Санпин школьных столовых 2019

Обновлено: 05.07.2024

Задачу обеспечить бесплатным горячим питанием всех учащихся начальной школы с первого по четвертый класс обозначил Президент Российской Федерации Владимир Путин 15 января в своем Послании Федеральному Собранию.

Подробнее о проекте

В соответствии с задачей, поставленной Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию, все учащиеся младших классов должны быть обеспечены горячим питанием не реже одного раза в день, а в меню должны быть и горячее блюдо, и горячий напиток. Министерством просвещения Российской Федерации проведена соответствующая нормативная работа для того, чтобы эти нормы распространялись на все регионы уже с нового учебного года. Для реализации процесса обеспечения горячим питанием в федеральном бюджете выделено более 108 млрд рублей до 2023 года.

На практике законодательные изменения обязывают школы предоставлять качественное, здоровое и полноценное горячее питание. Оно должно быть сбалансированным, помогать детям восполнить энергию и способствовать их физическому развитию, отвечать всем стандартам и требованиям безопасности.

У регионов также появится возможность и необходимые инструменты, чтобы при разработке меню учитывать запросы детей с ОВЗ, тех, кто нуждается в диетическом питании, а также национальные, конфессиональные и местные особенности питания.

МКОУ "Ново-Дмитриевская СОШ" является муниципальным казенным учреждением, имеющим статус юридического лица. Школа работает в одну смену, количество учащихся 302. Горячим питание обеспеченны учащиеся начальных классов в количестве 151. Для питания учащихся в школьной столовой разработано примерное двухнедельное меню. Меню согласовано с главным врачом территориального Центра Государственного Санитарно-эпидемиологического контроля и утверждено директором школы. Меню составлено с целью обеспечения наиболее полноценного питания школьников разных возрастов при минимальной его стоимости. В меню довольно разнообразный ассортимент блюд.

Оборудование и организация работы школьной столовой.

По характеру производства столовая школы относится к типу-столов образовательного учреждения, работающая на продовольственном сырье и полуфабрикатах, она производит и реализует блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню. Продукты поставляет ИП Муталипов М.А. Столовая находится в здание школы и включают в себя следующие группы помещений:

Зал приема пищи; ( 70 посадочных мест);

умывальник для посетителей;

В состав производственного помещения столовой входит: заготовочный и доготовочный, моечная для столовой и кухонной посуды.

Для приготовления холодных блюд предусмотрены отдельные столы. Оборудование школьной столовой составляют электроплиты, бытовые холодильники для хранения молочной продукции (сметана, масло сливочное, молоко) и для мясной продукции (колбасы, сосиски, сардельки). Посуду моют ручным способом. В залах для приема пищи размещены столы стандартной облегченной конструкции и умывальники. Рядом с ними установлены электрополотенца и одноразовые полотенца. Штат работников столовой 2 человека: повар (1 чел.), кухонный рабочий (1 чел.).

Рабочий день начинается в 8 часов и заканчивается в 14:00

Контроль за качеством готовой продукции возложен на бракеражную комиссию школы. Повар осуществляет контроль поступившего в школу сырья. Результаты контроля записываются в специальном журнале. Режим технологического оборудования осуществляйся по мере необходимости с подписанием договора.

Организации обслуживания в школьной столовой.

Горячий завтрак школьники получают во время перемен. График питания в школьной столовой разработан на основании расписания занятий, утвержден директором школы. Посуда в столовой фарфора-фаянсовая и сортовая стеклянная.

Периодически члены родительского комитета Тарумовской школы посещают столовую. С их слов, «Наша столовая – это любимое место учеников. В ее обустройстве продумано все: от вкусной, качественной и, главное, полезной пищи до высококлассного сервиса. Здесь можно не только поесть и физически набраться сил к постижению наук, но и обогатиться духовной пищей: пообщаться в спокойной непринужденной обстановке с друзьями и одноклассниками. И, недаром, всех словно магнитом тянет в столовую. Попадая в просторный, красиво и со вкусом декорированный зал столовой, ты словно оказываешься в уютной теплой домашней обстановке, где пахнет ароматным хлебом. Столы и стулья приглашают поудобнее устроиться и отведать необычные блюда.

ПАМЯТКА ПО ПРОВЕРКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ И СОБЛЮДЕНИЯ САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМ

I. Основные нормативно-правовые и методические документы по организации питания, размещенные на школьных сайтах в сети Интернет:

II. Документация пищеблока школы

На пищеблоке должна быть следующая документация:

- журнал бракеража готовой кулинарной продукции;

- журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья;

- журнал здоровья (с включением в него данных осмотра на наличие гнойничковых заболеваний, сведений об отсутствии острых кишечных заболеваний, ангин, нахождении сотрудников на листке временной нетрудоспособности);

- санитарный журнал для фиксации результатов внутреннего и общественного контроля;

- перспективное меню, ежедневное меню, технологические карты;

- сборник технологических нормативов, рецептур блюд и кулинарных изделий, предназначенных для общественного питания;

- журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд;

- медицинские книжки работников пищеблока с отметкой о прохождении медицинских осмотров, наличии прививок против вирусного гепатита A, дизентерии Зоне, брюшного тифа;

- журнал регистрации вводного инструктажа на рабочем месте, инструкция по технике безопасности по всем видам работы;

- ассортиментный перечень блюд и изделий пищеблока;

- журнал учета температурного режима холодильного оборудования;

- журнал учета аварийных ситуаций (на системах энергоснабжения, водоснабжения, канализации);

- - журнал учета проведения проверок.

III.Документы по организации питания в школе

- Примерное десятидневное меню для учащихся 1- 4 классов;

-Положение о бракеражной комиссии;

-Приказ о создании бракеражной комиссии в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении;

-Положение о школьной столовой, о порядке и организации горячего питания;

-Приказ об организации питания в школе;

-Приказ о соблюдении санитарных норм в школьной столовой;

-Программа по совершенствованию организации горячего питания обучающихся на 2020- 2021 уч. год;

- График организации горячего питания;

-Акт проверки готовности пищеблока к началу учебного года;

IV. Основные требования к персоналу пищеблока

-Наличие личной медицинской книжки установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских осмотров, лабораторных исследований, сведения о профилактических прививках (против кори, краснухи, дифтерии, вирусного гепатита A, дизентерии Зоне, брюшного тифа), отметка о профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.

-Наличие следующих требований:

· к личной гигиене персонала;

· к оборудованию, инвентарю, посуде и таре в столовой.

· к условиям и технологии изготовления кулинарной продукции;

- Рекомендуемый перечень моющих средств, допущенных для мытья посуды на предприятиях общественного питания;

-Режим мытья столовой посуды ручным способом;

V. Обязанности медицинского работника по контролю за качеством питания в школе

- Приказ об ответственности медперсонала за соблюдение санитарных норм в пищеблоке школы.

-книга контроля правильности отбора и условий хранения суточных проб;

- контроль санитарного состояния пищеблока, контроль наличия дезинфицирующих растворов в пищеблоке;

VI. Организация общественного контроля за питанием в школы

- Положение о родительском контроле за организацией горячего питания в ОО;

-Приказ о создании родительского комитета по контролю за организацией горячего питания обучающихся;

Приказ 11.2 О создании комиссии по производственному и родительскому контролю организации горячего питания.docx (скачать)

Приказ 44 Об утверждении Порядка предоставления денежной компенсации на обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.docx (скачать)

ПОЛОЖЕНИЕ об общественной комиссии по контролю за организацией и качеством питания обучающихся.docx (скачать)

График уборки помещений в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции.docx (скачать)

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2019 г. N 8 “О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"


Обзор документа

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2019 г. N 8 “О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1, (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. I), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069; N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477; N 30 (ч. I), ст. 4079; N 48, ст. 6165; 2014, N 26 (ч. I), ст. 3366, ст. 3377; 2015, N 1 (ч. I), ст. 11; N 27, ст. 3951, N 29 (ч. I), ст. 4339; N 29 (ч. I), ст. 4359; N 48 (ч. I), ст. 6724; 2016, N 27 (ч. I), ст. 4160; N 27 (ч. II), ст. 4238; 2017, N 27, ст. 3932; N 27, ст. 3938; N 31 (ч. I), ст. 4765; N 31 (ч. I), ст. 4770; 2018, N 17, ст. 2430; N 18, ст. 2571; N 30, ст. 4543; N 32 (ч. II), ст. 5135) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

Внести изменения в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"* согласно приложению.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Главного
государственного санитарного
врача Российской Федерации
от 22.05.2019 N 8

Изменения в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

1. Пункт 7.1.7 признать утратившим силу.

2. Абзац девятый пункта 7.1.9 изложить в следующей редакции:

"Допускается отсутствие инсоляции в административно-хозяйственных помещениях, пищеблоке и обеденном зале, спортивном, спортивно-тренажерном и актовом залах, зоне рекреации, кабинетах информатики.".

Обзор документа

Исключены избыточные требования к ориентации окон учебных помещений.

Ранее требовалось, чтобы окна учебных помещений были ориентированы на юг, юго-восток и восток. Ориентация на север допускалась для окон кабинетов черчения, рисования и помещений кухни. Ориентация кабинетов информатики должна была быть на север, северо-восток.

Уточнено, в каких помещениях допустимо отсутствие инсоляции. Это административно-хозяйственные помещения, пищеблок и обеденный зал, спортивный, спортивно-тренажерный и актовый залы, зона рекреации, кабинеты информатики.

Данные изменения позволят возводить более компактные общеобразовательные организации и снизить стоимость их строительства.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

от 29 декабря 2010 года N 189

(с изменениями на 22 мая 2019 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2021 года на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28;
отменено с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 8 октября 2020 года N 1631
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

* Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года в названии санитарных правил, утвержденных настоящим постановлением, слова "общеобразовательных учреждениях" с 13 апреля 2014 года заменены словами "общеобразовательных организациях". - Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.I), ст.2; 2003, N 2, ст.167; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; 2006, N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.21; 2007, N 1 (ч.I), ст.29; 2007, N 27, ст.3213; 2007, N 46, ст.5554; 2007, N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; 2008, N 30 (ч.II), ст.3616; 2008, N 44, ст.4984; 2008, N 52 (ч.I), ст.6223; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 40, ст.4969) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; 2004, N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953)

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (приложение).

Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года в названии санитарных правил, утвержденных настоящим постановлением, слова "общеобразовательных учреждениях" с 13 апреля 2014 года заменены словами "общеобразовательных организациях".

- Примечание изготовителя базы данных.

2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 сентября 2011 года.

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации
от 29 декабря 2010 года N 189

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях*

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.2821-10

(с изменениями на 22 мая 2019 года)

В документе учтены:

* Наименование в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. - См. предыдущую редакцию.

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. - См. предыдущую редакцию)

1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:

- размещению общеобразовательной организации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. - См. предыдущую редакцию)

- территории общеобразовательной организации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. - См. предыдущую редакцию)

- зданию общеобразовательной организации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. - См. предыдущую редакцию)

- оборудованию помещений общеобразовательной организации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. - См. предыдущую редакцию)

- воздушно-тепловому режиму общеобразовательной организации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. - См. предыдущую редакцию)

- естественному и искусственному освещению;

- водоснабжению и канализации;

- помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций, размещенных в приспособленных зданиях;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. - См. предыдущую редакцию)

- режиму образовательной деятельности;

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года. - См. предыдущую редакцию)

- организации медицинского обслуживания обучающихся;

- санитарному состоянию и содержанию общеобразовательной организации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. - См. предыдущую редакцию)

- соблюдению санитарных правил.

1.3. Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации.

Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня.

Для создания условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях при строительстве и реконструкции предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающие свободное передвижение детей в зданиях и помещениях.

(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года. - См. предыдущую редакцию)

1.4. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. - См. предыдущую редакцию)

Наряду с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий для обучающихся общеобразовательных организаций, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.

(Абзац дополнительно включен с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года)

1.5. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности*.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. - См. предыдущую редакцию)

(Сноска в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. - См. предыдущую редакцию)

1.6. При наличии в учреждении дошкольных групп, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, их деятельность регламентируется санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.

1.7. Использование помещений общеобразовательных организаций не по назначению не допускается.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. - См. предыдущую редакцию)

1.8. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Требования к размещению общеобразовательных организаций

(Наименование в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. - См. предыдущую редакцию)

2.2. Здания общеобразовательных организаций должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. - См. предыдущую редакцию)

Для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок при размещении зданий общеобразовательных организаций должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. - См. предыдущую редакцию)

Через территорию общеобразовательных организаций не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения - водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. - См. предыдущую редакцию)

2.3. Вновь строящиеся здания общеобразовательных организаций размещают на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от городских улиц, межквартальных проездов на расстояние, обеспечивающее уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха требованиям санитарных правил и нормативов.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. - См. предыдущую редакцию)

2.4. При проектировании и строительстве городских общеобразовательных организаций рекомендуется предусмотреть пешеходную доступность учреждений, расположенных:

Важнейшим фактором сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста является рациональное и адекватное питание. Качественная пища должна обеспечивать поступление в организм таких веществ, которые составляют основу различных органов и тканей, возмещают энергозатраты, способствуют нормальному физиологическому и нервно-психическому развитию детей, повышают работоспособность, создают условия для адекватной адаптации к образовательной деятельности.

В соответствии с требованиями пункта 14.1. СанПиН 2.4.5.2409-08 руководитель образовательного учреждения является ответственным лицом за организацию и полноту охвата обучающихся горячим питанием.

Для обеспечения здоровым питанием всех обучающихся образовательного учреждения, необходимо составление примерного меню на период не менее двух недель (10-14 дней), в соответствии с рекомендуемой формой составления примерного меню (п.6.4 СанПиН 2.4.5.2409-08).

Примерное меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7-11 и 12 - 18 лет) (п. 6.6 СанПиН 2.4.5.2409-08).

Для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей посещающих группу продленного дня должен быть организован дополнительно полдник. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4-х часов (п. 6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08).

С учетом возраста обучающихся в примерном меню должны быть соблюдены требования настоящих санитарных правил по массе порций блюд (п.6.9, приложение №3 к СанПиН 2.4.5.2409-08).

Рекомендуемая масса порций блюд (в граммах) для обучающихся различного возраста

Пребывание детей в учебном учреждении должно быть безопасным и комфортным, отвечать строгим требованиям, предъявляемым к работе школ и других центров образования. Главный документ, рассматривающий все детали, обеспечивающие санитарно-гигиенические нормы работы этих учреждений, - СанПиН.

Основные цели документа – сделать доступным обеспечение безопасности детей в школах и гарантировать создание таких условий в стенах образовательных заведений.

Цель этого документа – обеспечение и соблюдение предъявляемых требований для организации эффективного и безопасного процесса обучения. В СанПиН для школы прописано, что каждый центр образования должен быть обеспечен компьютерной техникой по современным стандартам, доступным интернетом, спортзалом, столовой, канализационной системой, теплой водой и холодной. При выполнении этих пунктов внимание будет заостряться на учебном процессе, а не на разрешении каких-либо бытовых неурядиц. Эти требования распространяются не только на государственные учреждения, но и на частные школы и образовательные заведения. Несоблюдение СанПиН для образовательных учреждений может привести к разного рода ответственности и штрафам, в зависимости от нарушения.

Трансформации, зафиксированные в законе на начало 2018 года в СанПиНы для школы, коснулись нескольких аспектов.

Требования к школьным помещениям и оборудованию:

Специфика образовательного процесса:

  • количество учащихся находится в прямой зависимости от площади учебного заведения, которой школа располагает для каждого ученика;
  • СанПиН по школам определяет максимально позволенное количество уроков по возрастам школьников: расписание должно соответствовать нормативам (к примеру, для первоклассников не разрешено более, чем четыре урока в день, у выпускников допускается 7-8);
  • для учащихся первых классов в учебном году могут быть предусмотрены дополнительные каникулы;
  • преподаватели обязаны раз в 2 года пройти переподготовку, а после - переаттестацию.
  • школа обязана обеспечить свободный доступ к водоснабжению;
  • качество продуктов для питания и питьевой воды администрации школы контролирует согласно нормы СанПиН для школ;
  • каждый, кто работает в школьной столовой 2 раза в год обязан пройти медосмотр и т.д.

Отдельно большое внимание СанПиНы для образовательных учреждений 2017 г уделяет питьевому режиму. Организация этого процесса должна постоянно находиться под контролем руководства школы. В школе предусматривается обеспечение учащихся водой для питья согласно сан норм.

Предусматривается 2 варианта осуществления питьевого режима: стационарные фонтанчики для питья и вода из емкостей с расфасованной водой. К местам питья в школе необходимо обеспечить доступ на протяжении всего времени пребывания детей в образовательном заведении.

Фонтанчики для питья предусмотрено оборудовать ограничительными кольцами вокруг вертикальной подачи воды. Высота их должна соответствовать, как указано в СанПиН для школ (с изменениями), не меньше 10 см.

Организовывая режим питья из бутылок с водой, школа должна обеспечить учащихся необходимым количеством чистой посуды для питья (из стекла и фаянса в столовых, одноразовой посудой — в учебных комнатах и спальных помещениях), а еще подносами с маркировкой для чистых и использованных стаканов или чашек, либо контейнерами — для попользованной экспресс-посуды.

СанПиН по школам действующий заостряет внимание на том, что, используя установки с дозаторами для питьевой воды из емкостей, обязательно менять емкость не реже 1 раза в 2 недели.

Когда в населенном пункте нет централизованного водоснабжения, школьный СанПиН, действующий на сегодня, регламентирует, что обеспечение питьевого режима для учащихся происходит исключительно с использованием бутилированной воды, строго контролируя ее розлив. Такая вода для детских учреждений должна иметь документальное подтверждение своего качества и безопасности. Разрешено устанавливать кулеры с питьевой водой в классах.

Роспотребнадзор строго рекомендует помнить, что кулер или механическая помпа для воды требуют ухода по всем правилам, иначе они могут нести опасность. Известно немало фактов, когда в таких кулерах с водой обнаруживали слизь, плесень, колонии бактерий и неорганические примеси из-за нерадивого отношения к гигиене. В таких ситуациях потребление воды из кулера может служить причиной кишечных расстройств, поэтому важно соблюсти все санитарно-гигиенические нормы в школе при организации режима питья.

Пользуясь кулером для обеспечения школьников водой для питья, следует выполнять и рекомендации Международной ассоциации бутилированных вод (IBWA), следовать инструкциям эксплуатации кулеров. СанПиН в школе обязывает обеспечить санобработку и дезинфекцию емкостей от микробов, освобождение его от осадков и регулярное мытье. Для обеззараживания нужно применять моющие растворы, позволенные СанПиН (работы 2017), имеющие официальную регистрацию в РФ и инструкцию применения.

При соблюдении всех норм пользование водой из кулеров станет безопасным, чего требует СанПиН школы.

Оснащение классов в школе по СанПиН

«7.1.9. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

На родительском собрании каждый педагог должен довести до родителей СанПиН нормы для школы, разъяснив, что размещение цветов на окнах запрещено, чтобы освещенности рабочих мест учеников была максимально полезной для детей. Важно, чтобы на пути света не возникало никаких препятствий и ничего не мешало свободному освещению парт даже в ряду, стоящем у стенки, противоположной той, которая оснащена окнами. Параллельно с тем, гигиена в цветочных горшках часто находится не на должном уровне, нередко там заводятся насекомые, которые могут стать причиной совершенно нежелательных результатов. В-третьих, нередки факты, когда дети, особенно в младшей школе, любят пробовать на вкус листочки растений, а у многих комнатных цветов они бывают ядовитыми или с эфирными маслами, которые вызывают аллергические реакции у школьников. Безопасность пребывания детей в школе должна стоять на первом месте.

СанПиН по школе рассматривает и вопрос того, как должны выглядеть полы в классных кабинетах, каким нормам соответствовать. Это очень немаловажно, потому что ситуации бывают самые непредвиденные. Например, передвигаясь в классе, ученик может находиться в обуви, которая скользит на мокрой поверхности. Если полы выполнены из скользкого материала, это может стать причиной травмиро вания школьника, или, как минимум – его падения. А это очень нежелательно. Важность такого момента безусловна. Поэтому СанПиН разъясняет, какие полы в учебных помещениях должны иметь покрытия, какой краской быть покрашены и какую структуру сохранять:

«4.29. Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение.

Делая ремонт, обязательно нужно свериться с СанПиН для школы, последний (скачать), чтобы создать максимально комфортные и безвредные условия обучения детям и работы педагогам. В новых зданиях для целей образования при подготовке техдокументации и введения в эксплуатацию тоже следует руководствоваться требованиями норм СанПиНа в школе. Этот документ подетально уделяет внимание организации рабочего пространства кабинетов, где ежедневная работа учащихся должна проходить эффективно и безопасно, а контроль за этим обязательно должно осуществлять и руководство школ, и родительские комитеты.

  • высоту потолков;
  • какого цвета могут быть стены в классах и в самой школе;
  • как должна выглядеть, каким цветом следует покрасить доску в классе;
  • может ли быть в классной комнате шкаф для верхней одежды учеников;
  • как должна выглядеть входная дверь в класс.

Каждый класс, кроме окон и цветов, полов и стен, обязательно наполняется мебелью, которая служит целям обучения. Это особенно важный элемент, не столько в дизайне помещения, как в обеспечении аспектов, касающихся здоровья и удобств учащихся. Мебель –это и шкаф, и рабочая доска, и парты со стульями, которыми ежедневно и многочасово предстоит пользоваться учащимся как младшей, так и старшей школы. СанПиН по школам новый предписывает, что каждому учащемуся обязательно должно предоставляться рабочее место (за партой или столом, игровыми модулями) в соответствии с ростовыми особенностями школьника:

Мебель для школьников следует приобретать только ту, что изготовлена из сырья, безопасного для здоровья детей. Она должна быть безопасной и соответствующей росту и особенностям возраста школьников, отвечать требованиям эргономики. СанПиН 2017 для школы описывает и то, на каком расстоянии парты должны находиться от поверхности сидений, какие иметь регуляторы для рабочих плоскостей парт, и каким должен быть угол наклона парт и многое другое относительно мебели для учеников.

Школьная мебель для учащихся имеет размеры, соответствующие росту детей. Нормы СанПиНа в школе 2017 года подчеркивают, что размеры сидений и парт должны соответствовать значениям, приведенным в таблице ниже.

по ГОСТам 11015-93 11016-93

Группа роста (в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Читайте также: