Саша черный нервные слоны краткое содержание
Обновлено: 02.07.2024
У собачки есть хозяйка — девочка Зина, которая любит повизжать и попрыгать, а ещё что-нибудь поесть ночью. Она тоже похожа на маленького щенка. Пёсик обожает покушать. Его удивляет, зачем люди готовят продукты, ведь слопать сырое мясо так вкусно.
А ещё умному Микки приходится играть с маленькими котятами, мать которых постоянно гуляет на улице. Даже блохи с котят переползли на собачку. Теперь приходится постоянно чесаться. А это так неудобно!
Пёсика удивляет грязь на улицах и бардак в доме. Оказывается, хозяева переезжают и оставляют его одного на попечение дворника. Микки очень переживает из-за этой ситуации. После уезда хозяев его никто не кормит, дворник ругает за грязные лапы, и пёс постоянно раздумывает, как будет искать себе пропитание. Но в один прекрасный момент Зина возвращается за ним. Собачка вместе со всей семьёй тоже едет за границу.
Там Микки живётся прекрасно, он ходит с хозяйкой в кино, цирк и зоопарк. Но однажды пёсик теряется, и находит приют в доме другой семьи. Микки очень тоскует по Зине, но вскоре девочка находит его.
Потом вся семья отправилась отдыхать к морю. Плавание на пароходе и жизнь в южном городе очень понравились любознательному пёсику. Одно его расстраивало то, что постоянно хотелось спать. Зато потом, после возвращения, Микки грустит о тепле и ярком солнце. А ещё у него заканчиваются тетрадочки и карандаши. Все эти вещи расстраивают пёсика. Он раздумывает о том, опубликовать свои записи или нет.
Произведение призывает читателей любить животных, ведь они тоже живые и чувствуют боль.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Популярные сегодня пересказы
О чем сказка
Это произведение написано в стиле дневников. То есть все действия описывает автор в виде записей, которые он вел в своем дневнике. Главная особенность в том, что автором дневника является не человек, а собака, временами немного ворчливая.
Уже несколько поколений детей успели вырасти, читая об интересных приключениях этой собаки. И в наше время произведение остается актуальным и востребованным, интересным для детей.
Об авторе книги
Краткое содержание и главные герои: Дневник фокса Микки
Главные герои: Микки-фокстерьер,автор дневника и рассказчик. Зина-хозяйка фокса,милая девочка. Кухарка-повод для размышлений Микки. Семья Зины-брат,мама и папа.
Жизнь собаки Микки
Дневник начинается с описания того, что умеет фокс. Он рассказал, как научился читать и писать. Поначалу у него выходили только кривые буквы, но постепенно ему удалось сделать их красивыми. Дальше размышления песика посвящены смыслу жизни.
Микки думает над тем, что важнее всего еда. Ведь люди то завтракают, то обедают, то у них полдник. Зина даже ночью ела бисквиты и печенье. Но Микки недоумевает от того, что едят люди. То они пьют липкий клейстер, который называют кисель. Морковь, сельдерей, горошек жарят и только портят их. В то время как фокс ест только косточку от котлетки и выпивает блюдечко молока.
Не нравится Микки и то, что все продукты жарятся. Вот он как-то взял кусочек сырого мяса — он упал на пол кухни. Ничего вкуснее песик не ел. После этого фокс перешел к размышлениям о жизни других животных. Корова кормит только теленка, но ее молока хватает на всех. Разве это правильно? По мнению Микки, нет. И курицы несут много яиц. Вот собакой быть хорошо. Суп есть не надо, молоко не нужно давать, учиться музыке, как Зина, тоже.
Но если хозяйка училась, тогда он оставался лежать в комнате и ждать ее. Как-то раз фокс заметил: Зина читает нараспев какие-то строчки. Оказалось, что это стихи. Тогда Микки решил написать парочку таких. Но попытки творчества прервали котята. Они начали лезть к фоксу.
Позже Микки узнал, что такое вопросы и он принялся размышлять. Например, над тем, почему папа Зины сказал, что у него глаза на лоб полезли. Хотя пес сам видел: ничего подобного не было. О разных вещах размышлял фокс. Например, его щенком ругали за лужицы в доме. А братика Зины хвалят и целуют.
О Зине, о еде, о корове и т. п.
Моя хозяйка Зина больше похожа на фокса, чем на девочку: визжит, прыгает, ловит руками мяч (ртом она не умеет) и грызет сахар, совсем как собачонка. Все думаю – нет ли у нее хвостика? Ходит она всегда в своих девочкиных попонках; а в ванную комнату меня не пускает, – уж я бы подсмотрел.
Вчера она расхвасталась: видишь, Микки, сколько у меня тетрадок. Арифметика – диктовка – сочинения… А вот ты, цуцик несчастный, ни говорить, ни читать, ни писать не умеешь.
Гав! Я умею думать – и это самое главное. Что лучше: думающий фокс или говорящий попугай? Ага!
Читать я немножко умею: детские книжки с самыми крупными буквами.
Писать… Смейтесь, смейтесь (терпеть не могу, когда люди смеются!) – писать я тоже научился.
Правда, пальцы на лапах у меня не загибаются, я ведь не человек и не обезьяна. Но я беру карандаш в рот, наступаю лапой на тетрадку, чтобы она не ерзала, – и пишу.
Сначала буквы были похожи на раздавленных дождевых червяков. Но фоксы гораздо прилежнее девочек. Теперь я пишу не хуже Зины. Вот только не умею точить карандашей. Когда мой иступится, я бегу тихонько в кабинет и тащу со стола отточенные людьми огрызочки.
Ставлю три звездочки. Я видал в детских книжках: когда человек делает прыжок к новой мысли, – он ставит три звездочки…
Что важнее всего в жизни? Еда. Нечего притворяться! У нас полон дом людей. Они разговаривают, читают, плачут, смеются, а потом садятся есть. Едят утром, едят в полдень, едят вечером. А Зина ест даже ночью: прячет под подушку бисквиты и шоколадки и потихоньку чавкает.
Как много они едят! Как долго они едят! Как часто они едят. И говорят еще, что я обжора…
Сунут косточку от телячьей котлетки (котлетку сами съедят!), нальют полблюдца молока, – и все.
Разве я пристаю, разве я прошу еще, как Зина и другие дети? Разве я ем сладкое – клейстер, который называется киселем, или жидкую гадость из чернослива и изюма, или холодный ужас, который они называют мороженым? Я деликатнее всех собак, потому что я породистый фокс. Погрызу косточку, съем, осторожно взяв из рук Зины, бисквит, и все.
Но они… Зачем эти супы? Разве не вкуснее чистая вода?
Зачем эти горошки, морковки, сельдерейки и прочие гадости, которыми они портят жаркое?
Зачем вообще варить и жарить?
Я недавно попробовал кусочек сырого мяса (упал на кухне на пол, – я имел полное право его съесть!)… Уверяю вас, оно было гораздо вкусней всех этих шипящих на сковородке котлет…
И как было бы хорошо, если бы не варили и не жарили! Не было бы кухарок, – они совсем не умеют обращаться с порядочными собаками. Ели бы все на полу, без посуды, – мне было бы веселей. А то всегда сидишь под столом, среди чужих ног. Толкаются, наступают на лапы. Подумаешь, как весело.
Или еще лучше: ели бы на траве перед домом. Каждому по сырой котлетке. А после обеда все бы барахтались и визжали, как Зина со мной… Гав-гав!
Меня называют обжорой (выпил глоток молока из кошкиного блюдца, подумаешь)…
А сами… После супа, после жаркого, после компота, после сыра – они еще пьют разноцветные штуки: красную – вино, желтую – пиво, черную – кофе… Зачем? Я зеваю под столом до слез, привык около людей околачиваться, а они все сидят, сидят, сидят… Гав! И все говорят, говорят, говорят, точно у каждого граммофон в животе завели.
Новая мысль. Наша корова – дура. Почему она дает столько молока? У нее один сын – теленок, а она кормит весь дом. И чтоб давать столько молока, она весь день ест, ест свою траву, даже смотреть жалко. Я бы не выдержал. Почему лошадь не дает столько молока? Почему кошка кормит своих котят и больше ни о ком не заботится?
Разве говорящему попугаю придет в голову такая мысль?
И еще. Почему куры несут столько яиц? Это ужасно. Никогда они не веселятся, ходят, как сонные мухи, летать совсем разучились, не поют, как другие птицы… Это все из-за этих несчастных яиц.
Я яиц не терплю. Зина – тоже. Если бы я мог объясниться с курами, я бы им отсоветовал нести столько яиц.
Трах! Карандаш надломился. Надо писать осторожнее, – кабинет на замке, а там все карандаши.
В следующий раз сочиню собачьи стихи – очень это меня интересует.
Фокс Микки, первая собака, умеющая писать.
Приключения фокса
После Парижа Зина с Микки вернулись на пляж. Там песик принялся радостно бегать, играть и все изучать. Он так был занят, что не заметил, как потерялся. Его спасло только то, что он привлек внимание маленькой девочки. Она привела фокса к себе домой.
Микки пришлось осваиваться в новой семье. Отец девочки неласково воспринял пса, но выкинуть его не решился. На следующий день пришел мальчик, племянник мамы и принялся играть с фоксом. Псу не понравились эти забавы. Мальчик брал его лапы в руки и нажимал им клавиши пианино, запрягал в автомобиль. Но Микки покорно терпел. Вернуться к Зине ему помог случай. Он гулял с новой хозяйкой по пляжу и заметил знакомое платье. Фокс радостно побежал к своей любимице.
После этого папа взял Зину и Микки в цирк. Но псу не понравилось там. Его пугал громкий оркестр, клоуны вызывали страх, а животные жалость. Только морж, который жонглировал предметами, понравился Микки. Потом вся семья путешествовала на пароходе. Но у фокса разыгралась морская болезнь, и он с трудом переживал качку. Поэтому поездка оставила только плохие воспоминания. С радостью пес вернулся в квартиру. Немного расстроен Микки от того, что скоро наступит осень и зима. Тоскует, много спит и Зина беспокоится. Дневник он вести перестал и отложил его до следующего лета.
О книге
Замечательная детская книга, написанная поэтом и писателем Сашей Черным. Книга полна иронии и жизнерадостности. Любознательный Фокс Микки повествует о своей нелегкой собачьей жизни и с удивительной наблюдательностью и юмором рассказывает о своей хозяйке, девочке Зине, ее семье, большом путешествии на море и ужасном происшествии с пропажей. Микки ведет подробную летопись важных собачьих событий: смешную, лирическую и очень увлекательную.
Тема анализируемого произведения – диалог лирического героя и замкнутого в клетке слона. Автор показывает, что природа в руках человека, поэтому мы должны быть добрыми по отношению к нашим братьям меньшим. Кроме того, Саша Черный утверждает, что свобода – наивысшая ценность. Произведение написано в форме диалога между человеком и слоном. Такая форма позволяет читателю поставить себя на место животного.
Можно предположить, что лирический герой – ребёнок. Об этом свидетельствуют его речь, поведения, действия. В то же время, посредством лирического героя автор выражает свое отношение к проблеме человека и природы.
Название: Слон
Жанр: Сказка-быль
Год написания: 1907 год
Главные герои
Надя – шестилетняя больная девочка, маленькая, грустная, равнодушная ко всему.
Маша и Александр – родители Нади, готовые на всё ради выздоровления дочери.
Томми – умный и очень добрый слон.
Сюжет
Маленькая девочка Надя была очень больна. Каждый день к ней приходили врачи, внимательно осматривали её, но ничего не находили. Один доктор посоветовал родителям Нади как-то развеселить её, развлечь, потому что лучшим лекарством в её случае был искренний смех.
Мама предлагала дочери красивых кукол, горячий шоколад, прогулку с подругами, но Надю ничего не интересовало. Она неподвижно лежала в кровати и тихо угасала. Иногда в детскую приходил отец Нади, гладил её и долго стоял у окна, украдкой вытирая слёзы.
Однажды девочка проснулась оживлённой: она вспомнила свой сон и попросила у родителей слона. Отец тут же умчался и вскоре вернулся с огромным игрушечным слоном, на котором сидели человечки. Но Наде нужен был непременно живой слон, пусть даже и самый маленький. Папа принялся нервничать, ведь привести живого слона – это то же самое, что достать звезду с неба. Увидев грустную улыбку дочери, он вновь куда-то спешно ушёл.
В зверинце отец увидел трёх слонов, и самый большой из них умел даже читать книги и обедать, как человек. Он принялся умолять хозяина зверинца привести слона Томми к нему домой, где его ждёт больная девочка. Владелец зверинца, вспомнив свою маленькую дочь, смягчился и согласился привести слона, но только ночью, чтобы не потревожить жителей города. Отец готов был возместить все убытки, договориться с полицией и даже расширить двери.
Ночью Томми в сопровождении полицейского привели в дом Нади, где его покормили и он уснул. Каково же было удивление Нади, когда утром в гостиной она обнаружила большого слона. Девочка радостно принялась знакомить его со своими куклами, показывать книжки с картинками, угощать булкой. Затем Томми сел, ему повязали скатерть, и все принялись обедать.
На следующий день Надя проснулась бодрой и весёлой. Когда она спросила про слона, ей ответили, что он ушёл к своим деткам и попросил передать, что ждёт её в гости, как только ей станет лучше. Надя весело рассмеялась и попросила передать Томми, что она уже здорова.
План пересказа
- Больная Надя.
- Смех – лучшее лекарство.
- Надя ничего не хочет.
- Хочу слона!
- Папа в зверинце.
- Томми идёт к Наде.
- Знакомство Нади и слона.
- Торжественный обед.
- Надя вновь здорова.
Главная мысль
Порой самое лучшее лекарство – исполнение заветного желания.
Чему учит
Отзыв
Не секрет, что животные – это не только лучшие друзья человека, но и его верные помощники, лекари. Общение с природой способно подарить силы и энергию, вернуть радость жизни.
Рисунок-иллюстрация к сказке Слон.
Пословицы
- Трудное не есть невозможное.
- У всякого своё желание.
- У ребенка заболит пальчик – у матери сердце.
Что понравилось
Понравилось, что родители Нади было готовы на любой, даже самый абсурдный поступок ради выздоровления дочери. Ради её улыбки отец даже привёл в дом живого слона, тем самым исполнив заветное желание маленькой Нади.
В недолгой жизни Саши Черного было много событий – война, в которой он принимал участие добровольцем, революция, которую он категорически отверг, тяжело доставшаяся ему эмиграция. Но в любой ситуации Саша всегда оставался верен своим творческим идеалам и принципам. Возможно, по этой причине его творения не просто до сих пор живы, но и остаются злободневными по сегодняшний день.
Происхождение и ранние годы
Александр родился 13 октября 1880 года в Одессе. Глава состоятельного еврейского семейства – Мендель Давидович, отец Саши, работал в крупной фармацевтической компании. Мать, Марьям Мееровна, происходила из купеческой семьи, была домохозяйкой. Александр был вторым ребенком, родившимся в этой семье. Старшей была сестра Лидия, а после Саши родилось еще трое детей. Наследники росли в этой семье сами по себе. Отец, постоянно находившийся в командировках, физически не успевал уделять внимание детям. Мать же, которую донимали всевозможные хвори и частые истерики, вообще пустила их воспитание на самотек. Обстановка в семье была неспокойной и не приносила Саше никакой радости и ощущения родного дома.
Образование
Поскольку в Российской империи в то время существовало положение, по которому в гимназии принималось не более десяти процентов евреев, Мендель Гликберг окрестил сына и сам поменял свое имя на Михаила. Так, Александр, которому на тот момент исполнилось девять лет, стал учеником белоцерковской гимназии.
Учение давалось способному мальчику легко, но на него очень давила остановка в семье, поэтому в пятнадцать лет он сбежал из дома. Его взяла на воспитание родная тетка, которая увезла его в Петербург, где он стал обучаться в гимназии на полном пансионе. Здесь выяснилось, что у юноши совершенно отсутствуют способности в изучении математики, по этой причине он был исключен из учебного заведения.
Александр в армии
Родители совершенно не интересовались судьбой сына и, можно сказать, отреклись от него. Александру же приходилось испытывать такие лишения, как постоянный голод, который заставлял его просить подаяние на улицах.
Творчество
Саша использовал разные псевдонимы при подписании своих произведений: Гейне из Житомира, Сам по себе и ряд других. Черным он стал, потому что его так называли в детстве, чтобы не путать с родственником блондином, которого также звали Саша.
В 1906 году вышел сборник стихов Саши Черного. Однако цензура посчитала его вредоносным в политическом плане, и тираж подвергся аресту. Такое же наказание ждало и автора, но Черному удалось скрыться в Германии, в Гейдельберге, где он стал вольнослушателем университетских лекций.
С женой и друзьями
С супругой во Франции
Но в стихотворениях для взрослых едкая сатира перемежалась с его душевным пессимизмом. Черный категорически не принял приход к власти большевиков и поторопился покинуть Россию. Сначала он едет в Литву и проживает с женой на хуторе, затем перебирается в Ковно (сегодняшний Каунас) и там, в 1920 году получает визу в Германию.
После Германии он переехал в Италию, и последним пунктом его жизни и творчества стала Франция. Супруги облюбовали местечко Ла Фавьер, купили земельный участок и построили небольшой уютный домик. Здесь, вдали от родины, Саша окончательно определил характер своего творчества – прозу. Работа его велась по трем направлениям.
Первое – это переиздание сборников его стихотворений, написанных в России. Написание новых стихотворных произведений в традиционной для него сатирической манере. Несмотря на то, что он сочинил несколько поэм, поэзия все-таки начинает уступать прозе и отходит на второй план.
На пороге своего дома
Второе направление – так называемая эмигрантская проза, главной темой которой была покинутая Россия, воспоминания о прошлых годах, ироническое описание необустроенного эмигрантского быта. Эти темы были общими для всех русских писателей, навсегда простившихся с родиной.
Главные произведения
Саша Черный больше известен как поэт-сатирик и фельетонист, но в его творчестве большой пласт принадлежит маленьким читателям. Что больше всего поражает в его книгах для детей – это умение смотреть на мир глазами ребенка.
Последние годы
Обустроив свой быт во Франции, Саша стал гостеприимным хозяином своего симпатичного домика. Здесь собирались русские эмигранты, среди которых он считался душой компании. Среди его гостей были писатели, музыканты, художники, которых хозяин развлекал юмористическими рассказами и смешными историями.
Поэтому его ранний уход всеми его знакомыми и друзьями был воспринят, как личная трагедия. Умер Саша Черный после тушения пожара в соседском доме, куда он прибежал без головного убора, из-за чего получил тепловой удар. Вернувшись домой, поэт лег отдохнуть и больше не встал с постели. Он умер 5 августа 1932 года.
Читайте также: