Сцены из супружеской жизни краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Картина Бергмана — очень камерная. Лишь в экспозиции фильма появляются герои Биби Андерсон, Яна Мальмшё и Аниты Валль; всё остальное время в кадре только двое — Марианна и Юхан в исполнении Лив Ульман и Эрланда Юзефсона, которые лишь дважды по несколько минут сняты на улице. Интересно отметить, что в фильме нет музыки.

Содержание

Сюжет

Фильм состоит из шести сцен; каждая из них представляет собой эпизод двадцатилетней совместной жизни Марианны (Лив Ульман) и Юхана (Эрланд Юзефсон). Он — профессор, она — адвокат, специализирующийся на бракоразводных процессах. У них есть не только прочный достаток, но и крепко забытое студенческое прошлое.

Однажды супруги провели свободный вечер в обществе семейной пары своих приятелей. Те, находясь на грани развода, ссорятся и как бы показывают героям ближайшую перспективу их собственной жизни.

Усталость, неуверенность в своих чувствах и, наконец, измена Юхана с другой женщиной приводят вроде бы совершенно благополучную семью к разводу.

Однако герои не могут жить друг без друга: расставание неожиданно оказывается хорошим поводом проявить друг к другу понимание, сострадание, искренность. Чувства бывших супругов вспыхивают с новой силой.

В последней сцене фильма, воспользовавшись отсутствием нынешних супругов, герои сбегают в чужой пригородный домик, чтобы утолить желание.

Ну вот, теперь я взялся кропотливо исследовать творчество Ингмара Бергмана. Меня удивило, что я не сумел найти в интернете приличной рецензии к столь сложным фильмам этого режиссера. Что ж, значит придется самому попотеть для построения монумента великому гению. Это важно еще и для того, чтобы жанр "кино не для всех" не превратился вдруг в пугающий "кино не для кого". В этой статье мы разберем одну из самых ярких и в то же время пожалуй самую простую картину режиссера "Сцены из супружеской жизни". Действительно, картина не столь аллегорична, как например "Осенняя соната" или же "Фанни и Александр". Однако и в ней неопытному зрителю следует указать правильный путь во избежание неправильных выводов и строгого суда.

Однажды в Бонне мне довелось видеть спектакль с одноименным названием "Szenen einer Ehe" и, должен признаться от меня ускользнуло тогда все скрытое, а запомнилась лишь драматическая нотка сюжета. И это говорит не только о маргинальности режиссера, но и о ценности столь любимых им Лив Ульман и Эрланда Юзефсона, которые настолько приковывают внимание зрителя, что через банальные речи прослеживается каждая душевная мука, сопутствующая конфликтам в семье. Актеры настолько вживаются в роль, что заставляют зрителя чувствовать неловкость, связанную с подслушиванием и подсматриванием за семейной четой.

Итак Сцены из супружеской жизни являются практически азбукой, некоим домостроем в семейных отношениях. К этой картине отлично бы подошел эпиграф от Л. Толстого "Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастная семья несчастна по своему". С самого начала картины Бергман предостерегает нас от браков без любви. Мы видим пожилую даму, клиентку главной героини, утверждающую, что она никогда не любила своего мужа. Каждый из нас с той или иной стороны сталкивался с тем, как тяжело быть нелюбимым или как тяжело порвать с нелюбимой, некоторым лишь известно, как сложно порой сознаться себе самому в том, что ты не будешь счастлив с тем или иным человеком, и самое смешное, как тяжело порой просто сказать ему об этом. Многие несчастные годами живут друг подле друга во лжи, боясь разочаровать своего спутника жизни и все глубже затягивая себя в глубокую трясину быта. Этот случай и выражает Бергман, показывая зрителю увядающую женщину, абсолютно несчастную, хватающуюся за последнюю надежду свою. Она была честна со своим мужем и давно рассказала ему о том, что не испытывает к нему никаких чувств. Здесь Бергман аллегоричен. Не следует это понимать дословно. Не все столь честны в отношениях и столь искренне, чтобы решиться на откровенный разговор. Не каждому под силу интеллигентно обсуждать эти проблемы. Иногда мы терзаем наших нелюбимых упреками, полагая, что это и есть тот самый откровеный разговор, полагая, что вот мы и открылись вполне. Мне лично доводилось быть и объектом недовольства и самому наносить пошлые колкости. Ну как же меня не понять, кажется насмешнику, теперь-то я все сказал и спрос с меня не большой. Как правило такая семья превращается в извечно несчастных людей, сыплющих и терпящих упреки.

Пожилая женщина говорит, что никогда не любила своих детей. Она "была с ними ласкова и была им хорошей матерью, но любить она их не любила". Не спешите обвинять ее. Ведь это говорит не женщина, а Бергман, а так же все несчастные в браке. Режиссер отделяет любовь к детям от разнополой любви. Да, порой женщина может укрыться от проблем в детях и быть при этом счастливой, но герои Бергмана не имеют пола, а проблема нелюбви присуща человеку вообще. Женщина продолжает: "Муж просил меня подождать, пока не подрастут дети и я согласилась". Дети - тот фактор, который сдерживает от распада не только счастливые, но и несчастные семьи. Надо понимать ее монолог так, что с каждой мыслью о спасении из сложившейся социальной катастрофы мы вспоминаем о детях и думаем, что вот они подрастут, тогда. А что тогда Бергман передает в следующих словах: "Я, наверное, кажусь вам странной. Я чувствовала в себе потенциал к любви, но никогда не любила. Теперь я хочу искать любовь и первым шагом я хочу развестись." И тут нам показывают руки этой женщины. Они покрыты старческой пигментацией и потресканы эрозией времени. Некогда чувственные руки выражают, что их хозяин уже не способен на те чувства, которые он надеется получить от жизни. Любовь ведь это не только секс и ласка, но и та же семья и неразрывная близость, общая радость. Эти руки уже не способны радоваться, на них есть какой-то отпечаток силы, но он угасает, вянет и скоро исчезнет совсем. Теперь становится ясным, почему Бергман выбрал женщину для отображения общей проблемы. Те же чувства, нелюбовь к детям, например, приличнее бы смотрелись на мужчине, но ускользающая красота, сила и душевный упадок, выраженный в угасании глаз, все это куда понятнее смотрится в женском обличии. Да и сама героиня жалуется на то, что ее чувства притупляются "Вот стол, я могу его потрогать, но не чувствую его, как раньше". Взгляните на этот эпизод и прочувствуйте бергмановскую способность говорить молчанием.

Однако режиссер как бы предостерегает зрителя от веры в большую любовь. На примере друзей семьи, еще одной супружеской пары, потерпевшей фиаско в браке, Бергман рассказывает историю неземных страстей, бурных романов и отчаянных поражений. Герои искренне ненавидят друг друга, они так же, как и в истории с пожилой женщиной, пытаются развестись, но здесь влюбленный и оскорбленный мужчина всячески удерживает свои позиции с целью, не то сильнее уколоть свою неверную жену, не то удержать ее. Все время готовый плакать, он как будто пытается достучаться до ее сердца, но говорит не те вещи, которые он на самом деле хочет сказать ей и окружающим. Всякий из нас испытывал фиаско в бурных и эмоциональных романах. Смысл такой любви заключается как правило в том, что один из любовников лишь позволяет себя любить, а в результате оба ненавидят друг друга.

Любовь по Бергману это не совсем обозначенная идея Толстого, выраженная и в "Войне и мир" и в "Анне Карениной", да и в самой "Крецеровой Сонате". Любовь эта полное понимание друг друга. Стремление к одной цели одними путями. Так герои "Сцен. " прямо говорят об этом в интервью, с которого начинается картина. "Мы решили сойтись без любви. " говорят они и тут же берут друг друга за руки.
По официальной статистике показ "Сцен. " в Швеции вызвал шквал разводов. И это свидетельствует о том, как важно правильно понимать, сложный язык Бергмана. Эффект пожилой дамы присущ всякой любящей паре, он особенно легко проникает в сердца мужской половины, а вот возможность отличить чуткую любовь среди бытовой рутины и предоставляет нам как раз знаменитый режиссер. Своей картиной Бергман рассказывает, насколько хрупка такая любовь. Притупив это чувство в постоянных семейных заботах женщина становится глуха к мужским упрекам. Она полностью закрывается в своем выдуманном мире. А тоска по страсти, в совокупности с мужским эгоизмом бросает мужа в любовную авантюру. Он убежден, что он никогда не любил свою жену, а любовь к детям, очевидно, не является для него большим препятствием. Лишь тогда герои понимают насколько они нуждаются друг в друге. Женщина начинает видеть в бывшем супруге не отца семейства, а хорошего и симпатичного ей друга. В короткие минуты редких встреч, она превращается в юную кокетку интересующуюся его и своими надеждами, мечтающую и вдохновенную личность. Для того чтобы испытать это мужчине потребуется пройти сложный путь со взлетом и падением своей самооценки. Однако здесь начинается драматическая сторона картины, которую лучше продемонстрируют сами актеры под руководством Ингмара Бергмана.


tout_va_bien
10 августа 2015 г., 15:52

картинка Chagrin


Сцены из супружеской жизни (швед. Scener ur ett äktenskap) — художественный фильм режиссёра Ингмара Бергмана по собственному сценарию.

Картина Бергмана — очень камерная. Лишь в экспозиции фильма появляются герои Биби Андерсон, Яна Мальмшё и Аниты Валль; всё остальное время в кадре только двое — Марианна и Юхан в исполнении Лив Ульман и Эрланда Юзефсона, которые лишь дважды по несколько минут сняты на улице. Интересно отметить, что в фильме нет музыки.

Комментарии


ray_mondo 10 августа 2015 г., 18:27

Понравились больше всего сцена с подписанием бумаг о разводе и самая последняя сцена с разговором после сна Марианны… Им реально нужно было прожить 20 лет, чтобы принять такую простую истину о "несовершенной земной любви по-своему"?

В общем, фильм слишком акцентированный на одной теме, в нём по задумке режиссёра нет других персонажей – нет детей, нет родителей, нет коллег или друзей в кадре (одна лишь сцена ужина с другой семьёй как предвестница их будущего), короче, полная концентрация Бергмана-гика на конкретной проблеме почти на 3 часа времени. Что приятно – не моей проблеме).

Есть продолжение? Ну и ну, придётся посмотреть).

Черту под этой темой не подвожу, буду смотреть его ленты дальше))).


sweta3000 10 августа 2015 г., 23:09

Фильм интересный, мне понравился, хотя такие взаимоотношения супругов, показанные в фильме, я, признаться, не очень понимаю. Ну, во-первых, мне непонятна главная героиня, которая весь фильм занимается каким-то самоуничижением - от нее муж уходит, а она готова ему чемодан собрать, и на шею вешается, ах не уходи и т.д. Ну, должна же быть у человека хоть какая-то гордость, самоуважение, что ли. А тут просто жуть какая-то. Муж тоже производит неприятное впечатление, тоже мне герой-любовник, сам другую завел, а жену тоже не может отпустить. У меня просто голова кругом от этой парочки. Ну ладно, расстались они, потом снова встретились, поняли, что вроде как любят друг друга (да??), так зачем тогда разводиться? Ну ладно, развелись, все кончено, "уходя - уходи" (я так считаю), и тут же опять эти встречи-любовные свидания. Теперь уже свои вторые половинки обманывают. Я не морализаторствую, мне просто в принципе не понятно такое поведение. Если ты не можешь без человека, так оставайся с ним, зачем все так усложнять? Актеры понравились - и исполнители главных ролей, и второстепенных. Кстати, Биби Андерсон я тут вообще не узнала) Только сейчас обратила внимание, что она тоже снялась в этом фильме.
Бергмана буду смотреть еще, хотя и не всегда все у него понимаю, но он поднимает интересные темы в своих фильмах. Ну и продолжение тоже посмотрю)


ari 17 августа 2015 г., 14:53

Меня совесть заела, решила написать хоть пару слов:)
Фильм-то я посмотрела и он мне даже понравился, но мне вообще Бергман нравится. Только я не знаю, что тут обсуждать. Просто такая жизнь у людей. И мне кажется, они как любили друг друга, так и продолжают любить. Вина жены есть в том, что муж ушёл от неё, та и он тоже виноват - как любовник он, похоже, совсем жену не устраивал. Наверное, надо было решать эту сторону брака, может, и разрулилось бы без развода.


А вот так получилось:) Ни туда, ни сюда. Так бывает в жизни. Возможно, мужчина и пожалел о том, что ушёл, но ведь там тоже была женщина, да ещё ревнивая, оттуда уже так просто не уйти, как из этого брака. Так и будут мучиться всю жизнь на 2 фронта.

На HBO идет мини-сериал Хагая Леви с Джессикой Честейн и Оскаром Айзеком. Они играют семейную пару, которая за пять эпизодов проходит путь от идеального брака до развода. О том, как ремейк знаменитого телефильма Ингмара Бергмана превратился в пропаганду семейных ценностей, рассказывает Василий Корецкий.

Отдельное удовольствие — смотреть, как, мерцая, меняются режимы фильма, режиссерский и актерский, как герои то превращаются из выразителей авторских концептов (как в первой и последней сериях) в живых людей с глубокими мотивациями, сыгранных по Станиславскому, то снова уплощаются до слов в авторском послании-поучении.

Послание это зашифровано в самом финале. Следуя логике ремейка, Леви воспроизводит в пятой серии так шокировавший шведских зрителей поворот оригинального сюжета, но с важными нюансами. Сравним обе версии: у Бергмана внезапное нежное воссоединение рассорившейся вусмерть пары происходит в загородном домике друзей мужа. Эта маленькая дощатая хижина на день становится островком спокойствия посреди бушующего океана житейского хаоса, в котором барахтаются герои. Их брак изжил себя, да и вообще супружество оказалось зыбкой фикцией, а вот их любовь — несовершенная, человеческая, причиняющая боль — по-прежнему жива и приносит пусть краткое, сиюминутное, но утешение.

У Леви тайное свидание Джонатана и Миры происходит не в абстрактном домике, а в том же самом особняке, где прошло все действие сериала. Теперь в нем живет другая семья, которая сдает его на каникулы. Смешные следы пребывания хозяев (у Бергмана это был старый велосипед и оставшееся с детского праздника украшение) превращаются у Леви в полноценную картину семейного счастья (супружеская спальня, холодильник с вином, две чудесные детские комнаты, откуда еще буквально не выветрился запах хозяев), на которую с замиранием смотрят герои и на время погружаются в него сами. Институт брака оказывается незыблемым зданием, которое, может, и меняет жильцов и обстановку, но стоит все так же крепко и так же дарит волшебное ощущение дома. Покуситься на этот институт может только фильм об ипотечном кризисе, но это уже сюжет не Бергмана, а Оливера Стоуна или Майкла Мура.

Читайте также: