Савина а к социализация личности в трактовке ведущих зарубежных научных школ

Обновлено: 05.07.2024

В отечественной педагогике советского периода практически не было ни одного значительного педагога, который бы не пытался, так или иначе, выделить отдельные аспекты процесса социализации в общей схеме формирования нового человека социалистического общества. Это не случайно, поскольку марксистская концепция образования рассматривала воспитание прежде всего как социальный процесс; она подчеркивала специфическую, педагогически организованную систему усвоения учащимися социально значимых (с точки зрения пролетарской идеологии) норм, ценностей, способов деятельности и поведения.

С самого начала советская педагогика признавала необходимость социального заказа, но не могла игнорировать серьезную ориентацию западной педагогики начала XX века на идеалы свободы личности, признание ценности творческой деятельности и самовыражения на работе, утверждение потенциала школы как средства социальных преобразований.

Идеи социализации

Петр Федорович Каптерев (1849-1922). П.Ф. Каптерева принято считать представителем русской классической педагогики конца XIX века, последователем идей К.Д. Ушинского, однако его педагогическая деятельность и научная работа продолжалась до 1920-х годов и оказала большое влияние на решение многих проблем советской педагогики того времени.

Задолго до Пиаже и Л.С.Выготского П.Ф.Каптерев описывает природу овладения ребенком языком и по существу приходит к обоснованию механизма интернализации внешних социальных влияний. Для него язык — это отражение жизни людей: в нем зафиксированы преобладающие занятия и наклонности людей, события и переживания их истории, характер их мышления, их ментальная структура. Поэтому овладение ребенком родным языком — это процесс усвоения культуры народа, приобретения его опыта, его образа мышления.

Религия, отражающая идеальные нравственные устремления народа, усваивается детьми по тому же механизму интериоризации: в религиозной сфере, как и в сфере овладения родным языком, не допускается собственная воля и самостоятельные домыслы детей. Вот почему, как отмечает П. Ф. Каптерев, общий тон религии данного народа очень важен для социального формирования личности: есть светлые, радостные, возвышающие религии, а есть темные, суровые, угнетающие.

Основы педагогического идеала

  • «Это такой человек, который обладает не только разносторонними знаниями, но и умением владеть ими, который не только сведущ, но и хитер, у которого царь в голове, единство в мышлении; который может не только думать и действовать, но и работать физически, наслаждаться красотой природы и искусства.
  • такой человек — это тот, кто ощущает себя живым и активным членом современного культурного общества, кто понимает интимную связь своей личности с человечеством, с родной землей, со всеми предшествующими произведениями культуры, кто в меру своих сил несет человеческую культуру вперед.
  • человек, который чувствует в себе раскрытыми все свои способности и качества и не страдает от внутренней дисгармонии своих желаний.
  • физически развитый человек, способный раскрыть свой потенциал.
  • физически здоровый человек, со здоровыми органами тела, проявляющий интерес к физическим упражнениям, чувствительный к удовольствиям тела.

П.Ф. Каптерев, как видный педагог антропологической школы, был убежденным сторонником независимости педагогической науки и образования от политики. Он считал, что педагогика имеет дело с глубинами человеческого разума, совести, моральных убеждений, и что они недоступны прямому влиянию государственной власти и политики.

Социализация в зарубежной науке

Социализации также способствует сеть молодежных центров, ассоциаций, движений, клубов и консультационных центров различного статуса и порядка работы, использующих различные формы и методы обучения.

Школьники и подростки также получают знания и навыки взаимодействия с людьми, советы по учебе, работе, управлению конфликтами и т.д. Таким образом, хотя понятие социализации близко к понятию воспитания, общие теории социализации молодых людей позволяют учителям шире взглянуть на проблемы развития детей.

Хорошо известно, что образование — это не просто организованный процесс в рамках учебного заведения. Образование также является социальной функцией, т.е. подготовкой молодых людей к жизни в обществе. За последние полвека социологи и философы работали над проблемами социализации наряду с теоретиками образования. За рубежом появилось множество концепций социализации личности.

Основные проблемы, которые они разрабатывали: какова сущность и специфика социализации, каковы ее научные и методологические основы, как она связана с воспитанием и школьным образованием, каковы институты и факторы социализации, как теории социализации влияют на школьную практику и реальные педагогические процессы.

Проблемы социализации в зарубежной науке

Педагоги сталкиваются с проблемой, как согласовать разнонаправленные факторы и институты общества, чтобы создать оптимальные условия для развития подростков. В западной социологии и педагогике предпринимаются попытки разработать общую, междисциплинарную теорию социализации, которая стала бы важным поворотным пунктом в теории образования. Однако единой теории социализации не существует. Существуют три концепции, которые различаются в основном в понимании процесса социализации и его целей: адаптивная модель социализации, гуманистическая модель и модель комплексной социализации, которая объединяет две позиции.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Со­ци­а­ли­за­ция лич­но­сти в трак­тов­ке ве­ду­щих за­ру­беж­ных на­уч­ных школ / А. К. Са­ви­на // Школь­ные тех­но­ло­гии. – 2017. – № 1 . – С. 38– 47.

Ключевые слова: со­цио­ло­гия; на­уч­ные шко­лы; за­ру­беж­ная шко­ла; 20 век; уче­ные; кон­цеп­ции; тео­ре­ти­че­ские ос­но­вы; со­ци­а­ли­за­ция; лич­ность; со­ци­а­ли­за­ция лич­но­сти; ис­сле­до­ва­ния; со­цио­ло­ги­че­ский под­ход; ко­гни­тив­ный под­ход; пси­хо­ло­ги­че­ский под­ход; ко­гни­тив­ная пси­хо­ло­гия; пер­со­на­лии

Персоналии: Дюрк­гейм, Эмиль; Пар­сонс, Тол­котт; Мид, Джордж Гер­берт; Бан­ду­ра, Аль­берт; Скин­нер, Бер­рес Фре­де­рик; Фрейд, Зиг­мунд; Уот­сон, Джон Бро­дес; Райх, Виль­гельм; Мар­ку­зе, Гер­берт; Эрик­сон, Эрик; Пи­а­же, Жан

Школь­ные тех­но­ло­гии : на­уч. – практ. журн. для учи­те­ля. № 1 / из­дат. и учре­ди­тель Н. М. Куш­нир. – Москва, 2017. – С 1996 г. в про­дол­же­нии загл.: На­уч. – практ. журн. для школь­но­го тех­но­ло­га (за­ву­ча) . – 6 раз в год. – ХРА­НИТ­СЯ : чз – 11 лет.


Интерес к исследованию проблем социализации личности, в равной степени отличает и возрастную и социальную психологию, каждая из дисциплин содержит множество концепций, теорий, точек зрения, так или иначе обращенных к анализу социализационных процессов при изучении личности. В большинстве современных психологических обзоров выделяются следующие теоретические направления изучения процесса социализации, представленные в зарубежной научной литературе: биогенетическое, социогенетическое, интеракционистское, социально-экологическое, социальное научение, психоаналитическое, когнитивистское. Рассмотрим эти направления.

Биогенетические теории. В качестве общих теоретических оснований данного направления в изучении социализации выступают эволюционная теория Ч. Дарвина и биогенетическая концепция Э. Геккеля. Одним из наиболее влиятельных представителей данного направления был американский исследователь Г. С. Холл (1844–1924) — один из основоположников научного изучения детства. Согласно теории рекапитуляции Холла, онтогенез повторяет филогенез, т. е. каждый человек в своем развитии проходит те же стадии, что прошло все человечество в ходе эволюции.

Другим ярким представителем биологического детерминизма в анализе процесса социализации был А. Гезелл. Согласно его спиральной модели развития любые человеческие способности и умения также возникают сами собой как результат созревания, а не в зависимости от обучения и практики [4, с. 17].

Следовательно, с точки зрения биогенетических теорий развития и социализации социальное поведение человека есть результат существования его врожденных механизмов, сформировавшихся в результате тысяч лет эволюции.

Итак, общими отличительными чертами анализа с точки зрения социогенетических теорий процесса социализации являются культурный детерминизм (развитие личности определяется социокультурными условиями) и культурный релятивизм (поскольку элементы культуры — традиции, обычаи, нравы, верования, образ жизни — в различных обществах различны, культура есть понятие относительное).

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других [4, с. 21].

По мнению Дж. Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д.

Третий этап, по Дж. Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности [5, с. 124].

Следовательно, в рамках данного теоретического направления движущей силой социального развития личности является социальное взаимодействие, а не внутренние психические состояния и не факторы социальной среды. В центре внимания исследователей оказывается активный, разумный, деятельный субъект.

Социально-экологический подход. Данный подход к анализу процесса социализации, по сути, является частной конкретизацией социогенетического подхода, в котором при этом четко прослеживаются интеракционистские влияния. Начало изучению социализации в рамках данного подхода положили работы известного американского исследователя детства У. Бронфенбреннера (1976). С его точки зрения, в анализе социализации необходимо учитывать всю совокупность факторов окружающей среды и условий жизни: микро- и макросоциальное окружение, влияние средств массовой информации, национальные и культурные особенности, характеристики социальных институтов и т. п.

В итоге в структурном строении социального окружения выделяются четыре уровня:

Первый уровень — микросистема, включающая в себя всех, с кем ребенок вступает в близкие отношения, кто оказывает на него непосредственное влияние.

Второй уровень — мезосистема, включает в себя взаимоотношения между различными областями микросистемы, например, между семьей и школой.

Третий уровень — экзосистема — это социальные институты, органы власти и другие элементы социальной среды, к которым индивид непосредственно не относится, но которые имеют на него влияние (например, органы опеки и попечительства, администрация школы, городские власти, начальство родителей и т. п.)

Четвертый уровень — макросистема, она включает в себя доминирующие на данный момент социокультурные нормы, системы социальных представлений и установок, а также нормы и правила социального поведения, существующие в той или иной субкультуре [4, с. 25].

Таким образом, в рамках социально-экологического подхода социализация представляет собой сложный процесс: с одной стороны, индивид активно реструктурирует свою многоуровневую жизненную среду, а с другой — сам испытывает воздействие всех элементов этой среды и взаимосвязей между ними (Крайг, 2000).

Теория Альберта Бандуры предполагает объяснение способов, которыми люди приобретают разнообразные виды сложного поведения в условиях социального окружения. Основная идея теории нашла выражение в понятии обсервационного научения или научения через наблюдение.

Основной тезис теорий научения состоит в том, что личность во всех своих проявлениях формируется окружающей средой, причем как большинство форм поведения, так и моральные принципы, установки приобретаются путем научения, которое имеет всеобъемлющий характер, то есть, человек является продуктом своей личной истории научения, и в это смысле к нему малоприменимы понятия морали и этики.

В результате последователи теорий социального научения исходят из следующих основных положений:

- личность является накопленным набором изученных моделей поведения;

- научение человека социальным действиям происходит преимущественно в результате наблюдения за поведением других людей и подражания значимым моделям;

- необходимым элементом процесса научения является подкрепление, т. е. реакции других людей на поведение индивида;

- одним из вариантов подкрепления является самоподкрепление, т. е. ситуация, когда в процессе научения человек сам себя подкрепляет за успех в какой либо деятельности, имеющей для него ценностное значение (Хьелл, Зиглер, 2000) [4, с. 26].

Следовательно, основная идея теорий социального научения сводится к тому, что личность в процессе социализации усваивает новые образцы действий и соответствующим образом меняет свое поведение. Вместе с тем, собственно социально-психологическая проблематика остается достаточно скромной. Например, групповые процессы, по существу, выпадают из поля зрения сторонников данной ориентации [2, с.69].

Психоаналитические теории. Общим теоретическим основанием психоаналитических трактовок процесса социализации послужила теория З.Фрейда (1856–1939). Согласно классической психоаналитической точке зрения процесс социального развития есть процесс последовательного овладения личностью либидозной энергией, открытое проявление которой противоречит нормам культуры. Тем самым социализация представляет собой процесс обуздания природных инстинктов с помощью тех или иных защитных механизмов личности.

Таким образом, процесс социализации представителями данного направления трактуется как становление и развитие внутренней активности личности и ее потребностной сферы.

Когнитивисткие теории. Приверженцы данного направления в исследованиях социализации исходят из теории развития Ж.Пиаже (1896–1980), согласно которой психологические новообразования каждого возрастного этапа в жизни индивида определяются развитием когнитивных процессов. С точки зрения Ж. Пиаже, на каждой стадии развития мышления формируются новые навыки, определяющие границы обучаемости в самом широком смысле: не только как, например, возможность обучения тем или иным математическим операциям, но и как возможность освоения тех или иных социальных действий.

Одним из ярких представителей данного подхода является Л. Колберг (1927–1987), придававший большое значение изучению закономерностей нравственного развития ребенка [4, с.28].

Л. Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности, аналогично познавательным стадиям у Ж. Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию (эмпатии). В отличие от Ж. Пиаже — Л. Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достигают, по крайней мере, третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми [6, с.323].

Итак, в когнитивистском направлении преобладающим является подход, который отождествляет процесс социализации с моральным развитием личности на протяжении всей жизни, которое является индивидуальным для каждого отдельного человека.

Таким образом, различные зарубежные теории социализации могут быть классифицированы, в том числе с точки зрения акцентирования определенных механизмов социализации: социального научения (бихевиористские модели), идентификации (психоаналитические концепции), социального сравнения (интеракционистские точки зрения) и социальной категоризации (когнитивистские теории). В различных зарубежных концепциях акцентируется внимание на различных уровнях социальной детерминации — от межличностного влияния до социокультурных факторов развития.

В отечественной научной литературе взгляды на социально-психологические проблемы личности формировались представителями разных школ и направлений психологической науки: в рамках теории деятельности, психологии отношений и структурно-динамическом подходе. Проанализируем эти подходы.

Деятельностная теория основывается на фундаментальном принципе — деятельностном подходе к психике(Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. В. Петровский и др.). Деятельность — это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс решения жизненно важных задач. При деятельностном подходе психика понимается как форма жизнедеятельности субъекта, обеспечивающая решение определенных задач в процессе взаимодействия его с миром. Психика — это не просто картина мира, система образов, но и система действий.

По мнению сторонников этой теории, психическое развитие человека имеет социальную природу: прогресс человечества определяется не биологическими, а социальными законами. Видовой опыт человечества фиксируется не с помощью механизмов генетической наследственности, а закрепляется в продуктах материальной и духовной культуры. Учение и воспитание — специально организованные виды деятельности, в процессе которой люди усваивают опыт предыдущих поколений.

А. Н. Леонтьев считал, что личность — это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь представляют собой условия формирования этого образования, социального по своей сущности. Направленность и воля принадлежат личности, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, так и направленность есть непосредственное выражение мотивационных структур, т. е. ядра личности [7,с. 87].

Культурно-историческая концепция Льва Семеновича Выготского (1896–1934) доказывает, что разгадка человеческой психики кроется не внутри мозга или духа, а в знаках, языке, орудиях, социальных отношениях. Чтобы понять высшие психические процессы (произвольная память, внимание, абстрактно — логическое мышление, речь), надо выйти за пределы организма и искать объяснения в общественных отношениях этого организма со средой [7,с. 87].

Развитие личности как процесс социализации индивида осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, региона, страны, в определенных социально-политических, экономических условиях, в этносоциокультурных, национальных традициях того народа, представителем которого он является.

Таким образом, с точки зрения представителей деятельностного подхода человек в ходе деятельности не только преобразует мир, но и развивает себя как личность, как субъект деятельности. Культурное и социальное развитие выступает как основное условие развития личности.

Психология отношений.Основоположниками психологии отношений в России являются Александр Федорович Лазурский (1874–1917) и его ученик и последователь Владимир Николаевич Мясищев (1893–1973).

По мнению А. Ф. Лазурского, отношение является системообразующими фактором структуры личности. Характеризуя личность как сложное целое, он разделил ее проявления на два рода: эндопсихические и экзопсихические.

Эндопсихика — это совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психических элементов и функций. Это внутренний механизм человеческой личности.

Экзопсихика определяется отношением личности к внешним объектам, к среде; это природа, материальные вещи, другие люди, социальные группы, наука, искусство, религия, душевная жизнь самого человека [7, с. 94].

Итак, с позиции психологии отношений процесс взаимодействия личности и системы общественных отношений осуществляется путем социализации и индивидуализации личности.

Структурно-динамический подход.Для социальной психологии огромное значение имеют взгляды социальных психологов на структуру личности (А. Г. Ковалев, К. К. Платонов, Б. Д. Парыгин).

А. Г. Ковалев предложил различать в личности три образования: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Психические процессы составляют фундамент личности, они формируют состояния. Из психических процессов образуются психические свойства. Свойства характеризуют устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействиям извне [7, с. 97].

Согласно концепции К. К. Платонова, низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Третьим уровнем личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен [7, с. 98].

В концепции Б. Д. Парыгина проанализирована социально-психологическая структура личности: статическая и динамическая. В динамической структуре личности фиксируются основные компоненты психики индивида в непосредственном контексте человеческой деятельности — это модель психического состояния и поведения человека, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи между собой всех компонентов в психике индивида. В динамической структуре личности Парыгин выделил два основных аспекта: внутренний — интроспективный и внешний поведенческий. Модификациями динамической структуры выступают: структура вербального поведения; структура невербального поведения; структура внутреннего состояния; структура невербального психического состояния [7, с. 99].

С точки зрения Г. М. Андреевой, социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, — процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [1, с. 267].

Наиболее дискуссионным является вопрос о социализирующем влиянии на индивида внешних (средовых) и внутренних (психологических) факторов и соотношении этого влияния. Одновременно наблюдается достаточная согласованность взглядов на социализацию как процесс регуляции личностного становления индивида, обеспечивающий его активное взаимодействие с окружающей средой, формирование индивидуальной структуры самосознания, направленности и образа жизни, овладение системой социальных ролей.

Большинство исследователей рассматривают социализацию как двухсторонний процесс, назначение которого состоит, с одной стороны, в освоении индивидом существующего социального опыта, а, с другой, в его активном преобразовании и воспроизводстве в различных, в том числе профессиональных видах деятельности.

1. Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 365с.

2. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 288 с.

3. Андриенко Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2008. — 264с.

4. Белинская Е. П. Проблемы социализации: история и современность: учеб. пособие / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. — 216 с.

5. Смелзер Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований / Н. Смелзер. Социология. — М., 1994. — 688с.

6. Социальная психология: хрестоматия / сост. е.П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 463 с.

7. Столяренко Л. Д. Социальная психология: учебное пособие/ Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. — М.: КНОРУС, 2014. — 336с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное научение, личность, теория, зрение, процесс, процесс социализации, социальная среда, социальное окружение, социальный опыт, социальное развитие.

Из последующих теоретических концепций социализации особый интерес представляет, с одной стороны, концепция Т. Парсонса, в которой проявились особенности понимания общества с точки зрения его структуры и функций, с другой — концепции представителей такого понимания общества, где большее значение придается уникальным человеческим общностям и уникальности человека как участника социальной жизни: предшественников и представителей символического интеракционализма (Ч. Х. Кули, Дж. Г. Мид, Г. Блумер), феноменологической социологии (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман), этнометодологии (Г. Гарфинкель), социологов, стремящихся соединить макро и микросоциологические подходы к обществу (И. Гофман, Э. Гидденс, П. Бурдьё и др.).

Большое значение придается также концепциям, идеям и подходам к социализации, изложенным в трудах З. Фрейда[21], М. Вебера[22], Р. К. Мертона[23], Н. Смелзера[24], Э. Эриксона[25], Э. Фромма[26], В. Франкла[27], ряда других известных исследователей.

Анализ концепций социализации позволяет обнаружить еще у их истоков два разных подхода. Если Э. Дюркгейм, а вслед за ним Т. Парсонс и их последователи рассматривали социализацию в первую очередь с позиций общества (его норм, ценностей, установок, требований), то Г. Тард и его последователи — с позиций личности.

Институт социализации – это учреждения и инструменты социальной .

. общественную жизнь, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Социализация связана так же с процессом социальной активности человека, а следовательно, с его . Т. Парсонс). Социология личности как специализированная теория появилась на грани ХIХ-ХХ веков. Многогранность процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции, которые .

Проблема социализации индивида в современном обществе

. также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который называется социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация- процесс, .

выделены три наиважнейших фактора социальной интеграции, а именно:

Особенности психического развития личности взрослого человека

. изменений психофизиологических функций, интеллекта и личности взрослого человека. Новым этапом в научной деятельности . до 60-70 лет). а) Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность. б) Кризис 40 лет. . человека с позиции автора курсовой работы с практической точки зрения. 1. Мастер человеческой Души. 2. Цитаты из книги Ориса (Цвелев С.В.). 3. Духовность. 4. Дисгармония личности. .

Мы имеем дело только с отрядом. Мы с личностью не имеем дела. Такова официальная формулировка. В сущности, это есть форма воздей­ствия именно на личность, но формулировка идет параллельно сущно­сти. На самом деле мы имеем дело с личностью, но утверждаем, что до личности нам нет никакого дела.

Каким образом это получается? Мы не хотели, чтобы каждая отдель­ная личность чувствовала себя объектом воспитания. Я исходил из тех соображений, что человек 12–15 лет живет, он живет, наслаждается жизнью, получает какую-то радость жизни, у него есть какие-то жизнен­ные впечатления.

Социализация личности. Социальный конфликт. Возрастная структура общества

. индивидуальности личности продолжается всю свою жизнь. Социализация личности Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, . новые. Сегодня теорией и практикой регулирования социальных конфликтов занимается уже целая отрасль социологии - конфликтология. Наиболее известными представителями .

развила концепцию культурной социализации, сформулировав положение о том, что проблемы наших детей есть порождение нашей цивилизации и особенно двух ее последних столетий, когда, помимо характерного для архаических обществ постфигуративного типа (когда дети учатся у старшего поколения) возникли два новых типа культурной социализации — конфигуративный (где и дети и взрослые учатся у сверстников) и префигуративный (где взрослые учатся также у своих детей).

Культура примитивных народов выработала такие механизмы социализации, которые позволяют совершить переход из мира детства в мир взрослых безболезненно в рамках постфигуративной культуры[41].

Ценностно-смысловая структура личности современной молодежи

. молодежи .1 Ценностно-смысловая структура личности как психологический феномен Психология, философия, социология, история, педагогика и другие смежные науки в настоящий момент занимаются изучением ценностно-смысловой сферы, включающей в себя .

[2]Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч.: В 9 т. М., 1985. Т. 2. С. 411–412.

[3]См.: Тард Г. Законы подражания. СПб., 1899.

[4]Тард Г. Социальная логика. СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. С. 123.

[5]Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. С. 154.

[6]Дюркгейм Э. Самоубийство: Пер. с фр. / Изд. подгот. Вал. А. Луков. СПб.: Союз, 1998. С. 451.

[8]См.: Giddings F. P. The theory of socialisation. N. Y., 1897.

[9]Джемс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. М.: Педагогика, 1991. С. 84–85.

[10]См.: Parsons T. The Social System. Glencoe, 1951. P. 41–42.

[11]Шейкин А. Г. Выготский // Культурология. ХХ век: Энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. и сост. С. Я. Левит. СПб.: Унив. книга; Алетейя, 1998. Т. 1. С. 136.

[12]См.: Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. С. 316–329.

[13]Кули Ч. Первичные группы // Там же. С. 334.

[14]См.: Мид Дж. Аз и Я // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. С. 229–230.

[16]Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Моск. филос. фонд; Academia-Центр; Медиум, 1995.

[17]Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 672.

[18]Бурдье П. Практический смысл: Пер. с фр. М.–СПб.: Ин-т эксперимент. социологии, Алетейя, 2001. С. 112.

[19]См.: Ковалева А. И. … Дис… доктора социол. наук.

[20]См.: Сорокин П. А. Система социологии. Пг.: Колос, 1920. Т. 1. С. 261—287.

[21]См.: Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений /Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989.

[22]См.: Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

Социология как наука об обществе. Предпосылки возникновения социологии

. людьми. Именно этим и определяется своеобразие объекта социологии. Вернемся к дословному переводу названия новой науки - социологии. Определение социологии как науки об обществе не совсем правильно. Общество . и развития в обществе. Исходя из сказанного, можно дать следующее определение социологии: Социология - наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и общества в .

[23]См.: Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1966. С. 299–313.

[24]См.: Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. / Науч. ред. издания на рус. яз. В. А. Ядов. М.: Феникс, 1994.

[27]Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

[28]См.: Habermas J. Stichworte zur Theorie der Sozialisation // Ders. Kultur und Kritik. Frankfurt/M., 1973; Idem. Theorie des kommunikationen Handelns. Frankfurt/M., 1981.

[29]Ковалева А. И. Социализация // Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1. С. 140.

[30]Ромм М. В. Социальная адаптация личности как объект философского анализа: Дис… доктора филос. наук. Томск, 2003.

[31]Ромм М. В. Социальная адаптация личности как объект философского анализа: Автореф. дис… доктора филос. наук. Томск, 2003. С. 16.

[33]Parsons T., Bale R. Family: Sozialization and Interaction Process. L., 1956.

[34]Herskovitz M. J. Man and His Works: The Science of Cultural Antropology. N. Y., 1948.

[36]См.: Benedict R. F. Patterns of culture. Boston, 1959. В рус. пер.: Бенедикт Р. Модели культуры // Антология культурной антропологии. М., 1998.

[37]См.: Linton R. The Study of Man. N. Y.; L., 1936.

[38]См.: Kardiner A., Linton R. The Individual and His Society. N. Y., 1939.

[39]См.: Linton R. The Cultural Background of Personality. N. Y.; L., 1945.

[40]Kluckhohn C., Leighton D. Children of the People: The Navaho Individual and His Development. Cambridge (Mass.), 1947.

[42]Саяпина И. А. Информация, коммуникация, трансляция в социокультурных процессах современного общества: Автореф. дис… доктора культурологии. Краснодар, 2001. С. 5.

Гендерное воспитание как социально-значимое условие социализации молодежи

. гендерного воспитания на социализацию молодежи в условиях современного общества. Объект исследования: процесс социализации молодежи. Предмет исследования: гендерное воспитание молодежи в процессе социализации. Целью исследования является . гендерного подхода для решения теоретических и практических задач педагогической науки, а также рассматриваются модели гендерного воспи-тания мальчиков и девочек, .

[43]Ирхин Ю. В. Социализация политическая // Социологическая энциклопедия: В 2 т. М.: Мысль, 2003. С. 448. Это достаточно разработанное в отечественной и зарубежной науке, прежде всего в политологии, понятие. См.: Рукавишников В. О., Халман Л., Эстер П.Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М., 1998; Политическая социология / Отв. ред. В. Н. Иванов, Г. Ю. Семигин. М., 2000; Шестопал Е. Б.Психологический профиль россий­ской политики 1990-х. М., 2000; Артемов Г. П.Политическая социо­логия. М., 2001; Ольшанский Д. В.Основы политической психоло­гии. М., 2001; Россия федеративная: проблемы и перспективы / Под общ. ред. В. Н. Иванова. М., 2002; Ingkhart R.Culture Shift in Advancened Industrial Society. Princeton, 1990; Nash K.Contemporary Political Sociology. Oxf. (UK); Maiden (USA): Blackwell Publishing, 1999; Giddens A.Sociology / 4 ed. Oxf. (UK); Maiden (USA): Blackweil Publishing, Polity Press, 2001. См. также диссертации по политологии: Сабирзянова Ф. Р. Политическая социализация студенческой молодежи Республики Башкортостан на современном этапе: Дис… канд. полит. наук. Уфа, 2003; Степанова Е. Н. Политическая социализация молодежи как объект государственной информационной политики: Дис… канд. полит. наук. М., 2004; Газизова Л. И. Особенности процесса политической социализации личности в условиях модернизации российского общества: Дис… канд. полит. наук. Уфа, 2004; Мельников А. В. Политическая социализация молодежи в современной России: состояние и перспективы: Дис… канд. полит. наук. Орел, 2004 Темерьян А. А. Политическая социализация в трансформирующемся российском обществе: Дис… канд. полит. наук. Ставрополь, 2005.

[44]Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов / 3-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2000. (раздел 7.9. Повседневное теоретизирование).

[45]См., напр.: Швецова И. Г. Социализация сельского школьника-подростка средствами народной культуры: Дис… канд. пед. наук. Красноярск, 1997; Билалов М. Ю. Социализация личности средствами музейной педагогики : Дис… канд. пед. наук. Казань, 2003.

[46]См.: Обухова Е. В. Культурная социализация и самоидентификация хакеров: Дис… канд. социол. наук. М., 2004.

[47]Об этом типе социализации см.: Мухтаров Т. Г. Этническая социализация башкирской молодежи в городах современного Башкортостана: Дис… канд. социол. наук. Уфа, 2004. 159 с.; Зинурова Р. И. Этническая социализация молодежи в условиях современного российского общества: Дис… д-ра социол. наук. М., 2005.

[48]О семейной социализации см.: Кузнецова Е. В. Социализация детей в семьях разведенных родителей: Дис… канд. социол. наук. Саранск, 2003.

[49]Об экономической социализации см.: Жилина Ж. А. Психическая регуляция экономической социализации детей старшего дошкольного возраста: Дис… канд. психол. наук. Владимир, 2005.

[50]О правовой социализации см.: Томазова О. Е. Правовая социализация молодежи в современном российском обществе: Дис… канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003.

Психологические особенности правовой социализации молодежи

. политической и правовой системы, резкое социальное расслоение, обусловившие кризис в правосознании общества и его составных частей. На этом фоне проблемы правовой социализации молодежи . и приложения (1). психологический правовая социализация молодежь Глава 1. Теоретические аспекты изучения правовой социализации молодежи 1.1 Изучение проблемы социализации в трудах зарубежных и отечественных .

[51]О профессиональной социализации см.: Пробст Л. Э. Профессиональная социализация школьной молодежи в современной России: Дис… д-ра социол. наук. Екатеринбург, 2004.

[52]О психологической социализации см.: Стрельцова И. П. Представления подростков и юношей о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них: Дис… канд. психол. наук. М., 2003.; Богомолов А. М. Структурно-динамические свойства системы психологической защиты у детей подросткового возраста: Дис… канд. психол. наук. Кемерово, 2005.

[54]О педагогической социализации см.: Рамодина Я. В. Педагогическая социализация младшего школьника с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы: Дис… канд. пед. наук. Краснодар, 2004.

[55]О гендерной социализации см.: Жигинас Н. В. Гендерные особенности социализации (На примере агрессивных девиантных подростков): Дис… канд. психол. наук. Томск, 2002; Смирнова А. В. Гендерная социализация в общеобразовательной школе: Дис… канд. социол. наук. Н. Новгород, 2005.

Примеры похожих учебных работ

Социализация человека

Ценностно-смысловая структура личности современной молодежи

. же ценностями в разной степени обладают все люди; ) ценности имеют системную организацию; ) источник ценностей находится в обществе, культуре и личности; ) ценности оказывают влияние практически на все социальные .

Результатом социализации человека является

. качеств E) общественное явление, выполняющее определенные социальные функции. Результатом социализации человека является A) социальная активность B) становление личности C) приобретение социально значимых качеств D) воспитание и развитие .

Социализация человека по з. Фрейду

. лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стержнем всей системы является его взгляды на развитие и структуру личности человека. Его работы осветили коренные вопросы .

1 Роль науки в развитии общества.Научная деятельность, научные знания

. развитием практики, потребностями производства, управления обществом, военными нуждами, необходимостью охраны здоровья людей и природной среды, воспитания подрастающего поколения. От развития науки зависит развитие техники, производства, орудий .

Юнита Психология как наука. Природа и качественные особенности психики человека

. в ней сливаются объект и субъект познания. Психология как наука возникла только на том уровне культуры, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые .

Читайте также: