Счастье это отсутствие страха и страдания так полагали представители школы

Обновлено: 07.07.2024

Для достижения этой цели эпикуреизм провозгласил необходимость достижения баланса между удовольствиями тела и ума, а также устранение страхов. Среди последних он указал на те, которые вызваны идеей судьбы, смерти или самих богов.

По мнению Эпикура, каждый элемент состоит из атомов, и люди могут воспринимать их формы и качества с помощью органов чувств. Его последователей называли эпикурейцами, и им приходилось избегать боли и беспокойств.

Точно так же они должны были отказаться от чрезмерной роскоши и комфорта и вести гармоничную жизнь. Одной из особенностей этой школы было то, что в нее допускались все желающие, в том числе женщины.

Эпикуреизм, который некоторые считают родственным гедонизму, имел некоторых важных последователей в Древнем Риме. Среди них поэты Лукрецио и Орасио, в произведениях которых мы можем увидеть продолжение теорий этого течения.

Происхождение

Доктрине эпикурейства преподавал Эпикур Самосский, который также дал ему свое имя. Философ родился в 341 году до нашей эры. С и, путешествуя по разным местам, основал школу под названием Сад. Именно там он развил свои идеи.

Эпикур

Эпикур родился на острове Самос в афинской семье. Его образование давали его отец, учитель и различные философы.

Когда ему исполнилось 18 лет, он отправился в Афины для прохождения военной службы. Позже он воссоединился со своим отцом в Колофоне, где начал преподавать.

В 311 году он создал свою первую философскую школу на острове Лебос. Вскоре после этого он был директором другой школы в Лампсако, сегодня в Турции.

Сад

Философ вернулся в Афины в 306 году. Вскоре он начал преподавать свои идеи группе последователей. Выбранным местом стал двор дома Эпикура, сад, давший название школе.

В отличие от других философов, женщины могли пойти в Сад учиться у учителя. Это вызвало немало клеветы на разрабатываемые мероприятия. Однако Эпикур был очень успешным, и ученики из Малой Азии и остальной Греции стекались, чтобы послушать его.

Помимо обучения этим классам, Эпикур написал довольно много работ. По мнению историков, после смерти он оставил более 300 трактатов, хотя почти ничего из них не сохранилось.

Текущие сведения об авторе получены из трех разных писем: Геродоту о теории познания; Питоклу по астрологии и космологии; и последний - Менесео, по этике. Кроме того, сохранились некоторые косвенные примечания к его учению.

Характеристики учения

В отличие от значительной части гедонизма, эпикурейство не фокусировало поиск удовольствий только на теле. Последователи этого течения придавали большее значение интеллекту. Кроме того, большая часть определения удовольствия или счастья в этой школе относится к отсутствию, а не к присутствию.

Таким образом, они рассматривали удовольствие как отсутствие боли или каких-либо недугов, таких как голод или сексуальное напряжение. Речь шла о достижении идеального баланса между телом и разумом, который обеспечивал бы безмятежность или атараксию.

Короче говоря, Эпикур указал, что эта безмятежность пришла из области страха, который отождествлялся с богами, смертью и неуверенностью в будущем. Целью философа было избавиться от этих страхов, чтобы быть счастливым.

Удовольствия и страдания

Эпикуреизм считал, что удовольствия, а также страдания являются следствием получения или неудовлетворения аппетита. Это учение различает три вида удовольствий:

- Первые были естественными и необходимыми. Среди них были те, кто кормился, искали убежища и чувствовали себя в безопасности.

-Следующее было естественно, но не обязательно. Они выделялись в этой группе для приятного разговора или секса.

-Наконец, он указал на неестественные или необходимые удовольствия, такие как погоня за властью, славой или деньгами.

Эксперты подчеркивают, что Эпикур не был дуалистом. Столкнувшись, например, с Платоном, Эпикур не верил, что существует разница между душой и телом. Оба были материалами и состояли из атомов.

Это привело его к различию двух других типов удовольствий, основанных на душе и теле, разных, но объединенных.

Части тела не были самыми важными для последователей этого течения. Эпикур выступал за сознательное уравновешивание этих удовольствий. Таким образом, он сказал, что нельзя было бы наслаждаться едой, если бы душа не была познана.

С другой стороны, были радости души. Они были лучше, так как более прочные и влияют на организм.

Канонический

Каноника - это часть философии, которая посвящена анализу знаний и тому, как люди могут их достичь.

Эпикур и его последователи считали, что ощущения, воспринимаемые нашими органами чувств, лежат в основе всех знаний. Любое из этих ощущений вызывает у человека удовольствие или боль, что порождает чувства, составляющие основу нравственности.

Физический

Реальность, согласно Эпикуру, состоит из двух основных элементов. Во-первых, это атомы, материалы. Второй - это вакуум, пространство, в котором движутся атомы.

Эпикурейцы думали, что все в мире представляет собой различные комбинации атомов. Для них одна и та же душа состояла из атомов, хотя и особого вида, более тонких, чем те, которые являются частью тела.

Однако это не означало, что душа перестала быть материальной. В этой школе думали, что когда умирает человек, умирает и душа.

По мнению экспертов, Эпикур заимствовал эту идею у Демокрита, хотя и изменил значительную часть своего учения. Основное отличие состоит в том, что он ввел элемент случайности в движение атомов, заявив, что, вопреки словам Демокрита, в их поведении нет детерминизма.

В связи с этим Эпикур всегда старался придавать большое значение свободе. Он считал этику фундаментальным аспектом, а остальные вопросы были ему подчинены.

Этика

Как отмечалось ранее, этика была наиболее важной частью философии Эпикура. Это основа для достижения цели эпикурейцев: счастья, основанного на атараксии и автономии разума.

Этика этого философского направления основывалась на двух противоположных моментах: страхе, которого нужно избегать; и удовольствие, которое считается ценным.

Четыре страха

Несмотря на то, что эпикур назвал богов причиной одного из этих фундаментальных опасений, он не был атеистом. Если, с другой стороны, он думал, что им все равно, что случилось с людьми, поскольку они были очень далеко. По мнению философа, из-за этой удаленности бояться их было абсурдно.

Что касается смерти, Эпикур заявил, что не стоит ее бояться. По его собственным словам, он объяснил это тем, что «смерть нас не касается, потому что, пока мы существуем, смерти здесь нет. И когда он прибывает, нас больше не существует "

Наконец, не следует бояться и будущего, так как «будущее не зависит полностью от нас и не полностью чуждо нам, поэтому мы не должны ждать его, как если бы оно неизбежно наступило, или отчаяться, как если бы оно не наступило. никогда".

Цель

Философия Эпикура, в отличие от философии других школ, не претендовала на теоретическую основу. Данные учения предназначались для того, чтобы все желающие могли применить на практике описанный ими путь для достижения счастья. Речь шла об устранении страхов и ведении приятной и полноценной жизни.

Для этого они использовали эмпирические элементы знания, атомистическую физику и гедонистическую этику.

Представители и их идеи

Несмотря на то, что школа мысли пользовалась определенным авторитетом в течение семи веков после смерти ее создателя, средневековье положило конец ее влиянию. Многие из его произведений были уничтожены, поскольку христианство категорически отвергало его идеи. Христианское видение боли полностью противоречило эпикурейской философии.

Лишь несколько последователей платонизма или аристотелизма слегка внедрили некоторые из его идей, но без особого успеха.

Диоген из Эноанды

Поскольку до наших дней сохранилось очень мало произведений Эпикура, работы некоторых из его последователей имеют решающее значение для понимания его философии. Среди них выделялся Диоген Эноанда, греческий философ второго века, который распространял идеи этого течения.

В рамках своей просветительской работы Диоген приказал записать некоторые изречения Эпикура на большой стене возле главного рынка в городе Эноанда, сегодня в Турции. Цель заключалась в том, чтобы граждане помнили, что они не найдут счастья в покупках или потреблении.

Именно фрагменты этой стены, разрушенной землетрясением, составляют для историков один из основных источников эпикурейства. В них появляется часть его доктрины, которая была почти неизвестна специалистам, клинамен (отклонение).

К сожалению, удалось восстановить только треть того, что было записано на стене.

Зенон Сидонский

Вслед за Эпикуром Зенон утверждал, что счастье заключается не только в наслаждении настоящим, не говоря уже о богатстве, которое у человека есть. Для него надежда на непрерывное процветание и удовольствие была фундаментальной. Речь шла о том, чтобы не смотреть в будущее со страхом.

Горацио

Последователи Эпикура были найдены не только среди философов. Были и другие интеллектуалы, пропагандировавшие его идеи в его произведениях, например, Квинто Орасио Флако, один из главных поэтов Древнего Рима.

Гораций, известный своими сатирическими стихами, несколько лет жил в Афинах, где изучал греческий язык и философию, особенно эпикурейство.

Лукреций

Роман, как и Горацио, Лукрецио был философом и поэтом, жившим между 99 г. до н. Э. C и 55 а. Известен только один текст этого автора, который называется De rerum natura (О природе вещей). В этой работе он защищает учение Эпикура в дополнение к атомистической физике Демокрита.

Лукреций объяснил движение и группировку атомов, а также указал на смертность души. Задача автора, по мнению экспертов, состояла в том, чтобы избавить людей от страха перед богами и смертью. Эти страхи для поэта были главными причинами несчастья.

Завоевания Александра Македонского привели к значительным политическим изменениям. Греческие города-государства (полисы) перестали существовать, вместо них возникла сначала империя Александра Македонского, а после его смерти — многочисленные государства с монархической формой правления. Впоследствии Греция вообще теряет свободу и становится римской провинцией. Наступает эпоха эллинизма — период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 г . по 30 г . до н.э.

Распространение греческой культуры на новые культурные регионы, главным образом Востока, приводит к возникновению своеобразного культурного феномена — эллинистической культуры, в которой, смешивались традиции собственно греческой и местных восточных культур.

Разрушение полиса привело к радикальным переменам и в жизни люде. Главное, изменился сам статус отдельного человека. Понятие “гражданин” повсеместно заменяется понятием “подданный”. В монархических государствах от подданных уже не требуется соблюдения “гражданских добродетелей”, столь проповедуемых в предшествующие времена. Наоборот, подданные обязаны выполнять в первую очередь государственные установления и распоряжения вышестоящих начальников, назначаемых по воле монарха. По сути дела в эллинистическую эпоху нарушается многовековая связь между отдельным индивидом и государством — человек уже не имеет никакого влияния на принятие политических решений. Индивид, отдельная человеческая личность приобретает в сознании людей того времени самодовлеющее значение.

Такие изменения привели, соответственно, и к смещению основных проблем в философии. Мыслителей эллинистического периода стали интересовать прежде всего вопросы сущности отдельной человеческой личности и проблемы этики. В это время возникает несколько философских школ и в том числе: киники, стоики, эпикурейцы.

Философская школа киников

Основателем кинизма считается ученик Сократа Антисфен (V–IV вв. до н.э.). Антисфен преподавал в Афинах в гимнасии под названием Киносарг ("зоркий пес", "резвые собаки"). Согласно одной из версий, название школы дало именование всему этому философскому направлению. По другой версии, термин "киник" является производным от древнегреческого слова "кюникос" — собачий. И в этом смысле, философия киников — "собачья философия". Эта версия согласуется с существом кинической философии, представители которой утверждали, что потребности человека носят животный характер и сами называли себя собаками.

Наиболее ярким философом-киником стал Диоген Синопский (IV в до н.э.). Он родился в городе Синопа, малоазийском полисе на берегу Понта Эвксинского (Черного моря), но был изгнан из родного города за изготовление фальшивых денег. С тех пор Диоген скитался по городам Древней Греции, а наиболее долгое время прожил в Афинах.

Если Антисфен разработал, так сказать, теорию кинизма, то Диоген не только развил идеи, высказанные Антисфеном, но и создал своего рода идеал кинической жизни. Этот идеал включал в себя основные элементы кинической философии: проповедь безграничной духовной свободы отдельного индивида; демонстративное пренебрежение ко всяким обычаям и общепринятым нормам жизни; отказ от удовольствий, богатства, власти; презрение к славе, успеху, знатности.

Девизом всех киников можно считать слова Диогена: "Ищу человека". По преданиям, Диоген, бесконечно повторяя эту фразу, среди белого дня ходил с зажженным фонарем среди толпы. Смысл этого поступка философа заключался в том, что он демонстрировал людям их неверное понимание сущности человеческой личности.

Диоген утверждал, что человек всегда имеет в своем распоряжении средства для того, чтобы быть счастливым. Однако большинство людей живут иллюзиями, понимая под счастьем богатство, славу, удовольствия. Свою задачу он видел как раз в том, чтобы развенчать эти иллюзии. Характерно, что Диоген утверждал бесполезность математики, физики, музыки, науки вообще, считая, что человек должен познать только самого себя, свою собственную неповторимую личность.

В этом смысле киники стали продолжателями учения Сократа, до предела развив его идею об иллюзорности обыденного человеческого представления о счастье, о добре и зле. Недаром Платон называл Диогена "безумствующим Сократом".

Истинное счастье, по мнению Диогена, состоит в полной свободе индивида. Свободен же только тот, кто свободен от большинства потребностей. Средство для достижения свободы Диоген обозначал понятием "аскеза" — усилие, тяжкий труд. Аскеза — это не просто философское понятие. Это образ жизни, основанный на постоянных тренировках тела и духа для того, чтобы быть готовым ко всяческим жизненным невзгодам; умение властвовать над собственными желаниями; воспитание в себе презрения к наслаждению и удовольствиям.

Сам Диоген стал в истории примером мудреца-аскета. У Диогена не было никакой собственности. Одно время, подчеркивая свое презрение к людским привычкам, он жил в пифосе — большом глиняном сосуде из-под вина. Увидев однажды, как мальчик пил воду из горсти, он выбросил из своей сумы чашку, промолвив: "Мальчик превзошел меня простотой жизни". Он выбросил и миску, когда увидел мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба. Диоген просил подаяния у статуи, а на вопрос, зачем он это делает, сказал: "Чтобы приучить себя к отказам".

Поведение философа было вызывающим, даже экстремистским. Например, придя в один роскошный дом, он плюнул в лицо хозяину в ответ на просьбу соблюдать порядок. Когда Диоген брал деньги в долг, то говорил, что хочет лишь взять то, что ему должны. А однажды он стал звать людей, и когда те сбежались, набросился на них с палкой, говоря, что звал людей, а не мерзавцев. Подчеркивая свое отличие от окружающих, и выражая им свое презрение, он неоднократно называл себя "собака Диоген".

Идеалом, целью жизни Диоген считал достижение состояния "автаркии" (самодостаточности), когда человек постигает суетность внешнего мира и смыслом его существования становится безразличие ко всему, кроме спокойствия собственной души. В этом смысле характерен эпизод встречи Диогена и Александра Македонского. Прослышав о Диогене, величайший государь пожелал встретиться с ним. Но когда он подошел к философу и сказал: "Проси, чего хочешь", Диоген ответил: "Не засти мне солнца". В этом ответе как раз и заключена идея автаркии, ибо для Диогена совершенно безразлично все, включая и Александра, кроме своей собственной души и своих собственных представлений о счастье.

Уже в древности учение киников стали называть наиболее короткой дорогой к добродетели. А на могиле Диогена был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки с надписью: "Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, во веки не прейдет, ибо лишь ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна, и указать наипростейший путь жизни".

Эпикур (341–270 гг. до н.э.) родился на о. Самос, хотя по происхождению был афинянином, ибо его родители были колонистами из Афин. Впервые в Афинах Эпикур побывал в 323/322 гг. до н.э., а затем отправился в путешествие. В 306 г . до н.э. он возвращается в Афины и основывает школу, получившую название "Сад Эпикура". Считается, что Эпикур написал около 300 произведений, из которых до нас дошли отдельные фрагменты, письма и книга изречений "Главные мысли".

Эпикур был сторонником атомистического материализма, признавая, что все в мире состоит из атомов. Характеризуя атомы, Эпикур ввел новое понятие, которого не было ни у Левкиппа, ни у Демокрита — он считал, что атомы имеют вес. Именно вес атомов определяет их движение после первотолчка — атомы под действием своей тяжести начинают падать вниз в бесконечное пространство. Напомним, что Левкипп и Демокрит определяли движение атомов после первотолчка как равномерное во всех направлениях.

Признавая атомистическую теорию множественности миров, Эпикур фактически отказался от идеи богов, как родоначальников мироздания. По его мнению, боги живут в межмировом пространстве и пребывают в вечном блаженстве, никак не влияя на судьбы людей. Впоследствии, за эти слова Эпикур неоднократно обвинялся в атеизме, а после того как в Европе основной религией стало христианство, произведения Эпикура долгое время запрещались к публикации.

Также как предшествующие атомисты и отвергая учения Платона и Аристотеля, Эпикур считал душу материальным объектом, состоящим из определенного рода атомов, распространенных по всему телу. Важнейшей частью души является ум, расположенный в сердце.

Много места в своих сочинениях Эпикур посвятил проблеме познания. По его мнению, главный источник познания — ощущения, с помощью которых человек только и может получать какую-либо информацию об окружающем мире. Разум может развиваться тоже только на основе ощущений. Зависимость разума от ощущений Эпикур доводил до абсолюта, утверждая, что даже "видения безумцев и спящих тоже истинны", ибо эти видения не могут возникать сами по себе, а являются следствием каких-то ощущений.

Однако главное место в учении Эпикура все же занимало этическое учение. Например, подчеркивая подчиненность физики по отношению к знанию этики, он говорил: "Если не беспокоиться о небесных феноменах и не знать страха смерти, ее близкого дыхания, не искать границ наслаждения и страдания, то вряд ли была бы нужна наука о природе".

Утверждая материальное начало в сущности человеческой личности, Эпикур создал своеобразное учение о наслаждении, как цели жизни. Наслаждение состоит в удовлетворении естественных и необходимых потребностей и приводит сначала к достижению душевного спокойствия ("атараксия"), а затем и к счастью ("эвдемония").

Впоследствии, в обыденном мнении философия Эпикура получила сильно упрощенное толкование — эпикуреец тот, кто стремится познать все радости жизни, не останавливаясь ни перед чем, ради получения телесного наслаждения. Однако такое понимание эпикуреизма не имеет никакого отношения к истине.

Настоящее наслаждение, истинное удовольствие, по Эпикуру, — это "отсутствие телесного страдания". Он писал: "Когда мы говорим, что благо — наслаждение, то это не указание на обжор и лентяев, ветреников и прощелыг, которые игнорируют или не понимают нашего учения. Мы говорим и указываем на отсутствие телесного страдания, беспокойства. Это не непрерывные празднества, не томление младых дев, не все то, чем изобильный стол нас искушает, но трезвое обсуждение, доискивающееся последних причин каждого акта выбора или отказа, которое разоблачает все фальшивые мнения, от коих все душевные треволнения происходят".

Эпикур настаивал на удовлетворение естественных и именно необходимых потребностей, т.е. тех, которые связаны с сохранением жизни. Человек, постигший истину в эпикуровском понимании, научается отделять необходимые потребности от излишних и добровольно отказываться от последних. По большому счету, философию Эпикура можно признать аскетической, ибо он настаивал на максимальном ограничении списка необходимых потребностей, удовлетворение которых и позволяет достигнуть блаженства.

Приобретению полного счастья человеку мешают страхи, властвующие над ним, которые необходимо преодолевать. Эпикур выделял три вида страха:

1. Страх перед небесными явлениями.

Этот страх преодолевается знанием атомистической физики, космологии и астрономии, которые дают вполне логичное объяснение всем явлениям природы.

2. Страх перед богами.

Преодоление страха перед богами, по Эпикуру, заключалось в признании того факта, что боги сами пребывают в постоянном блаженстве и не собираются никаким образом вмешиваться в жизнь людей.

3. Страх перед смертью.

Являясь сторонником материалистической философии, Эпикур утверждал бессмысленность этого страха, ибо не существует никакой загробной жизни, сама человеческая душа, будучи материальной, смертна также как и тело, а значит ни к чему мучить себя мыслями о том, что будет после смерти. Знаменитым стал афоризм Эпикура, в котором философ утверждает мысль о том, что жизнь и смерть никогда не встречаются: "Пока мы живы — смерти нет, когда мы мертвы — нет жизни".

Интересно, что к принципиально неестественным потребностям Эпикур относил занятия политической и общественной деятельностью. Для него характерно превозношение частной жизни, сознательный отказ от жизни общественной. Девизом "Сада Эпикура" стали слова: "Проживи незаметно!".

Ученики и последователи Эпикура — эпикурейцы — высоко ценили радости частной жизни, дружбы. После закрытия "Сада Эпикура" в I в. до н.э. в Афинах, эпикурейские кружки продолжали существовать на территории Италии. А самым знаменитым эпикурейцем стал римский философ Тит Лукреций Кар, который в своем поэтическом произведении "О природе вещей" донес до нас многие мысли Эпикура.

Философская школа стоиков

В конце IV в до н.э. в Афинах возникла философская школа, основателем которой был Зенон, родившийся на острове Крит около 333–332 г. до н.э. и переехавший в Афины в 311 г . до н.э. Зенон, не будучи афинянином, не имел право арендовать здание для своей школы и занятия он проводил в каком-то портике — колоннаде. По-гречески портик — "стоя", поэтому последователей Зенона стали называть стоиками.

В развитии философии стоицизма принято выделять три периода: Старшая Стоя (кон. IV–III вв. до н.э.); Средняя Стоя (II–I вв. до н.э.); Младшая Стоя (I–III вв. н.э.). Среди стоиков наиболее известны философы Старшей Стои Зенон и Хрисипп, а также представители Младшей Стои римские мыслители Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.

Взгляды философов Старшей Стои выделить довольно сложно, потому что труды их утрачены, однако сохранилось немало упоминаний в других источниках.

Стоики интересовались проблемами физики, логики, космологии. Но главная их заслуга все-таки в том, что они создали своеобразное на морально-этическое учение.

По их мнению, в мире властвует некий всеобщий закон жизни, данный Богом, и все люди равны перед ним. Этот природный закон всесилен и бесстрастен, человек не может его преодолеть, и значит должен жить в соответствии с ним — должен следовать бесстрастию природы и любить свою судьбу, какой бы она не была. Жить в соответствии с природой — значит быть в ладу с самим собой. Только тогда человек может познать истинное счастье.

Философия стоиков — это философия мужества. Если эпикурейцы считали, что людям необходимо избегать страданий, то стоики, наоборот, признавали страдания неотъемлемой частью жизни. Однако человек должен воспитывать в себе нечувствительность к страданиям, уметь мужественно их переносить. Один из философов-стоиков, испытывая сильные боли во время приступов артрита, продолжал заниматься привычными делами, утверждая: "Как ни мучительно это страдание, но не признаю никогда, что оно — зло".

Стоики ввели в ряд философских категорий понятие "апатия" — бесстрашие, бесстрастность. Апатия — это путь к достижению счастья, когда человек бесстрашно и бесстрастно воспринимает жизнь во всех ее проявлениях, и в этом находит полное выражение своей сущности.

В этом же плане важна трактовка стоиками понятия "долг". С их позиций, жизнь человека представляет собой исполнение долга, обязанности, которые каждому отдельному индивиду необходимо нести гордо и достойно.

Высшим типом человеческой личности стоики считали мудрецов. Мудрец — это человек, который, кто не просто мужественно переносит жизненные невзгоды, а стоит выше всяческих страстей, он не допускает даже рождения страстей в своей душе. Мудрец настолько нравственно совершенен, что ему даже нет нужды совершать над собой какого-то усилия в преодолении страданий. В своей бесстрастности мудрец полностью теряет такие чувства как сострадание, жалость, милосердие, которые тоже являются страстями. "Милосердие участвует в дефектах и пороках души, — говорили стоики, — лишь недалекий и легкомысленный человек может быть жалостливым". "Мудрец не шелохнется в ответ на болтовню; никого не осудит за совершенную ошибку. Недостойно сильного человека — поддаться мольбам и отказаться от справедливой суровости".

Школы античной философии собой философскую мысль Древней Греции и Древнего Рима, последовательно развивавшуюся с VII века до н.э. до VI века н.э.

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке

Милетская школа (VI век до н.э)

Была создана в полисе Милете (территория современной Турции) в VI веке до н.э. Милетские мыслители стремились найти первовещество – первоначало всего существующего.

Фалес Милетский, основатель школы, считал, что первовеществом является вода, из которой путем затвердевания и испарения произошли все вещи.

Анаксимандр, ученик Фалеса, первовеществом считал апейрон – божественное бесконечное начало, нечто среднее между огнем и воздухом, которое всем управляет.

Анаксимен полагал, что первовеществом является воздух, из которого посредством разряжения или сгущения образуются все предметы. Милетская школа была естественно-научной: философы пытались описать и объяснить мироздание в его эволюционной динамике, от происхождения Земли и небесных светил до появления живых существ. Милетские мыслители впервые поставили под сомнение разделение законов на небесные (божественные) и земные (человеческие), предположив существование всеобщих физических законов.

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Школа Пифагора (ок. 570 – 497 гг. до н.э.)

Пифагорейцы также придерживались идеи первовещества, которым они считали число. Они абсолютизировали и обожествляли числа. Пифагор разработал математическое объяснение гармонии мира, основанное на числе, мере и пропорциях. Он считал, что все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями; задача философа заключается в том, чтобы вскрыть эти отношения. Себя Пифагор называл философом, а своих учеников – математиками, т.к. их обучение начиналось с изучения чисел.

Гераклит Эфесский (ок. 544 – 480 гг. до н.э.) первоначалом считал огонь – вечную и божественную стихию, которая управляет всеми вещами. Гераклит полагал, что мир находится в вечном движении, которое состоит из борьбы противоположностей: холодного и теплого, жизни и смерти и т.д. Эту борьбу он называл Логосом – единым для всего существующего законом, эквивалентным огню.

Элейская школа (VI-V вв. до н.э)

Была образована в конце VI-V вв. до н.э. в южно-италийском городе Элее. Элеаты раскритиковали учение Гераклита о вечном движении бытия, утвердив принцип его устойчивости и неподвижности.

Основатель школы Парменид выдвинул идею о том, что бытие (все, что реально и можно постичь умом) целостно, постоянно и неподвижно, а небытия (мнимого бытия) не существует. Также Парменид считал, что чувства – лишь источник недостоверных мнений, истинное знание постигается только разумом.

Зенон, ученик Парменида, также не признавал множественность вещей и их движение. Свои философские суждения он доказывал с помощью апорий (парадоксов).

Мелисс (Самосский) попытался обобщить аргументы Парменида о неизменном и неподвижном бытие. К прежним характеристикам бытия он добавил две новые: а) бытие не имеет границ; б) бытие бестелесно.

Субстанциалисты отказались от поиска единого первовещества, допуская, что оно может состоять из нескольких структурных элементов.

Учение плюралистов

Плюралисты Эмпедокл и Анаксагор предполагали мироздание состоящим из нескольких субстанций.

Анаксагор считал, что мироздание состоит из бесконечного количества невидимых частиц (семян). Эти частицы были неподвижны и хаотичны, пока их не привел в движение и гармонию Ум (Нус) – невидимая сила, движущая Вселенной.

Учение атомистов (V-IV веков до н. э)

Софийская школа (2-я половина V – 1-я половина IV века)

Так называли группу философов, за плату обучавших наукам и ораторскому искусству. Школа софистов сформировалась в V вв. до н.э. и просуществовала практически до конца римской империи. Софисты подчеркнули практическую значимость философии, привели ее к проблемам человека и общества.

Учение Сократа и сократические школы (469 – 399 гг. до н.э.)

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) сделал центром своего учения сознание, мышление и духовный мир человека. Знание он отождествлял с добром, а главной причиной зла и человеческих пороков считал невежество. Сократ утверждал, что знание невозможно передать в готовом виде, поэтому предлагал ученикам собственный способ постижение истины через спор и иронический диалог (майевтику).

  • мегарская школа, основанная Евклидом, объединила учение Парменида об едином бытие и идею Сократа о благе, тождественном добродетели. Евклид утверждал, что есть лишь благо, называемое Разумом (Умом) или Богом; ничто, ему противоположное, не существует.
  • элидо-эретрийская школа, основанная Федоном, была похожа на мегарскую и не создала принципиально новых идей.
  • киренская школа, основанная Аристиппом, утверждала, что человек пребывает в плену своих ощущений, которых может быть только два: наслаждение и боль. Киренаики считали, что наслаждение есть цель человеческой жизни, счастье – это совокупность наслаждений, а мудрость – умение подчинять наслаждение своей разумной воле.
  • Киническая школа основана Антисфеном, но самым известным ее представителем был Диоген. Киники видели единственное благо человека в его внутренней свободе, а все нормы и правила считали пустой условностью. Счастье для киников означало неприхотливую жизнь, умеренный труд, воздержание и от наслаждений, и от страданий.

Платон и его Академия (427 – 347 гг. до н.э.)

В 386 г. до н.э. Платон основал в пригороде Афин собственное учебное заведение – Академию, которая просуществовала почти тысячу лет. Обучение в Академии было бесплатным. Помимо философии, слушатели изучали геометрию, арифметику, астрономию и музыкальную гармонию. Академия считалась крупнейшим научным и математическим центром своего времени, поскольку Платон считал математику неотъемлемой частью философского знания. Также он передавал ученикам свои идеи об устройстве справедливого общества.

Учение Аристотеля (384 год до н. э.)

Аристотель – величайший ученик Платона и талантливый преподаватель его Академии. Аристотель заложил основы психологии, этики и логики; произвел первую классификацию наук, выделив метафизику (чистую философию) в отдельное направление. В зрелом возрасте он раскритиковал платоновское учение об идеях, объявив материальный мир (природу) первичной реальностью, которая ничем не предопределена.

Для эллинистического этапа характерно сосуществование и соперничество разных философских направлений. Из них самые значительные: стоицизм и эпикуреизм.

Эпикуреизм (306 год до н. э.)

Эпикурейцы продолжили атомистическое учение Демокрита. Эпикур, основатель школы, на его основе выдвинул новую теорию движения атомов. Согласно ей, возможно произвольное отклонения атомов от заданной траектории, которое Эпикур сравнивал со свободой человеческой воли. В 306 г. до н.э. он открыл в Афинах школу, получившую название «Сад

Школа скептиков (IV век до н.э.)

Данная школа возникла в IV веке до н.э. как реакция на предыдущие учения, провозглашавшие всесилие научно – философского знания. На Пиррона, основателя школы, повлияли взгляды Демокрита, софистов и киренаиков, а также учение индийских аскетов (с ним он познакомился в азиатском походе Александра Македонского).

Скептики считали невозможным достижение истины, т.е. познание сути вещей, поскольку человеческое знание в высшей степени относительно. Путь к счастью они видели в добродетельной жизни, воздержании от суждений и достижении атараксии (безмятежности, внутреннего покоя).

Школа стоиков (IV век до н. э. – II век н. э.)

Школа стоиков, просуществовавшая шесть столетий, делится на: античную (кон. IV-III вв. до н.э.), среднюю (II-I вв. до н.э.) и римскую (I-II вв. н.э.).

Основателем школы был Зенон, но наибольшую известность получили поздние стоики Эпиктет и Марк Аврелий.

Стоики делили всех людей на мудрецов, поступающих согласно разуму и глупцов, следующих желаниям и инстинктам. Этика стоиков заключалась в следующих тезисах: а) жить в согласии с природой и довольствоваться малым; б) следовать добродетели и чувству долга; в) спокойно сносить удары судьбы и стремится к душевному спокойствию.

Самыми значительными школами римского периода

Неопифагореизм (I-II вв. до н.э.)

Неоплатонизм (III-IV вв. н.э.)

Философская школа, систематизировавшая основные положения учения Платона и идеи Аристотеля.

Плотин, основатель учения, добавил туда элементы восточных религии и мифологии.

Неоплатоники представляли бытие состоящим из трех элементов: Единого (Бога; творческой силы, порождающей все), Ума и Души. Плотин утверждал, что человек, углубившись в себя, способен проделать многоступенчатый путь возвышения: от своей души к Мировой, от собственного ума к Мировому, от своего морально-эстетического состояния к Единому. С учением неоплатоников языческую античную философия считают исчерпанной.

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Неудовлетворение желаний влечет страдание. Следовательно, счастье возможно только тогда, когда чел. откажется от удовлет-ния всех потребностей, непосредственно не связанных с выживанием.
Счастье-это отсутствие боли и тревоги, душевная безмятежность. Человеческие страдания и страхи порождены чрезмерностью, заблуждения или неведением.
Счастливый человек-это чел. оторый активно участвует в жизни общества и добросов. выполняет свой долг.

"это чел. оторый активно участвует в жизни общества и добросов. выполняет свой долг" вот это муть. остальное пойдет

И тут ЕГЭ?!
Киник из дыры в бочке наблюдал как эпикуреец доедал стоика.

Читайте также: