Саша филипенко травля краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Травля – одновременно главное событие и главная метафора книги; каждый из героев побудет и медведем, и псом на притравке; каждый найдет слова, чтобы оправдаться, став загонщиком, но не всякий медведь выживет в травле.

Главные герои и прототипы

Марк Смыслов, виолончелист, родной брат Льва Смыслова – бывшего спортивного журналиста, а ныне сетевого тролля на жалованье. Его роль здесь чисто номинальная: Лев рассказывает ему свою историю и делает в некотором смысле соучастником.

Вряд ли стоит проводить прямые аналогии с виолончелистом Ролдугиным, но то, что инструмент этот неожиданно стал проводником цайтгайста, отрицать невозможно.

Александр, сын Владимира Славина – бизнесмена, отмывающего деньги и решающего проблемы, живет во Франции с матерью, братьями и сестрами и играет в футбол. Когда семье приходится вернуться в Россию, папа покупает Александра у его французского клуба и вводит в состав российского клуба высшей лиги.

15 Travlja

Однако проблема (чисто формального типа) в том, что он это не показал, а, опять же, пересказал. Или, если угодно – обошёлся лишь пересказом. Монолог Смыслова, занимающий три четверти текста, кажется, вообще играет не на литературном поле. Где-то он напоминает, опять же, кино: знаете, есть такие приёмы – человек начинает что-то рассказывать, экран расплывается, и мы смотрим в лицах, как это всё было. Где-то – похож на вербатим, и в этом смысле он выглядит даже интересно. На бумаге же, в качестве художественной прозы, он подобного интереса не вызывает.

К сожаленью или к счастью, вопрос о форме прозы Саши Филипенко ещё долго будет вторичен по отношению к вопросу об её содержании. Он делает своими героями персонажей, с которыми другие, более маститые писатели не хотят, не могут или просто считают ниже своего достоинства связываться – и этим зарабатывает себе очки. Госслужащий с олигархическими яхтами и виллами. Журналист, отчаянно копающий под такого госслужащего. Цыгане, продающие героин под присмотром полиции. Политтехнологи, овладевшие мастерством хейтинга и троллинга в соцсетях. Эти образы, наверное, противны интеллигенции (тем же писателям), писать про них грубо и пошло, времени ещё достаточно не прошло, чтобы можно было говорить о чём-то с объективной отстранённостью. Да и, главное, зачем вообще пытаться их осмыслить – ведь это всё временные персонажи, которые вряд ли оставят след в истории.

Судя по колонкам Саши Филипенко, он смотрит на ситуацию иначе: если тебе что-то противно, про это и надо написать. Пытаясь перенести этих героев из публицистики в литературу, он остаётся в этом деле чуть ли не одиночкой. Получается, правда, очень громко, даже истерично и, пожалуй, слишком самодовольно – зато заметно. Если рассматривать книгу как манифест (обращение молодого писателя ко всей писательской среде, или либерала ко всему российскому обществу), такой она, наверное, и должна быть.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Роман о современности. И немного страниц о будущем. Современность страшна, а будущее. Замес Замятина, Оруэлла и немного цинизма Пелевина

Книга построена в виде рассказа от лица нескольких героев и ни один из них не является для меня главным героем. Все повествование о нем ведётся через них и каждый его выбор, шаг мы видим чужими и, в принципе, недоброжелательными глазами. Возможно эта перевернутость изложения для меня стала причиной того, что и история эта для меня перевернулась: это не история травли/противостояния журналиста и власти/модная тема, по-моему, а вечная история выбора и поиска собственных пределов. Забавно, что не задолго до этого была впервые прочитана повесть "За миллион лет до конца света" и так для меня эти две истории сплелись и дополняют друг-друга, что продирает до дрожи:/.

Читается очень легко, если бы местами не было так страшно:/. Язык у автора лаконичный и приятный. Очень понравилась и музыкальная часть истории.

В бумажной книге все сделано хорошо и приятно

travla.jpg

Само название романа претендует на одну из ключевых метафор нашего времени. Травле в романе подвергается коллега Саши Филипенко по журналистскому цеху. Зовут его Антон Пятый, и пишет он об острых темах вообще (см. цитату выше) и грязных делах некоего олигарха в частности. Тот и заказывает пиар-службам травлю Антона – нужно, чтобы он перестал копать под олигарха и свалил из страны. Один из исполнителей травли, тоже в прошлом журналист Лев Смыслов, в свое время (в проклятые девяностые, книги о которых с завидной регулярностью стали попадать в премиальные списки всех уровней, включая нобелевский) также подвергался травле в школе и прекрасно знает, что это такое. Травля – цепная реакция, которая постоянно идет в нашем обществе, какие бы годы ни были на дворе. Реакцию эту остановить невозможно: в романе есть вставной фрагмент антиутопии, которая выглядит как притча на все времена – в ней, как вы догадываетесь, тоже травят.

Роман читается быстро, он довольно тонкий и написан короткими главками и фразами. При чтении рука не тянется делать заметки или выписывать цитаты, хотя кое-что остается в памяти и припоминается в первую очередь. Например, вот такая главка:

«Пауза. Временное молчание. Застывшие стрелки, тишина. Незаполненная фонемами речь. Пауза — есть каникулы в звучании, но не в движении, ибо даже в паузе развитие мысли продолжается, как продолжается безмолвие зимы, когда жизнь перемещается на подземные этажи.

Эта книжка – синтез разных жанров. Тут и политический детектив, и антиутопия, и роман воспитания, и любовный роман. Сатира и триллер. Тарантино–2016. Причем сюжет выстроен по-киношному умело и держит в напряжении.

Современная Россия – вот прямо актуальная. Аллюзии на события не просто последних лет – последних месяцев. И виолончелисты, и разоблачение депутатов-патриотов с заграннедвижимостью, и ольгинские тролли, и преследуемые журналисты и оппозиционеры, и оскорбление чувств верующих, и судебные приговоры за посты в соцсетях. Политика, криминал, журналистика, спорт; Россия 90-х, 2000-х и 2010-х.

Эсхил, Шекспир, Гоголь, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Замятин, Оруэлл – в подтексте.

Слезинка ребенка превращается в трупик ребенка.

Сын-гей из-за любви предает отца-мошенника.

Отец, сходя с ума, убивает дочь.

Композиционно все оформлено как соната – от вступления до коды, с многочисленными паузами-главками.

Больше всего, как кажется, удались два момента.

«— Что вы почувствовали, когда прочли данный пост?

Вторая удача – неожиданная развязка истории с журналистом. Шок читателя гарантирован.

В общем, забавный роман, где традиционные вопросы для русской литературы: нравственный выбор, совесть, ответственность, раскаяние – решаются просто. Эти вопросы устраняются, потому что временное, сиюминутное торжествует. А тот же, кто противостоит системе, нарисован нелепым и упертым, где-то даже смешным неудачником. Его желание остаться в России и бороться со Злом вызывает читательское сочувствие, но исход борьбы чудовищно опустошает всех.

И еще интересно понять, насколько долго этот текст проживет в литературе. Его претензия на антиутопичность вполне понятна: о современной России адекватно можно говорить только с точки зрения антиутопии. Но через 3-5-7 или -надцать лет аллюзии не будут считываться. Будут ли судить о России по этому роману?

Читайте также: