Саша черный первое знакомство краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

У собачки есть хозяйка — девочка Зина, которая любит повизжать и попрыгать, а ещё что-нибудь поесть ночью. Она тоже похожа на маленького щенка. Пёсик обожает покушать. Его удивляет, зачем люди готовят продукты, ведь слопать сырое мясо так вкусно.

А ещё умному Микки приходится играть с маленькими котятами, мать которых постоянно гуляет на улице. Даже блохи с котят переползли на собачку. Теперь приходится постоянно чесаться. А это так неудобно!

Пёсика удивляет грязь на улицах и бардак в доме. Оказывается, хозяева переезжают и оставляют его одного на попечение дворника. Микки очень переживает из-за этой ситуации. После уезда хозяев его никто не кормит, дворник ругает за грязные лапы, и пёс постоянно раздумывает, как будет искать себе пропитание. Но в один прекрасный момент Зина возвращается за ним. Собачка вместе со всей семьёй тоже едет за границу.

Там Микки живётся прекрасно, он ходит с хозяйкой в кино, цирк и зоопарк. Но однажды пёсик теряется, и находит приют в доме другой семьи. Микки очень тоскует по Зине, но вскоре девочка находит его.

Потом вся семья отправилась отдыхать к морю. Плавание на пароходе и жизнь в южном городе очень понравились любознательному пёсику. Одно его расстраивало то, что постоянно хотелось спать. Зато потом, после возвращения, Микки грустит о тепле и ярком солнце. А ещё у него заканчиваются тетрадочки и карандаши. Все эти вещи расстраивают пёсика. Он раздумывает о том, опубликовать свои записи или нет.

Произведение призывает читателей любить животных, ведь они тоже живые и чувствуют боль.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Несмотря на то, что литературе русского зарубежья среди критиков уделялось всегда особое внимание, о Саше Черном написано не так много.

Одной из тех, кто довольно глубоко занялся изучением творчества писателя, была Л.А. Спиридонова. Она на протяжении нескольких лет занималась анализом жизни и творческой деятельности Саши Черного. В статье Спиридоновой о периоде эмиграции поэта затронуты проблемы изучения детских произведений писателя.

За последнее время внимание к детским произведениям Саши Черного увеличилось. В учебниках по детской литературе даже появились отдельные главы о писателе.

В 1920 году, когда Саша Черный оказывается в эмиграции, в его творчестве происходят значительные перемены. Можно сказать, что он из поэта-сатирика превращается в детского писателя.

В эмиграции для писателя Россия стала предметом ностальгии, хотя до отъезда Саша Черный говорил о ней по преимуществу с негативной оценкой. Возможно, там, за пределами Родины, он чувствовал себя изгнанником, а в России – своим, хоть недовольным ею, но своим.


Действие повести происходит на Форуме Траяна, площади, представляющей собой историческое сооружение древнего Рима. Она располагалась на несколько сантиметров ниже окружающих ее домов. Посреди форума стояла колонна Траяна, которая была украшена барельефами из каррарского мрамора.

Главным героем повести является котенок Бэппо – сокращение от имени Джузеппе. Хозяина смелого котенка Саша Черный нарек именем, созвучным с названием макарон – Спагетти. Писатель не любил в итальянской кухне именно это блюдо, возможно, поэтому он так называет не очень-то приятного персонажа повести.

Скамаруччио – имя одной из масок итальянской комедии. Эта маска являлась воплощением светского хвастуна.

Имена других героев также имеют значение. Бимбо с итальянского – мальчуган, Брутто – грубиян, а Неро – черный.

— Полевые? – переспросила желто-бурая молодая кошка, приоткрыв левый глаз. – Как же, знаю…

Об авторе книги

Краткое содержание Саша Чёрный Дневник Фокса Микки

У собачки есть хозяйка — девочка Зина, которая любит повизжать и попрыгать, а ещё что-нибудь поесть ночью. Она тоже похожа на маленького щенка. Пёсик обожает покушать. Его удивляет, зачем люди готовят продукты, ведь слопать сырое мясо так вкусно.

А ещё умному Микки приходится играть с маленькими котятами, мать которых постоянно гуляет на улице. Даже блохи с котят переползли на собачку. Теперь приходится постоянно чесаться. А это так неудобно!

Пёсика удивляет грязь на улицах и бардак в доме. Оказывается, хозяева переезжают и оставляют его одного на попечение дворника. Микки очень переживает из-за этой ситуации. После уезда хозяев его никто не кормит, дворник ругает за грязные лапы, и пёс постоянно раздумывает, как будет искать себе пропитание. Но в один прекрасный момент Зина возвращается за ним. Собачка вместе со всей семьёй тоже едет за границу.

Там Микки живётся прекрасно, он ходит с хозяйкой в кино, цирк и зоопарк. Но однажды пёсик теряется, и находит приют в доме другой семьи. Микки очень тоскует по Зине, но вскоре девочка находит его.

Потом вся семья отправилась отдыхать к морю. Плавание на пароходе и жизнь в южном городе очень понравились любознательному пёсику. Одно его расстраивало то, что постоянно хотелось спать. Зато потом, после возвращения, Микки грустит о тепле и ярком солнце. А ещё у него заканчиваются тетрадочки и карандаши. Все эти вещи расстраивают пёсика. Он раздумывает о том, опубликовать свои записи или нет.

Произведение призывает читателей любить животных, ведь они тоже живые и чувствуют боль.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
1. Сегодня мы прочитаем произведение Саши Черного “Дневник фокса Микки”. Саша Черный – это псевдоним русского писателя Гликберг Александра Михайловича.

2. Давайте послушаем текст. (Чтение учителя)

Дневник фокса Микки

Моя хозяйка Зина больше похожа на фокса, чем на девочку: визжит, прыгает, ловит руками мяч (ртом она не умеет) и грызет сахар, совсем как собаченка. Все думаю – нет ли у нее хвостика? Ходит она всегда в своих девочкиных попонках; а в ванную комнату меня не пускают, – уж я бы посмотрел. Вчера она расхвасталась: “Видишь, Микки, сколько у меня тетрадок. Арифметика –диктовка – сочинения. А вот ты, цуцик несчастный, ни говорить, ни писать, ни читать не умеешь”. Гав! Я умею думать, – и это самое главное. Что лучше: думающий фокс или говорящий попугай? Ага!

Читать я немножко умею: детские книжки с самыми крупными буквами.

Писать. Смейтесь, смейтесь (терпеть не могу, когда люди смеются) – писать я тоже научился.

Правда, пальцы на лапах у меня не загибаются, я ведь не человек и не обезьяна. Но я беру карандаш в рот, наступаю лапой на тетрадку, чтобы она не ерзала, – и пишу.

Сначала буквы были похожи на раздавленных дождевых червяков. Но фоксы гораздо прилежнее девочек. Теперь я пишу не хуже Зины. Вот только не умею точить карандаши.

Когда мой иступится, я бегу тихонько в кабинет и тащу со стола отточенные людьми огрызочки.

Ставлю три звездочки. Я видел в детских книжках, когда человек делает прыжок к новой мысли, он ставит три звездочки.

Что важнее всего в жизни? Еда. Нечего притворяться! У нас полон дом людей. Они разговаривают, читают, плачут, смеются, а потом садятся есть. Едят утром, едят в полдень, едят вечером. А Зина ест даже ночью: прячет под подушку бисквиты и шоколадки и потихоньку чавкает.

Как много они едят! Как долго они едят! Как часто они едят! И говорят, что я обжора.

Сунут косточку от телячьей котлетки (котлетку сами съедят!) нальют пол блюдца молока, и все.

Разве я пристаю, разве я прошу еще, как Зина и другие дети? Разве я ем сладкое, – клейстер, который называется киселем, или жидкую гадость из чернослива и изюма, или холодный ужас, который они называют мороженым? Я деликатнее всех собак, потому что я породистый фокс. Погрызу косточку, съем осторожно, взяв из рук Зины бисквит, и все.

. Я зеваю под столом до слез, привык около людей околачиваться, а они все сидят, сидят, сидят. Гав! И все говорят, говорят, говорят, точно у каждого граммофон в животе завели.

Новая мысль. Наша корова – дура. Почему она дает столько молока? У нее один сын – теленок, а она кормит весь дом. И чтобы давать столько молока, она весь день ест, ест свою траву, даже смотреть жалко. Я бы не выдержал. Почему лошадь не дает столько молока? Почему кошка кормит своих котят и больше ни о ком не заботится?

Разве говорящему попугаю придет в голову такая мысль?

Скребутся мыши. Хотя фоксам это не полагается, но я очень люблю мышей. Чем они виноваты, что они такие маленькие и всегда хотят есть?

Вчера один мышонок вылез и стал катать по полу прошлогодний орех. Я ведь тоже люблю катать все круглое. Очень хотел поиграть с ним, но удержался: лежи, дурак, смирно! Ты ведь большой, как слон: напугаешь малыша, и он больше не придет. Разве я не умница?

Сегодня другой до того осмелел, что взобрался на диван и понюхал мою лапу. Я прикусил язык и вздрогнул. Тяф! Как я его люблю!

Вот только как их отличать одного от другого?

Если кошка посмеет их тронуть, я ее загоню на самую высокую елку и целый день сторожить буду.

Трах! Карандаш надломился. Надо писать осторожнее – кабинет на замке, а там все карандаши.

В следующий раз сочиню собачьи стихи – очень это меня интересует.

Фокс Микки, первая собака, умеющая писать. (Пауза)

Ну, как вам дневник фокса Микки? (Ответы детей)

Хотите поближе узнать, познакомиться с фоксом Микки? Прочитайте текст про себя.

4. У кого из вас есть собака? Ваши собаки думают, размышляют как Микки?

А эти собаки о чем думают? Подумайте, пофантазируйте в группах и озвучьте их как в телепередаче “Сам себе режиссер” (озвучивание картин).

Какими глазами теперь вы, после этого урока, смотрите на собак? Поделитесь своими мыслями. Такой дневник кто из вас ведет? Что вы можете сказать об уроке?

Жизнь собаки Микки

Дневник начинается с описания того, что умеет фокс. Он рассказал, как научился читать и писать. Поначалу у него выходили только кривые буквы, но постепенно ему удалось сделать их красивыми. Дальше размышления песика посвящены смыслу жизни.

Микки думает над тем, что важнее всего еда. Ведь люди то завтракают, то обедают, то у них полдник. Зина даже ночью ела бисквиты и печенье. Но Микки недоумевает от того, что едят люди. То они пьют липкий клейстер, который называют кисель. Морковь, сельдерей, горошек жарят и только портят их. В то время как фокс ест только косточку от котлетки и выпивает блюдечко молока.

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 4 класс.

ТЕМА: Знакомьтесь – дневник, написанный собакой.

Учебно – воспитательные цель и задачи:

познакомить учащихся с новым жанром – повестью, написанной в форме дневника от лица собаки;

обнаружить, что щенок – автор дневника, что весь мир мы видим его глазами; выяснить, что герой-рассказчик – наблюдательный, сообразительный, немного ворчливый пес, что он гордится своими необычными для собаки умениями, преданно любит свою хозяйку, девочку Зину; развивать умение размышлять над поставленными проблемами, монологическую речь; способствовать воспитанию доброты, внимания ко всему живому.

ΙΙ. Обращение к эпиграфу.

-Скажите, пожалуйста, ребята кто из вас справился с поисковым заданием, которое я вам дала на прошлом уроке?

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Саша Чёрный Первое знакомство

Первое знакомство: краткое содержание, описание и аннотация

Саша Чёрный: другие книги автора

Кто написал Первое знакомство? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Саша Черный: Детский остров

Детский остров

Саша Чёрный: Чудесное лето

Чудесное лето

Саша Чёрный: Самое страшное

Самое страшное

Саша Чёрный: Избранная проза

Избранная проза

Саша Чёрный: Невероятная история

Невероятная история

Саша Черный: Дневник Фокса Микки (сборник)

Дневник Фокса Микки (сборник)

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Саша Черный: Сатиры

Сатиры

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Саша Черный: Саша Черный. Собрание сочинений в 5 томах. Т.3

Саша Черный. Собрание сочинений в 5 томах. Т.3

Саша Чёрный: Физика Краевича

Физика Краевича

Саша Чёрный: Штабс-капитанская сласть

Штабс-капитанская сласть

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Первое знакомство — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Станция Мценск. Чемодан в одну руку, портплед в другую и на платформу. Поезд взвизгнул и укатил, а я остался. Скамейка с веселым соседом-скорняком, свечи на столике, недопитый чай, скептический разговор с наборщиком в коридоре и уютная ночная печаль за окном – где все это?

Носильщик берет мои вещи и, пробуя на руке новый чемодан, с любопытством, но почтительно заглядывает в глаза:

– В номера изволите?

– Нет. Лошадей надо. В Торчино.

– Лошадей, ваша милость, не достать, поздно.

Поздно? Как же быть?

– А вы в номера, с дороги отдохнете, а утречком…

– Два квартала-с. Номера Бочагова, Еремей довезет.

– Извозчик то есть, у подъезда. Прикажете нести?

– Несите. Клопов много?

Носильщик улыбается, словно я ему рубль подарил:

– Маленечко есть, господа не обижаются, ничего-с.

Вхожу в номер, закрываю за собой дверь и оглядываюсь. Чужое… чужое, – там, за ставнями, сотни верст тьмы, незнакомой земли, лесов и пещерных жилищ, – здесь квадрат, оклеенный малиновой с золотом бумагой, запах грязного белья и обезьяньей клетки. А в центре я. Кто я? Зачем здесь? Спать.

Старые темные волны подступили, остановили расшатавшиеся ноги, опустили голову… Но ерунда, к черту – спать все-таки надо, а утром будет солнце и все будет иначе. С гадливостью сбросил на пол сальное ватное одеяло и жеваное белье, разостлал на матрац портплед, сверху свою простыню, укрылся пальто и, стараясь не касаться ни одной точкой тела заплеванной стены и железа кровати, укрылся с головой, притаился, согрелся кое-как и через пять минут умер легко и кротко.

– Самовар, и как насчет лошадей?

Услужающий засален, заспан, угрюм и пахнет чем-то очень сложным и тяжелым – словом, традиция соблюдена до мелочей. Даже трогательно. Самовар оказался такого цвета, точно его только что выкопали из кургана, чай отдавал мокрой шерстью, а баранки ломались с сухим треском и рассыпались в пальцах. Мне стало смешно.

Солнце залило комнату, и вся эта рвань за окном как-то особенно приветливо и простенько запестрела. Когда там, за окном вагона, после бесконечных квадратов черной и бурой земли, оврагов, перелесков и лужков, вырастали груды крыш, а станция бросала в глаза имя своего городка, чтобы через минуту скрыть его навсегда – крыши эти были, как встречи во сне, слиты и призрачны. А тут, вот сейчас, выйду, увижу, проеду из конца в конец, и каждый нелепый домик с замшившимся тесом на крыше будет как свой и войдет в глаза на утреннем холодке, как новая жизнь и какая-то своя правда.

Черт знает что, – разбежался и вспыхнул, иду навстречу и знаю сам, что не к чему. Чужое и вымороченное. Солнце и из навоза стихотворение в прозе сделает…

Вот и вечер. Мужик с бляхой на затылке, в картузе, в нагольном тулупе. Борода до бровей, глаза как у Шелли, но десять рублей вместо шести, как надо бы взять, все-таки спросил и не уступил. Случай редкий – как не содрать, – поневоле в славянской душе проснулись итальянские инстинкты.

Начнем заполнять свой читательский дневник с указания главных героев рассказа "Ссора" автора Саши Черного. Итак, это сестра по имени Ната - девочка рассудительная, хозяйственная и очень строгая и ее братик Гриша - шалун, егоза, баловник, но, в принципе, добрый мальчуган, т.к. чувствуется, что ему страстно хочется поиграть с сестрой, но мужская гордость не позволяет заниматься женскими делами по дому, даже если это кукольное царство.

**Теперь запишем краткое содержание произведения.

  • Ната поставила тазик с водой и занялась стиркой, т.к. ее кукла стала походить на неряху, о чем девочка в строгой форме и высказала.
  • Младший братик страшно завидует сестре, ему хочется поучаствовать в стирке, но он же мальчик!
  • Тут Грише приходит в голову идея - поиграть с мячом. Нате не нравится затея брата, она отбирает мяч, но вскоре возвращает его Грише, и зря. Мальчик попадает кукле в нос, и та брыкается с головой в тазик с мыльной пеной.
  • Ната в сердцах хлопает Гришу по голове, между детьми возникает ссора и спор.
  • По мнению мальчика, девочки - бессмысленные существа, которым интересны только куклы и тряпки. То ли дело мужчины, которые все изобретают, глупых девчонок спасают-защищают и даже повара из мальчиков получаются лучше, чем кухарки из женщин.
  • По мнению Наты, все наоборот. Мальчишки - грубияны и драчуны, супом брызгаются и во сне по воскресеньям ругаются.
  • Ссора могла продолжаться бесконечно, но вернулась бабушка и выслушав детей, рассказала им, как она с дедушкой помирилась.
  • Внуки выслушали ее и вскоре вместе стали играть в прачечное заведение.

Чему меня научил рассказ "Ссора"? Тому, что всяк хорош в том качестве, в каком родился. Что-то лучше получается делать мальчикам, что-то - девочкам. Надо учиться договариваться и делить обязанности между друг другом по способностям и возможностям, тогда каждый будет занят делом, которое принесет пользу обоим.

Стихотворение Бориса Заходера "Что красивее всего" мне очень понравился. Поэтому мой отзыв о нем положительный. Главные герои стихотворения - это сам автор (рассказчик), ребенок, который задал вопрос, а также все обитатели нашей планеты, которые отвечали на вопрос (животные и растения). Стихотворение повествует о том, что в нашем мире всё прекрасно. И что для каждого он прекрасен по-своему.

А если бы я рисовала рисунок к этому стихотворению, то я бы изобразила на нем нашу красивую природу.

Сама поучительная сказка Льва Николаевича Толстого "Царь и рубашка", очень похожая на притчу, короткая.

В ней повествуется о том, что заболевший царь ищет того, кто поможет ему вылечиться, за что он готов половину своего царства. Один из мудрецов посоветовал найти счастливого человека и снять для царя с него рубашку.

Послы бросились на поиски, но не так-то легко было найти такого счастливца.

Каждый был чем-то недоволен. Однако царскому сыну удалось услышать слова бедняка, что он доволен уже тем, что хорошо потрудился, поел и может спокойно лечь спать, чтобы отдохнуть после трудов праведных.

Пришли к нему за рубашкой. -- ан нет ее у него.

Но он-то и без рубашки весел, доволен и счастлив тем, что имеет.

Отсюда и главная мысль сказки: для счастья совсем не обязательно быть богатым, нужно уметь довольствоваться тем малым, что уже имеется у человека, ценить это.

Недаром есть и русские пословицы:

Не в богатстве счастье и Счастья на деньги не купишь.

Примерный отзыв на сказку "Суд над декабрём"

"Суд на декабрем" является авторской сказкой, которую написал Николай Иванович Сладков, известный писатель, прославившийся своими рассказами о природе.

Главными героями в истории выступают Ворон-обвинитель, которому не нравится этот первый зимний месяц и четверо защитников (Налим, Филин, Тетерев и Глухарь) из общего числа собравшихся на суд зверей, которые решили осудить месяц и прогнать его из календаря.

Главными отрицательными характеристиками декабря Ворон называет длинные ночи потому, что он не успевает даже червячка заморить за короткий день, скукоту, т.к. повеселиться ему негде, и рыхлый снежок, чрез который он проваливается и до червяков не достает.

Однако, это позиция Ворона, которому невдомек, что другим зверям может такое нравиться. Он не учитывает того, что зима, декабрь в частности, приносит с собой сон, который характерен для многих животных, также как и природа впадающих в спячку в этот период с тем, чтобы перезимовать/пережит­ ь холодные дни. А некоторым, зима, даже в радость, как тому же налиму, что только тем и занят, как детишками обзавестись.

Поэтому позиция Ворона в итоге не поддерживается собравшимися и все приходят к мысли, что декабрю быть. Единственным пожеланием месяцу декабрю от зверей становится - не затягивать со временем своего властвования и давать следующему месяцу вовремя дорогу.

Мне понравилось, что эта сказка, через героев-животных, заставляет задуматься и о человеке, о том, как ему следует обращаться с природой. Разве мало примеров того, как разворачивают реки, рушат горы, разгоняют облака, выпускают ядовитые газы в атмосферу? Ведь все это - разрушает естественный ход календаря, а мы получаем летом - снег, зимой - дождь и т.д.. Ведь человек живет от природы и ее даров, так почему же мы столь беспощадны и жестоки с ней?

В этой книге, как и в других произведениях автора Джеральда Даррелла, большинство действующих лиц -- животные.

Вот только не реальные, а вымышленные. Грифоны, русалки, василиски, единороги, драконы. кажется, писатель собрал их из фольклора всего мира! А трое детей попадают в Мифландию, тоже вымышленную страну, о которой они узнают от найденного ими на морском берегу говорящего Попугая.

Отправляются они туда, чтобы спасти ее от надвигающейся беды -- ведь власть в этой стране захватили злобные василиски.

Сказочные существа, населяющие Мифландию, попадаются как хорошие, так и плохие, говоря простым детским языком.

Ребятам помогают дружба и преданность. Вот это и есть главная мысль, встречающаяся во многих сказках: будь добрым, верным, и тогда все рано или поздно получится, враги сдадутся.

У Даррелла очень много неожиданных поворотов сюжета, интересных придумок: одно лунное желе, из которого можно сделать что угодно, чего стоит! А знаменитый английский юмор. Сказка, хоть и не известна настолько, как, к примеру, "Винни-Пух" или "Малыш и Карлсон", заслуживает того, чтобы стоять в одном ряду с самыми популярными детскими книгами.


В отзыве необходимо отметить автора произведения, название, укажем основных персонажей и личные впечатления о прочитанном. Также его можно написать в читательский дневник.

Итак, пишем примерно следущее (для примера, не для списывания):

Саша Черный (биография для детей ниже) — русский поэт Серебряного века, прозаик, журналист, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов.

Саша Черный — русский поэт Серебряного века

Краткая биография — Саша Черный

Вариант 1

Чёрный Саша (настоящие имя и фамилия Александр Михайлович Гликберг) (1880—1932), поэт.

Родился 13 октября 1880 г. в Одессе. Отец переезжал по югу России: из Одессы — в Белую Церковь, оттуда — в Житомир.

Мальчик учился в гимназии, но не окончил её — пришлось зарабатывать на жизнь. Печататься начал в Житомире.

В этот период он обратился к новому жанру — стихам для детей, которые появлялись в разных изданиях.

Тогда же Чёрный всё чаще пробует свои силы в прозе, пишет рассказы для детей и взрослых. В 1914 г. он ушёл добровольцем на фронт. Три года в окопах наполнили творчество Саши Чёрного новыми образами. В 1920 г. поэт покинул Россию. Жил в Литве, затем в Берлине, Риме, с 1924 г. — в Париже. Участвовал в различных эмигрантских изданиях.

Саша Чёрный — выдающийся поэт-беллетрист, мастер точного и меткого рисунка.

Вариант 2

Черный Саша настоящее имя — Александр Михайлович Гликберг (1880 — 1932), поэт.

Родился 1 октября (13 н.с.) в Одессе в семье провизора. Учился в Петербургской гимназии, из которой был исключен за неуспеваемость. Служил на таможне.

Первые стихи были напечатаны в 1904 в Житомире. В 1905 переехал в Петербург, где сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах “Зритель”, “Молот”, “Маски” и др.

Впервые подписался псевдонимом “Саша Чёрный” в 1905 под политической сатирой “Чепуха”, принесшей ему известность и послужившей поводом для закрытия журнала “Зритель”. Первый сборник стихов “Разные мотивы”, где наряду с лирикой были политические сатиры, был запрещен цензурой.

В 1906 — 1907 живет в Германии, слушает курс лекций в Гейдельбергском университете. Вернувшись в Петербург, в течение трех лет (1908 — 11) сотрудничает с “Сатириконом” (журнал сатиры и юмора), становится ведущим автором, приобретает всероссийскую известность. “Получив свежий номер журнала, читатель прежде всего искал в нем стихов Саши Чёрного. Не было такой курсистки, такого студента, врача, адвоката… которые не знали бы их наизусть” (К. Чуковский).

Уйдя из “Сатирикона”, писал для различных газет и журналов, написал несколько детских книжек (“Тук-тук”, 1913; “Живая азбука”, 1914), занимался переводами.

После революции уехал в Вильно, где написал цикл стихов для детей. В 1920 из Ковно эмигрировал за границу, жил в Германии, выпустив третью книгу стихов — “Жажда” (1923). Выступал в основном как детский писатель.

В последние годы в его творчестве большое место занимала проза (“Солдатские сказки”, опубликованные в 1933; “Несерьезные рассказы”, 1928).

Умер Саша Черный во Франции, в местечке Лаванду, 5 июля 1932.

Вариант 3

В 15 лет мальчик сбежал из дома, начал бродяжничать и вскоре оказался без средств к существованию. Отец и мать перестали отвечать на его просьбы о помощи. О судьбе Саши случайно узнал журналист и написал об этом статью, которая попала в руки крупного житомирского чиновника К. Роше. Роше был растроган этой печальной историей, и взял юношу к себе в дом. Так Саша попал в Житомир.

Но и здесь будущий поэт гимназию не закончил, на этот раз — из-за конфликта с директором. Сашу призвали на воинскую службу, где он отслужил два года.

Далее Александр оказался в местечке Новоселицы (на границе с Австро-Венгрией), где поступил работать в местную таможню.

Александр служил чиновником на Варшавской железной дороге. Его начальницей была Мария Ивановна Васильева. Несмотря на то, что она была старше Саши на несколько лет, они сблизились и в 1905 году поженились. Александр Гликберг оставил работу в конторе и целиком отдался литературному творчеству. Так он стал Сашей Черным.

В 1910–1913 годах поэт писал детские книги.

В 1914 году Александр ушел на фронт, служил в 5‑й армии рядовым при полевом лазарете и работал как прозаик. Однако, не выдержав ужасов войны, впал в депрессию и был помещен в госпиталь.

После Октябрьской революции осенью 1918 года Александр уехал в Прибалтику, а в 1920 году – в Германию. Некоторое время поэт жил в Италии, потом в Париже. На юге Франции провел он и последние годы жизни.

В эмиграции Саша работал в газетах и журналах, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступал со стихами перед русскими слушателями, выпускал книги. Особое место в его творчестве теперь занимала проза, адресованная и взрослым, и детям.

Смерть Саши Черного была внезапной и неожиданной: рискуя жизнью, он помогал соседям тушить пожар, а потом, уже дома, у него произошел сердечный приступ. Умер Саша Черный во Франции в местечке Лаванду 5 июля 1932 года. Ему было всего 52 года.

Биография Саши Черного по годам

1880
13 октября. Александр Михайлович Гликберг родился, в Одессе, в семье провизора.

1890
Принял крещение. Поступил в гимназию.

1895
Бежал из дома в Петербург, где продолжил учебу во 2‑й прогимназии.

1896
Исключен из гимназии за неуспеваемость. Родители отказываются от сына.

1898
Взят на воспитание К. Роше — председателем Губернского присутствия по крестьянским делам в Житомире. 14 октября принят в 5‑й класс 2‑й житомирской гимназии.

1899
Во время летних каникул принимает участие в благотворительной экспедиции по оказанию помощи голодающим Белебеевского уезда Уфимской губернии.

Из-за конфликта с директором гимназии исключен из 6‑го класса — “без права поступления”.

1900
14 сентября. Принят на срочную военную службу на правах вольноопределяющихся в 18‑й пехотный Вологодский полк (Житомир).

1902
7 ноября уволен в запас. Начало трудовой деятельности: на таможне в местечке Новоселицы Бессарабской губернии.

1904
3/16 июня. Дебютирует в качестве фельетониста житомирской газеты “Волынский вестник”. После закрытия газеты (19 июля) переезжает в Петербург. Принят письмоводителем на Службу Сборов Варшавской железной дороги.

1905
Вступает в гражданский брак с М. И. Васильевой. Свадебное путешествие в Италию. В сатирическом журнале “Зритель” 27 ноября под стихотворением “Чепуха” впервые появляется подпись “Саша Черный”.

1906
Печатается в сатирических журналах и альманахах. Издает сборник стихов “Разные мотивы”. В апреле-мае уезжает в Германию, где во время летнего и зимнего семестра посещает в качестве вольнослушателя лекции в Гейдельбергском университете.

1907
Возвращается в Петербург.

1908
Возобновляет сотрудничество в журнале “Зритель”. Становится сотрудником журнала “Стрекоза”, преобразованного в апреле в “Сатирикон”. Лето проводит в курортном местечке Гунгербург (Шмецке) в Эстонии.

1909
Во время летнего отпуска отправляется на лечение в Башкирию (деревня Чебени).

1910
В марте увидела свет книга стихов “Сатиры”. В апреле уезжает на отдых в деревню Заозерье Псковской губернии. Летом совершает турне по Германии и Италии. Заявляет о себе как прозаик (“Люди летом”, журнал “Современный мир”, № 9).

1912
В альманахе “Земля” напечатана проза поэта “Первое знакомство”. Работает над переводами Г. Гейне. В августе отдыхает в Италии, на острове Капри, где знакомится и сближается с А. М. Горьким и художником В. Д. Фалилеевым.

1913
В январе посещает деревню Кривцово Орловской губернии. Выходит в свет подготовленный им детский альманах “Голубая книжка” и сборник его собственных стихов для детей “Тук-тук!”. Лето проводит на Украине, близ города Ромны.

1914
Выпускает детскую книжку “Живая азбука”. В альманахе “Шиповник” напечатана поэма “Ной”. Весну и лето проводит на Балтийском побережье (Усть-Нарва). 26 июля/8 августа. В связи с объявлением войны с Германией призван в армию; зачислен в 13‑й полевой запасной госпиталь. В составе Варшавского сводного полевого госпиталя № 2 отправлен на фронт.

1915
В марте по запросу генерал-лейтенанта К. П. Губера переведен в Санитарный отдел штаба 5‑й Армии. Принимает участие в боевых действиях в районе польских городов Ломжа и Замброво.

1916
Переведен смотрителем госпиталя в Гатчину, а затем помощником смотрителя в 18‑й полевой запасной госпиталь в Пскове. Возвращается к литературному творчеству. В конце года появляются его стихи в петроградском журнале “Для детей”.

1918
В конце лета, перед вступлением Красной армии в Псков, вместе с другими беженцами покидает город. Живет на хуторе под Двинском. В последних числах декабря перебирается в Вильно.

1919
Живет в Вильно, летом — на хуторе, где написаны многие страницы будущих книг стихов.

1920
В марте, приняв решение об эмиграции, нелегально перебирается в Ковно — столицу Литвы, где получает визу в Германию. Обосновался в пригороде Берлина — Шарлоттенбурге. В конце года выпускает книгу стихов “Детский остров”.

1921
Активно включается в культурно-общественную жизнь “русского Берлина”. Возглавляет литературный отдел журнала “Жар-Птица”. Занимается составлением и выпуском книг “Детской библиотеки” “Слово” (Жуковский, Тургенев и др.).

1922
Переиздает в новой редакции свои книги стихов “Сатиры” и “Сатиры и лирика”. Выступает как редактор и составитель альманахов “Грани” (№ 1), “Цветень” и антологии для детей “Радуга”.

1923
В издании автора выходит третья книга стихов “Жажда”. Много работает для детей: сказка в стихах “Сон профессора Патрашкина”, переводы немецких сказочников Р. Демеля, Ф. Остини, В. Руланда, Л. Гильдебранта. Часть подготовленных и проанонсированных книг не вышла (“Библейские сказки”, “Вспомни!”, “Возвращение Робинзона”). В мае переезжает в Рим. Живет в доме, снимаемом семьей Леонида Андреева. Здесь начат цикл “Из Римской тетради”, написана повесть “Кошачья санатория”.

1924
В марте перебирается в Париж. Становится постоянным сотрудником журнала “Иллюстрированная Россия”. Лето проводит в усадьбе под Парижем (Гресси). Как поэт, публицист и критик публикуется в “Русской газете”.

1925
Создает в “Иллюстрированной России” отдел сатиры и юмора “Бумеранг”. Лето проводит в Бретани, на берегу океана.

1926
Принимает участие в благотворительных акциях в пользу русских инвалидов и детей эмигрантов. В августе-сентябре отдыхает в Ла Фавьере, на Лазурном берегу Средиземного моря в колонии русских эмигрантов. Сближается с Иваном Билибиным.

1928
Выходят книги прозы “Кошачья санатория” и “Несерьезные рассказы”. Подготавливает ко дню русской культуры альманах для юношества “Русская земля”. Совместно с А. А. Яблоновским совершает турне по городам Франции (Лион, Гренобль, Канны, Ницца) с выступлениями перед соотечественниками. Завязывает контакты с редакцией газеты “Заря” (Харбин).

1929
В Белграде увидела свет книга для детей “Серебряная елка”, переиздан “Дневник фокса Микки”. Летом отдыхает в русском санатории под Ниццей. Приобретает участок земли в Ла Фавьере. Выходит отдельной книгой повесть “Чудесное лето”.

1930
В Белграде издана книга рассказов для детей “Румяная книжка”. Лето проводит в Ла Фавьере — в собственном доме, построенном на его участке.

1931
Участвует в издании возрожденного в Париже журнала “Сатирикон”. Лето проводит в Ла Фавьере. По возвращении в Париж начинает печатать по главам поэму “Кому в эмиграции жить хорошо”.

1932
Занимается подготовкой книги стихов для детей “Ручей” и рассказов “Белка-мореплавательница”. В начале лета уезжает в Ла Фавьер, где 5 августа скоропостижно скончался от сердечного приступа. Похоронен на местном кладбище. В 1933 г. посмертно изданы книги “Солдатские сказки” и “Белка-мореплавательница”.

Полная биография — Саша Черный

Читатели заучивали сатирические строки Саши Чёрного наизусть, а Маяковский цитировал их в общественном транспорте. Его язвительного языка боялись власти — изымали тиражи журналов и сборников, закрывали издания. Помимо злободневных стихов, поэт создавал произведения для детей и в России, и в эмиграции, за рубежом.

Детство и юность Саши Чёрного

Александр Гликберг, известный под псевдонимом Саша Чёрный, родился в Одессе в еврейской семье. Его отец Мендель Гликберг владел аптекой, а родственники по материнской линии были купцами. У Александра Гликберга было четверо братьев и сестер — Лидия, Владимир, Ольга и Георгий. Родителям пришлось сменить веру и покрестить детей, чтобы они смогли учиться в гимназии.

Будущий поэт увлекался химией и иногда превращал дом в лабораторию: то пытался изготовить порох из зубного порошка, то разводил чернила из ягодного сока. При этом учеба в гимназии ему не давалась, и в 15 лет Гликберг сбежал из дома и отправился в Петербург. Первое время отец высылал ему деньги, чтобы он мог снимать себе жилье.

Он привил своему воспитаннику любовь к поэзии, обучал его музыке. Осенью этого же года Александр Гликберг поступил в житомирскую гимназию. Но ее он тоже не окончил: поругался с директором и был отчислен без права возобновить учебу. В это время Гликбергу было почти 20 лет. Попытки получить образование на этом он оставил и вскоре добровольцем ушел в армию.

В 1905 году он снова уехал в Петербург. Здесь встретил свою будущую супругу Марию Васильеву, студентку Бестужевских курсов. Современник поэта Корней Чуковский так описывал ее:

Александр Гликберг — Саша Чёрный

Взял Линевич в плен спьяна
Три полка с обозом…

Умножается казна

Вывозом и ввозом.

Витте родиной живет
И себя не любит.

Вся страна с надеждой ждет,

Кто ее погубит…

Мы будем хлестко и безжалостно бичевать все беззакония, ложь и пошлость, которые царят в нашей политической и общественной жизни. Смех, ужасный ядовитый смех, подобный жалам скорпионов, будет нашим оружием.

Лейте воду на огонь.
Сыпьте землю и песок,
Но ногой углей не тронь –
Загорится башмачок.
Зашипели щепки, шишки…
Лейте, лейте, ребятишки!
Раз, раз, еще раз…
Вот костер наш и погас.

Саша Чёрный в эмиграции

Во время Первой мировой войны поэт добровольно ушел на фронт. Его определили в полевой госпиталь, который попал в зону боевых действий под польскими городами Ломжа и Замброво.

Кто всех сильнее, тот и прав,
А нужно доказать, —
Расправься с дерзким, как удав,
Чтоб перестал дышать!

Хотелось бы все-таки для детей еще что-нибудь состряпать: они тут совсем отвыкают от русского языка, детских книг мало, а для них писать еще и можно и нужно.

В 1923 году в Германии из-за экономического кризиса закрылись многие издательства — поэт был вынужден покинуть страну. Вместе с супругой он перебрался в Италию, в Рим, куда Марию Гликберг пригласила вдова писателя Леонида Андреева:

Супруги прожили у Андреевых почти год и затем уехали в Париж. Переезд обошелся дорого: Чёрному пришлось продать Римскому университету свою коллекцию произведений русских классиков, которую он собирал всю жизнь.

Чёрный часто участвовал в благотворительных вечерах в помощь инвалидам Первой мировой войны и посещал русских эмигрантов во французских городах, в Бельгии, Сербии и Чехии. Он также поддерживал молодых русских писателей: привозил сборники соотечественников, выступал на литературных вечерах, помогал выпускать альманахи.

Есть два рода помощи: есть похвала, подписанная громким именем, и есть помощь в прямом смысле слова: советы старшего, его пометы на рукописи новичка, — волнистая линия недоумения, осторожно исправленная безграмотность, — его прекрасное сдержанное поощрение, и уже ничем не сдерживаемое содействие. Вот этот второй — важнейший — род помощи я и получил от Александра Михайловича.

Писатель Владимир Набоков

15 интересных фактов из жизни Саши Черного

Серебряный век подарил нам много замечательных поэтов и прозаиков, один из которых — Саша Черный. Талантливый автор, прославившийся своими лирико-сатирическими стихотворными фельетонами, прожил необычную и насыщенную на события жизнь. Перед вами пятнадцать интересных фактов из биографии Саши Черного.

Литературу я любил всегда, поэтому с детства знал, что стану литератором. Я молодой учитель русского языка и литературы с небольшим стажем. Но главное мое увлечение – изучать биографии писателей и поэтов, великих деятелей искусства. Мне интересен их жизненный путь и то, как они пришли к написанию своих гениальных произведений. Это невероятно интересно! Надеюсь, эта информация поможет и вам.

Читайте также: