Самый молодой директор школы

Обновлено: 05.07.2024

По данным за 2019 год, Индия занимает 151-е место в мире по уровню грамотности. И это довольно оптимистические цифры: 20 лет назад строчка в этом рейтинге у Индии была намного ниже. Тогда дети и взрослые там вообще не думали об образовании, главное было просто прокормиться. Семья дошкольника Бабара Али не была исключением. Но мальчик все-таки уговорил родителей отвести его в школу. А через два года открыл свою.

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

Путь к образованию

Бабар Али родился 18 марта 1993 года в индийском штате Западной Бенгалии, в городе Муршидабад. Его семья была бедной и безграмотной. У мальчика не было детства с игрушками и развлечениями, он с четырех лет был приучен к труду и работе. Каждый день Бабар вставал в четыре утра, чтобы помочь маме по хозяйству, а потом отправлялся на мелкие заработки в соседний город.

Конечно, ребенку было сложно, хотя так в Индии в то время жили миллионы детей. И все же мальчик где-то слышал — изменить свою жизнь можно, но для этого нужно образование. Вот только получить его было практически нереально. В городе, где жил Бабар, например, школ не было вообще, а до ближайшей нужно было идти пешком несколько километров. К тому же объяснить родственникам, для которых каждый член семьи был прежде всего рабочей силой, что ты вдруг хочешь учиться, оказалось непростой задачей. Они не понимали, зачем это нужно. Считали образование роскошью и блажью.

И все-таки Барбар упросил родителей отдать его в школу. Он начал находить разные книги (бедные семьи в Индии не держали библиотек), пытался учить буквы и как мог самостоятельно готовился к школе. А родители тем временем стали собирать деньги на школьные принадлежности и форму.

Бабара взяли в первый класс государственной школы, которая находилась почти в 4 километрах от его дома. Мальчик продолжил просыпаться на рассвете, помогал маме по хозяйству и только потом отправлялся в школу — на занятия он с первого учебного дня ходил один и пешком.

Школа под деревом гуавы

Бабару нравилось узнавать новое. Он быстро научился читать и писать. И стал единственным в семье, кто умел это делать. Ребята из соседних домов и районов с восторгом смотрели на мальчика, который рассказывал, что он узнал в школе, пересказывал им интересные книги и сказки. Дети в такие моменты собирались вокруг него, затихали и внимательно слушали.

Стихийная школа расположилась на заднем дворе дома под большим деревом гуавы. В первый день у Бабара было всего 8 учеников, но с каждым днем их становилось все больше и больше. В школе, в которой учился он сам, Бабар стал собирать остатки мела, чтобы, пройдя четыре километра по жаре, писать этим мелом на импровизированной доске для соседских детей. А они записывали его задания на найденных на улицах газетах.

Когда школьные учителя узнали, чем занимается один из их учеников, они были очень растроганы. И стали по мере возможности помогать мальчику: например, давали ему ручки и карандаши (среди бедняков они были большим дефицитом). Школьник раздавал их ученикам. Он читал им учебники, учил всему, что знает сам, проводил контрольные, задавал домашние задания. Бабар понимал, что он единственный человек, который может чему-то научить этих детей: даже родители не могли им с этим помочь.

Сначала отцу мальчика не нравилось, что тот отвлекается на чужие проблемы в ущерб себе. Но когда он увидел, что на уроки Бабара стало приходить по несколько сотен детей, то осознал, какое большое дело делает его сын.

Помимо чтения и письма, мальчик обучал своих маленьких соседей музыке и танцам. Он проводил уроки физкультуры и устраивал развлекательные мероприятия.

Самый молодой директор

К 2009 году Бабар Али уже не просто читал для детей лекции, а стал, по сути, настоящим директором своей импровизированной школы. Мальчику тогда было 16 лет.

К тому времени он разделил учеников на несколько классов — по возрасту и уровню знаний. У каждого класса была своя образовательная программа, а учили детей по настоящим учебникам и пособиям — к тому времени Бабар собрал большую их коллекцию.

Конечно, были и те, кому деятельность Бабара не нравилась. В основном это были родители его учеников или тех, кто хотел ходить в школу. Они считали мальчика мошенником, который заморочил их детям голову — и теперь те, вместо того чтобы работать и помогать семье, занимаются какой-то ерундой.

Но Бабар смог переубедить даже скептиков. Чтобы его занятия не выглядели как баловство и пустая трата времени, он обратился к власти штата с просьбой официально оформить свою школу. И это получилось: в 16 лет Бабар стал директором школы для малоимущих, где ученикам, помимо знаний, ежедневно полагалась бесплатная порция риса. Родители учеников были довольны.

Школа сегодня

Сегодня Бабару 28 лет. Он стал влиятельным человеком в сфере образования в Индии. Его часто приглашают на лекции и конференции, он был спикером TED Talks.

Школа Бабара до сих пор продолжает работать. В ней есть постоянные ученики и вольные слушатели — люди, которые не имеют возможности освоить программу полностью, но хотят научиться хотя бы чему-то. Все педагоги школы — волонтеры, они продолжают дело Бабара и работают на добровольной основе. У школы есть спонсоры, которые покрывают расходы на канцелярию и маленькие перекусы учеников.

В окрестностях его родного города даже сегодня все еще достаточно много малоимущих семей, дети в которых вынуждены с ранних лет идти на заработки, чтобы прокормиться. Цель Бабара сегодня — развить школу до полноценного колледжа, где ребятам будут давать не только общее образование, но и конкретную профессию.

Сегодня поздравления принимают учителя. Профессиональный праздник у них завтра, но дарить цветы и благодарить любимых педагогов будут, по традиции, в последний рабочий день этой недели. В канун дня учителя мы расскажем историю самого молодого директора школы в России.

– У меня нет ни одного штрафа.

Хотя привыкла жить на скорости. Шутка ли, Вера Боровикова сегодня самый молодой директор школы в стране. Ей всего-то 23 года. На любимую работу всегда приходит первой. Проверить классы. Подписать бумаги. Убедиться, что все готово к урокам. Преподает математику и информатику. Вот уже полгода заботы по школе на хрупких женских плечах.

– Вот наш спортзал, отремонтированный не так давно. Буквально недавно завершился ремонт у нас в котельной. Оптоволокно. Высокоскоростной интернет по национальному проекту. Будем на связи, будем с интернетом, все у нас будет отлично, – говорит Вера Боровикова.

200 километров от Смоленска. Село Нахимовское. В местной школе 13 учеников и семь учителей. В классах по 2-3 человека.

– Мне нравится, как она преподает. Она объясняет хорошо, понятно, – делится ученица 5-го класса Сандра Лувнецкая.

Да и как по-другому? Вера Викторовна из учительской династии. Молодого руководителя коллеги полюбили сразу.

– Когда молодежь приходит в школу, тем более, в такую глубинку – это радость для педагогов, которые здесь уже работают десятки, десятки лет, – говорит Зоя Григорьева, учитель русского языка и литературы.

– Любим своего директора. Мы рады, что она к нам пришла. Молодежь всегда приветствуем. Она у нас такая молодец. Энергичная, смелая. Мы с ней очень ладим, мы ее любим, и она нас любит, – признается учитель физики Валентина Павлова.

Ученики Нахимовской школы постоянно участвуют в олимпиадах. В своем новом директоре души не чают.

– Она отличный педагог. Очень удивляет, что она такая молодая и уже директор. Это хорошо.

– Вера Викторовна – мой классный руководитель, это отличный директор.

Антон Ляпин среди учеников и учителей своей школы.

Для Светлинского района Оренбургской области Антон Андреевич Ляпин – реальный герой. 2 года назад в возрасте 20 с небольшим лет он не побоялся вступить в должность директора малокомплектной сельской школы в одном из самых отдалённых населённых пунктов региона.

Москва или малая Родина?

Посёлок Восточный Светлинского района – это 600 км от областного центра, население 550 человек, из них 70 школьников. Из окна школы видно деревню, которая расположена на территории соседнего Казахстана. В этой школе несколько лет назад свой аттестат получал выпускник Антон Ляпин. Мог ли он тогда подумать, что вернётся сюда уже директором?



Главная проблема - нехватка кадров

Молодую пару встретили радушно, шутка ли – сельская школа получала сразу двух педагогов – Татьяна была химиком по образованию. Но переступать порог родной школы в роли директора было как минимум непривычно. Более того, родители Антона сами работают в школе – мама занимается с дошколятами, отец – водитель.

Молодой семье Ляпиных, которая официально родилась в январе 2018 года, пришлось освоить новые специальности. Антон Андреевич преподаёт биологию и астрономию. В этом учебном году он взялся за обучение английскому. По его признанию, это мера вынужденная. Учителя иностранного в школе не оказалось, заменить некем, потому Антон прошёл переподготовку, которая заняла несколько месяцев. Татьяна взяла на себя начальные классы – сама вызвалась пройти курсы, когда в декретный отпуск ушла учительница самых маленьких.


Антон Ляпин проработал в областном центре, сейчас трудится в глубинке и может сравнить детей из города и из села, а также тонкости их образования.

Успех работы школы только на 25–30% зависит от учителя, считает Ляпин, остальное – это влияние и помощь родителей, а также самого ребёнка.

Чтобы школьники могли по максимуму развивать свои таланты в стенах школы, Антон Андреевич ездит с ними на экскурсии по местным природным достопримечательностям, а также ведёт занятия игры на гитаре после основных уроков. Кружок пользуется спросом – записались 30 человек. А чтобы и взрослым было чем заняться в школе, по вечерам для них работают спортивные секции. Так сельская школа подтверждает звание своеобразного центра активного образа жизни в селе.


Кстати

Логотип Daily Карелия

Никита Анатольевич Большаков стал самым молодым директором средней школы в отдаленном поселке Туманный Мурманской области в возрасте 22 лет и 340 дней — с такой точностью зафиксирован факт в Книге рекордов России.

Звонок от директора Кольской вечерней школы, где Никита Анатольевич год проработал учителем истории, раздался в ноябре прошлого года. Он хорошо помнит тот день — лежал дома с простудой и поначалу решил, что разговор ему почудился.

— Это было на каникулах, я лежал с температурой. Когда позвонил директор школы, где я работал, и предложил стать директором в Туманном, я подумал, что у меня галлюцинации. На следующий день я перезвонил. Оказалось — нет. Я сначала испугался ответственности — здесь ведь не только школа, но и садик. Но потом пообщался с коллективом. Меня приняли тепло. Приняли как Нестора Петровича. Уже два года работаю — еще с кольской школы, а меня с ним ассоциируют. Значит, что-то есть общее, буду надеяться, что положительное. Но буквально во всем пример с меня брать еще нельзя. Директор я 24 часа в сутки. Ошибки, конечно, бывают, но непоправимых, кажется, пока не совершил. — улыбается Большаков.

Директор по-прежнему учится, чем может служить примером своим подопечным. Бывает, в школу приходит часа за полтора до занятий, а уходит после одиннадцати вечера. Организационные вопросы, бумажная волокита, законодательные лабиринты, визиты проверяющих инстанций, неустанный контроль руководства, отчеты, справки и прочие СанПиНы… Так что, знаете, возраст — это всего лишь цифра.

Читайте также: