелу пошагово




Как слепить божью коровку


Улитка пошагово для детей (спиральная лепка)


Как слепить медвежонка


Интересная идея для лепки: птица в гнезде


Лепим цветы и композиции пошагово



Как слепить машину из пластилина


Велосипед пошагово



Занятие лепкой должны быть интересными для ребенка. Поэтому подберите самые интересные идеи для лепки. Пусть малыш сам выберет, что он будет лепить. Когда малыш увлечен, уходит дискомфорт, возбуждение и беспокойство. Когда ребенок создает любимое животное из мультика, будь то зайчик или котенок, жираф или единорог, он чувствует себя хорошо и гордится достижениями. Поэтому, мамочки, не забывайте хвалить малыша за любое достижение!

Как лепить животных, видео

Как слепить зайчика


Как слепить медвежонка

Медвежонок - любимое животное маленьких деток. Они с удовольствием повторят урок лепки. Следуйте инструкции!


Как слепить жирафа


Умственное и личностное развитие во время лепки

Занимаясь лепкой пошагово, делайте это весело и в игровой форме. Придумайте историю для созданного зверя, а затем разыграйте ее. Используйте идеи из сказок и мультиков, разыграйте истории из повседневной жизни.

Что понадобиться для урока лепки?

Нужен качественный пластилин. Для малышей подберите очень мягкий пластилин. Если малышу будет трудно неудобно лепить, то интерес к такому занятию у него быстро пройдет.

Инструменты для лепки из пластилина:

  • дощечка для лепки;
  • стеки;
  • скалки, в том числе с узорами;
  • формочки для лепки.

Как научить детей лепить?

Многие родители думают, что дети сами начнут лепить и развиваться. Это не так. Вам нужно будет показать, как это делать, пройти базовые уроки. В дальнейшем, ребенок сам будет придумывать своих персонажей, но первоначально покажите ему как это делать.

Научите лепить базовые формы:

  • шар;
  • яйцо (эллипсоид);
  • полусфера;
  • лепешка;
  • колбаска;
  • цилиндр;
  • конус;
  • кирпич;
  • жгут;
  • спираль.

После этого слепите фигурки пошагово. Выберите интересное животное и слепите вместе. Помогайте ребенка, хвалите!

Лепке в этой возрастной группе обычно уделяют не более 20 минут.

Как правильно хранить поделки из пластилина?

Самые красивые фигурки зверей можно поставить на стеклянную. Фигурки можно сохранить на долгие годы, если соблюсти одно правило. Сложите подделки по отдельности в небольшие коробки и уберите в прохладное темное место.

Читайте также: