Самый старый директор школы

Обновлено: 09.07.2024

В ноябре 2018 года в подмосковном поселке Горки Ленинские закрыли школу, основанную ровно 100 лет назад Владимиром Лениным. Формальная причина — необходимость ремонта (он должен был закончиться летом 2020 года). Но за три года здесь появился только огромный новый забор. А бывшие ученики школы теперь каждый день встают не позже 6 утра — чтобы успеть на уроки в соседние населенные пункты.

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

Марш-бросок до Купелинки

Середина января 2019 года. На зимнюю обочину, посреди подмосковного ничего с новостройками на горизонте, из красивого экскурсионного автобуса выгружаются второклассники с рюкзаками и сменкой. Две женщины в зеленых светоотражающих жилетах и пара хмурых отцов с флажками в руках ждут, пока дети организуют неровный строй и можно будет начать движение в сторону школы. Автобус уезжает, чтобы вернуться в три.

Жилые дома нового микрорайона города Видное с уютным названием Купелинка, свет в редких окнах, еще один выезд. Дальше — по тротуару. Большой экскурсионный автобус, выделенный администрацией Ленинского района, большой настолько, что не пролазит в узкие коридоры свежей коммерческой застройки.

Сегодня автобус приехал вовремя и, чтобы успеть к первому уроку, не пришлось бежать. Такое бывает не каждый день: Подмосковье, особенно зимнее, славится своими пробками.

Эти ежедневные марш-броски дети совершают третий месяц, и родители все еще надеются, что их родную старую школу все-таки отремонтируют и откроют в ближайшее время. Хотя бы после третьей четверти. Или после четвертой.

Но этого не произойдет ни через четверть, ни через год, ни через три. Почти 500 детей, которые учились в школе городского поселения Горки Ленинские, до сих пор просыпаются не позже шести утра, чтобы успеть к первому уроку.

Их школу закрыли, чтобы отремонтировать. Но за эти три года из нового там появился только высоченный забор коричневого металла да наглухо запертые ворота, за которые никого не пускают.​

​К первому уроку — через яблоневый сад

Сам посёлок — типичное пятиэтажное Подмосковье: тихо, зелено, безлюдно, как в семидесятых. Интеллигентная дама в очках возделывает тяпкой грядку. На лавке хрипло спорят алкоголики. Вежливые продавцы в продуктовом называют покупателей по именам. Бабушка выбирает пряники.

Усадьба, в которой Владимир Ильич Ленин провел последние годы своей жизни, была построена в последней четверти XVIII века. У нее несколько раз менялись владельцы — последними были московский градоначальник Анатолий Рейнбот и его жена, миллионерша Зинаида Морозова. Большевикам усадьба досталась в идеальном состоянии — с обстановкой, садовыми беседками и даже телефонной связью. Ленин, который принципиально не хотел жить во дворце, поселился здесь в 1921 году.

В том же году он вместе с женой, Надеждой Крупской, открыл в одном из расположенных на территории зданий школу, чтобы обучать грамоте детей из окрестных деревень. В итоге школа имени Ленина пережила и самого Ленина, и Надежду Крупскую, и Вторую мировую войну, и весь Советский Союз. Это официально самая старая школа страны.

С 1941 по 1944 год в здании школы размещался военный госпиталь. Потом там открыли интернат для детей, родители которых погибли на войне. В 1954 году интернат снова получил статус школы, которая стала экспериментальным учреждением Академии педагогических наук. В 1965 году на территории построили несколько новых зданий. В 2014 году учредителем школы стало Министерство просвещения РФ.

Скрытый пятиэтажками и шиномонтажами треугольник между Каширским шоссе и трассой А-105 — это тихая лесопарковая гавань, посреди которой стоит старая красивая школа.

Вечером 30 октября 2018 года родителей, чьи дети учились в школе Горки, собрали в актовом зале, чтобы сообщить: на основании проверки, проведенной Роспотребнадзором, принято решение о приостановке образовательного процесса и закрытии школы. Внезапно? Да. Прямо посреди учебного года? У нас не было другого выбора. И что нам теперь делать? Сейчас расскажем.

На протяжении всего собрания в зале велась видеозапись. Помимо Садовниковой, в президиуме присутствовала представитель Министерства образования Московской области, слегка обескураженные происходящим директора соседних школ и новый и. о. директора школы в Горках Сергей Леонидович Логинов, назначенный четыре дня назад. Четвертый исполняющий обязанности с 2017 года.

И через все это придется ездить. Каждый день. По утрам. И первоклассникам, и подросткам, которым надо готовиться к ЕГЭ. А скоро зима. И ездить придется не только туда, но и обратно. То есть родителям нужно будет срываться с работы, изыскивать возможности.

И показывала бумаги. Директора соседних школ, равно как и Логинов, были скорее напуганы, чем воодушевлены перспективами обеспечить детям здоровье и безопасность.

Когда исполняющий обязанности заговорил, оказалось, что голос у него тихий и вежливый. Он пообещал сделать все возможное, чтобы в кратчайшие сроки провести ремонт и вернуть детей в чистую, светлую, безопасную школу.

После Логинова слово взял человек, который тоже сидел в президиуме, с краю, и в первые полчаса собрания сосредоточенно сортировал по стопкам копии приказов. Это был представитель родительского комитета, который нашел в документах несколько нестыковок и хотел бы задать по их поводу несколько вопросов. Чтобы сэкономить прилагательные, проще будет изложить их списком:

Представитель родительского комитета, несколько раз доказав неидеальность предоставленных документов, предложил не принимать поспешных решений, отменить приказ о приостановке образовательной деятельности, собрать совет с привлечением родителей, учителей и представителей министерства — и решить вопрос постепенно. Он выразил готовность родителей помочь министерству и деньгами, и экспертизой. Удивился, что приказ о закрытии уже подписан, а документации, подтверждающей, что ремонт запланировал и оценен, нет. И предложил посчитать стоимость ремонта, составить смету и обозначить сроки. Он напомнил, что школа Горки — это как минимум четыре здания, в которых можно проводить занятия, а это позволяет проводить ремонт поэтапно. И добавил, что до ближайших школ объективно далеко и неудобно ездить; что дважды в день развозить 500 детей автобусами — это значительная нагрузка на муниципальный бюджет. Но даже это не главное. Главное — что соседние школы и так переполнены за счет активной застройки и заселения новых микрорайонов. И от решения закрыть школу в Горках никому не будет хорошо. Ни с точки зрения безопасности детей, ни с точки зрения их здоровья.

Президиум внимательно выслушал доводы и постановил: в течение недели родители должны написать заявления о переводе их детей в другие школы по собственному желанию. И. о. директора Логинов сказал, что на устранение недостатков потребуется два года.

И сейчас самое время увидеть список недостатков, который уже больше трех лет мешает осуществлению образовательной деятельности в самой старой школе страны:

  1. Все учебные помещения в различной степени имеют отделку с нарушенной целостностью;
  2. Внутренняя разводка систем отопления, водоснабжения, канализации ветхая, со следами многочисленных ремонтов и протечек;
  3. Кабинки в туалетах не в полном объеме оборудованы дверями;
  4. В отдельных классах имеются светильники искусственного освещения старого образца с разрушенной защитной арматурой;
  5. Классные доски не в полном объеме оборудованы местным освещением (софитами);
  6. На пищеблоке школы кафельное покрытие стен и полов с нарушенной целостностью, часть плиток имеет трещинки или щербинки, часть отсутствующих плиток замазана цементом;
  7. Значительная часть ученических столов (более 100 шт.) имеет разрушенное покрытие, что делает невозможным проведение качественной санитарной обработки и дезинфекции;
  8. Не предъявлены лабораторные исследования качества питьевой воды из водозабора;
  9. Горячее питание не организовано;
  10. Не организован свободный доступ к питьевой воде.

Алексей Поляков успокаивает родителей учеников школы № 17, Новый старый директор школ в Новой Трехгорке провёл собрания представителей классов

Алексей Поляков представился, рассказал о себе, поскольку в школе уже появились родители, не заставшие его в прошлый период работы.

Основной своей задачей Поляковым видит: создать из нескольких трудовых коллективов какой-то новый организм, сплотить его, заинтересовать в сотрудничестве на благо, прежде всего, учеников, и, конечно, самих учителей, вопросы материальной обеспеченности которых нельзя не учитывать в условиях близости Москвы. Пока комбриг только на этапе знакомства с состоянием дел в зданиях учреждения. Передвигается между ними пешком. На собрании Поляков сообщил родителям, что его фитнесбраслет насчитал за день 24 километра. По сути это пока единственная цифра, которой он может хвастаться на новой должности.

Ухудшение качества образования

Проблемой острой, тяжёлой Поляков назвал кадровую, имеющую вдобавок множество вытекающих последствий, главные из которых — невероятная чехарда замен, уменьшение усвоения материала, ухудшение качества образования.

Однако сразу стал утверждать, что уже близок к решению:

У нас осталась незакрытой только вакансия учителя физики 10-11 классов. Ждём учительницу русского языка, она сегодня дала мне положительный ответ и через две недели будет работать у нас, замечательный педагог, которую я знаю, с которой работал, она переходит из частной школы. С понедельника выходят на работу учителя английского и немецкого, истории и обществознания, на текущей неделе приступили к работе учителя истории, математики.

Поляков обратился к родителям с просьбой порекомендовать кого-то из знакомых, будь он педагогом-физиком или человеком, имеющим профильное образование физика.

И тут же стал нивелировать масштабный кадровый кризис в учреждении к обыденности, утверждая, что проблема с кадрами была, есть и будет, её невозможно закрыть раз и навсегда — люди увольняются по семейным обстоятельствам, уходят в декретный отпуск, наконец, болеют:

В настоящее время в двух корпусах школы 26 педагогов на больничном — болеют сами, болеют их маленькие дети, с которыми приходится сидеть.

65 000 — средняя зарплата учителя?

Конечно, не мог не возникнуть вопрос — что же с зарплатой учителей, по поводу которой родители направляли петиции руководству округа и региона? Будут ли какие-то подвижки?

Алексей Поляков пояснил:

И как типичный российский технократ, Поляков не пояснил, 65 000 — это до вычета налогов или уже после, на руки. И вошли ли в его расчёт зарплаты административного персонала, в том числе директора и его замов?

Родители пока успокоились

2 За 90-летнюю историю, школу возглавляли За 90-летнюю историю, школу возглавляли 16 директоров.

3 1919 год. Гражданская война, голод год. Гражданская война, голод. На станции Будогощь организована школа Федором Васильевичем Козловым. Расположилась она в фойе клуба и учились в ней 28 человек. На станции Будогощь организована школа Федором Васильевичем Козловым. Расположилась она в фойе клуба и учились в ней 28 человек год. Школа переехала в путевую казарму, появились парты, учебники, тетради. Учащихся стало 40 человек. Школа переехала в путевую казарму, появились парты, учебники, тетради. Учащихся стало 40 человек.

4 Козлов Федор Васильевич Проработал в Будогощской школе до Проработал в Будогощской школе до 1 сентября 1926 года, затем 1 сентября 1926 года, затем в 1938 году вновь стал директором и оставался им до прихода немцев. После эвакуации в 1946 году вернулся в родные края работал учителем физики до ухода на пенсию. За долголетнюю и безупречную работу награжден орденом Ленина и медалями. в 1938 году вновь стал директором и оставался им до прихода немцев. После эвакуации в 1946 году вернулся в родные края работал учителем физики до ухода на пенсию. За долголетнюю и безупречную работу награжден орденом Ленина и медалями.

5 Прокофьева Анна Филипповна Директор Будогощской средней школы в период с 1942 по 1944 год

6 Иванов Семен Фомич В феврале 1942 года Семен Фомич был назначен заведующим Киришским РОНО, но последствия дистрофии, перенесенной в блокадном Ленинграде, вынудили его перейти на должность директора Кукуйской школы. С 20 февраля 1947 года Семен Фомич назначен директором Будогощской средней школы и оставался им до конца своей жизни. Кроме основной работы вел большую общественную деятельность. Общий стаж составил 42 года. В 1945 году награжражден медалью За доблестный труд, а в 1949 году – орденом Ленина. В феврале 1942 года Семен Фомич был назначен заведующим Киришским РОНО, но последствия дистрофии, перенесенной в блокадном Ленинграде, вынудили его перейти на должность директора Кукуйской школы. С 20 февраля 1947 года Семен Фомич назначен директором Будогощской средней школы и оставался им до конца своей жизни. Кроме основной работы вел большую общественную деятельность. Общий стаж составил 42 года. В 1945 году награжражден медалью За доблестный труд, а в 1949 году – орденом Ленина. 21 сентября 1956 года Семен Фомич скончался от инфаркта на своем рабочем месте. 21 сентября 1956 года Семен Фомич скончался от инфаркта на своем рабочем месте.

7 Где-то живет мой старый учитель… Наверное, все также высок и значителен, Над классом, где в солнечных зайчиках стены, Маячит, взволнованный и вдохновенный. Это отрывок из стихотворения выпускника школы, посвященный Николаю Алексеевичу Екимову. Это отрывок из стихотворения выпускника школы, посвященный Николаю Алексеевичу Екимову.

8 Екимов Николай Алексеевич Родился в 1906 году. Рано потерял родителей, батрачил у чужих людей. С 1918 года воспитывался в детском доме. Затем вступление в комсомол, учеба в педагогическом техникуме, работа в райкоме комсомола, инспектором РОНО. В 1959 году был назначен директором Будогощской школы, где проработал до ухода на пенсию в 1966 году. Участник Великой Отечественной Войны, награжден орденами Отечественной войны и Красной звезды, 11 медалями, знакомОтличник народного образования. Родился в 1906 году. Рано потерял родителей, батрачил у чужих людей. С 1918 года воспитывался в детском доме. Затем вступление в комсомол, учеба в педагогическом техникуме, работа в райкоме комсомола, инспектором РОНО. В 1959 году был назначен директором Будогощской школы, где проработал до ухода на пенсию в 1966 году. Участник Великой Отечественной Войны, награжден орденами Отечественной войны и Красной звезды, 11 медалями, знакомОтличник народного образования. Последние годы Николай Алексеевич жил в доме престарелых в г. Павлово. Последние годы Николай Алексеевич жил в доме престарелых в г. Павлово.

9 Раков Виталий Иванович Директор школы в период с 1967 по 1969 год

10 Марюхин Алексей Яковлевич Директор школы в период с 1970 по 1972 год.

12 Сыромятников Михаил Степанович Р аботал в должности директора с 1982 по 1985 год. Р аботал в должности директора с 1982 по 1985 год.

14 Федотова Тамара Михайловна Вся жизнь Тамары Михайловны связана с нашей школой. С 1968 года она работала старшей пионервожатой. Это была хорошая школа жизни, которую она вспоминает очень тепло. Затем – воспитатель ГПД, учитель начальных классов, заместитель директора по внеклассной работе. Был в ее жизни и крутой поворот: в 1985 году она была избрана депутатом городского совета и председателем Будогощского сельского совета. В мае 1988 года Тамара Михайловна возвращается в родную школу и работает заместителем директора по внеклассной работе, а с 1993 года - в должности директора школы. В общей сложности школе и детям отдан 41 год, из них 16 лет она была директором. За труд награждена значком ЦК ВЛКСМ За активную работу с пионерами, знаком Отличник народного образования, медальюПатриот России, дипломами и грамотами разного уровня. Вся жизнь Тамары Михайловны связана с нашей школой. С 1968 года она работала старшей пионервожатой. Это была хорошая школа жизни, которую она вспоминает очень тепло. Затем – воспитатель ГПД, учитель начальных классов, заместитель директора по внеклассной работе. Был в ее жизни и крутой поворот: в 1985 году она была избрана депутатом городского совета и председателем Будогощского сельского совета. В мае 1988 года Тамара Михайловна возвращается в родную школу и работает заместителем директора по внеклассной работе, а с 1993 года - в должности директора школы. В общей сложности школе и детям отдан 41 год, из них 16 лет она была директором. За труд награждена значком ЦК ВЛКСМ За активную работу с пионерами, знаком Отличник народного образования, медальюПатриот России, дипломами и грамотами разного уровня.

15 Какой прекрасный, светлый день! У нашей школы Юбилей! Мы поздравляем всех друзей, Тех, кто директором был в ней.

Работа московских школ. Архив

Портал "В Москве" сделал подборку самых популярных и старейших московских школ - с именем и традициями, некоторым из которых более 100 лет, которые попали в список столичных школ с наивысшими достижениями, а также необычных общеобразовательных заведений.

Запись первоклассников в московские школы стартовала 15 декабря 2012 года, и по новым правилам родители могут подать электронное заявление сразу в три любых школы, одна из которых — по территориальной привязке, причем теперь школы объединены в образовательные комплексы по микрорайонам. Выбрать одну из более 1,5 тысяч столичных школ родителям бывает непросто. Портал "В Москве" сделал подборку самых популярных и старейших московских школ — с именем и традициями, некоторым из которых более 100 лет, которые попали в список столичных школ с наивысшими достижениями, а также необычных общеобразовательных заведений с углубленным изучением китайского и хинди.

Старейшие школы

Центр образования № 57 существует уже более 135 лет. "Пятьдесят седьмая" — это уже своего рода бренд в столичной системе образования. В рейтинге московских школ с высокими образовательными достижениями, составленном городским департаментом образования, в который вошли 300 учебных заведений, школа № 57 на втором месте. Она была основана в 1877 году как реальное училище статского советника Карла Мазинга. Одно время акцент в обучении ставился на искусство, потом — на математические науки, позже появились биологические и гуманитарные классы. Школа 57 считается одной из ведущих математических школ страны. Хотя, гуманитарные классы школе тоже есть. Математический "уклон" школа приобрела в конце 60-х годов, и благодаря успехам своих учеников, школа стала хорошо известна в научных кругах не только нашей страны, но и многих стран мира.

Кстати, выпускники школы, среди которых известный дизайнер Артемий Лебедев, называют себя "пятидесятисемитами". Несмотря на то, что сейчас школа располагается в трех зданиях — в Малом Знаменском переулке, в Хользуновом переулке и на улице Хамовнический Вал, дом 26, принять всех желающих она не может, и попасть в нее непросто.

С 19 века ведет свою историю и Средняя общеобразовательная школа № 330. Ей уже 128 лет, и изначально здесь обучались исключительно девочки. Классы были открыты при Доме воспитания для детей-сирот, чьи отцы погибли на русско-турецкой войне. В 1887 году образовательное учреждение стало называться Елизаветинской женской гимназией (в честь высочайшей попечительницы великой княгини Елизаветы Федоровны). С 1912 года школа занимает здание в Большом Казенном переулке. Школа многие годы удерживает славу учебного заведения "с традициями". В отзывах родителей и выпускников разных лет преобладают положительные оценки. И те, и другие хвалят хороший преподавательский состав и "крепкую" материальную базу. Кстати, в школе есть музей, который хранит всю богатую историю учебного заведения.

По словам директора школы № 1234 Ирины Григорьевны Волошко, учебные заведения, принимавшие первоклашек еще в начале прошлого века, дают уникальное образование за счет своих традиций. Здесь дети чувствуют себя частичкой большой истории и "впитывают" в себя высокие ценности и принципы. При этом и у молодых школ есть свои преимущества: например, возможность выбрать разнообразные профили, вплоть до самых смелых экспериментов, и сделать пространство классов и коридоров максимально просторным, чего не могут позволить себе многие старые школы.

Знаменитые языковые школы

Одной из старейших и сильнейших школ Москвы с углубленным изучением английского языка считается школа № 1234, история учебного заведения началась еще до революции. С 1968 года в школе введено углубленное изучение английского, а с 1994 года — второго иностранного языка, немецкого. Школе присвоена высшая категория. Английский язык изучается со второго класса, с пятого класса добавляется немецкий, а при успешном освоении языков — можно изучать французский с седьмого класса, плюс спецкурсы, например "бизнес-перевод". В средней и старшей школе ученики имеют возможность поехать по обмену за рубеж — совершенствовать язык в одной из европейских стран. Правда, свое чадо в эту школу, нужно быть готовым к тому, что английский должен стать чуть ли не его родным языком. Так, в интернете встречаются отзывы о том, что некоторым ученикам приходится брать платные занятия по языку на стороне — мол, без репетитора никак не потянуть.

Зато и знания остаются на всю жизнь, о чем свидетельствуют отзывы тех, кто давно распрощался со школьной партой. "Школа отличная! Я в ней училась с 1983 г. Английский язык до сих пор помню, и помогаю с этим языком своим дочкам-близняшкам!".

"Закончил очень давно (1993). Воспоминания только добрые, даже об учителях, предметы которых, мягко скажем, не были любимыми. Год назад был в школе, приводил свою дочь. Любимые учителя еще работают! Ну и конечно любимый директор! Любая школа это не здание, ни район, где она находится, это, прежде всего, люди! Школа дала мне очень многое и в образовании, и как человеку!", — делится один из выпускников.

Школа выпустила многих знаменитостей, среди них писатель Борис Заходер, народная артистка СССР Людмила Касаткина, актриса Мария Миронова, ведущий КВН Александр Масляков-младший и певец Павел Артемьев из "Фабрики звезд". Вековые традиции, "статусность" школы привлекают и "звезд". По информации некоторых СМИ, здесь учатся дети известных персон российского шоу-бизнеса. Предметом гордости в школе также является традиция театральных фестивалей и яхт-клуб.

Школа № 1288, которой более 60 лет, также предлагает углубленное изучение английского, причем акцент сделан на постоянное использование языка в процессе обучения и в повседневной жизни. Здесь ребенку предстоит изучать часть общеобразовательных предметов на английском языке, а с пятого класса начинаются французский и испанский.

Есть в Москве школы и углубленным изучением менее популярных и редких языков. Так, школа-интернат № 19 с углубленным изучением хинди была создана в 1956 году для укрепления советско-индийских связей. Здесь ученики не только говорят на хинди, но и изучают культуру страны, индийские танцы и т. д.

В школе-интернате № 11 с изучением китайского языка ребенок с первого класса будет изучать китайский, а со второго — английский язык. В 11-м классе ему дадут навыки профессионального переводчика. Важно, что обучение проходит не только по учебникам, которые зачастую не успевают за изменениями в языке, но и по прямым трансляциям телевидения КНР. Поэтому актуальный языковой запас и знание текущих событий страны ученикам обеспечены. Родители и ученики уровень преподавания оценивают высоко, хвалят начальную школу.

Школы для технарей

Школа № 91 образовалась в 1920-е годы на базе Пятой московской гимназии. Она гордится своими выпускниками, среди которых создатель игры тетрис Алексей Пажитнов, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов и многие другие. Школа славится сильным математическим классом и глубоким изучением языков программирования. Но учителя сразу предупреждают: строгая дисциплина и оценки, это не про их школу — здесь воспитывают любовь к свободе и уважение друг другу. Ученики считают, что школа похожа на семью, где здесь царит добрая и творческая атмосфера.

"Учится мальчик в первом классе. В школу ходит с удовольствием, даже на каникулы не хотел уходить (в то время как сверстники из других школ уже не хотят ходить в школу). Оценок нет. Но плюсики и плюсики в кружочках ставят", — пишет мама одного из учеников.

Как утверждают ученики, выпускники без труда поступают в ВШЭ, МФТИ, "Бауманку".

Еще одна известная математическая школа Москвы — Центр образования № 354 им. Д. М. Карбышева. История школы начинается с 1935 года, а в 1973 году ей был присвоен статус школы с углубленным изучением математики при МГТУ им. Баумана. Среди последних достижений школы — победа на международном конкурсе "Школа Сколково" в 2011 году и вступление в ассоциацию сколковских школ. С пятого класса ученикам предлагают углубленно изучать математику или биологию. В старших классах идут спецкурсы по физике, астрономии, химии, экологии, так что здесь найдется точка приложения сил и для гуманитариев. Кроме того, центр образования организует зимние математические школы, где дети и отдыхают, и готовятся к математическим олимпиадам.

Школа № 1350, существующая с 1970 года, также дает углубленное изучение математики. С восьмого класса здесь формируют мини-классы по 12-15 человек. Школа сотрудничает с МГТУ им. Баумана, не раз выступала площадкой для экспериментальных программ.

Читайте также: