Идея сближения школы и жизни у т мора и ф бэкона

Обновлено: 29.06.2024

Он и умер как истинный ученый-экспериментатор: от простуды, перешедшей в воспаление легких, когда проводил эксперимент по замораживанию живых кур в снегу, чтобы выяснить, оживут ли они после размораживания.

Френсис Бэкон не оставил специальных педагогических трудов, тем не менее значение его в истории педагогики велико: педагогика, как и другие науки, воспользовалась его философскими взглядами, положившими начало новым методам познания.

Главный недостаток прежней науки, по мнению Бэкона, заключался в ее бесплодности. Прежняя наука – безжизненна, книжна, кабинетна. Для перестройки знания науки нужно вскрыть условия, которые привели к отставанию теории от практики.

Бэкон устанавливает следующие три стадии научного исследования:

  • наблюдение над явлением природы;
  • обобщение данных наблюдений;
  • проверка этого обобщения (выводов) путем эксперимента, который и является самым могучим средством изучения мира.

Отсюда вытекали для педагогики следующие выводы:

  • от практики – к теории, а от последней – снова к практике;
  • идея сближения школы и жизни;
  • cамодеятельность обучаемых;
  • не заучивать ничего, прежде чем не понято рассудком.

Это и показывает, что мы можем прийти к неправильным выводам, если слишком безоговорочно поверим в индукцию через простое перечисление.

Бэкон верил, что он нашел метод, при помощи которого индукция может сделать нечто большее. В наследии мыслителя индукция, учение о формах и учение об изобретении неразрывно связаны между собой. Индукция есть руководство к познанию форм, учение о формах – результат процесса познания, изобретение – цель и практическое применение науки, основанной на познании форм.

Учение о формах – материалистическое. Форма присуща самой материи, она есть источник и основа свойств, их начало, внутренняя и всеобщая причина.

Индуктивный метод в образовательном процессе имеет большое значение. Не менее важен он и в воспитании. Думается, что многие наши педагогические беды заключаются в неумении должным образом проводить анализ ситуации. А отсюда – ошибочные выводы и неадекватность принимаемых решений.

Именно Бэкон положил начало требованию новой педагогики: цель образования – не столько накопление возможно большей суммы знаний, сколько умение пользоваться методом их приобретения.


Ключевые слова: утопия, Т. Мор, Ф. Бэкон, образование, воспитание, наука, труд.

А. Л. Мортон утверждает, что образование у Т. Мора представлено в виде непрекращающейся попытки постичь мир. В ней участвует весь народ. Если и выделялись люди, специально посвятившие себя наукам, то они не составляли замкнутой касты, отгораживавшейся от народа, но были передовым отрядом, вождями движения, к которому мог примкнуть любой и каждый. Ученость ценилась и уважалась не как нечто самодовлеющее или признак особой социальной принадлежности, но как средство для полного развития человеческих способностей [5; 34].

Гуманисты Нового времени отводили науке и образованию особую роль. В огромных успехах техники производства и в способности человека подчинять себе окружающий его мир и свою собственную судьбу гуманисты черпали уверенность в будущем прогрессе человечества. Гуманисты верили в то, что человек в состоянии собственными руками и разумом добыть счастье в этом мире. Человека и природу они рассматривали не в противопоставлении друг другу, а в их единстве [6; 91].

Таким образом, образование и воспитание на примере данных утопий имеет ряд схожих идей: единство духовного и физического развития жителей утопии; самые талантливые и способные допускаются к занятию науками; образование и воспитание начинается с детства; в каждой из утопий труд в почете. В утопии Т. Мора образование представляет собой обязательный институт, через который должны пройти все жители утопии. В то время как в утопии Ф. Бэкона доступ к образованию должны получать самые способные и талантливые. Однако авторы утопий рисуют государство, в которых наука и образование занимают почетное место. Благодаря этому в утопическом государстве процветает спокойствие и справедливость со стороны правителей. Авторы утопий не обходят вниманием деталей каждой стороны жизни в утопии и описывают преимущества воображаемых ими государств. Многие из этих идей остаются полезными и необходимыми для реализации в мире равенства и справедливости, к которым всегда стремились мыслители разных эпох.

 Должностное лицо по общественным делам в утопическом государстве.

Основные термины (генерируются автоматически): Атлантида, Мор, образование, утопия, наука, воспитание, общество, труд, совместный труд, утопический жанр.

-Всемирная литература -системное единство, включающее все литературы мира. Закономерности, объединяющие это единство, очень общие, причем проявляются они в многообразных формах на уровне более узких системных образований: региональных и зональных, затем отдельных национальных литератур и, наконец, творческих миров крупнейших художников слова.

Литературный регион - сообщество литератур, функционирующих на едином географическом пространстве, связанных общностью исторических судеб народов, близостью культурного наследия, религии, философии и эстетической мысли.

Литературная эпоха - хронологический отрезок, в течение которого литература региона проходит законченный цикл развития.

Раннее средневековье. Письменная литература.

Латинская литература-светская и клерикальная.

Памятники светской литературы достаточно многообразны. К наиболее значительным из них следует отнести поэму "Руодлиб" (XI в.), своеобразный прообраз романа, поэму Ниварда Гентского "Изенгрим" (XII в.), начинающую историю животного эпоса в западноевропейской литературе, поэму Вальтера Шатильонского "Александреида" (XII в.), получившую широкую популярность благодаря образу главного героя, великого своей исключительной отвагой и столь же высокими добродетелями. Богатой была светская поэзия на латыни, в XII—XIII вв. очень громко заявившая о себе в творчестве вагантов. Неповторимый сплав исторического и художественного сочинения представляли из себя латинские хроники: "История франков" Григория Турского (VI в.), "История лангобардов" Павла Диакона (VIII в.), "История датчан" Саксона Грамматика (XII в.).

Особенного внимания заслуживает клерикальная литература, отразившая наиболее характерные черты духовной жизни того времени. Создавалась эта литература в основном служителями церкви. Функции учительские: религиозные, нравоучительные, обрядовые — доминировали в такой литературе над ценностями эстетическими.

Зрелое средневековье

Хронологические границы этого этапа — XI—XV вв.

Непререкаемый авторитет в области религиозно-философской мысли Аврелий Августин уступает свое первенство Фоме Аквинскому (1225/26—1274 гг.), причисленному в XIV в. к лику святых. В учении этого крупнейшего теолога отчетливо проявились новые веяния. Если Аврелий поставил веру над разумом, источником знания считал человеческую душу, а формой познания — просветление, то Фома Аквинский отстаивал гармонию веры и разума. Мир — книга, написанная Богом. За каждым конкретным предметом стоит сокровенный смысл. Видимый мир — символ мира высшего.

Творчество У. Ленгленда, Дж. Чосера, Т. Мэлори.

-Уильям Ленгленд

Творчество Дж. Чосера

Рассказчики - это люди из различных уголков Англии, представители различных профессий и социальных положений, с различными интересами, вкусами, манерами и эстетическими пристрастиями.

Внешний общий мотив: все они едут в город Кентербери на поклонение гробу высоко чтимого в Англии святого Фомы Бекета и, чтобы скоротать путь, рассказывать каждый по 2 новеллы на пути туда и обратно.


Творчество Томаса Мэлори

Томас Мэлори — английский писатель. О его жизни известно мало: он был рыцарем, видимо, принимал участие в войне Алой и Белой Роз, в 1444 или в 1445 году представлял своё графство в парламенте, а последние двадцать лет жизни провёл в тюрьме. Именно там он и создал свои романы.

Творчество Т. Мора и Ф. Бэкона.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

Бэкон выпустил своё первое значительное философское произведение Философские трактаты: "О достоинстве и преумножении наук" (1605), "Новый Органон" (1620);

Творчество Даниэля Дефо.

- Англоязычная литература XVIII века. Творчество Даниэля Дефо.

Английский писатель и публицист.

Творчество Джонатана Свифта.

- Англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, философ, поэт и общественный деятель, англиканский священник.

Основная тема - изменчивость внешнего облика мира природы и человека, представленная фантастической и сказочной средой, в которую попадает Гулливер во время своих странствий.

Сатирический эффект строится на пародийности повествования

Традиции описаний морских путешествий

Предмет сатирического изображения – история человечества.

Творчество Джона Мильтона.

- Английский поэт, политический деятель и мыслитель; автор политических памфлетов и религиозных трактатов.

"Потерянный рай" — эпическая поэма(1667). Поэма описывает белым стихом историю первого человека Адама. Ветхозаветный миф о грехопадении первых людей.

Герои — Бог, Дьявол, Мессия, Адам и Ева.

Поэма развивает сюжет книги Бытия о грехопадении людей, о сотворении мира и об образовании ада, который располагается в кромешной тьме или хаосе. Большую роль играет падший ангел, он же сатана или змей. Он восстает против Бога, так как не хочет преклонять колени перед его сыном; тайно уводит третью часть ангелов (бунтующих ангелов — англ. rebel Angels) и организовывает вооруженную борьбу против ангелов и является причиной грехопадения человека. В поэме Адам и Ева вели супружескую жизнь и до грехопадения, но после него половая любовь стала носить иной характер. Ева в поэме очень красива и независима от Адама. После того, как она съела запретный плод, Ева дает Адаму съесть плод во имя их любви, тот слушается, несмотря на то, что ангел Рафаил предупреждал его не есть. После нарушения приказа их изгоняют из Рая, и они должны потом добывать себе пропитание. Но сын заступается за них перед Богом, после чего спускается ангел и дарует им надежду на будущее.

В конце поэмы Адаму показывают будущее потомство и все будущее вплоть до прихода Мессии.

Литература сентиментализма. Творчество Стерна.

- Вторая половина XVIII столетия в Англии — это время перемен в экономической, философской, социальной и культурной жизни страны. Происходят значительные изменения и в английской литературе. Основным литературным направлением этого периода становится сентиментализм. В Англии сентиментализм имеет свои особенности. Социальными предпосылками его были прежде всего обнищание народных масс и разочарование в буржуазном прогрессе общества. Особенности английского сентиментализма обусловлены также умеренным характером борьбы просветителей со старой аристократической культурой. Литература сентиментализма глубоко демократична. В произведениях писателей-сентименталистов пробуждается интерес к маленькому человеку, сочувствие его бедам.

Лоренс Стерн (1713-1768)

Семь лет Стерн работал над романом, который так и остался незаконченным. Но Стерн публиковал его между 1760 и 1767 гг. по частям, первоначально в Йорке, потом, когда роман уже завоевал славу, в Лондоне.

Уже первый роман Стерна был необычайно причудлив. Автор собирается рассказать в нём о жизни Тристрама Шенди, но к концу 9 тома Тристрам достигает возраста только 5 лет. Начав повествование с обстоятельств, при которых Тристрам был зачат, Стерн затем постоянно отвлекается. Среди целого моря лирических отступлений, бесед с читателями, остроумных замечаний, неоконченных посторонних историй, перед нами возникают образы двух братьев Шенди, Уолтера и Тоби, отца и дяди Тристрама. Именно они оказываются главными героями романа, носителями лучших человеческих качеств, как их представляет себе Стерн. Рядом с ними предстает их ближайшее окружение — упрямая супруга Уолтера, лукавая вдовушка Уодмен, покорившая сердце дяди Тоби, постоянные посетители дома: доктор Слоп и пастор Йорик, и слуга Тоби капрал Трим. В этом крошечном мирке вращаются скромные незаметные люди, случаются события, иногда смешные, а иногда и трагические (смерть Роберта, старшего брата Тристрама), высказываются мысли и суждения иногда нелепые, а иногда поражающие своей глубиной. Это копия большой жизни и в то же время своеобразное, намеренное её преломление.

Полина Гогина

Основная причина всех пороков и бедствий — это частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты.

Частная собственность и деньги порождают преступления, которые нельзя остановить никакими законами и санкциями.

Утопия (идеальная страна) — своеобразная федерация из 54 городов.

Устройство и управление каждого из городов одинаковы.

В городе 6000 семей; в семье — от 10 до 16 взрослых.

Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной семьи в другую).

Должностные лица в Утопии выборные.

Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор).

Протофилархи избираются из числа ученых.

Они образуют городской сенат, возглавляемый князем.

Князь (адем) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом.

Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании.

Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.

В Утопии нет частной собственности и, следовательно, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.

Утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием поистине зверским.

Не желая, однако, обнаружить, в случае необходимости, свою неспособность к ней, они постоянно упражняются в военных науках.

Обычно для войны используются наёмники.

Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой-либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от неё.

Полина Гогина

ФРЭНСИС БЭКОН "НОВАЯ АТЛАНТИДА"

Повесть "Новая Атлантида" Бэкон писал в 1623-1624 гг.

Она написана в характерном для начала XVII в. жанре утопии: путешественник, побывав в никому не известной новой стране, рассказывает о жизни и нравах ее счастливых обитателей.

"Новая Атлантида", так же как и произведения Бэкона вообще, может служить прекрасным образцом для изучения идеалов и вкусов английских пуритан XVII в.

Для нас она интересна в первую очередь как идеальный проект Академии наук, который и не замедлил осуществиться сначала на родине Бэкона - в Англии, а затем во Франции.

Не прошло и полувека со времени опубликования "Новой Атлантиды" (хотя Бэкон не окончил свою повесть, тем не менее она была переведена на латинский язык - "для пользы других народов" - и опубликована сначала на английском - в 1627 г., а затем на латинском - в 1638 г.), как в 1660 (1662) г. было создано Королевское общество в Англии, а в 1666 г. - "Общество ученых" в Париже.

Поскольку Бэкона вполне правомерно считать вдохновителем такого рода учреждений, то имеет смысл остановиться вкратце на его идеальном проекте научного общества, как он изложен в "Атлантиде".

Полина Гогина

Цель "Соломонова Дома" - так называется утопическая Академия наук в "Новой Атлантиде" - "познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным" (курсив мой. - П.Г.).

Это - не просто красивый оборот речи: действительно, Бэкон в данном пункте рассуждает как истинный наследник Возрождения с его идеей всемогущества человека, который - потенциально - содержит в себе божественные силы и только не может пока их реализовать.

Этот мотив - для человека все достижимо - характерен для алхимии и магии, которые - по очищении их от предрассудков и ложных привнесений, по мнению Бэкона, могут и должны стать ведущими среди естественных наук.

Экспериментальная наука представляет собой, как видим, обширный комплекс сооружений, - на земле, под землей и на высоких горах, включая шахты, ветряные и водяные двигатели, прообразы будущих электростанций, водоемы для опытов с водой и ее обитателями, а также целый ряд садов, огородов, парков и заповедников для проведения экспериментов над живой природой и выведения новых пород растений и животных, которые полезны как для употребления в пищу, так и для "вскрытий и опытов".

Человек должен подчинить себе и преобразовать не только неорганическую, но и живую природу.

бэконовская - весьма наивно выраженная - идея выведения одних видов живых существ из других, резко отличается от идущей еще от Аристотеля идеи постоянства и неизменности видов, получившей признание также и в биологии нового времени - у Линнея, крупнейшего систематика растений в XVIII в., а также у большинства ботаников и зоологов этого периода.

Однако именно эта идея превращения видов впоследствии получила научное обоснование и более адекватную форму и составила один из центральных принципов эволюционной биологии XIX в.

Но члены Соломонова Дома занимаются не только перечисленными экспериментами и исследованиями.

В их ведение входит также и производство в более "бытовом" смысле: они руководят различными новыми отраслями промышленности, такими как создание бумаги, льняных, шелковых и других тканей, изготовлением красок, а также особого рода напитков, настоек, лечебных трав, особой обработкой продуктов, т.е. всем тем, что сегодня мы называем пищевой и легкой промышленностью.

Тут наука, ремесло и земледелие теснейшим образом проникают друг в друга, так что можно без преувеличения сказать, что Бэкон создал первый в истории проект научно-промышленного комплекса.

по своей направленности фантазия Бэкона оказалась провидческой: как никто другой до него, Бэкон программирует здесь особого рода науку, науку-промышленность, науку - производительную силу, какой она стала только в ХХ в.

Читайте также: