Саша черный ссора краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
В своём рассказе автор повествует нам истории из жизни маленькой собачонки породы Фокса Микки. Рассказ разделён на двенадцать частей каждая из которых раскрывает нам жизнь собачки с новой стороны Читать далее
Домик в саду
У дома собрались кошка и скворец. Сидят и обсуждают постройку нового дома. Приехали две девочки и расспрашивают мастера - Данилу. Спрашивают, когда же готов будет домик. Данила отвечает, что сегодня к обеду. Читать далее
Игорь Робинзон
Отец Игоря уехал в командировку, мама отправилась за покупками. Оставшись дома, мальчик не знает чем ему заняться. Он берет у кухарки тесто и лепит бюст Гоголя Читать далее
Кавказский пленник
В саду было весело. Весна была в разгаре: цвели черемуха и пионы, воробьи прыгали по деревьям, скворцы грелись на солнце, по усадьбам бегали черная такса и дворняга Тузик. У берегов Елагина тянулась обсаженная черёмухой коса, посередине которой Читать далее
Самое страшное
Маленькие мальчики играют на улице со взрослыми, вот улетает мяч, а рассказчик бежит за ним, ему попало по ребру, а мяч отлетел за забор к женскому саду. Мальчик вызвался достать мяч, это подхватили все остальные и перебросили через забор. Читать далее
Серебряная елка
Главными героями этого замечательного произведения являются звери. На лесной заснеженной поляне стоит пышная и красивая ёлочка, луна озаряет своим ярким светом лесные закоулки и овражки. Тишину нарушает ворона, громко захлопав крыльями Читать далее
Об авторе
Во время первой мировой войны Саша Черный становится рядовым офицером, но даже военная деятельность не поумерила его пыл в писательской деятельности. Он активно продолжает писать.
В 1920 годах Саша Черный оказывается в эмиграции. Там он начинает писать стихи, которые проникнуты невероятной скорбью и тоской по родине. Очевидно, что смена места пребывания далась писателю очень тяжело.
Невероятно большое литературное наследие оставил после себя Саша Черный – это и великолепные стихи, и проза. Все они производят неизгладимое впечатление на читателя.
Девочка Ната посадила куклу на книжную полку: сиди! А сама поставила на табурет таз с мыльной водой и стала кукольное белье стирать.
Кукла не человек — никогда сама не скажет, — но хоть раз в месяц надо же ей белье переменить. Очень веселое занятие — стирка. Куда веселее зубрежки французских городов с департаментами, да если их надо еще на немой карте указать…
Ната стирала не как-нибудь, а по-настоящему. Сначала в горячей воде с мылом и с содой. Потом полоскала, подсинивала, отжимала и развешивала между двумя стульями на розовой тесемке. И между делом читала кукле нотацию:
— Фи, срам какой! Рубашка с дыркой, на штанишках резинка лопнула… Неряха…
Голая кукла сидела на полке и обиженно молчала. Языка нет, а то бы она ответила. Разве кукла должна шить-чинить-пришивать? Назвалась мамой, так и старайся сама, нечего на куклу сваливать!
Меньшой брат Гриша косился из угла и завидовал. Он мальчик, не полоскать же ему кукольные штанишки, в самом деле. А очень интересно! Хорошо бы утюжок разогреть, да сырое белье прогладить, по всем швам нажимая, — как взрослые делают. И перед тем как гладить, поплевать на испод утюжка надо обязательно — железо зашипит, значит горячо. Но… нельзя мальчику гладить: Ната не позволит, засмеет и подруги ее задразнят…
Думал, думал и выдумал. Взял мяч, отошел на середину комнаты и стал над самой головой куклы о стену мяч бросать. В руки, в стенку, в руки, в стенку… Кукла сидит и от страха глаза растаращила… А Гриша все дальше отходит и все сильнее в стену лупит.
Налетела Ната, мяч вырвала и зашипела:
— Ты что это делаешь?! Хочешь ей лоб разбить?
— При чем тут лоб. Я жонглер!
— Такой. В цирке — забыла? Принесли дверь. Жонглер перед дверью свою жену поставил и давай вокруг головы ножи в доски метать… Веером…
— Так ты женись, тогда и бросай в свою жену ножами, сколько хочешь… А в куклу мою не смей!
— Так я ведь мячом, чудачка…
— И мячом не позволю.
— Что же я делать буду? Ишь ты какая, сама стирает, а мне и мячом нельзя… Ну, давай мяч, я бросать не буду.
— Зачем же тебе мяч?
— А я ему глаза нарисую, усы. Чтоб смешно было.
Ната мяч отдала — вот глупости выдумал. И снова за свою стирку.
Но Гриша — мальчик упрямый. Исподтишка изловчился, хотел было опять над головой куклы мячом в стену ударить, да ошибся и угодил кукле в нос…
Кукла всплеснула руками и прямо головой вниз с полки в мыльный таз. Брызги снопом во все стороны, локоны в воде, ноги кверху, а Ната, как паровозный свисток, завизжала и мокрым кукольным одеялом Гришу по голове как хлопнет! Можете себе представить?
Вытерла девочка куклу, губы надула. Как же: локоны все развились, как макароны висят, вода в голову сквозь глазные щелки попала — потрясешь, так в голове и булькает. Что же это такое? Теперь ведь кукла водянкой заболеет.
И Гриша сердит. Мокрым одеяльцем по носу смазала!
— А ты мальчишка, капустная кочерыжка! В сто раз лучше девчонкой быть… Я кому мешала? Тихонько себе стирала, а ты вон какую пакость натворил. И все вы такие… Обидчики, драчуны, задиры… Думаешь, штанишки надел, так тебе все можно? Кошку кто в картонку с маминой шляпой посадил? Ты. Грамматику кто чернилами измазал? Ты. За столом сопишь, во сне в воскресенье ругался. Стыдно! С Вовой вчера такой шум подняли, точно слоны дикие в дом ворвались… Стулья вверх ногами, в камин супом брызгали… Девочки никогда себя так не ведут.
— Мы играли в пожарных, ничего ты не понимаешь. Плакса кислая! Бантик прицепила, думаешь — умница. В тетрадках промокашка на ленточках. Чистеха какая… А кто тебя от бульдога на улице спас? Мальчик из лавочки. Ага! В воду если с парохода свалишься, кто тебя вытащит? Матрос! А он ведь тоже бывший мальчик… И шофер — бывший мальчик. И… трубочист. Вам только тряпки на кукол шить… По моде! Подумаешь! У меня лошадь как лошадь, целый год за диваном стоит и никаких ей мод не надо. Ага! Нечего сказать? Накуксилась?
— Не желаю на мальчишкины глупости отвечать. Очень интересно трубочистом быть! А я замуж не выйду, первая в мире балерина… И трубочист придет, я ему гордо скажу — поскорее почистите мой камин, мне некогда, у меня сегодня выступление. Вот тебе и мальчик! И на рояле все девочки играют, а вы только и знаете: барабан да свою несносную трубу.
— Хорошо, хорошо… Что ты мне не дашь слова вставить? Кто рояль выдумал? Кто музыку сочинил? Мальчики. То есть мужчины, но это же все равно. И беспроволочный телеграф, и рахат-лукум, и кинематограф, и азбуку, и… и… одеколон. И повар всегда лучше, чем кухарка, — это сама мама говорила… Куклу твою, если сломается, кто починит? Мужчина! Бывший мальчик! Что? Съела?
— Да? Вы так думаете? И Жанна д’Арк была женщина. Понял? Была и конец.
— Была… я не спорю. Что же, бывают и такие женщины, которые похожи на мужчин…
— Ничуть не похожи! В миллион раз лучше. Не смей возражать… Куклу испортил и еще возражает!
В эту минуту распахнулась дверь, и в комнату вошла бабушка, нагруженная сверточками и пакетиками. Ната к ней сломя голову так и бросилась, чуть с ног не сбила.
— Бабушка, бабушка! Он меня дразнит, и куклу мою в воду сбросил, и важничает, вздор про девочек городит, и не дает мне слова сказать…
— Это тебе-то? — рассмеялась бабушка. — Что такое? Да не тарахти, пожалуйста. Расскажи-ка, Гриша, ты толком.
— Кто, бабушка, Эйфелеву башню построил? Мужчина или женщина?
— Ишь, что выдумал! Мужчина, дружок, кто же больше? Да хоть бы он ее и не строил вовсе. Торчит каланчой, а радости от нее никакой нет…
— Ага, мужчина, ага, мужчина!
Гриша радостно захлопал в ладоши, но бабушка ничего не поняла. Когда же дети, позабыв про куклу-утопленницу, рассказали ей вперебой, о чем они спорили, она посадила внучка под правую руку, внучку под левую, погладила обоих по встрепанным волосам и, как мудрый царь Соломон, рассудила:
— О чем спорить? Воробьи… С дедушкой вашим, когда мы детьми были, я всегда играла. Никогда не ссорились. Раз вот только заспорили, как вы: кто лучше — мальчики или девочки? И что же, дедушка мне уступил, я — ему, и ссоре конец…
— Как уступил? — спросил Гриша.
— А ты сам догадайся. Подумай-ка хорошенько да отвечай: кто лучше, мальчики или девочки?
— Девочки, — тихо ответил Гриша и покосился на сестру.
— Умник. Ну-ка, Ната, а ты что скажешь?
— Мальчики лучше, бабушка, — глядя в пол пробурчала Ната. Посмотрела на брата — и оба рассмеялись.
Принялась Ната опять за свою стирку, нельзя же дело на половине бросать. Гриша вертелся сбоку, вертелся и спросил:
— Можно, Ната, кукольное белье погладить?
— А ты не сожжешь?
— Нет. Я холодным утюжком.
И стали они вдвоем работать ладно и весело — прачечное заведение, да и только.
Посмотрела бабушка, улыбнулась и поплелась на кухню свои пакетики разбирать.
Девочка Ната посадила куклу на книжную полку: сиди! А сама поставила на табурет таз с мыльной водой и стала кукольное белье стирать.
Кукла не человек — никогда сама не скажет, — но хоть раз в месяц надо же ей белье переменить. Очень веселое занятие — стирка. Куда веселее зубрежки французских городов с департаментами, да если их надо еще на немой карте указать…
Ната стирала не как-нибудь, а по-настоящему. Сначала в горячей воде с мылом и с содой. Потом полоскала, подсинивала, отжимала и развешивала между двумя стульями на розовой тесемке. И между делом читала кукле нотацию:
— Фи, срам какой! Рубашка с дыркой, на штанишках резинка лопнула… Неряха…
Голая кукла сидела на полке и обиженно молчала. Языка нет, а то бы она ответила. Разве кукла должна шить-чинить-пришивать? Назвалась мамой, так и старайся сама, нечего на куклу сваливать!
Меньшой брат Гриша косился из угла и завидовал. Он мальчик, не полоскать же ему кукольные штанишки, в самом деле. А очень интересно! Хорошо бы утюжок разогреть, да сырое белье прогладить, по всем швам нажимая, — как взрослые делают. И перед тем как гладить, поплевать на испод утюжка надо обязательно — железо зашипит, значит горячо. Но… нельзя мальчику гладить: Ната не позволит, засмеет и подруги ее задразнят…
Думал, думал и выдумал. Взял мяч, отошел на середину комнаты и стал над самой головой куклы о стену мяч бросать. В руки, в стенку, в руки, в стенку… Кукла сидит и от страха глаза растаращила… А Гриша все дальше отходит и все сильнее в стену лупит.
Налетела Ната, мяч вырвала и зашипела:
— Ты что это делаешь?! Хочешь ей лоб разбить?
— При чем тут лоб. Я жонглер!
— Такой. В цирке — забыла? Принесли дверь. Жонглер перед дверью свою жену поставил и давай вокруг головы ножи в доски метать… Веером…
— Так ты женись, тогда и бросай в свою жену ножами, сколько хочешь… А в куклу мою не смей!
— Так я ведь мячом, чудачка…
— И мячом не позволю.
— Что же я делать буду? Ишь ты какая, сама стирает, а мне и мячом нельзя… Ну, давай мяч, я бросать не буду.
— Зачем же тебе мяч?
— А я ему глаза нарисую, усы. Чтоб смешно было.
Ната мяч отдала — вот глупости выдумал. И снова за свою стирку.
Но Гриша — мальчик упрямый. Исподтишка изловчился, хотел было опять над головой куклы мячом в стену ударить, да ошибся и угодил кукле в нос…
Кукла всплеснула руками и прямо головой вниз с полки в мыльный таз. Брызги снопом во все стороны, локоны в воде, ноги кверху, а Ната, как паровозный свисток, завизжала и мокрым кукольным одеялом Гришу по голове как хлопнет! Можете себе представить?
Вытерла девочка куклу, губы надула. Как же: локоны все развились, как макароны висят, вода в голову сквозь глазные щелки попала — потрясешь, так в голове и булькает. Что же это такое? Теперь ведь кукла водянкой заболеет.
И Гриша сердит. Мокрым одеяльцем по носу смазала!
— А ты мальчишка, капустная кочерыжка! В сто раз лучше девчонкой быть… Я кому мешала? Тихонько себе стирала, а ты вон какую пакость натворил. И все вы такие… Обидчики, драчуны, задиры… Думаешь, штанишки надел, так тебе все можно? Кошку кто в картонку с маминой шляпой посадил? Ты. Грамматику кто чернилами измазал? Ты. За столом сопишь, во сне в воскресенье ругался. Стыдно! С Вовой вчера такой шум подняли, точно слоны дикие в дом ворвались… Стулья вверх ногами, в камин супом брызгали… Девочки никогда себя так не ведут.
— Мы играли в пожарных, ничего ты не понимаешь. Плакса кислая! Бантик прицепила, думаешь — умница. В тетрадках промокашка на ленточках. Чистеха какая… А кто тебя от бульдога на улице спас? Мальчик из лавочки. Ага! В воду если с парохода свалишься, кто тебя вытащит? Матрос! А он ведь тоже бывший мальчик… И шофер — бывший мальчик. И… трубочист. Вам только тряпки на кукол шить… По моде! Подумаешь! У меня лошадь как лошадь, целый год за диваном стоит и никаких ей мод не надо. Ага! Нечего сказать? Накуксилась?
— Не желаю на мальчишкины глупости отвечать. Очень интересно трубочистом быть! А я замуж не выйду, первая в мире балерина… И трубочист придет, я ему гордо скажу — поскорее почистите мой камин, мне некогда, у меня сегодня выступление. Вот тебе и мальчик! И на рояле все девочки играют, а вы только и знаете: барабан да свою несносную трубу.
— Хорошо, хорошо… Что ты мне не дашь слова вставить? Кто рояль выдумал? Кто музыку сочинил? Мальчики. То есть мужчины, но это же все равно. И беспроволочный телеграф, и рахат-лукум, и кинематограф, и азбуку, и… и… одеколон. И повар всегда лучше, чем кухарка, — это сама мама говорила… Куклу твою, если сломается, кто починит? Мужчина! Бывший мальчик! Что? Съела?
— Да? Вы так думаете? И Жанна д’Арк была женщина. Понял? Была и конец.
— Была… я не спорю. Что же, бывают и такие женщины, которые похожи на мужчин…
— Ничуть не похожи! В миллион раз лучше. Не смей возражать… Куклу испортил и еще возражает!
В эту минуту распахнулась дверь, и в комнату вошла бабушка, нагруженная сверточками и пакетиками. Ната к ней сломя голову так и бросилась, чуть с ног не сбила.
— Бабушка, бабушка! Он меня дразнит, и куклу мою в воду сбросил, и важничает, вздор про девочек городит, и не дает мне слова сказать…
— Это тебе-то? — рассмеялась бабушка. — Что такое? Да не тарахти, пожалуйста. Расскажи-ка, Гриша, ты толком.
— Кто, бабушка, Эйфелеву башню построил? Мужчина или женщина?
— Ишь, что выдумал! Мужчина, дружок, кто же больше? Да хоть бы он ее и не строил вовсе. Торчит каланчой, а радости от нее никакой нет…
— Ага, мужчина, ага, мужчина!
Гриша радостно захлопал в ладоши, но бабушка ничего не поняла. Когда же дети, позабыв про куклу-утопленницу, рассказали ей вперебой, о чем они спорили, она посадила внучка под правую руку, внучку под левую, погладила обоих по встрепанным волосам и, как мудрый царь Соломон, рассудила:
— О чем спорить? Воробьи… С дедушкой вашим, когда мы детьми были, я всегда играла. Никогда не ссорились. Раз вот только заспорили, как вы: кто лучше — мальчики или девочки? И что же, дедушка мне уступил, я — ему, и ссоре конец…
— Как уступил? — спросил Гриша.
— А ты сам догадайся. Подумай-ка хорошенько да отвечай: кто лучше, мальчики или девочки?
— Девочки, — тихо ответил Гриша и покосился на сестру.
— Умник. Ну-ка, Ната, а ты что скажешь?
— Мальчики лучше, бабушка, — глядя в пол пробурчала Ната. Посмотрела на брата — и оба рассмеялись.
Принялась Ната опять за свою стирку, нельзя же дело на половине бросать. Гриша вертелся сбоку, вертелся и спросил:
— Можно, Ната, кукольное белье погладить?
— А ты не сожжешь?
— Нет. Я холодным утюжком.
И стали они вдвоем работать ладно и весело — прачечное заведение, да и только.
Посмотрела бабушка, улыбнулась и поплелась на кухню свои пакетики разбирать.
Начнем заполнять свой читательский дневник с указания главных героев рассказа "Ссора" автора Саши Черного. Итак, это сестра по имени Ната - девочка рассудительная, хозяйственная и очень строгая и ее братик Гриша - шалун, егоза, баловник, но, в принципе, добрый мальчуган, т.к. чувствуется, что ему страстно хочется поиграть с сестрой, но мужская гордость не позволяет заниматься женскими делами по дому, даже если это кукольное царство.
**Теперь запишем краткое содержание произведения.
- Ната поставила тазик с водой и занялась стиркой, т.к. ее кукла стала походить на неряху, о чем девочка в строгой форме и высказала.
- Младший братик страшно завидует сестре, ему хочется поучаствовать в стирке, но он же мальчик!
- Тут Грише приходит в голову идея - поиграть с мячом. Нате не нравится затея брата, она отбирает мяч, но вскоре возвращает его Грише, и зря. Мальчик попадает кукле в нос, и та брыкается с головой в тазик с мыльной пеной.
- Ната в сердцах хлопает Гришу по голове, между детьми возникает ссора и спор.
- По мнению мальчика, девочки - бессмысленные существа, которым интересны только куклы и тряпки. То ли дело мужчины, которые все изобретают, глупых девчонок спасают-защищают и даже повара из мальчиков получаются лучше, чем кухарки из женщин.
- По мнению Наты, все наоборот. Мальчишки - грубияны и драчуны, супом брызгаются и во сне по воскресеньям ругаются.
- Ссора могла продолжаться бесконечно, но вернулась бабушка и выслушав детей, рассказала им, как она с дедушкой помирилась.
- Внуки выслушали ее и вскоре вместе стали играть в прачечное заведение.
Чему меня научил рассказ "Ссора"? Тому, что всяк хорош в том качестве, в каком родился. Что-то лучше получается делать мальчикам, что-то - девочкам. Надо учиться договариваться и делить обязанности между друг другом по способностям и возможностям, тогда каждый будет занят делом, которое принесет пользу обоим.
Стихотворение Бориса Заходера "Что красивее всего" мне очень понравился. Поэтому мой отзыв о нем положительный. Главные герои стихотворения - это сам автор (рассказчик), ребенок, который задал вопрос, а также все обитатели нашей планеты, которые отвечали на вопрос (животные и растения). Стихотворение повествует о том, что в нашем мире всё прекрасно. И что для каждого он прекрасен по-своему.
А если бы я рисовала рисунок к этому стихотворению, то я бы изобразила на нем нашу красивую природу.
Сама поучительная сказка Льва Николаевича Толстого "Царь и рубашка", очень похожая на притчу, короткая.
В ней повествуется о том, что заболевший царь ищет того, кто поможет ему вылечиться, за что он готов половину своего царства. Один из мудрецов посоветовал найти счастливого человека и снять для царя с него рубашку.
Послы бросились на поиски, но не так-то легко было найти такого счастливца.
Каждый был чем-то недоволен. Однако царскому сыну удалось услышать слова бедняка, что он доволен уже тем, что хорошо потрудился, поел и может спокойно лечь спать, чтобы отдохнуть после трудов праведных.
Пришли к нему за рубашкой. -- ан нет ее у него.
Но он-то и без рубашки весел, доволен и счастлив тем, что имеет.
Отсюда и главная мысль сказки: для счастья совсем не обязательно быть богатым, нужно уметь довольствоваться тем малым, что уже имеется у человека, ценить это.
Недаром есть и русские пословицы:
Не в богатстве счастье и Счастья на деньги не купишь.
Примерный отзыв на сказку "Суд над декабрём"
"Суд на декабрем" является авторской сказкой, которую написал Николай Иванович Сладков, известный писатель, прославившийся своими рассказами о природе.
Главными героями в истории выступают Ворон-обвинитель, которому не нравится этот первый зимний месяц и четверо защитников (Налим, Филин, Тетерев и Глухарь) из общего числа собравшихся на суд зверей, которые решили осудить месяц и прогнать его из календаря.
Главными отрицательными характеристиками декабря Ворон называет длинные ночи потому, что он не успевает даже червячка заморить за короткий день, скукоту, т.к. повеселиться ему негде, и рыхлый снежок, чрез который он проваливается и до червяков не достает.
Однако, это позиция Ворона, которому невдомек, что другим зверям может такое нравиться. Он не учитывает того, что зима, декабрь в частности, приносит с собой сон, который характерен для многих животных, также как и природа впадающих в спячку в этот период с тем, чтобы перезимовать/пережит ь холодные дни. А некоторым, зима, даже в радость, как тому же налиму, что только тем и занят, как детишками обзавестись.
Поэтому позиция Ворона в итоге не поддерживается собравшимися и все приходят к мысли, что декабрю быть. Единственным пожеланием месяцу декабрю от зверей становится - не затягивать со временем своего властвования и давать следующему месяцу вовремя дорогу.
Мне понравилось, что эта сказка, через героев-животных, заставляет задуматься и о человеке, о том, как ему следует обращаться с природой. Разве мало примеров того, как разворачивают реки, рушат горы, разгоняют облака, выпускают ядовитые газы в атмосферу? Ведь все это - разрушает естественный ход календаря, а мы получаем летом - снег, зимой - дождь и т.д.. Ведь человек живет от природы и ее даров, так почему же мы столь беспощадны и жестоки с ней?
В этой книге, как и в других произведениях автора Джеральда Даррелла, большинство действующих лиц -- животные.
Вот только не реальные, а вымышленные. Грифоны, русалки, василиски, единороги, драконы. кажется, писатель собрал их из фольклора всего мира! А трое детей попадают в Мифландию, тоже вымышленную страну, о которой они узнают от найденного ими на морском берегу говорящего Попугая.
Отправляются они туда, чтобы спасти ее от надвигающейся беды -- ведь власть в этой стране захватили злобные василиски.
Сказочные существа, населяющие Мифландию, попадаются как хорошие, так и плохие, говоря простым детским языком.
Ребятам помогают дружба и преданность. Вот это и есть главная мысль, встречающаяся во многих сказках: будь добрым, верным, и тогда все рано или поздно получится, враги сдадутся.
У Даррелла очень много неожиданных поворотов сюжета, интересных придумок: одно лунное желе, из которого можно сделать что угодно, чего стоит! А знаменитый английский юмор. Сказка, хоть и не известна настолько, как, к примеру, "Винни-Пух" или "Малыш и Карлсон", заслуживает того, чтобы стоять в одном ряду с самыми популярными детскими книгами.
В отзыве необходимо отметить автора произведения, название, укажем основных персонажей и личные впечатления о прочитанном. Также его можно написать в читательский дневник.
Итак, пишем примерно следущее (для примера, не для списывания):
Девочка Ната посадила куклу на книжную полку: сиди! А сама поставила на табурет таз с мыльной водой и стала кукольное белье стирать.
Кукла не человек — никогда сама не скажет, — но хоть раз в месяц надо же ей белье переменить. Очень веселое занятие — стирка. Куда веселее зубрежки французских городов с департаментами, да если их надо еще на немой карте указать…
Ната стирала не как-нибудь, а по-настоящему. Сначала в горячей воде с мылом и с содой. Потом полоскала, подсинивала, отжимала и развешивала между двумя стульями на розовой тесемке. И между делом читала кукле нотацию:
— Фи, срам какой! Рубашка с дыркой, на штанишках резинка лопнула… Неряха…
Голая кукла сидела на полке и обиженно молчала. Языка нет, а то бы она ответила. Разве кукла должна шить-чинить-пришивать? Назвалась мамой, так и старайся сама, нечего на куклу сваливать!
Меньшой брат Гриша косился из угла и завидовал. Он мальчик, не полоскать же ему кукольные штанишки, в самом деле. А очень интересно! Хорошо бы утюжок разогреть, да сырое белье прогладить, по всем швам нажимая, — как взрослые делают. И перед тем как гладить, поплевать на испод утюжка надо обязательно — железо зашипит, значит горячо. Но… нельзя мальчику гладить: Ната не позволит, засмеет и подруги ее задразнят…
Думал, думал и выдумал. Взял мяч, отошел на середину комнаты и стал над самой головой куклы о стену мяч бросать. В руки, в стенку, в руки, в стенку… Кукла сидит и от страха глаза растаращила… А Гриша все дальше отходит и все сильнее в стену лупит.
Налетела Ната, мяч вырвала и зашипела:
— Ты что это делаешь?! Хочешь ей лоб разбить?
— При чем тут лоб. Я жонглер!
— Такой. В цирке — забыла? Принесли дверь. Жонглер перед дверью свою жену поставил и давай вокруг головы ножи в доски метать… Веером…
— Так ты женись, тогда и бросай в свою жену ножами, сколько хочешь… А в куклу мою не смей!
— Так я ведь мячом, чудачка…
— И мячом не позволю.
— Что же я делать буду? Ишь ты какая, сама стирает, а мне и мячом нельзя… Ну, давай мяч, я бросать не буду.
— Зачем же тебе мяч?
— А я ему глаза нарисую, усы. Чтоб смешно было.
Ната мяч отдала — вот глупости выдумал. И снова за свою стирку.
Но Гриша — мальчик упрямый. Исподтишка изловчился, хотел было опять над головой куклы мячом в стену ударить, да ошибся и угодил кукле в нос…
Кукла всплеснула руками и прямо головой вниз с полки в мыльный таз. Брызги снопом во все стороны, локоны в воде, ноги кверху, а Ната, как паровозный свисток, завизжала и мокрым кукольным одеялом Гришу по голове как хлопнет! Можете себе представить?
Вытерла девочка куклу, губы надула. Как же: локоны все развились, как макароны висят, вода в голову сквозь глазные щелки попала — потрясешь, так в голове и булькает. Что же это такое? Теперь ведь кукла водянкой заболеет.
И Гриша сердит. Мокрым одеяльцем по носу смазала!
— А ты мальчишка, капустная кочерыжка! В сто раз лучше девчонкой быть… Я кому мешала? Тихонько себе стирала, а ты вон какую пакость натворил. И все вы такие… Обидчики, драчуны, задиры… Думаешь, штанишки надел, так тебе все можно? Кошку кто в картонку с маминой шляпой посадил? Ты. Грамматику кто чернилами измазал? Ты. За столом сопишь, во сне в воскресенье ругался. Стыдно! С Вовой вчера такой шум подняли, точно слоны дикие в дом ворвались… Стулья вверх ногами, в камин супом брызгали… Девочки никогда себя так не ведут.
— Мы играли в пожарных, ничего ты не понимаешь. Плакса кислая! Бантик прицепила, думаешь — умница. В тетрадках промокашка на ленточках. Чистеха какая… А кто тебя от бульдога на улице спас? Мальчик из лавочки. Ага! В воду если с парохода свалишься, кто тебя вытащит? Матрос! А он ведь тоже бывший мальчик… И шофер — бывший мальчик. И… трубочист. Вам только тряпки на кукол шить… По моде! Подумаешь! У меня лошадь как лошадь, целый год за диваном стоит и никаких ей мод не надо. Ага! Нечего сказать? Накуксилась?
— Не желаю на мальчишкины глупости отвечать. Очень интересно трубочистом быть! А я замуж не выйду, первая в мире балерина… И трубочист придет, я ему гордо скажу — поскорее почистите мой камин, мне некогда, у меня сегодня выступление. Вот тебе и мальчик! И на рояле все девочки играют, а вы только и знаете: барабан да свою несносную трубу.
— Хорошо, хорошо… Что ты мне не дашь слова вставить? Кто рояль выдумал? Кто музыку сочинил? Мальчики. То есть мужчины, но это же все равно. И беспроволочный телеграф, и рахат-лукум, и кинематограф, и азбуку, и… и… одеколон. И повар всегда лучше, чем кухарка, — это сама мама говорила… Куклу твою, если сломается, кто починит? Мужчина! Бывший мальчик! Что? Съела?
— Да? Вы так думаете? И Жанна д’Арк была женщина. Понял? Была и конец.
— Была… я не спорю. Что же, бывают и такие женщины, которые похожи на мужчин…
— Ничуть не похожи! В миллион раз лучше. Не смей возражать… Куклу испортил и еще возражает!
В эту минуту распахнулась дверь, и в комнату вошла бабушка, нагруженная сверточками и пакетиками. Ната к ней сломя голову так и бросилась, чуть с ног не сбила.
— Бабушка, бабушка! Он меня дразнит, и куклу мою в воду сбросил, и важничает, вздор про девочек городит, и не дает мне слова сказать…
— Это тебе-то? — рассмеялась бабушка. — Что такое? Да не тарахти, пожалуйста. Расскажи-ка, Гриша, ты толком.
— Кто, бабушка, Эйфелеву башню построил? Мужчина или женщина?
— Ишь, что выдумал! Мужчина, дружок, кто же больше? Да хоть бы он ее и не строил вовсе. Торчит каланчой, а радости от нее никакой нет…
— Ага, мужчина, ага, мужчина!
Гриша радостно захлопал в ладоши, но бабушка ничего не поняла. Когда же дети, позабыв про куклу-утопленницу, рассказали ей вперебой, о чем они спорили, она посадила внучка под правую руку, внучку под левую, погладила обоих по встрепанным волосам и, как мудрый царь Соломон, рассудила:
— О чем спорить? Воробьи… С дедушкой вашим, когда мы детьми были, я всегда играла. Никогда не ссорились. Раз вот только заспорили, как вы: кто лучше — мальчики или девочки? И что же, дедушка мне уступил, я — ему, и ссоре конец…
— Как уступил? — спросил Гриша.
— А ты сам догадайся. Подумай-ка хорошенько да отвечай: кто лучше, мальчики или девочки?
— Девочки, — тихо ответил Гриша и покосился на сестру.
— Умник. Ну-ка, Ната, а ты что скажешь?
— Мальчики лучше, бабушка, — глядя в пол пробурчала Ната. Посмотрела на брата — и оба рассмеялись.
Принялась Ната опять за свою стирку, нельзя же дело на половине бросать. Гриша вертелся сбоку, вертелся и спросил:
— Можно, Ната, кукольное белье погладить?
— А ты не сожжешь?
— Нет. Я холодным утюжком.
И стали они вдвоем работать ладно и весело — прачечное заведение, да и только.
Посмотрела бабушка, улыбнулась и поплелась на кухню свои пакетики разбирать.
Читайте также: